Научная статья на тему 'Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечного энергообеспечения'

Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечного энергообеспечения Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
9
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / атлетическая гимнастика / биоэнергетический тип / экспресс – диагностики «D&K-Test» / физические качества / общая выносливость / циклические упражнения / комплекс силовых упражнений методом круговой тренировки. / students / athletic gymnastics / bioenergetic type / rapid diagnostics "D&K–Test" / physical qualities / general endurance / cyclic exercises / a set of strength exercises using the circular training method.

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Гибадуллин Илдус Гинниятуллович, Ахметзянов Марат Закирович, Анисимова Александра Юрьевна, Мошкина Наталья Александровна

В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.).Выполнение комплекса атлетических упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом биоэнергетического типа позволит решить проблему физического развития молодого специалиста, его силовой и аэробной выносливости в условиях атлетического зала. В статье рассматриваются показатели результатов функциональных и резервных возможностей организма, показатели обязательных тестов до и после эксперимента в результате выполнения студентами-юношами комплекса атлетических упражнений, направленного на развитие общей выносливости. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K–Test», педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результат. В результате эксперимента анализ показателей тестов, характеризующих развитие физических качеств, показателей функциональных и резервных возможностей организма, выявил положительный рост в группе студентов, выполнявших экспериментальную программу, сформированную на основе учета биоэнергетических типов. В исследовании, проводившемся с января 2023 года по июнь 2023 учебного года на базе ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, принимали участие сорок пять студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, г. Ижевск, Россия. Заключение. Выполнение комплекса силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом биоэнергетического типа, позволит решить поставленную задачу развития общей и силовой выносливости на занятиях атлетической гимнастикой. Научная новизна работы заключается в том, что в ней апробирована методика развития общей выносливости студентов, в которой ключевым моментом является применение силовых упражнений циклического характера на основе биоэнергетических типов, направленных на повышение общей и силовой выносливости студентов. Практическая значимость. Полученные результаты исследования представляют информативную ценность для специалистов, работающих в системе организации образовательной деятельности, инструкторов, тренеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим гуманитарным наукам , автор научной работы — Гибадуллин Илдус Гинниятуллович, Ахметзянов Марат Закирович, Анисимова Александра Юрьевна, Мошкина Наталья Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The method of developing strength endurance by the method of circular training, taking into account the system of muscular energy supply

As a means of training aerobic endurance, exercises of a cyclic nature of moderate, high and variable intensity (cross-country running, cross-country skiing, long walking, cycling, etc.) became the most widespread in the practice of general physical training. Performing a complex of athletic exercises of a cyclic nature according to the type of continuous work, using the circular training method, taking into account the bioenergetic type will solve the problem of a young specialist’s physical development, his strength and aerobic endurance in an athletic hall. The article examines the indicators of the body functional and reserve capabilities results, the indicators of mandatory tests before and after the experiment as a result of the performance by young students of athletic exercises complex aimed at the development of general endurance. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, the method of rapid diagnosis of the functional state and reserve capabilities of the body "D&K–Test", pedagogical, experiment, testing, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the experiment, the analysis of test indicators, characterizing the development of physical qualities, indicators of functional and reserve capabilities of the body revealed a positive growth in the group of those who performed the experimental program formed on the basis of taking into account bioenergetic types. Forty-five students engaged in athletic gymnastics, Izhevsk, Russia, participated in the study. It was conducted from January 2023 to June 2023 academic year on the basis of M.T. Kalashnikov IzhSTU. Conclusion. Performing a set of a cyclic nature strength exercises according to the type of continuous work, using the circular training method, taking into account the bioenergetic type, will solve the task of developing general and strength endurance in athletic gymnastics classes. The scientific novelty of the work lies in the fact that it tests a method for developing the general endurance of students, in which the key point is the use of cyclic strength exercises based on bioenergetic types aimed at increasing the general and strength endurance of students. Practical significance. The obtained research results are informative for specialists working in the system of organizing educational activity, instructors, trainers.

Текст научной работы на тему «Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечного энергообеспечения»

Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечного энергообеспечения

Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З. *, Анисимова А.Ю., Мошкина Н.А.

Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова

г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-6386-1121, g1badullinildus@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6075-5291, ahmar05@mail.ru*

Аннотация. В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение в практике общей физической подготовки получили упражнения циклического характера умеренной, большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.).Выполнение комплекса атлетических упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом биоэнергетического типа позволит решить проблему физического развития молодого специалиста, его силовой и аэробной выносливости в условиях атлетического зала. В статье рассматриваются показатели результатов функциональных и резервных возможностей организма, показатели обязательных тестов до и после эксперимента в результате выполнения студентами-юношами комплекса атлетических упражнений, направленного на развитие общей выносливости. Методы исследования: анализ и обобщение научной и методической литературы, метод экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test», педагогический эксперимент, тестирование, методы математической статистики. Результат. В результате эксперимента анализ показателей тестов, характеризующих развитие физических качеств, показателей функциональных и резервных возможностей организма, выявил положительный рост в группе студентов, выполнявших экспериментальную программу, сформированную на основе учета биоэнергетических типов. В исследовании, проводившемся с января 2023 года по июнь 2023 учебного года на базе ИжГТУ им. М.Т.Калашникова, принимали участие сорок пять студентов, занимающихся атлетической гимнастикой, г. Ижевск, Россия. Заключение. Выполнение комплекса силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом биоэнергетического типа, позволит решить поставленную задачу развития общей и силовой выносливости на занятиях атлетической гимнастикой. Научная новизна работы заключается в том, что в ней апробирована методика развития общей выносливости студентов, в которой ключевым моментом является применение силовых упражнений циклического характера на основе биоэнергетических типов, направленных на повышение общей и силовой выносливости студентов. Практическая значимость. Полученные результаты исследования представляют информативную ценность для специалистов, работающих в системе организации образовательной деятельности, инструкторов, тренеров.

Ключевые слова: студенты, атлетическая гимнастика, биоэнергетический тип, экспресс -диагностики «D&K-Test», физические качества, общая выносливость, циклические упражнения, комплекс силовых упражнений методом круговой тренировки.

Для цитирования: Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З.*, Анисимова А.Ю., Мошкина Н.А. Методика развития силовой выносливости методом круговой тренировки с учетом системы мышечной энергообеспечения. Педагогико-психологические и медиок-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2024; 19(1): .

The method of developing strength endurance by the method of circular training, taking into account the system of muscular energy supply

Ildus G. Gibadullin, Marat Z. Akhmetzyanov*, Aleksandra Yu. Anisimova, Natalya A. Moshkina

M.T. Kalashnikov State Technical University

Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-6386-1121, g1badullinildus@yandex.ru ORCID: 0000-0002-6075-5291, ahmar05@mail.ru*

Abstract: As a means of training aerobic endurance, exercises of a cyclic nature of moderate, high and variable intensity (cross-country running, cross-country skiing, long walking, cycling, etc.) became the most widespread in the practice of general physical training. Performing a complex of athletic exercises of a cyclic nature according to the type of continuous work, using the circular training method, taking into account the bioenergetic type will solve the problem of a young specialist's physical development, his strength and aerobic endurance in an athletic hall. The article examines the indicators of the body functional and reserve capabilities results, the indicators of mandatory tests before and after the experiment as a result of the performance by young students of athletic exercises complex aimed at the development of general endurance. Research methods: analysis and generalization of scientific and methodological literature, the method of rapid diagnosis of the functional state and reserve capabilities of the body "D&K-Test", pedagogical, experiment, testing, methods of mathematical statistics. Result. As a result of the experiment, the analysis of test indicators, characterizing the development of physical qualities, indicators of functional and reserve capabilities of the body revealed a positive growth in the group of those who performed the experimental program formed on the basis of taking into account bioenergetic types. Forty-five students engaged in athletic gymnastics, Izhevsk, Russia, participated in the study. It was conducted from January 2023 to June 2023 academic year on the basis of M.T. Kalashnikov IzhSTU. Conclusion. Performing a set of a cyclic nature strength exercises according to the type of continuous work, using the circular training method, taking into account the bioenergetic type, will solve the task of developing general and strength endurance in athletic gymnastics classes. The scientific novelty of the work lies in the fact that it tests a method for developing the general endurance of students, in which the key point is the use of cyclic strength exercises based on bioenergetic types aimed at increasing the general and strength endurance of students. Practical significance. The obtained research results are informative for specialists working in the system of organizing educational activity, instructors, trainers.

Keywords: students, athletic gymnastics, bioenergetic type, rapid diagnostics "D&K-Test", physical qualities, general endurance, cyclic exercises, a set of strength exercises using the circular training method.

For citation: Ildus G. Gibadullin, Marat Z. Akhmetzyanov*, Aleksandra Yu. Anisimova, Natalya A. Moshkina. Methods of developing strength endurance by circular training taking into account the muscular energy supply system. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2024; 19(1): .

Актуальность

Многие авторы отмечают повсеместное снижение уровня физической подготовленности студентов вузов [1,3,8,10]. В рейтинге наибольшего снижения физической подготовленности в нормативных требованиях комплекса ГТО лидирующее положение занимает тест в беге на 3000м, характеризующий выносливость, тесты, характеризующие силовую выносливость, также входят в тройку антирейтинга [2]. Для решения задач развития выносливости общепринятыми в методике физического воспитания и спортивной тренировки считаются такие физические упражнения, в которых одновременно задействовано большое количество мышечных групп, что приводит к значительной интенсификации деятельности кардиореспираторной системы. В качестве средств воспитания аэробной выносливости наибольшее распространение получили упражнения циклического характера умеренной,

большой и переменной интенсивности (кроссовый бег, лыжные кроссы, длительная ходьба, езда на велосипеде и т. п.). Метод круговой тренировки является эффективным в воспитании общей и локальной силовой выносливости (стр. 88, Холодов). Метод слитного (непрерывного) упражнения также является основным в развитии общей выносливости. К сожалению, использование бега, ходьбы, ограниченность в возможности использования кардиотренажёров в качестве средства повышения аэробной производительности у студентов, выбравших занятия атлетической гимнастикой основной формой подготовки по физическому развитию в вузе, не представляется возможным. В связи с вышеизложенным, по нашему мнению, возникает необходимость поиска альтернативных средств и методов эффективного развития силовой и аэробной выносливости студентов в рамках занятий по предмету «Физическая культура» в условиях атлетического зала.

Объект исследования - учебный процесс по физической культуре студентов. Предмет исследования: организация занятий атлетической гимнастикой по физической культуре студентов на основе применения комплекса силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом биоэнергетического типа.

Цель исследования: оценить эффективность методики развития силовой и общей (аэробной)выносливости экспериментальной группы студентов-юношей второго курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, в результате применения комплекса силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки с учётом дифференцированной нагрузки для определённого биоэнергетического типа.

Задачи исследования:

1. Определить уровень функционального состояния организма студентов ИжГТУ им. М.Т. Калашникова., а также выявить факторы, определяющие необходимость применения методики выполнения комплекса силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы, методом круговой тренировки, направленных на развитие силовой и общей (аэробной) выносливости с учетом биоэнергетических типов организма в ходе физического воспитания.

2. Определить биоэнергетические типы организма студентов второго курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова.

3. Выявить изменения показателей обязательных тестов, характеризующих развитие физических качеств студентов-юношей второго курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова контрольной и экспериментальной групп.

4.Выявить изменения показателей функциональных и резервных возможностей организма контрольной и экспериментальной групп, определённых с использованием метода экспресс - диагностики «D&K-Test» до и после эксперимента у студентов- юношей второго курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова.

Материалы и методы

Исследование проводилось на базе ИжГТУ им. М.Т. Калашникова, в период с января 2023 по июнь 2023 учебного года, в котором принимали участие студенты второго года обучения, выбравших атлетическую гимнастику, как основную форму занятий по физической культуре. Показатели функциональных и резервных возможностей организма студентов, их биоэнергетические типы энергообеспечения определялись с использованием метода экспресс - диагностики «D&K-Test» профессора Душанина С.А. Развитие физических качеств оценивались по результатам проведенных обязательных тестов до и после эксперимента. Методом математической статистики проведён анализ результатов функциональных и резервных возможностей организма, показателей обязательных тестов до и после эксперимента.

В исследовании приняли участие сорок пять студентов- юношей второго курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова (экспериментальная - 21, контрольная -24), г. Ижевск, Россия. Проведено исследование методом экспресс-диагностики функционального состояния и резервных возможностей организма «D&K-Test» в начале и в конце эксперимента, для выявления системы энергообеспечения. Исходя из данных экспресс - диагностики «Л&К-Test» 1-ый и 2-ой биоэнергетический профиль отнесли к первой группе аэробного типа (5 студентов экспериментальная группа и 6 студентов контрольная группа), студентов 3-его биоэнергетического профиля отнесли ко второй группе смешанного типа (7 студентов экспериментальная группа, 8 - контрольная группа), студентов 4 и 5-го биоэнергетического профиля отнесли в третью группу анаэробного типа (8 студентов экспериментальная группа, 11 - контрольная группа). Данное разделение биоэнергетических профилей на биоэнергетические типы предлагает использовать Душанин С.А. с соавторами [5].

Занятия по физической культуре в контрольной группе проводились в соответствии с утверждённым ФГОС на момент проведения эксперимента. В результате проведения предварительного педагогического эксперимента нами был подобран комплекс силовых упражнений для развития силовой и общей (аэробной) выносливости [4]. Эксперимент проводился в течение семестра, 64-х академических часов занятий. Учебно-тренировочный комплекс силовых упражнений со штангой представляет связку из пяти легких для запоминания и выполнения многосуставных движений с активным включением ног, характеризующийся цикличностью, выполняющийся непрерывно, методом круговой тренировки [6]. Вес штанги двадцать килограмм (20кг) выбран с учетом специфики тренажерного зала и учетом физической подготовки студентов. Выполняемые упражнения комплекса поставлены по порядку таким образом, чтобы после выполнения предыдущего упражнения следующее выполнялось без смены положения ног и хвата, что обеспечивает

легкий переход от предыдущего упражнения к последующему. Частота выполнения упражнения составила 90 движений в минуту, стандартизация которой устанавливалась работой метронома. Для борьбы с физическим и эмоциональным напряжением все время от начала до окончания задание выполнялось под записанный музыкальный трек. Сигналами в треке оповещалось начало, окончание работы, переходы и время отдыха участников. В экспериментальных подгруппах выполнялся комплекс силовых упражнений циклического характера по типу непрерывной работы методом круговой тренировки, интенсивность нагрузки которой распределялся с учетом типа энергообеспечения следующим образом: аэробная подгруппа выполняла 10 повторений каждого упражнения, что составляло 70 сек., при этом отдых составлял 185 сек. (3мин 5сек); смешанная подгруппа выполняла 9 повторений каждого упражнения, что составляло 60 сек., отдых составлял 195 сек (3мин 15сек); анаэробная подгруппа выполняла по 8 повторений каждого упражнения, что составляло 50 сек. работы, при этом отдых составлял 205 сек (3мин 25сек). Общее время выполнения одного круга комплекса при этом было одинаково у всех подгрупп. Таблица 1.

Таблица 4

Характеристика интенсивности выполнения силовых упражнений «Штанга-20», с учетом

биоэнергетических типов.

подгруппа Аэробная Смешанная Анаэробная

Количество повторов, (раз) 10 9 8

Время работы,(сек) 70 60 50

Время отдых, (сек) 185 сек (3мин 5сек) 195 сек (3мин 15сек) 205 сек (3мин 25сек)

Общ время за подход, (сек) 255 (4.15мин) 255 (4.15мин) 255 (4.15мин)

Таким образом, нагрузка была подобрана дифференцированно в соответствии с типом энергообеспечения организма.

Результаты и обсуждение

Оценка эффективности применения комплекса атлетических упражнений циклического характера на основе разделения по типам энергообеспечения мышечной деятельности проведена общепринятыми тестами по физической подготовленности до и после эксперимента. Выполнялись следующие тесты: сгибание-разгибание рук в висе на перекладине (подтягивание), сгибание-разгибание рук из упора на параллельных брусьях (отжимание на брусьях), толчок гири, рывок гири- характеризует силовую выносливость; прыжок в длину с места - характеризует динамическую силу; наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (наклон)-характеризует гибкость; бег 100 м - характеризует быстроту, бег 3 км - характеризует выносливость. Результаты проведённых тестов представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели физической подготовленности студентов второго курса ИжГТУ до и _после эксперимента_

Показатели Этапы Экспериментальная группа Контрольная группа

Х±с прирост в% р Х±с прирост в% р

Подтягивание (кол-во раз) до 10,62 ±6,61 12,11% <0,05 10,50±6,54 3,17% >0,05

после 11,90±6,47 10,83±6,57

Отжимание на брусьях (кол-во раз) до 17,14±11,37 16,39% <0,05 15,88±8,36 5,77% >0,05

после 19,95±12,87 16,79±9,11

Прыжок с места L(см) до 228,19±25,10 2,00% >0,05 214,50±22,75 1,86% >0,05

после 232,76±21,21 218,50±21,52

Наклон(см) до 7,19±9,38 3,97% >0,05 6,67±9,30 6,88% >0,05

после 7,48±7,88 7,13±9,30

Толчок гири (кол-во раз) до 16,19±8,58 34,12% <0,05 13,42±5,80 24,84% <0,05

после 21,71±11,44 16,75±7,26

Рывок гири (кол-во раз) до 59,86±22,45 15,19% <0,05 52,75±12,49 11,30% <0,05

после 68,95±29,04 58,71±14,23

Бег 100м (с) до 14,17±0:07(1,01) 1,34% <0,05 14,83±1,36 0,84% >0,05

после 13:98±1:54(0,97) 14,70±1,26

Бег 3000м(мин) до 16:20±1:35(0.07) 6,08% <0,05 16:59±2:40 -6,11% <0,05

после 15:24±1:54(0.08) 18:01±2:57

Рассмотрим результаты тестирования. Упражнения, характеризующие силовую выносливость студентов, занимающихся атлетической гимнастикой в обеих группах, показали прирост. Показатели в экспериментальной группе превосходят показателей контрольной группы. Так, в тесте: сгибание-разгибание рук в висе на перекладине экспериментальная группа показала результат до эксперимента 10,62±6,61, после-11,90±6,47, что показал рост в 12,11%,при значимых различиях (р<0,05), в контрольной группе прирост составляет 3,17%, с 10,50±6,54 до 10,83±6,57 кол-во раз при незначимых различиях (р>0,05);сгибание-разгибание рук из упора на параллельных брусьях экспериментальная группа показала рост в 16,39% с 17,14±11,37 до 19,95±12,87 раз при значимых различиях (р<0,05), в контрольной группе результат изменился с 15,88±8,36 до 16,79±9,11 и показал рост в 5,77% при (р>0,05); в толчке гири экспериментальная группа показала прирост результатов в 34,12% с 16,19±8,58 до

21,71±11,44 раз при (р<0,05), контрольная группа показала до эксперимента результат 13,42±5,80 после 16,75±7,26, прирост составил 24,84%; рывок гири экспериментальная группа показала результаты до 59,86±22,45 и после 68,95±29,04,что больше предыдущего на 15,19% при (р>0,05), контрольная группа показала результат 13,42±5,80 и 16,75±7,26 рост 11,30% при (р<0,05). В тесте прыжок в длину с места (см) - характеризующий динамическую силу, экспериментальная группа показала результаты до 228,19±25,10 и после эксперимента 232,76±21,21, при незначительном росте в 2,00% при (р>0,05), в контрольной группе результат с 214,50±22,75 повысился до 218,50±21,52 и составил в 1,86% при (р>0,05).В тесте наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье (наклон) -характеризует гибкость, экспериментальная группа показала результаты до эксперимента 7,19±9,38см и после эксперимента 7,48±7,88 см, рост составил 3,97% при (р>0,05), рост в контрольной группе с 6,67±9,30 до 7,13±9,30, что составило 6,88% при (р>0,05). В тесте, характеризующем быстроту, бег 100 м (сек), экспериментальная группа показала результаты до 14,17±0:07(1,01) и после эксперимента 13:98±1:54(0,97), с незначительным ростом в 1,34% при(р<0,05), контрольная группа показала результат до 14,83±1,36 и после 14,70±1,26 с ростом в 0,84% при (р>0,05).В тесте, характеризующем выносливость, (бег 3 км) экспериментальная группа показала результаты до эксперимента 16:20±1:35(0.07) и после эксперимента 15:24±1:54(0.08), составляющая 6,08% при (р<0,05), контрольная группа показала снижение показателей на -6,11% с 16:59±2:40 до 18:01±2:57 (р<0,05). Динамика изменения показателей обязательных тестов в сравнении экспериментальной и контрольной групп представлена в рисунке 1 .

Динамика изменения показателей обязательных тестов в сравнении экспериментальной и контрольной групп

35,00% 25,00%

34,12% 124'84%

12 1Г/0 16'39% 2,00о% Ц 15Д9%!,зо%

£ 15,°°% '^и5,770/ „^з^/^оЦ |^1,34о/0,84/о08%

о. 5,00% с

-5,00%

|Г|Г

1,86/

Л*'

15,00% 15,00%

^ «Р* 0$

* у

-6,110/ 1К

Л *

Тест физической подготовленности

Рис.1 Динамика изменения показателей обязательных тестов в сравнении экспериментальной

и контрольной групп.

В заключении эксперимента проведена экспресс - диагностика «D&K-Test» в экспериментальной и контрольной и группах. Результаты «D&K-Test» до и после эксперимента представлены в таблице2.

Таблица 2

Результаты многофакторной экспресс-диагностики студентов второго курса

ИжГТУ до и после эксперимента

Показатели Этапы ЭГ КГ

X±G прирост в% р X±G прирост в% р

АНАМЕ до 88,82±41,26 9,16% <0,05 75,42±35,74 11,84% <0,05

после 96,96±41,43 84,35±39,03

АМЕ до 216,99±26,64 6,31% <0,05 201,97±43,09 -4,76% <0,05

после 230,69±27,21 192,36±37,65

ОМЕ до 293,55±58,28 8,70% <0,05 282,60±70,39 -4,49% <0,05

после 319,08±59,46 269,90±62,07

МКФ до 34,69±6,05 18,54% <0,05 33,46±5,53 17,27% <0,05

после 41,12±10,79 39,24± 11,67

МГЛ до 33,36±4,72 3,45% <0,05 32,46±5,14 -1,97% >0,05

после 34,51±4,58 31,82±4,56

МАИЭОмпк до 60,86±7,79 4,26% <0,05 59,02±12,01 -3,20% >0,05

после 63,45±7,21 57,13±10,36

ЧССпано до 162,24±7,53 2,23% <0,05 159,69±10,31 -2,22% <0,05

после 165,86±6,13 156,14±9,91

dОМЕ до 197,36±16,35 3,19% <0,05 193,31±17,99 -1,85% >0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

после 203,66±15,19 189,74±16,73

Рассмотрим результаты до и после проведения эксперимента по восьми показателям многофакторной экспресс-диагностики профессора С.А. Душанина в контрольной и экспериментальной группе. Данная методика выявляет следующие биоэнергетические показатели: 1) «АНАМЕ» емкость анаэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (анаэробная метаболическая емкость) - способность выполнять объем физической нагрузки в 3-5 зонах интенсивности. Данный показатель определяет способность выполнять нагрузку в анаэробном режиме мощности. До эксперимента показан результат 88,82±41,26, после эксперимента - 96,96±41,439,16% при (р<0,05) , в контрольной группе до эксперимента 75,42±35,74, после- 84,35±39,03, рост 11,84% при (р<0,05); 2) «АМЕ» - емкость аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (аэробная метаболическая емкость) - способность выполнять объем физической нагрузки в 1 -2 и частично в 3 зонах интенсивности физической нагрузки. Показатель до эксперимента - 216,99±26,64, после эксперимента - 230,69±27,21, рост 6,31% при (р<0,05). В контрольной группе до эксперимента - 201,97±43,09, после - 192,36±37,65, показано снижение в -4,76% при (р<0,05); 3) «ОМЕ» -общая метаболическая емкость (общая работоспособность, дееспособность) - характеризует

уровень работоспособности организма и способность выполнять планируемый объем (общая метаболическая мощность). У экспериментальной группы результаты увеличиваются с 293,55±58,28 до 319,08±59,46, прирост составил 8,70%, между этими величинами -статистически значимые различия (р<0,05). У студентов в контрольной группе наблюдается незначительное снижение результатов с 282,60±70,39 до 269,90±62,07, снижение составило 4,49%, различия статистически значимы (р<0,05); 4) «МКФ» (мощность - мощность креатинфосфатного источника энергообеспечения мышечной деятельности), детерминирует алактатную составляющую скоростных возможностей, уровень силовой выносливости, взрывную силу, реактивность, определяет темперамент. Показал у студентов экспериментальной группы рост результатов с 34,69±6,05 до 41,12±10,79, рост составил 18,54%, между этими величинами статистически значимые различия (р<0,05). В контрольной группе также наблюдается прирост результатов с 33,46±5,53 до 39,24±11,67, рост составил 17,27%, различия статистически значимы (р<0,05); 5) «МГЛ» (мощность гликолитического источника энергообеспечения мышечной деятельности),- Детерминирует лактатную составляющую скоростных возможностей, репродуктивную и утилизационную функцию печени. Данный показатель определяет скоростную выносливость организма, то есть способность к накоплению максимальных концентраций лактата в крови. В экспериментальной группе результаты показателя увеличиваются с 33,36±4,72 до 34,51±4,58, рост составил 3,45%, между этими величинами статистически значимые различия (р<0,05). У контрольной группы падение результатов составляет -1,97% с 32,46±5,14 до 31,82±4,56, но различия сравниваемых величин статистически незначимы (р>0,05; 6) «МАИЭОмпк»-мощность аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (максимальное потребление кислорода) - определяет качество выполняемой физической нагрузки до уровня ПАНО. Данный показатель определяет способность максимального потребления кислорода. Экспериментальная группа показала до 60,86±7,79, после эксперимента - 63,45±7,21, рост составил 4,26% при (р<0,05). Контрольная группа до эксперимента показала 59,02±12,01, после эксперимента - 57,13±10,36, падение -3,20% сравниваемых величин статистически незначимы (р>0,05); 7) «ЧССпано» - критерий эффективности использования аэробного источника энергообеспечения мышечной деятельности (пульс ПАНО) - определяет пульсовые границы зон интенсивности физических нагрузок различной мощности. Экспериментальная группа показала до эксперимента 162,24±7,53, после -165,86±6,13, рост составил 2,23% при (р<0,05). Контрольная группа показала до эксперимента 159,69±10,31, после-156,14±9,91, падение составило 2,22%, сравниваемые величины статистически незначимы (р<0,05); 7) «^ОМЕ» - общий энергетический фонд - отражает перманентное состояние организма, экспериментальная группа показала до эксперимента 197,36±16,35, после- 203,66±15,19, рост составил 3,19% при (р<0,05). Контрольная группа до эксперимента показала 193,31±17,99,

после - 189,74±16,73, падение -1,85% сравниваемых величин статистически незначимы (р>0,05). На рисунке 2 представлены показатели многофакторной экспресс-диагностики экспериментальной группы студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова до и после эксперимента. Показатели многофакторной экспресс-диагностики студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова до и после эксперимента контрольной группы представлены на рисунке 3.

350

300

250

200

293,55 230,69

319,08

216,99

150 96,96

„„„ 88,82 100

50

197,36'

162,24165,86

203,66

41,12 60,86 63,45 34 69 34,51 \ ,

34,69 33,36 ■ ■ ■

^ оР

оГ ^ сГ # # / ьсГ

V" V ОУ

|до "после

0

Рис.2. Показатели многофакторной экспресс-диагностики студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова до и после эксперимента в экспериментальной группе

300 -282,6

250 201,97192,36 200

150

100

50

0

75,4284,35

I

269,9

159,69

3346 3!Е4^1,859,07

.. . II

193,31

189,74

156,14

^ ^ ^ л® Х54 ^о оР ^

до ■ после

Рис.3. Показатели многофакторной экспресс-диагностики студентов 2-го курса ИжГТУ им. М.Т. Калашникова до и после эксперимента в контрольной группе

Заключение

В работе представлена методика развития силовой и общей выносливости путем анализа динамики в тестах, характеризующих уровень развития физических качеств, а также показателей функциональных и резервных возможностей организма, определённых по

экспресс-диагностике «D&K-Test» профессора С.А. Душанина. В результате проведённого эксперимента мы видим, что у экспериментальной группы рассматриваемые величины в конце эксперимента показывают положительную динамику, при этом все сравниваемые величины носят статистически значимые различия. Это говорит о том, что предлагаемая нами методика развития силовой и общей выносливости студентов в рамках занятий атлетической гимнастикой путем выполнения комплекса атлетических упражнений циклического характера по типу непрерывной работы методом круговой тренировки с учётом распределения нагрузки по биоэнергетическим типам эффективна, благоприятно скажется на результатах выполнения нормативов комплекса ГТО и может быть рекомендована для применения в вузах.

Список литературы

1. Авсарагов Г.Р. Особенности физического воспитания студентов вузов в различные периоды учебного процесса. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2010; 5(63): 3-5.

2. Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З., Турлаков С.В. Развитие выносливости у студентов на занятиях атлетической гимнастикой. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 132-140.

3. Васенков Н.В. Динамика состояния физического здоровья и физической подготовленности студентов. Теория и практика физической культуры. 2008; 5: 51-52.

4. Гибадуллин И.Г., Кузнецова Л.Н., Анисимова А.Ю. Методика применение дыхательных упражнений на занятиях по физическому воспитанию у студентов специальной медицинской группы. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(4): 151-156.

5. Душанин С.А., Карленко В.П., Карленко Н.В., Пшеничникова А.В. Кардиомониторинг «D&K-TEST» как метод диагностики для определения функционального состояния и резервных возможностей организма спортсменов. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. 2008; 15: 39-50.

6. Гибадуллин И.Г., Анисимова А.Ю., Ахметзянов М.З., Турлаков С.В. Методика развития общей выносливости на занятиях атлетической гимнастикой на основе учета биоэнергетических типов. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 36-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-36-44.

7. Гибадуллин И.Г., Горбунов Е.О., Машанов В.С., Машанов С.И. Динамика показателей общей физической подготовленности юных пловцов на этапе начальной подготовки. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(2): 93-102. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-93-102.

8. Ханжиева А.Я. Методика проведения уроков физической культуры с использованием комплекса физических упражнений на развитие выносливости у юношей 15-16 лет. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009; 1: 14.

9. Никитина А.А. Теоретические основы процесса формирования физкультурного тезауруса студентов вуза. Вестник Российского государственного университета имени И. Канта. 2006; 11: 18-24.

10. Никулин Ю.И. Влияние атлетической гимнастики на развитие общей выносливости студентов технологического института. Культура физическая и здоровье. 2019; 4(72): 49-51.

References

1. Avsaragov G.R. Features of physical éducation of university students in different periods of the educational process. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2010; 5(63): 3-5 [In Russ.].

2. Gibadullin I.G., Akhmetzyanov M.Z., Turlakov S.V. Development of endurance among students in athletic gymnastics classes. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2022; 17(4): 132-140 [In Russ., In Engl.].

3. Vasenkov N.V. Dynamics of the state of physical health and physical fitness of students. Theory and practice of physical culture. 2008; 5: 51-52.

4. Ildus G. Gibadullin, Lubov' N. Kuznetsova, Aleksandra Yu. Anisimova. The method of breathing simulators application in the classroom for physical education students. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(4): 151-156 [In Russ., In Engl.].

5. Dushanin S.A., Karlenko V.P., Karlenko N.V., Pshenichnikova A.V. Cardiomonitoring "D&K-TEST" as a diagnostic method for determining the functional state and reserve capabilities of the athletes' body. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury I sporta. 2008; 15: 39-50 [In Russ.].

6. Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Marat Z. Akhmetzyanov, Sergey V. Turlakov. Methodology for the development of general endurance in athletic gymnastics classes based on the bioenergetic types. Pedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 36-44. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-2-36-44 [In Russ., In Engl.].

7. Ildus G. Gibadullin, Evgeniy O. Gorbunov, Vadim S. Mashanov, Sergey I. Mashanov. Dynamics of general physical fitness indicators in young swimmers of the initial training stagePedagogiko-psihologicheskie I mediko-biologicheskie problemy fizicheskoj kul'tury I sporta = Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(2): 93-102. DOI: 10.14526/2070-47982023-18-2-93-102 [In Russ., In Engl.].

8. Khanzhieva A.Ya. Methods of conducting physical education lessons using a set of physical exercises for the development of endurance in young men aged 15-16 years. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2009; 1: 14 [In Russ.].

9. Nikitina A.A. Theoretical foundations of the process of formation of the physical education thesaurus of university students. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo universiteta imeni I. Kanta. 2006; 11: 18-24 [In Russ.].

10. Nikulin Yu.I. The influence of athletic gymnastics on the development of general endurance of students of the Institute of Technology. Kul'tura fizicheskaya I zdorov'e. 2019; 4(72): 49-51 [In Russ.].

Статья поступила в редакцию: 29.01.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.