образование - Бакалавриат).
2. Колесов С.Г. Временной психоповеденческий комплекс личности в рамках теории психологического поля [Текст] /С.Г. Колесов //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 9. С. 215-223.
3. Пилипко Е.В. Структура сознания личности [Текст] /Е. В. Пилипко // Философия и космология. 2010. № 1 (8). С. 180-190.
Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент Кильдиярова И.Д.
магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа ЯЗЫК ЖЕСТОВ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Деловая коммуникация - это наиболее массовый и распространённый вид общения людей между собой.
В процессе общения и взаимопонимания людей не последнее место отводится так называемому «невербальному общению» - языку жестов и телодвижений, поэтому в данной статье мы уделим внимание именно этой проблеме. Невербальное общение - общение без помощи слов часто возникает бессознательно. Оно может либо дополнять и усиливать словесное общение, либо ему противоречить и ослаблять. Хотя невербальное общение и является часто бессознательным процессом, в настоящее время оно достаточно хорошо изучено и для достижения нужного эффекта с успехом может контролироваться.
Альберт Мейерабиан установил, что передача информации происходит за счёт вербальных средств (только слов) на 7 %, за счёт звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 %, и за счёт невербальных средств на 55%.Профессор Бердсвилл провёл аналогичные исследования, в ходе которого он установил, что в среднем человек говорит словами только в течение 10 -11 минут в день, и что каждое предложение в среднем звучит не более 2,5 секунд. Как и Мейерабиан, он обнаружил, что словесное общение в беседе занимает менее 35 %, а более 65 % информации передаётся с помощью невербальных средств общения [1, с.72 - 73].
В деловом общении мы часто сопровождаем свою речь жестами.
Жест - это внешнее проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека. Умение распознавать язык жестов в человеческом общении позволяет читать собеседника как книгу. Богатейший «алфавит» жестовых движений человека Дэвид Левис разделил на пять групп в зависимости от их предназначения:
> жесты-иллюстраторы - сообщения:
- указатели («указующий перст»);
- пиктографы, т.е. образные картинные изображения («вот такого размера или конфигурации»);
- кинектографы, т.е. движения телом;
- жесты-биты (жесты - «отмашки»);
- идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
> жесты-регуляторы - выражают отношение говорящего к чему-либо:
- улыбка;
- кивок головой;
- направление взгляда;
- целенаправленные движения руками.
> жесты-эмблемы - своеобразные заменители слов или фраз в общении:
- руки, сжатые вместе как для рукопожатия, и слегка приподнятые -означает во многих случаях «здравствуйте»;
- руки в таком же положении, но поднятые над головой - «до свидания».
> жесты-адапторы - специфические привычки человека, связанные с движениями рук:
- почесывание, подергивание отдельных частей тела;
- прикасания, пошлепывания партнера;
- поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.д.).
> жесты-аффекторы - выражают через движения тела и мышц лица определенные эмоции.
Конкретный смысл отдельных жестов различен в разных культурах. Однако во всех культурах есть сходные жесты, среди которых можно выделить:
• коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечении внимания, запретов, отрицательные, вопросительные и т.д.);
• модальные, т.е. выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения, доверия и недоверия, растерянности и т.д.);
• описательные жесты, имеющие смысл только в контексте речевого высказывания [2, с. 102 -103].
Учеными подмечена следующая закономерность соотношения статуса человека с динамикой его жестикуляции: чем выше человек находится на служебной лестнице, тем больше он склонен общаться с помощью слов и фраз и меньше - с помощью жестов.
Жесты могут подразделяться на следующие виды:
> жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; человек встает и прохаживается и др.
> жесты уверенности - соединение пальцев в купол; раскачивание на стуле.
> жесты нервозности и неуверенности -переплетение пальцев рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами;
человек трогает спинку стула перед тем, как на него сесть и др.
> жесты самоконтроля - руки сведены за спину одна из них при этом сжимает другую; человек сидит на стуле, вцепившись в подлокотник и др.
> жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
> жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.
> жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ; резкие взмахи сверху вниз и др.
> жесты неискренности - «прикрытие рукой рта»; «прикосновение к носу», как более утонченная форма прикрывания рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника;
«бегающий взгляд» и др. [3, с. 28-29].
Таким образом, знание языка жестов помогает деловому человеку овладеть искусством проницательности и коммуникабельности, свободно и ясно понимать неречевые проявления эмоций партнеров по общению. Научившись «читать» эмоции собеседника, контролируя свои жесты и позы, можно максимально эффективно проводить любые переговоры.
Использованные источники:
1. Игебаева Ф.А. Язык жестов в деловом общении.// Актуальные вопросы профессиональной коммуникации в государственном и муниципальном управлении. Сборник научных статей научно-практической конференции. -Уфа: БАГСУ, 2010. - С.72 - 76.
2. Игебаева Ф.А. Деловые коммуникации в формировании коммуникативной компетентности современного специалиста агроуниверситета. // Репликация культуры общества в контексте профессионального образования. Книга 2. Коллективная монография. - Георгиевск: Георгиевский технический институт, 2013. - С.78 -113.
3. Панкратов В.Н. Культура делового общения и успех. М.: А-Приор, 2008. -187с.
Игебаева Ф.А., к.ф.н.
доцент Надыршина Я.А. магистр
ФГБОУВО «Башкирский ГАУ»
Россия, г. Уфа
ОСОБЕННОСТИ СЛУШАНИЯ В ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса слушания в деловом общении и его виды. Отмечено, что умение слушать является необходимым условием правильного понимания позиции партнера, и служит залогом успешной деловой коммуникации.