Научная статья на тему 'Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов'

Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИИ III БЛОКА МОЗГА / КОГНИТИВНЫЕ РЕЖИМЫ / ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ / СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / РЕЖИМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / РЕЖИМ ВОСПРИЯТИЯ / РЕЖИМ СТИМУЛИРОВАНИЯ / РЕЖИМ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ / FUNCTIONS OF THE III BLOCK OF THE BRAIN / COGNITIVE MODES / PROGRAMMING AND CONTROL / SERIAL ORGANIZATION OF MOVEMENTS / MODE OF OPERATION / PERCEPTION MODE / STIMULATION MODE / ADAPTATION MODE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Зарва Владислав Александрович

В статье рассматривается проблема связи функций III блока мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов. Для выявления доминирующего когнитивного режима у студентов применялся дорсально-вентральный опросник. А также для изучения особенностей функций III блока мозга у студентов использовались нейропсихологические методы. Проведен сравнительный анализ данных выделенных групп испытуемых по преобладающим когнитивным режимам с учетом особенностей функций III блока мозга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the functions of the iii block of the brain in students with prevention of different cognitive regimes

The article deals with the problem of the connection between the functions of the III block of the brain and the dominant cognitive regimes of students. To identify the dominant cognitive mode, the students used a dorsal-ventral questionnaire. And also neuropsychological methods were used to study the features of the functions of the III block of the brain. A comparative analysis of the data of the selected groups of subjects on the prevailing cognitive regimes with regard to the features of the functions of the III block of the brain was carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов»

Особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных

когнитивных режимов

Features of the functions of the iii block of the brain in students with prevention of different

cognitive regimes

Зарва Владислав Александрович

Студент, кафедра психологии ХГУ им. Н. Ф. Катанова

г.Абакан, РФ E-mail: zarva. vladislav@mail. ru

Zarva Vladislav Alexandrovich

Student, Department of Psychology of KSU. NF Katanova

Abakan, Russian Federation E-mail: zarva. vladislav@mail. ru

Аннотация.

В статье рассматривается проблема связи функций III блока мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов. Для выявления доминирующего когнитивного режима у студентов применялся дорсально-вентральный опросник. А также для изучения особенностей функций III блока мозга у студентов использовались нейропсихологические методы. Проведен сравнительный анализ данных выделенных групп испытуемых по преобладающим когнитивным режимам с учетом особенностей функций III блока мозга.

Annotation.

The article deals with the problem of the connection between the functions of the III block of the brain and the dominant cognitive regimes of students. To identify the dominant cognitive mode, the students used a dorsal-ventral questionnaire. And also neuropsychological methods were used to study the features of the functions of the III block of the brain. A comparative analysis of the data of the selected groups of subjects on the prevailing cognitive regimes with regard to the features of the functions of the III block of the brain was carried out.

Ключевые слова: функции III блока мозга, когнитивные режимы, программирование и контроль, серийная организация движений, режим деятельности, режим восприятия, режим стимулирования, режим приспособления.

Key words: functions of the III block of the brain, cognitive modes, programming and control, serial organization of movements, mode of operation, perception mode, stimulation mode, adaptation mode.

Мозг человека является, пожалуй, самым сложным объектом в мире. Благодаря одной из оценок, можно предположить, что количество нейронных связей и комбинаций между ними превышает число элементарных частиц во Вселенной [1].

Однако, несмотря на всю сложность головного мозга, его загадки постепенно начинают становиться фактами науки. Автор теории когнитивных режимов - С.Косслин предложил новый способ интерпретации связи мозговых структур и их функций. Согласно его теории, дорсальный мозг включает в себя большую часть лобных долей и часть теменных областей головного мозга. Он отвечает за разработку и реализацию планов.

Вентральный мозг объединяет часть лобных долей, часть теменных, а также височные и затылочные области. Эти зоны обеспечивают обработку сенсорной информации и ее использование для активации воспоминаний, специфичных по модальности, объектах или событиях. Различные варианты соотношения активности дорсальных и вентральных систем мозга определяют преобладающий когнитивной режим. Для каждого человека характерен свой доминирующий режим и каждый из нас использует в равной степени системы верхнего и нижнего мозга (режим деятельности), чаще пользуется системой нижнего мозга (режим восприятия), широко использует систему верхнего мозга (режим стимулирования) и совсем не использует эти две системы (режим приспособления).

Представляет интерес сопоставление концепции С.М.Косслина о когнитивных режимах с широко известной теорией А.Р.Лурии о системно-функциональной организации блоков мозга. В концепции А.Р. Лурии [5] мозг представлен в виде 3 функциональных блоков: I блок находится в стволовых и подкорковых образованиях мозга и отвечает за регуляцию тонуса и бодрствования; II блок расположен в затылочных, теменных и височных областях, он обеспечивает прием, переработку и хранение информации; III блок отвечает за программирование, регуляцию и контроль сложных форм деятельности и локализуется в лобных отделах.

Работ, касающихся связи функций III блока мозга и доминирующих когнитивных режимов студентов мы не обнаружили, так как теория о доминирующих когнитивных режимах является достаточно новой.

Целью нашего исследования было изучить особенности функций III блока мозга у студентов с преобладанием разных когнитивных режимов.

Было выдвинуто предположение о том, что у студентов с преобладающими режимами деятельности и стимулирования, обусловленными более выраженной активностью верхнего мозга, будут лучше сформированы функции III блока мозга, а именно программирование и контроль деятельности и серийная организация движений.

Применялся дорсально-вентральный опросник С.М.Косслина и У.Л.Томпсона [1], методы нейропсихологической диагностики, разработанные Лурией А.Р. и снабженные количественной оценкой коллективом авторов во главе с Ахутиной Т.В. [4]. Были использованы пробы на реакцию выбора, динамический праксис, графомоторную координация, пересказ текста и исключение лишнего понятия.

В качестве испытуемых были выбраны 30 человек, средний возраст которых составляет 21,6 лет. Все обследованные являются студентами 2-3 курсов ХГУ им. Н.Ф. Катанова и обучаются по направлениям: «Юриспруденция», «Природопользование», «Биоэкология», «Финансы и кредит».

Было проведено анкетирование вышеперечисленных студентов. В результате в группе, состоящей из 30 студентов было выявлено 4 подгруппы, различающиеся по доминирующим когнитивным режимам: 11 студентов (37%) с преобладающим когнитивным режимом деятельности ,4 студентов (13%) с преобладающим режимом восприятия, 7 студентов (23%) с преобладающим режимом стимулирования и 8 студентов (27%) с преобладающим режимом приспособления

В ходе исследования было обнаружено, что студенты с режимом стимулирования при выполнении пробы на динамический праксис успешнее справились с усвоением программы, нежели студенты с режимом приспособления, а последние, в свою очередь превосходят по успешности сверстников с режимом восприятия (p = 0,005).

Анализ особенностей серийной организации двигательной программы выявил, что испытуемые с преобладанием режима восприятия превосходят студентов с режимом приспособления (p = 0,004).

Графомоторная координация оказалась наиболее успешной у студентов с преобладанием режима стимулирования. Их показатели существенно выше, чем у студентов с режимом приспособления (p = 0,047).

Смысловая адекватность и самостоятельность пересказа на самом высоком уровне находится у студентов с преобладанием режима деятельности. Учитывая различия можно сказать, что они статистически достоверно лучше передают смысл текста, чем студенты с преобладанием режима восприятия (p = 0,010).

Способность к программированию текста также лучше сформирована у студентов с преобладанием режимов деятельности и стимулирования. Статистический анализ подтверждает, что студенты с преобладанием режима деятельности демонстрируют лучшую способность к построению программы связного высказывания, чем студенты с преобладанием режима восприятия (p = 0,033).

Грамматическое оформление текста также лучше у студентов с преобладающими режимами деятельности и стимулирования. Студенты с преобладающим режимом деятельности больше склонны насыщать пересказ сложными грамматическими структурами, чем студенты с доминирующим режимом приспособления (p = 0,033).

С исключением лишнего понятия лучше справляются студенты с преобладанием режимов деятельности и стимулирования. Студенты с преобладанием режима деятельности чаще правильно исключают слова и верно объясняют свой выбор, чем студенты с преобладанием режима приспособления (p = 0,005).

Таким образом, проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам:

- функции программирования и контроля несколько лучше развиты у студентов с преобладанием режима деятельности, характеризующихся высокой активностью как верхних, так и нижних систем мозга;

- серийная организация, особенно ее графомоторный компонент, успешнее на фоне режима стимулирования, обусловленного преобладающей активностью верхних систем мозга;

- самый низкий уровень сформированности функций III блока характеризует обучающихся с когнитивным режимом приспособления, который определяется низким уровнем активности как верхних, так и нижних мозговых структур.

Список используемой литературы:

1. Косслин Ст., Миллер Дж.: Два игрока на одном поле мозга; Изд-во Эксмо, 2016.

2. Kosslyn, Stephen M. And Robin S. Rosenberg. Introducting Psychology; Brain, Person, Group. Boston: Person Learning Solutions, 2011.

3. Kosslyn S.M. and Thompson W.I.. Accessing Habitual Use of Versus Ventral Brain Processes. // Biologically Inspired Cognitive Architectures 2., 2012. P68-76.

4. Фотекова Т.А. Практикум по нейропсихологической диагностике: учебно-методический комплекс по дисциплине / сост. Т.А. Фотекова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. Абакан: Издательство ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова», 2014.

5. Лурия А. Р. Основы нейропсихологии. М.: 2005. 384 с.

6. Хомская Е.Д. Нейропсихология: Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб., 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.