Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
111
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ФАСИЛИТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ ИНГИБИЦИЯ / КОННЫЙ СПОРТ / СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А., Букса О.А.

Цель статьи заключается в представлении исследования социально-психологических механизмов, которые воздействуют на спортсменов в условиях соревнований и период пандемии. Рассмотрено влияние зрителей на соревнованиях во взаимодействии с эффективностью и уровенем достижений спортсменов, что имеет важное научно-прикладное значение для спортивной и психологической сферы. Приведены результаты спортсменов конного спорта по проведенным методикам, сравнительные данные разных дисциплин внутри него, а также проведена корреляция между показателями методик. Выявлены различия в показателях субъективного контроля, в мотивации достижения и мотивации избегания неудач, демонстрирующие специфику дисциплин конного спорта и имеющие под собой психологический аспект. Статья предназначена для специалистов в области спортивной психологии и тренерского состава данных видов спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А., Букса О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SOCIO-PSYCHOLOGICAL MECHANISMS OF INFLUENCE ON THE ATHLETES’ COMPETITIVE ACTIVITY IN THE CONTEXT OF THE PANDEMIC

The purpose of the article is to present a study of the socio-psychological mechanisms that affect athletes in competition conditions and during the pandemic. The influence of spectators at competitions in interaction with the effectiveness and level of achievements of athletes is considered, which is of important scientific and applied importance for the sports and psychological sphere. The results of equestrian athletes according to the methods carried out, comparative data of different disciplines within it are presented, as well as a correlation between the indicators of the methods is carried out. The differences in the indicators of subjective control, in the motivation of achievement and the motivation of avoiding failures are revealed, demonstrating the specifics of equestrian sports disciplines and having a psychological aspect. The article is intended for specialists in the field of sports psychology and the coaching staff of these sports.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА СОРЕВНОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

Общая психология

УДК 740

Особенности социально-психологических механизмов воздействия на соревновательную деятельность спортсменов в условиях пандемии

Features of socio-psychological mechanisms of influence on the athletes' competitive activity in the context of the pandemic

Пожарская Е.Л., РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, kp-reu@ya.ru Дебердеева Н.А., РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, kp-reu@ya.ru Букса О.А., РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, kp-reu@ya.ru

Pozharskaya E., Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), kp-reu@ya.ru Deberdeeva N., Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), kp-reu@ya.ru Buksa O., Plekhanov Russian University of Economics (Moscow), kp-reu@ya.ru

DOI: 10.51379/KPJ.2022.154.4.028

Ключевые слова: спортивная психология, социальная фасилитация; социальная ингибиция; конный спорт; спортсмены.

Keywords: sports psychology, social facilitation; social inhibition; equestrian sports; athletes.

Аннотация. Цель статьи заключается в представлении исследования социально-психологических механизмов, которые воздействуют на спортсменов в условиях соревнований и период пандемии. Рассмотрено влияние зрителей на соревнованиях во взаимодействии с эффективностью и уровенем достижений спортсменов, что имеет важное научно-прикладное значение для спортивной и психологической сферы. Приведены результаты спортсменов конного спорта по проведенным методикам, сравнительные данные разных дисциплин внутри него, а также проведена корреляция между показателями методик. Выявлены различия в показателях субъективного контроля, в мотивации достижения и мотивации избегания неудач, демонстрирующие специфику дисциплин конного спорта и имеющие под собой психологический аспект. Статья предназначена для специалистов в области спортивной психологии и тренерского состава данных видов спорта.

Abstract. The purpose of the article is to present a study of the socio-psychological mechanisms that affect athletes in competition conditions and during the pandemic. The influence of spectators at competitions in interaction with the effectiveness and level of achievements of athletes is considered, which is of important scientific and applied importance for the sports and psychological sphere. The results of equestrian athletes according to the methods carried out, comparative data of different disciplines within it are presented, as well as a correlation between the indicators of the methods is carried out. The differences in the indicators of subjective control, in the motivation of achievement and the motivation of avoiding failures are revealed, demonstrating the specifics of equestrian sports disciplines and having a psychological aspect. The article is intended for specialists in the field of sports psychology and the coaching staff of these sports.

Введение. Ограничительные меры в связи с пандемией СОУГО-19 привели к изменениям в привычной жизнедеятельности, включая спорт и физическую активность. Одни старты отменены, некоторые - перенесены в другие города или откладываются на неопределенный срок, третьи -проводятся без зрителей или с ограничением по

количеству посетителей. Последний пункт представляет особый интерес с точки зрения спортивной психологии, так как зритель является неотъемлемой частью соревновательного процесса [5]. Эффект присутствия зрителя может влиять на мотивацию спортсмена - не только положительно, но и отрицательно [1].

Положительное воздействие способствует возникновению «эффекта социальной фасилитации» - социально-психологические факторы способствуют самореализации спортсмена, дальнейшему развитию его личности и творческих потребностей. Социальная фасилитация представляет собой социально-психологический механизм воздействия, выраженный в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. При отрицательном воздействии может возникнуть обратный эффект. «Эффект социальной ингибиции» - негативное влияние публичности соревнований на деятельность спортсмена, его дальнейшую активность и развитие. Социальная ингибиция актуализирует негативные переживания у спортсмена, такие как стыд (переживание разоблачения и позора, связанное с реакцией других людей), чувство вины (самонаказание) и другие [2].

Сложность определения роли зрителя заключается в следующем: при проведении экспериментальных иссследований, внимание уделяется и изучается влияние какого-либо фактора на активность спортсмена в строго контролируемых условиях. Когда же спортсмена окружают заполненные трибуны, то на него может оказывать влияние неисчислимое количество факторов (в каком составе выступает спортсмен - один или в команде, уровень шума зрителей, количество болельщиков, способность спортсмена не реагировать на замечания зрителей, не применять их к себе). В этом отношении пандемия дала возможность сравнить состояние спортсменов в соревновательной стрессовой ситуации, но без такого глобального дополнительного фактора как зритель, в связи с периодически выходящими ограничениями по их допуску.

Материалы и методы исследования. В исследовании приняли участие спортсмены в возрасте от 18 до 25 лет, занимающиеся конным спортом - выездкой (дрессурой) и конкуром (преодолением препятствий). Число

респондентов равняется 63, среди которых 32 спортсмена, занимающихся выездкой и 31 спортсмен, занимающийся конкуром. Все они имеют действующие разряды от III взрослого до Мастера спорта.

Помимо самостоятельно разработанной анкеты, были использованы следующие методики: Методика диагностики психической надежности спортсмена, Опросник уровня субъективного контроля, Методика диагностики

личности на мотивацию к успеху, Методика диагностики мотивации избегания неудач.

Результаты исследования. В результате анализа показателей анкеты, можно утверждать, что спортсмены конкура чаще склонны к риску по своему субъективному представлению, когда есть зрители на соревнованиях. Здесь можно говорить о возможном выборе опасности в списке альтернатив с учетом возможных последствий. Отражая специфику конкура, можно привести такие примеры как: прыжки с менее удачных заходов, увеличение скорости на маршруте, резкое применение средств управления лошадью, срезание углов захода на препятствия. Сам показатель сосредотачивает внимание на особенности данной дисциплины конного спорта, так как по окончании маршрута при выполнении условий «быстрее, выше, сильнее» (отталкиваясь от правил состязания и таблицы, по которой оно судится, а также концепции всего соревнования), спортсмен получит социальное одобрение, признание - аплодисменты, положительные возгласы, а впоследствии, возможно, займет и призовое место. Стоит отметить, что в пилотном исследовании 2020 года была выявлена индивидуально-психологическая черта

спортсменов конкура как смелость, которая и может акцентуироваться в присутствии зрителей.

Спортсмены выездки же склонны к проявлению старательности по своему субъективному представлению, когда есть зрители на соревнованиях. В данном случае стоит отметить, что в пилотном исследовании 2020 года была выявлена индивидуально-психологическая черта спортсменов выездки как обеспокоенность оценкой окружающих, что и может приводить к увеличению старательности в присутствии не только судей, но и зрителей. Здесь необходимо указать, что стиль оценки соревнований по конкуру и по выездке отличается. На соревновании по конкуру может быть один судья на боевом поле, показывающий готовность маршрута к его преодолению, а также восстанавливающий разрушенные препятствия. Остальная судейская коллегия, как правило, находится поодаль от боевого поля, это место может представлять собой балкон или же закрытую будку. На соревнованиях по выездке же по периметру боевого поля находятся от трех до пяти судей, каждый из которых имеет свою позицию и заполняет протокол оценки каждого отдельного элемента по указанной схеме.

Момент, на который также необходимо обратить внимание, является разница в показателях по последнему утверждению. Спортсмены выездки, в отличие от конкура, не

отрицают вероятность того, что в присутствии зрителей они показывают результат выше, чем без них.

Все вышеперечисленное позволяет говорить о влиянии такого социально-психологического механизма как социальная фасилитация, имеющего свои различия в проявлении для отдельных дисциплин конного спорта.

Стоит отметить, что по средним значениям теста «Психической надежности спортсменов» по трем из четырех показателей (соревновательная эмоциональная устойчивость, саморегуляция, стабильность и помехоустойчивость) у приблизительно 73% в среднем для трех компонентов для обеих дисциплин наблюдаются показатели ниже среднего (<0), что говорит о снижении уровня надежности спортсменов по данным компонентам [4]. Здесь стоит упомянуть пилотное исследование 2021 года, в котором была выявлена, присущая спортсменам конного спорта вне зависимости от дисциплины, сензитивность. Данная черта личности выражается в повышенной чувствительности к внешним событиям, которое сопровождается страхом перед новыми явлениями (которыми и могут выступать соревнования) [7]. Это может объясняться также и работой с животным, то есть тем, что результат спортсмена не полностью находится под его ответственностью, так как он является с одной стороны, ведущим (управляющим лошадью), с другой стороны, ведомым (зависящим от лошади).

По одному из показателей (мотивационно-энергетический компонент), в отличие от предыдущих, приблизительно 79% для обеих дисциплин наблюдаются показатели выше среднего (>0), что говорит о повышении уровня надежности по данному показателю. Это говорит о том, что спортсмены действительно испытывают любовь к своему виду спорта, стремятся к борьбе и на тренировках проявляют полную самоотдачу.

Преобладающие у обеих дисциплин конного спорта стенические реакции протекают подъемом энергии, проявлением возбуждения,

мобилизацией организма, что автор методики считает наиболее приемлемым с точки зрения подключения нервной системы и тела в соревновательный процесс. Значимых различий по показателям в данном тесте нет.

По средним значениям по отдельным показателям методики УСК стоит отметить, что общие средние показатели шкалы общей интернальности, интернальности в области достижений, интернальности в области производственных отношений, являются

высокими в отношении баллов для своих шкал для обеих групп респондентов. Говоря о первой шкале, стоит упомянуть о том, что респонденты считают, что большинство важных событий в их жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять, и, следовательно, чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Отмечая же последующие сферы, можно утверждать, что в данных областях они чувствуют себя во многом ответственными за действия и происходящие события в этих областях в целом. Необходимо также отметить, что общие средние показатели по шкале интернальности в области семейных отношений, интернальности в области здоровья и болезни являются низкими. Это можно связать с молодым возрастом респондентов, так как в данном возрастном промежутке зачастую многие люди еще живут с родителями или близкими людьми (период обучения в вузе и выход на первую работу), что говорит о некой зависимости от них. Переходя к отличиям, на рассмотрение пойдет показатель интернальности в области неудач и интернальности в области межличностных отношений. Высокие показатели по данным шкалам присутствуют у спортсменов выездки. Отмечая первый показатель, необходимо упомянуть о том, что негативизация событий, а также их драматизация подтверждалась и в пилотном исследовании 2020 года, что проявляется, исходя из интерпретации методики, в склонности обвинять самого себя в разнообразных неудачах, неприятностях и страданиях. Отмечая второй показатель, необходимо вновь упомянуть о желании выглядеть лучше в глазах окружающих, которое также было выявлено в пилотном исследовании 2020 года. Спортсмены выездки считают себя в силах контролировать степень уважения и вызывать к себе симпатию от окружающих людей. С другой стороны, можно утверждать, что это вызвано системой судейства, но это отрицается субъективным отношением к зрителю, рассмотренным выше (в показателях первой анкеты).

Рассматривая показатель мотивации на достижение успеха, необходимо упомянуть, что для спортсменов конкура этот находится на среднем уровне, а для спортсменов выездки - на умеренно высоком [9]. Это объясняется тем, что спортсмены выездки много работают для достижения успеха и стремятся к нему, о чем спортсмены упомянули при заполнении первой предложенной им анкеты. Именно данное качество они отметили. Чем выше мотивация к

успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску, но готовность к риску как раз предполагает под собой конкур, в отличие от выездки [3].

Стоит отметить, что мотивация на избегание неудач тоже отличается. Для спортсменов выездки этот показатель находится на среднем уровне, а для спортсменов конкура - на умеренно высоком. Это объясняется теми задачами, которые поставлены перед спортсменами конкура. В данной дисциплине конного спорта гораздо большая ответственность ложится на плечи всадника, так как его неправильные действия могут привести к серьезным негативным последствиям, ведь, фактически, человек вместе с лошадью находится на расстоянии около 1,5 - 2 метров от земли, в связи с чем им необходимо как можно реже совершать ошибки. В интерпретации к методике указано, что установку на защитное поведение усиливает два обстоятельства, одно из которых - когда рискованное поведение ведет к несчастному случаю, что само по себе является спецификой конкура, в отличие от выездки, о чем было упомянуто и в предыдущем абзаце. По двум абзацам и показателям в таблице также можно сделать вывод о том, что у спортсменов конкура преобладает мотив избегания неудач, а у спортсменов выездки - мотив достижения успеха.

Была проведена корреляция между некоторыми показателями, которая выявила, что:

- Между степенью готовности к риску в присутствии зрителей и мотивацией достижения успеха есть умеренная положительная корреляционная связь.

Это связано с тем, что мотивация к успеху влияет и на надежду на успех. Условно говоря, когда риск оправдан и для всадника, и для зрителей по субъективному представлению всадника.

- Между степенью старательности в присутствии зрителей и мотивацией достижения успеха есть сильная положительная корреляционная связь.

Это связано с изначально описанным социально-психологическим механизмом

социальной фасилитации, воздействующим на спортсмена конного спорта.

- Между интернальностью межличностных отношений и мотивацией избегания неудач есть умеренная отрицательная связь.

Это связано с необходимостью показать себя в наиболее благоприятном свете, вызвать к себе уважение и симпатию, что отрицает наличие неудачи. Когда спортсмен не чувствует, что в силах изменить отношения с кем-либо, то это уже

под собой предполагает избегания к их дальнейшему построению, так как изначально они воспринимаются как неудачные. Дело в том, что конный спорт - индивидуальный вид спорта, то есть наличие команды не является обязательным условием для выступления на соревнованиях разного уровня (за исключением сборных).

- Между интернальностью неудач и мотивацией избегания неудач есть умеренная отрицательная связь.

Это связано с понятием «неудачи» не только как таковой, но и спортивной. Чем больше спортсмен склонен обвинять себя в негативных последствиях своих выборов и действий, тем меньше у него уровень защиты, то есть страх перед несчастными случаями (которые предполагают долю случайности, в отличие от последствий собственного выбора). И наоборот -чем больше спортсмен склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения, тем больше у него страх перед несчастными случаями [6].

Несмотря на то, что в показателях по методике «Психической надежности

спортсменов» нет значимых различий, была проведена корреляция с другими методиками и были выявлены определенные корреляционные связи, необходимые к описанию, а именно:

- Между соревновательной эмоциональной устойчивостью и интернальностью в области достижений есть умеренная положительная связь (0,312566).

- Между стабильностью, устойчивостью к помехам и интернальностью в области достижений есть умеренная положительная связь (0,348803).

Данные связи говорят о том, что спортсмены, которые будут иметь низкие показатели по интернальности в области достижений (то есть высокие показатели по экстернальности), будут приписывать свои успехи, достижения (в том числе на соревнованиях) внешним обстоятельствам - везению, помощи других людей и т.д., то есть за счет этого увеличивается обращение вовне, в связи с чем увеличивается и вероятность спонтанного наступления успеха, то есть увеличивается степень защиты.

Заключение. В преобладающем большинстве работ авторы ограничиваются общими рассуждениями о необходимости учета психологических особенностей спортсмена в тренировочном процессе и соревновательной практике. Пандемия явилась «лакмусовой бумагой» в проявлении индивидуальности

спортсменов - в том числе их социально-психологических механизмов. Данное исследование является примером того, что даже ограничение по допуску зрителей на соревнования - это нарушение закрытой системы социального взаимодействия, которое нельзя не принимать во внимание, рассматривая эффективность в спорте. Упор стоит делать не только на конкретном виде спорта, но и на дисциплины внутри него, так как специфика спорта напрямую влияет на проявление социально-психологических механизмов

спортсмена. В быстро меняющимся мире необходимо не только иметь гибкий подход к тренировочному процессу, учитывая изменения в мире (например, учитывать отсутствие зрителей на трибунах при подготовке к соревнованиям), но и наслаивать на опыт предыдущих лет у конкретного спортсмена, который испытывает на

себе эффект социальной фасилитации и ингибиции, вносить дополнительные коррективы в спортивное обучение [10]. Ведь черты личности спортсмена могут акцентуироваться в присутствии зрителей, напрямую влияя на успешность в его соревновательной деятельности [8].

Результаты исследования могут быть использованы в области конного спорта тренерами и спортивными психологами для составления общего психологического профиля спортсменов разных дисциплин данного вида, включающего в себя индивидуальные и групповые особенности, с целью выстраивания плана тренировок, подготовки к соревнованиям, не только для сохранения и поддержания их психологического здоровья, но и для повышения эффективности спортсменов.

Литература:

1. Васякин Б.С., Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Особенности мотивационной сферы работников фитнес - организаций: сборник / Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов / Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием; под научной редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - 2020. - С. 500-506.

2. Ильин, Е.П. Психология спорта / Е.П. Ильин. -СПб.: Питер, 2012. - 352 с.

3. Платонов, В.Н., Гуськов, С.И. Олимпийский спорт. - Кн. 2 / В.Н. Платонов, С.И. Гуськов. - К.: Олимпийская литература, 1999. - 384 с.

4. Пожарская Е.Л., Скляднева В.В. Индивидуально-психологические особенности психоэмоционального состояния тренера / Е.Л. Пожарская, В.В. Скляднева, С.В. Бадмаева, А.П. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 48-49.

5. Попов А.Л. Спортивная психология / А.Л. Попов. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. - 152(219) с.

6. Пожарская Е.Л., Камнева Е.В. Профилактика «эмоционального выгорания» как средство сохранения здоровья преподавателей / Е.Л. Пожарская, Е.В. Камнева, Е.В. Мочалов, М.А. Елдин // Теория и

практика физической культуры. - 2017. - № 9. - С. 5153.

7. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Управление стрессом посредством социально-психологического тренинга, как способа психологической помощи менеджерам в современных экономических условиях: сборник / Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева // Современный тренинг и коучинг: новые возможности в бизнесе и образовании / Материалы по итогам V Международной научно-практической конференции; отв. редакторы: Б.С. Васякин, Е.Л. Пожарская, Н.А. Дебердеева. - 2020.

8. Русинова Е. Спортивные соревнования как компонент социальной фасилитации личности спортсмена / Е. Русинова, Е. Черноскутова, Е.Б. Ольховская // Валеопедагогические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения / Тезисы докладов 7-й Межвузовской студенческой научно-практической конференции, 29 ноября 2011 г., г. Екатеринбург; Рос. гос. проф.-пед. унт. - Екатеринбург: РГППУ, 2011. - С. 91-93.

9. Юров И.А. Психодинамические коррелянты спортивной успешной деятельности / И.А. Юров // Вестник спортивной науки. - 2012. - № 3. - С. 22-26.

10. Якубчик Б.И. Учет индивидуальных особенностей спортсменов / Б.И. Якубчик // Гимнастика. - 1974. - Вып. 2. - С. 24-30.

References:

1. Vasyakin B.S., Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Features of the motivational sphere of employees of fitness organizations: collection / B.S. Vasyakin, E.L. Pozharskaya, N.A. Deberdeeva // Actual problems, modern trends in the development of physical culture and sports, taking into account the implementation of national projects / Proceedings of the All-Russian Scientific and Practical

Conference with International Participation; under the scientific editorship of L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova. - 2020. - S. 500-506.

2. Ilyin, E.P. Psychology of sports / E.P. Ilyin. - St. Petersburg: Peter, 2012. - 352 p.

3. Platonov, V.N., Guskov, S.I. Olympic sport. - Book 2 / V.N. Platonov, S.I. Guskov. - K.: Olympic literature, 1999. - 384 p.

4. Pozharskaya E.L., Sklyadneva V.V. Individual psychological features of the coach's psycho-emotional state / E.L. Pozharskaya, V.V. Sklyadneva, S.V. Badmaeva, A.P. Kovalchuk // Theory and practice of physical culture. -2022. - № 3. - S. 48-49.

5. Popov A.L. Sports psychology / A.L. Popov. - M.: Moscow Psychological and Social Institute: Flint, 1998. -152 (219) p.

6. Pozharskaya E.L., Kamneva E.V. Prevention of "emotional burnout" as a means of maintaining teachers' health / E.L. Pozharskaya, E.V. Kamneva, E.V. Mochalov, M.A. Eldin // Theory and practice of physical culture. -2017. - № 9. - S. 51-53.

7. Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Stress management through socio-psychological training as a way of psychological assistance to managers in modern economic conditions: collection / E.L. Pozharskaya, N.A.

Deberdeeva // Modern training and coaching: new opportunities in business and education / Materials on the results of the V International Scientific and Practical Conference; resp. editors: B.S. Vasyakin, E.L. Pozharskaya, N.A. Deberdeeva. - 2020.

8. Rusinova E. Sports competitions as a component of social facilitation of the athlete's personality / E. Rusinova, E. Chernoskutova, E.B. Olkhovskaya // Vale pedagogical problems of health formation of adolescents, youth, population / Abstracts of the 7th Interuniversity Student Scientific and Practical Conference, November 29, 2011, Yekaterinburg; Ros. state. prof.-ped. university -Ekaterinburg: RGPPU, 2011. - S. 91-93.

9. Yurov I.A. Psychodynamic correlates of successful sports activities / I.A. Yurov // Bulletin of sports science. -2012. - № 3. - S. 22-26.

10. Yakubchik B.I. Consideration for the individual characteristics of athletes / B.I. Yakubchik // Gymnastics. -1974. - Issue. 2. - S. 24-30.

5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии (19.00.01 - Общая психология, психология личности, история психологии)

Сведения об авторах:

Пожарская Елена Леонидовна (г. Москва, Россия), кандидат экономических наук, доцент кафедры психологии РЭУ им. Г.В. Плеханова, e-mail: kp-reu@ya.ru

Дебердеева Неля Андреевна (г. Москва, Россия), старший преподаватель РЭУ им. Г.В. Плеханова, e-mail: kp-reu@ya.ru

Букса Ольга Алексеевна (г. Москва, Россия), студентка РЭУ им. Г.В. Плеханов, e-mail: kp-reu@ya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.