Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ'

ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
СКОРОСТЬ / СКОРОСТНАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ЮНЫЕ БОКСЕРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серебряков Ю.В., Жураев А.Б.

Ушбу мақолада сўровнома, ўқув жараёнини аниқ режалаштириш, ҳамда маълумот олиш усули сифатида, ёш боксчиларнинг тезлик сифатларини тарбиялаш ва ривожлантириш муаммоси кўриб чиқилган. Мақолада ёш боксчилар билан индивидуал ишлашга оид маълумотларга ҳам алоҳида эътибор берилгани қайд этилган.В данной статье анкета рассматривается как способ получения данных для четкого планирования тренировочного процесса, с учетом проблемы воспитания и развития скоростных качеств юных боксеров. В статье также уделяется особое внимание данным по индивидуальной работе с юными боксерами.This article considers the questionnaire as a way to obtain data for a clear planning of the training process, with the problem of education and development of speed qualities of young boxers. The article also pays the special attention given to the data on individual work with young boxers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ»

Спорт машFулотлари: техника, тактика, усулият Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ния идентичном тренировочной программы подготовки. Это указывает на необходимость изучения особенностей динамики показателей общей и специальной работоспособности спортсменов с учетом влияния фактора массы тела спортсменов. Результаты этого раздела представлены в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты корреляции между значениями динамики показателей КСВ и критериями оценки аэробных возможностей взрослых дзюдоистов с различной массой тела (п = 22)

Показатели МПК Wкр.*tуд КЭР

Единицы измерения (мл/мин/кг) дж/кг Д вт на VO2 мл/мин/кг

По всей выборке -0.41 0.28 0.15

В группе легковесов -0.57 0.58 0.47

В группе средневесов -0.58 0.43 0.47

В группе тяжеловесов -0.60 0.05 0.50

Проведенное исследование наглядно показало, что после сортировки экспериментальных данных по однородным группам весовых категорий спортсменов отмечаются более существенные показатели взаимосвязи независимых переменных. Это указывает на наличие семейства однонаправленных корреляционных полей (для каждой группы весовых категорий).

На основании результатов проведенных исследований можно сделать несколько итоговых обобщений.

Выводы.

Программа этапного лабораторного контроля за уровнем развития аэробных возможностей спортсменов должна предусматривать оценку трех независимых биохимических критериев, характеризующих мощность, емкость и эффективность аэробного метаболизма.

Разработка оценочных шкал для контроля за уровнем развития биоэнергетических потенций спортсменов-единоборцев, должна учитывать массу тела спортсменов и производиться в однородных группах весовых категорий.

Доктор философии по педагогическим наукам (PhD)

Ю.В. СЕРЕБРЯКОВ1

При организации этапных обследований членов сборных команд России (по видам единоборств) применение только одного критерия, оценивающего аэробную мощность является недостаточным по причине его низкой прогностической ценности для оценки специальной готовности спортсменов к соревнованиям.

Показатель, оценивающий аэробную емкость, может рассматриваться в качестве наиболее информативного критерия контроля за характером динамики специальной выносливости дзюдоистов легких и средних весовых категорий и может быть рекомендован для включения в программу лабораторной оценки специальной работоспособности спортсменов.

Литература:

1. Блеер А.Н., Шиян В.В. Влияние физического утомления спортсмена на надежность проявления двигательного навыка борца // Теория и практика физической культуры. 2000. № 6. С. 37-39.

2. Волков Н.И. Биоэнергетика напряженной мышечной деятельности человека и способы повышения работоспособности спортсменов. Автореферат дис. ... доктора биол. наук, М., 1990. - 101 с.

3. Уилмор Дж., Костилл Д. Физиология спорта и двигательной активности. Киев, 1997-503 с.

4. Шепилов А.А., Климин В.П. Выносливость борцов М., ФиС, 1979, 127 с.

5. Шиян В.В., Теоретические и методические основы воспитания специальной выносливости высококвалифицированных борцов: Автореферат дис. ... доктора пед. наук. - М., 1998. - 41

6. Callister R., et al. Physiological characteristics of elite judo athletes. International Journal Sports Medicine, 1991, 12 (2), P/ 196-203.

7. Franchini E, Del Vecchio FB, Matsushigue KA, Artioli GG: Physiological profiles of elite judo athletes. Sports Med, 2011; 41(2): 147-66

8. Ebine K, Yoneda I, Hase H: Physiological characteristics of exercise and findings of laboratory tests in Japanes elite judo athletes. Médecine du Sport, 1991; 65: 73-79

9. Fox E., Mathews D. The physiological basis of physical education and athletics, Philadelphia, Pa.: Saunders College , 1981, 677 р.

10. Katch J., Weltman A. Interrelationship between anaerobic power output, anaerobic capacity and aerobic capacity and aerobic power // Ergonomics. -1979. - №. 22. - C.325-332.

11. ShiyanV.V. A method for estimating special endurance in wrestlers/ International Journal of wrestling science, 2011, Vol. 1 Issue 1, P. 24 -27

12. Shiyan Victor V. Dynamic changes of body metabolism of 8 top judo athletes with different body weight in the same pre-competition training program. Journal of Capital University of Physical Education and Sports. Vol. 32, № 1, Jan 2020 (ISSN 1009-783X) P. 1-3

û

I 7?.. ^ I

I ' I

ÉÈà

Магистрант А.Б. ЖУРАЕВ1

'Узбекский государственный университет

физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

с автором: ОСОБЕННОСТИ СКОРОСТНОЙ

Аннотация

ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ БОКСЕРОВ

Annotation

см см о см

со

га та t

0

Q.

1

с

га

В данной статье анкета рассматривается как способ получения данных для четкого планирования тренировочного процесса, с учетом проблемы воспитания и развития скоростных качеств юных боксеров. В статье также уделяется особое внимание данным по индивидуальной работе с юными боксерами.

Ключевые слова: скорость, скоростная подготовка, тренировочный процесс, совершенствование, юные боксеры.

Ушбу маколада суровнома, укув жараёнини аник режалаштириш, ^амда маълумот олиш усули сифатида, ёш боксчиларнинг тезлик сифатларини тарбиялаш ва ривожланти-риш муаммоси куриб чикилган. Маколада ёш боксчилар билан индивидуал ишлашга оид маълумотларга ^ам ало^ида эътибор берилгани кайд этилган.

Калит сузлар: тезлик, тезлик тайёргарлик, машгулот жараёни, такомиллаштириш, ёш боксчилар.

This article considers the questionnaire as a way to obtain data for a clear planning of the training process, with the problem of education and development of speed qualities of young boxers. The article also pays the special attention given to the data on individual work with young boxers.

Key words: high-speed, high-speed training, training process, improvement, young boxers.

№3-2022

www.fansports.uz

5

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

см см о см

оэ

го га t

0

Q. W

1

Актуальность. Скоростная подготовка являются одним из важнейших компонентов в спорте, особенно - в боксе. Современный уровень развития бокса требует поиска новых путей повышения скоростной подготовленности спортсменов. На сегодняшний день многие тренеры на первое место по важности развития в тренировочном процессе ставят именно скоростные способности. Ведь для выполнения целостных двигательных действий: передвижений и перемещений, переключений от одних действий к другим, атакующих и контратакующих действий -скоростная подготовка имеет большое значение. В связи с этим, нами проводилось анкетирование среди тренеров по боксу города Ташкент.

Цель исследования. Выявить особенности развития скоростной подготовки юных боксеров 10-14 лет.

Методы исследование: анкетирование, методы математической статистики.

Результаты исследования и их обсуждение. Анкетирование было проведено среди тренеров по боксу в различных спортивных школах и клубах (ДЮСШ учтепинского, юнусабадского районах, спортивные клубы "JAR", "Grand", "Dinamo", "Staf') города Ташкент в период с 4 апреля по 3 мая. В анкетирование приняли участие тренеры высокой квалификации, опытом работы не менее 10 лет. Анкета состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной. Она содержит 10 вопросов различных по форме (прямые и косвенные вопросы, вопросы с веером ответов, открытые, закрытые, полузакрытые) и демографическую часть, где тренеры указали Ф.И.О., возраст, тренерский стаж, образование, место работы и возраст учащихся, с которыми они работают, от 7 до 17 лет.

Как отмечают ведущие теоретики и практики в области теории и методики бокса, ведущими факторами успешной соревновательной деятельности является уровень развития физических способностей. На вопрос: "Как Вы думаете, какое место занимает скоростная подготовка в юношеском боксе?" 89% ответили одно из первых, а лишь 11% - ведущее место.

Продолжая работу по данной теме, на вопрос анкеты: "По Вашему мнению, сколько количество раз тренер по боксу должен уделять внимание развитию скоростных качеств?" многие тренеры, а именно 78% ответили на каждом занятии, 11% выбрали два раза в неделю, и столько же выбрали один раз в неделю. По мнению многих специалистов, целесообразно на каждом занятии воспитать скоростные качества. Ведь именно своевременные нанесения быстрых и точных ударов, быстрое реагирование на атаки соперника защитными действиями и быстрые перемещения по рингу и определяют залог успеха в бою.

На следующий вопрос: "Сколько процентов времени тренировочного процесса целесообразно отводить на скоростную подготовку?", 11% респондентов отметили, что 10-15% времени достаточно для скоростной подготовки, 22% тренеров считают необходимым всего лишь 15-25% времени, 44% из опрошенных предполагают, что для юношей следует отводить 2550% времени от общей тренировки, и 22% тренеров

выбрали более 50% времени, обосновывая это тем, что юношеский возраст наиболее благоприятный возраст для воспитания и развития скоростных качеств. Мнения тренеров по этому вопросу весьма различны, это объясняется тем, что скоростная подготовка в юношеском боксе многогранна.

Данное анкетирование показало, что 56% тренеров считают необходимым выполнять упражнения на быстроту у юных боксеров именно в середине тренировки, после разминки, после того как мышцы будут готовы к основной нагрузке. И лишь 11% выбрали в начале занятий, утверждая, что упражнения скоростного характера необходимы для основной части тренировки, а 33% - во всех частях тренировочного процесса (в начале, в середине, в конце).

Физические упражнения - это основные средства, выполняемые для воспитания и развития физических качеств. В данном случае - скоростных качеств. Способ применения физических упражнений называется - методом. На вопрос: "Какими методами наиболее часто пользуетесь на тренировках при развитии и воспитании скоростных качеств у юных боксеров?" 22% респондентов отметили круговой метод, 11% выбрали игровой метод. И 67% тренеров подчеркнули вариант "все перечисленные" (круговой метод, игровой метод, соревновательный метод).

Как известно, воспитание скоростных качеств в боксе сложно представить без боксерских снарядов. По этой причине, возник следующий вопрос: "Какими боксерскими снарядами наиболее часто пользуетесь для воспитания скоростных качеств?" Варианты ответов расположились в следующем порядке, и можно было выбрать несколько вариантов:

• Боксерские мешки - 67%;

• Боксерские лапы - 67%;

• Боксерские груши - 44%;

• Боксерские палки - 22;

• Медицинболы - 44%;

• Скакалки - 56%. Рис. 1

Рис. 1 Боксерские снаряды

Большинство тренеров отмечают, что боксерские мешки и лапы на сегодняшний день наиболее доступны по сравнению с другими боксерскими снарядами. От этого и можно сделать вывод, что наиболее часто используемыми снарядами оказались боксерские мешки и лапы - 67%, а редко пользуемым снарядом оказались боксерские палки, что составляет 22%.

Индивидуальная работа с тренером на лапах имеет существенное значение не только в плане техники

6

www.fansports.uz

№3-2022

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

бокса, но и в скоростную подготовку. Кроме того, работа на лапах - самая близкая имитация реального боя после спарринга. На вопрос анкеты: "Как часто надо работать индивидуально с тренером на лапах для развития и совершенствования скоростных качеств?" большинство опрошенных выбрали два раза в неделю - 56%, утверждая при этом преимущество боксерских лап. Всего лишь 11% тренеров отметили на каждом занятии, а 33% выбрали один раз в неделю.

На следующий вопрос: "Применяете ли Вы на своих занятиях элементы подвижных игр для воспитания и развития скорости у юных боксеров?" все респонденты выбрали вариант "да, применяю".

Не удивительно, ведь подвижные игры способствуют воспитанию всех физических качеств, в том числе и скоростных.

Физиологический механизм проявления быстроты связан, прежде всего, со скоростью сокращения мышечных волокон, а также скоростными характеристиками нервных импульсов и представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС). Чтобы узнать мнение тренеров по этому поводу, возник следующий вопрос: "Некоторые специалисты считают, что проявление скоростных возможностей связано как с быстротой сокращения мышечных волокон, так и со степенью подвижности нервных процессов. Согласны ли Вы с ними?". На который далеко не все респонденты ответили положительно. Положительно ответили 67% тренеров, а вот 33% тренеров не согласились, утверждая, что быстрота зависит только от степени сокращения мышечных волокон.

Последний вопрос анкеты - открытый по форме

и респонденты должны были сами написать ответ, и звучит так: "Какими контрольными упражнениями Вы пользуетесь при оценке скоростной подготовленности у юных боксеров?" Тренеры указали несколько вариантов, и наиболее часто применяемыми, оказались

- работа на боксерских мешках (количество ударов в течение 10-15 сек.) (56%). И редко применяемыми оказались - работа на скакалке (11%).

Вывод: В результате наших исследований выяснилось ряд важных вопросов, которые связанны с проблемой воспитания и развития скоростной подготовленности у юных боксеров. Полученные нами данные позволят четко планировать тренировочный процесс, направленный на развитие скоростных качеств, и обеспечивающий гармоническое развитие юных боксеров, в создании прочной базы для достижения высоких спортивных результатов. Кроме того, наше анкетирование показало, что многие тренеры для воспитания и развития скоростных возможностей применяют индивидуальный подход. Это работа на боксерских мешках и лапах. Из этого следует, что больше внимания на подготовку надо уделять именно на работу в боксерских снарядах.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература:

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - 2-е издание. - М.: Советсвкий спорт, 2021. - 66-68 с.

2. Киселев В.А., Черемисинов В.Н. Физическая подготовка боксера.

- М.: ТВТ Дивизион, 2013. - 67-73 с.

3. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. -М.: ФиС, 2009. - 51-55 с.

4. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: Учебное пособие. -Волгоград: ВГАФК, 2003. - 44-45 с.

5. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование. - М.: Флинта наука, 2014. - 17-21 с.

Информация для связи с автором:

eminamuradasilova@gmail.com

Преподаватель

Э.Р. МУРАДАСИЛОВА1

:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация

Annotation

На основании материалов экспериментальных исследований рассматриваются вопросы организации и проведения хореографической подготовки студенток в специализированном учебном заведении. В процессе учебных занятий у девушек 18-21 лет, используя данные педагогических наблюдений, результатов математической статистики и контрольных испытаний определены факторы, влияющие на сформированность профессионального двигательного навыка и умения студенток по хореографической подготовке.

Ключевые слова: хореографическая подготовка, комплексы упражнений, физическая подготовка, двигательная подготовка, двигательный навык и умения, техническая подготовка, учебные занятия.

Маколада тажриба тадкикот маълумотлари асосида ихтисослаштирилган таълим муас-сасасида талаба кизларни хореографик тайёрлашни ташкил этиш ва утказиш масалалари куриб чикилган. 18-21 ёшдаги кизлар учун укув машгулотлари жараёнида педагогик куза-тишлар маълумотларидан фойдаланган холда, математик статистика ва назорат тестлари натижалари, касбий харакат куникмаларини шакллантиришга таъсир этувчи омиллар хамда укувчи кизларнинг хореография машгулотларига киришиш кобилияти аникланди.

Калит сузлар: хореографик тайёргарлик, машц мажмуалари, жисмоний тайёргарлик, ца-ракат тайёргарлиги, царакат куникма вамалакаси, техник тайёргарлик, уцувмашгулотлари.

Based on the materials of experimental studies, the issues of organizing and conducting choreographic training of female students in a specialized educational institution are considered. In the process of training sessions for girls aged 18-21, using the data of pedagogical observations, the results of mathematical statistics and control tests, the factors influencing the formation of professional motor skills and the ability of female students in choreographic training were determined.

Key words: choreographic training, complexes of exercises, physical training, motor training, motor skills and abilities, technical training, training sessions.

CN CN О CN

00

Ctf

n

0 d CO

1

№3-2022

www.fansports.uz

7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.