особую важность для взрослеющего человека, который находится перед выбором своего жизненного пути и поиском места в жизни.
Профессиональное и моральное определение неразрывно связаны, поскольку студенты пытаются найти свое призвание, а не просто профессию. Поэтому очень важно уметь открывать внутренний мир, уметь погружаться в свое самосознание, развивать его и мировоззрение, находить смысл своей жизни. Помочь во всем этом могут методы экзистенциальной психологии.
Необходимо помнить о том, что никто не может дать человеку смысл извне, поскольку это его личный смысл, а соответственно он сам несет за это ответственность. Умение вырабатывать ценностные ориентации, которые отражают саму сущность человека, формирование мировоззрения в систему обобщенных представлений о мире в целом, о других людях, самом себе и готовность руководствоваться им в деятельности, все это позволит человеку совершать свой выбор осознанно и безошибочно.
Литература
1. Буравлева Н. А. Личностная подготовка студентов к будущей профессии // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов ХХ симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 172 - 175. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
2. Меркулова О.П. Представления студентов о смыслах получаемого ими высшего образования // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 167 - 169. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
3. Осницкий А.К. Смыслы как показатели самоопределения человека // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Электронный сборник материалов XX симпозиума /под ред Г.А. Вайзер, Н.В. Кисельниковой, Т.А. Поповой. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО» 2015. С. 201 - 205. [Электронный ресурс] http://www.pirao.ru/images/labs/gporl/XX-simpozium.pdf (Дата обращения 28.02.2020)
УДК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ В ТУРКМЕНСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Ишангулыев Халы Сейитмырадович - магистрант кафедры психология образовании, факультета педагогики и психологии (направление «возрастно-психологическое консультирование») Московского педагогического государственного университета (МПГУ) Москва, улица Малая Пироговская, дом 1, строение 1, e-mail:hally.89@mail.ru
Аннотация.
Статья посвящена анализу особенностей смысловой сферы в Туркменской социализации. В данной работе рассматривается социализация в традиционном обществе с разных аспектов социальной ступени. Ценности традиционного общества в роли формирования личности человека с традиционным мышлением.
Ключевые слова: социализация, туркменское общество, психология, менталитет, ценностно-смысловые ориентации, религиозно-воспитательный аспект, социум, традиции, тюркский народ, этнос.
FEATURES OF THE SENSE SPHERE IN TURKMEN SOCIALIZATION
Ishangulyev Khally Seyitmyradovich - graduate student of the Department of Education Psychology, Faculty of Pedagogy and Psychology (direction «age-psychological counseling»), Moscow State Pedagogical University (Moscow State Pedagogical University), Malaya Pirogovskaya street, 1, building 1, e-mail:hally.89@mail.ru
Abstract.
The article is devoted to the analysis of the features of the semantic sphere in Turkmen socialization. This paper considers the socialization of a traditional society from different aspects of the social level. Values of traditional society in the role of the formation of a person's personality with traditional thinking.
Keywords: socialization, Turkmen society, psychology, mentality, value-semantic orientations, religious and educational aspect, society, traditions, Turkic people, ethnos.
В науке понятие «социализация» определяется как процесс вхождения индивида в социальную систему, усвоение норм, правил поведения, ценностей, знаний и навыков, психологических установок. [1]. Процесс формирования ценностно-смысловых ориентаций неразрывно связан с общими закономерностями общественного развития. Он следует двум определяющим направлениям: развитию ценностно-смысловых ориентаций, связанных с нормами отношений между людьми друг с другом, и с нормой взаимодействия субъектов с предметами в мире постоянных вещей. [3]. Как отмечает И.Ф. Клименко, ценностно-смысловые ориентации, усвоенные в процессе развития, зависят от деятельности человека. Социализация и процесс овладения индивидуальным социальным опытом, определенной системой знаний, норм, ценностей позволяют человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. [7]
Формирование ценностно-смысловых ориентаций на разных этапах социализации неоднозначно. Характер и содержание изменяются под влиянием многих факторов, так как социализация может происходить как в условиях самопроизвольного влияния на личности при разных обстоятельствах жизни в обществе, иногда имеющих характер различных факторов, так и в условиях образования, т. е. целенаправленного формирование личности. [6]
Следует также отметить, что социализация носит этнокультурный характер. Говоря об этнокультурной социализации, необходимо обратить внимание на ход этого процесса. Базовый механизм предусматривает вхождение человека в общество, получение опыта и знаний, является достаточно сложным и, что особенно важно, как подчеркивают эксперты, двухступенчатым:
I ступень социализации - в раннем возрасте в семье и группе сверстников;
II ступень социализации - в более сознательном возрасте в пределах образовательной, профессиональной и других социальных групп, которые влияют на человека. [2]
Условно перечисленные ступени можно разделить: от 0 до 30 лет и от 30 до 45 лет и на каждом этапе социализации необходимо решать такие проблемы, которые будут влиять на личность личности. Во-первых, это естественно-культурные задачи, которые напрямую связаны с необходимостью достижения на каждом этапе определенного уровня развития. Развитие должно быть характерным для данной культуры, то есть соответствовать ее характеристикам и требованиям. Во-вторых, это социокультурные задачи, которые включают когнитивное, моральное, этическое и ценностно-смысловое развитие личности. На каждом этапе каждый аспект развития строго индивидуален. [8]
Социализация в Туркменистане напрямую связана с религиозно-образовательным аспектом патриархального общества. Несмотря на технологические достижения в мире, в Туркменистане все еще доминирует традиционный тип мышления. Туркменское общество можно рассматривать как пример традиционного типа культуры, который сохранил многие свои особенности. Относительно небольшая группа живых туркмен имеет этническую специфику. Это зафиксировано как в языке, в материальной и духовной культуре, так и в развитии этнического самосознания.
Было проведено социологическое исследование с целью выяснения современных тенденций социально-культурного развития туркмен. Метод личного формализованного интервью использовался для сбора информации по специально разработанной анкете. Туркменское население 18 лет и старше было компактно принято в качестве основного населения. На основе параметров населения была построена трехступенчатая стратифицированная вероятностная выборка (150 человек) для представления взрослого туркменского населения территории. Приведем значения трех переменных - пол, возраст и уровень образования.
Исследование позволило сформировать понимание ценностных ориентаций данной группы туркмен и, в некоторой степени, объяснить их значимые установки и цели. Следует отметить, что общие тенденции ценностных ориентаций туркменской этнической общности практически совпадают с другими социальными группами. По-видимому, есть только одна отличительная черта - почти половина выборки (49,3% респондентов) назвала одну из своих важных ценностей «чувством достоинства, самоуважения, чести». [5]
На первом месте - туркменская семья с продолжением семьи (60,5%), на втором месте уверенность в завтрашнем дне, то есть стремление предоставить семье возможности для дальнейшего развития (53,3%). Три доминирующих позиции также включают, как отмечалось выше, чувство собственного достоинства. Фактически, три базовые ценности и жизненные ориентации современных туркмен не относятся к категории материальных благ и не отражают стремления отдельных людей достичь высокого социального статуса и больших материальных благ. Скорее, все эти позиции имеют прямое отношение к сфере традиционной культуры, которая требует создания условий, в первую очередь для воспроизводства человеческих ресурсов и сохранения традиций, что позволяет четко уловить этнокультурную идентичность и различие во взглядах по отношению к другим группам. Поддержание самооценки, самооценки и чести, как это характерно для традиционных культур, более вероятно для респондентов-мужчин (65,8% против 32,9% для женщин). В целом, гендерные различия в оценке стоимости предложенных значений довольно значительны. Женщины очень четко придерживаются традиционной культуры социальной роли кормильца и субъекта, призванного обеспечить внутреннюю стабильность семьи как микрообщества. Мужчины больше озабочены саморазвитием и самооценкой, меньше интересуются материальными активами (благосостоянием), чем женщины, и это объясняется тем фактом, что роль женщины в семье заключается в обеспечении условий для других членов семьи. Если мужчина - шахтер, женщина - центр огня, и финансовые ресурсы требуются для хранения. Примечательно, что респонденты обеих групп выразили одинаковое значение для них «полной, неограниченной свободы» (23,7%). [4]
Подводя итог исследованиям, следует понимать, что вышеуказанные ориентиры продиктованы патриархальным мышлением общества, из которого воспитывается семья и как следствие отношения к обществу. Туркменистан был и остается обществом, основанным на религиозных доктринах и восточном менталитете. Если мы проведем сравнительный анализ, то европейское (западное) мышление всегда будет первым местом для политических прав человека. Для туркменского общества, как представителя тюркского народа, отношения семьи и народа будут на переднем крае, с обязательным соблюдением иерархии старшинства. Отношение и уважение к старшему поколению, к мужчине и женщине, отношение к детям передается с рождения и воспитывается на всех социальных этапах жизни каждого человека, начиная от детского сада и заканчивая учебой в университете.
Таким образом, в туркменском обществе традиции и культура людей всегда будут иметь высочайшую ценность, и, начиная с семьи, ответственность за себя и за своих родственников всегда будут достоинством и уважением.
В заключение следует отметить следующее. Можно предположить, что изменения, которые произойдут в социальной сфере и повлекут за собой изменения социальных идеалов и ценностей, повлияют на изменения личных ценностей молодого поколения и развитие их личностных характеристик. Мы можем получить поколения духовно и гуманно ориентированных, гармонично развивающихся людей. Однако стабильность или изменение ценностей сегодняшних туркмен зависит также от их внутреннего содержания, тех личных качеств, которые позволяют нам выбирать из набора социальных идеалов и ценностей тех из них, которые соответствуют внутреннему содержанию.
Литература
1. Андреева Г. М. Социально - психологические проблемы исследования личности. Социальная психология. Учебник. М., 2003 г.
2. Ахмерова Н. М. Этнокультурный подход в профессиональной подготовке социального педагога к работе с семейным социумом ; дис. канд. пед. наук : 13.00.08. М., 2004. 282 с.
3. Гавров С. Н., Никандров Н. Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. 2008. № 5. С. 21-29.
4. Гак В.Г. Аспекты языкового регулирования // Проблемы языковой жизни Российской Федерации и зарубежных стран. М., 1994. С. 145-146.
5. Дангатарова Б. М. Туркменское сообщество на Ставрополье: тенденции этнокультурного развития. 2008г.http://ecsocman.hse.ru/data/819/626/1219/dangatarova.pdf
6. Клименко И.Ф. Генезис ценностных ориентаций. Исследование отношения к норме социального поведения на различных этапах социального развития человека // К проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. М., 1992. С. 3-12.
7. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психол. журн. - 1993. - т.14. - № 1. С. 150-155
8. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М.: Академия, 2005. 200 с.
УДК 159.9.072
ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ НА АДАПТАЦИЮ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ
Смирнова Елена Олеговна-психолог, директор по развитию ООО «Шанс»; г. Москва, ул. Перерва 41-1-86, e-mailsmirnova-rpa@yandex.ru
Котлярова Любовь Николаевна - кандидат психологических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России)»; Москва, ул. Азовская 2/1, e-maillnkot-konf@yandex.ru
Аннотация.
Статья посвящена изучению взаимосвязи между показателями жизнестойкости и производственной адаптации у иностранных граждан, привлекаемых к деятельности на предприятиях промышленного производства. Обсуждается целесообразность обеспечения психологического сопровождения данной категории персонала в процессе производственной адаптации.