Научная статья на тему 'Особенности слуховых функций мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов'

Особенности слуховых функций мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
135
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛУХОВЫЕ ФУНКЦИИ МОЗГА / КОГНИТИВНЫЕ РЕЖИМЫ / ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ / ИМПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ / СЛУХОРЕЧЕВАЯ ПАМЯТЬ / СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ КОНСТРУКЦИЙ / РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЖИМ ВОСПРИЯТИЯ / РЕЖИМ СТИМУЛИРОВАНИЯ / РЕЖИМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / AUDITORY FUNCTIONS OF THE BRAIN / COGNITIVE MODES / PHONEMIC HEARING / IMPRESSIVE SPEECH / AUDITORY MEMORY / SEMANTIC UNDERSTANDING OF STRUCTURES / MODE OF OPERATION / PERCEPTION MODE / STIMULATION MODE / ADAPTATION MODE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарва Владислав Александрович

В статье рассматривается проблема взаимосвязи слуховых функций мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов. С помощью дорсально-вентрального опросника и нейропсихологических проб нами было выделено несколько подгрупп: по преобладающим когнитивным режимам с учетом особенностей слуховых функций мозга. Проведен сравнительный анализ данных выделенных групп испытуемых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of hearing brain functions in students with prevention of different cognitive regimes

The article deals with the problem of interrelation between auditory functions of the brain and the dominant cognitive regimes of students. With the help of the dorsal-ventral questionnaire and neuropsychological tests, we identified several subgroups: according to the prevailing cognitive regimens, taking into account the peculiarities of the auditory functions of the brain. A comparative analysis of the data of the selected groups of subjects was carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности слуховых функций мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов»

Вопросы студенческой науки

Выпуск №15, ноябрь 2017

Особенности слуховых функций мозга у студентов с преобладанием разных

когнитивных режимов

Features of hearing brain functions in students with prevention of different cognitive

regimes

Зарва Владислав Александрович

Студент, кафедра психологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова

г.Абакан, РФ E-mail: zarva. vladislav@mail. ru

Zarva Vladislav Alexandrovich

Student, Department of Psychology of KSU. NF Katanova

Abakan, Russian Federation E-mail: zarva. vladislav@mail. ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема взаимосвязи слуховых функций мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов. С помощью дорсально-вентрального опросника и нейропсихологических проб нами было выделено несколько подгрупп: по преобладающим когнитивным режимам с учетом особенностей слуховых функций мозга. Проведен сравнительный анализ данных выделенных групп испытуемых.

Annotation.

The article deals with the problem of interrelation between auditory functions of the brain and the dominant cognitive regimes of students. With the help of the dorsal-ventral questionnaire and neuropsychological tests, we identified several subgroups: according to the prevailing cognitive regimens, taking into account the peculiarities of the auditory functions of the brain. A comparative analysis of the data of the selected groups of subjects was carried out.

Ключевые слова: Слуховые функции мозга, когнитивные режимы, фонематический слух, импрессивная речь, слухоречевая память, семантическое понимание конструкций, режим деятельности, режим восприятия, режим стимулирования, режим приспособления.

Keywords: Auditory functions of the brain, cognitive modes, phonemic hearing, impressive speech, auditory memory, semantic understanding of structures, mode of operation, perception mode, stimulation mode, adaptation mode.

Анатомическим субстратом слуховых функций является область Вернике, находящаяся в верхней части левой височной доли. У людей эта область увеличена в 8 раз по сравнению с той же самой областью у шимпанзе. Она является одной из уникальнейших областей мозга, характерных для нашего вида [1].

Человеческий мозг поистинне удивительная вещь. Множество сил и средств брошено на его изучение, что порождает большое количество теорий. Так Ст. Косслин - американский психолог и нейробиолог предложил теорию когнитивных режимов. Эта новая концепция утверждает, что мозг человека состоит из двух частей: системы верхнего мозга (большая часть лобных и часть теменных долей) и системы нижнего мозга ( нижняя часть лобных, часть теменных, височные и затылочные области). Первая отвечает за разработку и реализацию планов, вторая - осуществляет прием и обработку сенсорной информации с последующим ее использованием для актуализации воспоминаний [2].

Различные комбинации активности дорсальных и вентральных систем мозга определяют преобладающий когнитивный режим человека. Так для человека, использующего как систему верхнего, так и систему нижнего мозга в равной степени характерен доминирующий когнитивный режим деятельности. Если же индивид чаще пользуется системой нижнего мозга, то для него характерен режим восприятия; при активном использовании системы верхнего мозга - режим стимулирования и если же человек совсем не использует эти две системы ему свойственно пребывание в режиме приспособления.

Работ, касающихся связи слуховых функций мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов мы не обнаружили. Именно поэтому представляет большой интерес сопоставление концепции С.М.Косслина о

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

когнитивных режимах с широко известной теорией А.Р.Лурии о системно-функциональной организации блоков мозга. В концепции А.Р. Лурии [3] мозг представлен в виде 3 функциональных блоков: I блок находится в стволовых и подкорковых образованиях мозга и отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования; II блок расположен в затылочных, теменных и височных областях, он обеспечивает прием, переработку и хранение информации; III блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных форм деятельности и локализуется в префронтальных отделах коры головного мозга.

Состояние функций III блока мозга в зависимости от когнитивных режимов студентов уже было исследовано в статье В.А. Зарва [5]. Далее мы попытаемся дать общую картину состояния слуховых функций студентов в зависимости от доминирующего когнитивного режима на той же выборке студентов.

Целью нашего исследования было изучить особенности слуховых функций мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов.

Было выдвинуто предположение: согласно теории когнитивных режимов за обработку информации, поступающей от органов чувств, и ее использование для активации воспоминаний об объектах и событиях отвечают вентральные системы мозга, включающие затылочные, височные и нижнелобные отделы мозга, следовательно можно ожидать, что у студентов с преобладающими режимами деятельности и восприятия, обусловленными более выраженной активностью нижнего мозга, будут лучше сформированы слуховые функции, а именно прием, переработка и хранение экстероцептивной информации.

Применялся дорсально-вентральный опросник С.М.Косслина и У.Л.Томпсона [2], методы нейропсихологической диагностики, разработанные Лурией А.Р. и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Ахутиной Т.В [4]. Были использованы пробы: проба на воспроизведение ритмических структур; проба на запоминание двух групп по 3 слова; понимание слов, близких по значению; понимание слов, близких по звучанию; пересказ текста (критерий лексического оформления текста).

В исследовании принимали участие 40 человек, средний возраст которых составляет 21,6 лет; из них у 13-ти студентов выявлен преобладающий режим деятельности, у 7-ых - преобладающий режим восприятия, у 11-ти -преобладающий режим стимулирования и у 9-ти преобладает режим приспособления.

Все обследованные получают высшее образование, являются студентами 2-3 курсов ХГУ им. Н.Ф. Катанова и обучаются по направлениям: «Юриспруденция», «Природопользование», «Биоэкология», «Финансы и кредит».

Исследование особенностей слуховых функций проводилось с помощью нейропсихологических проб: проба на воспроизведение ритмических структур; проба на запоминание двух групп по 3 слова; понимание слов, близких по звучанию; понимание слов, близких по значению; пересказ текста (критерий лексического оформления).

У испытуемых в подгруппах исследовалась слухоречевая память по следующим характеристикам: продуктивность воспроизведения, продуктивность отсроченного воспроизведения, количество звуковых и вербальных замен, количество вплетений посторонних слов, количество горизонтальных и вертикальных повторов, количество пропусков слов, нарушений порядка их названия и переходов слов в другую группу.

В ходе исследования слухоречевой памяти нами были получены следующие результаты: самая высокая способность к непроизвольному запоминанию отмечается у студентов с доминирующим когнитивным режимом восприятия. В среднем они воспроизводят 5,28 слова. Также неплохо с этим справляются студенты с когнитивным режимом деятельности, чуть хуже результаты у студентов с когнитивным режимом стимулирования. Самую низкую способность к непроизвольному запоминанию демонстрируют студенты с когнитивным режимом приспособления, в среднем они воспроизводят 3,22 слова (р = 0,001***).

Второе воспроизведение связано с включением в процесс механизмов произвольного запоминания. Оно оказалось максимально продуктивным для студентов с доминирующими режимами восприятия, деятельности и стимулирования (р = 0,017*). Несколько худшие показатели произвольного запоминания демонстрируют студенты с преобладающим когнитивным режимом приспособления.

Вопросы студенческой науки Выпуск № 15, ноябрь 2017

После интерференции ( с помощью счета) у всех испытуемых в целом количество запоминаемых слов уменьшилось. Так у студентов 1 группы это количество составило, в среднем, 5,53 слова, по сравнению с 3 воспроизведением (5,76 слов). У студентов 2 группы, в среднем, 5,57 слов (6,00 слов), 3 группы — 5,27 слов (5,90), 4 группы — 3,55 слов (4,88). Максимально лучший результат запоминания демонстрируют студенты с доминирующим когнитивным режимом восприятия, а студенты с доминирующим режимом приспособления, напротив, показывают самые низкие результаты слухоречевой памяти (р = 0,025*).

Результаты пробы на восприятие ритмических структур не дали нам различий.

Так же проводились пробы на понимание слов, близких по звучанию направленные на исследование фонематического слуха и слухоречевой памяти, импрессивной речи, фонематического слуха, семантического понимания конструкций.

Студенты с преобладающими режимами деятельности, восприятия и стимулирования выполняли задания с незначительными различиями. Показатели слухоречевых функций такие, как фонематический слух и слухоречевая память, импрессивная речь и семантическое понимание конструкций находятся у них примерно на одинаковом уровне. Однако, различия являются статистическими значимыми только для 1 и 4 групп студентов. Так, студенты с доминирующим режимом деятельности лучше всего справились с данным заданием и показали наилучшие результаты фонематического слуха и слухоречевой памяти, импрессивной речи и семантического понимания конструкций ( р = 0,008**). Результаты вышеупомянутых показателей снижены у испытуемых с доминирующим когнитивным режимом приспособления.

При выполнении студентами пробы «Пересказ» (критерий лексического оформления) мы получили следующие результаты:

Самый высокий уровень качества переработки слухоречевой информации и номинативной функции речи демонстрируют студенты с преобладающим когнитивным режимом восприятия (2,42 балла). У студентов с когнитивными режимами деятельности и стимулирования эти показатели находятся примерно на одинаковом уровне (2,15 и 2,09 баллов соответственно). Самые низкие показатели переработки слухоречевой информации наблюдаются у студентов с когнитивным режимом приспособления - 1,33 балла (р = 0,025*).

Таким образом, в ходе исследования было выявлено:

1) На состояние слуховых функций у студентов действительно влияет их доминирующий когнитивный режим.

2) У студентов с преобладанием режима восприятия лучше сформированы механизмы непроизвольного и произвольного запоминания. А также у них выше эффективность отсроченного запоминания и самый высокий уровень качества переработки слухоречевой информации.

3) У студентов с преобладанием режима деятельности лучше всего развиты фонематический слух и слухоречевая память, импрессивная речь и семантическое понимание конструкций.

4) Студенты с преобладанием режима стимулирования демонстрируют неплохие показатели фонематического слуха и слухоречевой памяти.

5) Самые низкие показатели по всем вышеупомянутым показателям наблюдаются у студентов с когнитивным режимом приспособления .

Список используемой литературы:

1. Мозг рассказывает. Что делает нас людьми [Текст] / В. С. Рамачандри ; [пер. с англ. Елены Чепель]. - Москва : Карьера Пресс, 2015. - 394, [1] с. : ил.; 24 см.; ISBN 978-5-00074-031-6

2. Косслин Ст., Миллер Дж.: Два игрока на одном поле мозга; Изд-во Эксмо, 2016.

3. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: 2005. 384 с.

4. Фотекова Т.А. Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс по дисциплине

Вопросы студенческой науки Выпуск №15, ноябрь 2017

/ сост. Т.А. Фотекова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014.

5. Зарва В.А. «Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов»

Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов// Скиф: Вопросы студенческой науки. Сборник научных статей. - 2017. - № 9. - Спб. - стр. 136-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.