Научная статья на тему 'Роль агентов социализации в формировании этнической идентичности и гражданского самосознания личности'

Роль агентов социализации в формировании этнической идентичности и гражданского самосознания личности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
692
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALISATION / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / SOCIALISATION AGENTS / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC IDENTIFICATION / ГРАЖДАНСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / CIVIL CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна

A.. Роль агентов социализации в формировании этнической идентичности и гражданского самосознания личности. Статья посвящена вопросам формирования этнических идентификационных характеристик и гражданского самосознания личности, а представленный в ней материал содержит анализ влияния агентов социализации на их формирование с использованием системы рейтинга. Опираясь на результаты социологического исследования, автор раскрывает территориальные, гендерные и возрастные особенности доминирования положительной этнической идентификации и двойного гражданского самосознания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Role of Socialisation Agents in Ethnic Identity and Personality Civil Consciousness Formation. The article is devoted to the issues of the formation of ethnic identification characteristics and personality civil consciousness. The material presented in the article contains the analysis of the influence of socialisation agents on their formation with the rating system application. Basing upon the results of a sociological research the author reveals territorial, gender and age peculiarities of the positive identity and double civil consciousness domination.

Текст научной работы на тему «Роль агентов социализации в формировании этнической идентичности и гражданского самосознания личности»

А. В. МАХИЯНОВА

РОЛЬ АГЕНТОВ СОЦИАЛИЗАЦИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ И ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ЛИЧНОСТИ

Ключевые слова: социализация, агенты социализации, этническая идентификация, гражданское самосознание

Key words: socialisation, socialisation agents, ethnic identification, civil consciousness

На современном этапе развития отечественной социологии перед учеными появляются новые задачи, связанные с переосмыслением процессов социализации и идентификации личности, их взаимосвязи, взаимовлияния.

В не столь далеком прошлом идентификационные процессы находились в жесткой рамке социальной однородности, предписанной идеологией государственно-гражданской идентичности советской личности. Социализация посредством ее агентов также соответствовала идеологической программе советского государства. Картина радикально меняется с распадом Советского Союза. Во-первых, произошла девальвация прежних идентификационных и социализационных рамок, которые приобретали свойства мозаичности, а в некоторых аспектах и аморфности. Во-вторых, появилось многообразие идентификационных стратегий, причины которого заложены в трансформации и дисфункции многих социальных институтов и агентов социализации.

Помимо общих процессов, стоит также обратить внимание на особенность Республики Татарстан (РТ) как региона России, в котором тесно переплелись две этнические ветви русских и татар, вследствие чего вопросы толерантности и дружеского соседства всегда являются актуальными. В свою очередь гражданское самосознание населения формируется

МАХИЯНОВА Алина Владимировна, ведущий научный сотрудник Центра перспективных экономических исследований Академии наук Республики Татарстан, кандидат социологических наук, доцент (г. Казань).

под воздействием, с одной стороны, стремления к автономии, с другой — осознания тесной и неразрывной связи с российским государством.

Изучение этих и многих других аспектов невозможно без привлечения прикладного инструментария социологической науки. С этой целью нами было проведено социологическое исследование. Выборочная совокупность была сформирована с использованием метода случайной бесповторной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. Пол, возраст и место жительства респондента выступили в качестве квот. Объем выборочной совокупности при 5-процентной ошибке репрезентативности составил 2,5 тыс. чел., что позволяет говорить о высокой степени репрезентативности полученных данных. Исследование было проведено в 2010 г. во всех крупных городах и 22 районах республики.

При изучении роли агентов социализации в формировании этнических идентификационных характеристик и гражданского самосознания личности мы исходили из необходимости, во-первых, четкого понимания сущности рассматриваемого феномена, во-вторых, выбора методических приемов и способов, которые должны способствовать решению поставленных задач.

Среди агентов социализации мы рассмотрели семью; государство; образование (школа, вуз и т. д.); СМИ (телевидение, печатные издания, радио); религию; представителей своей этнической принадлежности; близкое окружение (родственники, друзья); трудовой (производственный) коллектив, коллег; людей, проживающих на одной территории (соседи, земляки и т. д.). Методологической основой изучения стало общепринятое разделение на положительную и отрицательную идентификации.

Большинство опрошенных отнесли себя к татарам (61,5 %), около трети — к русским (32,8 %). Незначительное число составили представители чувашей (1,5 %) и мордвы (0,3 %). Отказались от ответа 3,9 % респондентов. Наибольшее количество представителей татар было отмечено в сельской местности, а также в Казани и других городах РТ (76,3, 60,0 и 53,8 % соответственно). В свою очередь в опросе русские доминировали в малых городах республики и Казани, а в меньшей степени были представлены в сельской местности (38,8, 37,4 и 17,2 % соответственно). Стоит отметить,

что такое распределение не означает реального соотношения указанных этнических групп по территориальному признаку, так как выборка была построена на основе гендерных и возрастных квот.

В целом без учета этнических различий можно говорить о положительной идентификации жителей республики со своей этнической группой. Большинство опрошенных достаточно часто ощущают сходство с людьми своей этнической принадлежности (68,7 %). Примерно каждый пятый респондент испытывает это сходство редко (19,5 %), и только 3,2 % опрошенных выбрали вариант «никогда». Затруднились ответить на этот вопрос 8,6 % опрошенных.

Роль агентов социализации в формировании этнической идентичности изучалась с использованием рейтинга, который строился на основе подсчета среднего значения по трехбалльной системе оценки. Явными лидерами в этом вопросе стали семья (2,72 балла) и близкое окружение человека (2,27 балла). Значима также религия, набравшая 1,82 балла.

Незначительно, но все-таки отстают по значимости представители своей этнической принадлежности (1,65 балла). В группу со схожими показателями можно включить государство, образование и людей, проживающих на одной территории (соседи, земляки), — 1,35, 1,31 и 1,24 балла соответственно. Наименьшую роль в формировании этнической идентичности играют СМИ и трудовой коллектив (по 0,86 балла).

Незначительные различия отмечены в территориальном аспекте. Максимальное значение положительной идентификации зафиксировано у сельчан (72,7 %), за ними следуют представители других городов республики (67,8 %) и жители столицы (66,8 %). Вариант «редко» доминировал у сельчан и казанцев (21,1 и 20,8 % соответственно), тогда как у респондентов других городов РТ он встречался у 17,2 %.

В распределении отрицательной идентификации первое место заняли столичные жители (4,2 %), за которыми следуют представители малых городов (3,9 %). У сельчан этот процент минимален (0,6 %), среди них также незначительное число затруднившихся с ответом (5,6 %). В малых городах республики каждый десятый житель затруднился в оценке своей этнической идентификации (10,7 %), тогда как в столице республики таковых меньше (8,2 %).

Для женщин характерна большая степень положительной идентификации со своей этнической группой. Они чаще мужчин ощущают сходство с людьми своего этноса (71,7 к 67,4 %). Вариант «редко» выбирался женщинами в 17,6 % случаев, тогда как мужчины остановились на нем в 21,9 % случаях. Вариант «никогда» составил 3,0 к 3,3 % соответственно.

Чем старше был респондент, тем наиболее сильно проявлялась его идентификация со своим этносом. В частности, вариант «часто» выбрали 63,1 % респондентов от 18 до 29 лет, 69,6 % — в возрасте от 30 до 49 лет, 73,2 % — от 50 до 64 лет, 75,4 % — старше 65 лет. Значительных различий в рейтинге агентов социализации в формировании этнической идентичности в зависимости от гендерной принадлежности не было выявлено. Стоит только отметить, что женщины большое значение придают роли религии и близкого окружения.

Роль агентов социализации в формировании этнической принадлежности в зависимости от типа поселения незначительно, но все-таки менялась. Лидерами также оставались семья, близкое окружение и религия. Однако роль семьи оценивалась ниже в городах республики. В свою очередь в сельской местности наблюдалось выше значение религии своей этнической группы (2,12 и 1,89 балла) по сравнению с малыми городами, где их роль оценена в 1,72 и 1,62 балла соответственно.

На селе также более высокая оценка дается роли образования (1,54 к 1,24 баллам в столице и 1,22 баллам в малых городах). Схожая картина наблюдается в оценках роли государства и территориальной общности (1,50 и 1,48 балла в сельской местности, 1,37 и 1,19 — в других городах РТ, 1,22 и 1,12 — в столице). У сельчан и жителей столицы выше значение СМИ и трудового коллектива, а у представителей малых городов — трудового коллектива.

Оценки агентов социализации в зависимости от возраста респондентов имеют различия. В частности, население в возрасте от 18 до 29 лет более высоко оценивает роль религии, тогда как территориальная общность для них менее значима. Респонденты 30—49 лет подчеркивают роль государства, в то время как возрастная группа 50—64 лет, наоборот, поставила более низкие оценки государству и этнической

общности. Поколение старше 65 лет низко оценивает роль образования, а высоко — роль территориальной общности.

Многие татарстанцы считают себя россиянами и татар-станцами (41,8 %), что показывает наличие двойного гражданского самосознания. В свою очередь каждый четвертый опрошенный считает себя исключительно россиянином, а каждый пятый — только татарстанцем (27,7 и 22,4 %); 4,8 % опрошенных заявили о себе как о россиянах, татарстанцах и гражданах СНГ, а 0,8 % признают себя только гражданами СНГ. Затруднились с ответом 2,5 % респондентов. Подавляющая часть населения республики достаточно часто испытывает единство с людьми своего гражданства (63,2 %), однако для каждого пятого опрошенного эти чувства редки (20,8 %), а 3,3 % из общего числа опрошенных никогда не испытывают таких чувств (12,7 %).

Среди агентов социализации определились два явных лидера, оказывающих наибольшее влияние на формирование гражданского самосознания: семья и государство (2,47 и 2,29 балла). В следующую по степени значимости группу вошли близкое окружение и образование (1,65 и 1,50 балла соответственно). Значительно меньшую роль играют СМИ, этническая и территориальная общности (1,07, 1,06 и 1,03 балла соответственно). Наименьшее влияние на формирование гражданского самосознания оказывают религия и трудовой коллектив (0,9 и 0,8 балла).

Интересная ситуация выявлена по поводу гражданской принадлежности у представителей различных населенных пунктов. В частности, сельчане примерно в два раза реже считают себя россиянами, а в два раза чаще — татарстан-цами (16,4 к 32 %). У городских жителей (как г. Казани, так и малых городов республики) противоположное мнение. Они чаще называют себя россиянами, чем татарстанцами (30,2 к 19,1 % в г. Казани, 32,6 к 19,1 % в малых городах). Имеют двойное гражданское самосознание 48,2 % сельчан, 43,3 % казанцев и 36,8 % представителей малых городов. Считают себя россиянами, татарстанцами и гражданами СНГ 2,4 % респондентов из сельской местности, 5,3 % из малых городов и 6,0 % казанцев. Исключительно гражданами СНГ считают себя 2,4 % сельчан, 0,9 % жителей малых городов и 0,8 % столичных жителей. Затруднились с ответом 0,4, 5,3 и 0,6 % соответственно.

Относительно чувства единства с людьми своего гражданства значительные различия в ответах респондентов в зависимости от места жительства отсутствуют. Единство имеет место в оценке роли семьи, государства, близкого окружения и образования. Однако сельчане настаивали на важности в формировании гражданского самосознания религии, этнической территориальной общности. Оценки указанных агентов социализации у них значительно выше. Для столичных жителей характерна более высокая оценка СМИ. Каждый третий мужчина относит себя только к россиянам, каждый четвертый — к татарстанцам (30,7 и 21,8 %). У женщин это соотношение составило 25,1 к 24,3 %. При этом они чаще мужчин были носителями двойного гражданского самосознания (44,6 к 41,1 % соответственно). В показателях единства с людьми своего гражданства значительных гендерных различий не зафиксировано. Однако женщины чаще обращают внимание на роль семьи, религии, этнической общности и близкого окружения. Население старше 65 лет чаще называет себя татарстанцами, реже — россиянами. Однако, чем моложе респондент, тем чаще он является носителем двойного гражданского самосознания.

Исследование выявило еще ряд интересных тенденций. Во-первых, с увеличением возраста положительная идентификация с людьми своего гражданства уменьшается. Во-вторых, на формирование гражданской принадлежности у молодого поколения наибольшее влияние оказывают семья, государство, религия и этническая общность, наименьшую — СМИ, трудовая и этническая общности. В-третьих, для респондентов от 30 до 49 лет значимыми являются образование и территориальная общность, для респондентов 50—64 лет — близкое окружение и трудовой коллектив. Лица старше 65 лет отличились тем, что практически все агенты социализации оцениваются ниже других возрастных категорий.

Таким образом, исследование позволило раскрыть основные тенденции в формировании этнической идентичности и гражданского самосознания населения Татарстана и рассмотреть роль ведущих агентов социализации в их становлении. Его итоги позволяют утверждать, что для жителей республики характерно доминирование положительной этнической идентификации, наибольшую роль в

формировании которой играют семья, близкое окружение и религия. Носителями положительной идентификации со своим этносом наиболее часто выступают сельские жители, женщины и люди старшего возраста.

В республике доминирует двойное гражданское самосознание на фоне превалирования положительной идентификации. При этом, чем моложе респондент, тем чаще проявляется двойственность. В целом ее необходимо рассматривать как результат исторического развития республики, в котором тесно переплетены стремление к независимости с осознанием неразрывной связи с российским государством. Результаты исследования подтверждают, что не последнюю роль в этом сыграла политика властей республики, так как среди агентов социализации, оказавших наибольшее влияние на формирование гражданского самосознания, жители отметили семью и государство. На роли религии, этнической и территориальной общности чаще настаивают сельчане, в то время как для столичных жителей характерна более высокая оценка СМИ.

Поступила 11.02.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.