Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА'

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
173
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ / АДАПТАЦИЯ / ТРАДИЦИОННЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лонгортова Е.В.

В статье описаны особенности социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях обучения в общеобразовательной школе-интернате. Предложены способы организации системы образования для детей из числа коренного населения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА»

У П Р А В Л Е Н И Е

ОБРАЗОВАНИЕМ

УДК 330:378

Е.В. Лонгортова

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА КОРЕННЫХ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В статье описаны особенности социализации учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в условиях обучения в общеобразовательной школе-интернате. Предложены способы организации системы образования для детей из числа коренного населения

Ключевые слова: коренные малочисленные народы севера, особенности социализации, адаптация, традиционный образ жизни, инклюзивное образование

Проблемы инклюзивного образования сегодня получили широкое освещение в прессе, на международных научных конференциях, в целом ряде научных публикаций, касающихся развития общего и профессионального образования. Это связано, прежде всего, с тем, что в образовательной стратегии на первый план выдвигается принцип - предоставление возможности получить высококачественное образование и развивать свой личностный потенциал всем обучающимся, вне зависимости от пола, имущественного положения, этничности, расы, географического местоположения, возраста, конфессиональной принадлежности.

Такое широкое понимание инклюзивного образования, безусловно, создает определенную базу для более полного и эффективного решения образовательных проблем, в частности, тех категорий населения, которые относятся к этническим группам и общностям. Образовательная система должна учитывать особенности этой категории населения и для их собственного развития, и для их успешной социализации.

На протяжении многих лет народы Крайнего Севера ведут традиционный образ жизни малочисленных народов. Это исторически сложившийся способ жизнеобеспечения малочисленных народов, основанный на историческом опыте их предков в области природопользования, самобытной социальной организации проживания, самобытной культуры, сохранения обычаев и верований [2, с. 2]. Их дети школьного возраста находятся вдали от родителей в течение всего учебного года.

Условия развития детей из числа коренных малочисленных народов Севера (КМНС) имеют специфические особенности.

- ранняя включенность детей в трудовые отношения взрослых, что способствует относительно раннему развитию ответственности детей;

- ребенок развивается в рамках определенного конкретного социума при четкой привязанности к конкретным взрослым, в частности к своим родителям;

© Лонгортова Е.В., 2019.

Вестник магистратуры. 2019. № 7-1(94)

ISSN 2223-4047

- обучение в условиях школы-интерната, в отрыве от родного дома, от родителей;

- статус этнического меньшинства, часто сопровождающийся нарушением идентичности [3 , с.

86];

- относительно однородный социальный статус населения в сельской местности, ограниченность сфер общения и отсутствие модели умственного труда взрослых.

В Ямало-Ненецком автономном округе действует 31 школа-интернат, для обучения детей из числа семей, ведущих традиционный образ жизни. Одна из них расположена в п. Овгорт Шурышкарского района.

Работа данного интерната основана на семейном принципе воспитания, это означает, что жилой корпус разделен на отдельные группы, где учащиеся живут не по возрастам, а по родственным связям.

Вышеуказанные трудности подтверждают необходимость С целью выявления трудностей, с которыми сталкиваются учащиеся из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих кочевой образ жизни, был проведен опрос среди учителей, воспитателей, родителей и учащихся (было опрошено 25 человек, 82% опрошенных считают, что трудности существуют). По результатам можно сделать следующие выводы.

Дети из семей, ведущих кочевой образ жизни, проступая на обучения в школу, оказываются в разном положении по сравнению с поселковыми сверстниками, так как не получили дошкольного образования и не прошли предшкольную подготовку. Речевая активность детей в раннем возрасте стимулируется очень мало. Взаимодействие взрослых с детьми ограничено.

Неравный учебный старт обусловлен запоздалым началом обучения, упущенными возможностями развития ребенка в определенные периоды развития. Вследствие этого происходит стресс, который отрицательно влияет на психическое и физическое здоровье школьников.

Также следует отметить, что многие педагогические работники не знают особенности образа жизни кочевого народа и не владеют языком коренных народов. Это затрудняет процесс адаптации, так как многие дети, приходя в 1 класс, знают только свой родной язык.

Сроки начала и окончания учебного года не учитывают специфику природных и климатических условий, а также традиционный образ жизни народов Крайнего Севера. Учебный год для учащихся из числа КМНС, ведущих кочевой образ жизни заканчивается в середине апреля, что сказывается на уровне знаний и соответственно на результатах промежуточной аттестации.

Исследования ученых свидетельствуют о том, что дети из семей, ведущих кочевой образ жизни, демонстрируют более низкие показатели развития по сравнению со своими сверстниками и показывают более медленный темп освоения учебного материала.

Особенности Крайнего Севера оставляют свой отпечаток на психологическом развитии детей. Позитивный потенциал Крайнего Севера в виде его природной красоты, спокойного ритма жизни подавляется некоторыми негативными факторами.

На развитие детей влияют климатические условия, резкие перепады температуры воздуха, длительное пребывание при искусственном освещении, продолжительный зимний период [4, с. 18].

разработки модели организации инклюзивной образовательной среды, которая должна быть адап-тированадля учащихся из числа КМНС, с одной стороны, предоставляя равные возможности для развития, с другой, - учитывая их менталитет и традиции.

Для того чтобы облегчить социализацию детей из числа коренных малочисленных народов Севера деятельность школы-интерната предлагается организовать с помощью следующих способов.

Первый и наиболее общий для большинства воспитанников, это создание домашней атмосферы, где на первом месте - доверие, уважение, безусловное принятие и любовь к воспитанникам со стороны воспитателей и других работников интерната. Дети должны ощущать себя любимыми и защищенными. Недопустимо предвзятое отношение к воспитанникам и оскорбления.

Второй способ подразумевает увеличение количества педагогических работников школы-интерната, владеющих языком коренных жителей. В Ямало-Ненецком автономном округе обеспечивается подготовка высококвалифицированных кадров для осуществления образовательного процесса на родных языках коренных малочисленных народов Севера [2, с.4]. Это будет способствовать легкой адаптации первоклассников к новому укладу жизни.

Третий способ - это создание сезонной кочевой школы. Цель которой обеспечить конституционные права учащихся на доступность качественного образования, позволяющего сохранить культуру, национальные традиции и сформировать личность с высоким потенциалом образования. Кочевая школа может способствовать укреплению связи поколений, воспитанию детей, способных продолжить образование в учебных заведениях и стать квалифицированными специалистами в разных областях.

Четвертый - формирование навыков самоорганизации, саморегуляции и волевого преодоления жизненных трудностей: в учебе, в других видах деятельности. Он включает организацию и проведение разного вида реабилитационно-развивающей работы с детьми (медицинской, педагогической, коррекционно-развивающей, психологической, социальной и т.д.). Предполагаются индивидуальные и групповые формы работы с детьми и подростками в течение всего времени пребывания в учреждении.

Пятый способ подразумевает развитие собственных интересов ребенка, поддержки его в социально приемлемых увлечениях. Формируется мотивация достижения успеха. Развиваются познавательные, эстетические, творческие потребности. Создаются условия для как можно более разнообразной деятельности: клубы, кружки, походы, коллекционирование, спорт и другие формы свободного включения ребенка в разнообразие культурной жизни общества. Ребенку оказывается все возможные виды поддержки.

Таким образом, можно сделать вывод, что успешная социализация детей из числа коренных малочисленных народов Севера возможна в правильно сформированной системе инклюзивного образования. Данная система должна работать постоянно в полном объёме, а каждый из учащихся берёт из неё то, на что готов в зависимости от возраста, времени пребывания в интернате, психических и физиологических особенностей.

Оптимальная система организации инклюзивного образования в школе-интернате будет основой для формирования личности и развития детей из числа коренных малочисленных народов Севера и будет способствовать повышению качества образования.

Библиографический список

1.Об образовании в Ямало-Ненецком автономном округе: закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июня 2013 г. №55-ЗАО: по сост. на 2 октября 2018 г. // Красный Север. - 2013.

2. О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации: федеральный закон от 30 апреля 1999 г. № 82-ФЗ: по сост. на 13 июля 2015 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 18. -Ст.2208.

3.Лукин Ю.Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография / Ю.Ф. Лукин. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013. - 281 с.

4.Няруй В.Н. Использование народной педагогики кочевых ненцев в работе школ-интернатов Ямала / В.Н. Няруй // Проблемы образования.-1996. - С.16.

ЛОНГОРТОВА ЕЛЕНА ВАСИЛЬЕВНА - магистрант, Тюменский государтсвенный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.