Научная статья на тему 'Воспитательная система профессионального лицея в условиях реализации ФГОС НПО'

Воспитательная система профессионального лицея в условиях реализации ФГОС НПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PRIMARY PROFESSIONAL EDUCATION / SOCIALIZATION / EDUCATIONAL PROCESS / CIVIL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рубцова О. Б.

В статье рассматриваются особенности организации воспитательного процесса и социализации учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL LYCEUM IN THE CONDITIONS OF REALIZATION FGOS OF NPO

In article features of the organization of educational process and socialization of pupils in the conditions of realization of federal state educational standards of primary professional education are considered.

Текст научной работы на тему «Воспитательная система профессионального лицея в условиях реализации ФГОС НПО»

11. Polonskiyj, V.M. Metodih pedagogicheskikh issledovaniyj: sostoyanie, problemih, perspektivih: sbornik nauch. stateyj, materialih Vserossiyjskogo seminara po metodologii / pod red. V.M. Polonskogo - M., 2006 [Eh/r]. - R/d: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=445

12. Fedotova, G.A. Metodologiya i metodika psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyj: ucheb. posobie dlya studentov psikhologo-pedagogicheskikh fakuljtetov vihsshikh uchebnihkh zavedeniyj. - Velikiyj Novgorod, 2010.

13. Surtaeva, N.N. Ponyatiyjnaya intervenciya v pedagogike. - SPb., 2012.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 377.5

Rubtsova O.B. EDUCATIONAL SYSTEM OF PROFESSIONAL LYCEUM IN THE CONDITIONS OF REALIZATION FGOS OF NPO. In article features of the organization of educational process and socialization of pupils in the conditions of realization of federal state educational standards of primary professional education are considered. Key words: primary professional education, socialization, educational process, civil education.

О.Б. Рубцова, зам. директора ГБОУ НПО Профессиональный лицей «Красносельский», г. Санкт-Петербург, E-mail: olliarub@rambler.ru

ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НПО

В статье рассматриваются особенности организации воспитательного процесса и социализации учащихся в условиях реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального профессионального образования.

Ключевые слова: начальное профессиональное образование, социализация, воспитательный процесс, гражданское воспитание.

С каждым годом употребление термина «воспитательная система» в работах ученых, управленцев, практиков возрастает, становится все больше различных точек зрения на сущность данного явления. В стране сложилось научное направление, получившее название «теория и практика воспитательной системы». Благодаря исследованиям В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, С.Д. Полякова, Н.Л. Селивановой, В.А. Сластенина, Е.Н. Степанова [1-6] выстроена стройная концепция воспитательной системы образовательного учреждения. В ее основе понимание воспитания как управления процессом формирования развития личности ребенка за счет создания благоприятных для этого процесса условий.

Воспитательный процесс - это систематическое, последовательное, целенаправленное влияние воспитателя на чувства, сознание, поведение, силу воли и систему отношений воспитанников. Воспитательный процесс - это целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и учеников, сущностью которого является создание условий для самореализации субъектов этого процесса. Воспитательный процесс имеет четкую структуру взаимосвязанных и упорядоченных компонентов. Как правило, в ней выделяются цель, содержание, методы, средства, организационные формы. С категорией структуры воспитательного процесса непосредственно связана его целостностью, как ин-тегрированность, самодостаточность, автономность педагогической системы. Таким образом, цель воспитательного процесса -организация учащихся на самовоспитание, саморазвитие, самореализацию, самоидентификацию, а в конечном итоге на социализацию личности.

Началь ное професс иональное образование основывается на активном развитии личности учащегося в учебном процессе - предполагает подчинение всего процесса обучения в профессиональном лицее требованиям и закономерностям развития личности. Процесс обучения сугубо индивидуален и предполагает использование разнообразных форм, методов обучения и способов деятельности обучающихся с учетом их личностных особенностей.

Организации воспитательного процесса в учреждении НПО как создание и поддержание условий для саморазвития, самореализации, самоидентификации осуществляется в тесном взаимодействии содеятельности с воспитанником, создавая субъект-субъектные отношения. Воспитательный процесс - ядро педагогической деятельности образовательного учреждения НПО. В тоже время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предлагает учет влияния всех факторов социальной сферы. Идет процесс социального взаимодействия (новая группа, производственная бригада, новое рабочее место, выпуск продукции, результаты труда), выполнение различных социальных ролевых функций (исполнителя, управленца, технолога, конструктора «реализатора» продукции

и т.д.). Они обеспечивают адаптацию обучающихся к жизни в обществе на основе осознанного выбора профессиональной сферы деятельности в ходе трудового обучения.

В работах С.В. Кривых с учениками [7; 8] рассматривается гражданско-нравственное воспитание подростков. На наш взгляд, актуальность проблем гражданского воспитания в современном обществе определяется следующими основными причинами:

• возникновением неблагоприятной социальной среды, оказывающей негативное воздействие на сознание и чувства российских граждан;

• предъявлением обществом новых требований к личности, вытекающих из изменившихся условий на пути к рыночной экономике;

• разладом складывавшегося в течение многих десятилетий механизма социализации поколений, связанным с разрушением и девальвацией системы традиционных ценностей, что приводит к разрыву преемственности поколений и к обострению социальных противоречий в обществе;

• усилением бездуховности, падением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения, проявляющимися в резком ухудшении его социально-нравственных и иных характеристик;

• издержками в выработке и проведении в жизнь идеологии реформ, сопровождаемых деформациями в работе с молодежью, особенно ярко проявляющимися в переоценке роли образования и явной недооценке роли воспитания.

Нам ближе взгляд на воспитательную систему, обоснованный Т.И. Шамовой. В этом подходе речь идет об адаптивной воспитательной системе, в основе которой - понимание воспитания как «целенаправленного процесса формирования и развития сознания и самосознания ребенка». Системообразующим компонентом адаптивной воспитательной системы являются цели воспитания, определяемые как «развитие нравственного сознания, нравственного самосознания и нравственных мотивов поведения» [9, с. 211].

Для социализации учащихся учреждения НПО необходимо создание такой воспитательной системы, которая будет:

• формировать установки на принятие значимости собственной социальной активности для развития региона, страны и мира в целом;

• интегрировать ценности индивидуализма и коллективизма;

• способствовать проявлению гражданской ответственности ориентированной подготовку к будущей жизнедеятельности;

• актуализировать жизненные цели и жизненные планы выпускников.

В связи с введением ФГОС нового поколения качественные изменения содержания педагогического процесса затронули все сферы деятельности образовательных учреждений системы

СОЦИАЛЬНЫМ ЗАКАЗ

ЦЕЛЬ: целенаправленное влияние на ценности, отношения и смыслы жизни учащихся в интересе согласования профессиональной и познавательной активности, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями социума в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека._

ВНЕШНЯЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ПРОФЛИЦЕЯ

содержание воспитательно-образовательного процесса

Содержательный блок

Деятельностный блок

Профессиональный блок

Событийный блик

Диагностический блок

с р е д с т в а в о с п и т а н и я

^^ 1

ФОРМЫ социальное воспитание дополнительное образование профессиональное воспитание го < н

"О гп

МЕТОДЫ 1. Социальное партнерство 2. Духовно-нравственное наставничество 3. Самоуправление 4. Проектная деятельность 5. Игровое моделирование 1. Общества учащихся 2. Творческие клубы 3. Спорт. секции 4. Курсы по выбору 5. Кружки 1. Взаимодействие со сферой труда (практики, стажировки, корпоративное сотрудничество) 2. Профессиональное наставничество 3. Профконсультации 4. Профконкурсы I I а а О СП "О А со О го А ч

1£ .0 £ со Развитие общих компетенций Всестороннее развитие личности Развитие профессиональных компетенций гп Л Н

А а С "О гп

ш CL СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ А

Рис. 1. Модель воспитательной системы всестороннего развития и социализации учащихся в образовательной среде профессионального лицея

начального профессионального образования, в числе которых профессиональные лицеи. Необходимость изменений была обусловлена пересмотром требований к подготовке молодого человека к активной жизни в обществе, выделением в системе подготовки трех основных задач: развитие личности, её индивидуальности; становление и развитие профессиональных умений; формирование и развитие активной позиции и творческого потенциала, что привело к интеграции ведущих направлений в работе профлицея: управленческого, организационно-учебного, воспитательного, научно-методического, практического.

Согласно идеям развития современного профессионального образования в основе перехода на ФГОС нового поколения лежат концепции личностно ориентированного обучения и социального воспитания учащихся, реализация которых позволяет создать необходимые условия для формирования социальной активности личности. С этим связана индивидуализация учебного и воспитательного процессов, формирование активной позиции личности воспитанника, становление осознанного самостоятельного выбора им собственной образовательной траектории (индивидуального образовательного маршрута), ориента-

ция всего педагогического процесса на личностно-деятельност-ный подход, реализуемый средствами социального воспитания.

Поэтому одной из основных проблем, стоящих перед инженерно-педагогическим коллективом профлицея, является внедрение в воспитательный процесс современных форм и технологий, способствующих социализации личности, развитию социально-профессиональной компетентности, активизирующей познавательную деятельность, творческий потенциал, практическую самореализацию субъектов воспитания.

Целью воспитательного процесса в профлицее является: целенаправленное влияние на ценности, отношения и смыслы жизни учащихся в интересе согласования профессиональной и познавательной активности, эмоционально-нравственных отношений, опыта практической деятельности с интересами и ценностями социума в направлении прогрессивного социально-экономического и духовно-культурного развития общества и человека.

Основными задачами воспитательного процесса в профлицее в условиях реализации ФГОС НПО, являются:

1) воспитание нравственных ориентиров, ценностных ори-ентаций и гражданской позиции;

2) формирование самостоятельной, зрелой, социально активной личности, способной творчески реализовать свой жизненный замысел с опорой на внутренние ресурсы;

3) развитие и совершенствование всех сущностных человеческих сфер подростка, составляющих основу индивидуальности и обеспечивающих полноценное участие во всех сферах социальных отношений: духовной, семейной, экономической, политической;

4) подготовка к самостоятельной жизни в социуме, трудовой деятельности и сознательному выбору профессии.

Приоритетными задачами воспитания учащихся профлицея являются те задачи, которые обеспечивали бы им полноценное участие во всех сферах социальных отношений. Особенно важно и сложно обеспечить социальную активность подростков, подготовить их к самостоятельной и семейной жизни, трудовой деятельности и выбору профессии, сформировать нравственные ориентиры и ценностные ориентации. Важно расширять сферу жизнедеятельности и взаимодействия воспитанников с окружающим миром, людьми, используя богатые возможности социокультурной среды за пределами профлицея и образовательной среды внутри учебного заведения.

На рис. 1 изображена модель воспитательной системы всестороннего развития и социализации учащихся в образовательной среде профессионального лицея.

Образование зависит от среды, в которой протекает развитие человека, оно в большей мере определяет индивидуальный контекст его мировосприятия. Сегодняшние подростки, образованием которых мы занимаемся, разительно отличаются от своих сверстников 10 лет назад. Они, более информированные, раскованные, общительные, не очень здоровые, требуют динамично изменяющейся образовательной среды. Например, для них визуальное восприятие, образные представления о мире стали играть значительно большую роль, а это значит, что ус-

Библиографический список

ложнилась проблема соотношения в познавательной и учебной деятельности конкретно-наглядного и теоретического познания. В результате развития глобальных коммуникаций тот мир, в котором подросток ощущает себя живущим и к которому он ощущает себя причастным, скачком расширился до всего земного шара. Произошел также фундаментальный сдвиг в системе ценностей и т.д. В этом контексте особенно важно создать лично-стно ориентированную образовательную среду, которая обеспечит подростку возможность удовлетворения (и развития) потребностей: в безопасности; в усвоении этических норм и правил; в любви и признании, общественном одобрении; в труде, значимой деятельности; в самопознании, познавательной потребности и пр.

В настоящее время особенно актуальным становится создание условий воспитания и социализации в социокультурной среде, где обитает человек. Воспитание и образование не может происходить вне окружающей социокультурной среды, вне исторического и социального контекста регионального и локально-территориального развития. Региональные особенности образовательной среды позволяют педагогу, мастеру производственного обучения формировать эффективное воспитательное пространство, как один из компонентов социализации личности в профлицее.

Процесс воспитания способствует социализации личности, помогает подростку реализовать себя, определить свой способ поведения в структуре социального взаимодействия. Поэтому особую значимость приобретает работа, направленная на повышение готовности учащегося к постоянному выбору разных форм социокультурной активности с их последующей трансформацией и развитием, создание системы представления об окружающем социокультурном пространстве, о своем месте и содержании деятельности в этом пространстве.

1. Бодалев, А.А. Психолого-педагогические проблемы воспитания в современных условиях / А.А. Бодалев, В.А. Караковский, Л.И. Новикова // Сов. педагогика. - 1991. - № 5.

2. Зимняя, И.А. Воспитание - проблема современного образования в России (состояние, пути, решение). - М., 1998.

3. Караковский, В.А. Воспитательная система школы - педагогические идеи и опыт формирования. - М., 1991.

4. Новикова, Л.И. Воспитательная система: исходные позиции // Сов. педагогика. - 1991. - № 11.

5. Сластенин, В.А. Методика воспитательной работы. - М., 2007.

6. Степанов. Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.

7. Кривых, С.В. Гражданско-нравственное воспитание в летних выездных лагерях для детей-сирот: учебно-методич. пособие / С.В. Кривых, О.В. Лобачева / под ред. С.В. Кривых. - М., 2010.

8. Кривых, С.В. Современные молодежные движения как средство гражданского воспитания старших школьников: монография / С.В. Кривых, В.Г. Игишев, И.Ю. Зыкина. - СПб., 2008.

9. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами: учеб. пособие для студентов / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин / под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2001.

Bibliography

1. Bodalev, A.A. Psikhologo-pedagogicheskie problemih vospitaniya v sovremennihkh usloviyakh / A.A. Bodalev, V.A. Karakovskiyj, L.I. Novikova // Sov. pedagogika. - 1991. - № 5.

2. Zimnyaya, I.A. Vospitanie - problema sovremennogo obrazovaniya v Rossii (sostoyanie, puti, reshenie). - M., 1998.

3. Karakovskiyj, V.A. Vospitateljnaya sistema shkolih - pedagogicheskie idei i opiht formirovaniya. - M., 1991.

4. Novikova, L.I. Vospitateljnaya sistema: iskhodnihe pozicii // Sov. pedagogika. - 1991. - № 11.

5. Slastenin, V.A. Metodika vospitateljnoyj rabotih. - M., 2007.

6. Stepanov. E.N. Modelirovanie vospitateljnoyj sistemih obrazovateljnogo uchrezhdeniya: teoriya, tekhnologiya, praktika. - Pskov, 1998.

7. Krivihkh, S.V. Grazhdansko-nravstvennoe vospitanie v letnikh vihezdnihkh lageryakh dlya deteyj-sirot: uchebno-metodich. posobie / S.V. Krivihkh, O.V. Lobacheva / pod red. S.V. Krivihkh. - M., 2010.

8. Krivihkh, S.V. Sovremennihe molodezhnihe dvizheniya kak sredstvo grazhdanskogo vospitaniya starshikh shkoljnikov: monografiya / S.V. Krivihkh, V.G. Igishev, I.Yu. Zihkina. - SPb., 2008.

9. Shamova, T.I. Upravlenie obrazovateljnihmi sistemami: ucheb. posobie dlya studentov / T.I. Shamova, P.I. Tretjyakov, N.P. Kapustin / pod red. T.I. Shamovoyj. - M., 2001.

Статья поступила в редакцию 26.11.12

УДК 159.922.72

Trotsenko S.N. CORRECTION TECHNOLOGY SCHOOL ANXIETY IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH MENTAL RETARDATION. The paper describes the correction technology school anxiety in primary school children with learning disabilities (mental retardation) as a means of improving the quality of learning activities. Provides guidance on the implementation of technology for classroom teachers KRO, specialized psychologists and parents, the results of testing.

Key words: primary school age, mental retardation, psychological, educational technology, school anxiety, the formation of the learning activity.

С.Н. Троценко, аспирант каф. коррекционной педагогики и специальной психологии ФГБОУ ВПО Шадринского гос. педагогического института, заместитель директора по воспитательной работе Красноселькупской средней общеобразовательной школы «Радуга», с. Красноселькуп, E-mail: julija-trc@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.