человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть и др.
> жесты самоконтроля - руки сведены за спину одна из них при этом сжимает другую; человек сидит на стуле, вцепившись в подлокотник и др.
> жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
> жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.
> жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз и др.
> жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника;
«бегающий взгляд» и др. [3, с. 28-29].
Таким образом, знание языка жестов помогает деловому человеку овладеть искусством проницательности и коммуникабельности, свободно и ясно понимать неречевые проявления эмоций партнеров по общению. Научившись «читать» эмоции собеседника, контролируя свои жесты и позы, можно максимально эффективно проводить любые переговоры.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении.// Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.
2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.
3. Панкратов В.Н. Культура делового общения и успех. М.: А-Приор, 2008. -187с.
Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент Надыршина Я.А. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ОСОБЕННОСТИ СЛУШАНИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса слушания в деловом общении и его виды. Отмечено, что умение слушать является необходимым условием правильного понимания позиции партнера, и служит залогом успешной деловой коммуникации.
Общение является атрибутивным свойством человека, основным способом его жизнедеятельности в обществе. А для делового человека искусство общения представляет собой важнейшее профессиональное качество, так как коммуникация выступает главным средством реализации задач управления, бизнеса [1, с. 8].
При этом успех деловой коммуникации зависит не только от умения красиво и правильно говорить, но и от способности внимательно и сосредоточенно слушать собеседника. Исследователи считают, что умением спокойно выслушать собеседника, вникнув в сущность того, что говорится, обладают только 10% людей. При этом стиль слушания каждого конкретного человека зависит от многих факторов: от личности, его характера и интересов, пола, возраста, статуса участников общения, от конкретной ситуации
Американский исследователь Келли выделяет четыре вида слушания:
Направленное, критическое слушание. Участник общения сначала осуществляет критический анализ сообщения (зачастую делая это превентивно, то есть, приходя с установкой на критическое восприятие информации), а потом делает попытку его понимания. Такое слушание бывает уместно там, где обсуждаются решения, проекты, идеи, точки зрения т.д. Там же, где обсуждается новая информация, сообщаются новые знания, критическое слушание малоперспективно.
Эмпатическое слушание. При этом виде слушания участник делового взаимодействия уделяет большее внимание «считыванию» чувств, а не слов. Такое слушание бывает эффективным, если говорящий вызывает у слушающего положительные эмоции, и, наоборот, неэффективным, если от говорящего исходят отрицательные эмоции.
Нерефлексивное слушание. Этот вид слушания предполагает минимальное вмешательство в речь собеседника при максимальной сосредоточенности на ней. Такое слушание целесообразно в следующих ситуациях:
• партнер горит желанием выразить свою точку зрения, отношение к чему-нибудь;
• партнер хочет обсудить наболевшие вопросы, он испытывает отрицательные эмоции;
• партнеру трудно выразить словами то, что его волнует; партнер застенчив, неуверен в себе.
Активное рефлексивное слушание. При таком слушании с говорящим устанавливается обратная связь., позволяющая преодолеть коммуникативные барьеры и продемонстрировать сочувствие и сопереживание. Обратная связь в процессе слушания может осуществляться различными способами:
• расспрашивание (прямое обращение к говорящему, которое осуществляется с помощью разнообразных вопросов);
• перефразирование, или вербализация (перефразировать - значит
высказать ту же мысль, но другими словами, слушающий перефразирует мысль говорящего, то есть возвращает ему суть сообщения, чтобы он смог оценить, правильно ли его поняли);
♦ отражение чувств (при отражении чувств основное внимание уделяется не содержанию сообщения, а чувствам, которые выражает говорящий, эмоциональной составляющей его высказываний);
♦ резюмирование (тем самым партнер дает понять говорящему, что его основные мысли поняты и восприняты) [2, с.42-43].
Самая большая ошибка партнеров во время разговора заключается в желании как можно больше говорить самому, не выслушивая толком собеседника. Здесь уместно напомнить слова И. Лафатера: «Много говорить и многое сказать - это не совсем одно и то же».
Правила для слушающего:
> Не жалейте времени для того, чтобы выслушать партнера.
> Терпеливо и уважительно относитесь к говорящему.
> Не перебивайте партнера, выслушайте его до конца.
> Дайте партнеру выразить себя в общении, стимулируйте его активность.
> Используйте речевые, жестовые, мимические средства эмоционально-психологической поддержки говорящего.
Отметим, что умение слушать особенно важно при неформальном общении, когда люди выражают свои настоящие чувства и отношения к собеседнику или предмету беседы. Это можно увидеть в общении «снизу вверх» в деловых и профессиональных кругах. Руководство имеет многочисленные каналы для передачи информации «сверху вниз», однако средства передачи информации «снизу вверх» малочисленны, обычно это передача устной информации по цепочке людей. Информация идет от человека к человеку, пока она в конечном итоге не достигает высшего уровня уже в отрывочном и искаженном виде.
Неумение слушать - основная причина неэффективного общения, именно оно приводит к недоразумениям, ошибкам и проблемам. Слушание -сложный процесс, требующий значительных психологических энергозатрат, определенных навыков и общей коммуникативной культуры.
В заключение приведем несколько рекомендаций, касающихся выработки умения слушать:
^ Будьте первым, когда нужно слушать, и последним, когда нужно говорить.
^ Научитесь слушать и вы сможете извлечь пользу из речи даже тех, кто говорит плохо. Не забывайте, что хорошему порой учатся на примерах вульгарности, и что нелепое зрелище способно породить хороший вкус.
^ Два уха и один язык даны человеку, чтобы больше слушать и меньше говорить [3, с. 96-97].
Как показывает опыт, можно существенно повысить коммуникативную культуру и мастерство, если следовать этим правилам и
рекомендациям.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации: практикум. - Уфа: Башкирский ГАУ, 2013. - 176 с.
2. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. - СПб: Знание, ИВЭСЭП, 2001. - 496 с.
3. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. //Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.
Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ЖЕНЩИНА ПЕРЕД ВЫБОРОМ: СЕМЬЯ ИЛИ КАРЬЕРА?
Аннотация: Статья посвящена извечному женскому вопросу: семья или карьера. Рассматриваются проблемы, связанные с выбором женщинами своей профессиональной карьеры, и препятствиями, которые встречаются на их творческом и профессиональном пути.
Ключевые слова: женщина, карьера, профессиональный рост, семья, гендерное неравенство, руководитель.
В современном деловом мире все больше женщин проникает в деловую сферу, хотя для этого им приходится тратить гораздо больше усилий, времени, таланта, чем мужчинам. Ведь издавна повелось, что мужчины у нас занимают главенствующие позиции везде: они руководят регионами, являются директорами предприятий, начальниками производственных коллективов. А женщина должна обеспечивать тыл, заниматься семьей. Однако жена, мать, хозяйка, в какой-то момент, начинает понимать, что чего-то ей не хватает, она не может реализовать весь творческий потенциал, заложенный в ней.
Именно поэтому профессиональный рост женщин, попытка вхождения их в управленческую элиту нередко ставят их перед выбором: карьера или семья. Данные социологических опросов, публикации в средствах массовой информации, а также самооценка женщинами своих жизненных устремлений и предпочтений, убедительно свидетельствуют о том, что указанные сферы жизнедеятельности сложились для женщины как альтернативные. При этом типичная для женщин ситуация «двух возов» - в профессиональной деятельности и в быту, некоторыми исследователями воспринимается как пример тендерного неравенства. В качестве доказательства они приводят следующие причины такого положения.
1. В патриархальной культуре глубоко укоренилось представление о том, что женщина, прежде всего «хранительница домашнего очага». Кстати,