• форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;
• деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;
• личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;
• деятельности направленной на преобразование окружающего мира;
• качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности.
Социально-трудовая активность может выражаться в различных формах как групповой, массовой, так и индивидуальной деятельности, и поведения. Поэтому в различных источниках выделяется разнообразный набор форм социально-трудовой активности. Среди наиболее значимых выделяют: профессионально-трудовую, общественно-политическую, управленческую, морально-нравственную, досуговую. Каждая из данных форм может характеризоваться как творческая (продуктивная), и нетворческая (репродуктивная).
Большими возможностями формирования социально-трудовой активности учащейся молодежи имеют Межшкольные учебные комбинаты. В 1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием систем народного образования СССР». В 1977 году - Постановлением Совета Министров «О дальнейшем совершении обучения, воспитания учащихся образовательных школ и подготовки их к труду. Советское правительство придавало большое государственное значение подготовке учащихся к будущей трудовой деятельности, было принято специальное постановление «Об организации учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации». Основными задачами межшкольных учебно-производственных комбинатов являлось ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации, обучение первоначальным навыкам труда по избранной профессии.
Межшкольные учебные комбинаты стали выполнять роль центров профессиональной ориентации среди учащихся и их родителей. Профили трудового обучения определялись с уче-
Библиографический список
том местных потребностей в рабочих кадрах имеющейся производственной базы. Межшкольные учебные комбинаты создавались по решению исполнительной власти, отделом народного образования и несколькими предприятиями. Комбинат обслуживал несколько образовательных школ. Отделы народного образования выделяли помещения, а предприятия в соответствии со своими профилями создавали учебно-материальную базу-цеха, участки, лаборатории, выделяли мастеров производственного обучения, хорошо знающих производство.
Опыт, накопленный в 70-80-х годах показал, что создание межшкольных учебно-производственных комбинатов было эффективным, оправдывающим себя на практике способом привлечения производства к прямому участию в подготовке школьников к труду, выбору профессии, что способствует формированию социально-трудовой активности учащейся молодежи.
В декабре 1999 года под № 1437 Правительством Российской Федерации было утверждено «Положение о Межшкольном учебном комбинате» это типовое Положение определяет статус комбината как самостоятельного образовательного учреждения для улучшения условий формирования социально-трудовой активности школьников.
Условия деятельности учебного комбината позволяют смоделировать образовательную среду, основанную на реальной пробе сил учащихся, использовать современные методики и технологии обучения и профессионального воспитания, обеспечить их социально-трудовую активность. Создание подобных условий в каждой образовательной школе не возможно из-за финансовых и организационных трудностей. К тому же по статусу учебно-материальная база межшкольных учебных комбинатов предназначена в основном для коллективного использования учениками нескольких школ, позволяет в некоторой мере уравнять их возможности, полнее учесть познавательные интересы учащихся, увязать их техническую подготовку с ведущим профилем обучения образовательного учреждения (естественнонаучный, гуманитарный, художественный, технический и др.)
Межшкольные учебные комбинаты решают важную социальную проблему - формирование социально-трудовой активности школьников, учащиеся могут попробовать свои силы в разных сферах труда, осуществить профессиональные пробы, получить первую профессию через профессиональную подготовку, которая является одним из направлений работы Межшкольных учебных комбинатов.
1. Куричкис, Н.А. Воспитательная система развития социальной активности учащихся-сирот профессионального лицея // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3.
2. Кривых, С.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений начального профессионального образования: коллективная монография / С.В. Кривых, И.В. Куричкис, Н.А. Куричкис, С.В. Лактионова. - СПб., 2011.
Bibliography
1. Kurichkis, N.A. Vospitateljnaya sistema razvitiya socialjnoyj aktivnosti uchathikhsya-sirot professionaljnogo liceya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 3.
2. Krivihkh, S.V. Socialjno-professionaljnaya adaptaciya vihpusknikov sirotskikh uchrezhdeniyj nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / S.V. Krivihkh, I.V. Kurichkis, N.A. Kurichkis, S.V. Laktionova. - SPb., 2011.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 63.5.28
Shumilova N.A. MEANS OF ADAPTATION OF THE RUSSIAN-SPEAKING SCHOOLCHILDREN TO FOREIGN LANGUAGE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT. In the article the problem of adaptation of the younger students to a foreign language socio-cultural environment with the preservation of their ethnic identity is studied. A school camp is considered as one of the effective means of development and improvement of a child's personality in a foreign language environment on the basis of their own ethnic factors.
Key words: adaptation, foreign-language environment, ethnicity.
Н.А. Шумилова, ст. педагог Эхтеской гуманитарной гимназии, г. Таллин, Эстония, аспирантка РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ
Автор обосновывает позицию современной школы, формирующей определённое социокультурное пространство, помогающее социально адаптироваться и формировать ценностные ориентации. В статье раскрывается
проблема адаптации младших школьников к иноязычной социокультурной среде с сохранением их этнической идентичности. Школьный лагерь рассматриваются одним из эффективных средств развития и совершенствования личности ребёнка в иноязычной среде на основе собственной этнокультурной принадлежности. Ключевые слова: адаптация, иноязычная среда, этническая принадлежность.
Распад Советского Союза, политические и социальные процессы, привели к образованию самостоятельных государств. Из одной общности «советский народ» население вновь образовавшихся государств оказалось поделено строго на 2 части -титульное население и так называемые «мигранты». Такое кардинальное изменение социально-политической обстановки самым негативным образом сказалось на людях некоренной национальности, особенно для людей старшего поколения. Особенно эти процессы проявились при восстановлении независимости Эстонии. Происходившие в это время в государстве процессы привели к тому, что огромное количество людей неожиданно оказались вынужденными эмигрантами в стране, которую считали своей родиной. Многие не смогли или не посчитали возможным приспосабливаться к изменившимся условиям.
В результате происходивших событий существенно уменьшилась доля неэстонского населения в стране. В течение последующих 10-15 лет общество оказалось поделено на части: по языковой и этнической принадлежности. При этом всё же не была выполнена задача, поставленная радикальными кругами эстонских властей довести численность неэстонского населения до довоенного уровня, т.е. до 10%. К этому времени в Эстонии осталось порядка 30-32% людей неэстонской национальности, хотя в начале этих процессов их было почти 40%. Стало ясно, что желаемые результаты не были достигнуты. И тогда на вооружение была взята идея ассимиляции, которая нашла отражение в государственной программе «Интеграция в эстонском обществе 2000-2007 годов». Несмотря на то, что в этих программах были обозначены три направления (язык, социальные возможности, правовое закрепление положения этой части населения), на самом деле всё сводилось к освоению эстонского языка и принятию решений по эстонизации почти всех сфер деятельности и, в первую очередь, образовательной.
Социально-политический стресс особенно заметно повлиял на молодёжь, и в связи с этим образовались три условные группы по отношению к дальнейшему процессу интеграции. Это молодые люди, которые:
- интегрировались в эстонскую среду, знающие государственный язык и ставшие причислять себя к титульной нации;
- осознают необходимость владения государственным языком и владеющие языком, грамотные, объективно оценивающие сегодняшнюю ситуацию, мобильные и настроенные в большинстве своём на перспективу вне страны и совершенно чётко осознающие свой идентитет;
- полностью отторгают всё эстонское и по существу формирующие антиэстонское шовинистическое сообщество.
В этих условиях, когда 1/3 населения Эстонии, для которых родным языком является русский (примерно 80% этой части являются русскими по этническому происхождению) возникает проблема: как совместить, с одной стороны, процесс адаптации к государственному устройству и государственным требованиям; с другой стороны - как сохранить этнокультурную принадлежность, самоидентификацию русскоязычного сообщества. Прежде всего, эти вопросы приоритетны для подрастающего поколения.
В сегодняшних условиях русская школа Эстонии оказалась перед лицом совершенно новых и сложных задач. Она взяла на себя не только образовательно-воспитательные функции, но и сформировала определённое социокультурное пространство. Можно утверждать, что школа для большинства русскоязычных детей становится неким гражданским институтом, а не только образовательно-досуговым центром, призванным помочь школьникам полноценно обучаться и развиваться, социально адаптироваться и формировать ценностные ориентации. При этом дети растут лояльными гражданами страны проживания и сохраняют свой идентитет.
Целью нашего исследования является определение возможностей одновременного решения двух задач, которые достаточно сложно совместить, а именно: подготовка детей уже младшего школьного возраста к жизни в современном социуме, основой которого является неродной для этих детей государственный язык, т.е. адаптация к иноязычной государственной среде -
с одной стороны, и сохранение этнокультурной принадлежности или этнокультурной самоидентификации - с другой. Это сохранение означает: понимание своих национальных истоков и национальной истории, овладение богатствами своей национальной культуры без противопоставления её государственной.
Сочетание решения этих задач - сложный процесс, который потребует разработки методологических и методических разработок, проведения социологических опросов как детей, так и родителей, и педагогического сообщества, а также реализации различных практических подходов. Причём, само решение этих задач затрагивает как учебный процесс, так и внеурочную деятельность. В связи с этим возникла необходимость в поиске новых, активных форм, методов, средств обучения, обновления содержания образовательной деятельности детей.
Проблемам этнической идентичности, этнокультурного образования, становления этнического самосознания личности посвящены работы Н.А. Асиповой [1], С.В. Кривых [2; 3], Г.У. Солдатовой [4], Е.Л. Ясюченя [5] и других. «В сложившихся условиях задача формирования культуры нравственных отношений, основанных на этнических и общечеловеческих ценностях, в школах с многонациональным составом учащихся приобретает особую актуальность», подчеркивают С.В. Кривых и Е.Л. Ясюченя [6, с. 4].
Одним из средств решения этой проблемы мы видим школьный лагерь. Учитывая реалии сегодняшнего времени (ускорение темпа жизни, отсутствие свободного времени у родителей), но вместе с тем - желание вовлечь ребёнка в разностороннюю развивающую и образовательную среду, в том числе в каникулярный период, можно утверждать, что школьный лагерь является одной из перспективных форм удачного сочетания дополнительного образования и отдыха, в которой обеспечивается содержательное единство в решении этой задачи. Важно отметить тот факт, что интерес к такому виду детского отдыха в последнее время вырос у родителей многократно в силу совершенно объективных причин: большая занятость родителей; слабая материальная база многих семей; потребность в нахождении ребёнка рядом с домом в привычной обстановке; расширившиеся возможности школьного досуга; доверительное отношение родителей к педагогическому коллективу; возможность общения детей со своими друзьями, одноклассниками, сверстниками в неформальной дружественной обстановке.
В таком лагере, на наш взгляд, многие родители видят и место сохранения, и развития речевой культуры ребёнка на родном языке, возможности формирования товарищеских отношений с людьми своего этнокультурного менталитета. Преимущества же школьного лагеря заключаются в следующем:
1. Ребенок не отрывается от семьи, что создает комфортные психологические условия для ребенка и для родителей.
2. Он чувствует себя социально защищённым в знакомой обстановке, среди своих одноклассников и учителей, не тратится время на адаптацию.
3. Современная техническая оснащённость школ позволяет значительно расширить возможности организации досуга.
4. Близость учреждений культуры и спорта, различных до-суговых центров, позволяет разнообразить детский отдых; посещение кинотеатров и театров, различных познавательных мероприятий, которые во время работы лагеря проходят в городе и его окрестностях, позволяет совмещать его с дополнительными формами обучения, в том числе воспитания интереса к своему городу, стране, истории, культуре.
5. Благодаря разветвлённой сети городских учреждений дополнительного образования детей и их высокопрофессиональных специалистов, есть возможности для развития инновационных видов городских лагерей - профильных, например, языковых лагерей или лагерей по интересам.
6. Грамотно организованная работа педагогического коллектива делает отдых детей интересным, увлекательным, полезным, безопасным для здоровья, сочетающимся с воспитанием, развитием и обучением.
Эти факторы являются условиями, позволяющими сделать школьный лагерь интересным и полезным продолжением обра-
зовательного-воспитательного процесса. На сегодняшний день городские лагеря с дневным пребыванием детей на базе общеобразовательных учреждений существуют в следующих основных формах:
- лагерь на базе одной общеобразовательной школы (для учащихся данной школы);
- лагерь межшкольный (для учеников двух и более общеобразовательных учреждений);
- лагерь профильный (языковой и др.);
В качестве примера рассмотрим лагерь, работавший на базе Эхтеской гуманитарной гимназии (Эстония) на летних каникулах.
В основе программы школьного лагеря лежат следующие принципы:
- индивидуальный подход к личности ребёнка;
- учет возрастных особенностей детей;
- формирование дружеской среды, которая не заканчивается окончанием работы лагеря;
- создание ситуации успеха;
- добровольность выбора деятельности
- соответствие педагогических задач ожиданиям детей;
- доступность планируемых форм работы;
- открытость в деятельности отрядов;
- сотворчество.
Цель организации работы лагеря:
- создание системы интересного, разнообразного по форме и содержанию безопасного отдыха и оздоровления детей в городских условиях;
- приобретение и развитие социального опыта;
- укрепление этнокультурной принадлежности.
Задачи:
- организация совместной деятельности педагогического коллектива и участников лагеря;
- создание условий для развития творческих, интеллектуальных, физических способностей детей;
Библиографический список
- выявление способностей и интересов каждого ребёнка;
- повышение мотивации детей к получению новых знаний;
- формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- приобретение детьми практических знаний, умений и навыков, способствующих успешной социализации детей младшего школьного возраста.
Ценность школьного лагеря, базирующаяся на сотворчестве учителя и ребёнка, состоит в том, что он способствует социальному развитию детей, создаёт условия для педагогически целесообразного, психологически комфортного отдыха школьников, способствует сохранению их здоровья, творческой самореализации, общению и разнообразной деятельности, включающей познание, игру, труд, искусство, культуру - для дальнейшего развития и совершенствования личности ребёнка в иноязычной среде.
Результаты анкетирования детей, посещающих школьный лагерь:
• нашёл новых друзей - 90% респондентов,
• мне было интересно - 98 %,
• в лагере я научился чему-то новому - 76 %,
• научился играть в новые игры - 67%,
• продолжу заниматься тем, что понравилось - 57%,
• обязательно приду в лагерь ещё - 92%,
• стал понимать, в какой стране я живу-70%.
Таким образом, школьный лагерь как правильно организованная система летнего дополнительного образования, базирующаяся на актуализации интересов и потребностей ребенка, способна решить целый комплекс задач: содействовать самореализации личности ребенка, способствовать сохранению этнокультурной принадлежности, становлению этнического самосознания ребенка, обогащению социального опыта школьников в иноязычной среде, а главное - понимание своих этнических истоков, сохранение своей этнической культуры без противопоставления её государственной.
1. Асипова, Н.А. Актуализация кросскультурных процессов и этнопедагогическое образование // Известия академии педагогических и социальных наук. - 2003. - Вып. 7.
2. Кривых, С.В. Воспитание этнического самосознания личности. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.
3. Кривых, С.В. Становление этнического самосознания личности // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 1(20).
4. Солдатова, Г.У. Этническая идентичность и этнополитическая мобилизация // Демократизация и образы национализма в Российской Федерации 90-х годов. - М., 1996.
5. Ясюченя, Е.Л. Основы поликультурного воспитания. - СПб., 2013.
6. Кривых, С.В. Становление этнического самосознания студентов педагогического колледжа / С.В. Кривых, Е.Л. Ясюченя. - СПб., 2008.
Bibliography
1. Asipova, N.A. Aktualizaciya krosskuljturnihkh processov i ehtnopedagogicheskoe obrazovanie // Izvestiya akademii pedagogicheskikh i socialjnihkh nauk. - 2003. - Vihp. 7.
2. Krivihkh, S.V. Vospitanie ehtnicheskogo samosoznaniya lichnosti. - Saarbrucken, Germany: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co. KG, 2011.
3. Krivihkh, S.V. Stanovlenie ehtnicheskogo samosoznaniya lichnosti // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2010. - № 1(20).
4. Soldatova, G.U. Ehtnicheskaya identichnostj i ehtnopoliticheskaya mobilizaciya // Demokratizaciya i obrazih nacionalizma v Rossiyjskoyj Federacii 90-kh godov. - M., 1996.
5. Yasyuchenya, E.L. Osnovih polikuljturnogo vospitaniya. - SPb., 2013.
6. Krivihkh, S.V. Stanovlenie ehtnicheskogo samosoznaniya studentov pedagogicheskogo kolledzha / S.V. Krivihkh, E.L. Yasyuchenya. - SPb., 2008.
Статья поступила в редакцию 24.06.14
УДК 378.14
BagachukA.V., Kizelevich I. Ye. PREPARATION FOR RESEARCH ACTIVITY AMONG FUTURE TEACHERS OF MATHEMATICS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE COMPETENCE APPROACH. The paper concerns the specific features of training of students in a pedagogical higher education institution in the sphere of projecting and realization of research activity in the future profession in a format of Federal State Educational Standard for higher education. Some guidelines how to develop organizational methods of this cognitive activity of future mathematics teachers in the course of their vocational training are given.
Key words: research activity, competence-based approach, future teachers of mathematics, professional training, Federal State Educational Standard of Higher Vocational Education.
А.В. Багачук, канд. физ.-мат. наук, доц. каф. математического анализа и методики обучения математике в вузе Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]; И.Е. Кизелевич, студентка института математики, физики и информатики Красноярского гос. педагогического университета им. В.П. Астафьева, г. Красноярск, E-mail: [email protected]