Научная статья на тему 'Возрастная специфика социализации личности в современных условиях (на материалах республики Татарстан)'

Возрастная специфика социализации личности в современных условиях (на материалах республики Татарстан) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
577
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ЦЕННОСТИ / АГЕНТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ / ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА / SOCIALIZATION PERSONALITY / SOCIALIZATION AGENTS / AGE-SPECIFIC

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна

В статье представлен материал авторского социологического исследования, в котором рассматриваются вопросы социализации личности в условиях трансформации ценностно-нормативной системы современного общества; продемонстрированы возрастные особенности в трудовых (профессиональных), жизненных, политических (гражданских), религиозных, семейных, этнических ценностях, усвоенных в процессе социализации, выявлены различия роли агентов социализации в их формировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махиянова Алина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AGE SPECIFIC OF SOCIALIZATION PERSONALITY IN MODERN CONDITIONS (ON MATERIALS OF REPUBLIC OF TATARSTAN)

This paper presents a case study of copyright material, which addresses the issues of socialization in the transformation of values and norms of modem society, demonstrated age-related features in labor (professional) life, political (civil), religious, familial, ethnic values, lessons in the socialization process, revealed differences in the role of socialization agents in their formation.

Текст научной работы на тему «Возрастная специфика социализации личности в современных условиях (на материалах республики Татарстан)»

вая интегрированность по этническому признаку. На изучаемой территории, как и в других регионах страны, распространено предпринимательство, основанное на этнических ресурсах, объединяющее работников одного этноса. Участие граждан Азербайджана больше всего отмечено в оптовой торговле, пищевой отрасли, мигрантов КНР и Узбекистана - ремонте и строительстве, лесоперерабатывающем комплексе, Кореи - сельском хозяйстве, Армении - автосервисе, ювелирном деле, Киргизии - розничной торговле.

- Индивидуальные стратегии адаптации использует незначительное число мигрантов, имеющих достаточно отлаженные социальные связи и отношения в обществе приема. Помощь или курирование коллектива, группы, влияние корпоративной культуры для них не является столь существенным, как для маятниковых и сезонных мигрантов.

- Поскольку в мигрантских обществах ценности-цели еще не устоялись, то различные формы приспособления могут существовать одновременно у одних и тех же индивидов. Так, отдельный мигрант использует одновременно как инновационные, так и конформные формы приспособления. Наряду с этим происходит также перегруппировка мигрантов, имеющих разные формы приспособления. Кто ранее был ретритистом, в новых условиях среды становится конформистом и т.д.

- Трудовые практики иностранных рабочих часто осуществляются в закрытых «извне» системах, соответственно они фактически не испытывают влияния принимающего общества. Для них характерна адаптация по сценарию изоляции, происходит отделение от внешнего окру-

жения, в то время как адаптация иностранных граждан, занимающихся коммерческой или другой деятельностью, происходит по модификаци-онной модели, направленной на усвоение новых форм взаимодействия. Данная модель является более открытой и эффективной, обуславливает ассимиляцию с местным населением. Однако для принимающего общества она менее удобна и ведет к нарушению его безопасного существования. Постепенно усиливается система мер в отношении этой группы иммигрантов, поскольку они менее контролируемы и их поведение не всегда соответствует ожиданиям общества резидента.

- Процесс интеграции мигрантов в местное сообщество несколько различается и по странам выхода. Если трудовые мигранты Украины, Белоруссии и Молдовы уже давно ассимилировались в местном социуме, то мигранты Закавказья и Средней Азии сохраняют свою национально-культурную самобытность, предпочитают чаще изоляцию, чем коммуникацию с местным населением. Трудовые мигранты из стран дальнего зарубежья, преимущественно Китая, продолжают дистанцироваться от местного сообщества. Консолидация со средой сопряжена в первую очередь с языковым барьером, социокультурными и отчасти расовыми различиями.

Данилова Зинаида Андреевна, доктор социологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Байкальского института природопользования СО РАН, г. Улан-Удэ, e-mail: [email protected].

Danilova Zinaida Andreevna, doctor of sociological science, professor, leading research fellow, Baikal Institute of Nature Management, Siberian Branch, RAS, Ulan-Ude, e-mail: [email protected].

УДК 316.614 © А.В. Махиянова

ВОЗРАСТНАЯ СПЕЦИФИКА СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)

В статье представлен материал авторского социологического исследования, в котором рассматриваются вопросы социализации личности в условиях трансформации ценностно-нормативной системы современного общества; продемонстрированы возрастные особенности в трудовых (профессиональных), жизненных, политических (гражданских), религиозных, семейных, этнических ценностях, усвоенных в процессе социализации, выявлены различия роли агентов социализации в их формировании.

Ключевые слова: социализация личности, ценности, агенты социализации, возрастная специфика.

A.V. Mahiyanova

AGE SPECIFIC OF SOCIALIZATION PERSONALITY IN MODERN CONDITIONS (ON MATERIALS OF REPUBLIC OF TATARSTAN)

This paper presents a case study of copyright material, which addresses the issues of socialization in the transformation of values and norms of modem society, demonstrated age-related features in labor (professional) life, political (civil), religious, familial, ethnic values, lessons in the socialization process, revealed differences in the role of socialization agents in their formation.

Key words:socialization personality, socialization agents, age-specific.

Вопросы формирования личности на основе ее вхождения в общество и построения с ним взаимодействий всегда находятся в центре научного интереса. Социализация привлекает к себе внимание целого ряда общественных наук: философии, психологии, педагогики, этнологии, социальной психологии и социологии. Каждая из них, руководствуясь параметрами собственного предмета, выстраивает свое определение данного понятия.

Изучение социализации, как и многих других социальных процессов, невозможно без привлечения прикладного инструментария социологической науки. С целью раскрытия возрастной специфики социализации было проведено авторское социологическое исследование, в котором выборочная совокупность сформирована с использованием метода случайной бесповтор-ной квотной выборки путем многоступенчатого отбора обследуемых единиц. Пол, возраст и место жительство респондента выступили в качестве квот.

Объем выборочной совокупности при 5%-ной ошибке репрезентативности, составил 2000 респондентов, что позволяет говорить о высокой степени надежности полученных данных. Исследование было проведено в 2010 г. во всех крупных городах и 22 районах Республики Татарстан.

В настоящее время можно обозначить достаточно широкий круг работ, посвященных различным аспектам данной тематики: изучение институтов социализации, особенностей их функционирования в современных условиях, проблем дисфункций и их последствий; анализ социализации отдельных социально-

демографических групп и детей с ограниченными возможностями; управления социализацией как социальным процессом. Разработки ведутся также в сфере изучения методологических вопросов, отдельных видов и этапов социализации.

С целью изучения социализации личности в современных условиях при проведении при-

кладного исследования учитывались, во-первых, необходимость четкого понимания сущности рассматриваемого феномена; во- вторых, сложность и разнообразность трактовок самой категории «социализация».

В целом социализация представляет собой достаточно многогранный процесс, что доказывает наличие ряда определений. Социологи используют данный термин для обозначения процесса, на основе которого индивиды обучаются посредством социальных норм. Социализация рассматривается как источник существования и развития общества, так как с помощью нее происходит передача культуры от поколения к поколению. Однако указанное понимание не столь однозначно, так как социализация рассматривается как интернализация социальных ценностей и норм. Иными словами, социальные ценности и нормы не просто навязываются индивиду из внешней среды, они постепенно становятся частью его внутреннего «Я». Вследствие этого личность ощущает потребность им соответствовать.

Социализация изучается и как неотъемлемый элемент взаимодействия. Данное понимание строится на положение о том, что люди стремятся к укреплению своего представления о себе посредством достижения и одобрения определенного статуса в глазах других людей. В этом случае социализация осуществляется по мере приведения своих собственных действий в соответствие с ожиданиями других индивидов [5, с. 430-431].

Более широкое видение социализации представлено в энциклопедии по социологии. В ней она рассматривается как совокупность взаимосвязанных процессов усвоения и воспроизводства индивидом необходимого и достаточного для полноценного включения в общественную жизнь социокультурного опыта, филоонтогенетического формирования и развития соответствующих свойств и качеств индивида, его становления как конкретно- исторического типа

личности и субъекта социокультурных практик социума.

Социализация есть процесс усвоения социальных ролей и образцов поведения, которые позволяют индивиду претендовать на занятие определенных социальных позиций и социального статуса, овладение ценностями, символами, традициями и т.д. В то же время, она предполагает приобретение собственного социокультурного опыта и личной (социальной, этнической и т.д.) идентичности. При этом подчеркивается, что социализация представляет собой двухсторонний процесс, в котором от общества к личности идет трансляция необходимых для усвоения содержаний норм и ценностей и осуществляется целенаправленное и отчасти стихийное воздействие и социальный контроль. В то же время на уровне личности происходит принятие и овладение социокультурным опытом, за счет которого формируются личностные структуры. Большую роль в развитии общества играет успешность социализации, поэтому ее можно рассматривать как системообразующий процесс, наряду со стратификацией и институциализаци-ей [6, с. 939-940].

Под социализацией также понимается процесс и результат усвоения индивидом определенной системы знаний, ценностей, норм, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного представителя общества. Она включает как методы социальноорганизованного и контролируемого влияния на личность со стороны общества и его структур (систем образования, воспитания и т.д.), так и стихийное воздействие с их стороны. В целом социализация не кратковременный процесс, так как продолжается всю жизнь человека [7, с. 366].

Таким образом, социологическая наука не отличается единообразием в понимании и толковании социализации. И здесь стоит отметить, что как определение социализации, так и характер использования данного термина определяются спецификой социологии как науки. Здесь в первую очередь речь идет о ее полипарадиг-мальности, множественности направлений, теорий и концепций. Во-вторых, понятийный аппарат социологии находится в постоянном изменении и развитии, обогащается и усложняется по мере развития самой науки. Появление новых направлений сразу рождает иные трактовки исходных терминов, в том числе и термина «социализация».

В том или ином толковании, несмотря на имеющиеся различия, можно выявить опреде-

ленные сходства. И в первую очередь, они заключаются в наличии ценностей и норм, которые передаются от социума к индивиду, и которые, впоследствии интернализируются и становятся частью личности. Вследствие этого, в проведенном эмпирическом исследовании один из аспектов анализа социализации был сведен к изучению разнообразных ценностей и ценностных ориентаций. С этой целью было произведено их деление по сферам жизнедеятельности личности: трудовые (профессиональные), жизненные, политические (гражданские), религиозные, семейные, этнические.

В социологических исследованиях и дискуссиях данные термины используются достаточно часто. Ценности выступают в качестве стандарта деятельности, по отношению к которому отбираются цели жизнедеятельности. Они представляют мир внутренних устремлений и ориентацией человека и воплощаются в жизнь.

Ценность является атрибутом как общественного сознания, так и личного. А.И. Кравченко термином «ценностные ориентации» описывает ценности, на которые ориентируются люди. Он считает, что они принадлежат группе или обществу, а ценностные ориентации - индивиду [2, с. 69].

В литературе отмечается, что в любом обществе существует система ценностей, которая является производной от его культуры. Человек выбирает из всего их многообразия те или другие, одобряет их или отвергает. Спектр ценностей, на которые ориентируется конкретный человек, составляет его ценностные ориентации. Они зависят от индивидуального отношения личности к системе общественных ценностей и включают выбор конкретных норм поведения [8, с. 75-76].

Ценности занимают особую роль в мотивации поведения личности. Как считает И.М. Попова, их нельзя рассматривать как простое продолжение или отражение интересов. Данный автор приписывает им определенную степень относительной самостоятельности [3, с. 29-36].

По мнению А.Г. Здравомыслова, ценностное восприятие действительности возвышается над миром непосредственных потребностей и интересов. Ценностные стимулы поведения касаются идеалов, целей, связаны с представлениями о предназначении человека, его достоинстве, смысле жизни. Они, в наибольшей мере, - продукт рассудочной деятельности человеческого сознания, его духовного творчества, реализующий свободное самоутверждение личности. В целом они образуют ценностную ориентацию

личности, которая представляет собой совокупность социальных установок относительно наиболее важных для нее предметов или явлений [1, с. 164, 171].

Термин «ценностные ориентации» впервые был употреблен У.Томасом и Ф.Знанецким в исследовании жизни эмигрантов в США. Получив распространение в эмпирических исследованиях в рамках общенациональной выборки как социальные установки, они дали не только широкую картину корреляционных взаимосвязей ценностных ориентаций с признаками социально-демографической группы, но и позволили их прогнозировать [9, с. 1-13].

Таким образом, ценностные ориентации -сложное многоуровневое явление, которое в зависимости от критерия классификации имеет различную структуру. Как совокупность социальных установок они включают следующие уровни: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые согласуются со сферами жизнедеятельности.

Согласно их предметному содержанию ценностные ориентации по сферам различаются на социальные, культурные, духовные, политические, экономические. Ценности, мотивирующие деятельность в сфере труда и образования, относятся к ценностям труда и образования. Существуют терминальные ценности (цели) и инструментальные (средства). Первые - творческая работа, развлечения, удовольствие, благополучие; вторые - здоровье, должность, заработок, график труда.

Ориентации личности относительно одной сферы жизнедеятельности (труда, досуга) означают ценностные ориентации в узком смысле. В широком смысле - это ориентации относительно всего пространства возможных сфер жизнедеятельности, для чего применимо понятие «жизненные ценности». Они представляют собой ведущие стимулы поведения и деятельности личности во всех сферах и на длительный период. Составляя определенный «срез» жизненных ценностей, ценности включают индивидуальные жизненные ориентации, которые составляют жизненный путь личности.

Исходя из концепции диспозиционной структуры личности, группа исследователей во главе с В. А. Ядовым изучила ценностные ориентации как своеобразные фиксированные установки. Рассматривая их иерархию, на первичном уровне они выделили ситуативные социальные установки, на среднем - обобщенные, и, наконец, на высшем - ценностные ориентации, которые характеризуют отношение личности к ведущим

целям жизнедеятельности и средствам их достижения [4, с. 88-89, 208].

Таким образом, ценности можно отнести к мотивационной сфере личности и рассматривать их как основу побуждения ее к деятельности. В настоящее время произошла трансформация ценностно-нормативной системы российского общества. Многие ценности не столько трансформировались, сколько либо исчезли, либо заменились новыми, которые носят совершенно противоположный характер.

В прикладном исследовании были поставлены задачи не только изучить господствующие в общественном сознании ценности, но и выявить среди них приоритетные, рассмотреть гендерные, возрастные и территориальные особенности и различия, а также раскрыть роль агентов социализации в формировании ценностей. Проведенный опрос выявил интересную с исследовательской точки зрения тенденцию. Речь идет о присутствии достаточно существенных возрастных особенностей и различий.

С целью выявления доминирующих ценностей и определения роли различных агентов социализации в их формировании жителям предлагалось осуществить выбор между противоречащими друг другу суждениями. Относительно трудовых ценностей были использованы следующая пара суждений: «упорный труд не является причиной успеха - это в большей степени результат везения и личных связей» и «если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни». К везению и личным связям чаще сводят успех респонденты от 30 до 65 лет, тогда как люди младшего и старшего возрастов более склонны считать, что если упорно трудиться, то в долговременной перспективе это оборачивается улучшением жизни.

Следующая группа суждений касалась характера источников дохода. Первое утверждало, что можно иметь любые доходы, вне зависимости от того, как они получены, а второе, что человек должен иметь только те доходы, которые заработал честным трудом. Стоит отметить, что чем старше респондент, тем меньше он соглашался с первым суждением. В качестве доказательства приведем ряд показателей. Если с данным суждением согласны более половины опрошенных в возрасте от 18 до 29 лет (54,2%), то в возрасте от 30 до 49 лет - более трети (37,4%), от 50 до 64 лет - около четверти (23,7%), а в возрастной категории старше 65 лет - только 18,9% опрошенных. Соответственно обратная тенденция проявилась в выборе второго суждения, согласно которому человек должен иметь

только те доходы, которые заработал честным трудом.

Третья группа трудовых ценностей была основана на следующих противоречивых суждениях: «человек благодаря труду совершенствует себя и свои личностные качества» и «совершенствование человека и его личностных качеств возможны и без труда». Несмотря на то, что большинство респондентов согласилось с утверждением об облагораживающей функции труда, приверженцев данного суждения было больше в группе старшего возраста (18-29 лет -69,2; 30-49 - 74,7; 50-64 года - 78,3 и старше 65 лет - 80,5% опрошенных).

Одна из задач исследования заключалась в определении роли агентов социализации в формировании ценностей и ценностных ориентаций различных возрастных групп.

Среди агентов социализации нами были рассмотрены следующие институты и общности: семья; государство; образование (школа, вуз и т.д.); средства массовой информации (телевидение, печатные издания, радио); религия, религиозная община; представители своей этнической общности; близкое окружение (родственники, друзья); трудовой (производственный) коллектив, коллеги; люди, проживающие на одной территории (соседи, земляки и т.д.).

Исследование показало, что чем старше респондент, тем значимее роль государства в формировании его трудовых ценностей. Респонденты младшего возраста делали акцент на семье, средствах массовой информации и близком окружении. Для респондентов от 50 до 64 лет особо значим трудовой коллектив, а для респондентов старше 65 лет - религия.

Большая часть респондентов согласилась с утверждением, что «семья - это крепость». При этом численность сторонников данного суждения растет пропорционально увеличению возраста респондента (18-29 лет - 94,9; 30-49 -96,1; 50-64 года - 96,2 и старше 65 лет - 97,3% опрошенных).

Несмотря на единодушие в вопросе о наличии детей в семье, убежденность в том, что их отсутствие является несчастьем, больше проявляют респонденты старших возрастов. В то же время, чем младше респондент, тем чаще он становился сторонником точки зрения, что в семье не обязательно должны быть дети.

Для респондентов в возрасте старше 50 лет в формировании семейных ценностей более значима роль государства. Для опрошенных до 29 и старше 65 лет - религия, для возрастной группы от 50 до 64 лет - трудовой коллектив.

Следующая группа суждений была призвана выявить у населения доминирующую жизненную позицию. Возрастная группа от 18 до 29 лет более активна в отстаивании своих интересов и прав (76,6%). Следующей по степени активности является возрастная группа старше 50 лет (72,7%). Респонденты от 30 до 49 лег незначительно отстают от других возрастных групп (68,1%). Именно среди них практически каждый третий убежден, что нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней (29,9%). Сторонником данного убеждения среди респондентов от 50 и старше 65 лет стал каждый четвертый (24,2 и 24,9% соответственно), а до 29 лет - каждый пятый респондент (21%).

Чем старше респондент, тем меньше он проявил уверенности в том, что его жизнь и материальное положение зависят, прежде всего, от него самого (18-29 лет - 83,1; 30-49 - 70,9; 50-64 -62,8 и старше 65 лет - 55,9% опрошенных). И, наоборот, чем старше респондент, тем больше он склонялся к тому, что от него мало что зависит, так как важно то, какая ситуация будет в стране (18-29 лет - 14,9; 30-49 - 27,7; 50-64 года

- 34,9 и старше 65 лет - 42% опрошенных).

Большую степень веры в людей проявили респонденты от 50 до 64 лет. Они чаще выбирали суждение о том, что мир не без добрых людей (18-29 лет - 83,1; 30-49 - 85,8; 50-64 - 90,6 и старше 65 лет - 85% опрошенных). Также именно они в два раза реже становились сторонниками убеждения, что человек человеку волк (18-29 лет - 13,6; 30-49 - 12; 50-64 - 6,4 и старше 65 лет - 12,3% опрошенных).

Имеются различия в оценке роли агентов социализации в формировании жизненных ценностей у представителей различных возрастов. Для респондентов от 18 до 29 лет более важны семья, близкое окружение и средства массовой информации. Для респондентов от 50 до 64 лет -трудовой коллектив, а для опрошенных старше 65 лет - государство и религия.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о достаточно высоком уровне этнического самосознания населения республики. Чем старше респондент, тем больше он проявлял уверенности в том, что каждый человек должен уважительно относиться к своей этнической группе (18-29 лет - 87,2; 30-49 - 92; 50-64 -92,3 и старше 65 лет - 95,5% опрошенных). Считают данную норму необязательной респонденты более младшего возраста (18-29 лет -10,6; 30-49 - 6,3; 50-64 - 5,4 и старше 65 лет -2,7% опрошенных).

Схожая тенденция сохраняется и в проявлении толерантности. Чем старше респондент, тем больше он уверен в необходимости терпения и уважения к представителям других национальностей и этнических групп (18-29 лет - 88,6; 3049 - 90; 50-64 - 92,3 и старше 65 лет - 92,8% опрошенных).

Мнение о том, что каждый человек должен стремиться передать культуру, ценности, традиции своего народа детям, находит больший отклик у старшего поколения. Младшее поколение чаще становится сторонником суждения о том, что передача культуры, ценностей, традиций своего народа детям не является столь обязательной.

Чем младше респондент, тем большее значение в формировании этнических ценностей для него имеет семья и государство. Образование и трудовой коллектив значимы для респондентов 50-64 лет, а религия и территориальная общность для населения старше 65 лет.

Религиозные ценности, которые еще несколько десятилетий назад насильственно искоренялись из общественного сознания, переживают всплеск своего возрождения и массового распространения. И здесь наиболее четко прослеживается возрастная специфика социализации. Респонденты возрастной категории от 50 до

64 лет проявляют меньшую убежденность в том, что религия является источником распространения духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения (18-29 лет - 87,8; 30-19 - 88,1; 50-64 -83,7 и старше 65 лет - 94% опрошенных). При этом каждый десятый в возрасте от 18 до 64 лет придерживается противоположного суждения (18-29 лет - 11,2; 30-49 - 10; 50-64 - 13,8 и старше 65 лет - 4,8% респондентов).

Чем старше респондент, тем больше он проявляет веры в способность религии возродить духовность российского общества (18-29 лет -69,9; 30-49 - 75,2; 50-64 - 74,5 и старше 65 лет -82% опрошенных). Если в возрасте от 18 до 29 лет отрицает такую возможность каждый четвертый житель (26,3%), в возрасте от 30 до 64 лет - каждый пятый (21,4 и 21,7%), то среди населения старше 65 лет таких респондентов всего 16,5%.

Связь веры и религиозного поведения также больше свойственна старшим возрастным группам. Чем старше респондент, тем больше он убежден в том, что, если человек верующий, он должен соблюдать обряды, читать молитвы, ходить на службы и т.д.

Образование и близкое окружение как агенты социализации играют меньшую роль для возрастной группы старше 65 лет, в то время как для

них большее значение имеет религиозная общность. С возрастом увеличивается влияние трудового коллектива и территориальной общности на формирование религиозных ценностей.

Существенные гендерные различия как в политической активности, так и в оценке роли агентов социализации отсутствуют. Однако, возрастные особенности имеют место. В частности, чем младше респондент, тем меньше он проявлял желание пожертвовать личным благосостоянием ради спасения страны (18-29 лет -60,5; 30-49 - 57; 50-64 - 53,6 и старше 65 лет -55% опрошенных).

Интересная картина получилась и относительно любви к родине в зависимости от возраста опрошенных. Чем младше респондент, тем меньше он проявлял данное чувство и наоборот. Утвердительно ответили на следующее утверждение «у меня есть чувство любви к своей родине» 82,9% среди респондентов 18-29 лет; 86,6

- среди респондентов 30-49 лет; 90,3 - среди 5064-летних и 92,8% в возрастной группе старше

65 лет.

Наименее политически активной возрастной группой являются респонденты от 50 до 64 лет. Они реже выбирают суждение, согласно которому каждый человек должен участвовать в политической жизни страны (18-29 лет - 57; 30- 49

- 55,9; 50-64 - 50,3 и старше 65 лет - 63,4% опрошенных). Данная возрастная группа также проявляет убежденность в том, что участвовать в политической жизни общества не обязательно, так как изменить ничего нельзя и все уже решено (18-29 лет - 41,5; 30-49 - 42,2; 50-64 - 48,2 и старше 65 лет - 36,3% опрошенных).

С возрастом акцентируется роль в формировании политических ценностей таких агентов социализации, как семья, трудовой коллектив, территориальная и этническая общности. Интересным является тот факт, что в формировании других, ранее рассмотренных ценностей, проявляется следующая особенность: чем младше респондент, тем значимее для него семья, а чем старше - тем важнее роль государства. Что касается политических ценностей, происходит смена приоритетов. У старшего поколения возрастает роль семьи, а у младшего - роль государства. Средства массовой информации значимы для возрастной группы до 50 лет, тогда как религия для возрастной группы старше 50 лет.

В целом в ходе изучения ценностных ориентаций учитывалось то, что ценности находятся в постоянном движении, как по мере перехода личности из одной возрастной группы в другую, так и в зависимости от изменений, происходящих в обществе. Относительно последнего по-

ложения необходимо отметить, что в современной России происходит постепенная смена традиционной ценностной системы, которая осуществляется крайне неравномерно и непоследовательно. Вследствие этого каждая возрастная группа сталкивается с разнообразием «ценностных миров», ценностной полифонией, которая находит свое отражение в многообразии жизненных стилей, устремлений, индивидуальных особенностей.

Как свидетельствуют итоги исследования, каждая личность в зависимости от возраста имеет свои особенности и общие черты в выборе тех или иных ценностей. На первый план в сознании молодых возрастных групп выдвигаются ценности индивидуалистического характера, связанные с практическим успехом и достижением личного благополучия, с усиливающейся ориентацией на независимость и личную свободу. У них доминирует активная жизненная позиция и осознание личной ответственности за свое материальное положение. В частности, чем младше респондент, тем чаще он соглашался с суждением, что можно иметь любые доходы, вне зависимости от того, как они получены.

С увеличением возраста личная ответственность за материальное положение уменьшается на фоне возрастания убежденности в том, что нужно уметь приспосабливаться к реальности, а не тратить силы на борьбу с ней. Картина ценностей межличностного взаимодействия выглядит позитивно, а наибольшую степень веры в людей продемонстрировали респонденты старших возрастных групп.

В обществе превалирует ценность труда как источника улучшения жизни, однако возрастные группы до 30 и старше 65 лет убеждены, что все зависит от везения и личных связей. Респонденты старшего возраста видят в труде основу совершенствования личных качеств и убеждены в том, что необходимо быть толерантным и терпимым к представителям других этносов и стремиться передать культуру, ценности и традиции своего народа своим детям.

Население в своем большинстве видит в религии источник распространения духовных ценностей, норм добра и взаимоуважения и верит в ее способность возродить духовность российского общества. Чаще убежденность в этом де-

монстрирует старшее поколение. Однако религиозное поведение не столь стандартизировано и не носит обязательный характер. Это связано с тем, что вера не сводится к обязательному соблюдению религиозных обрядов. Особенно данное мнение распространено среди респондентов среднего возраста.

Картина политических ценностей выглядит следующим образом. Большинство населения испытывает чувство любви к России как к своей родине, однако реальное проявление патриотизма находится на более низком уровне. В частности, желающих пожертвовать личным благополучием ради спасения страны в два раза меньше тех, кто не готов пойти на это. Большим патриотизмом отличается старшая возрастная группа.

Литература

1. Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. - М.: Политиздат, 1986. - 231 с.

2. Кравченко А.И. Введение в социологию. - М.: Просвещение, 2001. - 144 с.

3. Попова И.М. Ценностные представления и «парадоксы» самосознания // Социологические исследования. -1984. - № 4. - С. 29-36.

4. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В. А. Ядова. - Л.: Наука, 1979.

- 264 с.

5. Социологический словарь: пер. с англ.

Н.Аберкромби, С.Хилл, Б.С. Тернер / под ред. С.А. Ерофеева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Экономика, 2004. -620 с.

6. Социология: Энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. - Минск: Книжный Дом, 2003. - 1312 с.

7. Учебный социологический словарь с английским и испанским эквивалентами / под ред. А.И. Кравченко. - 4-е изд., пререраб. - М.: Экзамен, 2001. - 512 с.

8. Хайруллина Ю.Р. Социализация личности: теоретико-методологические подходы: Научное издание / Ю.Р. Хайруллина. - Казань: Казан. гос. энерг. ун-т, 2003. - 354 с.

9. Thomas W.I. (1927) The behavior pattern and the situation //American Sociological Society, papers and proceedings.

- 22nd Annual Meeting. - Vol. 22. - Р. 1-13.

Махиянова Алина Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии Казанского государственного энергетического университета, г. Казань, e-mail: [email protected].

Mahiyanova Alina Vladimirovna, candidate of sociological science, associate professor, department of sociology, Kazan State Power Engineering University, Kazan, e-mail: [email protected].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.