УДК 373
М.Л. Кузьмина
ст. преподаватель, кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
А.А. Кузьмина
ассистент,
кафедра общей педагогики и педагогики профессионального образования, Арзамасский филиал ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»
ОПЫТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье рассмотрены основные концептуальные теории социализации подрастающих поколений, исследуется проблема успешной социализации современных подростков в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что развивающая и коррекционная работы с сельскими подростками будет способствовать преодолению социальной дезадаптации.
Ключевые слова: подросток, социализация, социальная адаптация, социальная дезадаптация.
M.L. Kuzmina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
A.A. Kuzmina, Arzamas branch of the Lobachevsky State University of Nizhni Novgorod
EXPERIENCE OF SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF ADOLESCENTS IN MODERN RURAL SCHOOL
Abstract. The article describes the basic conceptual theory of socialization of the younger generations, we investigate the problem of successful socialization of modern teenagers in rural schools. By experiment proved that developing and correctional work with rural young people will contribute to overcoming social exclusion.
Keywords: teen, socialization, social adaptation, social maladjustment.
В настоящее время государство предъявляет системе образования высокие требования. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны [5].
Сформулированный социальный заказ предполагает высокий уровень социальной адаптации школьников, в том числе и сельских.
Важную роль в социализации сельских учащихся играет школа, которая зачастую является не только единственным воспитательным учреждением, но единственным культурным центром.
В связи с этим возникает необходимость переосмысления целей, постановки новых стратегических задач, поиск нового содержания воспитания, его форм, методов и механизмов в организации эффективного воспитательного пространства для успешной социализации сельских подростков.
Существует большое количество концептуальных теорий о социализации подрастающих поколений, разработанных в рамках этнографии, социологии, социальной психологии, педагогики. Изучением этой проблемы занимались многие зарубежные и отечественные ученые: Дж. К. Коулмен, И. Таллмен, У. Бронфенбреннер, И.С. Кон, Г.М. Андреева, А.В. Петровский и многие другие. Наиболее точно, на наш взгляд, определяют социализацию применительно к
подросткам А.В. Мудрик, Г.М. Андреева и А.В. Петровский.
А.В. Мудрик считает, что процесс социализации условно можно представить как совокупность четырех составляющих:
- стихийной социализации человека во взаимодействии и под влиянием объективных обстоятельств жизни общества, содержание, характер и результаты которой определяются социально-экономическими и социокультурными реалиями;
- относительно направляемой социализации, когда государство предпринимает определенные экономические, законодательные, организационные меры для решения своих задач, которые объективно влияют на изменение возможностей и характера развития;
- относительно социально контролируемой социализации (воспитания) - планомерного создания обществом и государством правовых, организационных, материальных и духовных условий для развития человека;
- сознательного самоизменения человека, имеющего просоциальный, асоциальный или антисоциальный вектор (самостроительства, самосовершенствования, саморазрушения), в соответствии с индивидуальными ресурсами и в соответствии или вопреки объективным условиям жизни [2].
Согласно Г.М. Андреевой социализация - это двусторонний процесс: с одной стороны, это усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду [1, с. 331].
А.В. Петровский рассматривает процесс социального развития человека как диалектическое единство прерывности и непрерывности. Первая тенденция отражает качественные изменения, порождаемые особенностями включения личности в новые социально-исторические условия, а вторая - закономерности развития в рамках данной референтной общности.
По мнению А.В. Петровского переход к новому периоду должен быть подготовлен внутри предыдущего успешным протеканием фазы интеграции, если этого не происходит, то на рубеже между любыми возрастными периодами складываются условия для кризиса развития личности и адаптация в новой группе становится затруднительной [3].
Многолетние наблюдения за студентами младших курсов, выпускниками сельских школ позволили выявить ряд особенностей, характеризующих проблемы их социальной адаптации в новых условиях, обучения в ВУЗе. Ребята из сельских школ, как правило, объединяются в небольшие группы, ведут себя обособленно, с городскими сверстниками общаются только в случае необходимости совместного решения учебных задач. Выпускники сельских школ менее активны, редко проявляют инициативу, свои способности в спорте, творчестве стараются не демонстрировать.
Это связано, прежде всего, с тем, что у сельских подростков круг общения достаточно узкий. В школе, во внеурочной деятельности в соседском окружении они взаимодействуют с одними и теми же сверстниками. Недостаток многопланового разностороннего общения, способствующего саморазвитию личности подростка, восполняется виртуальным общением в социальных сетях, что может стать своеобразной компенсацией дефицита межличностных контактов, но не способствует приобретению опыта общения. Вместе с тем успех в сфере коммуникации, когда подросток видит, что его слушают, понимают, одобряют, а информация, которую он пытается донести, представляет интерес для собеседника, значительно повышает его самооценку.
Исследовательская работа по изучению процесса социализации подростков в современной сельской школе проводилась на базе МБОУ Хватовская СОШ в течение 3 лет с 2012 года по 2014 год.
В результате исследования были сделаны выводы, что ежегодно 50-60% сельских
школьников испытывают социальную дезадаптацию, которая выражается в несформированно-сти навыков общения, неадекватной самооценке и самостоятельно с этими проблемами подростку справиться нелегко. В связи с этим нами была разработана программа развивающей и коррекционной работы с подростками по преодолению дезадаптации.
Особенностью разработанной нами программы стали положенные в основу принципы:
- комплексный характер психолого-педагогических воздействий, что позволяет учитывать все уровни жизнедеятельности подростка: уровень предметной и познавательной деятельности, уровень социальных взаимодействий и общения, а также уровень его самосознания;
- системный подход, предполагающий рассмотрение взаимодействий и взаимоотношений между подростками, родителями и учителями с точки зрения единой целостной взаимосвязанной системы, в которой все участники взаимно обуславливают состояние и поведение друг друга. Это осуществляется путем проведения работы психолога одновременно с детьми, с педагогами, с родителями, а также путем трансформации способов их коммуникации;
- принципы гуманистической психологии и гуманистической философии образования, предусматривающие организацию сотрудничества всех участников педагогического процесса и участие их в реализации программы на добровольных началах, предполагающие возможность свободного выбора для каждого своего участия.
Сравнительный анализ результатов по итогам констатирующего и формирующего эксперимента, проведенного в 2012, а затем в 2014 годах показал положительную динамику по всем основным показателям.
Анализ психолого-педагогической литературы и результаты исследования подтвердили предположение, что социализация подростков в современной сельской школе будет успешной при условии, если:
- насыщенная и привлекательная жизнедеятельность школьного коллектива создаст возможности для удовлетворения потребностей общения с товарищами и вызовет стремление общаться с ними;
- психолого-педагогическое обеспечение социализации сельских подростков будет обусловлено использованием преемственных связей в содержании и методах воспитания, проведением психолого-педагогических мероприятий с педагогами по формированию адаптационно-развивающей среды учащихся, включающих семинары-практикумы, тренинги, консультации, осуществлением психолого-педагогического просвещения родителей способствующего их осознанию особенностей и трудностей социализации подростков, созданием педагогических ситуаций, позволяющих школьникам успешно адаптироваться к новым условиям жизни, а также оказанием индивидуальной помощи сельским подросткам в решении возрастных, личностных, социально-психологических задач по самоопределению самореализации и самоутверждению;
- комплексная программа психолого-педагогической помощи успешной социализации сельских подростков является составной частью учебно-воспитательного процесса общеобразовательного учреждения. Реализация программы, направлена на профилактику социальной дезадаптации, выражающейся в ограничении навыков общения и позитивного взаимодействия, неадекватной самооценки и способствует усвоению позитивного социального опыта и самосовершенствованию сельских школьников;
- у педагогического коллектива сформирована система установок на создание целенаправленного и планомерного использования потенциала учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения для психолого-педагогического обеспечения социализации подростков;
- осуществляется интеграция в воспитательной системе образовательного учреждения возможностей и средств социального и коррекционно-адаптационного видов воспитания школьников;
- обеспечена возможность подростков реализовать социальную активность в повседневной жизнедеятельности и удовлетворении потребности в позитивных эмоциональных контактах со сверстниками и взрослыми в процессе освоения окружающей социальной действительности;
- осуществляется коррекция негативного и усвоение позитивного социального опыта сельскими подростками посредством обучения их эффективным способам взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Список литературы:
1. Андреева, Г.М. Социализация личности / Г.М. Андреева // Социальная психология. -М.: Аспект пресс, 2008. - 376 с.
2. Мудрик А.В. Социальная педагогика: теория и методика социального воспитания: учебное пособие / А.В. Мудрик, Т.Т. Щелина. - М.: NOTA BENE, 2008. - 218 с.
3. Петровский, А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии / А.В. Петровский // Вопросы психологии. - 1984. - № 4. - С. 15-30.
4. Концепция модернизация российского образования [Электронный ресурс]. - URL: http://civilg8.ru/priority/education/4540.php (дата обращения: 22.10.2014)