Научная статья на тему 'Методические приемы формирования этнической идентичности в школе-интернате на Крайнем Севере'

Методические приемы формирования этнической идентичности в школе-интернате на Крайнем Севере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зимин А. В., Зимина Н. С.

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в общеобразовательных школах-интернатах на Крайнем Севере в условиях введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Предлагаются приемы организации мероприятий разного формата, основанные на теоретических разработках и опыте работы учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методические приемы формирования этнической идентичности в школе-интернате на Крайнем Севере»

давая картины из пластилина с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или размазывая их по поверхности основы, тем самым получая сюжет, дети воображали, как они будут украшать групповую комнату картинами изготовленными ими.

Создание предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении показало, что условия для освоения детьми нетрадиционных художественных техник в продуктивных видах деятельности созданы. В групповом помещении создана специально оборудованная и эстетично оформленная зона для продуктивной детской деятельности, что способствует формированию у детей устойчивого интереса к данному виду деятельности. Художественные материалы и необходимое оборудование, используемое в продуктивной деятельности, соответствует возрастным возможностям детей и располагается на стеллажах - ярко оформленных, доступных детям. Специальная полка отведена под разнообразный природный материал. В ярких разноцветных коробочках хранится различная крупа, палочки для коктейля, пуговицы, бусины и т.п. Групповые помещения оформлены детскими фото и лепными работами в различных нетрадиционных техниках, оборудованы специальные стенды (выставочные) и полка для хранения продуктов самостоятельной детской продуктивной деятельности.

Список литературы:

1. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М., 2004. - 128 с.

2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: метод. пособие для воспитателей и педагогов. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008. - 160 с.

3. Лыкова И.А. Нетрадиционные художественные техники в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2009. - 112 с.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ НА КРАЙНЕМ СЕВЕРЕ

© Зимин А.В.*, Зимина Н.С.*

Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д.И. Менделеева, г. Тобольск Сеяхинская школа-интернат, ЯНАО, с. Сеяха

В статье рассматриваются вопросы формирования этнической идентичности учащихся из числа коренных малочисленных народов Севера в

* Аспирант ТГСПА им. Д.И. Менделеева.

* Учитель МБОШ-И «Сеяхинская школа-интернат».

общеобразовательных школах-интернатах на Крайнем Севере в условиях введения федеральных образовательных стандартов второго поколения. Предлагаются приемы организации мероприятий разного формата, основанные на теоретических разработках и опыте работы учителя.

Человечество - это народы. Количество людей в мире давно и скрупулезно подсчитано, а количество народов, живущих на планете, пока не поддается точному исчислению. Поэтому особенно важным представляется заботиться о каждом народе, его уникальности, сохраняющейся в каждом его представителе. К этому призывают основные документы - Конституция, закон об образовании и т.д. Это утверждают стандарты начального общего образования (ФГОСНОО-2), примерные программы образования, воспитания и социализации обучающихся. В базовом учебном плане выделяется время для внеурочной деятельности по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и др.

Задачей школы в настоящее время и на ближайшее будущее является «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации» [8, п. 1-6]. Содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются ценности, хранимые в религиозных, этнических, культурных, семейных, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению.

Вопрос о том, что понимается под этнической идентичностью, дискутируем в научной среде. В этнографической науке выделяется несколько основных подходов к понятию «этнос» и способам его формирования и развития.

1. примордиалистский подход (Ю.В. Бромлей): «этнос (народ) - это особый вид социальной группировки, возникающий не по воле людей, а в результате естественно-исторического процесса» [18, с. 5].

2. конструктивистское направление (В.А. Тишков): «Этот предлагаемый мной подход позволяет рассматривать не человека в этничности (на отечественном научном жаргоне «этнофора»), а этничность в человеке, что приближает к более чувствительному и адекватному восприятию «реальности» и к более конструктивному воздействию на этничность в смысле общественного управления» [16, с. 233]. Другими словами, этничность и нации, как и многие другие формы социальной реальности, воспринимаемые большинством людей как внешняя данность, на самом деле сконструированы отдельными людьми, элитами, реализующими свои политические цели.

3. инструменталистский подход (Л.М. Дробижева) не рассматривают этнос как предмет изучения, а видят в нем инструмент для преодоления отчуждения и восстановления этнического равноправия, формирования и развития культуры [12, с. 96-98].

4. Согласно Л.Н. Гумилеву, автору пассионарной теории этногенеза, продолжившему идеи С.М. Широкогорова, «этнос - не зоологиче-

ская популяция, а системное явление, свойственное только человеку и проявляющее себя через социальные формы, в каждом случае оригинальные» [3, с. 229].

Как отмечает Г.У Солдатова, «Культурно и этнически детерминированный мир является основой социализации каждого индивида. Этничность -это неотъемлемая часть общей социальной идентичности человека, формирование и функционирование которой подчиняется общим определенным социально-психологическим закономерностям» [15, с. 64]. Отсюда, по определению Е.П. Белинской и Т.Г. Стефаненко, «этническая идентичность -составная часть социальной идентичности личности, психологическая категория, которая относится к осознанию своей принадлежности к определенной этнической общности» [1, с. 75]. При этом, авторы считают необходимым отличать этничность (социологическая категория принадлежности индивида к определенному этносу на основании ряда признаков - этнической принадлежности родителей, места рождения, языка, культуры), а также декларируемую этничность (причисление себя к этнической общности).

Проблема социализации воспитанников школ-интернатов Крайнего Севера сегодня особо актуальна и обусловлена следующими причинами. Воспитанники школ-интернатов ограниченные в общении со своей семьей ввиду удаленности и труднодоступности проживания их родителей от места нахождения школы-интерната, попадают в чужую языковую среду. Поэтому особенно важной является проблема выбора и применения методических средств и дидактических материалов для облегчения адаптации воспитанников к новым условиям.

В своем исследовании мы рассматриваем социализацию как процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе [19, с. 686].

В настоящей статье мы рассмотрим методы и приемы формирования этнической идентичности младших школьников в условиях пребывания в общеобразовательных школах-интернатах на Крайнем Севере. Нами предпринята попытка изучить, систематизировать и на конкретных примерах показать методы и приемы формирования этнической идентичности коренного малочисленного народа Севера - ненцев - через организацию учителем начальной школы работы по физическому развитию учащихся, изучение народных традиций в рукоделии и формирование знаний о природе родного края.

Выделяемое базовым учебным планом начального общего образования время в части, формируемой участниками образовательного процесса, целенаправленно используется по этим направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное и т.д.). Однако, предлагаемые нами приемы можно использовать не только во время специально организованных занятий, но и в играх во время перемены, на уроке в форме физминутки.

Вопросы традиционного физического воспитания достаточно хорошо изучены в научной среде. Им посвящены монографии В.И. Прокопенко [9-11 и др.], диссертации [4, 5, 13 и др.], методические пособия и разработки [2, 7]. Формированию этнической идентичности средствами традиционного физического воспитания способствуют условия проживания воспитанников из числа коренных малочисленных народов Севера в школах-интернатах (длительное педагогическое общение, формирование однородных групп воспитанников, организованных по семейному или возрастному признаку, наличие времени и средств для организации мероприятий).

Образ физически развитого, обладающего развитыми умениями и навыками жителя тундры сформировался веками в устном народном творчестве, передающемся из поколения в поколение. Образ смелого, сильного и ловкого охотника и рыболова, оленевода предстает перед нами в ненецких сказках («Побежденный кит», «Как Вылка на море ездил» и др.) [14]. С самого раннего детства ребенок учился на примерах богатырей промысловиков, которые на промысле побеждают без оружия опасного зверя - моржа, медведя, кита. Ненцы, как и другие народы Севера, выработали комплексы упражнений для развития физического здоровья в экстремальных условиях Севера.

Часть этих комплексов, упражнений зафиксирована собирателями народных традиций, часть так и остается в устном предании. Учитель физического воспитания Тазовской школы-интерната (ЯНАО) П.Н. Богун опубликовал свои наблюдения и рассказы детей - воспитанников школы-интерната [2]. Некоторые упражнения можно использовать во время школьной перемены, урочной физминутки. Например, инсценировать загадку про цаплю: один ученик (заранее подготовленный учителем) у доски демонстрирует пантомиму - фигуру цапли, дети повторяют эту фигуру, учитель загадывает загадку:

На одной ноге стоит, В воду пристально глядит. Тычет клювом наугад, Ищет в речке лягушат [2, с. 37].

Во время перемены учителем, или физоргом может быть организованы игры «Ловля оленей» [2, с. 26], «Караульщик (пастух)» [7, с. 36-37]. Эти и другие игры развивают координацию движений, выносливость, силу, ловкость, воспитывают взаимопомощь. В тундре всегда трудно пройти от одного места к другому по прямой. Приходится перескакивать с кочки на кочку. В программу северного национального многоборья входит национальный тройной прыжок. Игры «Ручьи» и «Через кочки» [7, с. 49-50; 50-51] помогут развивать полезные качества - ловкость, силу, глазомер.

Спортивные игры, организованные на перемене, после уроков во время организации спортивно-оздоровительных мероприятий, упражнения для физминуток на уроке повышают интерес к культуре и традициям своего народа.

Трудовые навыки в сочетании с изучением традиций национальных ремесел можно формировать на занятиях как во внеурочное время, так и планируя учителем свою деятельность на уроках. Эти занятия можно организовать в рамках проектной деятельности.

Всем известно, насколько умелые рукодельницы ненецкие женщины. В этом может убедиться любой, видевший ненцев в их национальной одежде. Это и вышивка, и плетение бисером, и создание орнаментов из шкур. Ненецкие узоры имеют свои особенности, их легко узнать среди любых узоров и орнаментов разных народов. Они имеют свою особую красоту.

Один из примеров формирования трудовых навыков с изучением традиций национальных ремесел был реализован учителем Н.С. Зиминой на уроках технологии. Так, на уроке, посвященной вышивке «крестом» по традициям русских украшений на полотенцах, дети придумали, как совместить традиционную технику в приложении ненецкому национальному узору. В результате такой синтетической деятельности по изучению традиций двух разных культур, дети познакомились не только с тем, что было запланировано на уроках, но и создали новый продукт - вышивки на вафельном полотенце традиционным русским швом «крестом» ненецкого орнамента.

Рис. 1. Вышивка крестом ненецкого национального узора на вафельном полотенце

Работа над этим проектом заинтересовала детей. Этому способствовало желание овладеть новой вышивкой и стремление приблизить технику русского шва «крестом» к ненецкой национальной традиции. Дети знакомились с русскими традициями украшения вещей, нашли в литературе [6, 17] подтверждение своим мыслям о том, что ненецкий орнамент имеет свои выра-

зительные особенности и отличается прекрасной геометрией. Они обращались с просьбой о помощи в поиске информации к учителям, воспитателям и работникам школы-интерната, нам никто не отказывал, все старались уточнить наши знания и задумки.

Такая же идея может быть реализована в традиционном ненецком рукоделии - бисероплетении.

Реализуемая в Ямало-Ненецком автономном округе программа «Этно-календарь» во многом преследует цели формирования этнической идентичности через организацию системы мероприятий во внеурочное время. В качестве практической реализации мероприятий по этой программе нами было разработано внеклассное мероприятие «День воды». Вода имеет огромное значение для человека вообще, а для жителя Севера - особенно. Наш край называют краем озер и рек, которым нет числа. Если посмотреть на карту округа, мы увидим и мощную Обь и внешне малозаметную, но, тем не менее, одну из самых протяженных рек мира - Таз, множество маленьких речушек, ручейков, болот. От воды зависят все занятия ненцев -рыболовство, оленеводство, охотничий промысел. Трудно переоценить значение воды в жизни тундровика.

Участвуя в мероприятии, учащиеся лучше узнали о свойствах воды, знакомились с народными пословицами и поговорками народов Ямала: «Из мутного озера чистая вода не течет», «Сеткой воды не зачерпнешь», «Не вылавливай из озера всю рыбу - оставь потомкам», «Апрель с водой, а май с травой», «Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть» и другими [14, с. 55-57].

Большой интерес у детей вызывают загадки [14, с. 64-72]:

Чуть дрожит на ветерке Лента на просторе. Узкий кончик - в роднике, А широкий - в море. (Река)

Или:

Белые олени - без рогов и копыт - по голубой тундре кочуют, серебристый ягель ищут. (Облака)

Или:

Серебристый богатырь - пояс уронил. Золотой богатырь - поднял тот пояс, но надеть не может. (Дождь, радуга и солнце)

Или:

Не поймать - не увидеть. (Вода)

Проведение викторины «Берегите воду!», посвященной использованию воды, привлекло внимание учащихся. Каждый ученик получает карту-тест и отвечает на вопросы:

1. Какое из веществ ты используешь в жизни больше всего?

а) сахар;

б) вода;

в) соль.

2. Какие животные и растения обитают в водоемах?

а) ромашка аптечная, черви, лягушки;

б) кувшинка белая, жуки-плавунцы, рыбы;

в) клен, беркут, белка.

3. Отчего загрязняется вода в реках и озерах?

а) от использования воды в быту;

б) от наводнения весной и осенью;

в) от аварий на промыслах.

В нашей работе мы представили несколько методических приемов по организации деятельности учителя начальной школы по формированию этнической идентичности детей из числа коренных малочисленных народов Севера -воспитанников школы-интерната в условиях введения ФГОСНОО-2. Условия, существующие в настоящий момент, позволяют, а требования времени обязывают уделять большое внимание этого направления социализации детей.

В конце статьи хотелось бы еще раз повторить фразу: «Человечество -это народы». И от того, насколько ярко будут представлены в палитре красок мира каждый из них, каждый представитель своего этноса, настолько ярким будет мир в целом.

Список литературы:

1. Белинская Е.П. Этническая социализация подростка / Е.П. Белинская, Т.Г. Стефаненко. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. - 208 с.

2. Богун П.Н. Игра как основа национальных видов спорта: Пособие для учителей физического воспитания, воспитателей школ-интернатов. -СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2004. - 95 с.: ил.

3. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли / Лев Гумилев. - М.: АСТ: АСТ Москва, 2007. - 548, [12] с.

4. Козлова Т.Б. Использование народных подвижных игр в физической подготовке учащихся младших классов с учетом их индивидуальных особенностей: дисс. ... канд. пед. наук. - Улан-Удэ, 2000.

5. Красильников В.П. Этнопедагогические условия использования народных игр традиционного физического воспитания хантов: автореф. дисс. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1994.

6. Крестик [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://crestik.ucoz.ru. (дата обращения: 14.04.2013).

7. Окотэтто Е.Н. Ненецкие подвижные игры в детском саду: пособие для воспитателей детских садов. - СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2002. - 75 с.: ил.

8. Приложение «Федеральный государственный стандарт начального общего образования» к приказу министра образования РФ № 373 от 06.10.2009 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=959 (дата обращения: 14.04.2013).

9. Прокопенко В.И. Подвижные игры для учащихся начальной школы: учебное пособие / В.И. Прокопенко, А.К. Ковалевский, В.В. Прокопенко. -Екатеринбург: Центр «Учебная книга», 2003. - 188 с.

10. Прокопенко В.И. Традиционное физическое воспитание и игры удэгейцев: учебно-методическое пособие / В.И. Прокопенко. - Екатеринбург: Изд-во АМБ. 2009. - 252 с.

11. Прокопенко В.И. Этнопедагогика народа ханты: физическое воспитание и игры: учебное пособие. - Екатеринбург, 2005. - 296 с.: ил.

12. Садохин А.П. Этнология: учебник для вузов. - М., 2008. - 287 с.

13. Самоловова Н.В. Этнопедагогизация урочных и внеклассных занятий по физической культуре в начальном звене национальной школы северного региона: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Нижневартовск, 2005.

14. Северные родники: литературно-краеведческая хрестоматия для школ Ямало-Ненецкого автономного округа / Авт.-сост. Л.В. Федорова. -Сыктывкар: Ямало-Ненецкий окруж. ин-т усовершен. учителей, 1995. - 431 с.

15. Солдатова Г.У. Психология межэтнических отношений в ситуации социальной нестабильности: дисс. ... д-ра психолог. наук: 19.00.05. - Москва, 2001. - 431 с.: ил.

16. Тишков В.А. Этнология и политика. Научная публицистика. - М.: Наука, 2001. - 240 с.

17. Хомич Л.В. Ненцы. Историко -этнографические очерки. - М.; Л.: Наука, 1966. - 339 с.

18. Этнография / Ю.В. Бромлей, Г.Е. Марков. - М., 1982. - 320 с.: ил.

19. Ясная Л.В. Социализация // Энциклопедический социологический словарь / Под общ. ред. академика РАН Г.В. Осипова. - М.: РАН. Институт социально-политических исследований, 1995. - 939 с.

АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

© Кузьмина С.С.*

Бердигестяхская улусная гимназия, Республика Саха (Якутия), Горный улус, с. Бердигестях

В данной статье представлены разнообразные формы работы на уроке, которые позволяют активизировать творческую деятельность учащихся. Этот материал могут использовать коллеги в своей работе.

* Учитель математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.