Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ М ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ М ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЛАДШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / АГРЕССИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Абросимова А.Е.

В статье проанализирована проблема социализации младших подростков с девиантным поведением. Представлены результаты исследования на выявление особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением. Рассмотрены основные формы проявления девиантного поведения в младшем подростковом возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ М ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 159.9

А.Е. Абросимова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ М ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

В статье проанализирована проблема социализации младших подростков с девиантным поведением. Представлены результаты исследования на выявление особенностей социализации младших подростков с девиантным поведением. Рассмотрены основные формы проявления де-виантного поведения в младшем подростковом возрасте.

Ключевые слова: социализация, младший подростковый возраст, агрессия, девиантное поведение.

Проблема современного воспитания напрямую зависит от проблем, которые существуют в современном обществе, а те, в свою очередь, во многом определяются особенностями поведенческих характеристик населения страны. Одной из труднейших проблем можно назвать распространенность девиант-ных форм поведения, проявляющихся в различных формах социальной агрессии, социальной тревожности и враждебности. Поведение, характеризующееся как отклонение от принятых в обществе норм (т.е., девиантное), по степени и географии распространения для огромной части населения является скорее социальной нормой. В качестве примера можно использовать некоторые цифры статистики: в группе основных причин смертности мужчин среднего возраста по многим регионам страны на первом месте

© Абросимова А.Е., 2016.

Научный руководитель: Севастьянова Екатерина Павловна - ассистент кафедры общей и педагогической психологии, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (филиал в г. Арзамас), Россия.

мы видим несчастные случаи, отравления и травмы. Потери среди молодых возрастных групп по этой же группе причин смертности составляют более 30% [1, с. 114].

На сегодняшний день с усилением таких негативных тенденций, как имущественное неравенство, безработица, изменение в содержании ценностных ориентаций молодежи, нарастание процессов деформации семьи и многое другое, возникает проблема воспитания девиантных подростков. Ухудшение социальной ситуации в последние годы привело к увеличению количества детей, живущих в исключительно сложных социальных условиях: из общего количества населения в РФ 25 млн. детей и молодежи в возрасте до 18 лет. Среди них: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей или из неполных семей - более 400 тысяч, дети с проблемами физического и психического развития - около 160 тысяч, дети из малообеспеченных семей - 3,4 млн [2, с. 89].

Исследование девиантного поведения в мировой социально-педагогической литературе представлены достаточно широко, а в современной отечественной науке является определяющим, потому что именно девиантное поведение препятствует социализации личности, ее становлению и формированию, развитию его гражданского самосознания.

Учеными исследовались различные аспекты указанной проблемы, а именно: особенности развития личности подростков с девиантным поведением (Н. Алемаскин, Я. Гилинский, А. Донцов, Е. Эриксон, А. Ильяшенко, А. Личико, В. Кудрявцев, Н. Максимова, В. Маценко, И. Невский, А. Тарновская); научно-методические основы профилактическо-коррекционной работы (Б. Алмазов, С. Беличева, И. Дубровина, Е. Эйдемиллер, А. Капская, И. Козубовская, Н. Максимова, А. Макаренко, В. Оржеховская, В. Та-тенко, Т. Титаренко, Д. Узнадзе, С. Шацкий). В исследованиях Л. Линник, И. Данченко, Ю. Клейберга, И. Козубовской, С. Кузиковой, А. Литкиной, В. Маценко, Т. Малыхиной, С. Немченко, А. Тарновской, Т. Федорченко, В. Оржеховской, М. Фицулы и других раскрываются различные аспекты проблемы де-виантного поведения, его профилактики и коррекции.

Несмотря на значимость этих исследований, ряд актуальных проблем девиантного поведения подростков не получили в научной литературе должного освещения, поэтому целью нашей работы является осуществить анализ научных источников по проблеме девиантного поведения подростков.

Ухудшение социальной ситуации привело к увеличению количества детей, которые живут в исключительно тяжелых социальных условиях. Серьезного внимания требуют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети с психофизическими нарушениями, больные и дети с девиантным поведением.

Под девиантным поведением в социальной педагогике (лат. Deviatio - отклонение) понимают систему поступков или отдельные поступки, которые противоречат принятым в обществе нормам и проявляются в виде неадаптированности, нарушении процессов самоактуализации и уклонении от морального и этического контроля личности над собственным поведением.

Среди исследователей нет единого взгляда на термин «девиантное поведение». Они определяют девиантное поведение как: 1) поведение, которое отличает любое нарушение принятых в обществе или в отдельной социальной группе норм; 2) поведение, не отвечающее ожиданиям общества, большинства или определенной социальной группы; 3) отдельные виды поведения индивида в определенной культурно-исторической среде относятся до недопустимых, которые общество осуждает и за которые предусмотрены санкции; 4) сознательное поведение индивида, которое наносит ущерб собственно ему или другим людям [5, с. 41].

В зависимости от способов взаимодействия с окружающей средой и нарушением тех или иных норм, представители различных наук, выделяют разные типы, виды, формы, категории девиантного поведения.

Так, по определению И. Кона - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или определенной нормы, будь то норма психического здоровья, права, культуры или морали. Девиантное поведение разделяют на две категории: 1) поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, в основе которого имеется неявная психопатология; 2) антисоциальное поведение, которое отклоняется от социокультурных и правовых норм [5, с. 83].

Существующие научные исследования относительно факторов и форм отклоняющегося поведения можно объединить в две группы концепций личностного и социального характера. Так, в первой группе концепций - главным фактором возникновения социальных отклонений выступают нарушения в структуре личностных характеристик и черт. Во второй - ответственность за проявление отклонений в поведении относят к социальной системе и ее несовершенствам.

В социально-педагогических исследованиях существуют различные оценки, толкования и содержания поведения, отклоняющегося от нормы, а именно: 1) рассмотрение поведения, отклоняющегося от нормы как несоответствие действий и поступков подростка социальным требованиям, нравственным нормам и этическим правилам; 2) отклонения от правовых норм и их нарушения, то есть «не нормативное» поведение с точки зрения нормативно-значимого фактора; 3) нарушение моральных норм, соб-

ственных этических обязанностей и как нарушение закона (кража, грабеж, хулиганство), но без привлечения к уголовной ответственности [3, с. 141].

Итак, девиантное поведение включает три уровня проявлений. Для первого уровня характерны отклонения, которые нарушают стереотипные представления общества о тех или иных нормах поведения, такие действия могут вызвать удивление, а у некоторых и возмущение, но никаким образом не затрагивают права окружающих людей. На втором уровне речь идет о социальной дезадаптации (педагогически запущенные дети, трудновоспитуемые). Третий уровень девиантного поведения - уголовное поведение, видами которого можно считать делинквентное поведение, аддиктивное поведение, психопаталогическое поведение [4, с. 118].

Проведенный анализ литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что большинство ученых девиантное поведение рассматривают: 1) как несоответствие действий и поступков подростка относительно социальных требований, морально-этических норм и правил; 2) нарушения общепринятых норм не являются правонарушениями (черты характера и отрицательные поступки и действия); 3) как нарушение норм права и уголовного законодательства; 4) как проявление психопатологических личностных факторов, неврозов и психических заболеваний [5, с. 64].

Согласно вышесказанному, девиантное поведение подростков может проявляться по разному: как особенности психических процессов (активность и пассивность, повышенная возбудимость и аффектив-ность, сосредоточенность и рассеянность, болтливость и отстраненность, открытость и замкнутость); как низкая общая культура не принятия общечеловеческих моральных норм и правил (отрицательные черты характера, прогулы занятий, бродяжничество, резкость реакций эмансипации, конфликтность со сверстниками и взрослыми людьми, копирование образцов асоциального поведения, отсутствие собственных ценностей и присвоение интересов и ценностей микросоциальных групп асоциального сорта); как социально обусловленные качества и черты характера (неорганизованность, недисциплинированность, лживость, грубость, агрессивность, жестокость); как вредные привычки (курение, употребление алкоголя, ПАВ, увлечение азартными играми) [1, с. 85].

Таким образом, девиантное поведение подростков представляет собой определенный специфический способ пренебрежения социальными нормами и удовольствие собственных социальных ожиданий путем демонстрации через поведение своего ценностного отношения к существующим социальным нормам. Девиантное поведение подростков детерминирует нарушение в процессах воспитания, адаптации, социализации и самоидентификации индивида, которые выражают специфический способ усвоения и выявления его ценностного отношения к другим и обществу мотивированными изменениями собственных ожиданий и социальных норм. Провоцируют и стимулируют девиантное поведение социально -экономические условия, акцентуации характера и индивидуальные качества, отношения в семье, конфликты, завышенные потребности, пренебрежение социально-моральными нормами, социокультурное окружение, референтные группы, межличностные отношения, речевая саморегуляция и уровень общения между людьми.

Девиантное поведение рассматривается учеными в широком и узком смыслах. В широком смысле - это любые действия, которые не соответствуют правовым, культурным нормам и устоявшимся стереотипам, что установило данное общество. В ходе такого подхода необходимо различать позитивные и негативные девиации. Девиации могут быть положительного направления, которые не вызывают неодобрение, но и не всегда одинаково положительно воспринимаются окружающими. К таким принадлежат героизм, открытия неизведанного, самопожертвование, огромная самоотверженность, болезненное стремление к лидерству и чрезмерная активность.

Так, поведение, что имеет отклонение от нормы, часто является следствием дезадаптации как школьной, так и социальной. Так, к школьной дезадаптации с отклонениями в поведении относятся дисциплинарные нарушения, прогулы, агрессивная и оппозиционное поведение, хулиганство, кражи, ложь, вымогательство, качества личности, которые стимулируют девиантное поведение: бесстыдство, эгоизм, грубость, эгоцентризм, жестокость, зависть, злодеяние, злословие, клевета, малодушие и прочие проявления. Масштабность социальной дезадаптации, имеющая место в подростковой среде, не может не тревожить: это употребление психоактивных веществ, сексуальные девиации, проституция, бродяжничество (дромомания), совершение преступлений, зависимость от разного рода игр (гемблинг), деструктивное влияние религиозных сект, течений и направлений молодежной субкультуры и тому подобное [1, с. 69].

Огромную роль в процессе социализации подростка играет воспитание, к которому причастны семья, школьный коллектив, друзья и товарищи.

Социализация заключается в усвоении индивидом социального опыта в виде норм, видов деятельности, форм общения и перевода этого опыта во внутренние, собственные регуляторы активности. К этим регуляторам относятся мотивы, привычки, установки, стереотипы и др. Целью социализации является обеспечение включеннности личности в социальную среду, создание условий для максимальной реализации ее психологического потенциала, побуждения к саморазвитию.

В современном обществе на подростка влияет очень много разнообразных факторов социализации, действия которых носят как позитивный, так и негативный характер.

Современные ученые выделяют очень много источников социализации подростка, но, по нашему мнению, самое серьезное воздействие оказывают информационные технологии, что непосредственно влияет на специфику ведущей деятельности современного подростка, у которого наблюдается замена личностного, непосредственного общения на общение опосредованное, машинное.

Благодаря развитию коммуникационных технологий, подростку удобнее общаться именно с помощью мобильного телефона и сети Интернет. Это вызывает беспокойство, потому что коммуникативные навыки подростка развиваются односторонне, почти исключая из процесса коммуникации невербальное общение. По мнению А.В. Мудрика, глобальная сеть Интернет относится к мегафакторам социализации, наряду с космосом, планетой, миром; вместе с этим, этот же автор указывает на необходимость рассмотрения системы Интернет как части массовой коммуникации, то есть как одного из мезо-факторов социализации. В любом случае, в процессе социализации под влиянием глобального информационного пространства, молодежь получает возможность свободно формировать собственное мировоззрение, расширять границы общения, приобретает новые средства влияния на общественное развитие [5, с. 90].

Сеть Интернет является явлением, динамично распространяющимся в современной действительности. Ее влияние на социализацию студенческой молодежи требует основательных эмпирических исследований, которые бы помогли научиться использовать социализирующие и воспитательные возможности компьютерных ресурсов, исходя из психовозрастных, гендерных, социокультурных, индивидуальных и личностных черт человека и найти пути профилактики и коррекции процесса формирования социализации девиантного поведения подростков.

Использование психолого-педагогических средств профилактики и коррекции девиантного поведения дают особый эффект, в том случае, если они применяются в форме соединенного суггестивного и когнитивного воздействия. Применение такого воздействия возможно как в виде прямого внушения, так и упражнений, игр с элементами внушения и когнитивных действий, а также с использованием традиционных средств воспитания, адекватных возрасту подростков, с коррекционными упражнениями, соответствующими индивидуально-типическим особенностям этой возрастной группы.

Социально-психологическая помощь при работе с девиантными подростками основана на проведении профилактики и коррекции когнитивных расстройств, основанных на сочетании когнитивных и суггестивных компонентов, коррекции эмоционально-личностных нарушений и др. Использование комплексной коррекционной программы способствует повышению уровня психического развития подростков, особенно в сфере индивидуальных качеств [1, с. 117].

Работа рассчитана на дальнейший поиск и эффективное применение методов практической психологии в работе с подростками, проявляющими предпосылки девиантного поведения.

Результаты исследования будут полезны для использования в практической деятельности учителей, практических психологов, социальных педагогов и родителей, которые небезразличны к воспитанию своих детей.

Библиографический список

¡.Баженов В.Г. Возрастные особенности взаимодействия как фактор социализации личности подростка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 12-16.

2.Злобина Л.А. Проблемы социализации подростка. В сборнике: Наука, образование, общество: тенденции и перспективы Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 7 частях. ООО «Ар-Консалт». 2014. С. 119-120.

3.Казанская В. Г. Социализация подростка в семье и школе: монография. Ленинградский гос. ун-т им. А.С. Пушкина. Санкт-Петербург, 2007.

4.Коробкина Е.С. Поведенческая специфика социализации подростка // Достижения вузовской науки. 2014. № 12. С. 69-75.

5.Самойлик Н.А. Социализация девиантного подростка в ценностно-смысловой парадигме // Всероссийская научно-практическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2015. № 3. С. 169-173.

б.Чучина Н.Н. Социализация подростков // Интеграционные процессы в науке в современных условиях: сборник статей международной научно-практической конференции. 2016. С. 205-210.

АБРОСИМОВА АННА ЕВГЕНЬЕВНА - студент, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского (филиал в г. Арзамас), Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.