Научная статья на тему 'Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа)'

Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
334
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / ПРАВО / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / МОЛОДЕЖЬ / МОЛОДЕЖНОЕ СОЗНАНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Карнаушенко Леонид Владимирович

Правовая культура один из ключевых элементов формирования мировоззрения подрастающего поколения, в том числе и относительно различных социально-правовых феноменов. Именно правовая культура, укоренившись в структурах сознания молодежи, позволяет достичь стабильности, предсказуемости социальных действий и взаимодействий данной социальной группы, препятствовать девиантному поведению, оптимизировать процесс социализации и воспитания. С учетом значимости правовой культуры молодежи в целях обеспечения преемственности и смены поколений становится очевидной роль социологических исследований, как теоретических, так и эмпирических, позволяющих устанавливать и поддерживать эффективную обратную связь управленческих структур и молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа)»

УДК 34

Карнаушенко Леонид Владимирович

доктор исторических наук, профессор,

начальник кафедры теории и истории права и государства,

Краснодарский университет МВД России

karnl@mail.ru

Leonid V. Karnaushenko

Doctor of History, professor,

Head of Chair of Theory and History of Law and State

of the Krasnodar University of the Russian

MIA

karnl@mail.ru

Правовая культура российской молодежи (опыт социологического анализа)

Legal culture of Russian youth (experience of sociological analysis)

Аннотация. Правовая культура - один из ключевых элементов формирования мировоззрения подрастающего поколения, в том числе и относительно различных социально-правовых феноменов. Именно правовая культура, укоренившись в структурах сознания молодежи, позволяет достичь стабильности, предсказуемости социальных действий и взаимодействий данной социальной группы, препятствовать девиантному поведению, оптимизировать процесс социализации и воспитания. С учетом значимости правовой культуры молодежи в целях обеспечения преемственности и смены поколений становится очевидной роль социологических исследований, как теоретических, так и эмпирических, позволяющих устанавливать и поддерживать эффективную обратную связь управленческих структур и молодежи.

Ключевые слова: общество, право, правовая культура, молодежь, молодежное сознание, социальные действия и взаимодействия, социализация, воспитание.

Annotation. Legal culture is one of the key elements in shaping the worldview of the younger generation, including the relatively different social and legal phenomena. It is legal culture, rooted in the structures of consciousness of young people, allows to achieve stability, predictability of social actions and interactions of this social group, to prevent deviant behavior, to optimize the process of socialization and education. Taking into account the importance of the legal culture of young people for the purpose of ensuring continuity and change of generations, the role of sociological research, both theoretical and empirical, allowing to establish and maintain effective feedback of management structures and young people becomes obvious.

Keywords: society, law, legal culture, youth, youth consciousness, social actions and interactions, socialization, education.

Усвоение молодежью правовой культуры составляет сущность одного из ключевых социальных процессов, от эффективности которого зависят векторы развития социума. Основой стабильного существования любой социальной системы выступают социокультурные, аксиологические, мировоззренческие основы духовной жизни, позволяющие добиться осознанного, целенаправленного соблюдения населением требований социальных норм, прежде всего, норм права. При надлежащем уровне развития индивидуального, группового и массового сознания институт государства, как ключевой элемент социума, значительно усиливает свое влияние, прежде всего, на подрастающее поколение, нуждающееся в соответствующем социально-управленческом воздействии. Среди различных инструментов влияния государства на подрастающее поколение одним из самых эффективных выступает правовая культура. Формирование правовой культуры позволяет добиться добровольного, осознанного следования нормам права.

Исследователи отмечают, что «правовая культура представляет собой разновидность общей культуры, состоящей из духовных и материальных ценностей, относящихся к правовой действительности. Правовая культура -это проявление прогрессивного, социально полезного и ценного в правовых явлениях правоотношения» [5, с.204-210].

A.А. Жигулин указывает на то, что именно правовая культура является «результатом взаимодействия субъектов, в процессе которого создаются регулирующие эталоны поведения в виде правовых норм, а ее существование - как форма социального взаимодействия, воспроизводящего старые и продуцирующего новые эталоны правового поведения» [3, с.45].

B.А. Медведев предлагает понимать по правовой культурой «обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнем развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению» [4, с. 8].

В свою очередь, Н.Ю. Гурьянов отмечает, что правовая культура представляет собой «качественное состояние правовой жизни общества и отражение общего правового состояния личности. Правовая культура предстает в виде комплекса регулятивов и ценностей, на основе которых выстраивается реально существующий в обществе правопорядок, а также как процесс и результат творческой деятельности человека в сфере права, характеризующийся созданием и утверждением правовых ценностей» [2, с.9-

14].

Ряд исследователей справедливо обращает внимание на тесную взаимосвязь правовой культуры с историческими условиями существования общества. Именно исторический контекст развертывания правовой культуры

накладывает свой отпечаток на ее внутреннее содержание, возможности влияния на сознание и поведение людей, на общее восприятие права людьми.

А.З. Шефруков отмечает, что «закономерностью развития правовой культуры является то, что она всегда является «слепком» определенной исторической эпохи» [7, с. 153-155]. Вместе с тем, даже в современном постиндустриальном обществе, где классовая борьба не является острой, имеет место соперничество, конкуренция различных социальных групп, стремящихся осуществлять политический контроль над обществом, захватить и удерживать политическую власть. Каждая из таких групп характеризуется и различным правопониманием, что, безусловно, накладывает отпечаток на состояние правовой культуры, на особенности трансляции ее содержания в процессе социализации и воспитания.

Исследователи обращают внимание на то, что «на формирование правовой культуры общества и отдельной личности оказывают влияние правовая культура общества в предыдущую эпоху, национальные особенности народа и его исторические традиции. Одновременно с этим на правовую культуру оказывают влияние другие общества со своей культурой, правом, правовыми отношениями и правосознанием» [7, с.153-155].

Вместе с тем, по мнению О.Н. Братусевой, «правовая культура гармонична только при условии, когда ее материальная составляющая выступает выразителем и носителем адекватных определенному типу духовной правовой культуры психологических и идеологических черт, определяемых правовым менталитетом. В этой связи привнесение в национальную правовую культуру любых элементов извне, не согласующихся с правоментальными установками и ценностями, влечет за собой возникновение внутренних противоречий, снижение степени системности правовой культуры» [1, с. 9].

Безусловно, состояние правовой культуры непосредственно связано с духовной культуры общества, элементом которого и выступает правовая культура. В этой связи становится очевидным, что кризисные тенденции системы культуры непосредственно отражаются и на правовой культуре, а в первую очередь, на успешности усвоения молодежью правовых ценностей, идей и т.п.

Как отмечает И.В. Староверова, «низкий уровень правовой культуры современной молодежи порождает проблемы, как общие для населения страны, так и специфические, в ее собственной среде. Особенно болезненно эти проблемы проявляются среди молодежи, находящейся на этапе социального старта и потому наиболее подверженной внешним влияниям. Учитывая преимущественно групповой характер поведения этой части молодежи, представляется несомненной актуализация исследований состояния и проблем повышения ее правовой культуры» [6, с. 5].

В целях более подробного анализа проблемной ситуации было проведено эмпирическое исследование молодежи. География исследования -Краснодарский край, общее число опрошенных - 622 человека, в возрасте от

16 до 28 лет; метод сбора первичной информации - формализованное интервью.

Вопрос: «Каково Ваше отношение к законам?»

Большинство респондентов выразили свое отношение к законам следующим образом: положительно к ним относятся 57,3% респондентов (ответы положительное и скорее положительное). В то же время демонстрируют негатив по отношению к законам 36,9% (ответы отрицательное и скорее отрицательное). Затруднились ответить 5,8% респондентов. Как показало проведенное исследование, более трети опрошенных молодых людей продемонстрировали негативное отношение к законам. С учетом возможной доли социально приемлемых вариантов ответа, таких респондентов может в реальности быть еще больше. Подобное распределение ответов косвенно свидетельствует о наличии серьезных проблем, в том числе, и в правовой культуре участников исследования, что накладывается на такие негативные явления, как криминализация сознания, коррупция, серьезные позиции организованной преступности в российском обществе.

Вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своих правовых знаний?»

Больше половины респондентов (54,6%) оценили свой уровень правовых знаний как средний, еще 24,6% полагают, что их правовые знания высокие. В то же время, низкий уровень своих правовых знаний отметили 11,5% опрошенных. Следует также заметить, что затруднились ответить на данный вопрос 9,3% участников исследования, что косвенно подтверждает устойчивое нежелание части опрошенных давать содержательные ответы на данный вопрос. С учетом психологии молодых респондентов, высокой доли затруднившихся ответить на данный вопрос, целесообразно предположить, что в сфере правовых знаний молодежи имеются достаточно серьезные проблемы, связанные с общим кризисным состоянием института среднего образования в нашей стране.

Вопрос: «На ваш взгляд, в какой мере современные российские законы соответствуют морально-нравственным принципам?»

Как полагают опрошенные, современные российские законы в целом соответствуют морально-нравственным принципам, об этом говорят 53,7% респондентов (ответы полностью соответствуют и скорее соответствуют). Вместе с тем, почти половина респондентов придерживаются противоположной точки зрения, полагая, что имеет место несоответствие законов и морально-нравственных принципов - 40,9% (ответы полностью не соответствуют и скорее не соответствуют). Кроме того, затруднились ответить 5,4%. Существенная дифференциация мнений опрошенной молодежи по поводу «моральности» законов демонстрирует достаточно серьезную проблему в их восприятии, так как почти каждый второй респондент, считая законы аморальными, формирует для себя и соответствующие стратегии реагирования на нормы права. В таком контексте восприятия норм права так называемая «аморальность» может быть компенсирована их несоблюдением, игнорированием, что косвенно

свидетельствует о серьезных проблемах с правовым воспитанием и социализацией подрастающего поколения россиян.

Вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей правовой информированности?»

Становится очевидным, что большинство молодых людей оценивает свой уровень правовой информированности как средний (61,8%). Вместе с тем, почти каждый пятый молодой человек полагает, что у него низкий уровень правовой информированности (18,3%). Несколько меньшая доля опрошенных - 15,6%, - убеждены в том, что у них, напротив, высокий уровень правовой информированности. Также затруднились ответить 4,3% участников исследования. Следует подчеркнуть, что мнения молодежи существенно разделились при ответе на данный вопрос, что свидетельствует о серьезной дифференциации молодежной среды по данному аспекту оценки.

Вопрос: «Кто / что оказало на Вас влияние при усвоении правовых норм, ценностей и т.п.?»

По мнению респондентов, наибольшее влияние на усвоение ими правовых норм, ценностей имеют СМИ (37,6%). Достаточно высока роль друзей и знакомых в данном процессе (29,5%). На третьем месте по степени распространенности следует ответ «школа» (24,1%). Роль семьи при усвоении правовых норм и ценностей молодежь оценивает весьма невысоко, лишь 14,2% частников исследования дали подобные ответы. Кроме того, другие варианты предложили 8,7% респондентов, а затруднились ответить 2,5% участников исследования. Проведенное исследование показало наличие существенной проблемы, влияющей на деформацию правовой культуры и, в целом, детерминирующей низкий и средний уровень интегрированности молодежи в социально-правовую систему российского общества. В последние годы существенно снижается влияние традиционных институтов правовой социализации, прежде всего, школы, а также семьи. Одновременно возрастает значимость стихийной социализации, осуществляемой посредством СМИ. Подобная ситуация в сфере социальных коммуникаций, ответственных за трансляцию правовых знаний молодежи, осуществление ее общей информированности, приводит к проблемам, в том числе, и с правовой культурой подрастающего поколения.

Вопрос: «Осведомлены ли о проблеме криминализации сознания?»

Большинство молодых респондентов не осведомлены о проблеме криминализации сознания (55%, ответы не осведомлен и скорее не осведомлен). В то же время знают о данной проблеме 36,9% (ответы осведомлен и скорее осведомлен). Весьма высокая доля молодежи, кто затруднился дать ответ на вопрос - 8,1%. Как показало исследование, более половины респондентов не знают и не ощущают проблему криминализации сознания, данное явление выглядит обыденным, само собой разумеющимся в их представлениях. Отсутствие осознания проблемой ситуации усугубляет ее протекание и затрудняет поиски эффективного решения, так как заинтересованность наблюдается лишь у ученых и представителей системы

государственного управления, в то время как у самой молодежи подобные установки не преобладают.

Вопрос: «Есть ли в Вашем окружении люди, отрицающие нормы права, негативно настроенные по отношению к законам?»

Большинство опрошенной молодежи, по их утверждениям, не имеет в окружении людей, отрицающих нормы права, негативно настроенных по отношению к законам (64,9%). В то же время такие знакомые есть у 23,7% респондентов. Затруднились ответить на данный вопрос или, возможно, просто не знают о подобном криминальном статусе людей в своем окружении, 11,4% участников исследования. Как показало исследование, порядка четверти опрошенных имеют знакомых с криминализированным сознанием; стоит предположить, что данный показатель несколько занижен вследствие опасений части опрошенных давать откровенные ответы незнакомым социологам.

Таким образом, теоретический и эмпирический анализ проблемы позволяет прийти к следующим выводам. Прежде всего, стоит отметить, что в условиях современного российского общества наблюдаются трансформации основных социальных институтов и подсистем, ответственных за правовую социализацию молодежи. Одновременно усиливается роль стихийных инструментов социализации, прежде сего, СМИ и Интернета, предлагающих нередко «альтернативные» картины правовой реальности, близкие скорее к криминальному, чем законопослушному мышлению.

Интеграция молодежи в пространство правовой культуры осложняется социально-возрастными характеристиками данной группы, создающих риски отклоняющейся правовой социализации вследствие юношеского максимализма, инфантилизма, склонности к самоутверждению с преобладающими эмоционально-чувственными реакциями. Период пубертации приводит к формированию алогичных реакций на рациональные, формализованные нормы права. Именно поэтому для молодежи критически важна система правового воспитания, а также эффективное функционирование агентов правовой социализации. Однако, как показало проведенное эмпирическое исследование, именно этот аспект современной российской действительности может быть отрицательно оценен и вызывает серьезные опасения. Состояние правового мышления, правовой культуры, правового воспитания современной российской молодежи также выглядит достаточно тревожно. В этой связи актуальность приобретают социально-управленческие модели, опирающиеся на количественные и качественные прикладные социологические исследования, целью которых должна стать согласованная, верифицированная на практике позиция науки и практики по поводу стратегических и тактических действий относительно правового воспитания и правовой социализации российской молодежи в XXI в. в условиях фрагментированной реальности, информационной перегрузки, свойственной глобальному постиндустриальному обществу, куда интегрируется Россия.

Литература:

1 Братусева О.Н. Правовые культуры: дис. ... канд. юрид. наук. М.,

2009.

2. Гурьянов Н.Ю. Правовая культура: сущность, структура, социальные функции: дис. ... канд. филос. наук. Чебоксары, 2007.

3. Жигулин А.А. Понятие правовой культуры и ее сущностные характеристики // Научно-исследовательские публикации. 2013. № 2.

4. Медведев В.А. Правовая культура российского общества: особенности и тенденции развития: дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2004.

5. Сангинов К. Формирование правовой культуры молодежи: сущность и проблемы // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки. 2013. №3 (36).

6. Староверова И.В. Правовая культура молодежи на этапе социального старта: дис. ... канд. соц. наук. М., 2010.

7. Шефруков А.З. Динамика правовой культуры // Новые технологии. 2008. № 5.

Literature:

1. Bratuseva O. N. Legal culture: dis. ... kand. the faculty of law. sciences. M., 2009.

2. Guryanov N. Y. Legal culture: essence, structure, social functions: dis. ... kand. philos. sciences. Cheboksary, 2007.

3. Zhigulin A. A. the Concept of legal culture and its intrinsic characteristics // research paper. 2013. No. 2.

4. Medvedev V. A. Legal culture of Russian society: features and tendencies of development: dis. ... kand. the faculty of law. sciences. Kazan, 2004.

5. Sanginov K. Formation of youth legal culture: essence and problems // Scientists notes of Khujand state University. academician B. Gafurov. Humanities. 2013. No. 3 (36).

6. Staroverova I. V. Legal culture of young people in the stage of social start: dis. ... kand. soc. sciences. M., 2010.

7. Shefrukov A. Z. Dynamics of legal culture // The new technology. 2008.

No. 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.