Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
117
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АГРЕССИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тремаскина Е.В., Уривская Н.С., Абросимова А.Е.

В статье проанализирована проблема социализации младших подростков с девиантным поведением. Представлены результаты исследования на выявление особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением. Рассмотрены основные формы проявления девиантного поведения в младшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

Е.В. Тремаскина, Н. С. Уривская, А.Е. Абросимова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье проанализирована проблема социализации младших подростков с девиантным поведением. Представлены результаты исследования на выявление особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением. Рассмотрены основные формы проявления деви-антного поведения в младшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: социализация, младший подростковый возраст, агрессия, девиантное поведение.

Подростковый возраст является периодом активной социализации личности. В данном возрасте подросток начинает активно взаимодействовать в различных сферах деятельности с взрослыми и сверстниками. Происходит развитие социальных навыков подростков, усвоение типичных форм социального поведения в различных ситуациях, подростки получают опыт социального взаимодействия. Вместе с тем подростковый возраст, осложняется многочисленными нарушениями процесса социализации, обусловленными широким кругом социально-психологических и социально-педагогических причин.

Одной из проблем социализации подростков является девиантное поведение, которое является показателем неуспешности в усвоении социальных норм и правил. В то же время девиантное поведение создает неблагоприятные условия для дальнейшей социализации подростков, так как делает неэффективным педагогические воздействия учителей и родителей. В младшем подростковом возрасте девиант-ное поведение значительно увеличивает риск социальной дезадаптации ребенка, так как именно на данном этапе создаются условия для дальнейшего протекания процесса социализации. [1]

Проблема социализации подростков с девиантным поведением рассматривалась в исследованиях Дж. Смелзер, Я.И. Гилинский, Я.Л. Коломинского, Р. Мертон, В.Н. Мясищева, Д.И. Фельдштейна.

© Тремаскина Е.В., Уривская Н.С., Абросимова А.Е., 2016.

Подростковый возраст - это время, когда физический и психологический аспекты развития подвергаются качественной перестройке. Попытки овладеть новыми моделями, научиться строить равные отношения с взрослыми часто воспринимаются как конфликтность подростка. Именно в этом возрасте активизируются акцентуации характера, возникают защитные формы поведения: протест, уход, реакции тревожности и неуверенности, эмансипации, группирования. Результат этого - нарушение усвоения социального опыта, возникновение дезадаптивных форм поведения, искажение мотивационных механизмов, совершение правонарушений [2].

Несоблюдение подростком норм и правил, установленных в обществе, в науке рассматривается через явление, которое называется девиация (отклоняющееся поведение).

Дж. Смелзер считает, что девиация - отклонение от нормы, которое влечет за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другое наказание индивида.

Я.И. Гилинский под девиацией понимает поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) [3].

По мнению Р. Мертона, возникновение девиации происходит в результате разрыва между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами достижения таких целей, так например, не все люди в силу определенных социально-экономических причин могут получить высшее образование или престижную работу, а уровень развития общества требует высококвалифицированных специалистов. Та часть населения, которая не может получить требуемый уровень образования, начинает удовлетворять свои образовательные потребности, но уже, например, в криминальной среде. Соответственно, структура индивидуального отклоняющегося поведения состоит из поступка, мотивов и целей [3].

Проблемы в социализации младших подростков находят свое отражение в различных формах де-виантного поведения. Одной из таких форм является уход из семьи, бродяжничество. Бегство подростков связано с реакцией на неблагополучную среду воспитания. Чаще всего побеги из дома совершают подростки в возрасте 10-13 лет. К числу причин может относиться отсутствие должной заботы о них родителей, частые сердитые нарекания и брань в их адрес в семье, наказание по пустякам. Основными побудителями к бегству является принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно себя ведущих с окружающими людьми и так далее), а также незнание и неучет родителями трудностей их детей в школе (отставание в учебе, отрицательные оценки учителем способностей подростка, пренебрежительное отношение товарищей). Выход из этого положения подросток обычно ищет в нарочито вызывающем поведении в классе, что приводит к дисциплинарным взысканиям, испорченным отношениям с учителями, то есть происходит значительное ухудшение положение ученика в классе [4].

Другая форма девиантного поведения младших подростков - злоупотребление спиртными напитками. В возрасте до 13 лет такое явление отмечается в ряде случаев почти исключительно в связи с подражанием взрослым. Родители наиболее часто употребляют алкоголь в период воспитания своего ребенка, давая ему повод для следования плохим примерам. Обстоятельства становятся еще более неблагоприятными для школьника, когда старшие в семье считают, что иногда, по праздникам, ребенок может попробовать некрепкого вина. Усвоение подобных взглядов подростками бывает крайне вредным для них, способствует в значительной степени усилению пьянства среди молодежи [5].

Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчетливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишенных родительской защиты учащихся. Агрессия со стороны подростков обычно отмечается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя младшим детям (демонстрация возрастного превосходства и физической силы), взрослым и старикам (определение границ дозволенного в поведении); в конфликтах между отдельными группами; при регуляции отношений внутри подростковой группы с помощью физической силы [6].

Воровство младших подростков также является одним из последствий нарушения процесса социализации. Оно обуславливается их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. В среднем школьном возрасте воруют педагогически запущенные подростки. Обычно совершаются мелкие кражи. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. Отобранные вещи могут раздариваться, свидетельствуя о подвигах дарителя, поэтому такие подростки не считают себя ворами и не испытывают стыда [6].

Итак, цель нашего исследования заключалась в изучении особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса Нижегородской области. Объектом исследования стали подростки 5 «А» класса в количестве 20 человек, из них 9 мальчиков и 11 девочек. Возраст подростков 10-11 лет.

Для изучения особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением были использованы следующие методики: социометрическая методика Дж. Морено; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Анализ полученных результатов по социометрической методике Дж. Морено показывает, что в исследуемой группе 5 подростков (25%) имеют высокий социальный статус «Звезды». Подростки получили наибольшее число выборов от других учеников в классе, при этом не наблюдается взаимных выборов среди «звезд», что говорит о разобщенности в классе и делении класса на микрогруппы, которые слабо связаны между собой. В то же время подростки, получившие максимальное число выборов, старались выбирать только тех, с кем постоянно общаются, что также свидетельствует о разобщенности класса.

В категорию предпочитаемых попали 8 подростков (40%). Эти подростки представляют собой окружение «звезд» и постоянно общаются с ними. В группе предпочитаемых подростков наблюдается большое количество взаимных выборов. Взаимодействие между этими детьми не ограничивается только совместной деятельностью внутри класса, присутствует также эмоциональный контакт. При этом подростки, получившие статус предпочитаемых, зависимы от мнения «звезд» и предпочитают соглашаться с позицией лидеров, чтоб не утратить своего статуса.

Статус пренебрегаемых получили 6 подростков (30%). Эти подростки получили наименьшее количество выборов, чаще всего от подростков, имеющих такой же статус. Подростки данной категории хотят общаться со всеми сверстниками, но взаимных выборов от «звезд» и предпочитаемых они не получили. Другие подростки общаются с ними только в ситуации совместной деятельности, однако в межличностном общении они либо избегают сверстников со статусом пренебрегаемые, либо насмехаются над ними.

По результатам исследования в классе был выявлен 1 подросток со статусом изолированный (5%). Подросток не получил ни одного выбора, хотя по результатам методики видно, что он хочет общаться со многими сверстниками в классе.

Следовательно, социометрическое исследование показало, что класс не является особенно дружным. Коллектив подростков разбит на группы, в которых разворачивается общение. Группы формируются вокруг лидеров класса, получивших наибольшее число выборов. Общение между лидерами носит ситуативный характер. Также в классе имеется достаточно много подростков с неблагоприятными социальными статусами. Сверстники общаются с ними только, если этого требует совместная деятельность в классе, в остальное время эти подростки отвергаются.

Анализ полученных результатов диагностики межличностных отношений Т. Лири позволяет выявить специфику межличностных отношений в исследуемой группе подростков. 2 подростка (10%) проявляют в межличностных отношениях черты властно-лидирующего типа. Оценки, которые они набрали по методике, говорят о том, что это хорошие организаторы, способные руководить деятельностью небольшой группы.

Черты независимо-доминирующего типа выявлены у 3 подростков (15%). Подростки набрали высокие оценки по данной методике, что говорит о чувстве превосходства над окружающими, стремлении подчеркивать свою позицию, независимую от мнения большинства.

Прямолинейно-агрессивный тип отношений выявлен у 1 подростка (5%). Высокие баллы, полученные по методике, говорят о несдержанности подростка, негативном отношении к сверстникам и неспособности контролировать свое поведение.

Черты недоверчиво-скептического типа отношений выявлены у 2 подростков (10%). Высокие показатели по методике позволяют сделать вывод, что подростки отличаются высокой подозрительностью по отношению к окружающим, обидчивы, в отдельных ситуациях общения проявляют недовольство сверстниками.

Покорно-застенчивый тип отношений проявляется у 4 подростков (20%). Черты данного типа проявляются с разной интенсивностью. Таня Ц. и Артем Ж. набравшие по методике средине баллы характеризуются застенчивостью, часто выполняют чужие обязанности. Лена Б. и Миша О., набравшие высокие баллы отличаются чувством вины и покорностью перед окружающими.

Черты зависимо-послушного типа выявлены у 4 подростков (20%). Высокие баллы, набранные по методике Т. Лири, говорят о конформности подростков, их зависимости от мнения лидеров.

Сотрудничающе-конвенциальный тип отношений выявлен в группе у 2 подростков (10%). Умеренные баллы, полученные по методике, говорят о том, что в отношениях с окружающими подростки демонстрируют дружелюбие и стараются поддерживать постоянный контакт с референтной группой.

Ответственно-великодушный стиль тип отношений выявлен у 2 подростков (10%). Умеренные баллы, которые были получены подростками по данной методике, говорят о том, что подростки старают-

ся поддерживать хорошие отношения с окружающими стремятся помочь сверстникам в случае необходимости.

Следовательно, изучение межличностных отношений подростков показало, что в исследуемой группе преобладают независимо-доминирующий, покорно-застенчивый и зависимо-послушный типы межличностных отношений. Среди подростков с высоким социальным статусом распространены независимо-доминирующий и властно-лидирующий типы межличностных отношений. Подростки уверены в себе, готовы принять на себя ответственность и руководство группой, однако у некоторых из них отмечается стремление к подчеркиванию своей особой позиции, что может выступать источником конфликта в группе. Подростки, обладающие статусом предпочитаемых, в межличностных отношениях проявляют черты зависимо-послушного, сотрудничающе-конвенциального и ответственно-великодушного типа отношений. Половина из них готова согласиться с мнением лидеров из опасения утратить свою позицию, вторая половина подростков старается поддерживать хорошие отношения с референтной группой и помогать сверстникам. Подростки с негативным социальным статусом пренебрегаемых характеризуются покорно-застенчивым или недоверчиво-скептическим типом межличностных отношений. Проблемы в отношениях со сверстниками возникают либо из-за чрезмерной подозрительности, либо из-за слишком большой стеснительности этих подростков. Изоляция отдельных подростков также связана с определенным типом межличностных отношений, при котором подростки проявляют недружелюбие в отношении окружающих.

На основании данных исследования была разработана программа, которая должна способствовать оптимизации процесса социализации младших подростков. При составлении программы учитывались данные психодиагностики. Исходя из этого, в программу включены упражнения на развитие уверенности в себе, на снятие тревожности в межличностном взаимодействии, на развитие социальных эмоций. В ходе проведения программы подростки учатся преодолевать эмоциональные барьеры в общении, отрабатывают навыки понимания эмоций окружающих и пытаются сами передать свои эмоции другим. Программа также включает упражнения, направленные на отработку адекватного поведения в различных ситуациях.

Библиографический список

1. Арнаутова Е.П., Иванова Е.М. Общение с родителями: Зачем? Как? / В.М. Иванова. М.: ВЛАДОС. 2008.

318 с.

2. Голод С.И. Будущая семья: какова она?: (Социально-нравственный аспект). М.: Высшая школа. 2001. 38 с.

3. Давыдова Э. Поговори со мной на моем языке (К вопросу взаимоотношений взрослого и ребенка) // Семья и школа. 1997. № 10. С. 164-171.

4. Краковский А.П. О подростках. М.: Наука и Образование. 2013. 227 с.

5. Кочетов А.И., Верницкая Н.Н. Работа с трудными детьми: Кн. для учителя. М.: Просвещение. 2009. 198 с.

6. Ласточкина В.А., Якужева А.Н. Антиалкогольное воспитание учащихся средних, учебных заведений. М.: Наука и Образование. 2005. 312 с.

ТРЕМАСКИНА ЕКАТЕРИНА ВАСИЛЬЕВНА - старший преподаватель кафедры общей и педагогической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (филиал в г. Арзамас), Россия.

УРИВСКАЯ НИНА СЕРГЕЕВНА - студент психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (филиал в г. Арзамас), Россия.

АБРОСИМОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА - студент психолого-педагогического факультета, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (филиал в г. Арзамас), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.