Научная статья на тему 'Проблемы девиантного поведения школьников'

Проблемы девиантного поведения школьников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2414
325
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / ПОДРОСТОК / ДЕВИАЦИЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛА / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛИ / SOCIAL WORK / TEENAGER / DEVIATION / DEVIANT BEHAVIOR / EDUCATION / SCHOOL / FAMILY / PARENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Рерух Елена Владимировна, Расулова Тамара Джейрулаховна

В статье освещаются вопросы девиантного поведения школьников, как актуальной проблемы современного общества и одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of deviant behavior of pupils

The article highlights the issues of deviant behavior of pupils as urgent problems of modern society and one of the leading causes of treatment population for psychological help.

Текст научной работы на тему «Проблемы девиантного поведения школьников»

PROBLEMS OF DEVIANT BEHA VIOR OF PUPILS Reruh Elena Vladimirovna, Assistant Professor E-mail: eiena_reruh@iist.ru Rasulova Tamara Dzheyrulakhovna, Student

Chair of Social Work and Social Rights, Russian State Social University (branch), Pyatigorsk

The article highlights the issues of deviant behavior of pupils as urgent problems of modern society and one of the leading causes of treatment population for psychological help.

Keywords: social work; teenager; deviation; deviant behavior; education; school; family; parents.

УДК 316.4

ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

© Рерух Е.В., 2015 © Расулова Т.Д., 2015

РЕРУХ Елена

Владимировна, ассистент, elena_ re ruh @iist. ru

РАСУЛОВА Тамара Джейрулаховна, студентка

кафедра Социальной работы и социального права, Российский государственный социальный университет (филиал), Пятигорск

В статье освещаются вопросы девиантного поведения школьников как актуальной проблемы современного общества и одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Ключевые слова: социальная работа; подросток; девиация; девиантное поведение; воспитание; школа; семья; родители.

I

Количество школьников, которых выделяет девиантное поведение, к сожалению, с каждым годом значительно увеличивается. Все это оттого, что увеличивается число провоцируемых факторов, которые и способствуют формированию отклоняющегося поведения.

Само понятие "девиантное" произошло от латинского с1еу1айо -отклонение.

Отклоняющееся поведение можно назвать актуальной проблемой современного общества. Оно выступает одной из ведущих причин обращения населения за психологической помощью.

Итак, рассмотрим, что же такое девиантное поведение. Девиантное, или отклоняющееся поведение - это система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым нормам общества. Права и нравственности.

Отклоняющееся поведение довольно сложно по своей природе и обусловлено разнообразными взаимодействующими факторами [1, 51 ]. Среди них самыми важными можно назвать следующие факторы.:

Биологический фактор - неблагоприятные физические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, инвалидность в любых ее проявлениях).

Психологический фактор - психопатологии и особенности характера ребенка. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях настроения и повышенной возбудимости нервной системы, что приводит к неадекватной реакции подростка.

Социально-психологический фактор - он выражается в дефектах семейного, школьного или общественного воспитания, в основе которого лежит - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящих к нарушению процесса их социализации. Ярким примером могут являться неблагополучные семьи, либо определенные стили семейных отношений, приводящие к формированию отклоняющегося поведения, а именно:

- дисгармоничный стиль воспитания и внутрисемейного отношения, когда нет выработанного единого подхода к ребенку, общих требований к нему;

- конфликтный стиль воспитательных влияний, часто доминирующий в неполных семьях, в результате развода, либо длительного раздельного проживания детей и родителей;

- ассоциальныи стиль воспитания в дезорганизованной семье. Для нее характерны систематические употребления алкоголя, наркотиков, проявления жестокости и насилия в отношении ребенка [2,122].

При анализе семьи и ее воздействия на психосоциальное развитие ребенка мы можем увидеть, что у большей группы детей нарушены условия ранней социализации. В связи с этим нельзя отделять проблемы ребенка и работать с ним, не изучив обстановки в его семье.

Социально-экономический фактор - включает в себя социальное неравенство, расслоение общества, обнищание значительной его части, безработицу и, как следствие, социальную напряженность.

Морально-этический фактор - проявляется в пониженной моральной нравственности общества, отсутствия системы ценностей, которая бы оказывала положительное влияние на развитие личности подростка.

Таким образом, девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия жизни, в которых он оказался, и в то же время как язык общения с социумом, когда другие социально приемлемые способы исчерпали себя или недоступны [4, 55].

Как же можно вычислить подростка с "отклонением" из толпы прочих?

Каждый девиантный ребенок имеет свой набор отклонений в поведении: прогуливание уроков, физическое насилие над одногодками, грубость в общении с окружающими, враждебное отношение к людям, пренебрежение обязанностями, агрессивное противодействие к педагогическим требованиям, недоверие к родителям и учителям, повышенные уровень самооценки и уровень притязаний. Так же не редко, что подросток, стремясь найти уважение и признание своей независимости, тяготеет к участию в спортивных, музыкальных, другихакадемическихили неформальных группах. У современных подростков из неформальных групп можно заметить потребность в событийности, стремление к риску. Фрустрация этой группы потребностей переживается как "пустота", "скука", "тоска", "проскальзывание жизни". Причем, неформальная субкультура не есть нечто особенное. Она впитывает в себя многие характеристики традиционной подростковой "уличной" субкультуры,являясь и группой социальной инициативы, и клубом по интересам, и подростковой бандой.

У подростка, включенного в деятельность уличных групп, которые складываются стихий-

но, как правило, на почве нездоровых интересов, часто представляют собой микросреду, отрицательно влияющую на подростка, формируются социально-отрицательные интересы, стремление к взрослым формам поведения: ранний сексуальный опыт, групповое употребление наркотиков, алкоголизация.

Как было сказано ранее, огромное влияние на формирование поведения подростка оказывает его "первичная" среда - семья. Безнадзорность, попустительство со стороны родителей, ослабление социального контроля являются внешними условиями, допускающими возможность бесконтрольного поведения, которое переходит во внутреннюю неспособность личности к самоограничению. Многие подростки по своему образу жизни и поведению подражают взрослым, особенно родителям. В итоге, большинство подростков курят, пьют, употребляют наркотики, токсические; вещества. И что вполне характерно, доля подростков, потребляющих психоактивные вещества, наиболее высока среди выходцев из семей, где родители злоупотребляют алкоголем или наркотиками.

Сам подросток стремится в круг людей, где его поймут и поддержат, где ему будет комфортно. И если у детей без "отклонений" этим кругом является, в первую очередь, полноценная нормальная семья, то у девиантного подростка этим кругом становятся "уличные" друзья, неформальные объединения, группы людей по интересам и прочие современные образования молодежи [3,206].

Современные исследования показывают сложность отношений подростка к взрослым. Так, отчуждение между подростком и родителями, которое выражается в ссорах, дефиците общения, отдалении ребенка от семьи, неодобрении родителями его друзей, является фактором риска возникновения психических нарушений и поведенческих отклонений [5, 71].

В заключение хочется отметить, что, к большому сожалению, девиантное поведение у подростков в современном мире уже не редкость и встречается повсеместно. По неутешительным данным можно сказать, что количество неблагополучных семей не уменьшается, а следовательно, и детей с "отклонениями" меньше не становится. Падение жизненного уровня большой части населения, ухудшение криминогенной ситуации, - основные причины утраты многими российскими семьями социализирующего потенциала,воспитательной роли. Среди 7-летнихбеспризорных курят каждый четвертый, среди 8-летних - каждый вто-

LO

гН

О си

ь-

Q-<

=7^

Ё

77

рой, а среди 15-18-летних 90%. Эти неутешительные цифры заставляют о многом задуматься, в том числе и о том, что когда-то эти же подростки заведут семьи, которые попадут под категорию "неблагополучные".

Примечания:

1. Джесси Рассел. Девиантное поведение. - М. : Книга по Требованию, 2012. - 94 с.

2. Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения) : учеб. пособие для студентов вузов. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2004. - 288 с.

3. Ковальчук М.А., Тарханова И.Ю. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация. - СПб.: Владос-Пресс, КДУ, 2013. - 286 с.

4. Остапенко Г.С., Остапенко Р.И. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением // Перспективы науки и образования. -2013.-С. 54-60.

5. Хапаев И.Б., Павлюк C.B. Основные факторы воздействия на социальную среду современной молодёжи // Наука в современном обществе : материалы V Международной конференции. -Ставрополь : Логос, 2014. - С. 70-73.

6. Устюгова И. А., Сухогузова И. Г. Работа с подростками девиантного поведения. 5-11 классы. Поведенческие программы, социально-психологические тренинги. - М. : Учитель, 2014. - 148 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.