Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)'

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
577
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ПОДРОСТОК / ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА / ВНЕДРЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DEVIANT BEHAVIOR / INDIVIDUAL SPECIAL FEATURES / ADOLESCENT / PSYCHOCORRECTIVE ACTIVITIES / IMPLEMENTATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кузнецова Елена Геннадьевна, Пугачева Екатерина Игоревна

Статья раскрывает актуальную проблему современного общества - девиантное поведение подростков. В ней рассматриваются сущность, причины, виды, формы девиантного поведения, анализируются психологические особенности подросткового возраста. Кроме этого описывается исследование, проведенное в 2019 году в одной из школ города Перми среди подростков с девиантным и нормальным поведением. На основе полученных результатов авторы предлагают направления психокоррекционной работы с подростками с девиантным поведением для внедрения этих направлений в деятельность образовательных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS ON THEIR BEHAVIOR (BY COMPARING THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT AND NORMAL BEHAVIOR)

The article is devoted to the topical issue of modern society - deviant behavior demonstrated by adolescents. It analyzes the essence, reasons, different forms of deviant behavior and psychological special features of teenagers. The article presents the results of the research that took place in Perm school in 2019. 70 adolescents of deviant and normal acceptable behavior participated in it. The results can be useful for planning the contents of psychocorrective activities with adolescents of deviant behavior to be implemented in educational institutions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)»

Кузнецова Е. Г., Пугачева Е. И. Влияние индивидуальных особенностей подростков на их поведение (на примере сравнения индивидуальных характеристик подростков с девиантным и нормальным поведением) // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 3 (87). C. 136-144.

Kuznetsova E. G., Pugacheva E. I. Influence of individual characteristics of adolescents on their behavior (by comparing the individual characteristics of adolescents with deviant and normal behavior). Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 3 (87). Pp. 136-144. (In Russ.)

УДК 159.99

Е. Г. Кузнецова

Прикамский социальный институт, Пермь, Россия Е. И. Пугачева Прикамский социальный институт;

Средняя общеобразовательная школа № 76; Пермь, Россия

ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВ НА ИХ ПОВЕДЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ СРАВНЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ И НОРМАЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ)

Кузнецова Елена Геннадьевна — кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой «Психология и педагогика».

Е-mail: EG0304@mail. ru

Пугачева Екатерина Игоревна — студентка направления подготовки «Психология»; педагог-психолог среднего и старшего звена, куратор школьного волонтерского объединения «Согласие».

E-mail: [email protected]

Статья раскрывает актуальную проблему современного общества — девиантное поведение подростков. В ней рассматриваются сущность, причины, виды, формы девиантного поведения, анализируются психологические особенности подросткового возраста. Кроме этого описывается исследование, проведенное в 2019 году в одной из школ города Перми среди подростков с деви-антным и нормальным поведением. На основе полученных результатов авторы предлагают направления психокоррекционной работы с подростками с девиантным поведением для внедрения этих направлений в деятельность образовательных учреждений.

Ключевые слова: девиантное поведение, индивидуальные особенности, подросток, психо-коррекционная работа, внедрение, образовательные учреждения.

E. G. Kuznetsova

Prikamsky Social Institute, Perm, Russia E. I. Pugacheva Prikamsky Social Institute; School no. 76; Perm, Russia

INFLUENCE OF INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS ON THEIR BEHAVIOR (BY COMPARING THE INDIVIDUAL CHARACTERISTICS OF ADOLESCENTS WITH DEVIANT AND NORMAL BEHAVIOR)

Kuznetsova Elena G. — Candidate of Psychologycal Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Psychology and Pedagogy.

Pugacheva Ekaterina I. — Student of the Direction of Training Psychology; Teacher-Psychologist of the Middle and Senior Section, Leader of the Social Voluntary Association "Soglasie".

The article is devoted to the topical issue of modern society — deviant behavior demonstrated by adolescents. It analyzes the essence, reasons, different forms of deviant behavior and psychological special features of teenagers. The article presents the results of the research that took place in Perm school in 2019. 70 adolescents of deviant and normal acceptable behavior participated in it. The results can be useful for planning the contents of psychocorrective activities with adolescents of deviant behavior to be implemented in educational institutions.

Keywords: deviant behavior, individual special features, adolescent, psychocorrective activities, implementation, educational institutions.

Наступление нового столетия ознаменовалось рядом особенностей. Одна из них связана с тем, что XXI век носит название информационного, а люди, живущие в нем, являются людьми информационного общества. Сегодня IT-технологии распространены везде: в экономике, науке, образовании, медицине, культуре. Люди, живущие в разных странах, начиная с детского возраста могут свободно общаться друг с другом, обмениваться фото и видеозаписями, обсуждать насущные вопросы в интернете в режиме онлайн. Они целиком живут в виртуальном мире: не только обмениваются новостями, но и дружат, любят, выражают свои эмоции.

Другой особенностью нашего времени является то, что массовым явлением становится молодежная девиация, проявляющаяся в различных формах и отличающаяся устойчивыми тенденциями. В связи с тем что девиантное поведение выступает предметом изучения психологии, педагогики и психиатрии, криминологии, социологии, права, к его определению используется множество подходов.

В статье мы придерживаемся определения, предлагаемого Я. И. Гилинским, который ввел термин «девиантное поведение» и охарактеризовал его как «социальное явление, выражающееся в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам и ожиданиям» [1, с. 6].

Это явление широко распространяется среди подростков: увеличивается число тех, которые не могут адаптироваться к новым условиям жизни, требованиям, предъявляемым им обществом.

В настоящее время появляются и множатся разные формы негативных девиаций, такие как насильственная и корыстная преступность, алкоголизация и наркотизация, подростковая делинквентность, аморальность, сексуальная распущенность [4; 9]. В последние годы происходит также распространение деструктивных групп, таких как АУЕ, «Синий кит», «группы смерти», «Футбольные фанаты» и др., объединяющих молодежь 11-20 лет как онлайн (сообщества в соцсетях), так и офлайн, и развивающих у них агрессию, аутоаг-рессию, жестокость, конфликтность, а также формирующих альтернативный существующему в обществе образ жизни, позитивный настрой на криминальный жизненный путь.

По уровню и масштабу проявления отдельных форм (табакокурение, алкоголизм, наркомания, преступность) подростковая и молодежная девиация приобрела характер эпидемии. На сегодняшний день в России, по различным оценкам, от трех до четырех миллионов молодых людей и подростков употребляют наркотики, а один миллион человек среди них — наркозависимые. Врачи диагностируют алкоголизм у тринадцатилетних подростков, при этом одна треть юношей и каждая пятая девушка употребляют алкоголь ежедневно [8, с. 3].

«Распространенными формами девиантного поведения среди подростков в возрасте 14-16 лет, по проведенному социологическому опросу, являются: табакокурение (28 %), школьные прогулы (19 %), сквернословие (22 %), агрессивное и грубое поведение в конфликтной ситуации со сверстниками и учителями (14 %), употребление алкогольных напитков (12 %), бродяжничество (8,1 %), хулиганские действия (5,4 %)» [5].

Несмотря на активные попытки государственных структур противодействовать проявлениям девиантного поведения подростков, свести его до социально терпимого уровня, достичь эффективных результатов пока не удается.

Так, в Пермском крае Закон «О системе профилактики детского и семейного неблагополучия» был издан еще в 2014 году1, и каждые два года правительство Пермского края издает всё новые и новые нормативные документы, направленные на работу с детьми группы риска и детьми, имеющими девиантное поведение. Например, в 2016 году вышло Постановление № 846 «О порядке ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения» , в 2018 году — Постановление № 736 «Об утверждении порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции семей и детей группы риска»3. Однако ситуация с социальной девиацией в крае остается сложной. Она также усугубляется тем, что в обществе — как в молодежной среде, так и среди взрослого населения — имеет место тенденция толерантного отношения к проявлениям девиации, отсутствует выраженное неприятие и противодействие ей.

По мнению криминологов М. Е. Поздняковой, Р. Р. Хасановой, В. И. Омигова, развитию и усугублению социальной девиации в России способствуют недостаточно высокий уровень жизни, криминализация подростковой среды, а также низкий уровень работы правоохранительных органов.

Проявления «ущербности» подростков, их дезадаптированность в современном мире сопровождаются неуспеваемостью, ухудшением отношений с родителями и сверстниками, грубостью, конфликтностью, агрессивностью, уходом от реальности, суицидами, совершением правонарушений и преступлений.

Подростки группы риска, подростки, имеющие девиантное (отклоняющееся) поведение, вступают в конфликтные отношения в школе, семье, со сверстниками и с самими собой. Они испытывают трудности познавательного и коммуникативного характера, обладают неадекватной самооценкой (завышенной, заниженной), у них нет сформированности ценностно-смысловой и эмоционально-волевой сфер, они психологически не защищены.

Как известно, именно подростковый возраст характеризуется этими особенностями. В этот период наблюдаются существенные изменения в организме и психике ребенка, обусловленные половым созреванием. Они происходят по нескольким направлениям:

— пубертатное развитие;

— когнитивное развитие;

— преобразования социализации, которые наблюдаются в освобождении от родительской опеки и во вхождении в группу сверстников, где появляется конкуренция и кооперация;

— становление идентичности.

Изучение литературы по проблеме взросления подростка позволяет говорить о рубеже развития личности, когда подростковый опыт уже недостаточен для нормального психофизического самочувствия, а взрослый опыт еще не освоен [см., напр.: 7].

1 О системе профилактики детского и семейного неблагополучия в Пермском крае: закон Пермского края от 07.07.2014 № 352-ПК (ред. от 10.02.2020) (принят ЗС ПК 19.06.2014). Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

2 Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения: постановление Правительства Пермского края от 28.09.2016 № 846-п (ред. от 26.11.2018). Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

3 Об утверждении Порядка по выявлению детского и семейного неблагополучия и организации работы по его коррекции и внесении изменений в Постановление Правительства Пермского края от 28 сентября 2016 г. № 846-п «Об утверждении Порядка ведения информационного учета семей и детей группы риска социально опасного положения»: постановление Правительства Пермского края от 26.11.2018 № 736-п. Доступ через справ.-правовую систему «КонсультантПлюс».

Какие же факторы способствуют неблагополучному взрослению подростков? Как отмечает В. Г. Казанская, «существует три группы факторов: нарушение динамизации, стабилизации, оптимизации» [цит. по: 3, с. 127]. Если динамизация не позволяет подростку получить новые впечатления и разнообразить деятельность, то он начинает совершать поступки, не понимая, к чему они могут привести. Поэтому подростки убегают из дома, совершают кражи, издеваются над животными, младшими школьниками и пожилыми людьми.

Нарушение стабильности в жизни ведет к ухудшению самочувствия, а также к изменению в окружении подростка, что приводит к развитию неуверенности и неопределенности в его поведении. Он начинает заявлять, что не понимает, чего от него хотят, поскольку нет единства и постоянства требований. Особенно этот процесс усугубляется в отсутствии однообразия требований школы и семьи.

Фактор оптимизации способствует комфортности, к которой стремятся все: и дети, и взрослые — при нем не возникают сильные переживания неудач, отсутствуют психические травмы. Однако в реальной жизни у подростка отсутствует фактор оптимизации — он наблюдает расхождение слова и дела, видит разделение общества на разные социальные группы. По мнению В. Г. Казанской, «желание иметь всё и сразу у него настолько сильно, что он желает достичь оптимизации во что бы то ни стало, любым способом, не задумываясь ни о чем» [цит. по: 3, с.128].

Наряду с вышеперечисленными факторами возникновения девиантного поведения нужно также учитывать такие причины формирования отклоняющегося поведения подростков, как личность ребенка, его деятельность, окружение, семья, в которой он воспитывается, среда, где он живет.

Интересным в этом плане представляется опрос М. В. Оршанской, в котором раскрывается зависимость страданий подростков от семейного неблагополучия (пьянство, агрессия родителей). Проведенный опрос показал, что на 43 % опрошенных детей кричит мать, 40 % подростков слушают в свой адрес скверные слова со стороны родителей, 44 % детей подросткового возраста чувствуют себя брошенными. Полученные М. В. Оршанской результаты свидетельствуют о том, что «смешение любви и ненависти, отсутствие простого человеческого общения — портрет семейного неблагополучия и залог будущих нарушений правопорядка и формирования девиантного поведения» [см.: 3, с. 129].

Другой важной причиной возникновения девиантного поведения, как отмечает Ю. С. Михайлова, является «особенность социальной среды», в которую входят не только родители, но и друзья, окружение подростков: «Подростки склонны к самовыражению, к самоопределению, а отсутствие благоприятной психологической и социальной обстановки, устойчивой системы ценностей и поддержки близких людей приводит к различным проявлениям девиации» [2, с. 65].

Девиация подростков представляет собой результат неспособности привести негативные по своему содержанию побуждения в соответствие с имеющимися нормами и правилами самореализации и самоутверждения личности в социуме.

Еще одной причиной формирования девиантного поведения можно назвать неадекватность самооценки подростка, которая зачастую может быть как завышенной, так и заниженной, и именно неадекватность самооценки сказывается на взаимоотношениях со сверстниками. Подростки выбирают для подражания совсем не положительных героев, формируя на примере их поведения свои волевые черты [10, с. 57].

Анализ научной литературы по проблемам девиантного поведения подростков и молодежи показывает, что изучение этой сложной проблемы остается актуальным и сегодня. При этом чем больше исследований проводится, тем больше набирается фактического ма-

териала, который может быть использован для разработки эффективных превентивных и коррекционных мер с учетом выявленных индивидуально-психологических особенностей подростков.

Так, осенью 2019 года было проведено экспериментальное исследование по изучению индивидуально-личностных особенностей подростков с девиантным поведением в сравнении с подростками с нормальным/адаптированным (термин Е. В. Змановской) поведением.

Исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ города Перми. В данном исследовании приняли участие 70 подростков с девиантным и нормальным поведением.

35 человек — подростки с нормальным поведением — это учащиеся 7-9-х классов. К подросткам с девиантным поведением нами были отнесены подростки, проживающие в неблагополучных семьях, подростки из группы риска, подростки из семей, находящихся в социально опасном положении, подростки, состоящие на учете в инспекции по делам несовершеннолетних в ОВД. Большинство подростков из неполных, неблагополучных семей, имеют асоциальных родителей (родителей, страдающих алкоголизмом, наркоманией; родителей, осужденных за совершение корыстных или насильственных действий). Группу с девиантным поведением составили подростки в количестве тоже 35 человек в возрасте 13-15 лет.

С целью изучения индивидуальных особенностей подростков с девиантным поведением и влияния на их поведение различных факторов нами использовались следующие методики:

— методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла (16PF-опросник, форма С);

— методика изучения особенностей личностной саморегуляции, социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймона в адаптации Т. В. Снегиревой;

— методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.

Для обработки полученных данных использовался ¿-критерий Стьюдента. С его помощью выявлялось наличие достоверных различий между показателями индивидуально-личностных особенностей подростков с девиантным поведением (далее — подростки с ДП) и подростков с адаптированным поведением (далее — подростки с АП).

В табл. 1 представлены различия, выявленные при анализе показателей опросника Р. Кеттелла.

Таблица 1

Значимые различия в личностных особенностях подростков с девиантным и адаптированным поведением по ¿-критерию Стьюдента

Показатели Подростки с ДП Подростки с АП ¿-критерий Р

В (высокий — низкий интеллект) 2,7 4,03 -4,04 ***

С (эмоциональная устойчивость — неустойчивость) 6,46 7,9 -3,07 **

^ (экспрессивность — сдержанность) 6,23 5,23 2,56 **

G (нормативность — ненормативность поведения) 7,13 8,26 -2,55 **

Н (смелость — робость) 6,73 7,8 -2,04 *

Ь (подозрительность — доверчивость) 5,6 4,16 3,12 **

Q3 (высокий — низкий самоконтроль) 6,56 7,56 -2,35 *

MD (адекватность самооценки) 6,53 8,26 -3,17 **

р — уровень достоверности; * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001.

Полученные результаты анализа с учетом двуполюсности шкал опросника Кеттелла показывают, что подростки, не имеющие девиаций поведения, демонстрируют достоверно более высокий уровень интеллекта (фактор В), эмоциональной устойчивости (фактор С), сдержанности (фактор Б), нормативности поведения (фактор G), социальной смелости (фактор Н), доверчивости (фактор Ь), самоконтроля (фактор Q3) и адекватности самооценки (фактор МП).

Наличие более высокого уровня интеллекта у подростков с адаптированным поведением в сравнении с подростками, имеющими девиации поведения, объясняется тем, что дети с признаками девиации изначально воспитывались в менее благоприятных социальных условиях или имели социальное окружение, не способствующее развитию интеллектуальных способностей и мышления в целом. Предпосылки к становлению и дальнейшему развитию интеллекта возникают еще в раннем детстве, в дошкольном периоде, вот почему близкое окружение является фактором, формирующим основу для развития мыслительных способностей. Более низкое развитие интеллекта у детей с девиациями поведения, таким образом, подтверждает роль социального окружения в умственном развитии ребенка. Кроме того, сам по себе низкий интеллект способствует проявлению девиаций поведения как в силу сниженной способности ребенка усвоить социальные нормы и правила, так и в силу снижения способности предположить возможные последствия своих действий из-за неразвитости операций анализа и синтеза.

Более выраженная эмоциональная неустойчивость и экспрессивность подростков с девиантным поведением, полученная в нашем исследовании, подтверждает имеющиеся в литературе данные о зависимости формирования девиаций поведения от биологических особенностей личности, в частности темперамента. Такие особенности темперамента, как эмоциональная неустойчивость и экспрессивность, способствуют проявлениям аффективного поведения, резким перепадам настроения, вспышкам агрессивности и не всегда адекватным реакциям на внешние раздражители, то есть тех нарушений, в которых часто проявляется девиантное поведение.

У подростков с девиантным поведением регистрируется достоверно более низкий уровень нормативности поведения, что закономерно, так как ненормативность поведения — один из критериев девиантного поведения, в отличие от поведения нормального, адаптированного.

Вместе с тем подростки с девиантным поведением демонстрируют тяготение к полюсу социальной робости по шкале «социальная смелость — робость» (фактор Н). Такие результаты подтверждают представленные в теоретическом обзоре данные о том, что де-виантное поведение тесно связано с проблемой социальной дезадаптации личности. Низкий уровень развития коммуникативной сферы, наличие проблем в организации межличностного общения, трудности, возникающие при общении с незнакомыми людьми и взаимодействии с различными социальными институтами, являющиеся показателями недостаточной социальной адаптированности подростка, характерны именно для детей с девиантным поведением, так как для них процесс интеграции в социуме представляет определенные сложности в силу их конфликтных отношений с обществом.

С этими же особенностями нарушения адаптации перекликаются достоверно более выраженные показатели подозрительности, выявленные в исследовании в группе подростков с девиациями поведения. Таким образом, можно предположить, что подростки этой группы испытывают большее недоверие к окружающему социуму, взрослым, нежели подростки, имеющие нормальное поведение, что может быть как следствием социальной де-задаптированности, так и причиной усугубления отклонений в поведении.

Весьма важным отличием является достоверно более низкий показатель самоконтроля у подростков с девиантным поведением. Саморегуляция и самоконтроль, формирование и активное развитие внутреннего локуса контроля является важным новообразованием подросткового возраста, обеспечивающим дальнейшую адаптацию и повышение успешности взаимодействия с обществом. При снижении показателей самоконтроля процессы дезинтеграции становятся более выраженными, так как личность ориентируется на собственные потребности, не умея самостоятельно контролировать их проявления.

Адекватность самооценки достоверно ниже в группе подростков с девиантным поведением. Адекватная самооценка в подростковом возрасте является одним из важнейших показателей социально-психологической адаптации, указывающим на сформированный эмоционально-оценочный компонент «образа Я». Неадекватность самооценки, таким образом, можно расценивать как показатель психологической дезадаптированности личности, а следовательно, как косвенный критерий отклоняющегося поведения.

В табл. 2 отражена статистическая достоверность различий между показателями, полученными при изучении социально-психологической адаптации (далее — СПА) подростков девиантного и адаптированного поведения.

Таблица 2

Значимые различия социально-психологической адаптации подростков с девиантным и адаптированным поведением по ¿-критерию Стьюдента

Показатели Подростки с ДП Подростки с АП ¿-критерий Р

Коэффициент СПА 19,02 22,93 -2,91 **

Принятие себя 44,12 51,07 -3,50 ***

Принятие других 31,03 34,90 -2,01 *

Эмоциональный комфорт 33,98 39,75 -4,68 ***

Внутренний контроль 50,35 54,43 -2,42 *

«Уход» от проблем 21,43 17,23 3,45 **

р — уровень достоверности; * — р < 0,05; ** — р < 0,01; *** — р < 0,001.

В табл. 2 отмечено, что практически по всем шкалам методики, изучающей особенности протекания процессов социально-психологической адаптации, существуют достоверные различия между исследуемыми группами подростков.

В группе подростков, имеющих отклонения поведения, отмечается достоверно более низкий коэффициент социально-психологической адаптированности. Таким образом, проблема девиантного поведения действительно тесно связана с проблемой психологической адаптации и социализации, о которой упоминают авторы Е. В. Змановская, Я. И. Гилинский. Причем девиации могут быть как причиной дезадаптированности личности, так и ее следствием.

При анализе отдельных шкал социально-психологической адаптированности в группе детей с отклонениями поведения отмечается снижение показателей по шкалам принятия себя и других, эмоциональной комфортности и внутреннего контроля в сравнении с показателями подростков с нормальным поведением. Более низкий показатель принятия себя согласуется с данными о неадекватности самооценки, с другими личностными свойствами и свидетельствует о недостаточной сформированности позитивного «образа Я» (см. данные табл. 1). Достоверно более низкие показатели принятия других также свидетельствуют о недостаточной успешности процесса социализации. По мнению представителей гуманистической психологии (В. Франкл, К. Роджерс, А. Маслоу и др.), понятия принятия себя и других тесно связаны между собой. Человек, не имеющий позитивного отношения к самому себе, не в состоянии сформировать у себя позитивные представления о других.

Таким образом, оба этих показателя свидетельствуют о проблемах в процессе социально-психологической адаптации подростков с девиациями поведения.

В высокой степени выраженные различия между группами отмечаются по шкале эмоционального комфорта: у подростков с девиациями поведения этот показатель в среднем по подгруппе значительно ниже, чем у подростков с нормальным поведением. Снижение показателя эмоционального комфорта может быть следствием как индивидуально-личностных особенностей характера и темперамента, часто наблюдающихся при реализации отклоняющегося поведения (повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, экспрессивность и др.), так и негативного отношения окружающего мира к такому подростку.

Для детей с девиантным поведением характерным является повышение показателя по шкале «уход от проблем» (в сравнении с обычными подростками). Тенденция к уходу от проблем довольно часто обусловливает некоторые формы девиантного поведения (прием психоактивных и одурманивающих веществ, суицидальное поведение и др.), поэтому считается одним из факторов развития девиантного поведения. Следовательно, в нашем исследовании подтверждается факт взаимосвязи отклоняющегося поведения с пассивной жизненной позицией, предполагающей не решение, а избегание, отодвигание проблем.

Наши результаты подтверждают данные, полученные в рамках исследования социально-психологической адаптации подростков в Александровской средней общеобразовательной школе (далее — СОШ) Тюменской области [11].

В табл. 3 представлены результаты статистической обработки данных, полученных при изучении эмпатии.

Таблица 3

Значимые различия в уровне эмпатии подростков с девиантным и адаптированным поведением

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Показатели Подростки с ДП Подростки с АП ¿-критерий Р

Идентификация в эмпатии 2,60 2,00 2,06 *

Общий балл 16,83 15,03 2,04 *

р — уровень достоверности; * — р < 0,05.

Анализ результатов показывает, что не выявлено различий между показателями эм-патии, уровнем развития личностных установок, способствующих эмпатии, и проникающей способности в эмпатии у подростков с ДП и АП. Необходимо отметить, что и в той, и в другой группе подростки имеют заниженный уровень эмпатийных способностей, что обусловлено психологическими особенностями подросткового возраста, когда в процессе становления «Я-концепции» и формирования «образа Я» эмпатийные тенденции значительно сокращаются, а превалировать начинают собственные и групповые потребности. Данные подтверждают результаты, также полученные в ходе исследования в Александровской СОШ Тюменской области [11]. Кроме того, показатели заниженного уровня эмпати-ческих способностей получены у подростков с девиантным поведением в результате исследования по методике В. В. Бойко, проведенного в Астраханском социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних [6].

Итоги исследования позволяют определить направления профилактических мероприятий для подростков с целью предотвращения криминализации подростковой среды и формирования у подростков девиантного поведения:

— активное вовлечение несовершеннолетних и молодежи в культурную, спортивную и общественную жизнь Перми, а именно — в волонтерское движение (проект Общероссийского народного фронта), в развитие дворового спорта в регионе (проект депутата Пермской городской думы В. В. Кузнецова);

— разработка и реализация программы развития воспитательной работы в образовательной организации на основе требований федеральных государственных стандартов нового поколения. Например, участие в региональной проектной линии «Школа — территория спорта», участие в Пермской лиге детских спортивных клубов (проект партии «Единая Россия» «Детский спорт»);

— обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ и создание условий в образовательных организациях для работы творческих объединений по интересам для несовершеннолетних и молодежи, в том числе и учащихся с девиантным поведением;

— постоянное изучение криминальной субкультуры в целях своевременного выявления в ней новых тенденций и установления степени их привлекательности для несовершеннолетних и молодежи для проведения коррекционной работы;

— правовое просвещение молодежи и воспитание в ней нетерпимости к проявлениям социальной девиации;

— формирование психологической устойчивости у детей и молодежи к влиянию криминальной субкультуры (например, работа школьного психолога, социального педагога и профилактическая работа инспектора по делам несовершеннолетних ОВД).

Библиографический список

1. Гилинский Я. И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других отклонений. СПб.: Юридический центр «Пресс», 2004. 520 с.

2. Михайлова Ю. С. Проблема девиантного поведения подростков [Электронный ресурс] // Проблемы педагогики. 2018. № 3 (35). С. 64-65. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-deviantnogo-povedeniya-podrostkov (дата обращения: 08.10.2020).

3. Мицык Т. А. Девиантное поведение подростков как следствие неблагополучного взросления [Электронный ресурс] // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. 2016. № 2. С. 125-140. URL: https://cyberleninka.m/artide/n/deviantnoe-povedenie-podrostkov-kak-sledstvie-neblagopoluchnogo-vzrosleniya (дата обращения: 04.09.2020).

4. Позднякова М. Е. Особенности девиантного поведения современной российской молодежи: на пути криминализации и десоциализации [Электронный ресурс] // Россия реформирующаяся. 2017. № 15. С. 516-548. URL: https://cyberleninka.m/article/n/osobennosti-deviantnogo-povedeniya-sovremennoy-rossiyskoy-molodezhi-na-puti-kriminalizatsiii-desotsializatsii (дата обращения: 15.09.2020).

5. Пономарева Т. А. Особенности девиантного поведения подростков: социокультурный аспект // Инновационная наука. 2017. Т. 1, № 3. С. 254-257.

6. Рогаль-Левицкая О. Ф. Анализ проблем девиантного поведения в подростковом возрасте и направления профилактической деятельности [Электронный ресурс] // Интеграция образования. 2012. № 2. С. 70-75. URL: https://cyberleninka.m/article/n/analiz-problem-deviantnogo-povedeniya-v-podrostkovom-vozraste-i-napravleniya-profilakticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 28.11.2020).

7. Третьякова М. В. Половозрастные особенности акцентуаций характера и агрессивного поведения подростков как компоненты безопасности личности // Вестник Прикамского социального института. 2019. № 1 (82). С. 137-148.

8. Туркина Т. Г. Проблемы современной молодежи: девиантное поведение // Политехнический молодежный журнал. 2017. № 2. С. 3-15.

9. Хагуров Т. А. Девиации, социальный контроль и риски взросления в современной России [Электронный ресурс] // Вестник Института социологии. 2013. № 7. C. 152-181. URL: https://cyberleninka.ru/article/ n/deviatsii-sotsialnyy-kontrol-i-risk-i-vzrosleniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 12.10.2020).

10. Черкашина С. А. Психологические особенности «опасного» подросткового возраста [Электронный ресурс] // Репродуктивное здоровье детей и подростков. 2015. № 6 (65). С. 56-61. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskie-osobennosti-opasnogo-podrostkovogo-vozrasta (дата обращения: 28. 10.2020).

11. Шашуро А. Е. Критерии и показатели выявления уровня дезадаптации подростков в ОУ [Электронный ресурс] // Символ науки. 2016. Т. 2, № 4. С. 209-212. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-i-pokazateli-vyyavleniya-urovnya-dezadaptatsii-podrostkov-v-ou (дата обращения: 17.09.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.