УДК 370.1
Проблемы формирования гражданского
самосознания у коренных народов ямала
Н.В. ЦЫМБАЛИСТЕНКО,
д-р филол. наук, гл. науч. сотр.
ГКУ ЯНАО «Научный центр изучения
Арктики»
(629008, Тюменская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Салехард, ул. Республики, д. 73) E-mail: naura@artic89. ru
Для сохранения национальной идентичности у коренных народов Ямала, одновременно с родным языком, сопоставимым по значимости фактором является сохранение национальных обычаев и обрядов, традиционных промыслов, связанных с системой жизнеобеспечения. Автором опрошено около 500 жителей сельских и городских поселений Ямало-Ненецкого автономного округа. Большинство респондентов отмечают опасность утраты национальной самобытности (почти 50%), четверть — опрошенных считает, что такую опасность не надо преувеличивать и только около четверти опрошенных считает, что такой опасности не существует.
В Программе развития образования в Ямало-Ненецком автономном округе до 2020 года и в Концепции развития общеобразовательных школ с этнокультурным компонентом в ЯНАО (2008 г.) особое внимание уделяется следующим проблемам: координация учебного времени с ритмом северных промыслов; обеспечение школ высококвалифицированными преподавательскими кадрами; апробация модели кочевой школы и кочевого детского сада; объединение усилий различных субъектов системы образования в развитии национального компонента образования.
Департамент внутренней политики ЯНАО пытается обеспечить поддержку общегражданской российской и окружной «ямальской» идентичности населения.
Ключевые слова: идентичность, кочевое образование, национальные обычаи и обряды, традиционные промыслы, «ямальская» идентичность
Акцент на проблемах идентичности и образования представляется в высшей степени актуальным. Так, например, историография ХХ века концентрировала внимание, прежде всего, на поиске социальных противоречий, антагонизмов, конфликтности, видя в этих явлениях источники исторического динамизма. Хотя гораздо более важным для существования человеческого общества являются понятия социальной интеграции, социальной стабильности и идентичности. Исторический опыт социальной интеграции может быть востребован в условиях переосмысления цивилизационной идентичности России на современном этапе, поиска стратегии национального и регионального развития.
В настоящее время Север представляет собой сложную, противоречивую картину как интеграционных, так и дезин-теграционных процессов среди коренных и пришлых народов, которые в конечном итоге приводят к нарушениям этнической идентичности коренных малочисленных народов Севера.
Ямало-Ненецкий автономный округ — один из самых многонациональных регионов Российской Федерации. В автономном округе проживают представители более 130 национальностей. Поэтому в образовательных учреждениях округа постоянно совершенствуется интернациональный воспитательный процесс, поддерживаются структуры, обеспечивающие адаптацию мигрантов — обучение языку, принятым нормам поведения, основам правовой культуры. За 50 лет численность населения увеличилась более, чем в восемь раз и составила на 1 января 2014 г. 539,6 тыс. человек с учётом мигрантов. В то время как плотность расселения минимальна — 0,7 человека на 1 км2 (площадь Ямало-Ненецкого автономного округа — 769250 км2). Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., русское население составляет 61,7% населения. Второй по численности национальной группой на территории региона являются украинцы — 9,7%. Третья по значительности группа — это коренные малочисленные народы Севера — 41,8 тыс. человек, для которых Ямал является исконной территорией проживания и ведения традиционной хозяйственной деятельности (5,9% — ненцев, 1,9% — хантов, 0,4 — селькупов). Свыше 15 тыс. из них ведут кочевой образ жизни. Татары и башкиры составляют четвёртую по величине группу — 7,3%.
В 2013 г. миграционная убыль населения составила 8124 человека, в том числе внутрирегиональная — 3106 человек, межрегиональная — 7539 человек. За счёт международного обмена в автономном округе зарегистрирован миграционный прирост 2521 человек. Трудовая деятельность является привлекательной, в первую очередь, для трудовых мигрантов из стран ближнего зарубежья.
У коренных северных народов Ямала, также как и у многих других народов, осознание могущества вселенной и места человека в ней передавалось через мифы и предания. С точки зрения жителей Крайнего Севера человек никогда не являл-
ся царём природы. Малочисленные коренные народы, чтобы выжить в тяжелейших климатических условиях, вынуждены были учиться у животных, у птиц, у растений, у самого природного мира. «В мировоззрении коренных народов Крайнего Севера русская мысль избавляется от «всечеловеческих терзаний и метаний, обретает покой и становится «настоящей», приобретающей сверхценную для русского культурной традицией. Обычная для коренного жителя Крайнего Севера идентификация себя как «настоящего человека», ведущего «настоящую жизнь», может стать смыслообразующим ориентиром для каждого, кто в жизни героя «Повести о настоящем человеке» видел лишь недостижимое бытие» [1].
Это одна из причин того, что у детей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) этнические представления и чувства складываются позже, чем у русских. При этом этническая идентичность в ме-тисированных семьях (родители коренные и пришлые) определяется национальностью коренных этносов — зачастую это определяется в большей мере льготами, которые существуют для КМНС. Так, например, на вопросы анкеты И.Л. Набока «Человек в сложном поликультурном мире» 80 из 282 студентов ямальских колледжей и филиалов вузов ответили, что не чувствуют свою принадлежность к какому-нибудь народу. (Анкетирование проводила Цымбалистенко Н.В.).
«Завоевание Сибири оказало как отрицательное, так и положительное влияние на культуру коренного населения. С одной стороны, русские уничтожили часть национальных традиций северян. А с другой стороны, принесли культуру, образование, попытались приобщить их к благам западной цивилизации. При этом царское правительство было заинтересовано в сохранении северных народностей от истребления и притеснений, даже нередко жертвовало ради них интересами русских» [2].
В 1926 г. советская административная система управления коренными народами Севера начала возвращение к традиционному родовому управлению. В 1935 г. с установлением авторитарного политического режима были упразднены Комитеты Севера и распущены все национальные советы. Коренные народы вновь утратили возможность самоуправления в обмен на диктат новой власти, которую интересовало промышленное освоение новых территорий, а не социально-экономическое положение проживающих на этих территориях коренных народов: «... почти все постановления, касающиеся коренного населения Севера, ставили своей целью развитие территорий проживания народов Севера, а не развитие самих народов: в результате миллиарды рублей шли действительно на развитие территории и не попадали к коренным народам» [3].
Новое российское законодательство признало коренные малочисленные народы особым субъектом правоотношений, нуждающимся в дополнительной
поддержке и защите государства. Но жизнь показывает, что только активное участие самих северных народов в современном политическом процессе может решить проблему их сохранения как самостоятельных этносов. На этом пути изначально возникло много вопросов, проблем, трудностей и даже возможных принципиальных возражений. Выделим, на взгляд автора главное из того, чем они обусловлены.
Это, во-первых, специфика ментального склада аборигенных народов Ямала и их жизненного уклада.
Во-вторых, это особенности историко-культурного развития полуострова Ямал. Имеются в виду взаимоотношения автохтонов (коренного населения) региона на протяжении четырёх столетий с основным этносом, культурой, государственностью, конфессиональными и идеологическими институтами России и Советского Союза. Вхождение аборигенов российского Севера в состав государства имперского типа отличает их историческую судьбу от судеб родственных им народов Европы и Америки. Патерналистский подход государства к коренным народам ощущается и поныне.
В-третьих, это литературная ретардация, обусловленная отсутствием вплоть до ХХ столетия собственной письменности.
Эксперты ЯНАО отмечают, что в настоящее время органы власти способствуют дальнейшему развитию и укреплению уже сложившихся межнациональных отношений. В этой сфере ими осуществляется плотное взаимодействие с национальными объединениями в вопросах проведения национальных праздников, фестивалей, концертов, выставок и т.п. В ЯНАО были приняты законы автономного округа «О недрах и недропользовании в ЯНАО», «О местном самоуправлении в ЯНАО», «О регулировании земельных отношений в местах проживания и хозяйственной деятельности народов Севера», «Об особо охраняемых территориях в ЯНАО», «Об оленеводстве в ЯНАО», «О рыболовстве в ЯНАО». Поддерживаются инициативы национальных объединений по созданию возможностей для изучения родного языка для представителей коренных народов Севера. Ведётся работа по формированию в обществе мнения о равноправии всех наций, проживающих в регионе, по поддержке мирного сосуществования, негативного отношения к любым проявлениям и видам этнофобий.
В то же время тревожат результаты, полученные в ходе социологического опроса населения Ямало-Ненецкого автономного округа (опрос проводился ООО «Маркетинговые и инвестиционные проекты») в январе 2005 г. Вот каким видится рейтинг основных проблем коренных народов Севера [4]:
• распространение алкоголизма — 49%;
• низкий уровень материального благополучия — 34%;
• высокая заболеваемость — 28%;
• низкая продолжительность жизни, высокие показатели общей и детской смертности — 22%;
• неблагоприятная экологическая обстановка — 17%;
• проблемы занятости —15%.
Одна из причин острой демографической ситуации среди коренных народов — растущий алкоголизм. Комитет по делам Севера и малочисленных народов Совета Федерации, Федерального Собрания РФ отмечает, что за последние десять лет произошёл почти двадцатикратный рост алкоголизма среди коренных малочисленных народов, в основном из-за роста потребления алкоголя среди женщин и детей.
Сообщается и о причинах алкоголизации коренного населения: распространение алкогольной продукции, бесконтрольный завоз и продажа алкоголя на Севере, отсутствие доступа к природным ресурсам для рыболовства и охоты и возможности найти другую работу [5]. Об этом писал ещё Иван Семёнович Шемановский: «Алкоголь для северян скорее необходим как средство наркотическое, одурманивающее, дающее возможность на время забыться, переселиться из монотонно-однообразной и пошлой действительности в мир грёз и видений. Очень немногие инородцы курят табак. Достаточно же одному из них закурить, как все пытаются сделать то же. Непривычные курить — курением себя дурманят. Северянам нашим нужен алкоголь не как таковой, а как дурман. Слишком проста, несложна их жизнь, связанная с исключительной заботой всегда быть тепло одетыми, сытыми, хорошо спать, правильно отправлять все функции жизни животной. У них дремлет дух, умственные их силы принижены, северяне не могут подняться от земли, возвыситься над земным. В атмосфере, их окружающей, они задыхаются и не могут найти потребного выхода. Не мудрено, что ищут его в дурмане. Более же действенным дурманом является алкоголь. Размышляя так, я невольно вспомнил остяка , недавно сказавшего мне: «Пить худо? Нет, пить хорошо. Напьёшься, весело станет. Умирать пьяному легче». Алкоголики ли остяки, вновь задавал я себе вопрос и приходил к выводу, что — нет, с полным сознанием того, что борьба с пьянством среди них немыслима, пока не будет дано движение развитию их духовных сил. ... Всё их прошлое и настоящее до сих пор не выходило за границы забот о поддержке физического существования. Только воспоминания о пьянстве, должно быть, немало пробуждали позыв выпить и напиться до потери сознания. Были бы у них шире интересы, и жизнь у них сложилась бы иначе. А то течёт она, печальная, медленно и монотонно до мелочей. Остяк почти знает наперёд, чем начнётся и окончится завтрашний день. И пусто у него на душе, и грустно ему, и скорбно. Говорят, глаза — зеркало души. Вглядитесь во взгляд любого остяка. Сколько в нём покорности и печали.» [6].
Тяжёлая картина алкоголизма у населения от мала до велика среди северных народов описана в ряде воспоминаний современников [7,8].
*Старое название народа ханты.
Всё перечисленное выше оптимизма не внушает, поэтому столь важна роль образовательной политики, которая проводится последние пять лет в округе.
Образование для коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории ЯНАО, является фактором сохранения этнической идентичности. Для КМНС немаловажное значение имеют их этнокультурные особенности. Распределение ответов опросника (Опрос проводился С. Павловым и В. Мухиной) по значимым этнокультурным особенностям показывает, что ключевыми этнодиф-ференцирующими признаками северных этносов у детей ханты и лесных ненцев являются язык, национальные праздники, традиционный образ жизни, значимые для условий Севера черты характера и этнопсихологические особенности.
К сожалению, часть молодого поколения из числа малочисленных коренных народов Ямала утрачивает национальные традиции, обычаи, материальную и духовную культуру, забываются многовековые профессии и промыслы. Оленеводство, охота, рыболовство потеряли былую престижность. Сложившаяся в СССР система образования для северных народов оставляла мало возможностей для выбора родителями образовательного пути для детей. В основном эти пути предполагали отрыв ребёнка от родительской семьи и традиционного образа жизни. В настоящее время является проблемой и наличие смешанных семей, не идентифицирующих себя с одним коренным малочисленным народом, а также стремление родителей отдавать детей в школы с обучением на русском языке, исходя из большей перспективности образования, полученного на русском языке.
Поэтому в комплексной программе развития образования ЯНАО до 2020 г. был прописан раздел «Образование коренных народов Севера и сельская школа», в который были включены такие мероприятия, как упорядочение сети малокомплектных школ, продолжение поиска оптимальных форм обучения коренных малочисленных народов Севера, внедрение профильного обучения в сельской школе, разработка системы мер по выявлению одарённых учащихся на отдалённых территориях, апробация различных форм кочевого образования.
Начали внедряться предметы, изучающие традиционные формы хозяйствования малочисленных народов Севера, способствующие успешной социализации и дальнейшему трудоустройству детей коренной национальности:
• Шурышкарский район — декоративно-прикладное искусство (село Лопхари);
• Пуровский район — оленеводство и этнотехно-логия (средняя школа-интернат пос. Тарко-Сале); малая техника Севера (средняя школа-интернат пос. Самбург);
• Тазовский район — рыбодобыча и малая техника Ямала (средняя школа-интернат п. Гыда), национально-прикладное искусство и трудовое об-
учение с национальной направленностью ( средняя школа-интернат п. Тазовский);
• Надымский район, п. Лаборовая Приуральского района, пос. Лонг-Юган — рыболовство, оленеводство;
• Красноселькупский район — прикладное искусство народов Севера (средняя школа-интернат № 2, пос. Красноселькуп).
Во всех общеобразовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, в учебные планы включены предметы национально-регионального компонента («Литературное краеведение», «География Ямала», «Культура народов Ямала»). В школах-интернатах факультативно изучаются «История Ямала», «История края», «Резьба по дереву», «Малая техника Севера», «Бисероплетение», «Зов предков», «Экология Ямала», «Оленеводство», «Рыболовство», «Национальные виды спорта» и др.
Создаются условия для обучения воспитанников интернатов в учебных мастерских традиционным промыслам и возможности прохождения практики воспитанников интернатов по оленеводству и рыболовству в совхозах и оленеводческих бригадах, рыболовецких общинах.
Все вышеперечисленные учебные дисциплины способствуют успешной социализации и дальнейшему трудоустройству детей из числа коренных малочисленных народов Севера.
Если раньше на Ямале была проблема, когда дети, прибывающие в школы-интернаты, не знали русского языка, то теперь все наоборот. Многие из них не знают родного языка. Это отмечали на двенадцатом
Конгрессе финно-угорских писателей, прошедшем недавно в Салехарде. Причем об этом упоминалось как в докладе автора статьи, так и во вступительном слове вице-президента Ассоциации финно-угорских литератур Арво Валтона (Эстония). По наблюдениям автора статьи, в школах между родным языком и английским, которые преподаются факультативно, дети выбирают английский. Казалось бы, родной язык они могли бы изучать в семьях, но и этого не происходит... «Кто будет читать финно-угорских авторов? Они творят для того, чтобы дети узнали свой язык, полюбили и гордились им. Но слабо ведется образование на родных языках. Будущее нашей литературы темно, — тревожился Арво Валтон. — Нажим английского языка во всем мире ни к чему хорошему не приведет». Очевидно, что проблема сохранения и развития родного языка характерна не только для Ямала. Об этом говорили большинство выступающих на конгрессе. Собственно, около семидесяти делегатов — писателей, переводчиков, литературоведов из Финляндии, Эстонии, Венгрии, Франции, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Коми, Удмуртии, Мари Эл и других регионов России и собрались для того, чтобы улучшить положение дел в этой сфере.
В ЯНАО в 2013 г. в 39 общеобразовательных учреждениях продолжено обучение детей из числа коренных малочисленных народов Севера родным языкам. Общее количество школьников, изучающих родные языки, как предмет составляет 4950 человек (61%) (ненецкий — 4238 учащихся, хантыйский — 584, селькупский — 161, коми - зырянский — 128).
Для сохранения национальной идентичности у коренных народов Ямала, одновременно с родным языком, сопоставимым по значимости фактором, является сохранение национальных обычаев и обрядов, традиционных промыслов, связанных с системой жизнеобеспечения. Большинство респондентов отмечают опасность утраты национальной самобытности (почти 50%), четверть — опрошенных считает, что такую опасность не надо преувеличивать и только около четверти опрошенных считает, что такой опасности не существует. (Автором статьи опрошено около 500 жителей сельских и городских поселений ЯНАО).
Выше уже говорилось о проблемах и перспективах развития национальных языков на Ямале. На наш взгляд, не стоит драматизировать излишне сложившуюся ситуацию. Мировой опыт показывает, что очень многие выдающиеся писатели — представители молодых национальных культур — писали и пишут не на родных, а на «мировых» языках (английском, французском, испанском, русском) — и это только способствует интеграции культур в мировую, общечеловеческую цивилизацию. Это можно сказать и о разговорном языке. Огромный индийский субконтинент общается на английском языке и не утрачивает своей этнической идентичности,
многие страны и народы успешно развиваются в усло- • осуществление выбора стандартных диалек-виях билингвизма (В Финляндии, например, на рав- тов для укрепления межрегионального и междуна-ных правах существует финский и шведский языки, родного обмена информацией и материалами, сов Ирландии — английский и ирландский и т.д.). действие использованию этих диалектов в качестве
Выскажем даже мысль, которая может кому-то стратегии выживания языка.
показаться кощунственной — учить или не учить Таким образом, в системе образования автоном-
родной язык должно быть делом личным, приват- ного округа созданы условия для изучения родных
ным, экзистенциальным выбором нравственно зре- языков коренных малочисленных народов Севера.
лой личности, поскольку с практической точки В 2007 г. особую тревогу вызывали дети КМНС,
зрения в условиях городской жизни знание родного которые не работали и не учились. Таких школь-
языка ничего не даёт. Это не означает, конечно, что ников, по данным статистических отчётов, в сель-
следует отменить обучение национальным языкам ских территориях автономного округа 32 челове-
в школе. Однако обучение в школе и внутренняя, ка, в том числе 24 — в Ямальском районе, 7 — в
нравственная потребность в знании материнского Приуральском, 1 — в Тазовском районе. [Система
языка, вещи разного порядка. Как бы много ни гово- образования ЯН АО в 2007 г. Статистический от-
рилось о необходимости изучения родных языков, чёт. Составитель: Г.Е. Шмырина]. В настоящее
тенденция такова, что активная пропаганда культу- время эта ситуация резко изменилась в лучшую
ры народов Севера всё чаще ведётся на русском язы- сторону. В Программе развития образования в Яма-
ке. Свидетельство тому — многочисленные моно- ло-Ненецком автономном округе до 2020 г. и в Кон-
графии и учебники по культуре народов Севера, из- цепции развития общеобразовательных школ с эт-
данные на русском языке. В то же время, в послед- нокультурным компонентом в ЯНАО (2008 г.) осо-
ние десять лет, в ГАОУ ДПО ЯНАО «Региональный бое внимание уделяется следующим проблемам:
институт развития образования» (РИРО) активи- • координация учебного времени с ритмом се-
зировалась работа по написанию учебной литера- верных промыслов;
туры на ненецком и хантыйском языках. Авторы: • обеспечение школ высококвалифицированны-
Няруй В.Н., Вануйто Г.И., Езынги СА., Сязи А.М., ми преподавательскими кадрами;
Возелова Л.Г., Попова Г.Г. и др. • апробация модели кочевой школы и кочевого
Перед учёными-лингвистами из числа коренных детского сада;
малочисленных народов Севера стоят следующие • объединение усилий различных субъектов сис-
задачи: темы образования в развитии национального ком-
• передача языка молодому поколению; понента образования.
• максимальное использование родного языка В автономном округе совершенствуется норма-во всех сферах повседневной жизни; тивно-правовое обеспечение проекта «Кочевая шко-
• создание эффективных механизмов, которые ла». Произошли изменения в региональной зако-стимулировали бы изучение родного языка и поль- нодательной базе, в которой сохранены права роди-зование им; телей на выбор образовательной организации, фор-
мы организации образовательного процесса. Законодательно закреплён повышающий коэффициент за разъездной характер работы педагогам, обучающим детей, ведущих кочевой образ жизни.
В первом полугодии 2013-2014 учебного года на территории округа образование в местах кочевий осуществляют 9 школ и детских садов, в которых обучаются в системе дошкольного образования — 53 воспитанника, начального общего образования — 35 человек, дополнительного образования — 8 человек. На региональном уровне оказывается гранто-вая поддержка реализации инновационных проектов по развитию кочевого образования.
В настоящее время реализуется механизм поддержки выпускников ямальских школ на получение высшего образования по приоритетным отраслям экономики и направлениям развития автономного округа в ведущих образовательных организациях высшего образования через целевую образовательную субсидию. За два года такую субсидию получили 156 выпускника ямальских школ, из них 50 выпускников из числа коренных малочисленных народов Севера.
Всё это способствует успешной социализации и дальнейшему трудоустройству детей из числа коренных малочисленных народов Ямала. В настоящее время департамент внутренней политики ЯНАО пытается обеспечить поддержку общегражданской
российской и окружной «ямальской» идентичности населения в противовес идентичности, основанной на национальных и религиозных признаках.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Попков Ю.В., Тюгашев ЕА. Философия Севера. — Салехард-Новосибирск, 2006. — С. 263.
2. Быковский ВА Дар Божий. Сибирские просторы. — М., 2005. — С. 263.
3. Соколовский С.В. Коренные народы и самоуправление: российская история и международный опыт. — Екатеринбург, 2007.
4. Беков М.Б. Освоение новых территорий и проблемы коренных народов Севера (социологический анализ) // Уральский исторический вестник. — 2005. — № 12. — С. 160.
5. Отчёт Ассоциации КМНС Севера, Сибири и Дальнего Востока при содействии Института Экологии и Антропологии Кёльн, Германия Совету ООН по правам человека 9 октября 2012 (сессия апрель-май 2013 года) // Альманах «Мир коренных народов. Живая Арктика». — 2012. — № 28. — С. 17-18.
6. Шемановский И.С. Избранные труды. В дебрях крайнего северо-запада Сибири. — М., 2005. — С. 66-67.
7. Таякин В.Ф. Записки провинциального хирурга. — Салехард, 2008. — С. 34.
8. Гриценко В.Н. Приключилось на Севере: Автобиографические очерки и рассказы. Издание второе, дополненное. — Екатеринбург, Баско, 2007. — С. 71, 75-76.
PROBLEMS OF FORMATION CIVIC CONSCIOUSNESS AMONG INDIGENOUS PEOPLES YAMAL
Tsymbalistenko N.V., Dr. Philology Sciences, Scientific Research Center of the Arctic
(73, ul. Republic, Salekhard, Tyumen region, Yamal-Nenets Autonomous District, 629008, Russian Federation)
E-mail: [email protected] ABSTRACT
Along with their native language preservation of national customs, rituals and traditional crafts related to the lifesupport system is an important factor for the preservation of national identity of the indigenous peoples of Yamal. Most respondents noted the danger of losing national identity (almost 50%), a quarter of the respondents believe that this danger should not be exaggerated, and only about a quarter of the respondents believe that there is no such danger. (Tzymbalistenko N.V. interviewed about 500 people living in rural and urban settlements of Yamal-Nenets Autonomous Region).
In the Education Development Programme in YNAR and in the Concept of secondary schools with ethno-cultural component in YNAR special attention is paid to the following issues: coordination of study time with the rhythm of the northern crafts; providing schools with qualified teaching staff; approbation of a model of nomadic school and nomadic kindergarten; joint efforts of different entities of the education system in the development of national education component.
At the present time Department of internal policy of Yamal-Nenets Autonomous Region tries to support the Russian general civil and regional «Yamal» population identity as opposed to identity based on ethnic and religious signs.
Keywords: identity, nomadic education, national customs and rituals, traditional crafts, «Yamal» identity. REFERENCES
1. Popkov Yu.V., Tyugashev Ye.A. Filosofiya Severa [The philosophy of the North]. Salekhard-Novosibirsk, 2006. p. 263.
2. Bykovskiy V.A. Dar Bozhiy. Sibirskiyeprostory [The gift of God. Siberian expanses]. Moscow, 2005. p. 263.
3. Sokolovskiy S.V. Korennyye narody i samoupravleniye: rossiyskaya istoriya i mezhdunarodnyy opyt [Indigenous peoples and local government: Russian history and international experience]. Yekaterinburg, 2007.
4. Bekov M.B. Ural'skiy istoricheskiy vestnik — Ural Historical Journal, 2005, no.12, p. 160.
5. Mir korennykh narodov. Zhivaya Arktika — World's Indigenous People. Living Arctic, 2012, no. 28, pp. 17-18.
6. Shemanovskiy I.S. Izbrannyye trudy. Vdebryakh kraynego severo-zapada Sibiri [Selected Works. In the wilds of the far north-west Siberia]. Moscow, 2005. pp. 66-67.
7. Tayakin V.F. Zapiskiprovintsial'nogo khirurga [Notes of the provincial surgeon]. Salekhard, 2008. p. 34.
8. Gritsenko V.N. Priklyuchilos' na Severe: Avtobiograficheskiye ocherki i rasskazy [Happened in the North: Autobiographical essays and short stories.]. Yekaterinburg, Basko Publ., 2007, Second Edition, pp. 71, 75-76.