Научная статья на тему 'ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ'

ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1031
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ»

образование - Бакалавриат).

2. Колесов С.Г. Временной психоповеденческий комплекс личности в рамках теории психологического поля [Текст] /С.Г. Колесов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С. 215-223.

3. Пилипко Е.В. Структура сознания личности [Текст] /Е. В. Пилипко // Философия и космология. 2010. № 1 (8). С. 180-190.

Игебаева Ф.А., к.ф.н.

доцент Кильдиярова И.Д.

магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Деловая коммуникация - это наиболее массовый и распространённый вид общения людей между собой.

В процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений, поэтому в данной статье мы уделим внимание именно этой проблеме. Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.

Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, за счёт звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 %, и за счёт невербальных средств на 55%.Профессор Бердсвилл провёл аналогичные исследования, в ходе которого он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения [1, с.72 - 73].

В деловом общении мы часто сопровождаем свою речь жестами.

Жест - это внешнее проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Умение распознавать язык жестов в человеческом общении позволяет читать собеседника как книгу. Богатейший «алфавит» жестовых движений человека Дэвид Левис разделил на пять групп в зависимости от их предназначения:

> жесты-иллюстраторы - сообщения:

- указатели («указующий перст»);

- пиктографы, т.е. образные картинные изображения («вот такого размера или конфигурации»);

- кинектографы, т.е. движения телом;

- жесты-биты (жесты - «отмашки»);

- идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.

> жесты-регуляторы - выражают отношение говорящего к чему-либо:

- улыбка;

- кивок головой;

- направление взгляда;

- целенаправленные движения руками.

> жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении:

- руки, сжатые вместе как для рукопожатия, и слегка приподнятые -означает во многих случаях «здравствуйте»;

- руки в таком же положении, но поднятые над головой - «до свидания».

> жесты-адапторы - специфические привычки человека, связанные с движениями рук:

- почесывание, подергивание отдельных частей тела;

- прикасания, пошлепывания партнера;

- поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.д.).

> жесты-аффекторы - выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.

Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:

• коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечении внимания, запретов, отрицательные, вопросительные и т.д.);

• модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.);

• описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания [2, с. 102 -103].

Учеными подмечена следующая закономерность соотношения статуса человека с динамикой его жестикуляции: чем выше человек находится на служебной лестнице, тем больше он склонен общаться с помощью слов и фраз и меньше - с помощью жестов.

Жесты могут подразделяться на следующие виды:

> жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и прохаживается и др.

> жесты уверенности - соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле.

> жесты нервозности и неуверенности -переплетение пальцев рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;

человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть и др.

> жесты самоконтроля - руки сведены за спину одна из них при этом сжимает другую; человек сидит на стуле, вцепившись в подлокотник и др.

> жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

> жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.

> жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз и др.

> жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника;

«бегающий взгляд» и др. [3, с. 28-29].

Таким образом, знание языка жестов помогает деловому человеку овладеть искусством проницательности и коммуникабельности, свободно и ясно понимать неречевые проявления эмоций партнеров по общению. Научившись «читать» эмоции собеседника, контролируя свои жесты и позы, можно максимально эффективно проводить любые переговоры.

Использованные источники:

1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении.// Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.

2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.

3. Панкратов В.Н. Культура делового общения и успех. М.: А-Приор, 2008. -187с.

Игебаева Ф.А., к.ф.н.

доцент Надыршина Я.А. магистр

ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»

Россия, г. Уфа

ОСОБЕННОСТИ СЛУШАНИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса слушания в деловом общении и его виды. Отмечено, что умение слушать является необходимым условием правильного понимания позиции партнера, и служит залогом успешной деловой коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.