Научная статья на тему 'Социализация в современном обществе (гендерные модели и особенности)'

Социализация в современном обществе (гендерные модели и особенности) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2005
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МОДЕЛИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова А. В.

Представлен подход к построению моделей социализации, который основан на фиксировании принадлежности личности к определенным социальным группам, измерении характера идентификации с ними и выявлении ценностей и норм, которые интернализируются в процессе социализации. Раскрываются гендерные особенности представленных моделей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALIZATION IN MODERN SOCIETY (GENDER AND FEATURES OF THE MODEL)

An approach to constructing models of socialization, which is based on fixing the individual membership to certain social groups, the measurement of the nature of identification with them and identifying the values and norm that are internalized in the socialization process. Revealed gender differences of the models.

Текст научной работы на тему «Социализация в современном обществе (гендерные модели и особенности)»

УДК 316.614

А.В. Махиянова, канд. социол. наук, доц. 8-843-510-59-19, [email protected] (Россия, Казань, КГЭУ)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ (ГЕНДЕРНЫЕ МОДЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ)

Представлен подход к построению моделей социализации, который основан на фиксировании принадлежности личности к определенным социальным группам, измерении характера идентификации с ними и выявлении ценностей и норм, которые ин-тернализируются в процессе социализации. Раскрываются гендерные особенности представленных моделей.

Ключевые слова: социализация, модели социализации, гендерные особенности.

Вопросы формирования личности на основе ее гендерной принадлежности всегда привлекают к себе внимание целого ряда общественных наук: философии, психологии, педагогики, этнологии, социальной психологии и социологии. Каждая из наук, руководствуясь параметрами собственного предмета, выстраивает свой подход к изучению данного процесса.

Социализация как основа вхождения личности в социум зависит от многих факторов и гендер играет в данном процессе не последнюю роль. Стоит отметить, что в самом широком смысле под социализацией понимается процесс и результат усвоения индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного представителя общества. Она включает как методы социально-организованного и контролируемого влияния на личность со стороны общества и его структур (систем образования, воспитания и т.д.), так и стихийное воздействие с их стороны. В целом социализация не кратковременный процесс, так как продолжается всю жизнь человека [2].

Более широкое видение социализации представлено в энциклопедии по социологии. В ней она рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта, филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно-исторического типа личности и субъекта социокультурных практик социума.

Социализация есть процесс усвоения социальных ролей и образцов поведения, которые позволяют ему претендовать на занятие определенных социальных позиций и социального статуса, овладение ценностями, символами, традициями и т.д. В то же время она предполагает приобретение собственного социокультурного опыта и личной

(социальной, этнической и т.д.) идентичности. При этом подчеркивается, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, в котором от общества к личности идет трансляция необходимых для усвоения содержаний норм и ценностей и осуществляется целенаправленное и отчасти стихийное воздействие и социальный контроль. В то же время на уровне личности происходит принятие и овладение социокультурным опытом, за счет которого формируются личностные структуры. Большую роль в развитии общества играет успешность социализации, поэтому ее можно рассматривать как системообразующий процесс, наряду со стратификацией и институциализацией [1].

Однако нельзя говорить об отсутствии отличий в социализационных моделях и траекториях, которые закладываются многими факторами. К ним можно отнести территорию проживания, наличие или отсутствие родительской семьи, состав семьи, условия жизни и т.д. Отдельным фактором можно рассматривать и гендерный компонент. Общепризнанным является тот аспект, что социализация мальчиков и девочек на определенных этапах различна. Данное различие варьируется от передаваемых ценностей и норм женственности и мужественности до разности в игрушках и тем самым в игровых, а впоследствии и жизненных моделях поведения.

Актуальность изучения моделей и особенностей социализации, в том числе и гендерной, можно обозначить через призму следующих процессов. Во-первых, семья как агент первичной социализации испытывает институциональный кризис. Его показателями являются рост числа разводов и альтернативных форм семьи, снижение рождаемости, распространение феномена социального сиротства и т.д. Во-вторых, в современной России происходит постепенная смена традиционной ценностной системы, которая осуществляется крайне неравномерно и непоследовательно. Речь в большей степени идет о наличии ценностно-духовного вакуума, когда старые ценности и нормы уже не признаются и отвергаются обществом, а новые еще окончательно не сформировались или не приняли легитимную и общепризнанную форму. Обозначенные тенденции приводят к неустойчивости усваиваемых нормативно-ценностных единиц и к потере социализационных основ. В-третьих, последствия данных явлений уже дают о себе знать в виде разнообразия и расплывчатости идентификационных основ личности, в том числе и гендерных, мозаичности выбора стилей и образцов поведения, роста девиации и сексуальных отклонений.

Изучение данных аспектов социализации как исследование многих других социальных процессов и актуальных проблем общества невозможно без привлечения прикладного инструментария социологической науки. С целью раскрытия гендерной специфики социализации было проведено авторское социологическое исследование, в

котором выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной бесповторной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. Пол, возраст и место жительства респондента выступили в качестве квот.

Объем выборочной совокупности при 5 %-ной ошибке репрезентативности, составил 2000 респондентов, что позволяет говорить о высокой степени надежности полученных данных. Исследование было проведено во всех крупных городах и 22 районах Республики Татарстан.

Безусловно, в рамках работы отсутствовала возможность охватить все аспекты жизнедеятельности как отдельной личности, так и населения в целом. В связи с этим ракурс анализа был направлен на основные характеристики, которые можно представить в виде моделей социализации: этническая, профессиональная, статусная, религиозная, политическая. Данные модели строились не только на фиксации принадлежности мужчин и женщин к определенным группам, но и посредством измерения степени идентификации с ними.

В ходе построения моделей социализации учитывался тот аспект, согласно которому социологическая наука не отличается единообразием в терминологическом понимании и толковании. И здесь стоит отметить, что как определение социализации, так и характер использования данного термина определяются спецификой социологии как науки. Здесь в первую очередь речь идет о ее полипарадигмальности, множественности направлений, теорий и концепций. Стоит также отметить, что понятийный аппарат социологии находится в постоянном изменении и развитии, обогащается и усложняется по мере развития самой науки. Появление новых направлений сразу рождает иные трактовки исходных терминов, в том числе и термина «социализация».

Однако в том или ином толковании, несмотря на имеющиеся различия, можно выявить определенные сходства. И, в первую очередь, они заключаются в наличии ценностей и норм, которые передаются от социума к индивиду и которые впоследствии интернализируются и становятся частью личности. В социологических исследованиях и дискуссиях термин «ценности» используются достаточно часто. Ценности выступают в качестве стандарта деятельности, по отношению к которому отбираются цели жизнедеятельности. Они представляют мир внутренних устремлений и ориентацией человека и воплощаются в жизнь.

В целом ценности можно отнести к мотивационной сфере личности и рассматривать их как основу побуждения ее к деятельности. Включая ценности в модели социализации, учитывался тот аспект, что в настоящее время произошла трансформация ценностно-нормативной системы российского общества. Многие гендерные ценности и нормы не столько трансформировались, сколько либо исчезли, либо заменились новыми, которые носят совершенно противоположный предшественникам характер.

Вследствие этого в проведенном эмпирическом исследовании один из аспектов анализа социализации и построения ее моделей был сведен к изучению разнообразных ценностей и ценностных ориентаций. С этой целью было произведено их деление по обозначенным моделям социализации.

Изучение этнической модели социализации показало следующую картину. Большинство опрошенных отнесли себя к татарам (63,8 % среди мужчин и 60,3 % среди женщин), около трети - к русским (30,6 и 35,6 % соответственно). Незначительное число составили представители чувашей и мордвы (1,2 и 1,5; 0,4 и 0,3 %). Остальные респонденты отказались от ответа.

Такой аспект этнической модели социализации как идентификация со своей этнической группой показал следующую картину. Для женщин характерна незначительно большая степень положительной идентификации со своей этнической группой. Они чаще мужчин ощущают сходство с людьми своего этноса (71,7 к 67,4 %). Вариант «редко» выбирался женщинами в 17,6 %, тогда как мужчины останавливали свой выбор на данном варианте в 21,9 % случаев. Соотношение варианта «никогда» составило 3 к 3,3 % соответственно.

В ходе анализа доминирующих ценностей респондентам предлагалось осуществить выбор между противоречащими друг другу суждениями. В изучении этнической модели социализации использовались следующие группы суждений: 1) «каждый человек должен уважительно относиться к своей этнической группе» и «уважение к своей этнической группе не является обязательным»; 2) «каждый человек должен проявлять терпимость и уважение к представителям других этнических групп» и «терпимость и уважение к представителям других этнических групп не является обязательным»; 3) «каждый человек должен стремиться передать культуру, ценности, традиции своего народа своим детям» и «передача культуры, ценностей, традиций своего народа детям не является столь обязательной».

Относительно первой группы суждений существенных гендерных различий не выявлено. Однако стоит только отметить, что женщины демонстрируют большую толерантность, чем мужчины. Они чаще мужчин придерживаются мнения, что каждый человек должен проявлять терпимость и уважение к представителям других национальностей и этнических групп (92,2 к 88,6 %). Численность сторонников необходимости этнической социализации как среди мужчин и женщин снижается, но без особых различий (88 и 89,6 %).

Социализацию многие исследователи рассматривают в качестве механизма формирования социальной структуры общества, вследствие чего данный аспект был включен в анализ. Однако в настоящее время критерии оценки принадлежности человека к социальному слою достаточно различны и в научных кругах отсутствует единое мнение о соотношении и коли-

честве данных критериев. Наиболее распространенными среди них являются: доход, образование, наличие собственности, самоидентификация с тем или иным слоем. Вследствие того, что в исследовании отсутствовала задача определения истинного, иными словами, реального положения населения в социальной структуре общества, упор был сделан на такой критерий, как самоидентификация. В ее основу заложено субъективное мнение респондента о своем положении в стратификационной иерархии.

Мужчины выше оценивают свое социальное положение в обществе. Среди них больше представителей состоятельных, обеспеченных и среднеобеспеченных (2,9; 14,4; 58,8 к 1,2; 11,8 и 56,2 % у женщин) и меньше доли малообеспеченных и бедных (19,7 и 1,9 к 27,8 и 2,2 % у женщин).

Несмотря на более низкую оценку, женщины чаще демонстрируют положительную идентификацию со своим статусным положением (61,2 к 58,5 % у мужчин). Они также реже останавливают свой выбор на варианте «редко» (24,1 к 28,8 %). Относительно варианта ответа «никогда» существенных гендерных различий не выявлено, так как и у женщин, и у мужчин он составил 3,4 %.

Статусная модель социализации также включает разнообразный ценностно-нормативный комплекс, который достаточно разнообразен и вариативен. Вследствие этого были отобраны те ценности и нормы, которые показывают жизненные стратегии и отражают отношение человека к основам межличностного взаимодействия. Их группа состояла из следующих суждений: 1) «чтобы отстоять свои интересы и права, необходимо за них активно бороться» и «нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней»; 2) «моя жизнь и мое материальное положение зависит, прежде всего, от меня» и «от меня мало что зависит, важно, какая ситуация будет в стране»; 3) «я считаю, что человек человеку волк» и «я считаю, что мир не без добрых людей».

Относительно первого суждения особых гендерных различий не выявлено. Примерно две трети как мужчин, так и женщин проявляют активную жизненную позицию (72,7 и 71,7 %), тогда как к пессимистам можно отнести примерно четверть опрошенных (24,4 и 26,3 %).

Однако мужчины чаще возлагают на себя ответственность за свое материальное положение (73,4 к 66 % у женщин). В свою очередь последние в большей степени убеждены, что мир не без добрых людей (89 к 82 % у мужчин).

Итоги проведенного исследования показывают достаточно высокий уровень религиозности населения. Безусловно, нас не интересовали вопросы глубины веры и степень следования религиозным нормам и традициям. Вопрос звучал следующим образом: «К какой религиозной группе Вы себя относите?».

Более половины опрошенных как мужчин, так и женщин считают

себя мусульманами (58,2 и 56 %), около трети - православными (30,4 и 36,5 %), Незначительное число респондентов относит себя к староверам, католикам и иудеям. Считают себя атеистами 5,4 % мужчин и 1,7 % женщин, а верующими, но не определившимися с религиозным направлением 2,3 и 2,1 % соответственно.

Женщины чаще ощущают единство со своей религиозной группой (63,5 к 55,9 % у мужчин). Только каждая четвертая респондентка при ответе на данный вопрос выбрала вариант «редко», тогда как у мужчин он встречается у каждого третьего (25,5 и 30,6 %). Соотношение выборов варианта «никогда» составляет 5 % - у мужчин и 3,2 % - у женщин. Затруднились в оценке своей религиозной идентичности 8,5 и 7,8 % респондентов соответственно.

Суждения, дающие картину относительно религиозной модели социализации, звучали следующим образом: 1) «религия является источником распространения духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения» и «религия не является источником распространения духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения»; 2) «религия способна возродить духовность российского общества» и «религия не способна возродить духовность российского общества»; 3) «если человек верующий, он должен соблюдать обряды, читать молитвы, ходить на службы и т.д.» и «если человек верующий, он не обязательно должен соблюдать обряды, читать молитвы, ходить на службы и т.д.»

Если относительно первого суждения существенные гендерные различия отсутствуют, то относительно остальных пар суждений выявились особенности. Женщины больше верят в способность религии возродить духовность российского общества (78 к 71,1 % у мужчин). Если отрицают такую возможность 25,2 % мужчин, то среди женщин - только 19,1 %.

Женщины чаще проводят взаимосвязь веры и с религиозным поведением (соблюдение обрядов, чтение молитв, посещение служб и т.д.) - 47 к 42 % у мужчин.

Интересная ситуация сложилась относительно политической модели социализации. Каждый третий мужчина относит себя только к россиянам, каждый четвертый - только к татарстанцам (30,7 и 21,8 %). У женщин данное соотношение составляет 25,1 к 24,3 %. При этом они чаще мужчин являются носителями двойного гражданского самосознания, т.е. называют себя и россиянами, и татарстанцами (44,6 к 41,1 % соответственно).

Интересными оказались результаты исследования политических ценностей населения, которые измерялись с помощью следующей группы суждений: 1) «если авторитетные политики призовут меня во имя спасения страны пожертвовать своим личным благосостоянием - я готов (а) на это пойти»; 2) «не готов(а) жертвовать личным благополучием ради спасения

страны»; 3) «у меня есть чувство любви к России как к своей родине» и «у меня нет чувства любви к России как к своей родине».

Сравнительный анализ позволяет утверждать, что мужчины являются большими патриотами, чем женщины (44,5 % из них готовы пожертвовать личным благосостоянием ради спасения страны, тогда как среди женщин такую готовность демонстрируют 40,3 % опрошенных). В свою очередь, женщины чаще мужчин говорят о чувстве любви к России как к своей Родине (89 к 85 %). Степень политической активности у мужчин и женщин аналогична и находится на среднем уровне.

Согласно итогам социологического исследования профессиональная модель социализации выглядит следующим образом. Примерно одинаковое количество мужчин и женщины ощущает сходство с людьми своей профессии (53 к 56,5 %). Схожие показатели присутствуют в выборе вариантов ответа «редко» (33,1 к 29,3 %) и «никогда» (3,4 и 3,6 %).

Относительно трудовых ценностей были использованы следующие пары суждений: 1) «упорный труд не является причиной успеха - это в большей степени результат везения и личных связей» и «если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни»; 2) «можно иметь любые доходы, вне зависимости от того, как они получены» и «человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом»; 3) «человек благодаря труду совершенствует себя и свои личностные качества» и «совершенствование человека и его личностных качеств возможны и без труда».

Более половины опрошенных как мужчин, так и женщин уверены, что если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни (63,5 и 60,1 %). Однако присутствует доля тех, кто считает, что труд не является причиной успеха, что это результат везения и личных связей (34,6 - у мужчин и 37,8 % - у женщин). Затруднились с ответом 1,9 и 2,1 % респондентов соответственно.

Мужчины более лояльно относятся к источникам доходов, тогда как женщины большее апеллируют в данном вопросе к честности. Последние также чаще проводят взаимосвязь между трудом и совершенствованием личности. Женщины чаще видят в труде основу для совершенствования своих личных качеств (78,1 к 71,5 % у мужчин). Только каждая пятая респондентка полагает, что совершенствование человека возможно и без труда (20,3 %). Убежденность в данном тезисе высказал каждый четвертый мужчина (25,6 %).

Проведенный анализ позволил выявить гендерные особенности и модели социализации в современном обществе. Представленные модели строились на основе учета разнообразных аспектов жизнедеятельности как отдельной личности, так и населения в целом, что позволило провести их разделение на этническую, профессиональную, статусную, религиозную и политическую. В основе данных моделей заложены следующие составля-

ющие: 1) принадлежность к определенным социальным группам; 2) характер идентификации с выбранными группами; 3) ценности и нормы, которые передаются от социума к индивиду и интернализируются, становясь частью личности.

В целом для подавляющей части населения характерна положительная этническая идентификация. В свою очередь, мужчины реже придерживаются мнения о необходимости уважительного отношения к своему этносу, толерантности и стремления передать культуру, ценности своего народа.

Чувство принадлежности населения к социальному слою не всегда совпадает с реальным положением человека в социальной структуре общества. Учитывая, что многие параметры данной принадлежности до сих пор остаются дискуссионными в социологической науке, упор делался на чувство самоидентификации личности.

Согласно полученным данным, мужчины чаще относят себя со средним слоем и среди них меньше число тех, кто считает себя малообеспеченным и бедным и больше тех, кто осознает личную ответственность за статусное положение. В тоже время для женщин характерна более сильная положительная идентификация со своим социальным слоем.

Согласно полученным данным религиозная модель социализации, по преимуществу, имеет женское лицо. Во-первых, именно у женщин сформирована положительная идентификация со своей религиозной группой. Во-вторых, они чаще демонстрируют взаимосвязь веры и религиозного поведения, тогда как мужчины в своем большинстве не связывают веру человека с необходимостью вести религиозный образ жизни.

Исследование выявило наличие у населения двойной гражданской идентичности, когда человек считает себя и россиянином, и татарстанцем. При среди женщин этот процент более высок. Мужчины, в свою очередь, являются большими патриотами, но уступают в проявлении чувства любви к своей родине.

Профессиональная идентификация по сравнению с другими идентификационными характеристиками находится на более низком уровне как среди мужчин, так и женщин. Относительно доходов, получаемых от трудовой деятельности, ценности населения в зависимости от гендерной принадлежности также противоречивы. У мужчин доминирует суждение, что можно иметь любые доходы, вне зависимости от того, как они получены. Женщины стоят на позиции, что человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом.

Список литературы

1. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абу-шенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. Мн.: Книжный Дом, 2003. С. 939-940.

2. Учебный социологический словарь с английским и испанскими эквивалентами / под. ред. А.И. Кравченко. 4-е изд., пререраб. М.: Экзамен, 2001. С. 366.

A.V. Mahiyanova

SOCIALIZATION IN MODERN SOCIETY (GENDER AND FEATURES OF THE MODEL)

An approach to constructing models of socialization, which is based on fixing the individual membership to certain social groups, the measurement of the nature of identification with them and identifying the values and norm that are internalized in the socialization process. Revealed gender differences of the models.

Key words: socialization, patterns of socialization, gender-specific.

Получено 15.04.2012

УДК 338.482:316

И.Ю. Пономарева, канд. техн. наук, доц., зав. кафедрой, 8-4872- 33-23-85, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ), А.С. Малафий, доц., 8-4872- 33-23-85, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

РАЗВИТИЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА КАК СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ФИЗИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Проводится анализ теоретических и практических аспектов развития спортивно-оздоровительного туризма для людей с ограниченными физическими возможностями в России и, в частности, в Тульской области, рассматриваются проблемы, препятствующие развитии туризма для людей с ограниченными физическими возможностями, предлагаются пути их решения.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, социальная адаптация, туристические мероприятия.

С каждым годом все больше внимания стало уделяться вопросам адаптации и реабилитации людей с ограниченными физическими возможностями. Во многих регионах России стартовала федеральная программа «Доступная среда», основной целью которой является интеграция людей с ограниченными физическими возможностями в общество, создание условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации, а также вовлечение инвалидов в социокультурные мероприятия. В стране разрабатываются новые средства реабилитации и адаптации людей с ограниченными физиче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.