Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ'

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИНСТРУМЕНТАРИЙ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПЛАТФОРМА МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Подивилова О. Н.

В статье описана необходимость разработки единого подхода к мониторингу качества дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях национальной системы образования. Рассмотрен мониторинг качества дошкольного образования в Российской Федерации, разработанный Национальным институтом качества образования по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Представлено участие учреждений Челябинской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в апробации и экспериментальном режиме мониторинга качества дошкольного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ»

Результативность осуществления региональной политики в сфере оценки качества образования в контексте развития региональных механизмов управления качеством образования

https://rcokio.ru/regionalnye-kontseptsii/ (data obrashcheniya: 30.04.2021).

4. O napravlenii metodicheskikh rekomendatsiy po povysheniyu ob"ektivnosti otsenki obrazovatel'nykh rezul'tatov : pis'mo Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki (Rosobrnadzor) ot 16.03.2018 № 05-71 - URL : https://rcokio.ru/files/upload/okor/rekomendacii_ obektivnosti_rezultatov.pdf (data obrashcheniya: 17.04.2021).

5. Regional'naya model' otsenki kachestva obshchego obrazovaniya (Chelyabinskaya oblast') : (utverzhdena pis'mom Ministerstva obrazovaniya i nauki Chelyabinskoy oblasti ot 22.12.2016 g. № 03-02/11974). - Chelyabinsk : RTsOKIO, 2017. - 140 s. - ISBN 978-5-90693402-4.

6. Rossiyskaya shkola: nachalo XXI veka / S. G. Kosaretskiy, K. A. Barannikov, A. A. Belikov [i dr.]; pod red. S. G. Kosaretskogo, I. D. Frumina ; Nats. issled. un-t «Vysshaya shkola ekonomiki»,

In-t obrazovaniya. - Moskva : Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki, 2019. - 432 s. - ISBN 978-57598-1955-4.

Сведения об авторах

Кузнецов Александр Игоревич - Министр образования и науки Челябинской области, кандидат педагогических наук, доцент, Челябинская обл., г. Челябинск

Коузова Елена Александровна - первый заместитель Министра образования и науки Челябинской области, Челябинская обл., г. Челябинск

Information about authors Kuznetsov A.I. - Minister of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Chelyabinsk

Kouzova E.A. - First Deputy Minister of Education and Science of the Chelyabinsk Region, Chelyabinsk

УДК 373.2

ОСОБЕННОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ

О.Н. Подивилова

В статье описана необходимость разработки единого подхода к мониторингу качества дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном и институциональном уровнях национальной системы образования. Рассмотрен мониторинг качества дошкольного образования в Российской Федерации, разработанный Национальным институтом качества образования по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки. Представлено участие учреждений Челябинской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в апробации и экспериментальном режиме мониторинга качества дошкольного образования.

Ключевые слова: мониторинг качества дошкольного образования, концепция мониторинга качества дошкольного образования, инструментарий мониторинга качества дошкольного образования, единая информационная платформа мониторинга качества дошкольного образования.

Изменения парадигмы дошкольного образования логично приводят к изменениям в оценке его качества. Система оценки качества дошкольного образования опирается на концептуальные положения Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29 декабря 2012 года (далее - ФЗ «Об образовании в РФ») и федерального

государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), строится в направлении от контроля к развитию, предусматривает рост профессионализма и повышение квалификации педагогических кадров.

В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное образование признано первым уровнем общего образования в Российской Федерации. Также в ФЗ «Об образовании в РФ» (ст. 64) отмечено, что запрещено измерение результатов обучения детей, что нельзя проводить промежуточную и итоговую аттестации в дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) [2]. Во ФГОС ДО (п. 4.3, 4.5) также содержится прямой запрет на использование целевых ориентиров (заменяющих требования к образовательным результатам воспитанников) при нормативной оценке качества дошкольного образования, т.е. запрет использования оценки образовательных результатов детей с целью внешней оценки качества образовательной деятельности организации [3]. Но, несмотря на это, ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и, прежде всего:

- сформулировал новые требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;

- вывел образовательные результаты обучающихся за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества системы дошкольного образования;

- сформулировал новые требования к качеству системы дошкольного образования, которые фокусируются на создании условий для реализации образовательного процесса высокого качества, способного привести каждого обучающегося к наилучшим образовательным результатам [3].

В соответствии с действующими нормативно-правовыми требованиями все дошкольные образовательные организации Российской Федерации проводят мониторинговые мероп-

риятия в сфере дошкольного образования с использованием различных собственных и независимых разработок. Разнообразие реализуемых подходов столь широко, что интегрировать на федеральном уровне данные региональных мониторингов без потери ключевой информации в настоящий момент практически не представляется возможным.

Соответственно для эффективного повышения качества российского дошкольного образования необходимо выстраивать такую систему управления образованием, которая фокусирует внимание всех участников образовательной деятельности на существенных ее аспектах. Важнейшим элементом такой системы является система контроля и надзора, в основе которой лежат надежные результаты единой федеральной системы мониторинга качества дошкольного образования.

Для обеспечения реализации требований ФГОС ДО на всем образовательном пространстве Российской Федерации необходимо разработать единый подход к мониторингу качества дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном и организационном уровнях национальной системы образования.

Для решения данной задачи по заказу Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Национальным институтом качества образования был разработан мониторинг качества дошкольного образования в Российской Федерации.

В 2019 году Челябинская область была включена в число участников апробации проекта Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации (далее - Концепция МКДО) с целью создания эффективного инструментария МКДО в возрасте от 3 до 7 лет (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 19.08.2019 № 13-362 «О проведении мероприятий в рамках мониторинга качества дошкольного образования»). Участниками апробации Концепции МКДО были выбраны 10 учреждений Челябинской области, реализующих образовательную программу дошкольного образования (приказ Министе-

рства образования и науки Челябинской ми мониторинга на федеральном, региональ-

области от 28.10.2019 № 01/3917 «Об участниках апробации проекта Концепции мониторинга качества дошкольного образования»).

В 2020 году в экспериментальном режиме МКДО детей от 3 до 7 лет с использованием усовершенствованного комплекта МКДО в соответствии с федеральной выборкой приняли участие 78 учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования, из 30 муниципальных образований Челябинской области (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.09.2020 № 13-453 «О проведении мероприятий в рамках мониторинга качества дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.11.2020 № 01/2393 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования»). В апробации инструментария МКДО детей в возрасте от 0 до 3 лет приняли участие 10 ДОО из 7 муниципальных образований (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 11.09.2020 № 13-452 «О проведении мероприятий в рамках мониторинга качества дошкольного образования»; приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 12.11.2020 № 01/2393 «О проведении мониторинга качества дошкольного образования для детей от 3 до 7 лет организаций Челябинской области, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования»).

При проведении МКДО использовалась единая информационная платформа «Мониторинг качества дошкольного образования в Российской Федерации в 2020 году» (далее -ЕИП МКДО): Ы^:/Мо2020.шко.1шШи1еЛ

ЕИП МКДО обеспечивает:

1. подключение всех участников МКДО к личным кабинетам;

2. сбор информации МКДО через электронные формы ЕИП МКДО;

3. обмен информацией между участника-

ном и муниципальном уровнях, на уровне образовательной организации;

4. мониторинг процесса сбора и обработки информации МКДО, обмен данными со стороны федеральных, региональных и муниципальных координаторов;

5. интеграцию результатов различных процедур мониторинга качества образования в единую аналитическую базу ЕИП МКДО;

6. предоставление информации о результатах МКДО его участникам в личных кабинетах в ЕИП МКДО [1].

Единый подход к мониторингу, механизмы, процедуры и требования к инструментарию отражены в Концепции МКДО.

Концепция МКДО формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорга-низационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для формирования единого образовательного пространства Российской Федерации. Концепция МКДО через систему показателей качества операцио-нализирует требования ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога (Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования находится на этапе общественно-профессионального обсуждения проекта), профессионального стандарта педагога-дефектолога и других нормативных документов, переводит их требования в формат, позволяющий измерять степень реализации требований данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.

В соответствии с требованиями Концепции МКДО были разработаны механизмы, процедуры и инструментарий для проведения мониторинга качества дошкольного образования на региональном уровне системы общего образования Российской Федерации (далее -Инструментарий МКДО), в том числе включающие:

• описание механизмов и процедур мониторинга в соответствии с требованиями Концепции МКДО;

• инструментарий МКДО по сбору контекстных данных осуществления оцениваемой образовательной деятельности в ДОО, содержащий опросники родителей, руководителей и педагогических работников ДОО;

• инструментарий МКДО по мониторингу качества образовательной среды ДОО, как системы социальных и материальных условий реализации образовательной деятельности -

основного объекта мониторинга качества ДОО согласно требованиям ФГОС ДО [1].

Для оценивания качества образования в процессе МКДО использовалось сочетание внутренней и внешней моделей оценивания, а также интегрированный анализ результатов оценки. Сквозным элементом внутренней и внешней моделей оценивания и основой для интегрированного анализа результатов оценки является система показателей качества МКДО. Общая схема мониторинга представлена на рисунке 1.

ГЛЛЛ Внешняя

Чг)\ экспертная

оценка ДОО

Самооценка педагога

Внутренняя оценка качества

образовательной среды ГРУППЫ ДОО

.ОлС Внутренняя оценка ДОО

Рисунок 1 - Сбор разносторонней информации о качестве дошкольного образования в ходе МКДО

Система показателей МКДО включает 77 показателей качества для групп ДОО и 31 показатель качества для ДОО в целом.

Оценка осуществляется по 9 областям качества:

1) образовательные ориентиры;

2) образовательная программа;

3) содержание образовательной деятельности;

4) образовательный процесс;

5) образовательные условия;

6) условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

7) взаимодействие с родителями;

8) здоровье, безопасность и повседневный уход;

9) управление и развитие [1].

Основным инструментарием оценки качества дошкольного образования в соответствии с требованиями Концепции МКДО являются Шкалы мониторинга качества дошкольного образования (далее - Шкалы МКДО). Модель комплексного оценивания качества дошкольного образования Шкал МКДО предусматривает использование в качестве основы системы показателей качества МКДО и представляет уровневую систему индикаторов к ним.

Важно отметить, что апробация МКДО предполагала привлечение обширного круга участников. Региональным координатором МКДО в Челябинской области было назначено государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования».

Были определены 32 муниципальных координатора, 88 координаторов на уровне ДОО, 71 эксперт МКДО.

С целью подготовки к проведению апробации и экспериментального режима МКДО были организованы федеральные обучающие вебинары для координаторов и экспертов. По итогам обучения специалисты подтверждали свои знания и получили удостоверения координатора МКДО и эксперта МКДО.

По МКДО детей от 3 до 7 лет в процедуре самооценки приняло участие 1003 педагога. Во

внутренней оценке качества образования приняли участие 449 групп воспитанников в возрасте от 3 до 7 лет. В процессе мониторинга анкетирование о качестве образования в ДОО прошло 4714 родителей / законных представителей.

В процессе экспертной оценки качества образования по областям качества было оценено 78 групп детей в возрасте от 3 до 7 лет

Обобщенный уровень качества по всем областям качества МКДО детей от 3 до 7 лет представлен в таблице 1.

Таблица 1

Обобщенный уровень качества по всем областям качества МКДО детей

от 3 до 7 лет в 2020 году

Области качества Уровень

1. Образовательные ориентиры 2,99

2. Образовательная программа 2,85

3. Содержание образовательной деятельности 3,25

4. Образовательный процесс 3,07

5. Образовательные условия 2,97

6. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами 2,63

7. Взаимодействие с родителями 3,16

8. Здоровье, безопасность и повседневный уход 3,05

9. Управление и развитие 3,08

Поскольку данное исследование носило апробационный, экспериментальный характер и в его процессе изучались возможности разработанных шкал и механизмов оценки, то делать какие-либо выводы о качестве дошкольного образования в регионе и в конкретных дошкольных образовательных организациях было бы некорректно. Тем не менее, некоторые данные, полученные в процессе апробации, экспериментального режима и обработанные на федеральном уровне, позволяют увидеть характерные позитивные моменты и проблемные аспекты в системе дошкольного образования Челябинской области и наметить пути дальнейшего совершенствования качества дошкольного образования.

Так, при проведении МКДО выявились некоторые риски и проблемы, которые ниже представлены в нескольких блоках.

1. Были выявлены затруднения педагогов при отборе содержания образования, формируемого участниками образовательных отноше-

ний, недостаточно высокий уровень готовности педагогов к реализации модели лично стно ориентированного взаимодействия с детьми. Определены трудности в выборе педагогами наиболее эффективных форм, технологий, неготовность части педагогов учитывать субъектную позицию ребенка в ходе реализации содержания образования по образовательным областям.

2. Наличие профессиональных дефицитов у педагогов при организации педагогической диагностики индивидуального развития ребенка (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) и использовании результатов диагностики при выстраивании системы индивидуальной работы. Педагогами недостаточно изучены потребности ребенка и родителей при отборе содержания и организации образовательного процесса в ДОО.

3. Необходима работа по созданию соответствующих условий для получения дошкольного образования лицами с ограниченными

возможностями здоровья и инвалидами. Выявлен невысокий уровень включенности родителей в реализацию ООП. Не в полной мере к организации условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и сотрудников привлекаются родители и широкая общественность.

4. Отсутствие финансовых средств для привлечения сторонних специализированных служб для охраны помещений и территории ДОО.

И самое важное - МКДО может превратиться в систему наказаний за невыполнение требований, поэтому необходимо четкое понимание условий и возможностей использования результатов мониторинга, направленных на предотвращение и устранение выявленных проблем.

Несмотря на это, мы видим огромный потенциал использования комплекса измерительных материалов, предложенных в рамках Инструментария МКДО. Это позволит собрать актуальную и значимую, разностороннюю и комплексную информацию о качестве региональной системы дошкольного образования; учесть мнение всех основных групп заинтересованных лиц, получить представление о вкладе разных участников образовательных отношений (педагогов ДОО, администрации ДОО, учредителей ДОО, муниципальных и региональных органов управления образованием) в качество дошкольного образования, доступного детям в каждой ДОО; зафиксировать и учесть в дальнейшем риски и возможности развития дошкольного образования в регионе.

Список литературы

1. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации / руководитель проекта И. Е. Федосова. -Москва : Издательство «Национальное образование», 2020. - 48 с. - URL: https://niko.mstitute/uploads/images/editor/news/ regular_newsZMKDO2020_Concept.pdf (дата обращения: 24.05.2021).

2. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.12.2012

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 273-Ф3. - URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата

обращения: 24.05.2021).

3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ Минобр-науки России от 17.10.2013 № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 24.05.2021).

References

1. Kontseptsiya monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya Rossiyskoy Federatsii / I. E. Fedosova : Izdatel'stvo «Natsional'noe obrazovanie», 2020. - 48 s. - URL: https://niko.institute/uploads/images/editor/news/ regular_news/MKD02020_Concept.pdf (data obrashcheniya: 24.05.2021).

2. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii : Federal'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ. -URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 24.05.2021).

3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya : prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 № 1155. - URL: http://base.garant.ru/70512244/ (data obrashcheniya: 24.05.2021).

Сведения об авторах

Подивилова Ольга Николаевна - кандидат педагогических наук, старший методист отдела сопровождения оценки качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Podivilova O.N. - Candidate of Pedagogic Sciences, Senior Methodologist of the Department of Supporting Education Quality Assessment, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.