УДК 37::316.624 Дадова Залина Исмеловна
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры общеправовых дисциплин Северо-Кавказского института повышения квалификации (филиала) Краснодарского университета МВД России
Dadova Zalina Ismelovna
PhD in Philology, Senior Lecturer, General Legal Disciplines Department, North Caucasus Institute for Advanced Training (branch) of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
ПРОБЛЕМА ДЕВИАНТНОГО THE PROBLEM OF YOUTH'S
ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ DEVIANT BEHAVIOUR:
СРЕДЕ: ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ PEDAGOGICAL ASPECT
Аннотация:
Статья посвящена проблеме воспитания подростков. Изучены особенности девиантного поведения в среде молодежи в условиях современности. Произведен анализ методологических основ проблемы совершенствования воспитания молодежи. Отмечены оптимальные способы социализации подростков с девиантным поведением, предложен комплекс мер по улучшению их воспитания.
Ключевые слова:
воспитание подростков, девиантное поведение, глобальная проблема, российская молодежь, нравственные ценности, социализация молодежи.
Summary:
The article discusses the problem of youth upbringing. The author studies the peculiarities of youth's deviant behaviour at present. The author analyses methodological basis of the youth's education improvement. The paper states the optimal ways of socialization of young people with deviant behaviour and suggests a complex of measures on the improvement of their upbringing.
Keywords:
youth's upbringing, deviant behaviour, global problem, Russian youth, moral values, youth's socialization.
Отклоняющееся поведение молодежи в настоящее время привлекает к себе пристальное внимание со стороны общественности и ученых. «Несмотря на определенное внимание к проблеме воспитания молодежи, сохраняются тревожные симптомы неблагополучия в решении этой проблемы» [1, с. 125]. Такие виды социальных отклонений, как бродяжничество, попрошайничество и проституция, получили широкое распространение. Большой процент молодежи подвержен таким видам отклонений, как пьянство, суицид, преступность, постепенно нарастает угроза наркотизации населения. «Асоциальное поведение в молодежной среде катастрофически растет» [2, с. 185].
Подростковый возраст - самый сложный в воспитательном отношении. Интересы и стремления подростка - крайне неустойчивы, желания и интересы - переменчивы. Также наблюдается противодействие воспитательным воздействиям, что значительно усложняет процесс общения с родителями и педагогами.
Каждый трудный ребенок имеет свои особенности девиации, свою причину и свои условия воспитания. Прежде чем начинать перевоспитывать так называемых «трудных» детей, необходимо провести глубокий анализ их поведения. Прежде всего нужно изучить психику ребенка.
Несовершеннолетние в силу возраста не имеют достаточного жизненного опыта, у них еще не выработано отношение к окружающему миру, часто они не могут отличить хорошее от плохого, не способны правильно оценивать свои поступки с точки зрения соответствия закону, обладают повышенной внушаемостью. Интернет в данном случае может сыграть губительную роль, «оказывая воздействие на психику и сознание, направленное на формирование общественно опасных мыслей и суждений» [3, с. 116].
Как правило, трудному подростку присущи в основном те же качества, что и сверстникам. Однако сочетание нескольких неблагоприятных факторов, таких как, например, безнадзорность и второгодничество, педагогические ошибки и нездоровое влияние семьи и т. п., может привести к фактам девиации.
То, насколько правильно порождающие и способствующие девиации факторы определены, обусловливает предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков. В первую очередь речь идет, конечно же, о факторах психолого-педагогического характера. Сюда входят психологический климат семьи, отношения подростка со сверстниками и взрослыми с эмоционально-психологической точки зрения и т. п.
ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2015, № 20)
Существует необходимость своевременного выявления возникающих проблем в ближайшем окружении, понимания и устранения причин, способствующих их распространению и развитию, обеспечения профилактики различных отрицательных явлений, которые могут сформироваться в среде подростков.
Одной из причин слабого усвоения личностью моральных ценностей являются дефекты семейного воспитания (злоупотребление родителей спиртными напитками, ссоры, конфликты, драки между родителями и др.). Все это в конечном итоге препятствует формированию внутреннего самоконтроля, основанного на системе норм и ценностей, исключающего агрессивность в качестве выхода в той или иной ситуации. Поэтому требуется нейтрализовать влияние агрессивного поведения детей посредством организации разнообразных форм и способов работы с неблагополучными семьями (родительские собрания, лекции и беседы с иллюстрацией конкретного материала о последствиях пьянства, конфликтных отношений между родителями, применения по отношению к ребенку жестоких физических наказаний и др.).
Внутрисемейные отношения оказывают решающее влияние на формирование личности человека, обусловливают его поведение. Семейное неблагополучие является одним из наиболее активных факторов, отрицательно сказывающихся на поведении несовершеннолетних, влияющих на совершение ими преступлений. В семьях, где взаимоотношения носят агрессивно-насильственный характер, несовершеннолетние воспринимают негативные примеры поведения родителей и родственников, начинают им следовать, перенося их за пределы внутрисемейных отношений. Давно уже доказано, что грубейшими ошибками семейного воспитания являются отсутствие любви и неумение поддержать своего ребенка. «Только в семье на примере взаимоотношений между ее членами у каждого ребенка формируется отношение к обществу в целом и каждому человеку отдельно» [4, с. 66].
Родителям следует меньше заниматься наставничеством и «чтением морали». Совместные семейные мероприятия играют важную роль в налаживании и поддержании доверительных отношений между отцом и сыном, матерью и дочкой, вообще родителями и детьми.
Излишний контроль со стороны родителей также может привести к обратному результату. Ребенок должен учиться самостоятельности. Необходимо прислушиваться к мнению ребенка и учитывать его при принятии решений. Подросток тут же ощутит свою значимость, а значит, понемногу начнет чувствовать себя взрослым.
Существует ряд обязательств, которые затрудняют организацию семейного воспитания. Это может быть низкий образовательный уровень родителей подростка, их занятость, из-за которой не осуществляется необходимый контроль над ребенком, низкая материальная обеспеченность и плохие жилищно-бытовые условия некоторых семей. Все вышеперечисленные обстоятельства носят объективный характер. Наряду с ними существует и ряд обстоятельств субъективного характера: нравственно-психологическая обстановка в семье подростка, отношение родителей к своим обязанностям по его воспитанию.
Неправильное воспитание еще опаснее, чем воспитательная пассивность. Это и потакание всем желаниям и капризам ребенка, и отсутствие требовательности к нему, и стремление уберечь ребенка от неудобств и трудностей жизни, и избавление от необходимости выполнять какие-либо обязанности внутри семьи и в школе и т. д.
Создание определенного микроклимата, благоприятной среды для развития и воспитания подростка очень важно. В этом могут помочь клубы, кружки. На современном этапе необходимо отметить резкое уменьшение количества времени, уделяемого родителями на воспитание своего ребенка. Это можно связать с современной экономической ситуацией в стране и мире. Таким образом, ключевой в воспитании подростков становится роль школьных педагогов, которым необходимо решать ряд задач в процессе своей деятельности:
- вести пропаганду здорового образа жизни в среде подростков,
- взаимодействовать с родителями в процессе воспитания подростка,
- привлекать к совместной работе все соответствующие органы, сотрудничающие с семьями социального риска, неблагополучными семьями,
- активно участвовать в организации досуга детей при взаимодействии с родителями подростков, а также в организации совместных конкурсов детей и их родителей.
При этом можно отметить, что привлечение родителей к мероприятиям и конкурсам школьного уровня также способствует процессу единения семьи при выполнении общего «задания» с приложением совместных усилий, особому общению родителей с детьми, их сближению.
Важной составляющей работы клубов по месту жительства, а также педагогов образовательных учреждений и социальных работников, курирующих подростков, должна быть организация досуга трудных детей, или детей с девиантным поведением. «Досуг может компенсировать
неудовлетворенность подростка. Если нет успехов в учебе, нет возможности заниматься престижным трудом, то подросток, естественно, будет искать удовлетворение в общении со сверстниками, причем не всегда подходящими способами» [5, с. 200]. Необходимо поставить задачу -изучать потребности и интересы подростков с девиантным поведением. Это сыграет определяющую роль в решении поднятой проблемы.
Чтобы воспитать физически, культурно и духовно развитого ребенка, родителям и педагогам нужно работать совместно, сообща.
Значимой представляется работа общественности и правоохранительных органов по уменьшению случаев подростковой девиации. «Только продуманная, взвешенная, ответственная политика в этой области способна направить умы молодых людей в нужное русло» [6, с. 239]. Необходимо четкое нормативно-регулирующее государственное воздействие на формирование системы ценностей российской молодежи.
Ссылки:
1. Дадова З.И. Профилактика экстремизма в молодежной среде на примере Кабардино-Балкарской Республики // Теория и практика общественного развития. 2014. № 14. С. 124-126.
2. Дадова З.И. Воспитание толерантности как один из способов предупреждения межнациональных конфликтов // Там же. 2015. № 17. С. 185-186.
3. Бураева Л.А. Технологический и информационный аспекты компьютерного терроризма // Доклады Адыгской (Черкесской) Международной академии наук. 2013. Т. 15, № 1. С. 115-118.
4. Маздогова З.З. Воспитание толерантности в молодежной среде как фактор профилактики экстремизма // Философия права. 2014. № 3 (64). С. 64-67.
5. Дадова З.И. Роль школы в социализации подростков // Теория и практика общественного развития. 2014. № 17. С. 199-201.
6. Бозиев А.Т. Социализация молодежи как фактор формирования антиэкстремистских взглядов (на примере КБР) // Пробелы в российском законодательстве. 2014. Вып. 4. С. 236-239.