Девиантное поведение подростков: причинная обусловленность, виды, риски
Климов Максим Александрович
Студент ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», maxim7331@ bk.ru
Ращикулина Елена Николаевна
доктор педагогических наук, профессор, кафедра социальной работы и психолого-педагогического образования, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», [email protected]
В статье представлена характеристика социальных качеств и специфических особенностей девиантных подростков. Проанализированы виды отклоняющегося поведения: гиперкинетическое расстройство поведения, агрессивное поведение, несоци-ализированное расстройство поведения, социализированное расстройство поведения Причины девиантного поведения различны, прежде всего, это нарушения в развитии личности и ее социализации.
Ключевые слова: подростки, девиантное поведение, дети «группы риска», факторы риска отклоняющегося поведения, социализация.
В последнее время поступки и действия подростков, все чаще противоречат правовым и нравственным нормам поведения. Такое поведение подростков называется девиантным.
Девиантное поведение людей зависит от ряда причин: во-первых, от уровня развития социальной среды; во-вторых, от диспропорций в функционировании самой социальной системы; в-третьих, от степени адаптации к внутренним и внешним условиям существования. Важным фактором отклонений в поведении являются противоречия интересов различных слоев групп населения. Столкновение и обострение интересов в обществе, является естественным процессом и возникает в результате взаимодействия социальных групп, социальных институтов, государства и общества.
Отклоняющееся поведение связано с неадекватным отражением в сознании части людей процесса развития и функционирования общественных отношений. Выделяют два вида такого несоответствия. Во-первых, взгляды и настроения, сложившиеся на предыдущем этапе общественного развития, нередко вступают в противоречие с новыми условиями. Во-вторых, в ходе практической деятельности возникают или оживляются представления, которые односторонне трактуют смысл и направленность преобразований [4].
Можно выделить причины отклонений для групп «риска». Но сначала более тщательно рассмотрим такие понятия как: риск, дети «группы риска».
Термин «риск» означает вероятность, как правило, чего-то отрицательного, нежелательного, что возможно может произойти. Следовательно, если речь идёт о детях «группы риска», имеется в виду то, что данные дети в большей мере находятся под влиянием нежелательных факторов, которые в свою очередь могут сыграть свою роль в поведении ребёнка.
Ученые, занимающиеся данной проблемой, выделяют разные группы факторов, которые позволяют отнести детей разного возраста к данной категории. Согласно взглядам Е. И. Казаковой факторы риска, которые влекут за собой возможную опасность для ребенка, можно разделить на три основные группы: психофизические, социальные и педагогические.
Подобный подход и у В.Е. Летуновой, исследователь классифицирует факторы риска на следующие группы: медико-биологические (группа здоровья, наследственные причины, врожденные свойства, нарушения в психическом и физическом
со ^
0
сч
еч
01
развитии, условия рождения ребенка, заболевания матери и ее образ жизни, травмы внутриутробного развития и т.д.); социально-экономические (многодетные и неполные семьи, несовершеннолетние родители, безработные семьи, семьи, ведущие аморальный образ жизни; неприспособленность к жизни в обществе: бегство, бродяжничество, безделье, воровство, мошенничество, драки, убийства, попытки суицида, агрессивное поведение, употребление спиртных напитков, наркотиков и т.д.); психологические (отчуждение от социальной среды, неприятие себя, невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость, неудачи в деятельности, неудачи в социальной адаптации, трудности общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми и т.д.); педагогические (несоответствие содержания программ образовательного учреждения и условий обучения детей их психофизиологическим особенностям, темпа психического развития детей и темпа обучения, преобладание отрицательных оценок, неуверенность в деятельности, отсутствие интереса к учению, закрытость для положительного опыта, несоответствие образу школьника и т.д.).
Понятие «дети группы риска» включает в себя группы таких детей как: дети с проблемами в развитии, не имеющими резко выраженной клинико-патологической характеристики; дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных обстоятельств; дети из неблагополучных, асоциальных семей; дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке; дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Исследования такой категории детей как «группа риска» дает возможность обратить внимание на следующие социальные качества и специфические особенности данной группы: отсутствие навыков гигиены, неумение вести себя за столом; беспомощность в приспособлении к окружающей среде, к новым условиям; гиперсексуальность, нарушение половой ориентации; кражи, лицемерие, утрата значения людского существования, враждебность; лень, отсутствие интереса к труду; недостаток ценностных ориентаций, дефицит норм морали и нравственности, установленных в обществе, бездуховность; отсутствие умения контактировать с людьми, проблемы в установлении контактов со взрослыми и ровесниками, отчужденность и недоверие к окружающим, безразличие по отношению к ним; патологии в формировании эмоциональной сферы; интеллект находится на достаточно низком уровне, что не дает возможность правильно понимать общественные нормы, правила, и придерживаться их; недостаточно сформированное чувство ответственности за совершенные проступки, равнодушие по отношению к тем людям которые связали с ними свою жизнь, ревность по отношению к ним; потребительское отношение к близким, к обществу и государству; низкая самооценка, нерешительность, отсутствие постоянных друзей и помощи с их стороны; волевая сфера не сформирована, отсутствует целе-
устремлённость направленная на будущую жизнь; отсутствие планов на жизнь, несформированность жизненных ценностей, возникновение потребностей только в еде, в одежде, в развлечение; низкая социальная активность, желание быть незаметным, не привлекать к себе внимания; склонность к аддитивному (саморазрушающему) поведению - злоупотребление одним или несколькими психоактивными веществами, обычно без признаков зависимости (курение, употребление алкоголя, легких наркотиков, токсичных и лекарственных веществ и т.д.); это может служить своеобразной регрессивной формой психологической защиты.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что детям, которых относят к «группе риска» свойственны не только отклонения в поведение, но и в личностном развитии, нарушение социализации в широком смысле.
Существуют следующие причины отклонений для групп «риска».
Социальное неравенство, выражается в низком уровне жизни основной части населения, в разделении общества на богатых и бедных.
Низкий морально-нравственный уровень развития общества влияет на морально-этический фактор девиантного поведения. Жизнь общества напоминает базар при переходе к рыночной экономике, так как все можно продать и купить, даже человеческие жизни. Падение нравов и деградация выражаются в массовой алкоголизации, распространении наркомании, бродяжничестве, правонарушениях, насилии.
Нарушение норм, игнорирование советов и рекомендаций детьми и подростками привлекает к себе внимание со стороны общества, школы, семьи. Считается, что такое поведение не соответствует общепринятым социальным нормам в обществе (нравственным, правовым и т.д.) и является девиантным в соответствии с мнением Е.В. Змановской, доктора психологических наук [3]. Его особенностью являются деликвентные, антидисциплинарные, антисоциальные, аутоагрессивные и противоправные поступки. Они по происхождению обусловлены отклонениями в реагировании и развитии личности. Такое поведение чаще всего является реакцией подростков и детей на жизненные обстоятельства. Возможность отклонений проявляющихся в поведении связано с особенностями социального окружения, физического развития и условиями воспитания. Упреки или намеки по поводу внешности со стороны окружающих искажают поведение, вызывают бурные аффекты. На поведение так же влияет половое созревание. В этот период раннего полового развития возникает пси-хико-эмоциональное расстройства, то есть агрессивность, вспыльчивость, претенциозность. При позднем половом развитии появляется несобранность, импульсивность, медлительность. Причиной девиантного поведения могут быть психологические особенности личности. Например, у младших подростков наблюдаются диспропорции в темпах и уровне развития личности: становится неустойчивой эмоциональность, частые смены настрое-
ния, возникают притязания с окружающими в результате появления чувства взрослости.
Стремление подростка к самостоятельности приводит к столкновениям и недопонимания, к вспышкам аффекта на критику внешних данных и оценку физических способностей. В подростковом возрасте отмечается не стабильное настроение в одиннадцать, тринадцать лет у мальчиков, в тринадцать, пятнадцать лет у девочек, в этом же возрасте наблюдается выраженное упрямство, и увеличивается диапазон социальных ролей подростка. Освоение социальных ролей происходит с трудом и влечет за собой отклонения в поведении, эмоциональное напряжение. Можно выделить следующие поведенческие отклонения:
- гиперкинестическое расстройство поведения, которое характеризуется чрезмерной активностью и не завершенностью дел, низкой усидчивостью в деятельности, требующей умственной активности.
Характерной особенностью поведенческих отклонений являются: импульсивность, безрассудность, необдуманные поступки, приводящие к нарушениям правил и созданию угрозы для жизни и здоровья, склонность получать дисциплинарные взыскания. Не чувствуют дистанции в общении со взрослыми и не выражают любви к маленьким детям, заниженная самооценка.
- расстройство поведения ограничивающееся семьёй, антисоциальное или агрессивное поведение.
Характерной особенностью данного поведения является грубое протестующее поведение при взаимоотношении с близкими людьми проявляющееся дома. Примером может быть: воровство из дома, поджоги дома, разрушения вещей и т.д.
- несоциализированное расстройство поведения.
Особенностью, считается сочетание агрессивного поведения с нарушениями социальных правил и взаимоотношений с другими детьми, отсутствие друзей, общения со сверстниками, изоляция от них, непопулярность. А так же проявляется негодование, несогласие, жестокость, отсутствие доверия. Примером может быть: хулиганство, насилие и жестокость или вымогательство, неконтролируемая ярость, вспышки гнева, драки.
- социализированное расстройство поведения.
Отличительной особенностью является агрессивное поведение, возникающие у общительных подростков или асоциальное поведение (пропуски уроков, побег из дома, грубость, лживость, воровство, вымогательство). Для данной группы поведения характерно: делинквентное поведение, которое подразумевает поступки, мелкие провинности, не относящиеся к криминалу, но пресекаемые в судебном порядке. Примером может быть: прогулы школьных занятий, насилие в отношении слабых и маленьких, угон техники, вымогание денег, вовлечение в антисоциальные компании, мошенничество, спекуляция, вызванные недостатком воспитания.
Аддиктивное поведение, употребление в подростковом возрасте алкоголя и наркотиков в ре-
зультате пьянства родителей и начала наркомании. Как правило, во многих случаях, в этом возрасте начинаются алкоголизация и наркотизация. Согласно, статистики более трети подростков злоупотребляют алкоголем, и пробуют наркотики из-за интереса, любопытства, чувства взрослости, самоутверждения (быть своим в компании) или ради изменения своёго психического состояния для весёлого настроения, раскованности, самоуверенности.
Проявление пагубной зависимости следует за интересом попробовать что-то новое, а впоследствии организм не мыслит своего существования без наркотиков или алкоголя.
Многочисленные несоответствия нормам общества, имеют общие причины, приводящие к их росту и распространению. В развитии общества выделяют объективные и субъективные причины, проявляющиеся в дисгармонии взаимодействия личности с социальной средой и не соответствующие существующей нормативной системе. Иногда одна и та же причина может быть социально одобряемой и не одобряемой.
Учёные, занимающиеся анализом причин де-виантного поведения детей выделяют следующие группы факторов:
- биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:
- генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы.
- психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям;
- физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно - соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.
- психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции.
- социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в основе которых лежат
половозрастные и индивидуальные особенности развития детей, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта.
- социально - экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; обнищание значительной массы населения; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка, безработицу, инфляцию и, как следствие, социальную напряженность.
- морально - этические факторы проявляются с одной стороны, в низком морально-нравственном уровне современного общества, разрушении ценностей, в первую очередь духовных, в утверждении психологии «вещизма», падения нравов; с другой - в нейтральном отношении общества к проявлениям девиантного поведения.
Таким образом, среди причин девиации выделяют: противоречивость интересов личности, корысть, пренебрежение общественными интересами, желание самоутвердиться, различия в нравственных позициях, обусловленные несовпадением уровней личной культуры, конкретных жизненных целей и выбора средств их достижения и другие.
Литература
1. Арапова П.И. Педагогическое сопровождение выбора жизненного пути подростков с девиа-нтным поведением // Вестник Волжского университета им В.Н. Татищева, (2013), 1 (март), 43-48.
2. Бородина Н.В., Мушкина И.А., Садилова О.П. Анализ отечественного и зарубежного опыта в профилактике делинквентного поведения подростков // Путь науки. 2 (2014), 9 (ноябрь), 31-37.
3. Змановская, Е. В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. В. Змановская. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.
4. Мальцева Н.В. Природа и причины девиант-ного поведения детей и подростков // Вестник Ишимского государственного педагогического института им. П.П. Ершова. 2012. № 1. С. 37-42.
5. Полуэктова Н.М., Смирнова А.Н. Роль системы отношений личности подростка в профилактике девиантного поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2014), 1 (март), С. 196-206.
6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб. «Питер» 2010. - 432 с.
7. Смирнова А.Н. Ценностные ориентации и поведенческие риски подростков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология, (2011), 3(сентябрь), 351-358.
8. Тигунцева Г.Н. Коммуникативное (как инно-о- вационное) решение проблемы превенции делин-Л квентности в подростковом возрасте: основные Ю концептуальные положения. // Инновации и инвест стиции. 2014. №7. с.172-176
см
Deviant behavior of teenagers: causal conditionality, types, risks
Klimov M.A., Rashchikulina E.N.
Nosov Magnitogorsk State Technical University The article describes the characteristics of social qualities and specific characteristics of deviant adolescents. The types of deviant behavior are analyzed: hyperkinetic behavioral disorder, aggressive behavior, non-specialized behavior disorder, socialized behavioral disorder. The causes of deviant behavior are different, first of all, they are violations in the development of the personality and its socialization. Key words: adolescents, deviant behavior, children of the "risk
group", risk factors for deviant behavior, socialization. References
1. Arapova P.I. Pedagogical maintenance of the choice of a course
of life of teenagers with deviant behavior//the Bulletin of the Volga university to them V.N. Tatishcheva, (2013), 1 (March), 43-48.
2. Borodino N.V., Mushkina I.A., Sadilova O.P. Analysis of domestic
and foreign experience in prophylaxis of delinkventny behavior of teenagers//Way of science. 2 (2014), 9 (November), 31-37.
3. Zmanovskaya, E.V. Deviantologiya (Psychology of deviant behavior) of Studies. a grant for student. высш. studies. institutions / E.V. Zmanovskaya. — M.: Publishing center "Akademiya", 2003.
4. Maltseva N.V. Nature and reasons of deviant behavior of children
and teenagers//Messenger of the Ishim state teacher training college of P.P. Yershov. 2012. No. 1. Page 37-42.
5. Poluektova N.M., Smirnova A.N. A role of system of the relations
of the person of the teenager in prophylaxis of deviant behavior//Messenger of the St. Petersburg university. Sociology, (2014), 1 (March), Page 196-206.
6. Rean A.A., Bordovskaya N.V., Rozum S.I. Psychology and pedagogics. - SPb. St. Petersburg 2010. - 432 pages.
7. Smirnova A.N. Valuable orientations and behavioural risks of teenagers//Messenger of the St. Petersburg university. Sociology, (2011), 3 (September), 351-358.
8. Tiguntseva G.N. Communicative (as innovative) solution to the
problem of preventing delinquency in adolescence: basic conceptual provisions. // Innovation and investment. 2014. No7. p.172-176