Научная статья на тему 'ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА'

ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
324
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / ВОЛЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Каргаполова Екатерина Владимировна, Бажданова Юлия Викторовна, Кокоулина Ольга Павловна, Давыдова Юлия Александровна

Введение. Достижение высоких спортивных результатов является важным для различных акторов - спортсмена, тренера, спортивного клуба, города, страны. Поэтому необходимо исследовать факторы, влияющие на успешность спортсмена. Цель исследования - изучение лидерского потенциала спортсмена как переменную, оказывающую влияние на результативность спортивных достижений и позицию спортсмена в системе социально-групповых отношений. Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие спортсмены Москвы и Московской области обоих полов, в возрасте от 15 до 21 года следующих индивидуальных видов спорта: лёгкая атлетика, спортивная гимнастика и теннис (N=168). Использовались методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); тест на оценку мотивации к достижению цели, к успеху (Т. Элерс); методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова); элементы методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методы количественного и качественного анализа, методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона. Результаты исследования. Исследование показало, что в группе с низкими показателями в спортивной деятельности есть люди, склонные к диктату (10%), а в группе с высокими таких нет. Более того, в группе с низкими спортивными достижениями имеются властно-лидирующие диктаторы (7%), а в группе с высокими таковые отсутствуют. Это может мешать спортсмену адекватно воспринимать замечания тренера и совершенствовать свои навыки. Выявлено, что в группе с высокими результатами спортивной деятельности преобладают спортсмены со средне выраженными лидерскими качествами. Показано, что во что во всех трех группах преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Но в группе с высокими спортивными достижениями высокий уровень мотивации к успеху зафиксирован у 4% опрошенных, а в группе с низкими - у 14%. Это подтверждает, что слишком высокое стремление к успеху не всегда приводят к успешности спортсмена. Определено, что в группе спортсменов высоких спортивных достижений больше всего проявляются такие качества как целеустремленность, смелость и решительность. На основе корреляционного анализа зафиксировано наличие прямой положительной связи между лидерскими способностями и целеустремленностью, самообладанием и выдержкой. Выводы. Эмпирически зафиксировано, что для развития лидерского потенциала спортсмена необходима работа по корректировке его личностных качеств и мотивационной сферы, а именно формирование мотивации к успеху и таких волевых качеств, как целеустремленность, самообладание и выдержка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Каргаполова Екатерина Владимировна, Бажданова Юлия Викторовна, Кокоулина Ольга Павловна, Давыдова Юлия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEADERSHIP POTENTIAL OF INDIVIDUAL-SPORTS ATHLETES

Introduction. Achieving high performance in sport is important for various actors - sportsmen, coaches, sports club, city, country. Therefore, it is necessary to investigate the factors influencing sportsman’s success. The purpose of the study is exploring the sportsman’s leadership potential as a variable influencing the sportive performance and the athlete’s position in the system of socio-group relations. Materials and methods. The empirical study involved sportsmen of Moscow and Moscow region of both sexes, aged 15 to 21, in the following individual sports: track and field athletics, gymnastics and tennis (N=168). The following methodologies were used: Diagnostics of leadership ability (E. Zharikov, E. Krushelnitsky); Goal achievement motivation test (T. Ehlers); Volitional qualities self-rating by university athletes (N.E. Stambulova); elements of T. Leary’s Diagnostic technique for interpersonal relationships; methods of quantitative and qualitative analysis, descriptive statistics methods, Pearson’s correlation coefficient. Results. The research showed that the group with low performance in sports activities included people prone to dictate (10%), while there are none of them in the group with high performance. Moreover, the low sportive performance group had power dictators (7%), while the high performance group had none of them. This may prevent a sportsman from adequately perceiving the coach’s comments and improving his/her skills. It was revealed that athletes with moderately pronounced leadership qualities prevail in the high performance group. It is shown that all of the three groups showed a moderately high level of motivation for success for the most part. However 4% of the respondents in the group with high sporting performance showed a high level of motivation for success, and 14% showed the same in the group with low performance. This confirms that too high motivation for success does not lead necessarily to sportsman’s high performance. It was revealed that the high-performance sportsmen group demonstrated pronouncedly such qualities as determination, courage and firmness. Direct positive connection between leadership ability and purposefulness, self-control and self-restraint was revealed on the basis of the correlation analysis. Conclusions. It was empirically found that the development of athlete’s leadership potential requires working on improvement of one’s personal qualities and motivational sphere, namely developing motivation to success and such volitional qualities as determination, self-control and endurance.

Текст научной работы на тему «ЛИДЕРСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ВИДОВ СПОРТА»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 159.9.072

Е. В. Каргаполова, Ю. В. Бажданова, О. П. КокоулинА, Ю. А. Давыдова

Лидерский потенциал спортсменов индивидуальных видов спорта

Введение. Достижение высоких спортивных результатов является важным для различных акторов -спортсмена, тренера, спортивного клуба, города, страны. Поэтому необходимо исследовать факторы, влияющие на успешность спортсмена.

Цель исследования - изучение лидерского потенциала спортсмена как переменную, оказывающую влияние на результативность спортивных достижений и позицию спортсмена в системе социально-групповых отношений.

Материалы и методы. В эмпирическом исследовании приняли участие спортсмены Москвы и Московской области обоих полов, в возрасте от 15 до 21 года следующих индивидуальных видов спорта: лёгкая атлетика, спортивная гимнастика и теннис (N = 168). Использовались методики «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий); тест на оценку мотивации к достижению цели, к успеху (Т. Элерс); методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова); элементы методики диагностики межличностных отношений Т. Лири. Методы количественного и качественного анализа, методы описательной статистики, коэффициент корреляции Пирсона.

Результаты исследования. Исследование показало, что в группе с низкими показателями в спортивной деятельности есть люди, склонные к диктату (10%), а в группе с высокими таких нет. Более того, в группе с низкими спортивными достижениями имеются властно-лидирующие диктаторы (7%), а в группе с высокими таковые отсутствуют. Это может мешать спортсмену адекватно воспринимать замечания тренера и совершенствовать свои навыки. Выявлено, что в группе с высокими результатами спортивной деятельности преобладают спортсмены со средне выраженными лидерскими качествами. Показано, что во что во всех трех группах преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Но в группе с высокими спортивными достижениями высокий уровень мотивации к успеху зафиксирован у 4% опрошенных, а в группе с низкими - у 14%. Это подтверждает, что слишком высокое стремление к успеху не всегда приводят к успешности спортсмена. Определено, что в группе спортсменов высоких спортивных достижений больше всего проявляются такие качества как целеустремленность, смелость и решительность. На основе корреляционного анализа зафиксировано наличие прямой положительной связи между лидерскими способностями и целеустремленностью, самообладанием и выдержкой.

Выводы. Эмпирически зафиксировано, что для развития лидерского потенциала спортсмена необходима работа по корректировке его личностных качеств и мотивационной сферы, а именно формирование мотивации к успеху и таких волевых качеств, как целеустремленность, самообладание и выдержка.

Ключевые слова: лидерский потенциал, психологическая подготовка, качества личности, мотивация к успеху, воля, индивидуальные виды спорта

Ссылка для цитирования:

Каргаполова Е. В., Бажданова Ю. В., Кокоулина О. П., Давыдова Ю. А. Лидерский потенциал спортсменов индивидуальных видов спорта // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 507-522. сЫ: 10.32744^.2022.3.29

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 2 January 2021 Published: 30 June 2022

E. V. KARGAPOLOVA, Yu. V. BAZHDANOVA, O. P. KOKOULINA, Yu. A. DAVYDOVA

Leadership potential of individual-sports athletes

Introduction. Achieving high performance in sport is important for various actors - sportsmen, coaches, sports club, city, country. Therefore, it is necessary to investigate the factors influencing sportsman's success.

The purpose of the study is exploring the sportsman's leadership potential as a variable influencing the sportive performance and the athlete's position in the system of socio-group relations.

Materials and methods. The empirical study involved sportsmen of Moscow and Moscow region of both sexes, aged 15 to 21, in the following individual sports: track and field athletics, gymnastics and tennis (N = 168). The following methodologies were used: Diagnostics of leadership ability (E. Zharikov, E. Krushelnitsky); Goal achievement motivation test (T. Ehlers); Volitional qualities self-rating by university athletes (N.E. Stambulova); elements of T. Leary's Diagnostic technique for interpersonal relationships; methods of quantitative and qualitative analysis, descriptive statistics methods, Pearson's correlation coefficient.

Results. The research showed that the group with low performance in sports activities included people prone to dictate (10%), while there are none of them in the group with high performance. Moreover, the low sportive performance group had power dictators (7%), while the high performance group had none of them. This may prevent a sportsman from adequately perceiving the coach's comments and improving his/her skills. It was revealed that athletes with moderately pronounced leadership qualities prevail in the high performance group. It is shown that all of the three groups showed a moderately high level of motivation for success for the most part. However 4% of the respondents in the group with high sporting performance showed a high level of motivation for success, and 14% showed the same in the group with low performance. This confirms that too high motivation for success does not lead necessarily to sportsman's high performance. It was revealed that the high-performance sportsmen group demonstrated pronouncedly such qualities as determination, courage and firmness. Direct positive connection between leadership ability and purposefulness, self-control and self-restraint was revealed on the basis of the correlation analysis.

Conclusions. It was empirically found that the development of athlete's leadership potential requires working on improvement of one's personal qualities and motivational sphere, namely developing motivation to success and such volitional qualities as determination, self-control and endurance.

Keywords: leadership potential, mental conditioning, personal qualities, motivation for success, will, individual sports

For Reference:

Kargapolova, E. V., Bazhdanova, Yu. V., Kokoulina, O. P., & Davydova, Yu. A. (2022). Leadership potential of individual-sports athletes. Perspektivy nauki i obrazovania - Perspectives of Science and Education, 57 (3), 507-522. doi: 10.32744/pse.2022.3.29

_Введение

роблемы лидерства представляют большой интерес не только для научного сообщества, но и для известных и значимых международных организаций, в том числе под эгидой ООН. Под руководством ЮНЕСКО в разных странах проводятся семинары и запускаются обучающие программы, посвященные этой проблематике. Подобные мероприятия проводятся, начиная с 2013 г. Наиболее масштабные из них - «Всемирные новаторы 2013» (Доха, Катар), семинар по молодежному лидерству 2016 г. (Алматы, Казахстан), Программа развития лидерства (Бонн, Германия, 2019 г.), семинар по молодежному лидерству 2020 г. (Сеул, Южная Корея), вебинар «Будущее обучения и интеллектуального лидерства», из серии Содружества обучения (COL) 27 января 2021 года [48]. Исследуются проблемы лидерства и спортивными менеджерами [36]. В истории спорта есть немалое количество примеров, которые определяют направленность и актуальность исследования лидерского потенциала спортсмена. Чтобы достичь высоких результатов, спортсмены индивидуальных видов спорта долго и упорно тренируются, преодолевая трудности и препятствия. Но при одинаковых временных затратах в работе над профессиональными навыками в своем виде спорта далеко не все занимают лидирующие позиции в турнирных таблицах или достаточно быстро теряют набранную форму. Очевидно, существуют причины, которые мешают достижению высокого результата в своем виде спорта.

В нашем исследовании под потенциалом мы будем понимать обобщенную характеристику меры совместно используемых ресурсов и возможностей личности [13]. Необходимо также отметить разночтения в определении понятия «лидер». Как отмечает О.С. Ефимчук, «российские исследователи, опираясь на опыт советского периода, по-прежнему рассматривают лидера как неотъемлемую часть малой группы, немыслимую без нее. Зарубежные же исследователи в лидере видят успешного, самодостаточного человека, обладающего рядом положительных качеств, стремящегося к постоянному самосовершенствованию и саморазвитию» [11, с. 352]. Таким образом, под лидерским потенциалом можно понимать совокупность ресурсов и возможностей личности, позволяющей ей занять лидерское положение в малой группе и/или по результатам собственной деятельности. То есть реализованный лидерский потенциал спортсмена может приводить к определенным социальным эффектам - высоким спортивным результатам и /или изменению положения спортсмена в системе социально-групповых отношений (лидер спортивной команды, лидер в системе «тренер - спортсмен» и т. д).

Лидерский потенциал легкоатлетов был изучен в работе Е.А. Ряховской и О.С. Навальной, которые рассматривают его значимость в достижении спортивных успехов и в дальнейшей деятельности после завершения спортивной карьеры [24]. Украинские исследователи данной проблематики А. Тиняков, Т. Федорина и Н. Матузна отмечают, что лидерский потенциал у членов сборной команд по фитнес-аэробик, предполагает постоянный контроль повышения собственного вклада в общекомандный результат [26].

Анализируя исследования проблем в области спорта, важно отметить потребность в настоящих лидерах, способных участвовать в различных имиджевых мероприятиях, необходимых для страны на международном уровне. Лидерский по-

тенциал спортсмена должен быть высоким, чтобы нести ответственность не только за свою спортивную карьеру, но и за деятельность вне спорта [43]. Поэтому, например, разрабатываются алгоритмы развития лидерских качеств и способностей спортсмена [9, с. 118-119].

В научном дискурсе исследуются различные аспекты, представляющие интерес при изучении лидерского потенциала спортсмена. Так, феномен лидерства как положения в малой группе рассматривается в качестве необходимого условия в системе успешной подготовки спортсменов. В групповых видах спорта лидерство является определенным условием коллективного развития, индикатором стремления группы быть эффективной под управлением лидера, реализуя, при этом, возможности каждой личности в коллективе [8, с. 72; 32]. Исследуя спортивное лидерство, В.В. Баянова и Н.С. Рыжова показали, что этот процесс, происходящий внутри спортивной группы, предполагает взаимодействие между собой участников и лидера. В спортивной команде может быть один или несколько лидеров [4, с. 73]. В статье А.Ф. Поповой, Т.В. Борисовой и Н.И. Павлова изложена концепция формирования культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания и формирования ценностей культуры лидерства на примере спортсменов-единоборцев [23, с. 101].

Проблема лидерства исследуется и с точки зрения взаимоотношений спортсменов и тренеров [46]. Т.А. Омельченко анализирует вопросы выявления лидера среди членов команды, а также критерии, по которым члены команды пытаются оценить эффективность работы тренера как лидера [21, с. 128]. На основе наблюдений изучены механизмы управленческого воздействия тренера как лидера на формирование и социализацию спортивной команды. Отмечается, что стабилизатором синергетических процессов, продуцирующих проявления командного лидерства, являются коллективистские ценностные ориентации [7, с. 147]. Исследователями показана значимость влияния целенаправленной деятельности тренера командных видов спорта на формирование личности спортсмена, через такие характеристики как локус контроля, саморегуляция, ответственность, направленность и эмоциональный интеллект [27, с. 130].

Зарубежными специалистами на примере профессиональных спортсменов в суперлиге 1^.1. каратэ выявлена взаимосвязь между стилями лидерства тренеров и спортивными действиями спортсменов-каратистов, а также влияние лидерского стиля тренера на стремление спортсменов к спортивному мастерству [45, с. 53]. В другом исследовании зафиксировано, что доброжелательное руководство и моральное лидерство положительно влияли на отношения между тренером и спортсменом, в то время как авторитарное руководство не оказало существенного влияния [38].

Исследована роль личного тренера как лидера, который мотивирует человека жить активной жизнью [35, с. 1137]. Показано, что тренеры являются трансформационными лидерами, которые используют различные модели поведения для поощрения командной работы и решения задач для достижения успеха в команде на основе индивидуального внимания к спортсмену, вдохновляющей мотивации, интеллектуальной стимуляции, содействия принятию групповых целей, ожидания высокой производительности и соответствующего моделирования ролей [39; 40; 47].

Для решения задач в проблемном поле изучения лидерского потенциала спортсмена представляют интерес исследования его личностных характеристик, психологических качеств, особенностей мотивационного комплекса как ресурсов достижения лидерских позиций.

Изучение личностных характеристик спортсменов представляет большой практический интерес в связи с их важностью для организации психологической подготовки в различных видах спорта [35; 41]. Спортсмену необходимо научиться саморегуляции неблагоприятных психических состояний, развитию психомоторных способностей, совершенствовать мотивационно-потребностную сферу. Всё это является важным аспектом подготовки спортсмена на предсоревновательном и соревновательном этапах [30, с. 606].

Как отмечает Г.Ю. Лизунова, спортсмены с преобладанием мотивации достижения «характеризуются низкой тревожностью, настойчивостью в достижении поставленных целей, уверенностью в правильности своих действий, независимостью, стремлением к соперничеству, постановкой перед собой трудных задач и умением прилагать большие волевые усилия для их достижения» [17, с. 15]. Результаты эмпирических исследований показывают, что у спортсменов высокой квалификации «примерно поровну распределена типология мотивов достижения успеха и избегания неудач, однако спортсмены с доминированием мотивации достижения успеха чаще оказываются победителями крупных соревнований» [19, с. 69]. Особо акцентируется смена парадигм достижительных мотивов - от экономических к морально-психологическим. Так, например, Е.Л. Пожарской и Н.А. Дебердеевой подчеркнута необходимость использования моральных стимулов в процессе разработки мотивации профессиональной деятельности [22, с. 49].

Подчеркивается, что психологическая подготовка с учетом индивидуальных психосоматических и личностных особенностей спортсменов, специфики их соревновательной деятельности и преобладающих стрессовых факторов внутреннего и внешнего характера, является фундаментом формирования необходимых личностных качеств для высоких спортивных достижений и преодоления стресса в спортивной соревновательной деятельности [439, с. 5]. Применительно к конкретному виду спорта выстраиваются задачи, средства и принципы психологической подготовки [29, с. 117]. М. Нопска изучала механизмы психологической подготовки спортсменов в сноубор-де, посредством которых можно изменить личностные характеристики спортсмена для повышения спортивных результатов [34, с. 132]. Выстраиваются модели личности спортсмена, которые с учетом его индивидуальных особенностей экстраполируются в спортивную деятельность [19, с. 84].

Важную роль в формировании волевых качеств при подготовке спортсмена играют самовоспитание и самостоятельность в проведении тренировок. Направленность самовоспитания определяют правила и принципы, которыми руководствуется спортсмен в повседневной и спортивной жизни. Самодисциплина в проведении тренировок и участии в соревнованиях оказывают влияние на морально-волевые и психологические качества, выступающие важной составляющей спортивного профессионализма [14, с. 28].

Г.Д. Бабушкин исследовал влияние психологических качеств на результативность соревновательной деятельности спортсменов (тяжелоатлетов, пловцов, конькобежцев, стрелков из пистолета) различной квалификации. Им было выявлено, что спортсмены, имеющие высокие показатели сформированности таких качеств как психологическая подготовленность, эмоциональный интеллект, содержание предсоревновательной мыслительной деятельности, способность к психорегуляции, выполняли заявочные результаты, демонстрировали на соревнованиях высокие спортивные результаты, занимали призовые места и устанавливали личные рекорды [2, с. 11].

Активно изучаются проблемы мотивации профессиональной деятельности в современных условиях. Исследователи отмечают, что уровень сформированности мо-тивационной сферы оказывает влияние на результативность любой деятельности. Как отмечает Г.Г. Коптева, «мотивацию, в самом общем смысле, можно понимать как детерминацию активности человека или формирование у него побуждения к действию (деятельности)» [15]. Характеристикой сформированной мотивации является ее устойчивость на основе устойчивости потребностей и мировоззрения, ценностей человека, его склонностей, установок [15]. Поэтому значимость мотивационной сферы для спортсмена - это важный и необходимый компонент не только спортивной деятельности, но и всей социальной активности в целом. Это необходимо для формирования активной гражданской позиции в продвижении достижений в этой области. Исследователи отмечают, что недооценка роли мотивационных факторов, необходимости выявления динамики мотивов спортивными педагогами, тренерами, спортсменами приводит к тому, что человек оказывается неспособным проявить свои возможности в ходе спортивной деятельности [16, с. 101; 37, с. 314]. Вопросы спортивной мотивации рассматриваются и в ракурсе определенных ситуаций, а конкретно в период пандемических ограничений и блокировок [32, с. 60]. На примере представителей летних олимпийских видов спорта показано, что даже мотивы выбора вида спорта оказывают влияние на смысложизненные ориентации спортсменов и являются значимыми в профессиональной успешности спортсменов [3, с. 80].

Цель исследования: изучить лидерский потенциал спортсмена как переменную, оказывающую влияние на результативность спортивных достижений и позицию спортсмена в системе социально-групповых отношений.

_Материалы и методы

Эмпирическое исследование проводилось среди спортсменов индивидуальных видов спорта г. Москвы и Московской области (N=168). Выборка была поделена на три группы в зависимости от спортивных достижений: первая группа (N=55) - с низкими достижениями, вторая группа (N=57) - со средними достижениями и третья группа (N=56) - с высокими достижениями. В исследовании участвовали спортсмены обоих полов, в возрасте от 15 до 21 года. Виды спорта: лёгкая атлетика, спортивная гимнастика, теннис.

В исследовании использовались следующие методики: «Диагностика лидерских способностей» (Е. Жариков, Е. Крушельницкий), предназначенная для оценки способности человека быть лидером; тест на оценку мотивации к достижению цели, к успеху (Т. Элерс); методика «Самооценка волевых качеств студентов-спортсменов» (Н.Е. Стамбулова), посредством которой оценивается уровень развития таких волевых качеств как целеустремленность, настойчивость и упорство, смелость и решительность, инициативность и самостоятельность, самообладание и выдержка; элементы методики диагностики межличностных отношений Т. Лири, а именно преобладающий авторитарный тип отношения к окружающим, где человек характеризуется как подчиненный, лидер или властно-лидирующий диктатор.

Для интерпретации полученных результатов использован анализ линейных распределений (описательная статистика), корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона).

Результаты исследования

Проведем сравнительный анализ лидерского потенциала по трем выделенным нами группам. Результаты диагностики лидерских способностей по методике Е. Жарикова и Е. Крушельницкого представлены на рисунке 1. При анализе полученных данных мы видим, что в группе с низкими показателями в спортивной деятельности есть люди, склонные к диктату (10%), а в группе с высокими таких нет (0%). Эта характеристика может мешать спортсмену адекватно воспринимать замечания тренера и не корректировать свои навыки в сторону улучшения. По данным в группе с высокими результатами в спортивной деятельности, мы видим, что 42% обладает средне выраженными лидерскими качествами, а сильно выраженными лишь 33%. Можем предположить, что тандем «спортсмен - тренер» подразумевает разделение лидерских качеств и навыков согласно проводимой работе и ситуации.

Группа 1

341Í

Группа 3

:

зз

42X

i кач е стеэ л яде ра е ы р ажен ы славо

i кач е стеэ лиде ра е ы р ажен ы средне

i лидерские качестЕа Еыражены сильно

человек как лидер склонен к диктату

I качестЕа лидера Еыражены слабо

| качестЕа лидера Еыражены средне

• лидерские качеота Еыражены сильно

человек как лидер склонен к ди ктату

i качестЕа лидера Еыражены слабо

i кач е сгЕа л иде ра е ы р ажен ы средне

i лидерские качестЕа Еыражены сильно

человек как лидер склонен к диктату

Рисунок 1 Результаты диагностики лидерских способностей, % от опрошенных

Результаты диагностики межличностных отношений Т. Лири, представленные на рисунке 2, подтверждают выявленную нами закономерность. В группе с низкими спортивными достижениями мы наблюдаем наличие властно-лидирующих диктаторов (7%), а в группе с высокими таковые отсутствуют. Анализируя результаты группы с высокими достижениями, мы видим, что количество подчиненных составляет 45%, а лидеров 55%. Эти данные демонстрируют, что успешным в своей профессиональной деятельности может быть, как лидер, так и подчиненный.

Мотивация к успеху всегда считалась и считается хорошим личностным качеством спортсмена, но слишком высокое стремление к успеху не всегда приводят к успешности спортсмена. Так, Д. Мак-Клелланд подчеркивал, что стремление добиться совершенного успеха может приводить к агрессивности в постоянном соперничестве с самим собой [18]. Тогда как умеренная мотивация достижения сочетается с трезвой

оценкой риска и избеганием высокого риска. Г.Ю. Лизунова отмечает, что «наличие в мотивации умеренно выраженного стремления к избеганию неудач обуславливает действия спортсменов, направленные на предупреждение возможных неудач, побуждает их тщательно отрабатывать технику упражнений, продумывать и планировать тактику и стратегию соревновательного поведения, собирать информацию о предполагаемых соперниках» [17, с. 15].

Группа 1

42Я

5094

| Подчиненный I Лидер

| Властно-лидирующий диктатор

| Подчиненный I Лидер

| Властно-лидирующий диктатор

Группа 3 ох

55%

| Подчиненный I Лидер

| Властно-лидирующий диктатор

Рисунок 2 Результаты диагностики межличностных отношений (стиль авторитарный),

% от опрошенных

Анализируя результаты теста на оценку мотивации к успеху, можно отметить, что во всех трех группах преобладает умеренно высокий уровень мотивации к успеху. Но в группе с высокими спортивными достижениями высокий уровень мотивации к успеху зафиксирован у 4% опрошенных, а в группе с низкими - у 14%. (см. рис. 3).

Группа 1

14*

41%

| низкая мотиеэция к успеху

|среднийуровень мотиеэции

I умеренно высокий уровень МОТИЕЭЦИИ

слишком высокий уровень мотивации к успеху

Группа 2

вк

594

1

3694

5194

I низкая мотивация к успеху

|среднийуровень мотивации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

| умеренно высокий уровень мотивации

слишком ЕЫСОКИЙ уровень мотивации к успеху

Группа 3

494 №

3794

54%

■ низкая мотиеэция к успеху

|среднийуровень мотиеэции

■ умеренно высокий уровень М.ОТИЕЭЦИИ

СЛИШКОМ ЕЫСОКИЙ

уровень мотивации к успеху

Рисунок 3 Результаты теста на оценку мотивации к успеху, % от опрошенных

Для анализа результатов по методике самооценки волевых качеств спортсменов (см. рис. 4) мы проанализировали только самые высокие значения. Наибольший коэффициент различия наблюдается по таким качествам как целеустремленность (53% и 54% в группах с низкими и средними достижениями против 80% в группе с высокими), настойчивость и упорство (51% и 49% в группах с низкими и средними достижениями и 57% в группе с высокими). Самообладание и выдержка выше всего в группе с высокими и низкими спортивными достижениями (66% и 64% соответственно против 58% в группе средних достижений). Интересно, что инициативность и самостоятельность в большей степени выражены в группе с низкими спортивными достижениями (71% против 52% и 54% в группах высоких и средних достижений соответственно). Очевидно, что эти качества не приветствуются тренером, так как мешают эффективной подготовке спортсменов.

Рисунок 4 Результаты методики самооценки волевых качеств спортсменов, %.

Выявленные различия в исследуемых показателях в группах с разными результатами достижений спортивной деятельности свидетельствуют о том, что работа над этими качествами важна для успешности в профессиональной деятельности спортсмена. Как было показано выше, наиболее значимые различия наблюдаются в степени выраженности таких качеств как целеустремленность, инициативность и самостоятельность. Для выявления наличия взаимосвязи между данными качествами в группе высоких спортивных достижений нами был проведен корреляционный анализ, результаты которого представлены в таблице 1.

Проведённый корреляционный анализ компонентов показал наличие прямой положительной связи между лидерскими способностями и мотивацией к успеху (г=0,311), целеустремленностью (г=0,346), самообладанием и выдержкой (г=0,332). Выявленная взаимосвязь является средней по своему значению. Также была выявлена прямая положительная связь между авторитарным типом отношения к окружающим с мотивацией к успеху (г = 0,356), целеустремленностью (г = 0,302), самообладанием и выдержкой (0,299). Выявленная взаимосвязь также является средней по своей зна-

чимости. Полученные данные подтверждают наши предположения о существовании взаимосвязи между лидерским потенциалом, определенными волевыми качествами и мотивацией к успеху с высокими результатами в спорте.

Таблица 1

Корреляционная матрица компонентов (при уровне значимости р < 0,05)

Варианты ответа Мотивация к успеху Целеустремленность Настойчивость и упорство Смелость и решительность Инициативность и самостоятельность Самообладание и выдержка

Лидерские способности 0,311* 0,346* 0,201 0,199 0,242 0,332*

Авторитарный тип отношения к окружающим 0,356* 0,302* 0,175 0,105 0,219 0,299*

_Обсуждение результатов

Изучению факторов, влияющих на лидерский потенциал и его значимость для спортсменов, посвящена работа таких ученых как Э.А. Каминская, М.И. Волк и Е.В. Сичкарь. Они показали влияние стрессогенных условий на лидерские способности, сравнив две группы респондентов - студентов и спортсменов. Результаты исследования выявили положительную корреляционную зависимость: у спортсменов при увеличении уровня стресса, лидерские качества также увеличиваются [12]. Это соотносится с результатами нашего исследования, так как преодоление стресса развивает мотивацию к успеху и волевые качества спортсмена.

Как отмечает П.А. Сорокун, «большое влияние на результативность деятельности имеет мотивация достижения успеха и мотивация предвидения неудачи. Люди, с мотивацией на успех, всегда проявляют стремление во что бы то ни стало достигнуть когнитивной цели» [25]. Мотивация достижения успеха создает психологическую ситуацию - ситуацию успеха, в результате которой действия, совершаемые человеком, приводят к чувству удовлетворения за свои достижения, гордости за свой труд, самоуважения. Исследования посвящены изучению мотивации достижения, успеха как одной из парадигмальных установок мотивации современного спортсмена, которая в контексте нашего исследования рассматривается как составляющая лидерского потенциала.

В.Н. Дьячковский рассматривает мотивацию успеха у спортсмена как ключевой компонент в овладении спортивными навыками, умении их демонстрации, стремлении к высоким результатам в своей деятельности [10, с. 487]. В этом же смысле высказывается В.В. Находкин, который подчеркивает, что мотивация достижения успеха составляет «сердцевину спорта... При этом спортсмен соревнуется не только с соперниками, но и с самим собой, с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью и невесомостью и пр., т.е. с внешними препятствиями и внутренними трудностями. Каждый спортсмен, даже не занявший призового места в соревнованиях, всегда ориентирован не только на победу над соперником, но и на свой личный ре-

зультат» [19, с. 66]. Итоги нашего исследования показывают значимость для группы высоких спортивных достижений умеренно высокого уровня мотивации (54 %).

Ряд работ посвящен исследованию воли и ее компонентов, которая в нашем исследовании представлена также как элемент лидерского потенциала спортсмена. Приведем некоторые результаты исследования ученых. Возможности развития нравственно-волевых качеств юных спортсменов в процессе занятий греко-римской борьбой были изучены в работе Е.А. Якимовой и В.А. Низамидинова. Авторы пришли к выводу о том, что одним из факторов, определяющих успешность нравственно-волевого воспитания юных борцов греко-римского стиля, является обязательный учет трудностей самовоспитания [31, с. 507]. Исследования проводились и в области факторов формирования волевой регуляции личности в конкретных специфических ситуациях [5, с. 74]. В трудах Ж.Г. Гараниной и Д.А. Чернусь изучается влияние эмоциональных и волевых качеств на успешность спортивных достижений спортсменов, занимающихся легкой атлетикой [6, с. 4]. В нашем исследовании проводилась самооценка волевых качеств спортсменов, что дало нам следующие результаты. В группе спортсменов высоких достижений индивидуальных видов спорта преобладают целеустремленность, смелость и решительность, самообладание и выдержка.

В ходе исследования Ю.Н. Анисимовой, Г.Н. Каменевой и Г.С. Прыгина, были установлены специфические проявления волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. На основе системно-функционального подхода исследователями была разработана восьмикомпонентная модель изучению свойств личности, выявлены характеристики таких волевых свойств, как настойчивость и организованность. В частности, было установлено, что настойчивость у спортсменов индивидуальных видов спорта проявляется в намерениях личностного характера, стремлении реализовать себя, улучшить свое материальное положение, быть самостоятельными и независимыми [1, с. 52]. Н.Ю. Ульянова и О.В. Черных показали дифференцированное влияние волевых качеств на успешность молодых спортсменов. В их работе изучена взаимосвязь волевой регуляции и спортивной успешности у атлетов разных возрастных групп и занятых в разных видах спорта [28, с. 17]. Мы согласны с современными исследованиями, в которых показывают специфику спортсменов командных и индивидуальных видов спорта. Изучение выраженности таких волевых качеств как настойчивость и упорство по итогам проведенного нами исследования показывают их значимость для достижений спортсменов индивидуальных видов спорта.

Таким образом, исследования собственно лидерского потенциала спортсмена немногочисленны. В представленных выше работах акцент был сделан на исследовании таких факторов как влияние стресса как раздражителя, усиливающего лидерский потенциал спортсмена и командных качествах, предполагающих работу на общий результат. В нашем исследовании основное внимание уделялось мотивационно-воле-вой сфере как составляющей лидерского потенциала.

Заключение

Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. Поиск ответа на этот вопрос может идти различными путями, один из них - выяснить и использовать психические резервы спортсмена. Когда спортсмен выходит на

старт, ему нужно активизировать все свои внутренние резервы, проявить духовную силу, смелость и настойчивость, а также свои лидерские качества. Лидерский потенциал спортсмена - это совокупность социально значимых характеристик, таких как воля, целеустремленность, самообладание, выдержка, мотивация к успеху. Результаты проведенного нами исследования показали, что эти качества преобладают в спортсменах, достигших высоких результатов в индивидуальных видах спорта.

Полученные в ходе нашей работы данные помогут в дальнейшем скорректировать особенности взаимодействия тренера со спортсменом при подготовке к серьезным соревнованиям. В частности, при подготовке спортсмена следует уделять особое внимание его мотивации к успеху и целеустремленности, что позволит не только повысить его личную самооценку, но и мотивирует его работать на грани своих физических возможностей, что приведет в дальнейшем к высоким достижениям в спортивных дисциплинах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимова Ю.Н., Каменева Г.Н., Прыгин Г.С. Психологические особенности волевых качеств у спортсменов командных и индивидуальных видов спорта // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2018. № 4 (40). С. 44-54.

2. Бабушкин Г.Д. Психологические качества, определяющие результативность соревновательной деятельности спортсмена // Олимпийский спорт и спорт для всех. Сборник научных трудов, представленных на XXIV Международный научный конгресс. Казань, 2020. С. 11-14.

3. Бакуняева Д.С. Влияние мотивов выбора вида спорта на смысложизненные ориентации спортсменов // Спортивный психолог. 2015. № 1 (36). С. 80-83.

4. Баянова В.В., Рыжова Н.С. Влияние лидерства в спортивной группе // Человек. Социум. Общество. 2019. № 3. С. 71-73.

5. Бекмансуров Р.Х., Гимазов Э.Р. Исследование волевых качеств спортсменов // Аллея науки. 2017. Т. 2. № 16. С. 72-75.

6. Гаранина Ж.Г., Чернусь Д.А. Особенности эмоционально-волевых качеств спортсменов // Огарёв-ОЫте. 2018. № 16 (121). С. 4.

7. Головин А.А. Лидерство в процессах формирования и социализации спортивных команд // Вестник Поволжского института управления. 2017. Т. 17. № 5. С. 146-152. DOI: 10.22394/1682-2358-2017-5-146-152

8. Давидович С.А., Мухлядо В.К. Изучение феномена лидерства в системе подготовки спортсменов // Состояние и перспективы технического обеспечения спортивной деятельности. Сборник материалов VI Международной научно-технической конференции, посвященной 100-летию БНТУ и 10-летию СТФ. 2020. С. 71-74.

9. Дошыбеков А.Б., Мухтар А.М., Естемесов У.О., Кельдикулов Г.К. Некоторые проблемы развития лидерского потенциала спортсменов // Теория и методика физической культуры. 2020. № 1 (59). С. 117-120. DOI: 10.48114/2306-5540-2020-1-117

10. Дьячковский В.Н. Мотивация достижения успеха у спортсменов // Актуальные вопросы развития и научно-методического обеспечения национальных видов спорта и народных игр Республики Саха (Якутия). Материалы всероссийской научной конференции с международным участием. Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта; Под общ. ред. И. И. Готовцева. 2017. С. 483-492.

11. Ефимчук О.С. Лидерский потенциал как особое качество современного специалиста // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 1(45). С. 349-353.

12. Каминская Э.А., Волк М.И., Сичкарь Е.В. Роль стрессогенных условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 72.

13. Каргаполова Е.В. Категория «потенциал социального развития» в системе современного гуманитарного знания // Известия Волгоградского государственного технического университета. Межвузовский сборник научных статей. № 3 (90). Волгоград: ВолгГТУ, 2012. Вып. 10. С. 46-50.

14. Колесников В.Ю., Жомин К.М. Особенности воспитания морально-волевых и психологических качеств у спортсменов // ЦИТИСЭ. 2018. № 1 (14). С. 28.

15. Коптева Г.Г. О мотивации студентов высшего учебного заведения: проблема и поиски решения // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2016. № 48. С. 235-246.

16. Кузьмин Е.Б., Азиуллин Р.Р., Денисенко Ю.П., Ионов А.А., Гераськин А.А., Андрющишин И.Ф. Спортивная мотивация как психическое состояние личности спортсмена // Здоровье человека, теория и методика

физической культуры и спорта. 2016. № 1 (2). С. 97-110.

17. Лизунова Г.Ю. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в спортивной деятельности // Актуальные вопросы преподавания в высшей школе: теория и практика. Сборник научных трудов: В 2 частях. Горно-Алтайск, 2015. С. 12-16.

18. Мак-Клелланд Д. Мотивация человека. СПб.: Изд-во: «Питер», 2007. 667 с.

19. Находкин В.В. Мотивация достижения успеха как основа отбора в соревновательной деятельности единоборцев // Вестник ЯГУ. 2009. Т. 6. № 4. С. 64-69.

20. Непопалов В.Н. Проблема личности спортсмена в психологии спорта // Научно-педагогические школы в сфере физической культуры и спорта. Материалы Международного научно-практического конгресса, посвященного 100-летию ГЦОЛИФК. Под общ. ред. Ю.В. Байковского, В.А. Москвина, В.Ф. Сопова. 2018. С. 83-86.

21. Омельченко Т.А. Проблема лидерства и его влияние на успешную деятельность спортивной команды // Физическое воспитание, спорт, физическая реабилитация и рекреация: проблемы и перспективы развития. Материалы IX Международной научно-практической конференции. Под общ. ред. Т.Г. Арутюняна. 2019. С. 127-129.

22. Пожарская Е.Л., Дебердеева Н.А. Парадигмы развития процессов мотивации // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2016. № 9. С. 48-51.

23. Попова А.Ф., Борисова Т.В., Павлов Н.И. Формирование культуры личностно-ориентированного лидерства средствами самопознания в сфере единоборств // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2020. № 2. С. 98-107. DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10213

24. Ряховская Е.А., Навальная О.С. Изучение лидерского потенциала членов сборной команды волгоградского ГАУ по фитнес-аэробике // Стратегическое развитие АПК и сельских территорий РФ в современных международных условиях. Материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. 2015. С. 350-354.

25. Сорокун П. А. Основы психологии. Псков: ПГПУ, 2005. 312 с.

26. Тиняков А., Федорина Т., Матузна Н. Лидерские качества легкоатлетов високоТ квалiфiкацíí // Теория и практика управления социальными системами: философия, психология, педагогика, социология. 2020. № 2. С. 94-112. DOI: 10.20998/2078-7782.2020.2.08

27. Токарева В.Б. Локус контроля и компоненты личности у спортсменов различных видов спорта // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2016. № 4 (38). С. 130-134.

28. Ульянова Н.Ю., Черных О.В. Волевые качества личности и успешность молодых спортсменов // Спортивный психолог. 2019. № 3 (54). С. 15-18.

29. Усманова Ш.Ш., Ёкубова Д.М. Основы психологической подготовки спортсмена // Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества. Материалы международной онлайн научной-практической конференции. Ферганский государственный университет кафедра психологии, Уральский государственный педагогический университет институт психологии, отв. ред. М. Б. Юлдашева, Л.А. Максимова, С. А. Водяха. Екатеринбург - Фергана, 2020. С. 117-119.

30. Шукшина Л.В., Фирсов А.А. Особенности агрессивности и тревожности у спортсменов на предсоревновательном и соревновательном этапах // Актуальные проблемы, современные тенденции развития физической культуры и спорта с учетом реализации национальных проектов. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Под науч. ред. Л.Б. Андрющенко, С. И. Филимоновой. 2020. С. 605-609.

31. Якимова Е.А., Низамидинов В.А. Влияние занятий греко-римской борьбой на развитие нравственно-волевых качеств юных спортсменов // Вестник Науки и Творчества. 2016. № 5 (5). С. 505-509.

32. Bruner M.W., McLaren C.D., Mertens N., Steffens N.K., Boen F., McKenzie L., Haslam S.A., Fransen K. Identity leadership and social identification within sport teams over a season: A social network analysis, Psychology of Sport and Exercise, 2022, Vol.59, 102106. DOI:10.1016/j.psychsport.2021.102106

33. Gordievskikh A.A., Shilko T.A. Tomsk international marathon: online competitions to keep up sporting motivations in crisis periods // Theory and Practice of Physical Culture. 2020. № 11. P. 60-62.

34. Horicka M. Psychological preparation of the sportsman in snowboarding // European Journal of Physical Education and Sport. 2016. Т. 14. № 4. P. 131-135. DOI: 10.13187/ejpe.2016.14.131

35. Jeseviciute-Ufartiene L. The role of coach as a leader: what motivates an individual to live an active life? // 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on social sciences and arts SGEM 2018. Conference proceedings. 2018. P. 1137-1146. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/1.5/S05.141

36. Kalina I.G., Golubev A.I., Aidarov R.A. Sports activity as a factor contributing to social adaptation of students // Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict. 2016. Т. 20. № SpecialIssue3. P. 89-94.

37. Kerwin, S., Spence, K., Undergraduate sport management education: Exploring ego development and leadership efficacy, Sport Management Education Journal, 2021, 15(2), с. 72-86.

38. Li S., Li J. Fostering trust: Authoritarian, benevolent, and moral paternalistic leadership styles and the coachathlete relationship, Social Behavior and Personality, 2021, Vol. 49. Issue 12, e10452. DOI:10.2224/sbp.10452

39. López de Subijana, C., Martin, L.J., Ramos, J., Côté, J. How coach leadership is related to the coach-athlete relationship in elite sport, International Journal of Sports Science and Coaching, 2021, 16(6), pp. 1239-1246. DOI:10.1177/17479541211021523

40. Macquet, A.-C., Stanton, N.A. How do head coaches brief their athletes? Exploring transformational leadership behaviors in elite team sports, Human Factors and Ergonomics In Manufacturing, 2021, 31(5), с. 506-515. D0l:10.1002/hfm.20899

41. Nakhodkin V.V., Panina S.V., Popova L.V., Golikov A.I. Pedagogical support of self-realization of the person in sports activity // Indian Journal of Science and Technology. 2015. Т. 8. № Specialissue10. DOI: 10.17485/ijst/2015/ v8iS10/84857

42. Namazov A.K. The value of psychological preparation of wrestlers // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2015. Т. 10. № 1. P. 314-317.

43. Namazov A.K., Taghi-zada T.P., Grichina V.A., Namazov K.A. The relationship of competitive stress and individual psychological characteristics in athletes // Научный вестник академии физической культуры и спорта. 2020. Т. 2-1. P. 5-8. DOI: 10.28942/ssj.v2i1.197

44. Rodenburg, K., Hayes, L., Foti, L., Pegoraro, A. Responsible leadership in sport: An ethical dilemma, Societies, 2021, 11(3), 85. D0I:10.3390/soc11030085.

45. Shafiee Sh., Fikoouei M.H., Benar N. Studying the relationship between leadership style of coaches and sportsmanship commitment of athletes (a case study of professional athletes in I.R.I. karate super league) // Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports. 2016. № 3. P. 52-61. DOI: 10.15561/18189172.2016.0308

46. Teques, P., Silva, C., Rosado, A., Calmeiro, L., Serpa, S. Refining the Short Version of the Leadership Scale for Sports: Factorial Validation and Measurement Invariance, Psychological Reports, 2021, 124(5), с. 2302-2326. D0I:10.1177/0033294120953560

47. Warmath D., Winterstein A.P., Myrden S. Parents and coaches as transformational leaders: Motivating high school athletes' intentions to report concussion symptoms across socioeconomic statuses, Social Science and Medicine, 2022, vol. 292, 114559. D0I:10.1016/j.socscimed.2021.114559

48. UNESCO. URL: https://en.unesco.org (дата обращения: 20 января 2022 г.).

REFERENCES

1. Anisimova Yu. N., Kameneva G.N., Prygin G.S. Psychological features of volitional qualities in athletes of team and individual sports. Bulletin of Samara State Technical University. Series: Psychological and pedagogical sciences, 2018, no. 4 (40), pp. 44-54. (in Russ.)

2. Babushkin G.D. Psychological qualities determining the effectiveness of the competitive activity of the athlete. Olympic sport and sport for all. Collection of scientific works presented at the XXIV International Scientific Congress. Kazan, 2020, pp. 11-14. (in Russ.)

3. Bakunyaeva D.S. Influence of motives of a choice of a kind of sports on sense-life orientations of athletes. Sports psychologist, 2015, no. 1 (36), pp. 80-83. (in Russ.)

4. Bayanova V. V., Ryzhova N.S. Influence of leadership in a sports group. Man. Sotsium. Society, 2019, no. 3, pp. 7173. (in Russ.)

5. Bekmansurov R.H., Gimazov E.R. The study of volitional qualities of athletes. Alley of Science, 2017, vol. 2, no. 16, pp. 72-75. (in Russ.)

6. Garanina J.G., Chernusyu D.A. Peculiarities of emotional-volitional qualities of athletes. Ogarev-Online, 2018, no. 16 (121), p. 4. (in Russ.)

7. Golovin A.A. Leadership in the processes of formation and socialization of sports teams. Bulletin of the Volga Institute of Management, 2017, vol. 17, no. 5, pp. 146-152. DOI: 10.22394/1682-2358-2017-5-146-152 (in Russ.)

8. Davidovich S.A., Mukhlyado V.K. The study of the phenomenon of leadership in the system of training athletes. State and prospects of technical support of sports activities. Collection of materials of the VI International scientific and technical conference, devoted to the 100 anniversary of BNTU and the 10 anniversary of STF, 2020, pp. 71-74. (in Russ.)

9. Doshybekov A.B., Mukhtar A.M., Estemesov U.O., Keldikulov G.K. Some problems of development of leadership potential of sportsmen. Theory and Methods of Physical Culture, 2020, no. 1 (59), pp. 117-120. DOI: 10.48114/23065540-2020-1-117 (in Russ.)

10. Dyachkovsky V. N. Motivation of achieving success in athletes. Actual issues of development and scientific-methodical support of national sports and folk games of the Sakha (Yakutia) Republic. Materials of the All-Russian scientific conference with international participation. Churapchi State Institute of Physical Culture and Sports; Ed. by 1.1. Gotovtsev, 2017, pp. 483-492. (in Russ.)

11. Efimchuk O.S. Leadership potential as a special quality of a modern specialist. Scientific Notes of Orel State University. Series: Humanities and Social Sciences, 2012, no. 1(45), pp. 349-353. (in Russ.)

12. Kaminskaya E.A., Volk M.I., Sichkar E.V. The role of stressogenic conditions in the manifestation of leadership potential. World of Science. Pedagogy and psychology, 2019, vol. 7, no. 1, p. 72. (in Russ.)

13. Kargapolova E.V. Category "potential of social development" in the system of modern humanitarian knowledge. Proceedings of Volgograd State Technical University. Interuniversity collection of scientific articles, 2012, no. 3 (90), vol. 10, pp. 46-50. (in Russ.)

14. Kolesnikov V.Y., Zhomin K.M. Features of education of moral-will and psychological qualities in athletes. CITISE, 2018, no. 1 (14), p. 28. (in Russ.)

15. Kopteva G.G. On the motivation of students of higher educational institution: the problem and the search for solutions. Psychology and Pedagogy: methodology and problems of practical application, 2016, no. 48, pp. 235246. (in Russ.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kuzmin E.B., Aziullin R.R., Denisenko Y.P., Ionov A.A., Geraskin A.A., Andrsushin I.F. Sports motivation as mental state of personality of the sportsman. Human health, theory and methodology of physical culture and sports, 2016, no. 1 (2), pp. 97-110. (in Russ.)

17. Lizunova G.Y. Motivation of achievement of success and avoidance of failures in sports activity. Actual questions of teaching in higher school: theory and practice. Collection of scientific works: In two parts. Gorno-Altaisk, 2015, pp. 12-16. (in Russ.)

18. McClelland D. Human motivation. St. Petersburg, Publishing house Peter, 2007. 667 p. (in Russ.)

19. Nakhodkin V.V. Motivation of achievement of success as a basis for selection in competitive activity of martial artists. Bulletin of YaSU, 2009, vol. 6, no. 4, pp. 64-69. (in Russ.)

20. Nepopalov V. N. The problem of the personality of the athlete in the psychology of sport. Scientific and pedagogical schools in the field of physical culture and sports. Materials of the International Scientific-Practical Congress dedicated to the 100th anniversary of GTSOLIFK. Under general ed. V.V. Baikovsky, V.A. Moskvin, V.F. Sopov, 2018, pp. 83-86. (in Russ.)

21. Omelchenko T.A. The problem of leadership and its influence on the successful activity of a sports team. Physical education, sport, physical rehabilitation and recreation: problems and prospects for development. Materials of IX International Scientific and Practical Conference. Under general ed. by T.G. Arutyunyan, 2019, pp. 127-129.

22. Pozharskaya E.L., Deberdeeva N.A. Paradigms of development of motivation processes. Norming and payment of labor in industry, 2016, no. 9, pp. 48-51. (in Russ.)

23. Popova A.F., Borisova T.V., Pavlov N.I. Formation of personality-oriented leadership culture by means of self-knowledge in the sphere of martial arts. Proceedings of Tula State University. Physical Culture. Sport, 2020, no. 2, pp. 98-107. DOI: 10.24411/2305-8404-2020-10213 (in Russ.)

24. Ryakhovskaya E.A., Navalnaya O.S. Study of Leadership Potential of Members of the National Team of Volgograd State Agrarian University in Fitness Aerobics. Strategic Development of Agroindustrial Complex and Rural Territories of the Russian Federation in Modern International Conditions. Materials of International scientific-practical conference devoted to the 70th anniversary of the Victory in the Great Patriotic War 1941-1945, 2015, pp. 350-354. (in Russ.)

25. Sorokun P. A. Fundamentals of psychology. Pskov, PSPU Publ., 2005. 312 p. (in Russ.)

26. Tinyakov A., Fedorina T., Matuzna N. Leadership qualities of high performance athletes. Theory and practice of management of social systems: philosophy, psychology, pedagogy, sociology, 2020, no. 2, pp. 94-112. DOI: 10.20998/2078-7782.2020.2.08 (in Russ.)

27. Tokareva V.B. Locus of control and personality components in athletes of different sports. Bulletin of Yaroslavl State University. Series Humanities, 2016, no. 4 (38), pp. 130-134. (in Russ.)

28. Ulyanova N.Y., Chernykh O.V. Volitional qualities of personality and success of young athletes. Sports Psychologist,

2019, no. 3 (54), pp. 15-18. (in Russ.)

29. Usmanova Sh., Yokubova D.M. Fundamentals of psychological preparation of the athlete. Psychological health of the population as an important factor in ensuring the prosperity of society. Materials of the international online scientific-practical conference. Fergana State University, Department of Psychology, Ural State Pedagogical University Institute of Psychology, ed. by M. B. Yuldasheva, L. A. Maximova, S. A. Vodyakha. Ekaterinburg-Fergana,

2020, pp. 117-119. (in Russ.)

30. Shukshina L.V., Firsov A.A. Peculiarities of Aggressiveness and Anxiety in Athletes at Pre-competition and Competition Stages. Topical problems and modern tendencies of development of physical training and sports with consideration of realization of national projects. Materials of the All-Russian Scientific-Practical Conference with International Participation. Under scientific ed. L.B. Andryushchenko, S.I. Filimonova, 2020, pp. 605-609.

31. Yakimova E.A., Nizamidinov V.A. Influence of Greco-Roman wrestling on the development of moral-volitional qualities of young athletes. Bulletin of Science and Creativity, 2016, no. 5 (5), pp. 505-509. (in Russ.)

32. Bruner M.W., McLaren C.D., Mertens N., Steffens N.K., Boen F., McKenzie L., Haslam S.A., Fransen K. Identity leadership and social identification within sport teams over a season: A social network analysis. Psychology of Sport and Exercise, 2022, vol. 59, 102106. DOI: 10.1016/j.psychsport.2021.102106

33. Gordievskikh A.A., Shilko T.A. Tomsk international marathon: online competitions to keep up sporting motivations in crisis periods. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 11, pp. 60-62.

34. Horicka M. Psychological preparation of the sportsman in snowboarding. European Journal of Physical Education and Sport, 2016, vol. 14, no. 4, pp. 131-135. DOI: 10.13187/ejpe.2016.14.131

35. Jeseviciute-Ufartiene L. The role of coach as a leader: what motivates an individual to live an active life? 5th International Multidisciplinary Scientific Conference on social sciences and arts SGEM 2018. Conference proceedings, 2018, pp. 1137-1146. DOI: 10.5593/sgemsocial2018/1.5/S05.141

36. Kalina I.G., Golubev A.I., Aidarov R.A. Sports activity as a factor contributing to social adaptation of students. Journal of Organizational Culture, Communications and Conflict, 2016, vol. 20. no. Special Issue3, pp. 89-94.

37. Kerwin, S., Spence, K., Undergraduate sport management education: Exploring ego development and leadership efficacy. Sport Management Education Journal, 2021, vol. 15(2), pp. 72-86.

38. Li S., Li J. Fostering trust: Authoritarian, benevolent, and moral paternalistic leadership styles and the coachathlete relationship. Social Behavior and Personality, 2021, vol. 49, issue 12, e10452. DOI: 10.2224/sbp.10452

39. Lopez de Subijana, C., Martin, L.J., Ramos, J., Côté, J. How coach leadership is related to the coach-athlete relationship in elite sport. International Journal of Sports Science and Coaching, 2021, vol. 16(6), pp. 1239-1246. DOI: 10.1177/17479541211021523

40. Macquet, A.-C., Stanton, N.A. How do head coaches brief their athletes? Exploring transformational leadership behaviors in elite team sports. Human Factors and Ergonomics In Manufacturing, 2021, vol. 31(5), pp. 506-515. DOI: 10.1002/hfm.20899

41. Nakhodkin V.V., Panina S.V., Popova L.V., Golikov A.I. Pedagogical support of self-realization of the person in sports activity. Indian Journal of Science and Technology,2015, vol. 8. no. Special issue 10. DOI: 10.17485/ijst/2015/ v8iS10/84857

42. Namazov A.K. The value of psychological preparation of wrestlers. Health - the basis of human potential: problems and solutions, 2015, vol. 10, no. 1, pp. 314-317.

43. Namazov A.K., Taghi-zada T.P., Grichina V.A., Namazov K.A. The relationship of competitive stress and individual psychological characteristics in athletes. Scientific Bulletin of the Academy of Physical Culture and Sports, 2020, vol. 2-1, pp. 5-8. DOI: 10.28942/ssj.v2i1.197

44. Rodenburg, K., Hayes, L., Foti, L., Pegoraro, A. Responsible leadership in sport: An ethical dilemma. Societies, 2021, vol. 11, no. 3, p. 85. DOI: 10.3390/soc11030085.

45. Shafiee Sh., Fikoouei M.H., Benar N. Studying the relationship between leadership style of coaches and sportsmanship commitment of athletes (a case study of professional athletes in I.R.I. karate super league). Pedagogics, Psychology, Medical-Biological Problems of Physical Training and Sports, 2016, no. 3, pp. 52-61. DOI: 10.15561/18189172.2016.0308

46. Teques, P., Silva, C., Rosado, A., Calmeiro, L., Serpa, S. Refining the Short Version of the Leadership Scale for Sports: Factorial Validation and Measurement Invariance. Psychological Reports, 2021, vol. 124, no. 5, pp. 2302-2326. DOI: 10.1177/0033294120953560

47. Warmath D., Winterstein A.P., Myrden S. Parents and coaches as transformational leaders: Motivating high school athletes' intentions to report concussion symptoms across socioeconomic statuses. Social Science and Medicine, 2022, vol. 292, 114559. DOI: 10.1016/j.socscimed.2021.114559

48. UNESCO. Available at: https://en.unesco.org (accessed 20 January 2022).

Информация об авторах Каргаполова Екатерина Владимировна

(Россия, Москва) Доцент, доктор социологических наук, профессор кафедры политологии и социологии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: K474671@list.ru ORCID ID: 0000-0002-2892-3953 Scopus Author ID: 57210744250 ResearcherID: 0-6734-2017

Information about the authors

Ekaterina V. Kargapolova

(Russia, Moscow) Associate Professor, Dr. Sci. (Sociology), Professor, Department of Political Science and Sociology Plekhanov Russian University of Economic E-mail: K474671@list.ru ORCID ID: 0000-0002-2892-3953 Scopus Author ID: 57210744250 ResearcherID: O-6734-2017

Бажданова Юлия Викторовна

(Россия, Москва) Старший преподаватель кафедры психологии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: asa2006@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0915-4415

Scopus ID: 57192655672 Researcher ID: АВВ-1598-2021

Yuliya V. Bazhdanova

(Russia, Moscow) Senior Lecturer, Department of Psychology Plekhanov Russian University of Economic E-mail: asa2006@yandex.ru ORCID ID: 0000-0002-0915-4415

Scopus ID: 57192655672 Researcher ID: ABB-1598-2021

Кокоулина Ольга Павловна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: kokoulinaop@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7495-9511 Scopus Author ID: 57195905729 ResearcherID: U-8661-2018

Olga P. Kokoulina

(Russia, Moscow) Associate Professor, Cand. Sci. (Education), Associate Professor of Physical Education Department Plekhanov Russian University of Economic E-mail: kokoulinaop@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-7495-9511 Scopus Author ID: 57195905729 ResearcherID: U-8661-2018

Давыдова Юлия Александровна

(Россия, Москва) Доцент, кандидат исторических наук, доцент кафедры политологии и социологии Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова E-mail: ylkadav@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5660-328X Scopus Author ID: 57210287887 ResearcherID: ABA-3456-2021

Yulia A. Davydova

(Russia, Moscow) Associate Professor, Cand. Sci. (History), Associate Professor of Political and Social Sciences Plekhanov Russian University of Economic E-mail: ylkadav@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-5660-328X Scopus Author ID: 57210287887 ResearcherID: ABA-3456-2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.