Научная статья на тему 'Особенности содержания методики развития физических качеств студентов технического университета на занятиях по волейболу, разделенных по биоэнергетическим типам организма'

Особенности содержания методики развития физических качеств студентов технического университета на занятиях по волейболу, разделенных по биоэнергетическим типам организма Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическое развитие / студенты-первокурсники / волейбол / технический университет / механизм энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД) / physical development / first-year students / volleyball / technical university / mechanism of energy supply to muscular activity (MEMD)

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Рябов Михаил Егорович, Фарбей Вадим Валерьевич

С каждым годом в сборных командах ведущих волейбольных стран становится все меньше и меньше воспитанников вузовского волейбола. Выполнение игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры основано на высоком уровне развития физических качеств. В связи с этим, особого внимания заслуживает совершенствование методики развития физических качеств с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). Научная новизна. Развитие физических качеств с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД) на занятиях по волейболуактуальная тема научного исследования. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы на уроках физической культуры, в процессе занятий физической культурой среднего профессионального образования, в организациях высшего образования, а также тренерами в рамках учебной и тренировочной деятельности. Материалы и методы. Исследования проводились на базе научной лаборатории ИжГТУ при участии студентов-первокурсников основной группы здоровья, занимающихся в волейбольной специализации, с определением биоэнергетический типов организма по методике С.А. Душанина. Результаты. Для обоснования эффективности разработанной нами экспериментальной методики развития физических качеств поточно-интервальным и интенсивно-интервальный методами выполнения упражнений с учётом биоэнергетических типов энергообеспечения мышечной деятельности у студентов-волейболистов первого курса ИжГТУ контрольной и экспериментальной групп мы провели тестирование до и после педагогического эксперимента. В тестировании физической подготовленности использовались следующие тесты: бег 100 м; бег 3000 м; прыжок в длину с места; подтягивание в висе на высокой перекладине; челночный бег 3х10 м; наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамейки-см). Эксперимент показал опережающий рост результатов экспериментальной группы над результатами контрольной группы. Заключение. Разработана и внедрена экспериментальная методика проведения занятий по волейболу, направленная на комплексное развитие физических качеств с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности с применением круговой тренировки поточно-интервальным и интенсивно-интервальным методами выполнения упражнений. Данная методика может быть рекомендована для проведения занятий по волейболу, как метод улучшения функционального состояния и резервных возможностей организма студентов технического университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Рябов Михаил Егорович, Фарбей Вадим Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the methodology content for developing physical qualities of the technical university students in volleyball classes, divided by bioenergy types of organism

Every year there are fewer and fewer university volleyball players in the national teams of leading volleyball countries. The performance of game actions, technical techniques and most tactical combinations during one game is based on a high level of physical qualities development . In this regard the improvement of the methodology for the development of physical qualities, taking into account the mechanism of muscle activity energy supply (MEMS), deserves special attention. Scientific novelty. The development of physical qualities, taking into account the mechanism of muscular activity energy supply (MEMS) in volleyball classes, is a current topic of scientific research. Practical significance. The results of the study can be used in physical education lessons, during physical education classes in secondary vocational education, in higher education organizations, as well as by coaches as part of educational and training activities. Materials and methods. The research was carried out on the basis of the scientific laboratory of the Izhevsk State Technical University with the participation of first-year students of the main health group, engaged in volleyball specialization, with the determination of bioenergetic types of the body according to the method of S.A. Dushanin. Results. To substantiate the effectiveness of the experimental methodology we developed for the development of physical qualities using flow-interval and intensive-interval methods of performing exercises, taking into account the bioenergetic types of energy supply to muscle activity among first-year volleyball players at the Izhevsk State Technical University in the control and experimental groups, we conducted testing before and after the pedagogical experiment. The following tests were used in testing physical fitness: 100 m run; 3000 m run; standing long jump; hanging pull-up on a high bar; shuttle run 3x10 m; bending forward from a standing position on a gymnastic bench (from the level of the bench, cm). The experiment showed an accelerated growth in the results of the experimental group over the results of the control group. Conclusion. An experimental methodology for conducting volleyball classes for the comprehensive development of physical qualities, taking into account the energy supply system for muscle activity, using circuit training using flow-interval and intensive-interval methods of performing exercises was developed and implemented. This technique can be recommended for conducting volleyball classes, as a method of improving the functional state and reserve capabilities of technical university students’ body.

Текст научной работы на тему «Особенности содержания методики развития физических качеств студентов технического университета на занятиях по волейболу, разделенных по биоэнергетическим типам организма»

УДК 796

Особенности содержания методики развития физических качеств студентов технического университета на занятиях по волейболу, разделенных по биоэнергетическим типам организма Рябов М.Е. *, Фарбей В.В.

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ОЯСЮ: 0000-0003-0074-1338, rme@istu.ru* Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

г. Санкт-Петербург, Россия ОЯСЮ: 0000-002-0019-5421, farbeyv@mail.ru*

Аннотация: С каждым годом в сборных командах ведущих волейбольных стран становится все меньше и меньше воспитанников вузовского волейбола. Выполнение игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры основано на высоком уровне развития физических качеств. В связи с этим, особого внимания заслуживает совершенствование методики развития физических качеств с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). Научная новизна. Развитие физических качеств с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД) на занятиях по волейболу- актуальная тема научного исследования. Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы на уроках физической культуры, в процессе занятий физической культурой среднего профессионального образования, в организациях высшего образования, а также тренерами в рамках учебной и тренировочной деятельности. Материалы и методы. Исследования проводились на базе научной лаборатории ИжГТУ при участии студентов-первокурсников основной группы здоровья, занимающихся в волейбольной специализации, с определением биоэнергетический типов организма по методике С.А. Душанина. Результаты. Для обоснования эффективности разработанной нами экспериментальной методики развития физических качеств поточно-интервальным и интенсивно-интервальный методами выполнения упражнений с учётом биоэнергетических типов энергообеспечения мышечной деятельности у студентов-волейболистов первого курса ИжГТУ контрольной и экспериментальной групп мы провели тестирование до и после педагогического эксперимента. В тестировании физической подготовленности использовались следующие тесты: бег 100 м; бег 3000 м; прыжок в длину с места; подтягивание в висе на высокой перекладине; челночный бег 3х10 м; наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамейки-см). Эксперимент показал опережающий рост результатов экспериментальной группы над результатами контрольной группы. Заключение. Разработана и внедрена экспериментальная методика проведения занятий по волейболу, направленная на комплексное развитие физических качеств с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности с применением круговой тренировки поточно-интервальным и интенсивно-интервальным методами выполнения упражнений. Данная методика может быть рекомендована для проведения занятий по волейболу, как метод улучшения функционального состояния и резервных возможностей организма студентов технического университета.

Ключевые слова: физическое развитие, студенты-первокурсники, волейбол, технический университет, механизм энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД)

Для цитирования: Рябов М.Е.*, Фарбей В.В. Особенности содержания методики развития физических качеств студентов технического университета на занятиях по волейболу,

разделённых по биоэнергетическим типам организма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(2): .

Features of the methodology content for developing physical qualities of the technical university students in volleyball classes, divided by bioenergy types

of organism

Mikhail E. Ryabov*, Vadim V. Farbey

Izhevsk State Technical University named after M.T.Kalashnikov

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0003-0074-1338, rme@istu.ru* Herzen State Pedagogical University St. Petersburg, Russia ORCID: 0000-002-0019-5421, farbeyv@mail.ru*

Abstract: Every year there are fewer and fewer university volleyball players in the national teams of leading volleyball countries. The performance of game actions, technical techniques and most tactical combinations during one game is based on a high level of physical qualities development . In this regard the improvement of the methodology for the development of physical qualities, taking into account the mechanism of muscle activity energy supply (MEMS), deserves special attention. Scientific novelty. The development of physical qualities, taking into account the mechanism of muscular activity energy supply (MEMS) in volleyball classes, is a current topic of scientific research. Practical significance. The results of the study can be used in physical education lessons, during physical education classes in secondary vocational education, in higher education organizations, as well as by coaches as part of educational and training activities. Materials and methods. The research was carried out on the basis of the scientific laboratory of the Izhevsk State Technical University with the participation of first-year students of the main health group, engaged in volleyball specialization, with the determination of bioenergetic types of the body according to the method of S.A. Dushanin. Results. To substantiate the effectiveness of the experimental methodology we developed for the development of physical qualities using flow-interval and intensive-interval methods of performing exercises, taking into account the bioenergetic types of energy supply to muscle activity among first-year volleyball players at the Izhevsk State Technical University in the control and experimental groups, we conducted testing before and after the pedagogical experiment. The following tests were used in testing physical fitness: 100 m run; 3000 m run; standing long jump; hanging pull-up on a high bar; shuttle run 3x10 m; bending forward from a standing position on a gymnastic bench (from the level of the bench, cm). The experiment showed an accelerated growth in the results of the experimental group over the results of the control group. Conclusion. An experimental methodology for conducting volleyball classes for the comprehensive development of physical qualities, taking into account the energy supply system for muscle activity, using circuit training using flow-interval and intensive-interval methods of performing exercises was developed and implemented. This technique can be recommended for conducting volleyball classes, as a method of improving the functional state and reserve capabilities of technical university students' body.

Key words: physical development, first-year students, volleyball, technical university, mechanism of energy supply to muscular activity (MEMD)

For citation: Mikhail E. Ryabov*, Vadim V. Farbey. Features of the methodology content for the development of technical university students' physical qualities in volleyball classes, divided by bioenergetic types of the body. Russian Journal of Physical Education and Sport.

Введение

С каждым годом в сборных командах ведущих волейбольных стран становится все меньше и меньше воспитанников вузовского волейбола. Это связано с тем, что использующиеся сегодня в студенческом волейболе подходы к организации спортивной подготовки студентов-волейболистов, описанные в литературе и применяющиеся на практике, не отвечают современным требованиям, диктуемым динамикой развития этой игры.

Эффективное выполнение игровых действий, технических приемов и большинства тактических комбинаций на протяжении одной игры, основано на высоком уровне развития физических качеств [2, 7].

Таким образом, сохраняется важность решения вопроса улучшения всех сторон физической подготовки, занимающихся волейболом, студентов технического вуза. Особого внимания заслуживает совершенствование методики развития физических качеств, с учетом механизма энергообеспечения мышечной деятельности (МЭМД). Поэтому необходимо организовать волейбольные занятия избирательно воздействуя на развитие аэробной, анаэробной производительности и общей работоспособности, а также резервных адаптационных возможностей и акцентированного развития двигательных способностей без ущерба здоровья [4].

Широко используется экспресс-диагностика Душанина-Карленко среди спортсменов, но отсутствуют исследования о применении её на занятиях по волейболу со студентами основной медицинской группы. По мнению ряда исследователей, (И.Г. Гибадуллин, Ч.А. Гизатуллина, С.А. Душанин, В.П. Карленко, В.С. Кожевников, Р.Е. Петров и др.), функциональные и резервные возможности организма индивидуальны, что определено генотипической обусловленностью аэробных и анаэробных возможностей. Также нами было выдвинуто предположение о том, что наиболее оптимальным средством на занятиях по волейболу со студентами основной медицинской группы будет круговой метод. С помощью него можно подобрать физическую нагрузку, исходя из индивидуальных особенностей биоэнергетики организма и развивать физические качества комплексно.

В связи с этим, нами определена цель: разработать и экспериментально обосновать эффективность построения учебного процесса для развития физических качеств студентов ИжГТУ, занимающихся в группах по специализации "Волейбол". С учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности, оказывающей влияние на развитие физических качеств и поставлены задачи: 1. определить динамику состояния здоровья студентов-первокурсников основной медицинской группы и провести сравнительный анализ за несколько лет по результатам медицинского осмотра; 2. определить с помощью экспресс-диагностики Душанина-Карленко типологию биоэнергетики этих студентов; 3. разработать и внедрить экспериментальную методику проведения занятий по волейболу для комплексного развития физических качеств с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности с применением круговой тренировки поточно-интервальным и интенсивно-интервальным методами выполнения упражнений [4].

Материалы и методы

Проведенный анализ научно - методической литературы не выявил методик проведения учебных занятий по волейболу в техническом вузе с учётом механизма энергообеспечения мышечной деятельности, в связи с этим возникла необходимость

разработать и внедрить методику круговой тренировки (поточно-интервальным и интенсивно-интервальным методами) для развития физических качеств студентов-волейболистов (в течение 20-25 минут в начале основной части волейбольного занятия) на основе типологии биоэнергетики мышечных волокон студентов 1 -го курса ИжГТУ, относящихся к основной медицинской группе, с последующим проведением занятий по экспериментальной методике, тестированием физической подготовленности, подсчётом результатов методом математической статистики.

Результаты и обсуждение

В период с 1997 по 2023 год на диаграмме (рис. 1) представлена картина медицинского осмотра студентов первого курса основной медицинской группы ИжГТУ. Динамика количества студентов - первокурсников, относящихся к основной медицинской группе, составляет, в основном, от 45% до 65 %, за исключением в 2020 году она составила 80% [1, 8, 9].

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

СТ1СТ1СТ10000000000*Н*Н*Н*Н*Н*Н*Н*Н*Н*НГМГМГМГМ

спспспоооооооооооооооооооооооо

1112 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 22 2 2 2 2 2 2

Рис.1 Количество студентов 1-го курса ИжГТУ, отнесенных к основной медицинской

группе (в %)

Согласно 2-ой задаче, нами определены биоэнергетические особенности организма студентов первого курса с помощью экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма - «D&K-TEST». [4]. Результаты распределения студентов на биоэнергетические группы представлены в таблице 1 и сформированы две одинаковые группы по биоэнергетическому профилю, экспериментальная и контрольная по 18 человек.

Таблица 1

Распределение студентов основной медицинской группы по принадлежности к

биоэнергетическому проф илю

№ Биоэнергетический профиль Биоэнергетическая Количество % Количество % КГ

п/п группа студентов ЭГ (18 (18 человек)

человек)

1 Аэробный 1 (первая) - -

2 Аэробно-гликолитический 2 (вторая) 33,3% 33,3%

3 Аэробно -анаэробный 3 (третья) 33,3% 33,3%

4 Анаэробно-аэробный 4(четвертая) 27,8% 27,8%

5 Анаэробно -максимальный 5(пятая) 5,6% 5,6%

Занятия по физической культуре в волейбольной специализации для контрольной группы проводились в соответствии с ФГОС, по утвержденной программе спортивных игр, то есть на занятии были поставлены задачи по обучению стойкам и перемещениям в волейболе, которые реализовались в подготовительной части занятия, наряду с ОРУ. В основной же части занятия проходило обучение технике волейбола, передачам мяча двумя руками сверху, снизу, подаче и другим приемам. В конце основной части занятия проводилась учебная волейбольная игра. В заключительной части проводилась восстановительная ходьба с упражнениями на восстановление дыхания и ЧСС.

Для решения задачи комплексного развития физической качеств занимающихся волейболом студентов экспериментальной группы (18 студентов разделенных по 6 чел. на аэробную, смешанную и анаэробную подгруппы) была разработана и внедрена в начале основной части занятия круговая тренировка поточно-интервальным и интенсивно-интервальными методами выполнения упражнений, состоящая из 6 станций с учетом биотипов. Структурная схема занятий представлена на рисунке 2 [6].

Рис.2 Схема расположения круговой тренировки в спортивном зале На рисунке 3 представлен примерный комплекс круговой тренировки.

Ч'гЧ

/ V

ее 2 в

I

I

1. Силовые способности.

Ил. Ногн на ширине плеч, б руках гантели весом 2-3 кг. Выполнение: Наклониться вперед до горизонтального положения, руки прямые вперед. Во время наклонов спина прямая, сметцеть вперед.

1. Скоростно-силовые способности.

Ил. Ногн врозь на двух скамейках, набивной мяч весом 3 кг внизу. Выполнение: из И.П. выпрямляя ноги подняться на носки, далее вновь ИЛ. в быстром темпе. Сосредоточить внимание на вынесении прямых плеч вверх

3. Специальная выносливость.

Ил. Упор присев.

Выполнение: из положения упор присев выполняется прыжок вверх, прогнувшись с поднятыми руками вверху.

4. Силовые способности.

Ил. Лежа на полу, упор на пальцах с опорой ног о скамейку. Выполнение: сгибать и разгибать руки в упоре на пальцах. Вдох делать перед разгибанием рук, выдох - при сгнбанни.

5. Скоростно-силовые способности.

Ил. Низкий присед, руки отведены назад, в руках гантели весом 4-5

: прыжки толчком двух ног с продвижением вперед по замкнутому кругу, б. Специальная выносливость.

ЙЛ- Стойка на одной ноге, вторая впереди, в руках набивной мяч. Выполнение: поочередные глубокие приседания на одной ноге с выносом другой вперед, в руках набивной мяч. Приседая, руки с набивным мячом перед.

Рис. 3 Примерный комплекс круговой тренировки

В первом семестре экспериментальной методике предшествовал подготовительный период, то есть проверялась реакция организма на стандартную нагрузку, определенная по

6 показателям многофакторной экспресс-диагностики С.А. Душанина, показав незначительные изменения результатов во всех биогруппах, что и явилось обоснованием по подбору и качеству развития физических качеств методом круговой тренировки с учетом биоэнергетических типов организма студентов на занятиях по волейболу в техническом вузе. Кроме того, в первом семестре по мере готовности карточек с методическими объяснениями по выполнению упражнений с секундомерами, проходили предварительные тренировочные проходы станций и устанавливалась соответствующая дозированная нагрузка с учетом биоэнергетических типов.

Во втором семестре студенты - волейболисты приступили к реализации эксперимента. Нагрузочная часть на развитие физических качеств круговой тренировки в начале основной части волейбольного занятия представлена в таблице 2.

При составлении комплексов упражнений учитывались правила дозирования нагрузки, в связи с этим, во-первых, рекомендовалось физиологическую нагрузку на организм повышать постепенно, увеличивая ее во второй половине комплекса. Во - вторых, при выполнении комплексов рекомендовалось их пробное выполнение. В - третьих, дозировка физических упражнений обеспечивалась: изменением исходных положений, изменением амплитуды движений, ускорением или замедлением темпа, увеличением или уменьшением числа повторений, включением в работу большего или меньшего числа мышечных групп, увеличением или сокращением пауз для отдыха.

Таблица 2

Нагрузка экспериментальной методики

№ п/п Физические качества Бионергитическая группа 1-2 Бионергитиче ская группа 3 Бионергитическая группа 4-5

Дозиро вка, (время, с) Отдых с Примечание Выполнение упражнений 2 недели как по биогруппе 1-2 Выполнение упражнений 2 недели как по биогруппе 4-5 Дозиро вка (время, с) Отдых,с Примечание

1 Силовые способнос ти 40-60 60-80 Акцент направлен на силовую выносливость в анаэробно-гликолитическо й зоне мощности 10-20 110-100 Акцент на воспитание максимальной силы, выполнение в алактатной зоне мощности

2 Скоростно -силовые способнос ти 10-20 110100 Акцент на максимальную быстроту одиночного движения 10 110 Акцент на максимальну ю мощность одиночного движения

3 Специальн ая выносливо сть 40-50 60-70 Субмаксимальн ая интенсивность выполнения упражнения 20-25 95-100 Максимальна я интенсивност ь выполнения упражнения

Для обоснования эффективности разработанной нами экспериментальной методики развития физических качеств поточно-интервальным и интенсивно-интервальным

методами выполнения упражнений с учётом биоэнергетических типов энергообеспечения мышечной деятельности у студентов-волейболистов первого курса ИжГТУ контрольной и экспериментальной групп мы провели тестирование до и после педагогического эксперимента.

В тестировании физической подготовленности использовались следующие тесты: бег 100 м; бег 3000 м; прыжок в длину с места; подтягивание в висе на высокой перекладине; челночный бег 3х10 м; наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамейке (от уровня скамейки-см).

Рассматривая результаты в тесте бег на 100 м., наблюдается рост в результатах эксперимента у обеих групп. Немного выше рост у студентов-волейболистов экспериментальной группы, он составляет 4,99%, средний результат до эксперимента 14,41±0,86 сек и после 13,69±0,96 сек. В контрольной группе рост составил 3,29%, средний результат до эксперимента 14,37±0,8 сек и после 13,9±0,79 сек. В экспериментальной группе показатели имеют статистически значимое различие (р<0,05), в отличие от контрольной группы (р>0,05).

В тесте, характеризующем выносливость, бег на 3000 м, прирост результатов после эксперимента также выше у студентов экспериментальной группы. В экспериментальной группе средние результаты данного теста равны 18,51±1,06 мин и 16,59±1,22 мин, рост составил 10,41% при статистически значимых различиях сравниваемых показателей (р<0,05). У студентов контрольной группы средние результаты равны до 18,54±0,84 мин и после эксперимента 17,32±1,16 мин, рост составил 6,57% при статистически достоверных различиях (р<0,05).

Показатели результатов теста «Прыжок в длину с места толчком двумя ногами» имеют положительную динамику в экспериментальной группе, прирост в группе составил 4,76%, средние величины до эксперимента 222,22±15,55 см и после 233,33±15,62 см, различия носят статистически значимый характер (р<0,05). Результаты теста в контрольной группе в конце эксперимента составляют прирост 1,49%, а средние величины до и после эксперимента соответственно равны 220,56±14,44 см и 223,89±14,61 см, различия сравниваемых показателей носят статистически незначимый характер (р >0,05).

В тесте «Подтягивание в висе на высокой перекладине» у обеих групп видна положительная динамика в результатах к концу эксперимента. Прирост результатов в экспериментальной группе выше. Рост показателей в экспериментальной группе составил 18,54%, а средние показатели до и после эксперимента соответственно равны 8,06±4,14 количество раз и 9,88±4,36 количество раз, различия носят статистически значимый характер (р<0,05). Рост показателей в контрольной группе составил 6,87%, средний

результат до - 8,28±3,34 и после эксперимента - 8,89±0,46 количество раз, но при этом различия носят статистически незначимый характер (р >0,05).

В результатах теста челночного бега 3х10 м (сек.) у студентов экспериментальной группы вновь наблюдается прирост результатов с 7,34±0,54 сек. до эксперимента и 6,36±0,74 сек. после эксперимента, который составил 13,37%. У студентов в контрольной группе прирост составил 3,65% с 7,4±0,46 сек. до эксперимента и 7,13±0,47 сек. после эксперимента. В контрольной группе сравниваемые показатели имеют статистически не значимые различия (р>0,05), в экспериментальной же - показатели имеют противоположное значение(р<0,05).

Результаты теста «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье» (ниже уровня скамьи, см), носят в обеих группах статистически не значимый характер (р>0,05). Прирост результатов экспериментальной группы значительно опережает прирост результатов контрольной группы 19,13% и 9,52% соответственно. Показатели гибкости студентов-волейболистов в экспериментальной группе равны 5,17±3,87 см до и 6,39±3,93 см после эксперимента.

Таблица 3

Показатели физической подготовленности студентов-волейболистов первого курса

ИжГТУ до и после эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа

Показатели Этапы X ± а прирост в % р X ± а прирост в % р

бег 100 м (с) до 14,41±0,86 4,99 <0,05 14,37±0,80 3,29 >0,05

после 13,69±0,96 13,90±0,79

бег 3000 м до 18,51±1,06 10,41 <0,05 18,54±0,84 6,57 <0,05

(мин.) после 16,59±1,22 17,32±1,16

L (см) до 222,22±15,55 4,76 <0,05 220,56±14,44 1,49 >0,05

после 233,33±15,62 223,89±14,61

подтягивание до 8,06±4,14 18,54 <0,05 8,28±3,34 6,87 >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после 9,88±4,36 8,89±0,46

бег 3х10 м (с) до 7,34±0,54 13,37 <0,05 7,40±0,46 3,65 >0,05

после 6,36±0,74 7,13±0,47

наклон (см) до 5,17±3,87 19,13 >0,05 5,28±4,20 9,52 >0,05

после 6,39±3,93 5,83±0,98

Результаты проведённых тестов, характеризующих физическую подготовленность до и после эксперимента, отражены в таблице 3 и на рисунке 4 у экспериментальной группы, рисунке 5 у контрольной группы и на рисунке 6 представлено изменение показателей в конце эксперимента в %.

Экспериментальная группа

250 200 150 100 50 0

бег 100 м, с бег 3000 м, мин

прыжки с подтягивание бег 3*10 м, с наклон, см места, см

■ до ■ после

Рис.4 Диаграмма показателей физической подготовленности экспериментальной группы

до и после

250 200 150 100 50 0

о*

Контрольная группа

1до ■ после

Рис.5 Диаграмма показателей физической подготовленности контрольной группы до и

после

и

20,00% 18,00% 16,00% 14,00% 12,00% 10,00% 8,00% 6,00% 4,00% 2,00% 0,00%

18,54%

19,13%

4,99% 3,29%

к

10,41% 6,57%

4,76%

1,49% ||

13,37%

6,87%

3,65% г

9,52%

3,29% 6,57% 1,49% 6,87% 3,65% 9,52%

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

Рис. 6 Показатели физической подготовленности студентов-волейболистов 1 -го курса ИжГТУ в конце эксперимента, %

Заключение

Проведенный анализ литературных источников выявил актуальность проведения занятий по волейболу со студентами 1-го курса основной медицинской группы. Поставлены и решены научные задачи и сделаны положительные выводы. Разработана и внедрена экспериментальная методика проведения занятий по волейболу на комплексное развитие физических качеств с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности с применением круговой тренировки поточно-интервальным и интенсивно-интервальным методами выполнения упражнений. Показатели физической подготовленности экспериментальной группы оказались выше по сравнению с контрольной группой. Данная методика может быть рекомендована для проведения занятий по волейболу, как метод улучшения функционального состояния и резервных возможностей организма студентов технического университета.

Список литературы

1. Анисимова А.Ю., Воротова М.С., Рябов М.Е. Развитие физических качеств у студентов технического университета на занятиях по волейболу с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(2): 168-173. Б01: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-168-173.

2. Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Горшкова С.В. Динамика показателей физических качеств у студентов-первокурсников технического университета. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2021; 16(3): 62-67. Б01: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-62-67.

3. Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Рябов М.Е., Мельников Ю.А. Теоретические и практические аспекты формирования физического здоровья студентов технического вуза. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2019; 14(3): 73-79. Б01: 10.14526/2070-4798-2019-59-64.

4. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле. Киев. 1986: 24.

5. Зюкин А.В., Анисимова А.Ю., ВоротоваМ.С., Рубцова Л.В. Динамика показателей резервных и функциональных возможностей организма студентов 1-3 курсов ИжГСА. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2020; 15(1): 176-186. Б01: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-176-186

6. Рубцова Л.В., Фарбей В.В. Содержание методики занятий физической культурой у студентов специальной медицинской группы УдГАУ, имеющих различные биоэнергетические типы организма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 224-234.

7. Рябов М.Е., Гибадуллин И.Г. Методика развития физических качеств студентов технического университета с учетом системы энергообеспечения мышечной деятельности. В сборнике: Физическая культура, здравоохранение и образование. Материалы XVI

Международной научно-практической конференции, посвященной памяти В.С. Пирусского. Томск. 2022: 160-165.

8. Рябов М.Е. Определение физического здоровья студентов технического университета. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): 235-239.

9. Рябов М.Е. Состояние здоровья студентов первого курса в техническом университета. Интернаука (internauka.org). Педагогика и психология в современном мире: Теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXXVII Международной научно-практической конференции. 2020; 7(37): 75-79.

References

1. Aleksandra Yu. Anisimova, Mariya S. Vorotova, Mikhail Е. Ryabov. The development of physical qualities among students of the Technical University during volleyball classes, taking into account the energy supply system of muscle activity. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(2): 168-173. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-2-168-173 [In Russ., In Engl.].

2. Aleksandra Yu. Anisimova*, Mikhail Е. Ryabov, Svetlana V. Gorshkova. Dynamics of physical qualities indices among first-year students at a technical University. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemyfizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2021; 16(3): 62-67. DOI: 10.14526/2070-4798-2021-16-3-6267 [In Russ., In Engl.].

3. Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Mikhail E. Ryabov, Yuriy A. Melnikov. Theoretical and practical aspects of technical University students' physical health formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2019; 14(3): 73-79. DOI: 10.14526/2070-47982019-59-64 [In Russ., In Engl.].

4. Dushanin S.A. Sistema mnogofaktornoj ekspress diagnostiki funkcional'noj podgotovlennosti sportsmenov pri tekuchem I operativnom vrachebno-pedagogicheskom kontrole [A system of multifactorial express diagnostics of the functional readiness of athletes with modern and prompt medical and pedagogical control]. Kiev. 1986: 24 [In Russ.].

5. Anatoliy V.Zyukin, Aleksandra Yu. Anisimova, Mariya S. Vorotova, Lyubov V. Rubtsova. Dynamics of indices of reserve and functional abilities of the 1st-3rd course students' organism at Izhevsk State Agricultural Academy Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2020; 15(1): 176-186. DOI: 10.14526/2070-4798-2020-15-1-176-186 [In Russ., In Engl.]

6. Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Mikhail E. Ryabov, Yuriy A. Melnikov Theoretical and practical aspects of technical University students' physical health formation. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 224-234 [In Russ., In Engl.].

7. Ryabov M.E., Gibadullin I.G. Methodology for the development of physical properties of technical university students, taking into account the energy supply system for muscle activity. У sbornike: Fizicheskaya kul'tura, zdravoohranenie I obrazovanie. Materialy XVI

Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyachennoj pamyati V.S. Pirusskogo [In the collection: Physical culture, health care and education. Materials of the XVI International Scientific and Practical Conference dedicated to the memory of V.S. Pirussky]. Tomsk, 2022. pp. 160-165 [In Russ.].

8. Mikhail E. Ryabov. Determination of the technical university students' health status. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I Sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): 235-239.

9. Ryabov M.E. Health status of the first-year technical university students. Internauka (internauka.org). Pedagogika Ipsihologiya v sovremennom mire: Teoreticheskie Iprakticheskie issledovaniya. Sbornik statej po materialam XXXVII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Pedagogy and psychology in the modern world: Theoretical and practical research. Collection of articles based on the materials of the XXXVII International Scientific and Practical Conference]. 2020; 7(37): 75-79 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 20.05.2024

Рябов Михаил Егорович - старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: rme@istu.ru

Фарбей Вадим Валерьевич -доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, 192007, Россия, г. СанктПетербург, Лиговский проспект, дом 275, корпус 1, e-mail:_farbeyv@herzen.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.