Научная статья на тему 'Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии'

Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
520
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТРЕТ РЕБЁНКА КОЧЕВЬЯ / МОДЕЛЬ КОЧЕВОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ НЕНЕЦКОЙ НАЦИОНАЛЬНОСТИ / КОЧЕВОЙ ДЕТСКИЙ САД / СОЦИАЛИЗАЦИЯ МАЛЕНЬКОГО НЕНЦА / ДВОЙНАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ МАЛОЧИСЛЕННЫХ НАРОДОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА / PORTRAIT OF THE CHILD OF NOMADIC / MODEL OF NOMADIC PRESCHOOL EDUCATION / PRESCHOOL EDUCATION OF CHILDREN OF NENETS NATIONALITY / NOMADIC KINDERGARTEN / SOCIALIZATION OF CHILDREN OF THE NENETS / DOUBLE SOCIALIZATION OF CHILDREN REPRESENTATIVES OF THE SMALL PEOPLES OF THE FAR NORTH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новицкая Виктория Александровна, Яфизова Римма Иршатовна

В статье раскрывается замысел проектирования модели дошкольного образования для семей, ведущих кочевой образ жизни. Актуальность модели обосновывается особым статусом коренных малочисленных народов Крайнего Севера в России, важностью учёта психофизиологических и социокультурных особенностей их развития, поддержки национальных возможностей и потребностей маленьких ненцев. Методологической основой исследования стали идеи гуманитарного и субъектного подходов, а также концепция культурно-исторического развития личности ребёнка. Был применён системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования модели. Полученные результаты исследования позволили создать нормативно-правовые и теоретико-методологические основы модели, описать современный портрет ребёнка дошкольного возраста ненецкой национальности, на его основе определить ключевые требования к проектированию Программы дошкольного образования для детей кочевья. В исследовании впервые предпринята попытка проектирования содержания и способов реализации Программы дошкольного образования с учётом возможностей и потребностей детей представителей ненецкой национальности, обоснована важность учёта их психофизиологических и национальных особенностей при организации педагогического взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of Nomadic Preschool Education in Yamal: First Results and New Strategies

The article reveals the idea of designing a preschool education model for families leading a nomadic way of life. The relevance of the model is justified by the special status of the indigenous small-numbered peoples of the Far North in Russia, the importance of considering the psychophysiological and sociocultural features of their development, supporting the national opportunities and needs of children of the Nenets. The methodological bases for the study were the ideas of the humanitarian and subjective approaches; the concept of the cultural and historical development of the child's personality. System analysis was applied which included theoretical analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature on the research problem, the method of designing the Model. The obtained results of the research made it possible to create laws, regulations, and theoretical-methodological bases of the Model, to describe the modern portrait of a child of preschool age of the Nenets nationality, on its basis to determine main requirements for the design of the Preschool Education Program for the children of nomads. In the study, we made an attempt to design the content and ways of implementing the Preschool Education Program based on the capabilities and needs of children representatives of the Nenets nationality, substantiated the importance of considering their psychophysiological and national characteristics in the organization of pedagogical interaction.

Текст научной работы на тему «Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии»

http://www.uchzap.com ISSN 2542-0089 ISSN 2542-0070 (Online)

УДК 37.013.78

DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-13-23

Виктория Александровна Новицкая1,

кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48),

e-mail: novikaa75@mail.ru

Римма Иршатовна Яфизова2,

кандидат педагогических наук, ассистент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48),

e-mail: jafizova@rambler. ru

Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии

В статье раскрывается замысел проектирования модели дошкольного образования для семей, ведущих кочевой образ жизни. Актуальность модели обосновывается особым статусом коренных малочисленных народов Крайнего Севера в России, важностью учёта психофизиологических и социокультурных особенностей их развития, поддержки национальных возможностей и потребностей маленьких ненцев. Методологической основой исследования стали идеи гуманитарного и субъектного подходов, а также концепция культурно-исторического развития личности ребёнка. Был применён системный анализ, включающий теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, метод проектирования модели. Полученные результаты исследования позволили создать нормативно-правовые и теоретико-методологические основы модели, описать современный портрет ребёнка дошкольного возраста ненецкой национальности, на его основе определить ключевые требования к проектированию Программы дошкольного образования для детей кочевья. В исследовании впервые предпринята попытка проектирования содержания и способов реализации Программы дошкольного образования с учётом возможностей и потребностей детей - представителей ненецкой национальности, обоснована важность учёта их психофизиологических и национальных особенностей при организации педагогического взаимодействия.

Ключевые слова: портрет ребёнка кочевья, модель кочевого дошкольного образования, дошкольное образование детей ненецкой национальности, кочевой детский сад, социализация маленького ненца, двойная социализация детей - представителей малочисленных народов Крайнего Севера

Введение. Стратегические векторы развития дошкольного образования в Российской Федерации ориентированы на современного дошкольника, его успешную социализацию и индивидуализацию3.

Принцип ориентации на успешность и позитивность развития каждого малыша закреплён в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, а учёт его потребностей, возможностей и интересов становится ключевым условием обеспечения качества дошкольного образования.

Ключевое значение приобретает выделенное положение Стандарта для ребёнка с особыми образовательными потребностями, проживающего в специфичных условиях Крайнего Севера. В рамках разрабатываемой модели главным субъектом становится ребёнок - представитель ненецкой национальности, проживающий в условиях Кочевья.

Поддержка особого статуса такого ребёнка стала возможным благодаря модернизации дошкольного образования, ключевые идеи которой отражены в положениях

1 В. А. Новицкая - разработчик концептуальных основ модели современного образовательного пространства в условиях кочевья в Тазовском районе ЯНАО.

2 Р. И. Яфизова - разработчик содержательных и технологических основ модели современного образовательного пространства в условиях кочевья в Тазовском районе ЯНАО.

3 Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ № 1155 от 17.10.2013 г.

© Новицкая В. А., Яфизова Р. И., 2018 13

ФГОС ДО. В документе выделяется понятие «ребёнок с особыми образовательными потребностями», определяются социокультурные факторы, влияющие на жизнь и деятельность таких детей. В результате к данной категории могут относиться дети-мигранты, дети из неполных семей, дети, представляющие малые коренные народности, в том числе Крайнего Севера и т. п.

В настоящее время представлено большое количество исследований, посвя-щённых различным аспектам жизнедеятельности народов Крайнего Севера. Это связано с реализаций ряда федеральных документов, затрагивающих интересы и права коренных малочисленных народов, проживающих на территории РФ. Следует уточнить, что коренным малочисленным народом можно считать этническую общность, которая проживает на территории своих предков, ведущих самобытный уклад жизни, имеющих общие традиции.

Авторы модели обращают внимание на необходимость особого педагогического сопровождения детей, представляющих коренные народности, на важность их поддержки в рамках современного образовательного процесса, на обеспечение возможности с одной стороны получать качественное современное дошкольное образование в специфических условиях кочевья, а с другой - сохранить уникальность и самобытность условий своего развития и образования, ориентируясь на ценности и традиции сложившегося веками народного образования коренных ненцев.

Ключевой идеей модели становится так называемая «мягкая» (двойная) социализация маленького ненца, позволяющая обеспечить благоприятные и комфортные условия для получения качественного дошкольного образования.

Актуальность разработки модели организации дошкольного образования для малочисленных народов Крайнего Севера обусловлена:

- особенностями экономических, социальных, информационных, кросс-культурных процессов, происходящих в России и мире, которые находят отражение в соответствующих ценностно-целевых ориентирах современного образования (ориентация на развитие инициативной, самостоятельной, творческой, толерантной личности) и тенденциях его развития (гу-

манизация, гуманитаризация, субъектная направленность, деятельностный характер, многовариантность, непрерывность);

- особенностями модернизации системы дошкольного образования в России, наделением данной ступени общего образования особым государственным статусом. Это предопределяет необходимость обеспечения нового качества дошкольного образования, ориентированного на поддержку разнообразия детства, сохранения его уникальности и самоценности в условиях лич-ностно-развивающего и гуманистического взаимодействия взрослых и детей;

- изменениями требований к качеству профессиональной деятельности педагога дошкольного образования, связанными с необходимостью осуществлять психолого-педагогическую поддержку успешной социализации и индивидуализации детей раннего и дошкольного возраста в особых условиях жизнедеятельности, на основе и с учётом социальной и культурной (национальной) ситуации развития ребёнка, его анатомо-физиологических и биологических особенностей, спровоцированных особыми природными условиями проживания. В результате можно говорить, что нормативно-правовые документы определяют важность создания особых условий социализации и поддержания индивидуализации детей дошкольного и младшего школьного возраста коренных народов Крайнего Севера. Как показывают многолетние наблюдения, ребёнок кочевья нуждается в так называемой двойной социализации, предполагающей освоение ребёнком социального опыта жизнедеятельности в суровых условиях тундры, знакомство и активное освоение этнокультурных традиций своего народа в условиях кочевья, приобретение социального опыта жизнедеятельности в современной социокультурной среде, наращивание данного опыта при взаимодействии с взрослыми и сверстниками.

С целью создания уникального образовательного пространства развития и воспитания маленьких ненцев с сентября 2017 года реализуется инновационный проект, направленный на создание модели образовательного пространства для кочевых семей в Тазовском районе Ямало-Ненецкого автономного округа.

Методология и методы исследования. Концепция модели учитывает сложив-

шуюся практику работы с семьями ненцев -представителей малочисленных народов Крайнего Севера в Тазовском районе, вариативные способы организации дошкольного образования в соответствии с разнообразными возможностями и потребностями ненецкой семьи.

На территории Гыданской тундры Муниципального образования Тазовский район Ямало-Ненецкого автономного округа проживает 213 детей из числа коренных народов Севера в возрасте от 0 до 7 лет, из них 198 детей совместно с родителями ведут кочевой и полукочевой образ жизни. Этнические общности, из которых состоит коренное население Гыданской тундры, - это ненцы.

Основные виды деятельности тундровиков: оленеводство, охотопромысел и рыболовство. Дети до 6-7 лет живут с родителями в тундре, но при поступлении в школу резкий отрыв ребёнка от семьи, от привычного размеренного ритма жизни в тундре, переезд в общежитие школы-интерната влечёт за собой сильные психологические перегрузки и стресс, приводящие к зарождению комплексов, заниженной самооценке, к трудностям социальной адаптации к другим отрицательным последствиям.

Для того чтобы дети в условиях тундры могли получить первоначальные умения и навыки, познакомиться с правилами поведения в организованном детском коллективе, легче перенести адаптационный период при поступлении в образовательную организацию, социализироваться в обществе сверстников и взрослых, необходимо создать соответствующие условия.

В основе модели лежит организация дошкольного образования преимущественно через описание концепта работы кочевой группы кратковременного содержания для ненецких детей. Привлекательность такой формы обусловлена особым отношением к маленькому ребёнку, ценностью малыша для современной ненецкой семьи, приоритетностью семейного воспитания над интернатной моделью дошкольного образования для кочующих семей. Социологические опросы местного населения говорят о том, что 98 % ненцев, ведущих кочующий образ жизни, не готовы отдать детей дошкольного возраста в детский сад круглосуточного пребывания.

Идея кочевой группы предполагает её открытие на базе производственных по-

селений оленеводов, охотников и рыболовов - в факториях, родовых общинах, в крупных местах компактного проживания коренных малочисленных народов Севера.

Созданная модель кочевого дошкольного образования учитывает особенности административно-территориального устройства муниципалитета и позволяет разрешить ряд проблем в области дошкольного образования детей кочевья:

- проблему обеспечения равного доступа к получению бесплатного дошкольного образования детей из числа коренных малочисленных народов Севера, ведущих с родителями кочевой и полукочевой образ жизни;

- проблему отсутствия вариативных, адаптированных под потребности кочующих семей форматов предшкольного образования маленьких ненцев, позволяющих учитывать специфику развития детей кочевья и ориентированных на успешность социализации как ключевого результата дошкольного образования;

- проблему обострения потребности сохранить самобытность коренных малочисленных народов Севера на фоне существующей системы общего образования, базирующейся на интернатных моделях, «отрывающей» ребёнка от семьи, привычной бытовой обстановки, от родного языка, традиций и обычаев.

Цель исследования - теоретически обосновать и разработать модель кочевого дошкольного образования, обеспечивающую поддержку реализации вариативных форм дошкольного образования для населения, ведущего кочевой и полукочевой образ жизни.

Задачи исследования:

- осуществить нормативно-правовое и теоретическое обоснование созданной модели кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе;

- создать портрет ребёнка кочевья, описав наиболее характерные особенности развития, возможности и потребности маленького ненца с целью обеспечения наиболее благоприятных условий для его дальнейшего развития;

- описать условия, обеспечивающие успешную социальную адаптацию детей из числа коренных малочисленных народов к жизни в современном социуме, развитие социальной компетентности ребёнка, ока-

зание помощи в овладении навыками общения с другими детьми и взрослыми на основе возможностей, потребностей и особенностей воспитания и развития ребёнка кочевья, формирование у детей кочевья основ готовности к школьному обучению;

- разработать адаптированную образовательную программу для реализации в кочевой группе кратковременного пребывания, обеспечивающую сохранение и развитие языка, культуры, традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера, возрождение семейно-родовых традиций на основе этнокультурных традиций Севера;

- развивать партнёрские отношения с ненецкими семьями в вопросах воспитания и развития детей дошкольного возраста.

Научная новизна и теоретическая значимость разработанной модели заключается в том, что в ходе её реализации будут:

- изучены и обобщены портретные характеристики дошкольника кочевья, учёт которых позволит обеспечить адресность социально-педагогического и психологического сопровождения малыша в образовательном процессе группы, максимально учитывать его возможности и потребности при реализации программы дошкольного образования;

- определены социально-педагогические условия повышения качества кочевого дошкольного образования, заключающиеся в учёте традиционного уклада жизни, быта, труда и самобытной культуры народов Севера, в проектировании адекватной современной образовательной модели предоставления образования в условиях территориальной разобщённости северных территорий и в местах компактного проживания малочисленных народов Севера;

- методологически обоснованы особенности вариативной организации дошкольного образования в условиях кочевья;

- разработаны экспертные материалы, позволяющие осуществлять оценку качества организации дошкольного образования в условиях кочевья.

Практическая значимость модели заключается в разработке механизма организации вариативных форм предоставления дошкольного образования в условиях кочевья (описание специфики организации семейного дошкольного образования, создание кочевой группы кратковременного

пребывания, организация работы летнего детского сада); разработке локальных документов, регламентирующих реализацию выделенных форм дошкольного образования; создании программной документации, учитывающей возможности и потребности детей - представителей ненецкой национальности, образовательные задачи, содержание образовательной деятельности, подбор форм, методов и способов взаимодействия с детьми, ориентированных на успешную социализацию ребёнка, включение ребёнка кочевья в совместные коллективные события и мероприятия, что в дальнейшем позволяет обеспечить качественную подготовку ребёнка к школьному обучению, ведёт к социально-коммуникативной, мотивационной и психологической готовности, позволяет разработать методические документы, раскрывающие специфику организации образовательной деятельности педагога с детьми.

Результаты исследования и их обсуждение. В результате активной работы над созданием модели дошкольного образования в условиях кочевья удалось описать портретные характеристики маленького ненца, проживающего на территории Тазовского района ЯНАО.

Портретные характеристики ребёнка кочевья были получены в результате систематизации и обобщения современных исследований в области психологии, психофизиологии и социологии, а также на основании данных, полученных в ходе педагогического наблюдения за детьми, интервьюирования родителей - представителей ненецкой народности.

Удалось установить, что в отечественной психологии имеется незначительное количество работ, посвящённых вопросам психологического развития детей коренных малочисленных народов Севера.

Исследования учёных свидетельствуют о том, что дети кочевья демонстрируют отличные от своих сверстников показатели развития, испытывают сложности при включении в традиционный образовательных процесс, показывают более медленные темпы освоения образовательной программы. Вместе с тем по успешности создания зрительных образов и оперирования им не уступают, а напротив, превосходят других детей.

Исследования Т. М. Бостанжиевой, О. В. Ли-шина [5, с. 73] показали, что к детям ко-

ренной национальности требуется персонифицированный подход при организации образовательного процесса. Например, при выборе доминирующей стратегии мыслительно-познавательной деятельности ребёнка, при организации деятельности, направленной на социально-коммуникативное развитие. Авторы подчёркивают, что тысячелетний опыт в суровых условиях тундры привёл к формированию уникальной, устоявшейся веками, естественной, природосообразной психологии восприятия внешнего мира, которая базируется на специфическом жизненном укладе ненцев. Ребёнок дошкольного возраста погружён в традиционный национальный образ жизни, что не может не сказаться на формировании его сознания и психики.

Условия Крайнего Севера значительно влияют на психологическое и социальное развитие детей. К сожалению, позитивное восприятие Севера в виде особой природы, размеренного ритма жизни сопровождается и рядом негативных факторов.

Так, дети развиваются в жёстких природно-климатических условиях. Для данного региона характерны: резкие перепады атмосферного давления, высокая влажность воздуха и частые и сильные ветра, непривычно длительное протекание зимы, нередко дождливое и короткое лето, нарушения привычного ритма смены дня и ночи (что приводит к световому голоданию), необходимость находиться длительное время на искусственном освещении, особый рацион питания, богатый белковой пищей, но очень скудный по разнообразию, часто малоподвижный образ жизни, связанный со спецификой жизни и деятельности ненцев, необходимостью сохранения энергии в зимнее время года (более 6 месяцев в году).

Уклад жизни ненецкой семьи показывает, что чаще каслание (кочевание семьи) происходит изолированно друг от друга, в стойбище могут одновременно находиться до 5-6 детей. Это связано с традицией многодетности ненецкой семьи. За дошкольниками, как правило, присматривают или старшие члены семьи: бабушки и дедушки, которые в силу возраста уже не могут активно включаться в решение бытовых нужд ненецкой семьи, либо старшие дети в возрасте до 12-14 лет. Далее дети наравне с взрослыми занимаются ведением хозяйства, оленеводством, рыболовством, охотой.

Наблюдение за маленькими ненцами позволяет говорить, что их поведение значительно отличается от поведения других детей. В их действиях больше рациональности, размеренности, прежде чем совершить поступок, маленький ненец привык думать и размышлять. Эти дети обладают взрослой серьёзностью, мало улыбаются и смеются. Вполне вероятно, что такое эмоциональное спокойствие обусловлено спецификой взаимодействия с взрослыми, которые много времени проводят за решением бытовых задач и редко включаются в продуктивное общение с ребёнком. Следует отметить, что развитие активного словаря ребёнка, следовательно, и его речевая активность, практически не стимулируются.

С ребёнком мало разговаривают, однако достаточно эффективно применяют невербальные средства общения: жесты, мимику. Для ненцев речевое и умственное развитие ребёнка не является индикатором качества, успешности его общего развития.

Однозначно можно утверждать, что социальная ситуация развития маленького ненца, его детство имеют специфические особенности и влияет на его развитие. Всё, что ребёнок узнаёт об окружающем мире, основывается на представлениях значимых взрослых, которые окружают малыша. В исследованиях Е. Г. Сусой и В. Н. Няруй очень подробно представлены национальные факторы, влияющие на развитие маленького ненца. В первую очередь авторы подчёркивают особый биологический ритм жизни ненца, замедленность биологических процессов организма, что связано с природно-климатическим циклом смены сезонов, длительностью и интенсивностью их протекания. Эта особенность влияет на интенсивность развития ребёнка, замедляет основные эффекты данного процесса. Неспешность протекания биологических и психологических процессов приводит к возможности сохранить естественный баланс жизни в суровых условиях Тундры. Поэтому активное включение дошкольника в систему дошкольного образования, переизбыток информации, интенсивность образовательной деятельности с одной стороны может привести к психологическому и биологическому стрессу организма, с другой - неподготовленного к общению с таким ребёнком педагога приводит к выводу о задержке его развития и необоснованным выводам о его возможностях.

Раскрывая портрет маленького ненца, важно обратить внимание на вполне разумное смещение направлений его развития. Так, у детей к 5-6 годам на высоком уровне сформированы умения пространственной ориентации, эти умения жизненно необходимы, так как природные особенности тундры иногда не позволяют достоверно понять пространственное расположение: отсутствие высокой растительности, гладкий ландшафт, его однообразие делают ориентацию в пространстве очень затруднительной. Поэтому в национальной педагогике решению данной задачи уделяется особое внимание. Вместе с тем для обычного дошкольника данная задача не считается жизненно важной и с позиции общепринятых нормативов не является показателем развития.

У коренного населения преобладает третья группа крови, представители которой наделены высокими адаптационными возможностями, а значит, генетически настроены на жизнедеятельность в суровом климате тундры и осуществление кочевого образа жизни. Вместе с тем неблагоприятные геоклиматические условия: длительность зимнего периода (до 8 месяцев), протяжённость полярной ночи, сильные ветры, малая доля солнечного дня - способствуют изменению биологических ритмов и приводят к появлению особых замедленных темпов развития. В результате показатели развития маленького ненца значительно отличаются от нормативных индикаторов. Согласно данным, приведённым в работах С. А. Токарева, развитие психофизиологических функций у детей, проживающих на Севере, идёт медленнее в среднем на 2-2,5 года.

В работе Е. П. Киреевой подчёркивается, что региональные особенности населённых пунктов Крайнего Севера со свойственной им узостью социальных контактов, особым культурным уровнем накладывают отпечаток на процесс социализации детей, замедляя его [4, с. 87].

Следует обратить внимание педагогов, что вполне закономерно для развития маленьких ненцев не уделять внимание развитию речи, в национальной ненецкой педагогике слово не выступает в качестве основного средства решения познавательных задач, а значит, дети объективно демонстрируют невысокие по принятой общерос-

сийской норме показатели познавательной деятельности, словесной регуляции, речевого планирования. Таким образом, темп освоения Программы маленькими ненцами будет несколько занижен, и многие дети достигают необходимого для решения задач и освоения программы уровня познавательной деятельности только к концу начальной школы.

Такая искусственная перестройка процессов развития и воспитания детей ненецкой национальности может привести к стрессам, перенапряжению, снижению уровня развития, ставит под угрозу возможность дальнейшей жизни в условиях тундры.

Приоритетными особенностями маленьких ненцев становится специфика их здоровья [8; 9]. Мы можем выделить ряд исследований (Н. Г. Беляков, Н. А. Паши-на, Л. И. Абрютина, С. П. Осипова и др.), где подробно изучены основные компоненты здоровья коренного населения Крайнего Севера. Среди выделенных показателей важно остановиться на некоторых особенностях. Для детей характерен высокий уровень физического развития детей до поступления в школу и его интенсивное снижение в процессе школьного обучения. Среди возможных причин исследователи выделяют тот факт, что большинство малышей дошкольного возраста не посещают дошкольные учреждения и до 7-8 лет ведут кочевой образ жизни. Обязательность общего образования для коренных народностей предполагает поступление ребёнка в школу интернатного типа и проживание целый учебный год отдельно от семьи. В интернате ребёнок вынужден перейти на «чуждый» организму тип питания: с естественного для ненцев белково-липидного (преобладание в рационе свежей рыбы, мяса, ягод) на белково-углеводный, как следствие, происходит нарушение иммунной системы, провокация инфекционных заболеваний, снижение защитных сил организма.

Маленькие ненцы обладают острым зрением, хорошим обонянием и слухом, демонстрируют ловкость и быстроту реакции. Эти данные обусловлены кочевым образом жизни, тесной связью с природой, необходимостью выживать в сложных климатических условиях. Однако проникновение современной цивилизации в быт ненцев притупляет эти важные и исторически сло-

жившиеся психологические особенности, а значит, ставит под угрозу безопасность жизнедеятельности в условиях тундры.

Таким образом, можно констатировать, что качество физического развития маленького ненца может быть обеспечено благодаря ориентации на исторически сложившуюся специфику его здоровья и адаптации содержания и технологий взаимодействия с ребёнком в соответствии с выделенными особенностями, а также ориентацией в содержании образования на элементы ненецкой народной педагогики.

При создании модели необходимо учитывать и социокультурное своеобразие жизнедеятельности ненцев, опыт семейного и народного воспитания, традиции и обычаи, которые характерны для данной народности.

Нас интересовали исследования, которые посвящены описанию воспитательных практик и раскрывают приоритетные цели образования детей.

Следует отметить, что ненцы имеют богатую и уникальную практику семейного воспитания, направленную на сохранение традиций и обычаев своего народа. В первую очередь воспитание ответственности и взаимоуважения к другим членам семьи, доброта к окружающим, бережное отношение к природе, сила слова и дела. Воспитательный процесс органично вплетается в бытовые взаимоотношения членов семьи, все требования, предъявляемые к детям, должны неукоснительно выполняться взрослыми, поведение родителей и старших членов семьи остаётся образцом для подражания. Всё обучение строится на практических примерах, где ребёнок сначала учится наблюдать за действием, потом выполнять при помощи взрослого и только на третьем этапе ребёнку разрешается воспроизвести действие самостоятельно. Во многом это продиктовано созданием условий для безопасности каждого ребёнка. В процессе взаимодействия с малышом не приветствуется излишняя эмоциональность. Для ненцев характерна немногословность, осмотрительность и осторожность при выполнении деятельности. Чёткое распределение обязанностей между мужчинами и женщинами и раннее включение детей в бытовой труд позволили создать уникальное детско-взрослое сообщество, где каждый точно знает круг своих обязанностей и умело их выполняет.

Интересно, что для ненцев не характерно опекать ребёнка, несмотря на низко выраженные вербальные реакции, поэтому удобным и результативным стилем общения детей и родителей становится сотрудничество.

Ключевым компонентом модели является разработка образовательной программы дошкольного образования «Детство Ямала», предопределяющая единство образовательного результата с условием перехода на следующую образовательную ступень. Это составляющая технологии сопровождения успешной двойной социализации ребёнка в контексте деятельност-ного и событийного подхода, основанного на этнокультурных практиках. Программа рассчитана на первичную социализацию тундрового ребёнка-дошкольника с созданием специфического образовательного пространства, в котором будут учитываться особые положения:

- о существовании уникальной этно-среды, максимально приближенной к условиям адаптации (в условиях фактории; кочевых групп);

- о ценностном отношении к ребёнку -традиционном для кочевого народа, которое специфично у коренного населения и не совпадает с современными тенденции цивилизованного социума;

- о развитии ребёнка как субъекта деятельности;

- о феноменологии современного ребёнка кочевья;

- о целостном развитии ребёнка в непрерывном образовательном процессе;

- о педагогическом сопровождении ребёнка и семьи как совокупности условий, развивающих образовательных ситуаций;

- о построении деятельности на основе со-бытийного подхода с актуализацией со-деятельности взрослых и детей, детей между собой разного возраста, в оболочке значимых событий для конкретной народности;

- об использовании культурных практик в образовательном процессе и организации самостоятельной деятельности детей, как наиболее близких и органичных для самобытности и сохранения национальных традиций.

Программа «Детство Ямала»:

- включает мониторинг, в основу которого ложатся современные подходы изуче-

ния ребёнка как субъекта деятельности, условий его развития, воспитания и образования; обязательно диагностику, специально адаптированную под специфику развития ребёнка Крайнего Севера;

- соответствует ФГОС ДО и требованиям к структуре образовательной программы дошкольного образования;

- содержит методический шлейф, по форме удобный для использования в условиях тундры и кочевого образа жизни, в том числе перевод в электронный ресурс; рабочие тетради для образования дошкольников, в том числе соответствующие методические материалы для педагогов и родителей;

- обеспечивает планирование организации образовательного процесса образовательных групп по примерной основной образовательной программе;

- включает описание-портрет тундрового ребёнка с его специфическими особенностями (физиологическое развитие, особенности здоровья, психофизиологическое, психоэмоциональное, социальное);

- контролируется центром поддержки семейного образования (мониторинг семьи: происхождение, состав, численное количество, образование и профессиональная занятость, знание языка государственного, родного, иного и иностранного; ожидания семьи от образования ребёнка; мотиваци-онная готовность организовывать образование своего ребёнка и оказывать адекватную ему помощь в процессе);

- организует РППС (в групповых комнатах обязательно должен стоять чум, не в качестве этнографической ценности, а для игры, ровно так, как обустроена игровая домами для игры в дочки-матери);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- обеспечивает логосопровождение (звуковая культура речи; упражнения на артикуляцию и т. д.).

Программа охватывает следующие этапы детства ребёнка:

1. Раннедошкольный этап (2-5 лет).

2. Предшкольный (6-8 лет).

3. Образование родителей, осуществляющих функцию сопровождения в развитии и образовании собственных детей.

4. Программу повышения квалификации педагогов и воспитателей как членов семьи воспитанников.

Программа «Детство Ямала» рассчитана на учебный год (36 недель), на основе

4 сезонов, как интеграции пяти предметных областей. Основная идея Программы в том, чтобы знания детей формировать не на известном и близком с точки зрения быта и природной данности содержании и материале, а расширять представления, знакомить с окружающим миром на новом содержании, незнакомом и чуждом для кочующего ребёнка.

При проектировании программы учитывалось: специфика флоры и фауны и их зависимость от тундры; ОБЖ; национальные и традиционные праздники, а также соотношение детей, уезжающих учиться на Большую землю и возвращающихся жить и работать в тундру; даты календаря кочевья; маршруты каслания.

Ведущим целевым компонентом программы стало образование и сопровождение следующих групп потенциальных воспитанников и участников образовательного процесса:

1. Годичные группы (9 месяцев) разновозрастные, кочующие воспитатели вместе с коренным населением.

2. Сезонные группы в факториях, т. е. группы кратковременного пребывания пред-школьной ступени в летнее время (в зависимости от территории и природного календаря это в среднем 8-10 недель).

3. Детский сад в факториях - полукочевой - группы кратковременного пребывания до 5 присутственных часов.

4. Группы в детских садах посёлков (5-7 лет).

5. Тьютеры (ученицы 8-11-х классов из числа коренного населения, педагогически ориентированные), для них: навигатор по наблюдению за ребёнком, оценки результативности совместной деятельности - наблюдение за развитием ребёнка и себя в деятельности; программа сопровождения (пошаговый алгоритм); дидактический кейс для старшеклассниц.

6. Курс дистанционного образования.

7. Курс повышение квалификации уже работающих педагогов в условиях кочевья.

Логика построения образовательного материала выстроена в соответствии с тематическим содержанием, которое предопределяет конкретный образовательный продукт как реальный образовательный результат в определённой образовательной области. Образовательный результат прописывается отдельно обязательно через

портрет ребёнка на пороге школы (Какой он должен быть?). Достижение образовательного результата происходит с учётом базового принципа культуросообразности, с опорой на классические и современные традиции коренных ненцев.

Фактурой Программы становятся национальные подвижные игры и спортивные игры; элементы спортивных праздников; содержание сюжетно-ролевых игр (быт в чуме; охота; каслание оленей); ритмические движения (танцы); национальные музыкальные инструменты (звукоиздающие); песнопения (духовные); устное народное творчество (сказки, национальные загадки); колыбельные песни; художественно-эстетическое развитие через освоение промыслов, изготовление одежды и кукол; традиции в воспитании по возрасту (особенности общения с ребёнком от нуля до года; включение его в жизнедеятельность семьи до двух лет, что он должен и что может делать от трёх до семи; чему должен соответствовать).

Выводы. Полученные данные о специфике развития ребёнка ненецкой национальности позволяет авторам модели дошкольного образования в условиях кочевья приступить к реализации задачи по разра-

ботке адаптивной программы дошкольного образования, содержание которой будет выстроено с ориентацией на возможности, потребности и ожидания маленьких ненцев. Особая программа для особого ребёнка обеспечит максимальную содержательную доступность дошкольного образования для семей, ведущих кочевой образ жизни, позволит создать условия для восстановления и сохранения традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера, приобщения детей к национальной культуре, родному языку, традициям и обычаям, защите исконной среды обитания.

В дальнейшем итоговые результаты реализации модели, методические продукты, созданные в результате её проектирования и апробации, могут быть использованы в муниципалитетах с похожими территориальными особенностями для организации кочевого дошкольного образования, педагогами для реализации педагогического взаимодействия с дошкольниками - представителями малочисленных народов Крайнего Севера, родителями в процессе организации дошкольного образования в форме семейного общения, узкими специалистами образовательных организаций.

Список литературы

1. Абрютина Л. И. Коренные малочисленные народы Севера России: проблемы здоровья // Международный полярный год: достижения и перспективы развития циркумполярной медицины: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. III Междунар. полярному году. Архангельск, 2009. С. 17-20.

2. Беляков Н. Г. Социально-медицинские аспекты здоровья детей и подростков на Крайнем Севере России (по материалам Ненецкого автономного округа): дис. ... канд. мед. наук: 14.00.52. Архангельск, 2005. 192 с.

3. Инденбаум Е. И. Особенности психического развития детей на Севере в норме и при отклонениях // Дефектология. 2004. № 1. С. 35-42.

4. Киреева Е. П. Особенности эмоционально-личностного развития младших школьников, проживающих на Крайнем Севере [Электронный ресурс] // Концепт: науч.-метод. электрон. журн. 2016. Т. 15. Режим доступа: http://www.e-koncept.ru/2016/96357.htm (дата обращения: 29.04.2018).

5. Лишин О. В. Особенности личностного самоопределения ненецких детей в условиях школы-интерната // Вопросы психологии. 1990. № 2. С. 70-77.

6. Мартынова Е. П., Новикова Н. Н. Тазовские ненцы в условиях нефтегазового освоения: Этнологическая экспертиза 2011 года. М.: А. Г. Яковлев, 2011. 132 с.

7. Нерадовский В. Х. О природосообразном обучении детей Севера // Народное образование. 2000. № 3. С. 190-197.

8. Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Проектирование региональных моделей дошкольного образования // Дошкольное образование в современном изменяющемся мире: теория и практика: IV Междунар. науч.-практ. конф. Чита: ЗабГУ, 2016. С. 140-146.

9. Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Модель организации дошкольного образования для малочисленных народов Крайнего Севера // Современное дошкольное образование: новые форматы модернизации: материалы междунар. науч.-практ. конф. (дек. 2015 г.). СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. С. 130-137.

10. Осипова Л. П., Аскенович Т. И., Колпаков В. Г. Попытка психометрического исследования в популяциях ненцев, селькупов и кетов в сравнении с русскими // Популяционно-генетическое изучение северных народностей: сб. ст. Новосибирск: ИЦИГ, 1992. С. 88-102.

11. Пашина Н. А. Физиологические особенности иммунного статуса коренного (малочисленного) населения Ямало-Ненецкого автономного округа: дис. ... канд. биол. наук: 03.00.13. Надым, 2009. 116 с.

12. Российская Арктика: коренные народы и промышленное освоение / В. А. Тишков [и др.]. М.: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН; СПб.: Нестор-История, 2016. 272 с.

Статья поступила в редакцию 30.04.2018; принята к публикации 20.05.2018

Библиографическое описание статьи

Новицкая В. А., Яфизова Р. И. Модель кочевого дошкольного образования на ЯМАЛе: первые итоги и новые стратегии // Учёные записки ЗабГУ Сер. Педагогические науки. 2018. Т. 13, № 3. С. 13-23. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-13-23.

Victoria A. Novitskaya1,

Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: novikaa75@mail.ru

Rimma I. Yafizova2,

Candidate of Pedagogy, Assistant Lecturer, Herzen State Pedagogical University of Russia (48 Moyka st., Saint Petersburg, 191186, Russia), e-mail: jafizova@rambler.ru

Model of Nomadic Preschool Education in Yamal: First Results and New Strategies

The article reveals the idea of designing a preschool education model for families leading a nomadic way of life. The relevance of the model is justified by the special status of the indigenous small-numbered peoples of the Far North in Russia, the importance of considering the psychophysiological and sociocultural features of their development, supporting the national opportunities and needs of children of the Nenets. The methodological bases for the study were the ideas of the humanitarian and subjective approaches; the concept of the cultural and historical development of the child's personality. System analysis was applied which included theoretical analysis of philosophical and psychological-pedagogical literature on the research problem, the method of designing the Model. The obtained results of the research made it possible to create laws, regulations, and theoretical-methodological bases of the Model, to describe the modern portrait of a child of preschool age of the Nenets nationality, on its basis to determine main requirements for the design of the Preschool Education Program for the children of nomads. In the study, we made an attempt to design the content and ways of implementing the Preschool Education Program based on the capabilities and needs of children - representatives of the Nenets nationality, substantiated the importance of considering their psychophysiological and national characteristics in the organization of pedagogical interaction.

Keywords: portrait of the child of nomadic, model of nomadic preschool education, preschool education of children of Nenets nationality, nomadic kindergarten, socialization of children of the Nenets, double socialization of children - representatives of the small peoples of the Far North

References

1. Abryutina L. I. Korennye malochislennye narody Severa Rossii: problemy zdorov'ya // Mezhdunarod-nyj polyarnyj god: dostizheniya i perspektivy razvitiya cirkumpolyarnoj mediciny: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. s mezhdunar. uchastiem, posvyashch. III Mezhdunar. polyarnomu godu. Arhangel'sk, 2009. S. 17-20.

1 V. A. Novitskaya: the developer of the conceptual foundations of the model of the modern educational space in nomadic conditions in the Tazovsky district of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug.

2 R. I. Yafizova: the developer of the substantive and technological foundations of the model of the modern educational space in nomadic conditions in the Tazovsky district of the Yamal-Nenets Autonomous Okrug.

2. Belyakov N. G. Social'no-medicinskie aspekty zdorov'ya detej i podrostkov na Krajnem Severe Ros-sii (po materialam Neneckogo avtonomnogo okruga): dis. ... kand. med. nauk: 14.00.52. Arhangel'sk, 2005. 192 s.

3. Indenbaum E. I. Osobennosti psihicheskogo razvitiya detej na Severe v norme i pri otkloneniyah // Defektologiya. 2004. № 1. S. 35-42.

4. Kireeva E. P. Osobennosti ehmocional'no-lichnostnogo razvitiya mladshih shkol'nikov, prozhivay-ushchih na Krajnem Severe [Ehlektronnyj resurs] // Koncept: nauch.-metod. ehlektron. zhurn. 2016. T. 15. Rezhim dostupa: http://www.e-koncept.ru/2016/96357.htm (data obrashcheniya: 29.04.2018).

5. Lishin O. V. Osobennosti lichnostnogo samoopredeleniya neneckih detej v usloviyah shkoly-interna-ta // Voprosy psihologii. 1990. № 2. S. 70-77.

6. Martynova E. P., Novikova N. N. Tazovskie nency v usloviyah neftegazovogo osvoeniya: Ehtnolog-icheskaya ehkspertiza 2011 goda. M.: A. G. Yakovlev, 2011. 132 s.

7. Neradovskij V. H. O prirodosoobraznom obuchenii detej Severa // Narodnoe obrazovanie. 2000. № 3. S. 190-197.

8. Novickaya V. A., Yafizova R. I. Proektirovanie regional'nyh modelej doshkol'nogo obrazovaniya // Doshkol'noe obrazovanie v sovremennom izmenyayushchemsya mire: teoriya i praktika: IV Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. CHita: ZabGU, 2016. S. 140-146.

9. Novickaya V. A., Yafizova R. I. Model' organizacii doshkol'nogo obrazovaniya dlya malochislennyh narodov Krajnego Severa // Sovremennoe doshkol'noe obrazovanie: novye formaty modernizacii: materialy mezhdunar. nauch.-prakt. konf. (dek. 2015 g.). SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gercena, 2015. S.130-137.

10. Osipova L. P., Askenovich T. I., Kolpakov V. G. Popytka psihometricheskogo issledovaniya v populy-aciyah nencev, sel'kupov i ketov v sravnenii s russkimi // Populyacionno-geneticheskoe izuchenie severnyh narodnostej: sb. st. Novosibirsk: ICIG, 1992. S. 88-102.

11. Pashina N. A. Fiziologicheskie osobennosti immunnogo statusa korennogo (malochislennogo) naseleniya yamalo-neneckogo avtonomnogo okruga: dis. ... kand. biol. nauk: 03.00.13. Nadym, 2009. 116 s.

12. Rossijskaya Arktika: korennye narody i promyshlennoe osvoenie / V. A. Tishkov [i dr.]. M.: In-t eht-nologii i antropologii im. N. N. Mikluho-Maklaya RAN; SPb.: Nestor-Istoriya, 2016. 272 s.

Received: April 30, 2018; accepted for publication May 20, 2018

Reference to the article

Novitskaya V. A., Yafizova R. I. Model of Nomadic Preschool Education in Yamal: First Results and New Strategies // Scholarly Notes of Transbaikal State University. Series Pedagogical Sciences. 2018. Vol. 13, No. 3. PP. 13-23. DOI: 10.21209/2542-0089-2018-13-3-13-23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.