Научная статья на тему 'МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА'

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
58
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ЭКСПРЕСС-ДИАГНОСТИКА D&K ТЕСТ ПРОФЕССОРА С.А. ДУШАНИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННЫЙ ИНСТИТУТ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хузин Азат Фаргатович, Гибадуллин Ильдус Гинниятуллович, Анисимова Александра Юрьевна, Торхов Александр Сергеевич

Физическая культура имеет важное значение для курсантов военных институтов, что обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к уровню их физической готовности для последующего выполнения служебно-боевых задач. Материал. Исследование способов улучшения физического развития курсантов в рамках реализации блока планирования физической подготовки «Спортивно-массовая работа». Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности; метод многофакторной экспресс-диагностики функциональных и резервных возможностей организма «D&K - Test» профессора С.А. Душанина [4], методы математической статистики. Результат. Разработана экспериментальная методика комплексного развития физических качеств (силы, быстроты и выносливости) у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе системы энергообеспечения организма для блока планирования физической подготовки - спортивно-массовая работа. Оценка эффективности экспериментальной методики осуществлена путём анализа полученных результатов тестирования в конце педагогического эксперимента показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма, физической подготовленности курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии в контрольной и экспериментальной группах. Нагрузка, которая была подобрана в соответствии с системами энергообеспечения для курсантов экспериментальной группы, способствовала положительной реакции дыхательной системы, также улучшились показатели функциональных и резервных возможностей организма и результаты выполнения нормативов физической подготовленности. Заключение. Применение разработанной нами экспериментальной методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки с учётом систем энергообеспечения организма у курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии в рамках блока планирования физической подготовки «Спортивно-массовая работа» является эффективным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хузин Азат Фаргатович, Гибадуллин Ильдус Гинниятуллович, Анисимова Александра Юрьевна, Торхов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF CADETS’ PHYSICAL QUALITIES COMPLEX DEVELOPMENT AT A MILITARY INSTITUTE OF NATIONAL GUARD FORCES ON THE BASIS OF ORGANISM ENERGY-SUPPLY SYSTEMS

Physical culture is important for the cadets of military Institutes. It is conditioned by high level of demand claimed on cadets’ physical fitness for the future official-tactical functions realization. Materials. We studied the ways of physical development improvement among the cadets in terms of physical training planning block “Sports-mass work” realization. Research methods: scientific and methodical information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, physical readiness testing; method of multiple-factor express-diagnostics of functional and reserve capacities of an organism “D&K-Test” by professor S.A. Dushanin [4], methods of mathematical statistics. Results. We created the experimental methodology of physical qualities (strength, quickness and endurance) complex development among the cadets of National Guard forces military Institute on the basis of organism energy-supply systems for the block of physical training planning “Sports-mass work”. The effectiveness of the experimental methodology was estimated by means of the received testing results analysis in the end of the pedagogical experiment: respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism, physical fitness of the 2nd course cadets at a military Institute of National Guard forces in the control and experimental groups. The load, which was selected in accordance with the systems of energy supply for the cadets from the experimental group, provided positive reaction of respiratory system. The indices of functional and reserve capacities of an organism and the results of physical readiness norms fulfillment also improved. Conclusion. Created by us experimental methodology of physical qualities complex development by means of a circular training, taking into account the systems of energy supply, among the cadets of the 2nd course of a military Institute of National Guard forces in terms of physical training planning block “Sport-mass work” is effective.

Текст научной работы на тему «МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ НА ОСНОВЕ СИСТЕМ ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЯ ОРГАНИЗМА»

УДК 796 DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-54-61

Методика комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем

энергобеспечения организма

Хузин А.Ф.', Гибадуллин И.Г.'.'*, Анисимова А.Ю.2, ТОрхов А.С.3

'Чайковская государственная академия физической культуры и спорта

г. Чайковский, Россия azath.huzin@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6386-1121, gIbadullinildus@yandex.ru 2Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru 3Ижевская государственная медицинская академия г. Ижевск, Россия ORCID: 0000-0001-8580-0944, torhov78@mail.ru

Аннотация: Физическая культура имеет важное значение для курсантов военных институтов, что обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к уровню их физической готовности для последующего выполнения служебно-боевых задач. Материал. Исследование способов улучшения физического развития курсантов в рамках реализации блока планирования физической подготовки «Спортивно-массовая работа». Методы исследования. Анализ и обобщение научной и методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование физической подготовленности; метод многофакторной экспресс-диагностики функциональных и резервных возможностей организма «D&K - Test» профессора С.А. Душанина [4], методы математической статистики. Результат. Разработана экспериментальная методика комплексного развития физических качеств (силы, быстроты и выносливости) у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе системы энергообеспечения организма для блока планирования физической подготовки - спортивно-массовая работа. Оценка эффективности экспериментальной методики осуществлена путём анализа полученных результатов тестирования в конце педагогического эксперимента показателей дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма, физической подготовленности курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии в контрольной и экспериментальной группах. Нагрузка, которая была подобрана в соответствии с системами энергообеспечения для курсантов экспериментальной группы, способствовала положительной реакции дыхательной системы, также улучшились показатели функциональных и резервных возможностей организма и результаты выполнения нормативов физической подготовленности. Заключение. Применение разработанной нами экспериментальной методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки с учётом систем энергообеспечения организма у курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии в рамках блока планирования физической подготовки «Спортивно-массовая работа» является эффективным.

Ключевые слова: курсанты, экспресс-диагностика D&K тест профессора С.А. Душанина, физическая подготовка, военный институт.

Для цитирования: Хузин А.Ф., Гибадуллин И.Г.*, Анисимова А.Ю., Торхов А.С. Методика комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем энергообеспечения организма. Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2023; 18(1): 54-61. DOI: 10.14526/20704798-2023-18-1-54-61.

Methodology of cadets' physical qualities complex development at a military Institute of National Guard forces on the basis of organism energy-supply

systems

Azat F. Khuzin1, Ildus G. Gibadullin'*, Aleksandra Yu. Anisimova2, Aleksandr S. Torkhov3

' Tchaykovskiy State Academy of Physical Culture and Sport Tchaykovskiy, Russia azath.huzin@yandex.ru ORCID: 0000-0001-6386-1121, gIbadullinildus@yandex.ru 2M.T. Kalashnikov State Technical University, Izhevsk Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0002-5899-91, ffkis@istu.ru 3 Izhevsk State Medical Academy Izhevsk, Russia ORCID: 0000-0001-8580-0944, torhov78@mail.ru

Abstract: : Physical culture is important for the cadets of military Institutes. It is conditioned by high level of demand claimed on cadets' physical fitness for the future official-tactical functions realization. Materials. We studied the ways of physical development improvement among the cadets in terms of physical training planning block "Sports-mass work" realization. Research methods: scientific and methodical information sources analysis and summarizing, pedagogical experiment, physical readiness testing; method of multiple-factor express-diagnostics of functional and reserve capacities of an organism "D&K-Test" by professor S.A. Dushanin [4], methods of mathematical statistics. Results. We created the experimental methodology of physical qualities (strength, quickness and endurance) complex development among the cadets of National Guard forces military Institute on the basis of organism energy-supply systems for the block of physical training planning "Sports-mass work". The effectiveness of the experimental methodology was estimated by means of the received testing results analysis in the end of the pedagogical experiment: respiratory system indices, functional and reserve capacities of an organism, physical fitness of the 2nd course cadets at a military Institute of National Guard forces in the control and experimental groups. The load, which was selected in accordance with the systems of energy supply for the cadets from the experimental group, provided positive reaction of respiratory system. The indices of functional and reserve capacities of an organism and the results of physical readiness norms fulfillment also improved. Conclusion. Created by us experimental methodology of physical qualities complex development by means of a circular training, taking into account the systems of energy supply, among the cadets of the 2nd course of a military Institute of National Guard forces in terms of physical training planning block "Sport-mass work" is effective.

Keywords: cadets, express-diagnostics D&K test by professor S.A. Dushanin, physical training, military Institute.

For citation: Azat F. Khuzin, Ildus G. Gibadullin, Aleksandra Yu. Anisimova, Aleksandr S. Torkhov. Methodology of cadets' physical qualities complex development at a military Institute of National Guard forces on the basis of organism energy-supply systems. Russian Journal of Physical Education and Sport. 2023; 18(1): 54-61. DOI: 10.14526/2070-4798-2023-18-1-54-61.

Введение

Физическая культура имеет важное значение для курсантов военных институтов, что обусловлено высокими требованиями, предъявляемыми к уровню их физической готовности для последующего выполнения служебно-боевых задач, особенно в условиях проведения Российской Федерацией специальной военной операции на территории Украины.

А.М. Фофанов и В.Н. Коваленко в своём исследовании отмечают, что в каждом коллективе курсантов имеется определенный процент лиц с

низким уровнем физической подготовленности [11]. Возрастающий с каждым последующим годом процент абитуриентов, поступающих в вузы Росгвардии и имеющих отклонения в состоянии здоровья и низкие показатели по физическим качествам (сила, быстрота, выносливость), приводит к тому, что уровень физической подготовленности у юношей не отвечает требованиям программ [6]. Рядом исследователей отмечается низкий уровень физической подготовленности курсантов военных институтов и снижение показателей их физической подготовленности

к старшим курсам [1]. Нами обнаружено значительное количество исследований, направленных на поиск путей повышения физической подготовленности курсантов. Например, А.А. Коник с соавт. предлагает использовать средства и методы занятий армспортом в учебно-тренировочном процессе курсантов [5], Д.А. Дубровин с соавт. предлагает использовать в физической подготовке курсантов упражнения с отягощениями [3], а также есть работы, связанные с планированием физической нагрузки на основе дифференцирования нагрузки с учётом систем энергообеспечения организма. Так, Н.Б. Маямсин разрабатывает методику развития силы и выносливости у курсантов военного вуза, обучающихся по специальности «тыловое обеспечение», с учётом их биоэнергетических типов [7]. А.А. Смирнов изучает применение комплекса высокоинтенсивных упражнений на самостоятельных занятиях на основе систем энергообеспечения [9]. Исследованием вопроса комплексного развития физических качеств с учётом биоэнергетических типов у студентов медицинской академии занимается А.С. Торхов с соавторами [10]. При всём многообразии работ, посвящённых развитию физических качеств курсантов, направленных на повышение их физической подготовленности, по нашему мнению, остается недостаточно изученным вопрос комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем энергообеспечения организма.

Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать эффективность методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки у курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии на основе системы энергообеспечения организма.

Задачи исследования:

1. Определить системы энергообеспечения организма у курсантов военного института войск национальной гвардии.

2. Разработать и обосновать методику комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе систем энергообеспечения организма.

Материалы и методы

В исследовании применялись следующие методы: анализ литературы по изучаемой проблеме; педагогический эксперимент; методы математико-статистической обработки полученных результатов; тестирование физической подготовленности; метод многофакторной экспресс-диагностики функциональных и резерв-

ных возможностей организма «D&K-Test» профессора С.А. Душанина [4]; метод определения статистической значимости различий средних величин по ^критерию Стьюдента.

Для определения систем энергообеспечения организма использовали методику экспресс-диагностики «D&K-Test», которая определяет функциональные и резервные возможности организма, указывая на пять биоэнергетических профилей испытуемых. Данную методику предлагает профессор С.А. Душанин. В первую группу отнесли курсантов, имеющих АНАМЕ (111%) и АМЕ (89-99%); во вторую группу вошли курсанты, имеющие АНАМЕ (12-20%) и АМЕ (80-88%); в третью группу отнесли курсантов, имеющих АНАМЕ (21-29%) и АМЕ (71-79%); в четвертую группу - имеющих АНАМЕ (30-38%) и АМЕ (62-70%); в пятую группу отнесли курсантов, имеющих АНАМЕ (39-83%) и АМЕ (17-61%). Исходя из этого курсантов 1 и 2-го биоэнергетического профиля отнесли в группу аэробного типа (11 курсантов в контрольной группе, 12 курсантов в экспериментальной), курсантов 3-го биоэнергетического профиля отнесли в группу смешанного типа (9 курсантов в контрольной, 8 в экспериментальной группе); курсантов 4 и 5-го биоэнергетического профиля отнесли в группу анаэробного типа (3 курсанта в контрольной и 5 в экспериментальной группах). Данную классификацию предлагает использовать профессор Гибадуллин И.Г. с соавторами [2].

Нами разработана экспериментальная методика комплексного развития физических качеств (силы, быстроты и выносливости) у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе системы энергообеспечения организма для блока планирования физической подготовки - спортивно-массовая работа.

В эксперименте приняли участие 48 курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии, которые были разделены на контрольную группу - 23 курсанта, и экспериментальную группу - 25 курсантов. Занятия проводились под контролем командиров взвода три раза в неделю по 60 минут в обеих группах в соответствии с планом проведения блока физической подготовки «Спортивно-массовая работа». Занятия в контрольной группе проводились по ФГОС 3+, утверждённому на момент эксперимента. В экспериментальной группе нагрузка дифференцировалась по физическим качествам (сила, быстрота и выносливость) в зависимости от системы энергообеспечения организма, занятия были организованы при помощи метода круговой тренировки. Распределение нагрузки для экспериментальной группы в зависимости от системы энергообеспечения организма представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение нагрузки в зависимости от системы энергообеспечения курсантов, %

№ п/п Системы энергообеспечения организма Сила Быстрота Выносливость Всего

1 Аэробная 45 35 20 100

2 Смешанная 33 33 34 100

3 Анаэробная 35 20 45 100

На первом и втором занятии в семестре для определения нагрузки подобранных упражнений в круговой тренировке проведён максимальный тест за 1 минуту (МТ) - подобранное упражнение выполнялось курсантами максимальное количество раз за 1 минуту. МТ проводился после ознакомления с упражнением, т.е. было пробное выполнение, при котором обращали внимание на правильность выполнения упражнения и технику безопасности. Полученное количество повторений в упражнении фиксировалось. Расчёт производился следующим образом: нагрузка=МТ/2 [8]. Полученное количество повторений в упражнении без корректировки применялось для подгруппы смешанного типа и корректировалось для подгрупп аэробного и анаэробного типов энергообеспечения организма. Корректировку проводили в соответствии с распределением нагрузки, представленной в таблице 1. То есть, для подгруппы аэробного типа в упражнениях на развитие силы и быстроты нагрузка увеличивалась, а для развития выносливости уменьшалась. Для подгруппы анаэробного типа нагрузка увеличивалась для упражнений на развитие силы и выносливости, а количество повторений в упражнениях для развития быстроты уменьшалось. Таким образом, нагрузка была подобрана дифференцированно в соответствии с системой энергообеспечения организма курсантов. Подбор комплексов упражнений, эксперимент и нормативы для курсантов ВООВО по физической подготовке

проводились в течение семестра. Курсанты экспериментальной группы были разделены на 4 подгруппы в соответствии с их системой энергообеспечения организма: подгруппа с аэробной системой энергообеспечения 1 и 2 - по 6 курсантов, подгруппа со смешанной системой энергообеспечения организма - 8 курсантов, подгруппа с анаэробной системой энергообеспечения организма - 5 курсантов. Для каждой подгруппы была сформирована папка, в которую входили: 1) схема перемещения по станциям круговой тренировки; 2) список курсантов с расчётом количества повторений упражнения с учётом системы энергообеспечения организма. Упражнения курсантами выполнялись в соответствии со схемой перемещения в 3 круга. Для сохранения интенсивности нагрузки после 4 недель занятий подбирался новый комплекс упражнений.

Результаты и обсуждение

Эффективность методики комплексного развития физических качеств у курсантов военного института войск национальной гвардии на основе системы энергообеспечения организма оценивали по изменяющимся показателям дыхательной системы, функциональных и резервных возможностей организма и выполнению нормативов по физической подготовленности в конце эксперимента. Для этого производили фиксацию вышеуказанных показателей в начале и в конце педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах.

Таблица 2

Результаты тестирования дыхательной системы курсантов 2 курса контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента

Пшалив ЛШЮШКЙ СЖТСР.СШ >ттапь£ Контрольная группа Зипфшншьнш группа

.X ± с ■ш. к % Р Л ±с ПН в Ч Г

УС, 1 До 4,55± 1,32 >0,05 4,13±Ц,КА 21,79% <0,05

После ■1,71(11,^ 5,01±(*,5У

До К£Г6К±14.Н2 <0,05 12,35 15,Л7% <0,05

После У6.65:Н2,49 1.07,К1±11,08

КУС. 1 До 3,57±2,К2 <0,05 3,Л2±1,11 14.92% <0,05

После 3»7Ш,91 4,39±0,к3

До 5,754 >0,05 к:,44±1Ш 17,67% <0,05

После KJ.ft7il4.12 ЧН.1 Я± 14.(11.

Р1У, 1 ГгсМ До 3,41 ±1,55 13,2™ <0,05 3,21±1,[Н 34,27% <0,05

После 3,Я6±1,12 4,31 ±0,7Й

До Ч1,Й5±]5,У7 4,5046 <0,05 46.4В± 16.6? <0,05

После 45 14.01 104,47± 11,4У

МУУ, 1/ш ГгсМ До 145.1*41.5 7 13,63% <0,05 144.У+ЗН.74 15,49% <0,05

После 1Й7,34±32,Э5

До 104,4<Ьг 17,41 7,93% <0,05 111,Й± 15,99 <0,05

После 1.12,7Й±15.56

ЕУС, ] До 4,55±2,3б >0,05 4,13±1,01 51,79% <0,05

После 4, Ь 1,47 5.С13±и,М

До K7.ySfl4.CW 2,344 >0,05 <0,05

После тс»4±11,42 1(Н,13±9.67

Проведённый эксперимент и анализ полу- стически достоверный характер. В контрольной

ченных показателей дыхательной системы в группе в 4 из 10 изучаемых показателей сравни-

контрольной и экспериментальной группах ваемые величины носят статистически недосто-

курсантов 2-го курса военного института войск верный характер (р<0,05).

национальной гвардии показал положитель- Рассмотрим показатели функциональных и

ную динамику рассматриваемых показателей. В резервных возможностей организма, результа-

экспериментальной группе наблюдаем более су- ты представлены в таблице 3. щественный прирост рассматриваемых показателей по сравнению с контрольной группой, при этом все сравниваемые величины носят стати-

Показатели функц. я р«ервЕ1.ы\ ■ >—1итн II1 организма 'Этапы Контрольная группа Экспериментальная группа

Л ±с Ш б % Р га л % Р

ОМк. у.е. До 0,72% >0.05 ЗОДЪЫДО 3,53% <0,05

После 3Ci5.0Kt3H.47

МКФ. у.е. До 31,4±Ь,[В <1.05 31,5±5,75 Н,б7% <0,05

После 33,31 ±5,9Н

МГЛ, у.е. До З1,45±3, 55 2,7 МРА <0.05 31,42±2,44 12,29% <0,05

После 32,3 ±3,2& 35,2Н±2,[Ю

МАИЭО. ус До 43.32^, 13 0,44% <1.05 3,51% <0,05

После 63,45x5,93 14+4,7$

ЧССшво, у.е. До 1(14.0*1+7.43 >0.05 1ЬЗ,а4±6,75 1,52% <0,05

[1ослс 164,47±й,Я4 1&А.ЗЗ±5_1У

ЙОМЬ. у.е. До I 17± 10,0 6 1.10% <1.05 25 ±^,75 2,71% <0,05

Применение разработанной нами экспериментальной методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки с учётом систем энергообеспечения организма показывает достоверно значимый (р>0,05) прирост во всех рассматриваемых показателях функциональных и резервных возможностей организма у курсантов 2-го курса экспериментальной группы военного института войск

национальной гвардии. В контрольной группе наблюдается также прирост во всех показателях, но несколько ниже, чем в экспериментальной группе, и в трёх показателях различия статистически незначимы (р>0,05).

Рассмотрим показатели физической подготовленности, результаты представлены в таблице 4.

N2 уттр-мл Норматив но фнзнчосяпй подголовке- Этапы Контрольная группа ЭкспернментальЕюя группа

\±а изм. в % Р X-D b9l л % Р

4 СгнБание-рТМ'МОйНИС pj.1T в бвсс еш нерекпаднне (кол-во раз) Др 127Э0У,01 12,4-1*2,66 <0,05

После 13 JX±2M L4,lb±2,ll

51 Бег 1<Х>ы (сев: J Др 14ДШ.5Й >4J,05 L4,l2±U,7ft 7,-14% <0,05

После 1<10±1,{Й 1 3.07±Ц,Й7

52 ЧсшпвЛ бег ШлШ м («*> Др 2SJM+M6 4,39% 2K,03±2,KH ¿,24%

После 27,Ш±2,Ч7 2

5ft Ьсс 3 км (■■j 1 ■) Др U.79% 7,15% <0,05

После

57 Ьсе 5 км (ынн.сек] Др 23.7Н±],КУ 23.9Н-К),УН <0,05

После 22JJU±],57 22.05±U.75

4¥ Спец. конгр. упр. нннол. нодразд. (сек) Др 32,7344,01 Я,34% 32,01 ±3,*I6 i,¥3% <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После 30,Ш±3,К2 2fi^3±3,]3

После проведения педагогического эксперимента с применением экспериментальной методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки у курсантов 2-го курса военного института войск национальной гвардии на основе систем энергообеспечения организма рост результатов в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. При этом все сравниваемые величины имеют статистически значимые различия (р<0,05) в экспериментальной группе, а в контрольной группе в двух упражнениях (№ 51 - бег 100 м и № 56 - бег 3 км) сравниваемые величины имеют статистически незначимые различия (р>0,05).

Заключение

Нагрузка, которая была подобрана в соответствии с системами энергообеспечения для курсантов экспериментальной группы, способствовала положительной реакции дыхательной системы, также улучшились показатели функциональных и резервных возможностей организма и результаты выполнения нормативов физической подготовленности. Прирост изучаемых показателей оказался более существенным в экспериментальной группе, и все сравниваемые величины имеют статистически достоверные различия (р<0,05) в отличие от контрольной группы, где ряд сравниваемых показателей является статистически недостовер-

ным (р>0,05). Полученные результаты говорят о том, что при планировании нагрузки у курсантов контрольной группы не учитывались их системы энергообеспечения организма. Следовательно, мы можем утверждать, что применение разработанной нами экспериментальной методики комплексного развития физических качеств методом круговой тренировки с учётом систем энергообеспечения организма у курсантов второго курса военного института войск национальной гвардии в рамках блока планирования физической подготовки «Спортивно-массовая работа» является эффективным.

Список литературы

1. Болотин А.Э., Сабанин А.М., Сильчук А.М., Сильчук С.М., Медведев Ю.И., Гадылгареев В.Г. Педагогическая модель физической подготовки курсантов военно-медицинской академии им. С.М. Кирова с акцентированным развитием выносливости. Вестник Российской военно-медицинской академии. 2016; 1: 256-259.

2. Гибадуллин И.Г., Кожевников В.С., Ма-ямсин Н.Б. Физическая подготовка курсантов Вольского военного института материального обеспечения на основе учета биоэнергетических типов организма. Вестник ИжГТУ им. М.Т. Калашникова. 2016; 3(71): 89-91.

3. Дубровин Д.А., Лапин В.В., Сверзоленко В.А. Применение упражнений с отягощениями

для повышения физической подготовленности курсантов вузов Министерства обороны Российской Федерации. Труды Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского. 2014; 644: 212218.

4. Душанин С.А. Система многофакторной экспресс-диагностики функциональной подготовленности спортсменов при текущем и оперативном врачебно-педагогическом контроле. Киев. 1986: 24.

5. Коник А.А., Беляев И.С., Дорохин А.Ю. Применение средств и методов занятий арм-спортом в учебно-тренировочном процессе курсантов. Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2015; 1: 43-47.

6. Ларин А.Н., Кручинина К.С. Применение современных педагогических технологий в обучении курсантов вузов Росгвардии методике физического самосовершенствования. ЦИТИСЭ. 2019; 5(22): 252-261.

7. Маямсин Н.Б. Методика развития силы и выносливости у курсантов тылового вуза с учетом биоэнергетических типов обеспечения мышечной деятельности: Автореф. дис. канд. пед. наук. Чайковский. 2017: 24.

8. Романенко В.А., Максимович В.А. Круговая тренировка при массовък занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт.

1986:143.

9. Смирнов А.А. Дифференцированное применение комплексов высокоинтенсивных упражнений на самостоятельных занятиях у курсантов военного института войск национальной гвардии: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Санкт Петербург. 2018: 28.

10. Торхов А.С. Комплексное развитие физических качеств студентов медицинской академии методом круговой тренировки. Актуальные проблемы физической культуры и спорта. 2021: 310-317.

11. Фофанов А.М., Коваленко В.Н. Экспериментальная проверка модели физической тренировки курсантов с недостаточным уровнем физической подготовленности. Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. 2019; 2: 53-60.

12. Гибадуллин И.Г., Ахметзянов М.З., Тур-лаков С.В. Развитие выносливости у студентов на занятиях атлетической гимнастикой. Педа-гогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2022; 17(4): 132-140. DOI: 10.14526/2070-47982022-17-4-132-140.

Статья поступила в редакцию: 02.02.2023

Хузин Азат Фаргатович - аспирант, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: azath.huzin@yandex. ru

Гибадуллин Илдус Гиниатуллович - доктор педагогических наук, профессор, Чайковская государственная академия физической культуры и спорта, , 617760, Россия, г. Чайковский, ул. Ленина, дом 67, e-mail: gIbadullinildus@yandex.ru

Анисимова Александра Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент, Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова, 426069, Россия, ул. Студенческая, дом 7, e-mail: ffkis@istu.ru

Торхов Александр Сергеевич - старший преподаватель, Ижевская государственная медицинская академия, 426034, Республика Удмуртия, г. Ижевск, ул. Коммунаров, 281. e-mail: torhov78@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.