Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ПОДРОСТОК-ИНВАЛИД / ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / FACTORS OF SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / SOCIAL TECHNOLOGIES / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / PSYCHOLOGICAL AID / СОЦИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ / SOCIAL AID / ADOLESCENT-INVALID

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Паршина В.В.

Данная статья посвящена проблеме социализации подростков, имеющих ограничения жизнедеятельности. В частности, автором приводятся различные определения понятия «социализация», анализируются основные факторы, влияющие на социализацию личности подростков с ограниченными возможностями. Кроме того, раскрывается специфика реализации основных направлений помощи подростку и его семье в вопросах успешной социализации и интеграции в общество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ»

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ В СЕМЬЕ

Паршина В.В.®

Преподаватель кафедры социальной работы АНО ВО «Российский новый университет»

Аннотация

Данная статья посвящена проблеме социализации подростков, имеющих ограничения жизнедеятельности. В частности, автором приводятся различные определения понятия «социализация» анализируются основные факторы, влияющие на социализацию личности подростков с ограниченными возможностями.

Кроме того, раскрывается специфика реализации основных направлений помощи подростку и его семье в вопросах успешной социализации и интеграции в общество.

Ключевые слова: социализация, подросток-инвалид, факторы социализации, социальные технологии, психологическая помощь, социальная помощь.

Keywords: socialization, adolescent-invalid, the factors of socialization, social technologies, psychological aid, social aid.

Одной из острых социально-экономических и демографических проблем российского общества является введение детей с ограниченными возможностями в социум. Острота данной проблемы объясняется многими обстоятельствами, выработанными на сегодняшний день в России. В современном обществе отмечается не только постоянное сокращение численности трудоспособного населения, но и наблюдается тенденция ухудшения его качественного состава на фоне увеличения инвалидизации детей и молодежи.

По данным ряда исследований, проводимых в нашей стране, более 500 млн.

человек, или 8% населения мира страдают различными видами физических, умственных и сенсорных расстройств [4, 20]. Согласно Декларации и правах инвалидов (ООН, 1975г.) «инвалид - это любое лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной или социальной жизни в силу недостатка, будь то врожденного или нет, его (ее) физических или умственных возможностей» [8, 211].

Между тем, в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в статье 12 закрепляется право каждого инвалида, как взрослого, так и ребенка, на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья. При этом, особо важное значение играют аспекты социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Первоначально автор считает целесообразным проанализировать содержание дефиниции «социализация». Данный термин применительно к человеку был предложен американским социологом Э.Гиддингсом в 1887 году в книге «Теория

социализации». Ученым она понималась как развитие социальной природы или характера индивида.

Впервые же упоминание о социализации относится к 17 веку как переход земли из частной собственности в общественное достояние. К середине 20 века социализация превращается в самостоятельную междисциплинарную область исследования различных наук. Однако, на сегодняшний день в научном сообществе наблюдается ситуация, при

® Паршина В.В., 2017

которой даже в рамках одной дисциплины нет общего подхода к определению понятия «социализация».

В частности, в философском словаре следующим образом трактуется данное понятие: «социализация - процесс операционального овладения набором программ деятельности и поведения, характерных для той или иной культурной традиции, а также процесс интериоризации индивидом выражающих их знаний, ценностей и норм» [5, 646]. Тем самым, согласно данной интерпретации, социализация рассматривается с позиции связи с другими общественными науками, не обозначая общефилософского подхода.

В свою очередь, известный исследователь в области социальной педагогики А.В.Мудрик предлагает следующее определение: «социализация - это развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой в процессе усвоения и воспроизводства социальных и культурных ценностей» [3, 64]. Таким образом, автор рассматривает социализацию, прежде всего, как действие индивида в процессе его формирования как члена того общества, к которому он принадлежит.

Несколько иной взгляд на социализацию демонстрируют психологи. Так, социальная психология понимает под социализацией процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений [6, 350]. Наряду с этим, психологи вкладывают в это понятие не только деятельностное содержание, но также рассматривают социализацию как результат усвоения опыта. Тем самым, для психологов, с одной стороны, социализация - это процесс, а с другой стороны, - качественная характеристика социального явления.

Свое понимание вышеуказанной дефиниции предлагает и этнография, которая рассматривает ее как культурологический феномен развития индивида в различных обществах и культурах, этнически дифференцированных социальных образованиях. В понимании этнографов социализация - это «процесс усвоения и воспроизводства индивидом социокультурного опыта (социальных норм, ценностей, образцов поведения, ролей)» [2, 12].

Одновременно с этим, нужно сказать, что в социологии также имеется свое определение вышеуказанного понятия. Так, Е.В.Осипова говорит о том, что «социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе» [2, 14].

Различают первичную социализацию, в которую индивид включается в детстве, и вторичную как процесс усвоения новых ролей, ценностей и знаний на каждом этапе жизни. Немаловажным фактом является то обстоятельство, что ребенку-инвалиду в семье уделяется больше внимания наряду со здоровыми детьми. Зачастую, это сопровождается перераспределением социальных ролей в семье и может формировать иждивенческую позицию у подростка. Поэтому социализирующая роль семьи должна носить стимулирующий характер.

В связи с этим, можно выделить ряд особенностей процесса социализации подростков с ограниченными возможностями здоровья:

- социализация подростка-инвалида осуществляется в семье и является, по сути, продолжением социализации, начавшейся в детском возрасте;

- социализация осложняется за счет наличия у подростков определенных психофизиологических изменений;

- социализация не ограничивается воздействием со стороны семьи, а выходит за рамки семейного круга;

- социализация подростков предполагает широкую интеграцию их в социум на основе полученного профессионального образования и овладения социальным опытом;

- среди направлений социализации подростков-инвалидов наиболее уязвимым и несформированным является социальная самостоятельность и социальная ответственность.

Применительно к социализации подростков с ограничениями жизнедеятельности уместно применять такое понятие как «социальные технологии», т.е. конкретные формы и методы работы. При этом, социальные технологии социализации таких подростков включают ряд последовательных действий с целью получения необходимых данных о личности подростка, его социальном окружении, выявлении возможностей его социального развития и составления программы социализирующего воздействия. При этом, такие технологии могут основываться на анализе ряда факторов, например, таких как биологических, психологических и социальных.

Рассмотрим их содержание более подробно. Так, биологический фактор предполагает необходимость учета ряда показателей. Среди всех данных о подростке-инвалиде кроме возрастной характеристики, половой принадлежности важное значение имеет характер инвалидизирующей патологии, учет которой необходим в формировании основных подходов социализации таких категорий населения.

Одним из показателей биологической характеристики подростка-инвалида является уровень функциональных нарушений, который соотносится с нозологической формой заболевания, с одной стороны, и глубиной поражения органов и систем организма - с другой. Характер социализирующего воздействия, исходя из специфики функциональных нарушений, может включать логопедические, медицинские или медицинские меры.

При этом, важным аспектом выбора социализирующего воздействия в рамках данного фактора является степень ограничения жизнедеятельности подростка в области самообслуживания, передвижения, обучения, общения, трудовой деятельности, ориентации и контроля за своим поведением.

В свою очередь, психологический фактор предполагает необходимость учета ряда личностных особенностей инвалидов подросткового возраста и их потребностей. В подростковом возрасте личность ребенка претерпевает существенные изменения, отражающие переоценку своего «Я» и взгляда на социальное окружение. У подростков с ограниченными возможностями данные изменения протекают в более обостренной форме, привносят в его «личностную « картину элементы неуверенности, тревожности, сомнений, склонность к выявлению патологических реакций.

В данном случае социальные технологии в социализации такого подростка предполагают меры психолого-педагогического и коррекционно-психологического характера. А выбор последовательности социализирующего воздействия и социализирующих мер будут определяться особенностями личностных нарушений и поведенческих реакций адресного характера [1, 299-300].

Вместе с тем, нужно отметить, что социализирующее воздействие на подростков-инвалидов с учетом необходимости формирования их коммуникативных потребностей и потребностей в занятости будет носить преимущественно коррекционно-психологический и коррекционно-педагогический характер. Большую значимость в данном вопросе приобретают меры вовлечения подростков в обучающую и развивающую среду в условиях средних учебных заведений или реабилитационных центров.

При этом, преемственность будет наблюдаться в сфере коррекционно-педагогических технологий между семьей как первичным социальным институтом и учебными заведениями.

Наконец, социальный фактор предполагает необходимость учета условий социально-средового окружения подростка с ограниченными возможностями. Главным образом, это касается характеристики семьи, образа жизни ее членов, стиля поведения и отношения к подростку-инвалиду.

На этапе подросткового развития важное значение приобретает обучение социальному опыту. Поэтому общими принципиальным подходом в социальных технологиях в рамках семейной социализации вышеуказанных подростков является принцип обучающего воздействия, в частности, обучение навыкам хозяйственно-бытового труда, пользования кухонным оборудованием, сохранения собственной безопасности, умения вести семейный бюджет.

При этом, характер социальных технологий в рамках семейной социализации будет определяться в зависимости от социального статуса семьи и особенностей социальной группы сверстников.

Полученные данные о подростке-инвалиде, включающие информацию о биологическом, психологическом и социальном статусе, позволят вывить возможности его социального развития и определить необходимость разработки программы социализации.

В целом, можно отметить, что в рамках социальных технологий помощь семье, осуществляющей социализацию подростка-инвалида, может быть представлена в виде следующих основных направлений.

1. Психологическая помощь.

Задачи такой помощи, стратегия и уровень активности психологического воздействия определяются динамикой психосоматического состояния подростка, особенностями течения его недуга, перспективами излечения и восстановления физических и психологических дефектов, а также особенностями семьи, в которой воспитывается ребенок и характером взаимоотношений с ним.

В ситуации работы с личностью подростка и его социальным окружением может использоваться две модели воздействия - ресурсная и дефицитарная. В частности, ресурсная модель предполагает, что семья постоянно генерирует собственные нормы в различных вариантах - историческом, культурном, этническом, политическом, социально-экономическом.

Терапевт или психолог находится в поиске сильных сторон семейной жизни, пытаясь поддерживать собственную уважительную заинтересованность и открытость к различиям. Весь терапевтический процесс направлен на усиление творческой способности членов семьи решать возникающие проблемы, получать новые знания, развиваться сначала вместе с терапевтом, а потом самостоятельно.

Между тем, дефицитарная модель предполагает существование определенных, заранее известных норм семейной организации и коммуникации. Отклонение от данных норм считается патологией. Поэтому терапия фокусируется на том, что «не так», усиливая, тем самым, внимание на дисфункциональных паттернах в семейной системе. В данном случае роль терапевта заключается в том, чтобы идентифицировать нарушения в семейной организации, коммуникации и впоследствии работать с этими нарушениями [1, 207].

Кроме того, в психокоррекционном направлении деятельности с подростком-инвалидом и его семьей могут использоваться индивидуальные и групповые формы работы. Индивидуальная работа, в большей степени, направлена на изучение биографии семьи ребенка с отклонениями в развитии, жизненного пути его родителей, особенностей их личности, истории заболевания ребенка, отношений с ближайшим социальным окружением.

Групповая терапия или тренинги навыков имеют более частое применение в работе с вышеуказанной категорией населения. Состав группы может иметь ограничения по полу, типу нарушений, количеству участников. Группа может предназначаться для родителей, только что узнавших про диагноз и для родителей взрослых детей, а также для помощи братьям, сестрам и другим членам семьи.

Тренинги для родственников демонстрируют ролевые модели и дают возможность в упражнениях поработать над проблемами в семейных отношениях, раскрывают внутренние конфликты участников. На встречах в группе родители получают возможность обсудить различные проблемные ситуации воспитания, обучения детей и узнать о способах решения этих проблем со стороны других родителей.

В качестве наиболее продуктивной и объективно реконструирующей самосознание родителей формы работы выступает групповая дискуссия или консультации. Материалом для дискуссий могут стать специально отобранные психологом темы, среди которых могут быть:

- внутренние психологические проблемы родственников подростков-инвалидов;

- проблемы, возникающие при взаимодействии родителей с больным подростком в микро- и макросоциуме;

- проблемы, возникающие во взаимоотношениях супругов, членов семьи, в которой воспитывается подросток с отклонениями в развитии.

Групповые консультации могут проводиться на следующие тематики: «Я и мои друзья», «Я и школа», «Совместный досуг с ребенком-инвалидом» (для родителей), Как помочь справиться с одиночеством?», «Настраиваемся на успех».

2. Социальная помощь.

В основном предполагает выявление проблем семьи, имеющей в своем составе подростка-инвалида; помощь в устройстве подростков-инвалидов в учебные заведения (как общеобразовательного, так и специализированного профиля); помощь в улучшении бытовых условий (в основном путем организации социального патронажа или социального сопровождения).

3. Юридическая помощь.

Предусматривает оказание помощи в вопросах информирования об имеющихся льготах, защите прав и интересов личности подростка и членов его семьи.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что проблема инвалидности в значительно большей степени является общественной и общественно-психологической проблемой. Подросток с ограниченными возможностями - не инертный объект социальной помощи, а человек, обладающий правом на удовлетворение самых различных общественных потребностей - в познании, общении, творчестве. Для полноценной социализации такого подростка должна быть сформирована система условий и методов, дающих возможность возместить ограничения, мешающие его социализации и индивидуальному развитию.

Тем самым, проблема социализации подростка с ограниченными возможностями находится во взаимосвязи с психологическими и психолого-педагогическими факторами. Безусловно, социально-педагогическая сущность формирования социального потенциала вышеуказанных подростков находится в прямой зависимости от целенаправленной педагогической поддержки подростков, выявления их потенциала во всевозможных формах жизнедеятельности, главным образом, в семье.

Литература:

1. Дубровская Т. А., Воронцова М.В. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. - М.: Издательство РГСУ, 2014. - 364с.

2. Дементьева И.Ф. Социализация детей в семье: теории, факторы, модели. - М.: «Генезис», 2004. - 232с.

3. Иванов А.В. Социальная педагогика: учебное пособие / под общей редакцией проф. А.В.Иванова. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011. - 424с.

4. Левошина О.И. Социальная поддержка особо нуждающихся граждан // Работник социальной службы. - 2013. - № 2. - С. 20-25

5. Новейший философский словарь / Сост. А.А.Грещанов. - Минск: Издательство В.М.Скакун, 1998. - 896с.

6. Психологический словарь / Под ред. В.В.Давыдова, А.В.Запорожца. - М.: Педагогика. -448с.

7. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательных учреждений: учебное пособие / под ред. В.С.Торохтия. - М.: АНО «СПО «СОТИС», 2007. - 384с.

8. Тюрина Э.И. Социальная работа с семьей и детьми: учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Э.И.Тюрина, Н.Ю.Кучукова. - М.: Издательский центр «Академия», 2009. -288с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.