Научная статья на тему 'МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТИПОВ'

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТИПОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТЛЕТИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЕ ТИПЫ / ИНТЕНСИВНОСТЬ / ЧСС / ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОМПЛЕКС СИЛОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гибадуллин Илдус Гиниятуллович, Анисимова Александра Юрьевна, Ахметзянов Марат Загитович, Турлаков Сергей Валентинович

В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.). Однако для реализации циклических упражнений продолжительного характера необходимы, по меньшей мере, кардио-тренажеры. Атлетический зал вуза не может обеспечить всех студентов кардиотренажёрами, что подтолкнуло к поиску альтернативных средств. Материал. В статье рассматривается обоснование выбора интенсивности при выполнении студентами-юношами комплекса атлетических упражнений, направленного на развитие общей выносливости. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test», педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики Результат. В предварительном эксперименте по реакции сердечно-сосудистой системы выявлена оптимальная интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений с учетом биоэнергетических типов. В исследовании, проводившемся с 2021 по 2022 учебный год на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, принимали участие пятьдесят семь студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, г. Ижевск, Россия. Тестировали комплекс атлетических упражнений циклического характера на выявление реакции сердечно-сосудистой системы. Собраны и проанализированы данные ответной реакция организма на выполнение комплекса атлетических упражнений различной интенсивности с учетом биоэнергетических типов. Обоснована интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений с учетом биоэнергетических типов. Заключение. Выполнение комплекса силовых упражнений со свободными весами с учетом биоэнергетических типов позволит решить поставленную задачу развития общей выносливости на занятиях атлетической гимнастикой. Научная новизна работы заключается в том, что в ней разработана методика развития общей выносливости студентов, в которой ключевым моментом является применение силовых упражнений циклического характера на основе биоэнергетических типов, направленных на повышение общей и силовой выносливости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гибадуллин Илдус Гиниятуллович, Анисимова Александра Юрьевна, Ахметзянов Марат Загитович, Турлаков Сергей Валентинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY FOR THE DEVELOPMENT OF GENERAL ENDURANCE IN ATHLETIC GYMNASTICS CLASSES BASED ON THE BIOENERGETIC TYPES

As a means of educating aerobic endurance, exercises of a cyclic nature of moderate, large and variable intensity (cross-country running, cross-country skiing, long walking, cycling, etc.) became the most widespread in the practice of general physical training. However, at least cardio simulators are necessary for the implementation of cyclic exercises of a prolonged nature. The athletic hall of the university cannot provide all students with cardio equipment, which prompted the search for alternative means. Material. The article discusses the rationale for the choice of intensity when performing a set of athletic exercises by young students aimed at developing general endurance. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, the method of express diagnostics of the functional state and reserve capabilities of the organism "D&K-Test", pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics Result. In the preliminary experiment on the reaction of the cardiovascular system, the optimal intensity of performing a complex of athletic exercises, taking into account bioenergetic types, was revealed. Fifty-seven students engaged in athletic gymnastics took part in the research conducted from 2021 to 2022 academic year on the basis of the M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk, Russia. A complex of athletic exercises of a cyclic nature was tested to detect the reaction of the cardiovascular system. The data of the body's response to the performance of the athletic exercises’ complex of varying intensity, taking into account bioenergetic types, are collected and analyzed. The intensity of the athletic exercises complex performance taking into account bioenergetic types is justified. Conclusion. Performing a set of strength exercises with free weights, taking into account bioenergetic types, will solve the task of developing general endurance in athletic gymnastics classes. The scientific novelty of the work lies in the fact that it developed a methodology for the development of general endurance of students, in which the key point was the use of cyclic strength exercises based on bioenergetic types aimed at increasing the general and strength endurance of students.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКОЙ НА ОСНОВЕ УЧЕТА БИОЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ТИПОВ»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-36-44

Методика развития общей выносливости на занятиях атлетической гимнастикой на основе учета биоэнергетических типов

ГибадуллинИ.Г.*, АнисимоваА.Ю., АхметзяновМ.З., Турлаков С.В.

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0003-4479-2794, gibadullinildus@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@mail.ru ORCID: 0000-0003-4479-2794, ahmar05@mail.ru ORCID: 0000-0003-4479-2794, turlakov_73@mail.ru

Аннотация: В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.). Однако для реализации циклических упражнений продолжительного характера необходимы, по меньшей мере, кардио-тренажеры. Атлетический зал вуза не может обеспечить всех студентов кардиотренажёрами, что подтолкнуло к поиску альтернативных средств. Материал. В статье рассматривается обоснование выбора интенсивности при выполнении студентами-юношами комплекса атлетических упражнений, направленного на развитие общей выносливости. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test», педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики Результат. В предварительном эксперименте по реакции сердечно-сосудистой системы выявлена оптимальная интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений с учетом биоэнергетических типов. В исследовании, проводившемся с 2021 по 2022 учебный год на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, принимали участие пятьдесят семь студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, г. Ижевск, Россия. Тестировали комплекс атлетических упражнений циклического характера на выявление реакции сердечно-сосудистой системы. Собраны и проанализированы данные ответной реакция организма на выполнение комплекса атлетических упражнений различной интенсивности с учетом биоэнергетических типов. Обоснована интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений с учетом биоэнергетических типов. Заключение. Выполнение комплекса силовых упражнений со свободными весами с учетом биоэнергетических типов позволит решить поставленную задачу развития общей выносливости на занятиях атлетической гимнастикой. Научная новизна работы заключается в том, что в ней разработана методика развития общей выносливости студентов, в которой ключевым моментом является применение силовых упражнений циклического характера на основе биоэнергетических типов, направленных на повышение общей и силовой выносливости студентов.

Ключевые слова: атлетическая гимнастика, биоэнергетические типы, интенсивность, ЧСС, общая выносливость, комплекс силовых упражнений, студенты.

Для цитирования: Гибадуллин И.Г.*, Анисимова А.Ю., Ахметзянов М.З., Турлаков С.В.

Методика развития общей выносливости на занятиях атлетической гимнастикой на основе учета

биоэнергетических типов.Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы

физическойкультуры и спорта. 2023; 18(2): 36-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-36-44.

Methodology for the development of general endurance in athletic gymnastics

classes based on the bioenergetic types

Ildus G. Gibadullin*, Aleksandra Yu. Anisimova, Marat Z. Akhmetzyanov, Segey V.

Turlakov

M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0003-4479-2794, gibadullinildus@yandex.ru* ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@mail.ru ORCID: 0000-0003-4479-2794, ahmar05@mail.ru ORCID: 0000-0003-4479-2794, turlakov_73@mail.ru

Abstract: As a means of educating aerobic endurance, exercises of a cyclic nature of moderate, large and variable intensity (cross-country running, cross-country skiing, long walking, cycling, etc.) became the most widespread in the practice of general physical training. However, at least cardio simulators are necessary for the implementation of cyclic exercises of a prolonged nature. The athletic hall of the university cannot provide all students with cardio equipment, which prompted the search for alternative means. Material. The article discusses the rationale for the choice of intensity when performing a set of athletic exercises by young students aimed at developing general endurance. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, the method of express diagnostics of the functional state and reserve capabilities of the organism "D&K-Test", pedagogical experiment, testing, methods of mathematical statistics Result. In the preliminary experiment on the reaction of the cardiovascular system, the optimal intensity of performing a complex of athletic exercises, taking into account bioenergetic types, was revealed. Fifty-seven students engaged in athletic gymnastics took part in the research conducted from 2021 to 2022 academic year on the basis of the M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk, Russia. A complex of athletic exercises of a cyclic nature was tested to detect the reaction of the cardiovascular system. The data of the body's response to the performance of the athletic exercises' complex of varying intensity, taking into account bioenergetic types, are collected and analyzed. The intensity of the athletic exercises complex performance taking into account bioenergetic types is justified. Conclusion. Performing a set of strength exercises with free weights, taking into account bioenergetic types, will solve the task of developing general endurance in athletic gymnastics classes. The scientific novelty of the work lies in the fact that it developed a methodology for the development of general endurance of students, in which the key point was the use of cyclic strength exercises based on bioenergetic types aimed at increasing the general and strength endurance of students.

Keywords: athletic gymnastics, bioenergetic types, intensity, heart rate, general endurance, a set of strength exercises, students.

For citation: Ildus G. Gibadullin*, Aleksandra Yu. Anisimova, Marat Z. Akhmetzyanov, Sergey V. Turlakov. Methodology for the development of general endurance in athletic gymnastics classes based on the bioenergetic types. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 36-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-36-44..

Актуальность

Для решения задач развития выносливости общепринятыми в методике физического воспитания и спортивной тренировки считаются такие физические упражнения, в которых одновременно задействовано большое количество мышечных групп, что приводит к значительной интенсификации деятельности кардиореспира-торной системы. В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.).

Такое качество, как общая выносливость проявляется в способности человека совершать работу с заданными параметрами в течение длительного времени в условиях неблагоприятных сдвигов внутренней среды организма [1]. Но для реализации циклических упражнений продол-

жительного характера необходимы, по меньшей мере, кардио-тренажеры. Атлетический зал вуза не может обеспечить всех студентов кардиотре-нажёрами, что подтолкнуло к поиску альтернативных средств.

Объект исследования; учебный процесс по физической культуре студентов.

Предмет исследования: организация занятий по физической культуре студентов на основе применения комплекса силовых упражнений циклического характера на занятиях атлетической гимнастикой.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать интенсивность выполнения комплекса силовых упражнений циклического характера на занятиях атлетической гимнастикой.

Задачи исследования:

- разработать и практически обосновать методику использования комплекса силовых упражнений циклического характера на осно-

ве биоэнергетических типов, направленную на повышение общей и силовой выносливости студентов.

Материалы и методы

В исследованиях, которые проводились в период с 2021 по 2022 учебные годы, принимали участие студенты ИжГТУ им. М.Т. Калашникова второго года обучения, выбравшие атлетическую гимнастику основной формой занятий по физической культуре. Исследование проведено методом экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test» для выявления систем энергообеспечения. В педагогическом эксперименте проведено тестирование с целью определения ответной реакции организма (ЧСС) студентов на выполнение комплекса атлетических упражнений циклического характера на основе системы энергообеспечения. Методом математической статистики проанализирована взаимосвязь принадлежности студентов к группам с аэробной, смешанной и анаэробной системой энергообеспечения с интенсивностью выполнения комплекса атлетических упражнений.

Результаты и обсуждение

Для решения задач развития выносливости, общепринятыми в методике физического воспитания и спортивной тренировки, считаются такие физические упражнения, в которых одновременно задействовано большое количество мышечных групп, что приводит к значительной интенсификации деятельности кардиореспи-раторной системы. К сожалению, использовать кроссовый бег, бег на лыжах, ходьбу в качестве средства повышения аэробной производительности у студентов, выбравших занятия атлетической гимнастикой как основную форму физической подготовки в вузе не представляется возможным. Ограниченность в возможности использования кардиотренажёров и отсутствие необходимых природно-климатических условий подтолкнуло нас к поиску альтернативных средств [2].

Для решения задач совершенствования аэ-

робной выносливости нами был применен учебно-тренировочный комплекс атлетических упражнений циклического характера «Штан-га-20». Комплекс атлетических упражнений представляет связку из пяти легких для запоминания и выполнения многосуставных движений со штангой весом двадцать килограммов. Вес штанги двадцать килограммов (20 кг) выбран с учетом специфики тренажерного зала и физической подготовленности студентов. Частота выполнения упражнения составила 90 движений в минуту. Для стандартизации темпа движений использовался метроном. Выполняемые упражнения комплекса поставлены по порядку таким образом, чтобы после выполнения предыдущего упражнения следующее выполнялось без смены положения ног и хвата, что обеспечивает легкий переход от предыдущего упражнения к последующему. Ниже представлено содержание комплекса «Штанга», состоящего из пяти упражнений, выполняемых без нарушения очередности:

1. Рывок штанги на грудь, средним хватом сверху, толчком ног.

2. Толчок штанги от груди, средним хватом сверху, толчком ног.

3. Приседание со штангой (на груди, плечах), стоя.

4. Становая тяга.

5. Тяга штанги к низу живота, стоя в наклоне, средним хватом сверху.

Техника выполнения каждого упражнения комплекса была разучена и освоена в подготовительном этапе на первом курсе обучения.

С целью выявления системы энергообеспечения было проведено исследование с участием 57 студентов второго года обучения ИжГТУ им. М.Т. Калашникова методом экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test», г. Ижевск, Россия.

В таблице 1 представлены статистические показатели распределения студентов по группам энергообеспечения.

Таблица 1

Распределение студентов по группам энергообеспечения

По показателям «D&K-Test», по преобладающему пути энергообеспечения мышечной деятельности определены пять групп, разделённых на аэробную, смешанную и анаэробную подгруппы. В аэробную подгруппу вошли 13 студентов 1-2-й биоэнергетических групп (22.8°^

в смешанную подгруппу - 20 студентов 3-й биоэнергетической группы (35.1%); в анаэробную подгруппу - 24 студента 1-2-й биоэнергетических групп (42.1%). Диаграмма процентного распределения студентов по подгруппам энергообеспечения представлена на рисунке 1.

Распределение подтипов энергообеспечения

и 1 аэробная подгруппа энергообес печен ия

■ 2 смешанная подгруппа энергообес печен ия

■ 3 анаэробная подгруппа энергообес печен ия

Рис. 1. Распределение подтипов энергообеспечения

Результаты по восьми показателям много- кова, занимающихся атлетической гимнасти-факторной экспресс-диагностики «D&K-Test» кой, представлены в таблице 2. студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашни-

Таблица 2

Результаты многофакторной экспресс-диагностики студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, занимающихся атлетической гимнастикой

ыюъысргстшссиш профиль 31АНВ: МЕ МЕ КФ ГЛ ПК сс IU.HO оме

4 л 1 л £, гг ± л 1 л 4 Л £ п 4 л

^рОЁЫии. .-\lpl4~IKl пшшппш! ]5Л 55,( 6Л 2Д « 1 55 6

±53 ±43 иц 411,1

1| у р(и|р ч у р(и1|Д м ¿14,1 тл, мц 7У4 1,515, 5 и i4.lt 0.5 ±и,7 603 ни «.7 415.0

^шлриана аэробыии. ЛлзтрчЬлй ■ тггла— — М,Т ±НА авд 3*3 1,7 ±11.4 ii.lt иод 58.1 ¿15,4 «и 420.2

Из данных таблицы 2 мы видим следующее: ЧССпано аэробной, аэробно-гликолитической подгруппы составил 155,6 уд/мин; аэробно-анаэробной - 160,5 уд/мин; анаэробно-аэробной, анаэробно-максимальной - 158,1 уд/мин.

Далее раскрывалась одна из задач исследования - выявить реакцию организма на стандартную нагрузку для студентов аэробной, смешанной и анаэробной подгрупп, позволяющую

развить общую выносливость на занятиях по атлетической гимнастике. В предварительном эксперименте выполнено ряд тестовых заданий комплекса «Штанга-20» с различными количественными и временными условиями. А именно, комплекс «Штанга-20» выполнялся от 6 до 12 повторов в упражнении, при этом после выполнения комплекса сразу измерялись показатели ЧСС. Каждый раз задание выполнялось

после полного восстановления. В таблице 3 и на робной, смешанной и анаэробной подгрупп на графике (рисунок 2) представлены показатели выполнение комплекса силовых упражнений ЧСС ответной реакции организма студентов аэ- «Штанга-20» различной интенсивности.

Таблице 3

Частота сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении студентами комплекса силовых упражнений «Штанга-20»

Подгруппа Коп л1 юта пи-игар-лп :: у 1[х ш.м^и: и

1: рз.1 оск) 7 рй! К рц11 {Иик} 9р:п {АО сск-> 1(1 раЦ7В ССК"> 11риГМ «II 12рв(Я лж]

ЧСС \±4Т V 1 а \±<г ХЬя Х± а \ ±41

А. тр «¡110114 СС1 ш.сша^ 151,7±7,Ь 15К.7±123

[ мсшшшая 1ЧСС) ш.шиа 152.7±1:Л 154,1*1 ]6].1±1Ц;

Л.11Г!ри01ЫЯ (ЧСС) И^ЛПй.Х 1 6.5 _6±1 166,3*20,6 1703*1*3

Рис. 2. График частоты сердечных сокращений (ЧСС) при выполнении студентами комплекса

силовых упражнений «Штанга-20»

В результате проведенного предварительного научного эксперимента нами выбрана интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений "Штанга-20", характеризующаяся темпом выполнения движений с частотой девяносто ударов в минуту (90 уд/ мин), как наиболее приемлемая. В таблице 4 представлены значения (ЧСС) оптимальной интенсивности при

выполнении комплекса «Штанга-20» в сравнении с расчетными значениями ЧССпано для аэробной, смешанной и анаэробных подгрупп, выявленными в результате проведения многофакторной экспресс-диагностики «D&K-Test», и предложенными зонами ЧСС с задачей развития общей выносливости.

Показатели ЧСС аэробной, смешанной и анаэробных подгрупп

Таблица 4

подгруппа 1 аэреюная 2 l'm jjli ,|jlh llh .i анлэрооная

1 Время mrpyiKj: Юрэч (50 сек) 9 рач (fiü l ек 1 К раз <7U сек)

1 Ср. L3L"C ншрузн 15*1,1 ±1l,j 154,4^14,7

Ср. ЧССпано по «tDAK-ТЫ» IHfJv^lS,! 19&J±15,4

Рекомендуемые юны ЧСС для разя hihi общей нынюспнжктн I4U-14U

В сравнительном анализе показателей ЧСС, полученных в предварительном эксперименте, с результами многофакторной экспресс-диагностики «D&K-Test» и предложенными зонами ЧСС оптимальное количество повторов каждого движения комплекса составило: для аэробной подгруппы - 10 раз (70 сек); смешанной - 9 раз (60 сек); анаэробной - 8 раз (50 сек).

В таблице 5 показаны количественные (раз) и временные ^сек) характеристики интенсивности выполнения силовых упражнений «Штан-га-20» с учетом биоэнергетических типов. Отмечено время полного выполнения задания и время отдыха.

Таблица 5

Характеристика интенсивности выполнения силовых упражнений «Штанга-20» с учетом биоэнергетических типов

nDgqiyjina Сменим моя Aiiaipofiian

Количество IHETOJIOB. ipnf ig i

Jäp: чд p:iL44ij. icckI 7D fiO SQ

Jjp: мя L'T.iuy. 1 СЕК I 1H5 MiaiS CCKI ]95 сек U нмн 15 cml 205 cm |3 4HIL 25 KI)

(JÖCIICC время IJ 255 (4. LS h) 255 255 (4.15 >111:11

пвдвдх 1 а к i

Е Sp-J мл h водило* 25.30 25.3D 25.30

(1.1 IIOIO CTуУ>1\| 1 TT]. 1ним1

lip-j'-u раоати i^iynnu J4 >111:1 ]J IIIUI 34 >111:1

Заключение

В результате проведения предварительного педагогического эксперимента была выявлена реакции организма студентов-юношей аэробной, смешанной и анаэробных подгрупп на стандартную нагрузку выполнения комплекса атлетических упражнений. В результате анализа определена оптимальная интенсивность выполнения комплекса атлетических упражнений циклического характера «Штанга-20» для студентов аэробной, смешанной и анаэробной подгрупп с целью решения задач совершенствования аэробной выносливости. В связи с этим мы считаем, что необходимо исследовать влияние развития общей выносливости посредством выполнения комплекса атлетических упражнений «Штанга-20» с учетом системы энергообеспечения студента на эффективность выполнения нормативов комплекса ГТО.

Список литературы

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Николаев А.А., Семенов В.Г. Развитие выносливости у спортсменов. М.: Спорт. 2017: 8.

2. Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З., Турла-ков С.В. Развитие выносливости у студентов на

занятиях атлетической гимнастикой. Педаго-гико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 132-140. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-4-132-140.

3. Быченков С.В. Атлетическая гимнастика для студентов: учебно-методическое пособие. Саратов: Вузовское образование. 2016: 50.

4. Бодюков Е.В. Научно-методические основы атлетической гимнастики оздоровительной направленности : монография. Барнаул: АлтГТУ. 2006: 179.

5. Методические рекомендации по организации проведения испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортив-ный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), одобренные на заседании Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по введению и реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014 пункт 11/1.

6. Можаев Э.Л. Основные подходы в технологии спортивно ориентированного физического воспитания. Спортивно ориентированное фи-

зическое воспитание - новая педагогическая технология XXI века : материалы Всерос. на-уч.-практ. конф. Ижевск: УдГУ. 2006; 1: 34-39.

7. Поторочин А.Г. Организация физического воспитания студентов в юридическом вузе: проблемы и противоречия. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Ижевск, 24-27 октября 2017 г.). Ижевск: Изд-во ИжГТУимени М. Т. Калашникова. 2017: 872-877.

8. Садыков Р.И. Содержание уроков физической культуры образовательно-тренировочной направленности с юношами на основе принципов спортивной тренировки: дис. ... канд. пед. наук. Набережные Челны. 2013: 182.

9. Садыков Р.И., Синявскуий Н.И., Усмано-ва Л.А. Развитие двигательных способностей у учащихся на уроках физической культуры образовательно-тренировочной направленности. Педагогика и психология: сборник научно-методических статей по проблемам педагогики, специальной и педагогической психологии физической культуры, спорта, здорового образа жизни и информационно-библиотечной деятельности в образовании. Ханты-Мансийск: РИО АУ Институт развития образования. 2011: 116-120.

10. Ханжиева А.Я. Методика проведения уроков физической культуры с использованием комплекса физических упражнений на развитие выносливости у юношей 15-16 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009; 1: 14.

11. Давыдов О.Ю., Дворкин Л. С. Атлетическая гимнастика - универсальное средство повышения общей физической подготовленности студентов технического вуза. Теория и методика физического воспитания. 2008; 4: 9.

12. Никулин Ю.И. Влияние атлетической гимнастики на развитие общей выносливости студентов технологического института. Культура физическая и здоровье. 2019; 4(72): 49-51.

13. Кондраков Г.Б., Шутова Т.Н. Атлетическая гимнастика как перспектива развития физической культуры для студентов экономического вуза. Гуманитарное образование в экономическом вузе : Сб. материалов IV международ. науч.-практ. заоч. интернет-конф. Том I. М.: ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». 2016: 504509.

14. Шутова Т.Н., Гаджиев Д.М., Пихаев Р.Р. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов. Физическая культура, спорт, туризм: на-уч.-метод. сопровождение : матер. Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. Участием. Пермь. 2016: 135-139.

References

1. Nikolaev A.A., Semenov V.G. Development of endurance in athletes. M.: Sport. 2017: 8 [In Russ.].

2. Gibadullin I.G., Akhmetzyanov M.Z., Turlakov S.V. Development of endurance in students in athletic gymnastics classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fiicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 132140. DOI: 10.14526/2070-4798-2022-17-4-132-140 [In Russ.].

3. Bychenkov S.V. Atleticheskaya gimnastika dlya studentov: uchebno-metodicheskoe posobie [Athletic gymnastics for students: an educational and methodical manual. Saratov: University education. 2016: 50 [In Russ.].

4. Bodyukov E.V. Nauchno-metodicheskie osnovy atleticheskoj gimnastiki ozdorovitel'noj napravlennosti: monografiya [Scientific and methodological foundations of athletic gymnastics of health-improving orientation: monograph]. Barnaul: AltSTU. 2006: 179 [In Russ.].

5. Methodological recommendations on the organization of tests (tests) included in the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Work and Defense" (TRP), approved at a meeting of the Coordination Commission of the Ministry of Sports of the Russian Federation on the introduction and implementation of the All-Russian physical culture and Sports complex "Ready for Work and Defense" (TRP) Protocol No. 1 of 23.07.2014 item II/1.

6. Mozhaev E.L. Basic approaches in the technology of sports-oriented physical education. Sportivno-orientirovannoe fizicheskoe vospitanie -Novaya pedagogicheskaya tehnologiya XXI veka: materialy Vserrosijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Sports-oriented physical education -a new pedagogical technology of the XXI century : materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference]. Izhevsk: UdGU. 2006; 1: 34-39.

7. Potorochin A.G. Organization of physical education of students in law school: problems and contradictions. Sbornik dokladov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (Izhevsk, 24-27 oktyabrya 2017 g.) [Collection of reports of the All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Izhevsk, October 24-27, 2017)]. Izhevsk: Publishing House of Izhgtuimeni M. T. Kalashnikov. 2017: 872-877 [In Russ.].

8. Sadykov R.I. The content of physical culture lessons of educational and training orientation with young men based on the principles of sports training. Candidate's thesis. Naberezhnye Chelny. 2013: 182.

9. Sadykov R.I., Sinyavskuiy N.I., Usmanova L.A. Development of motor abilities in students at

physical culture lessons of educational and training orientation. Pedagogika I psihologya: sbornik nauchno-metodicheskih statej po problemam pedagogiki, special'noj I pedagogicheskoj psihologii fizicheskoj kul'tury, sporta, zdorovogo obraza zhizni I informacionno-bibliotechnoj deyatel'nosti v obrazovanii [Pedagogy and psychology: a collection of scientific and methodological articles on the problems of pedagogy, special and pedagogical psychology of physical culture, sports, healthy lifestyle and information and library activities in education]. Khanty-Mansiysk: RIO AU Institute of Education Development. 2011: 116-120 [In Russ.].

10. Khanzhieva A.Ya. Methods of conducting physical culture lessons using a set of physical exercises for the development of endurance in young men aged 15-16 years. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2009; 1: 14 [In Russ.].

14.11. Davydov O.Yu., Dvorkin L. S. Athletic gymnastics is a universal means of improving the general physical fitness of students of a technical university. Teoriya I metodika fizicheskogo vospitaniya. 2008; 4: 9 [In Russ.].

12. Nikulin Yu.I. The influence of athletic gymnastics on the development of general

endurance of students of the Technological Institute. Fizicheskaya kul'tura I zdorov'e. 2019; 4(72): 49-51 [In Russ.].

13. Kondrakov G.B., Shutova T.N. Athletic gymnastics as a perspective for the development of physical culture for students of an economic university. Gumanitarnoe obrazovanie v ekonomicheskom vuze: Sbornik materialov IV mezhdunarodonj nauchno-prakticheskoj zaochnoj internet-konferencii. Tom I [Humanitarian education in an economic university : Collection of materials of the IV International. scientific-practical. part-time. internet conf. Volume I]. M.: FGBOU VO "Plekhanov Russian University of Economics". 2016: 504-509 [In Russ.].

14. Shutova T.N., Gadzhiev D.M., Pihaev R.R. Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students. Fizicheskaya kul'tura, sport, turizm: nauchno-metodicheskoe soprovozhdenie: materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem [Physical culture, sports, tourism: scientific method. support : mater. All-Russian scientific-practical conf. with international participation]. Perm. 2016: 135-139 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 17.04.2023

Гибадуллин Илдус Гиниятуллович - доктор педагогических наук, профессор, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: gibadullinildus@yandex.ru

Анисимова Александра Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@mail.ru

Ахметзянов Марат Загитович - старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ahmar05@mail.ru

Турлаков, Сергей Валентинович - старший преподаватель, Ижевский государственный технический университет им. М.Т. Калашникова, 426069, Россия, г. Ижевск, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: turlakov 73@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.