Информационные средства обучения
Традиционные: 1. Плакаты 2. Макеты 3. Учебные пособия
Электронные средства
Механические средства
Электрические средства
Аудио-и видеосредства
1. Магнитофон
2. DVD
3. Проигрыватель
Вычислительные средства
Калькулятор
Компьютер
Радио-и телетехника
1. Телевизор
2. Радиоприемник
Коммуникационные средства
1. Телефон
2. Телеграф
Рис. 3. Иерархия информационных компьютерных средств обучения.
Библиографический список
1. Барабанщиков, А.В. Основы военной психологии и педагогики. - М., 1988. Bibliography
1. Barabanthikov, A.V. Osnovih voennoyj psikhologii i pedagogiki. - M., 1988.
Статья поступила в редакцию 05.08.14
УДК 376
Beloborodova N.S., Mirzahanova Ye.S. THE FEATURES OF SOCIALIZATION OF STUDENTS WITH DEVIANT BEHAVIOR. In this article on the basis of the detailed theoretical analysis of the problem and results of practical and experimental work, the authors revealed and proved the methods, which are the most effective in the process of socialization of personality including deviant behavior. Having respect to the analysis of methods and techniques of the impact on deviation, the authors developed their own program for the studies in extracurricular classes and in a special additional educational course.
Key words: socialization, deviant behavior, education, work, family, economic education.
Н.С. Белобородова, д-р пед. наук, проф., зам. директора по воспитательной работе и социальным вопросам Бирского филиала Башкирского гос. университета, г. Бирск, E-mail: [email protected]; Е.С. Мирзаханова, преп. Бирского многопрофильного профессионального колледжа г. Бирск, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ИМЕЮЩИХ ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ
Авторы обосновывают необходимость формирования компетенций, которые помогут человеку реализовать себя в обществе и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни, называют факторы социализации. В статье на основе подробного теоретического анализа проблемы и результатов опытно-экспериментальной работы выявлены и обосновны методы, которые являются наиболее результативными в процессе
социализации личности, в том числе обладающей девиантным поведением. Исходя из анализа методов и приемов воздействия на девиацию, авторами были разработаны программы кружка и специального курса.
Ключевые слова: социализация, девиантное поведение, воспитание, труд, семья, экономическое воспитание.
На протяжении многих лет наблюдаются изменения в различных аспектах нашей жизни: будь то духовная, научная, экономическая, социальная, нравственная сфера. Данные изменения, по нашему мнению, затрагивают не только общество, но и каждую личность. Для того чтобы человек стал самодостаточной личностью, ему необходимо предоставить тот набор компетенций, который поможет реализовать себя в обществе и адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Как известно, одним из таких процессов воздействия на личность является процесс социализации. Под социализацией нами понимается процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности [1]. На наш взгляд, сущность данного процесса состоит в том, что личность развивается, интегрируется и самоопределяется в результате адаптации к социуму.
Необходимо отметить тот факт, что личность социализируется и развивается под воздействием различных условий. Данные условия принято называть факторами социализации. Ученый в области социальной педагогики Мудрик А.В. выделяет следующие факторы социализации:
- мегафакторы - планета, космос, мир;
- макрофакторы - страна, этнос, общество, государство;
- мезофакторы - местность, тип поселения, средства массовой информации;
- микрофакторы - окружающий социум, воспитательные институты [2].
Итог воздействия данных факторов и агентов социализации (лиц, которые находятся в непосредственном контакте с личностью) - личность, которая становится не только объектом, но и субъектом общественных отношений. Социализация протекает в положительном направлении при условии, если происходит процесс развития личности. Как известно, становление личности в процессе социализации происходит поэтапно. Учёные выделяют этапы социализации в зависимости от отношения к трудовой деятельности:
- дотрудовой - до начала трудовой деятельности;
- трудовой - период зрелости;
- послетрудовой - пожилой возраст.
Необходимо отметить, что особенно интенсивно процесс социализации протекает на первом этапе, так как именно на данном этапе закладывается эмоциональная сфера, нравственные качества, формируется мировоззрение и духовная сфера личности.
Проанализировав различные статистические данные за последние несколько лет, мы пришли к выводу, что в последнее время среди подрастающего поколения прослеживается тенденция к утрате навыков нравственного поведения, появляются различные отклонения в поведении - девиация. Под отклоняющимся или девиантным поведением понимается система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали [3]. Следует отметить, что особенность девиантно-го поведения заключается в том, что оно разрушает личность и наносит колоссальный вред окружающим. Но здесь назревает такой вопрос: «В результате чего возникают данные отклонения?» На основе проведённого анализа на данный вопрос можно ответить тем, что девиантное поведение - это результат де-социализации личности и выделить такие факторы, как биологические (наследственность и индивидуальные особенности личности), социальные (окружающая обстановка) и психологические (психическое состояние личности), а также выделить ряд обстоятельств, способствующих появлению девиации:
- неблагополучная семья;
- непонимание окружающих;
- слабая эмоциональная сфера личности;
- свободное время;
- неуверенность в себе;
- отсутствие материальной поддержки;
- повышенный контроль со стороны семейного и образовательного института.
В результате влияния данных факторов и выделенных предрасполагающих обстоятельств возникают ситуации, которые способствуют отклонению в развитии и создают предпосылки для возникновения и проявления девиантного поведения.
Таким образом, на сегодняшний день перед нами возникает проблема - как правильно организовать процесс социализации, чтобы личность, в том числе обладающая девиантным поведением, смогла адаптироваться к реалиям нашего времени и самореализовать себя в обществе.
Анализ литературы и наши наблюдения позволяют нам сделать следующий вывод - ключевую роль в процессе социализации играет воспитание. Воспитание как педагогический процесс предполагает определенным образом педагогически организованное взаимодействие воспитателя и воспитанника, их совместное движение в системе социальной жизни, событий, явлений, переживаний и опыта [4]. Через процесс воспитания происходит развитие личности, то есть личность изменяется, совершенствуется, приобретает определённые знания, умения и навыки, вырабатываются ценностные ориентиры. Воспитание - часть процесса социализации. Именно при помощи набора воспитательных средств и применения различных приемов воспитания происходит социализация личности.
В условиях опытно-экспериментальной работы нами было выявлено, что предметом социализации личности обладающей девиантным поведением является трудовое, семейное и экономическое воспитание.
У сегодняшних подростков отсутствует положительная мотивация к труду, ориентация в экономическом пространстве, нет чётких представлений об основных экономических понятиях, которые связаны с семьей и непосредственно с экономикой в целом, более того, подростки, обладающие девиантным поведением, не могут дать чёткую оценку своим экономическим действиям. Сегодня обществу нужна личность, обладающая следующими качествами: организованностью, ответственностью, бережливостью, трудоспособностью, экономичностью. Личность способная адаптироваться к реалиям нашего времени и реализовать себя в профессиональной и непрофессиональной сферах своей жизни. Поэтому мы пришли к выводу, что выше перечисленные методы являются наиболее результативными в процессе социализации личности, в том числе, обладающей деви-антным поведением. Так как их можно интегрировать и реализо-вывать в процессе социализации личности обладающей деви-антным поведением средствами экономического воспитания по направлениям:
- труд;
- экономика;
- семья.
Трудовое воспитание является одним из ключевых компонентов экономического воспитания в процессе социализации девиантного поведения, так как труд есть сознательная, целесообразная, созидательная физическая или интеллектуальная деятельность человека, направленная на удовлетворение его материальных и духовных потребностей, развивающая его физические и духовные сущностные силы [5].
Задачами в системе нашего исследования являются:
- формирование положительной мотивации к трудовой деятельности;
- воспитание потребности в труде;
- формирование нравственных качеств личности, таких как ответственность, честность и целеустремлённость;
- воспитание культуры труда.
Реализация данного метода организуется:
- в умственном труде, который организуется в рамках учебной деятельности и дополнительного образования через организацию кружковой работы;
- в производственном труде - обучающиеся с девиантным поведением вовлекаются в работу производственных бригад или в рамках учебной деятельности в работу малых производственных предприятий;
- в общественно полезном труде, который осуществляется через различные акции, субботники.
В процессе экономического воспитания происходит:
- усвоение социально-экономических ролей, например: продавца, налогоплательщика, работника, потребителя, собственника, работодателя;
- формирование основных экономических понятий, таких как деньги, товар, рынок, цена, банки, реклама;
- воспитание экономических качеств личности: бережливость, экономичность, расчётливость и предприимчивость;
- формирование личных экономических интересов.
Согласно основной идеей темы нашего исследования образовательную основу данного направления составляют кружки экономической направленности и специальные курсы.
Семейное воспитание является структурным компонентом в системе «Труд - экономические знания - семья». Реализация данного метода направлена на формирование семейных ценностей личности:
- формирование основных экономических понятий, которые неразрывно связаны с семьёй - семейный бюджет, доходы и расходы семьи, страхование, коммунальные услуги;
- использование приобретенных знаний, умений, и навыков в практической деятельности;
- формирование экономических норм, которые способствуют формированию экономических навыков;
- воспитание культуры семейных отношений;
- формирование разумных потребностей личности.
Исходя из анализа методов и приемов воздействия на девиацию, нами были разработаны авторская программа кружка и авторская программа специального курса.
Авторская программа кружка «Я вхожу в мир экономики» может быть использована как в системе школьного дополнительного образования, так и в системе среднего профессионального образования. Огромное место в данной программе отводится воспитанию экономически образованного человека, который способен совершать грамотные и рациональные экономические поступки.
Реализация данной программы направления на:
- развитие прикладных экономических знаний;
- формирование особого экономического образа мышления;
- освоение основных моделей экономического поведения;
- формирование профессионального самоопределения;
- формирование положительной мотивации к труду;
- развитие творческих способностей.
Нами предлагается использовать такие формы работы как:
- организация бесед, диспутов, семинаров, конференций и круглых столов;
- проведение занятий практикумов, деловых и ролевых игр;
- проведение викторин, конкурсов, выставок;
- решение экономических задач и тестов;
- проведение производственных экскурсий и встреч с интересными людьми.
Структура данной программы состоит из трёх разделов. Первый раздел посвящён денежным отношениям. В нем рассматриваются такие темы как: «Деньги», «Ценные бумаги», «Цена», «Товар», «Рынок», «Банки». Второй раздел посвящён трудовой деятельности и раскрывает такие темы как «Трудовые
Библиографический список
отношения», «Основы бизнеса» «Предпринимательская деятельность», «Сфера услуг как источник дохода», «Сельскохозяйственная деятельность». Третий раздел посвящен экономике семьи и включает следующие темы: «Бюджет семьи», «Доходы семьи», «Расходы семьи» «Экономические ресурсы семьи», «Страхование как способ защиты имущества».
Реализация авторской программы специального курса «Основы малого бизнеса» способствует формированию экономического сознания, культуры, общекультурных, ценностно-смысловых, коммуникативных и социально-трудовых компетенций личного самосовершенствования. Структура программы состоит из семи разделов, которые рассматривают: основы бизнеса, вопросы организации, функционирования и ликвидации фирмы, выплату налогов, вопросы конкуренции, использование наёмного труда и правовое оформление трудовых отношений, стратегию поведения в конфликтных ситуациях, механизмы поддержки малого бизнеса.
Актуальность программы состоит в том, что она не только способствует формированию экономической грамотности, но и формирует общепрофессиональные компетенции: применение информационно-коммуникационных технологий, осуществление поиска необходимой информации, умение работать в команде, владеть навыками делового общения, владеть этикой трудовых отношений, определять задачи личностного саморазвития и заниматься самообразованием.
Целями специального курса являются социализация, профессиональное самоопределение и формирование в процессе обучения ключевых компетенций.
Основными задачами данного курса являются:
- формирование экономического сознания;
- развитие конкурентно способных качеств личности;
- формирование благоприятных условий, способствующих раскрытию творческого потенциала обучающихся;
- развитие экономической культуры;
Поставленные нами цели и задачи определяют педагогические принципы реализации программы специального курса «Основы малого бизнеса»:
- принцип доступности;
- принцип связи с жизнью и практикой;
- принцип системности;
- принцип природосообразности;
- принцип гуманизации;
- принцип культуросообразности.
В основе процесса реализации данной программы лежит практико - ориентированное обучение, системно-деятельност-ный и личностно - ориентированный подход.
Введение данных программ в образовательную среду позволит обучающимся, в том числе с девиантным поведением, ориентироваться в окружающей действительности и осознавать своё предназначение, принимать грамотные решения в различных жизненных ситуациях и нести за них ответственность, эффективно общаться с окружающими, владеть этикой трудовых отношений, владеть способами контроля и самоконтроля, а также действовать в результате выполнения различных социальных ролей.
1. Фролов, С.С. Социология: учеб. для высших учеб. заведений. - М., 1994.
2. Мудрик, А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов. - М., 2000.
3. Мустаева, Ф.А. Основы социальной педагогики: учеб. для студ. высших пед. учеб. заведений - М., 2001.
4. Голованова, Н.Ф. Общая педагогика: учеб. пособ. для вузов. - СПб., 2005.
5. Лихачев, Б.Т. Педагогика: курс лекций: учеб. пособ. для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М., 2001. Bibliography
1. Frolov, S.S. Sociologiya: ucheb. dlya vihsshikh ucheb. zavedeniyj. - M., 1994.
2. Mudrik, A.V. Socialjnaya pedagogika: ucheb. dlya stud. ped. vuzov. - M., 2000.
3. Mustaeva, F.A. Osnovih socialjnoyj pedagogiki: ucheb. dlya stud. vihsshikh ped. ucheb. zavedeniyj - M., 2001.
4. Golovanova, N.F. Obthaya pedagogika: ucheb. posob. dlya vuzov. - SPb., 2005.
5. Likhachev, B.T. Pedagogika: kurs lekciyj: ucheb. posob. dlya studentov ped. ucheb. zavedeniyj i slushateleyj IPK i FPK. - M., 2001.
Статья поступила в редакцию 05.08.14