УДК 373.2
й01: 10.23951/2307-6127-2020-6-41-51
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И. Е. Федосова
Национальный институт качества образования, Москва
Представлены научные предпосылки и концептуальные основы новой системы мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) в Российской Федерации. Описаны цели и задачи Концепции МКДО, области, показатели и система уровневой оценки качества дошкольного образования. Представлена модель разностороннего оценивания качества образования в дошкольных образовательных организациях, модель многоуровневого сбора информации МКДО с использованием единой информационной платформы МКДО. Обозначены возможные направления использования результатов мониторинговых процедур на всех уровнях системы дошкольного образования России.
Ключевые слова: дошкольное образование, оценка качества, мониторинг, показатели качества, МКДО, система дошкольного образования России.
Перед системой образования Российской Федерации стоит серьезная задача по обеспечению глобальной конкурентоспособности отечественного образования и закреплению его высокого статуса в международном образовательном пространстве, достижению российскими школьниками по завершении школьного обучения результатов стран-лидеров мирового уровня.
Основа высоких результатов школьного образования закладывается в дошкольном детстве, где формируются ценностные установки, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах наряду с обеспечением доступности дошкольного образования стоят задачи обеспечения и повышения его качества.
В последние годы в Российской Федерации происходит переосмысление значения образования детей дошкольного возраста, изменение его статуса. С момента принятия Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ (далее - Закон об образовании) в декабре 2012 г. дошкольное образование стало первым уровнем общего образования [1]. В соответствии с требованиями Закона об образовании разработан, принят и в 2014 г. вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [2], в 2015 г. разработана и одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО) [3].
ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые принципы и подходы для российской образовательной системы и прежде всего:
- сформулировал требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам;
- вывел образовательные результаты воспитанников за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях (ДОО);
- сформулировал требования к качеству дошкольного образования, которые фокусируются на создании образовательной среды, позволяющей каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных результатов.
С 2014 г. во всех субъектах Российской Федерации в полном соответствии с действующими требованиями нормативных правовых актов реализуются мониторинговые мероприятия в сфере дошкольного образования с использованием различных собственных и независимых разработок [4-6]. Разнообразие реализуемых подходов и моделей оценки качества образования не позволяет интегрировать на федеральном уровне данные региональных мо-ниторингов без потери ключевой информации. В этой ситуации возникает необходимость унификации подходов мониторинга качества дошкольного образования на всех уровнях системы дошкольного образования Российской Федерации, обеспечения единства понимания требований ФГОС ДО, определения существенной для мониторинга качества информации об образовательной деятельности ДОО и создания научно-методологической основы для разработки инструментария по измерению качества дошкольного образования РФ.
Единая система мониторинга качества дошкольного образования (МКДО) - прозрачная, понятная всем участникам образовательного процесса, валидная, объективная и надежная - объединяет требования разных действующих нормативных документов и задает четкие ориентиры для работы всей системы дошкольного образования, предоставляет качественные данные для реализации контроля качества образования и выявления нарушений требований законодательства об образовании, создает доказательную основу для развития дошкольного образования Российской Федерации.
Решая задачу создания единой системы мониторинга, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки инициировала ряд исследований качества дошкольного образования. В 2016 г. под руководством И. М. Реморенко, ректора Московского городского педагогического университета, было подготовлено и проведено первое исследование качества образовательной среды ДОО Российской Федерации с участием 423 ДОО из 40 регионов России. Для его проведения был выбран авторитетный международный инструментарий, наиболее точно соответствующий требованиям ФГОС ДО и апробированный в России -шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях БСЕКБ-Я [7]. Шкалы БСЕКБ-Я сфокусировали внимание на существенных характеристиках образовательной среды ДОО, предоставили в распоряжение исследователей валидный и надежный инструментарий для изучения качества образовательного процесса в ДОО и созданных для него образовательных условий. В 2017 г. это национальное исследование качества дошкольного образования с использованием шкал ЕСЕЯ8-Я продолжилось, в нем приняли участие 1 292 ДОО из 73 субъектов Российской Федерации.
В 2018 г. по заказу Рособрнадзора под научным руководством И. Е. Федосовой, директора Национального института качества образования, было проведено исследование когнитивного развития дошкольников во взаимосвязи с различными параметрами образовательной среды. В рамках данного исследования ставились цели по изучению развития детей в различных образовательных средах ДОО и выявлению параметров образовательной среды, оказывающих наибольшее положительное или негативное влияние на развитие детей в дошкольной образовательной организации.
Для изучения образовательной среды по-прежнему использовались шкалы ЕСЕЯБ-Я [7]. Для изучения уровня когнитивного развития дошкольников разработан комплект измерительных материалов, в состав которого вошли материалы для диагностики уровня социального, логического, творческого, речевого развития дошкольников и их уровня произвольности. В комплект также вошли анкеты для сбора контекстных данных о развитии
дошкольников в семье и анкеты для сбора контекстной информации об осуществлении образовательной деятельности в ДОО.
В исследовании приняли участие 284 ДОО из 40 субъектов Российской Федерации. В рамках исследования была проведена диагностика 4 166 дошкольников в возрасте 4-6 лет. В ходе исследования установлена значимая корреляция между уровнем качества образовательной среды в ДОО и уровнем развития его воспитанников. При сравнении результатов диагностики воспитанников ДОО, получивших низкие баллы по шкалам ECERS-R (2 балла из 7 возможных), и ДОО, получивших высокие баллы (6 баллов из 7 возможных), установлено, что вторые опережают развитие первых в среднем на 15 %. При этом самую сильную динамику показало речевое развитие - результаты диагностики детей, получающих образование в детских садах шестибалльного уровня, в среднем на 21 % выше сверстников из садов, показывающих низкие баллы. Образовательная среда высокого качества наиболее сильное влияние оказывает на развитие детей, испытывающих трудности в обучении. Линия минимальных результатов диагностики в шестибалльных ДОО в среднем на 54 % выше соответствующей линии в двухбалльных организациях. Таким образом установлено, что образовательная среда высокого уровня помогает дошкольникам достичь значимых успехов в образовании.
В ходе данного исследования также изучался вопрос возможностей и ограничений использования шкал ECERS-R в качестве инструментария мониторинга качества дошкольного образования РФ. Были выявлены отдельные нестыковки инструментария с требованиями нормативно-правовой базы РФ, а также ограничения по использованию инструментария в рамках внутренней оценки качества образования в ДОО и самооценки педагогов. Инструментарий требовал серьезной подготовки экспертов для обеспечения высокого качества проведения оценки образовательной среды. По результатам экспертного опроса (участвовали более 130 экспертов) установлены показатели и индикаторы, требующие корректировки для использования в российских условиях.
По итогам общественного обсуждения результатов исследования в 2019 г. принято решение о разработке российского инструментария, позволяющего более точно отразить все нормативно-правовые требования в сфере дошкольного образования РФ и обеспечить более прозрачную систему уровневой оценки с тем, чтобы каждый педагог ДОО смог использовать такой инструментарий для внутренней оценки качества образовательной среды в группе. Кроме этого, предложено создать инструментарий, позволяющий оценить вклад разных участников отношений в сфере образования в качество образовательной среды ДОО: от уровня педагога до уровня федеральных органов управления образованием РФ.
Таким образом, сформулированы научные и общественные требования к новой системе мониторинга качества Российской Федерации, к новым концептуальным основам разностороннего и комплексного измерения качества дошкольного образования.
В 2019 г. по заказу Рособрнадзора разработан и апробирован проект Концепции мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации [8]. При разработке новой системы мониторинга, которая проводилась под научным руководством автора статьи, учтен положительный международный опыт стран, занимающих лидирующие позиции в построении национальных систем оценки и мониторинга качества дошкольного образования, государственных процедур и используемого инструментария [9-11], опыт использования международного инструментария шкал комплексной оценки качества дошкольного образования ECERS-R [12, 13], а также приняты во внимание подходы к разработке требований к системам менеджмента качества, реализуемые в стандарте ISO 9001:2015 [14] и других международных системах стандартизации процедур измерения качества.
В апробации Концепции МКДО и ее инструментария в 2019 г. приняли участие более 8 тыс. педагогов дошкольного образования из 56 регионов Российской Федерации. Из них 21 % - педагоги высшей категории, 40 % - первой категории, 39 % - педагоги без категории. Среди них были педагоги со средним профессиональным педагогическим образованием и высшим, окончившие программы профессиональной переподготовки и повысившие свою квалификацию на различных курсах. По результатам апробации установлено, что предложенная Концепция, инструментарий и подходы к мониторингу выполняют в полной мере поставленные перед ними задачи и позволяют создать информационные условия для качественного осуществления государственного контроля и надзора, но самое главное -основу для эффективного управления качеством образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования, на уровне муниципалитетов и регионов. Мониторинговые данные обеспечивают доказательную базу для инициатив, направленных на непрерывное развитие ДОО, региональной системы дошкольного образования и образовательной системы Российской Федерации в целом.
Итак, разработанная Концепция МКДО формирует единую методологическую основу федеральных, региональных и муниципальных, внутриорганизационных систем мониторинга и оценки качества дошкольного образования, систем независимой оценки качества дошкольного образования, задающей условия для развития единого образовательного пространства Российской Федерации. Концепция МКДО через систему показателей качества операционализирует требования Закона об образовании, ФГОС ДО, профессионального стандарта педагога1, профессионального стандарта педагога-дефектолога и других нормативных документов, переводит их требования в формат, позволяющий измерять степень реализации требований данных нормативных документов в образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Мониторинг, реализуемый на методологической основе Концепции МКДО, позволяет усовершенствовать механизмы как внутренней, так и внешней оценки качества образования в ДОО, получить данные, необходимые для развития муниципальной, региональной и федеральной системы образования, повысить прозрачность ключевых аспектов современного российского дошкольного образования для всех заинтересованных лиц, в том числе родителей и опекунов воспитанников, других членов их семей, широкой общественности.
Концепция МКДО выходит за рамки, установленные ФГОС ДО, и включает в задачи мониторинга оценку качества услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО, поскольку дошкольное образование - это, с одной стороны, важнейший уровень общего образования, с другой - комплекс услуг, которые реализуются в течение всего времени пребывания ребенка в организации. Согласно ст. 65 Закона об образовании [1], ДОО обязаны осуществлять присмотр и уход за детьми. Закон об образовании дает следующее определение: «Присмотр и уход за детьми - комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня». При этом в течение значительной части дня с детьми в группе наряду с учебно-вспомогательным персоналом находится педагогический состав ДОО, на который возлагаются основные функции по реализации услуг по присмотру и уходу за детьми, а также по обеспечению их безопасности. Таким образом, дошкольное образование включает не только об-
1 Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования на момент разработки Концепции МКДО находился на этапе общественно-профессионального обсуждения проекта.
учение, воспитание, но и присмотр и уход за ребенком с целью обеспечения безопасности, здоровья и повседневного ухода.
Моменты ухода также являются по своей сути моментами воспитания и развития, их исключение из образования на этапе дошкольного детства практически невозможно, а в младенческом (от двух месяцев до года) и раннем (от года до трех лет) возрасте воспитание и обучение фактически в большей своей части реализуются в процессе ухода за ребенком. Процессы взаимодействия между взрослыми и детьми в моменты присмотра и ухода, например приучение детей к чистоте и уходу за телом, культура принятия пищи и т. п., являются неотъемлемыми аспектами гармоничного развития, формирования здорового образа жизни, социализации детей и приобщения их к национальной культуре и ценностям. Включение в мониторинг областей качества, связанных с присмотром и уходом за воспитанниками ДОО, а также областей, связанных с управлением и развитием ДОО, позволяет создать механизм комплексной оценки деятельности ДОО и собрать доказательную базу для совершенствования российского законодательства в сфере государственной системы социального управления в целом.
Обеспечение высокого качества дошкольного образования требует координации усилий представителей разных служб и ведомств на разных уровнях управления системой образования, которые непосредственно влияют на его качество, и Концепция МКДО создает основу для межведомственной скоординированной деятельности: единые механизмы и единые подходы, объединение показателей качества, контролируемых разными ведомствами, в единый перечень показателей, прозрачный и доступный пониманию исполнителей образовательных услуг.
Качество дошкольного образования, получаемого воспитанником ДОО, обеспечивается совокупными усилиями нескольких групп участников отношений в сфере образования: МКДО предусматривает сбор и анализ информации с учетом вклада педагогов и всего коллектива ДОО, учредителя ДОО, государственных и муниципальных органов управления системой образования.
Концепция МКДО Российской Федерации решает следующие задачи:
- представляет способы взаимодействия разных государственных служб, всех уровней управления образованием Российской Федерации в деле совершенствования качества дошкольного образования;
- обозначает принципы и подходы организации мониторинга;
- устанавливает единую федеральную модель мониторинга, применимую для различных целей разных государственных служб, задействованных в мониторинге, контроле качества дошкольного образования Российской Федерации и надзоре за ним;
- формулирует подходы к операционализации требований ФГОС ДО и формированию системы областей и показателей качества дошкольного образования;
- определяет области качества и показатели качества дошкольного образования;
- определяет объекты мониторинга, описывает модели их мониторинга;
- определяет требования к механизмам, процедурам и инструментарию мониторинга качества дошкольного образования, в том числе описывает методы осуществления сбора информации мониторинга, отбора и обучения специалистов для реализации мониторинговых мероприятий, технического сопровождения процедур мониторинга, алгоритмы обработки и анализа результатов мониторинговых процедур;
- описывает основные мероприятия МКДО на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- представляет модели использования результатов мониторинговых процедур с указанием групп потребителей и спектра проблем, решению которых могут способствовать мониторинговые мероприятия.
Основываясь на основных положениях Концепции МКДО, объектами мониторинга выступают: группа образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность в сфере дошкольного образования; образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность в сфере дошкольного образования в целом; система управления образованием, реализуемая на уровне местного самоуправления; система государственного управления в сфере образования, реализуемая на уровне государственной власти субъектов РФ; система государственного управления в сфере образования, реализуемая на федеральном уровне.
Общие подходы к оцениванию качества дошкольного образования, обозначенные Концепцией МКДО, ориентированы на стимулирование процессов самосовершенствования на всех уровнях системы дошкольного образования Российской Федерации и задают курс на развитие системы внутриорганизационного управления качеством образования, развитие системы непрерывного профессионального развития сотрудников ДОО.
Для оценивания качества образования в процессе МКДО используется сочетание внутренней и внешней моделей оценивания (рис. 1).
Рис. 1. Модель разностороннего оценивания качества МКДО
Концепция МКДО предусматривает интегрированный анализ результатов оценки. Сквозным элементом внутренней и внешней моделей оценивания и основой для интегрированного анализа результатов оценки является система показателей качества МКДО, включающая показатели, связанные с реализацией образовательной деятельности и оказания услуг по присмотру и уходу за воспитанниками ДОО. Структура системы показателей качества МКДО (рис. 2) включает: область качества, группы показателей качества, показатели качества, уровневые индикаторы качества к каждому показателю качества.
Рис. 2. Структура системы показателей качества МКДО 2020
Область качества
Показатели качества МКДО сгруппированы в следующие области: образовательные ориентиры; образовательная программа; квалификация педагогов; содержание образовательной деятельности; организация образовательного процесса; образовательные условия; создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами; взаимодействие с родителями; организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО; управление и развитие организации. Семь из них отражают требования ФГОС ДО и ПООП ДО, 8-я и 9-я области качества - требования Закона об образовании РФ к компетенциям организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования.
Концепцией выделяются два уровня показателей качества МКДО: уровень 1. Показатели качества для оценивания групп ДОО (77 показателей); уровень 2. Показатели качества для оценивания ДОО в целом (31 показатель). Описанные области качества пронизывают все уровни МКДО, позволяя систематизировать и обобщить информацию, полученную в ходе мониторинга на всех его уровнях (рис. 3): внутриорганизационном, муниципальном, региональном, федеральном.
Для оценивания качества деятельности ДОО и системы образования в целом Концепция МКДО предусматривает пятиуровневую оценку качества образования в ДОО с использованием уровневых индикаторов. При этом 3-й уровень соответствует базовому уровню качества - полному соответствию требованиям ФГОС ДО и положениям об основной образовательной программе ДО. На превышение нормативных требований и достижение лучших показателей в регионе указывают 4-й и 5-й уровни. Такая система оценки позволит выявить лучшие практики и предоставить информацию о них всем детским садам России, послужит основой для программ обмена профессиональным опытом.
Рис. 3. Многоуровневая система сбора информации МКДО с использованием единой информационной платформы ЕИП
МКДО
Система индикаторов качества, предложенная Концепцией и инструментарием МКДО, позволяет не только оценить текущий уровень, но получить представление о направлении развития качества образовательной среды ДОО и системы дошкольного образования в целом.
Итак, разработанная Концепция МКДО обозначила основы новой системы мониторинга Российской Федерации, результаты которого могут быть использованы для формирования и развития механизмов управления качеством дошкольного образования на региональном и муниципальном уровне; в качестве основы для проведения процедур государственного надзора за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность в сфере дошкольного образования; для совершенствования программ профессионального обучения и развития педагогов дошкольного образования.
Исследование выполнено по заказу Рособрнадзора в рамках Государственного контракта от 28 февраля 2020 года № Ф-07-кс-2020.
Список литературы
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (ред. от 26 июля 2019 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: https://pravo.gov.ru (дата обращения: 24.08.2020).
2. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (ред. от 21 января 2019 г.) // Федеральный портал «Российское образование». URL: http://www.edu.ru/documents/ view/57648/ (дата обращения: 24.08.2020).
3. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 20 мая 2015 г. № 2/15). 2-е изд. М.: Национальное образование, 2016.
4. Конвенция о правах ребенка (Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (дата обращения: 24.08.2020).
5. Об утверждении Порядка проведения самообследования образовательной организацией: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня 2013 г. № 462 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/70405358/ (дата обращения: 25.08.2020).
6. Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки в процессе лицензирования образовательной деятельности: приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 12 марта 2015 г. № 279. URL: http://fgosvo.ru/news/8/1182 (дата обращения: 25.08.2020).
7. Хармс Т., Клиффорд Р. М., Крайер Д. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R. М.: Национальное образование, 2019. 136 с.
8. Федосова И. Е. МКДО 2020. Концепция мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации. М.: Национальное образование, 2020.
9. Балакеримова Т. В., Загвоздкин В. К., Сергеева Т. В., Федосова И. Е., Хайдарпашич М. Р. Государственные системы оценки и мониторинга качества дошкольного образования // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. № 38. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/ (дата обращения: 25.08.2020).
10. Основные результаты международного исследования PISA-2015. URL: https://www.fioco.ru/results_ PISA_2015 (дата обращения: 06.08.2020).
11. Шляйхер А. Образование мирового уровня: пер. с англ. М.: Национальное образование, 2019.
12. Шиян О. А., Воробьева Е. В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2015. № 7. С. 38-49.
13. Реморенко И. М., Шиян О. А., Шиян И. Б., Шмис Т. Г., Ле-ван Т. Н., Козьмина Я. Я., Сивак Е. В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. 2017. № 2. С. 16-31.
14. ISO 9001:2015. Международный стандарт системы менеджмента качества. Требования / пер. И. Инелеева, М. Хабибулина, Р. Ибрагимова // Management. URL: http://iso-management.com/wp-content/uploads/2015/10/ IS0-9001-2015-ot-30.09.14-Cert-Group.pdf (дата обращения: 25.08.2020).
Федосова Ирина Евгеньевна, кандидат экономических наук, Национальный институт качества образования (ул. Россолимо, 17, стр. 1, Москва, Россия, 119021). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 05.10.2020
DOI: 10.23951/2307-6127-2020-6-41-51
CONCEPTUAL FRAMEWORK FOR EARLY CHILDHOOD EDUCATION QUALITY MONITORING IN THE RUSSIAN FEDERATION
I. E. Fedosova
The National Institute for the Quality of Education, Moscow, Russian Federation
The article presents the scientific background for the development of the new quality monitoring system in the Russian Federation, as well as goals, objectives and main provisions of the Conceptual framework for early childhood education quality monitoring in the Russian Federation. The article presents a system of level assessment of the quality of preschool education, which is embedded in the monitoring concept. The article presents a model of comprehensive assessment of the quality of education in preschool institutions, a model of multilevel collection of information from the MKDO using the unified information platform of the monitoring.
It describes the aspects and indicators for assessment and evaluation of the quality of early childhood education in early childhood classrooms and in early childhood settings in general. The authors of the concept proposes 9 areas of quality to organize information monitoring: educational guidelines; educational program; teacher qualifications; content of educational activities; educational process organization; educational environment; creation of conditions for preschool education of children with special needs and disabilities; interaction with parents; provision of meals to students and preschool institution employees; child protection and health improvement, management and development of the organization.
It formulates possible directions of implementation of the results of monitoring procedures at all levels of early childhood education system in the Russian Federation.
Keywords: early childhood education, quality assessment and evaluation; monitoring; quality indicators, MKDO (Early Childhood Education Quality Monitoring), early childhood education system of the Russian Federation.
References
1. Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii: Federal'nyy zakon ot 29 dekabrya 2012 g. No. 273-FZ (redaktsiya ot 26 iyulya 2019 g.) [About education in the Russian Federation: Federal Act of December 29, 2012. No. 273-FA (ed. July 26, 2019)]. Ofitsial'nyy internet-portalpravovoy informatsii [Official internet-portal of legal information] (in Russian). URL: http://pravo.gov.ru (accessed 24 August 2020).
2. Ob utverzhdenii Federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 17 oktyabrya 2013 g. No. 1155 (red. ot 21 yanvarya 2019 g.) [About the approval of the Federal state educational standard of early childhood education: order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of October 17, 2013 No. 1155 (ed. from January 21, 2019)]. Federal'nyy portal "Rossiyskoye obrazovaniye" [Federal portal "Russian Education"] (in Russian). URL: http://www.edu.ru/documents/view/57648/ (accessed 24 August 2020).
3. Primernaya osnovnaya obrazovatel'naya programma doshkol'nogo obrazovaniya (odobrena resheniyem federal'nogo uchebno-metodicheskogo ob"edineniya po obshchemu obrazovaniyu ot 20 maya 2015 g. № 2/15) [Model basic educational program of early childhood education (approved by the decision of federal educational and methodological association for general education on May 20, 2015 No. 2/15)]. Moscow, Natsional'noye obrazovaniye Publ., 2016 (in Russian).
4. Konventsiya o pravakh rebenka (Prinyata rezolyutsiyey 44/25 General'noy Assambley OON ot 20 noyabrya 1989 g.) [Convention on the Rights of the Child (adopted by UN General Assembly Resolution 44/25 of November 20, 1989)]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml (accessed 24 August 2020) (in Russian).
5. Ob utverzhdenii poryadka provedeniya samoobsledovaniya obrazovatel'noy organizatsiyey: prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii ot 14 iyunya 2013 g. No. 462 [On approval of the procedure for conducting self-examination by an educational organization : order of the Ministry of education and science of the Russian Federation No. 462 of June 14, 2013]. Garant.ru: informatsionno-pravovoy portal [legal information portal] (in Russian). URL: http://base.garant.ru/70405358/ (accessed 25 August 2020).
Ob utverzhdenii form dokumentov, ispol'zuemykh Federal'noy sluzhboy po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki v protsesse litsenzirovaniya obrazovatel'noy deyatel'nosti: prikaz Federal'noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 12 marta 2015 g. No. 279 [On approval of the forms of documentation used by the Federal service for supervision of education and science in the process of licensing educational activities : order of the Federal service for supervision of education and science of March 12, 2015 No. 279]. Portal Federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov vysshego obrazovaniya [Portal of Federal state educational standards of higher education] (in Russian). URL: http://fgosvo.ru/news/8/1182 (accessed 25 August 2020). Kharms T., Klifford R. M., Krayer D. Shkaly dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh. ECERS-R [Early Childhood Environment Rating Scale. ECERS-R]. Moscow, Natsional'noye obrazovaniye Publ., 2019. 136 p. (in Russian).
8. Fedosova I. E. MKDO 2020. Kontseptsiya monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya Rossijskoy Federatsii [MKDO 2020. Concept of early childhood education quality monitoring]. Moscow, Natsional'noye obrazovaniye, Publ., 2020 (in Russian).
6.
7.
9. Balakerimova T. V., Zagvozdkin V. K., Sergeyeva T. V, Fedosova I. E., Khaydarpashich M. R. Gosudarstvennye sistemy otsenki i monitoringa kachestva doshkol'nogo obrazovaniya [State systems for assessing and monitoring of the quality of early childhood education]. Al'manakh Instituta korrektsionnoy pedagogiki - The Almanac Institute of Special Education, 2019, no. 38 (in Russian). URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-no-38/ (accessed 25 August 2020).
10. Osnovnye rezul'taty mezhdunarodnogo issledovaniya PISA-2015 [Main results of the PISA-2015 International study]. Portalfederalnogo instituta otsenki kachestva obrazovaniya [Portal of the Federal Institute for Education Quality Assessment ] (in Russian). URL: https://www.fioco.ru/results_PISA_2015 (accessed 6 August 2020).
11. Shlyaykher A. Obrazovaniye mirovogo urovnya. Per. s angl. [World Class Education. Translation from English]. Moscow, Natsional'noye obrazovaniye Publ., 2019 (in Russian).
12. Shiyan O. A., Vorob'eva E. V. Novye vozmozhnosti otsenki kachestva obrazovaniya: shkaly ECERS-R aprobirovany v Rossii [New opportunities for education quality assessment : ECERS-R approbation in Russia]. Sovremennoye doshkol'noye obrazovaniye. Teoriya i praktika - Modern early childhood education. Theory and practice, 2015, no. 7, pp. 38-49 (in Russian).
13. Remorenko I. M., Shiyan O. A., Shiyan I. B., Shmis T. G., Le-van T. N., Koz'mina Ya. Ya., Sivak E. V. Klyuchevye problemy realizatsii FGOS doshkol'nogo obrazovaniya po itogam issledovaniya s ispol'zovaniyem "Shkal dlya kompleksnoy otsenki kachestva obrazovaniya v doshkol'nykh obrazovatel'nykh organizatsiyakh (ECERS-R)": "Moskva-36" [Key problems of implementation of the Federal state educational standard for early childhood education based on the study results using "Early Childhood Environment Rating Scale. (ECERS-R)": "Moscow-36"]. Modern early childhood education. Theory and practice, 2017, no. 2, pp. 16-31 (in Russian).
14. ISO 9001:2015. Mezhdunarodnyy standart sistemy menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. Perevod Ineleyev I., Khabibulin M., Ibragimov R. [ISO 9001:2015. International standard of quality management system. Requirements. Translation by Ineleyev I., Khabibulin M., Ibragimov R]. Management (in Russian). URL: http://iso-management. com/wp-content/uploads/2015/10/ISO-9001-2015-ot-30.09.14-Cert-Group.pdf (accessed 25 August 2020).
Fedosova I. E., Candidate of Economic Sciences, The National Institute for the Quality of
Education (ul. Rossolimo, 17, str. 1, Moscow, Russian Federation, 119021).
E-mail: [email protected]