Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Социология
УДК 316.4
Особенности социализации населения в постсоветский период (на материалах конкретно-социологических исследований в Республике Татарстан)
Хайруллина Ю.Р.
Доктор социологических наук, профессор кафедры социологии
Казанского государственного энергетического университета
Замалетдинова Л.Р.
Кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета
В статье рассматривается социализация как социальный процесс, раскрываются его характеристики, прослеживается характер взаимодействия в его рамках личности, социальных групп и общностей с обществом, отдельными социальными институтами. На основе авторских эмпирических исследований социализации населения республики в постсоветский период представлены особенности ценностных ориентаций социально-демографических и поселенческих групп.
Ключевые слова: социализация, социальный процесс, кооперация, конкуренция, социальные институты, социальные группы, ценностные ориентации, личность.
Социальное развитие идет через социализацию и проходит одновременно в двух аспектах: освоение достижений, накопленных прошлыми поколениями, и усвоение форм деятельности, меняющих существующие объективные обстоятельства. Поскольку общественные отношения - это взаимодействие людей, то освоение форм деятельности происходит через межличностные контакты. Люди меняют жизнь, меняют друг друга, создают общество, развитие которого есть и их собственное социальное развитие.
Социализация личности осуществляется через усвоение форм деятельности, общения, обусловленные конкретно-историческими социальными отношениями, средой. Деятельность, общение имманентны обществу и личности, продолжаются всю активную жизнь человека.
Социализация как процесс усвоения личностью норм, ценностей, статусов, ролей в обществе имеет определенную протяженность во времени, особое членение внутри него. Периодичностью, временной 266
протяженностью и стадийностью протекания характеризуется любой социальный процесс.
Его можно охарактеризовать как совокупность статистически устойчивых актов взаимодействия людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения общественного положения больших групп, условий воспроизводства и развития каждого человека как личности и оказывающих влияние на отношения между людьми (группами, общностями) [1].
В социализации преломляются общие черты социального процесса, так как это - усвоение и воспроизведение социального опыта, образа жизни больших групп людей в измененном или сохраненном виде в развитии каждого человека. Всякий процесс - явление и, в отличие от социального акта, характеризуется протяженностью во времени, непрерывностью, последовательностью, при которой предыдущие этапы и состояния обуславливают последующие. Социализация личности как процесс
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Социология
также имеет протяженность во времени, непрерывность, преемственность и качественную определенность стадий, когда последующая в «снятом» виде базируется на предыдущей. Она может как закреплять, так и изменять достигнутое. К специфическим особенностям социального процесса относятся: - массовый его характер, ибо единичные акты не являются процессом; - общественное его содержание, источники и результаты. Социальные процессы, происходя в обществе, через деятельность людей, вне нее невозможны. В конечном счете социальные процессы направлены на укрепление социальных связей; - самодеятельность участников социального процесса. Она коренным образом отлична от стихийного проявления, когда сохраняется лишь его социальная форма; - устойчивость. Социальный процесс - массовые проявления деятельности людей, систематические, вызванные глубокими причинами [1].
Все указанные особенности социальных процессов в той или иной мере присутствуют в процессе социализации. Так социализация происходит с людьми в масштабах всего общества и на протяжении всей истории человечества (в онто- и филогенезе).
Общественным содержанием социализации является то, что она, по сути, охватывает усвоение людьми социальных норм, ценностей и так далее. Это невозможно как без общества, порождающего эти нормы, так и без личностей, как объектов и субъектов усвоения. Социализация происходит как деятельность людей в рамках взаимодействия в общественной системе и, в конечном счете, направлена на усвоение, воспроизводство существующих социальных связей и общественной системы в целом на любом ее уровне.
Процесс социализации предполагает самодеятельность его участников, являясь при этом динамическим и статистическим одновременно. Он обусловлен объективными и субъективными факторами. Объективный по содержанию, он реализуется в субъективной форме. Устойчивый характер процесса социализации бесспорен, ибо характеризуется систематичностью, последовательностью, обязательностью как в исторической временной ретроспективе, так и в рамках любой конкретной социальной системы. Он является существенным ее системообразующим элементом, залогом и условием нормального функционирования, развития или совершенствования.
Социализация личности имеет единое содержание деятельности, усвоение и восприятие социальных качеств; длительность протекания, не ограниченную во времени и пространстве; предельную общность, охватывающую всю общественную систему на любом уровне и каждом этапе становления. Роль и функции социального процесса в общественно-организованной системе неоспоримы, ибо
являются ее имманентными характеристиками. В этом смысле он является настолько же институциональным для организованной системы - общество, как оно само, и его составляющие - личности.
Процесс социализации - это свойство самого общества и составляющих его личностей. Это - взаимоотношения их наличия, существования. Причем, с одной стороны, следствие их наличия, с другой, его условие. Упорядоченность общества и сущность личности, ее социальность невозможны без социализации.
При социализации люди в ходе социального взаимодействия обучаются соблюдению социальных норм, с их помощью общество передает культуру от поколения к поколению. Это - процесс обмена действиями между обществом и индивидом. Таким образом, при решающей роли личности в процессе социализации не меньшую роль играют и другие уровни системы - группа, общность, институты, общество в целом. Они - участники социализации как взаимодействия, которая изначально подразумевает наличие обеих сторон. Этот процесс настолько же личностный, насколько групповой, внутриобщност-ный, институциональный и социетальный [2].
Социализация личности обеспечивает целостность социальной организации, гармоничное взаимодействие людей. Вместе с тем, социализация как усвоение любых форм социального опыта, в том числе негативного, воспроизводит противоречия в социальной системе, поляризуя отношения между людьми. Она, с одной стороны, создает соперничество, конфликт, но через него, с другой стороны, социальная система воспроизводится в новом, «продвинутом» качестве, в конечном виде более сплоченная, гуманизированная.
В рамках социализации реализуется ряд социальных процессов, например, кооперация. Кооперация протекает в группах из двух человек (диадах), малых, больших группах, таких как социальный слой, в организациях и означает сотрудничество между людьми с взаимной пользой. Социализация происходит в ходе кооперации и является содержанием данного взаимодействия.
Вместе с тем, кооперация есть и при достижении общих целей в представительных учреждениях, фирмах, религиозных организациях или, еще шире, в региональных и общенациональных масштабах, то есть, в модерных общностях, вторичных. Сейчас идентификация с ними у личности в ряде случаев слабее, что делает этот аспект процесса социализации на сегодня менее значимым, но идентичность с поколением, гражданством тем не менее прослеживается. На это указывают общность ценностей возрастных когорт, гражданская идентификация личности.
Социальный процесс конкуренции также реализуется в рамках социализации и означает борьбу
267
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Социология
между индивидами, группами, общностями за овладение ценностями, запасы которых ограничены и неравным образом распределены между ними. Данный аспект в процессе социализации, бесспорно, присутствует. Усваиваемые ценности многообразны, противоречивы и неравным образом воспринимаются людьми в зависимости от этапа социализации или социальных характеристик личности (пол, возраст, статус, место жительство).
Можно выделить наиболее престижные на сегодня ценности, вокруг которых разворачивается конкуренция в отечественной социальной системе. Это - характер и содержание труда, материальное вознаграждение, образование, социальные льготы, содержание свободного времени и виды досуга, в определенной мере политическое участие и права человека.
Конкуренция, соперничество присущи всем обществам, но формы их проявления различны. Она может быть личностной (в коллективе, малой группе) или безличностной (в социальном институте в целом). В обществе, где существуют преимущественно предписанные статусы, конкуренция менее заметна и социализация более упорядочена, гарантирована, предсказуема и происходит, в основном, в малых группах.
В условиях кардинальной трансформации общества, когда преобладают достигаемые статусы, конкуренция и соперничество пронизывают все сферы общественной жизни на всем протяжении социализации, буквально с раннего возраста. Она начинается с детского учреждения, охватывает весь период образования, и включает получение профессии и достижение карьеры.
В стабильном обществе статусы воспроизводятся. В наличии почти прямое соответствие образования и профессии, причем, профессии с более высоким образованием престижны. В трансформирующемся обществе работа часто не соответствует образованию, есть установка на получение иного образования, частая смена статусов, их размытость. Поэтому, конкуренция сильнее в престижных сферах, происходит усложнение индивидуальных конфигураций социализации.
Процесс социализации происходит посредством конкуренции, что означает особый способ интерио-ризации недостающих материальных, социальных, духовных ценностей. Они могут распределяться по нескольким основаниям: возрасту, статусу, социально-профессиональному, социально-поселенческому. При этом определенные социальные группы имеют более или менее защищенную позицию, гарантированную, упорядоченную социализацию.
Они по предписанному статусу, отживающему, локальному на фоне всеобщей системы достигаемых статусов, получают блага, ценности, имеют специфические установки поведения. Это - категория людей, которая по ряду параметров, установлен-268
ных в обществе в целом или определенном регионе, в рамках той или иной возрастной когорты, половой или этнической общности, обладает гарантированной обществом конфигурацией социализации. При этом, подобная социализация влияет на усвоение политических, культурных ценностей, иерархию приоритетов.
Опираясь на результаты социологических исследований, проведенных в постсоветской России на федеральном и региональных уровнях, в том числе и авторами данной работы [3; 4; 5], можно отследить тенденции, выявить противоречия и закономерности социализации личности. Результаты исследования, реализованного под руководством профессора Ю.Р. Хайруллиной в рамках работы ЦПЭИ АН РТ, продолжающего ее изыскания в области теоретических и эмпирических аспектов социализации личности [6], позволяют выделить профиль жизненных ориентаций населения республики, отдельных социальных групп общества на основе усвоения ценностей в процессе социализации личности.
Трудовые ценности. Более половины опрошенных уверены, что если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни (59,9 %). Однако присутствует доля тех, кто считает, что труд не является причиной успеха, что это - результат везения и личных связей (35,5 %). Затруднились с ответом 4,6 % респондентов. С утверждением о том, что человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом, согласны 60,4 % населения. При этом треть придерживается противоположного суждения, утверждая, что можно иметь любые доходы, вне зависимости от того, как они получены (34,9 %). Только 4,7 % затруднились с ответом. Две трети опрошенных убеждены, что человек благодаря труду совершенствует себя и свои личностные качества (72,9 %). Одна пятая часть респондентов считает, что совершенствование человека и его личностных качеств возможно и без труда (22 %). Затруднились с ответом 5,1 % опрошенных.
Жизненные ценности. Результаты, полученные в ходе опроса, свидетельствуют, что у большинства жителей республики доминирует активная жизненная позиция - 70,3 % убеждены в необходимости отстаивать свои интересы и права и активно за них бороться. Адаптивную стратегию реализует только четверть населения, которая предпочитает приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней (24,7 %). Только 5 % населения затруднились с выбором жизненной стратегии. Подавляющее число опрошенных убеждено, что их жизнь и материальное положение зависят от них самих (68 %). Однако присутствует и доля тех, кто считает, что от них мало что зависит и определяющим фактором является ситуация в стране (27,6 %). Доля неопределившихся составляет 4,4 % респондентов. Чем старше респондент, тем меньше он проявляет
Вестник экономики, права и социологии, 2014: № 4
Социология
уверенности в том, что его жизнь и материальное положение зависят, прежде всего, от него самого (18-29 лет - 83,1 %; 30-49 - 70,9 %; 50-64 - 62,8 % и старше 65 лет - 55,9 % опрошенных). И наоборот, чем старше респондент, тем больше он склоняется к тому, что от него мало что зависит, так как важно то, какая ситуация будет в стране (18-29 лет -14,9 %; 30-49 - 27,7 %; 50-64 года - 34,9 % и старше 65 лет - 42 % опрошенных).
Этнические ценности. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне этнического самосознания населения республики. Утверждение, что каждый человек должен уважительно относиться к своей этнической группе, поддерживают 89 % опрошенных. Только 6,4 % считают, что уважение к своему этносу не является обязательным, а 4,6 % респондентов затруднились ответить. Относительно территориальных различий в оценке этнических ценностей только жители малых городов отличились следующим образом: они реже представителей других видов населенных пунктов придерживаются мнения о необходимости уважительного отношения к своему этносу, толерантности и стремления передать культуру, ценности своего народа. (83,4 к 91,3 % в сельской местности и к 91,5 % в г. Казани).
Религиозные ценности. Большинство опрошенных рассматривает религию как источник духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения (86 %). Однако каждый десятый респондент с данным утверждением не согласен (9,9 %). Затруднились с ответом 4,1 % опрошенных. Сельские жители демонстрируют убежденность в том, что верующий человек должен соблюдать обряды, читать молитвы, ходить на службу и т.д. (61,5 % к 38,7 % в г. Казани и 38 % в малых городах РТ). Горожане в своем большинстве не связывают веру человека с необходимостью вести религиозный образ жизни (59,8 % в г. Казани, 53,8 % в малых городах республики и 37 % в сельской местности).
Политические ценности. Интересными оказались результаты исследования политических ценностей населения. Более половины респондентов не готовы жертвовать личным благополучием даже ради спасения страны (53 %). Из общего числа опрошенных только 40,8 % респондентов признались, что, если авторитетные политики призовут их во имя спасения страны пожертвовать своим личным благосостоянием, они готовы на это пойти. Незначительное число опрошенных затруднилось сделать выбор между данными суждениями (6,2 %). В то же время, достаточно весома доля политически пассивного населения. С утверждением, что участвовать в политической жизни общества не обязательно, так как изменить ничего нельзя и все уже решено, согласились 41 % респондентов. Не определились со стратегией своего политического поведения 4,3 %
опрошенных. Интересная картина получилась и относительно любви к родине в зависимости от возраста опрошенных. Чем младше респондент, тем меньше он проявлял данное чувство и наоборот.
Представим следующий идентификационный портрет населения Республики Татарстан. Респонденты наиболее важными для себя считают следующие идентификационные характеристики: этническая принадлежность (68,7 %), гражданство (63,2 %), идентификация со своей конфессией (58,7 %), сходство с людьми своего слоя (58,3 %), сходство с людьми своей профессии (54 %).
В заключение отметим следующие положения. Проблема социализации личности находится в гуще проблем и противоречий современной социологической науки, поскольку оперирует ее базовыми категориями: личность, общество, социальные взаимодействия. Социализация личности - это сложноорганизованная, структурно-упорядоченная, устойчивая, целостная социальная система, элементы которой находятся во взаимодействии, осуществляют ее функционирование и развитие. Система социализации личности функционирует в конкретных условиях. При этом в ее рамках происходит соперничество и противоречие интересов, статусов и ролей. Пути стабилизации системы - преодоление ролевого напряжения и конфликта, ведущих к девиантному поведению личности, через разделение ролей, их рационализацию и регулирование.
Литература:
1. Габдрахманова Гульнара Фаатовна. Социокультурная адаптация беженцев и вынужденных переселенцев в Республике Татарстан: дис. ... канд. социол. наук. - Казань, 2001. - 192 с.
2. Минзарипов Р.Г. Процесс социализации личности молодого специалиста в ведущих университетах Российской Федерации // Российское предпринимательство. - 2006. - № 8 (80). - С. 88-90.
3. Данилова Е.Н., Ядов В.А. Контуры социально-групповых идентификаций личности в современном российском обществе // Социальная идентификация личности / Под ред. В.А. Ядова. - М.: ИС РАН, 1994 . - С. 124-150.
4. Динамика ценностей населения реформируемой России. / Отв. ред. Н.И. Лапин, Л.А. Беляева. -М.: Эдиториал УРСС, 1996. - 186 с.
5. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности в условиях трансформации российского общества. -Казань, 1998. - 302 с.
6. Хайруллина Ю.Р. Идентификационный портрет населения Республики Татарстан: особенности социализации личности в постсоветской России (на материалах КСИ 1990-х - 2010 гг.). - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2014. - 149 с.
269
Вестник экономики, права и социологии, 2014, № 4
Социология
Socialization of Population in Post-Soviet Period (Based on Case Study in the Republic of Tatarstan)
Yu.R. Khayrullina, L.R. Zamaletdinova The Kazan State Power University
The paper dwells upon socialization as a social process, its characteristics and interaction of an individual, social groups and communities with the society and social institutions in its framework. Based on empirical data of socialization of the republic population in post-soviet period, the author presents system of values of socio-demographical and settlement groups.
Key words: socialization, social process, cooperation, competition, social institutions, social groups, system of values, personality.
270