Научная статья на тему 'ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ'

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК И УМЕНИЯ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурадасилова Э.Р.

Мақолада тажриба тадқиқот маълумотлари асосида ихтисослаштирилган таълим муассасасида талаба қизларни хореографик тайёрлашни ташкил этиш ва ўтказиш масалалари кўриб чиқилган. 18-21 ёшдаги қизлар учун ўқув машғулотлари жараёнида педагогик кузатишлар маълумотларидан фойдаланган ҳолда, математик статистика ва назорат тестлари натижалари, касбий ҳаракат кўникмаларини шакллантиришга таъсир этувчи омиллар ҳамда ўқувчи қизларнинг хореография машғулотларига киришиш қобилияти аниқланди.На основании материалов экспериментальных исследований рассматриваются вопросы организации и проведения хореографической подготовки студенток в специализированном учебном заведении. В процессе учебных занятий у девушек 18-21 лет, используя данные педагогических наблюдений, результатов математической статистики и контрольных испытаний определены факторы, влияющие на сформированность профессионального двигательного навыка и умения студенток по хореографической подготовке.Based on the materials of experimental studies, the issues of organizing and conducting choreographic training of female students in a specialized educational institution are considered. In the process of training sessions for girls aged 18-21, using the data of pedagogical observations, the results of mathematical statistics and control tests, the factors influencing the formation of professional motor skills and the ability of female students in choreographic training were determined

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

бокса, но и в скоростную подготовку. Кроме того, работа на лапах - самая близкая имитация реального боя после спарринга. На вопрос анкеты: "Как часто надо работать индивидуально с тренером на лапах для развития и совершенствования скоростных качеств?" большинство опрошенных выбрали два раза в неделю - 56%, утверждая при этом преимущество боксерских лап. Всего лишь 11% тренеров отметили на каждом занятии, а 33% выбрали один раз в неделю.

На следующий вопрос: "Применяете ли Вы на своих занятиях элементы подвижных игр для воспитания и развития скорости у юных боксеров?" все респонденты выбрали вариант "да, применяю".

Не удивительно, ведь подвижные игры способствуют воспитанию всех физических качеств, в том числе и скоростных.

Физиологический механизм проявления быстроты связан, прежде всего, со скоростью сокращения мышечных волокон, а также скоростными характеристиками нервных импульсов и представляется как многофункциональное свойство центральной нервной системы (ЦНС). Чтобы узнать мнение тренеров по этому поводу, возник следующий вопрос: "Некоторые специалисты считают, что проявление скоростных возможностей связано как с быстротой сокращения мышечных волокон, так и со степенью подвижности нервных процессов. Согласны ли Вы с ними?". На который далеко не все респонденты ответили положительно. Положительно ответили 67% тренеров, а вот 33% тренеров не согласились, утверждая, что быстрота зависит только от степени сокращения мышечных волокон.

Последний вопрос анкеты - открытый по форме

и респонденты должны были сами написать ответ, и звучит так: "Какими контрольными упражнениями Вы пользуетесь при оценке скоростной подготовленности у юных боксеров?" Тренеры указали несколько вариантов, и наиболее часто применяемыми, оказались

- работа на боксерских мешках (количество ударов в течение 10-15 сек.) (56%). И редко применяемыми оказались - работа на скакалке (11%).

Вывод: В результате наших исследований выяснилось ряд важных вопросов, которые связанны с проблемой воспитания и развития скоростной подготовленности у юных боксеров. Полученные нами данные позволят четко планировать тренировочный процесс, направленный на развитие скоростных качеств, и обеспечивающий гармоническое развитие юных боксеров, в создании прочной базы для достижения высоких спортивных результатов. Кроме того, наше анкетирование показало, что многие тренеры для воспитания и развития скоростных возможностей применяют индивидуальный подход. Это работа на боксерских мешках и лапах. Из этого следует, что больше внимания на подготовку надо уделять именно на работу в боксерских снарядах.

Литература:

1. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - 2-е издание. - М.: Советсвкий спорт, 2021. - 66-68 с.

2. Киселев В.А., Черемисинов В.Н. Физическая подготовка боксера.

- М.: ТВТ Дивизион, 2013. - 67-73 с.

3. Никитушкин В.Г. Современная подготовка юных спортсменов. -М.: ФиС, 2009. - 51-55 с.

4. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка: Учебное пособие. -Волгоград: ВГАФК, 2003. - 44-45 с.

5. Яковлева Н.Ф. Социологическое исследование. - М.: Флинта наука, 2014. - 17-21 с.

Информация для связи с автором:

eminamuradasilova@gmail.com

Преподаватель

Э.Р. МУРАДАСИЛОВА1

:Узбекский государственный университет физической культуры и спорта, город Чирчик, Узбекистан

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНО ТРЕНИРОВОЧНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО ХОРЕОГРАФИИ

Аннотация

Annotation

На основании материалов экспериментальных исследований рассматриваются вопросы организации и проведения хореографической подготовки студенток в специализированном учебном заведении. В процессе учебных занятий у девушек 18-21 лет, используя данные педагогических наблюдений, результатов математической статистики и контрольных испытаний определены факторы, влияющие на сформированность профессионального двигательного навыка и умения студенток по хореографической подготовке.

Ключевые слова: хореографическая подготовка, комплексы упражнений, физическая подготовка, двигательная подготовка, двигательный навык и умения, техническая подготовка, учебные занятия.

Маколада тажриба тадкикот маълумотлари асосида ихтисослаштирилган таълим муас-сасасида талаба кизларни хореографик тайёрлашни ташкил этиш ва утказиш масалалари куриб чикилган. 18-21 ёшдаги кизлар учун укув машгулотлари жараёнида педагогик куза-тишлар маълумотларидан фойдаланган холда, математик статистика ва назорат тестлари натижалари, касбий харакат куникмаларини шакллантиришга таъсир этувчи омиллар хамда укувчи кизларнинг хореография машгулотларига киришиш кобилияти аникланди.

Калит сузлар: хореографик тайёргарлик, машц мажмуалари, жисмоний тайёргарлик, ца-ракат тайёргарлиги, царакат куникма вамалакаси, техник тайёргарлик, уцувмашгулотлари.

Based on the materials of experimental studies, the issues of organizing and conducting choreographic training of female students in a specialized educational institution are considered. In the process of training sessions for girls aged 18-21, using the data of pedagogical observations, the results of mathematical statistics and control tests, the factors influencing the formation of professional motor skills and the ability of female students in choreographic training were determined.

Key words: choreographic training, complexes of exercises, physical training, motor training, motor skills and abilities, technical training, training sessions.

CN CN О CN

00

Ctf

n

0 d CO

1

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

см см о см

оэ

го га

0

ю

1

Актуальность. Многолетние исследования ряда теоретиков художественной гимнастки, а именно, Т.С.Лисицкой [2] В.Ю.Сосиной [4] М.Н.Умарова и С.В.Федоровой [5] И.А. Шипилиной [6] позволили заключить, что внесение коррекции в отдельные разделы тренировочного процесса необходимо включать компоненты хореографии учитывая специфические особенности данного вида спорта. По мнению авторов, предметная подготовка обуславливает необходимость включать специальную группу связок и соединений с учетом трудности соревновательной композиции. Как считает Д.А. Рахматова [3] особенность владения специальной техникой выполнения упражнений с мячом, булавами и лентой заключается во включении упражнений хореографии в соревновательные композиции компонентов элегантности и грации движений, т.е. включение элементов артистизма. Помимо упражнений классического танца широко используется элементы бальных танцев: вальс, мазурка, полька, галоп, самбо, ча-ча-ча и др. На занятиях по хореографии необходимо включать простейшие упражнения свободной пластики: смена направлений и расслабление мышечного аппарата. Наибольшая трудность возникает при выполнении целостных волн: прямых, обратных, боковых. В исполнении целостных волн принимают участи все звенья тела.

Как считают М.К.Каримов [1] Т.С.Лисицкая [2] М.Н.Умаров, С.В.Федорова [5] К.Д.Ярашев упражнения хореографии приобретают специфические особенности, а именно слитность, округленность, волнообразность, пружинность, целостность. Упражнения такого типа более свойственны моторике женского организма. Различный режим мышечной работы (уступающий, преодолевающий, балестического типа) способствуют успешному развитию опорно-двигательного аппарата.

Материалы проведенных педагогических наблюдений М.Н.Умарова, С.В.Федоровой [5]; К.Д.Ярашева, И.В. Латфулиной [7] за структурой и содержанием учебных занятий в педагогических специализированном вузе показали, что средства хореографической подготовки постепенно исчезают из арсенала программных упражнений [3,5,7].

По мнению Д.А.Рахматовой [3] проблема поиска и распределение средств хореографии в частях учебного занятия, как эффективного средства формирования осанки, выразительности движения, а самое важное формирование навыков и умений по организации и проведению учебных занятий на высоком профессиональном уровне с различным контингентом занимающихся является актуальной и своевременной [2,4,6]. С учетом вышеизложенного считаем, что вопросы разработки и внедрения в практику подготовки студенток, специализирующихся по спортивной гимнастике методически обоснованных средств хореографии актуально и практически целесообразно.

Цель исследования. В процессе учебных занятий сформировать у студенток, специализирующихся по спортивной гимнастике, профессионального двигательного навыка и умения по хореографической подготовке.

Задача исследования: Определить последовательность обучения и процедуру организации учебных занятий по хореографии.

Исследование проводилось на базе кафедры "Теории и методики гимнастики" Узбекского государственного университета физической культуры и спорта. В эксперименте принимало участие 120 студенток в возрасте от 18 до 21 лет, условно поделенных на две группы - экспериментальную и контрольную. Показатели специально-двигательной подготовленности (СДП) в начале эксперимента у студенток исследуемых групп не имели достоверных различий (Р>0,05).

В целях более точного и объективного определения уровня хореографической подготовленности студенток и для своевременного выявления недостатков в их подготовке регулярно, 2 раза в год (сентябрь - октябрь и май-июнь каждого учебного года) проводилось комплексное обследование.

Программа комплексного обследования включала оценку знаний и умений средств хореографии. Ввиду объемности исследований проводились в течение нескольких дней.

1-й день.

1. Оценка физической подготовленности.

2. Оценка хореографической подготовленности на бревне и в вольных упражнениях.

2-й день.

Оценка хореографической подготовленности на бревне и вольных упражнениях.

Оценка техники исполнения упражнений и соединений.

3-й день.

1. Оценка композиционно-исполнительской подготовленности.

2. Оценка функциональной подготовленности (специальная выносливость).

Разработанные и апробированные в процессе эксперимента 6 комплексов упражнений для совершенствования двигательных способностей студенток были использованы в учебном процессе и были направлены на повышение физической и специально-двигательной подготовленности студенток ЭГ. Продолжительность выполнения каждого комплекса две недели (10-12 занятий).

Результаты эксперимента. Анализируя результаты выполнения в процессе учебных занятий комплексов хореографических упражнений, можно отметить, что студентки ЭГ успешно справились с предложенной программой и существенно повысили уровень двигательной подготовленности (рисунок 1)

Контроль Перевод.

1-семестр □ Экспер!

Контроль Перевод

Контроль Перевод.

2-семестр группа □ Контро I

3-семестр 1я группа

Рис. 1 Динамика результатов по специально-технической подготовленности (сумма баллов) контрольных и переводных соревнований студенток исследуемых групп.

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

Так, у студенток ЭГ результаты анализируемых нами видах многоборья существенно возрастают к завершающему 3-му семестру (на 4.45 баллов, при Р <0,01), тогда как в КГ сумма баллов за результаты испытаний в течение двух семестров колеблется в пределах 5.1-7.1 баллов, и достоверно возрастает на 3.25 баллов, к третьему (Р <0,05).

Все без исключения хореографические упражнения у станка и в программе многоборья были освоены на уровне оценки "хорошо" и "отлично". А главное, у студенток сформировались, начальные профессионально-педагогические знания и умения по обучению отдельных групп хореографических упражнений, что на наш взгляд наиболее значимо и практически перспективно. Показатель общего объема (за три семестра) хореографических освоенных студентами ЭГ в процессе учебных занятий существенно превысил данные КГ (табл.1).

Таблица-1

Общее количество освоенных упражнений по специально-двигательной (хореографической) и физической подготовки гимнасток исследуемых групп

Виды многоборья Экспериментальная группы Контрольная группа 1 05

18 лет 19 лет 20 лет Всего 18 лет 19 лет 20 лет Всего

2. Специально-двигательная подготовка

Хореография | 32 | 17 | 15 | 64 | 22 | 10 | 7 | 39 | Р<0,01

Физическая подготовка

Упр. на ловкость 13 9 9 31 7 5 5 17 Р<0,01

Упр. на координацию 21 17 15 53 13 9 7 29 Р<0,05

На быстроту и прыгучесть 15 13 11 39 9 8 6 23 Р<0,05

На гибкость 12 8 7 27 7 5 3 15 Р<0,05

Всего 61 47 42 150 36 27 21 84 Р<0,05

Сумма 93 64 57 214 58 37 28 123 Р<0,01

Необходимо заметить, что дополнительный объем хореографических упражнений и вызванный ими рост интенсивности учебной нагрузки отрицательно не сказался на функционировании систем организма студенток. Об этом свидетельствуют данные ЧСС, полученные по завершению основных исследований. Так, средние показатели ЧСС студенток ЭГ, при выполнении 22 хореографических упражнений колеблются в пределах рекомендуемой (115-177 уд/мин.), тогда как в КГ он несколько выше (117-198 уд/мин.).

В конце третьего семестра все участвующие в эксперименте студентки повысили уровень подвижности в суставах, достигшего максимальной величины (в пределах 9.0-9,45 балла). Замечено, более высокие исходные результаты в испытаниях на гибкость, показанные отдельными студентками ЭГ на этапе начальной подготовки, в дальнейшем сохраняли эту динамику. Средний показатель подвижности в суставах у данной группы студенток колеблется в пределах 9,25±0,27 балла.

Таким образом, анализируя результаты динамических наблюдений за двигательной подготовленностью (табл.2), в частности за координационными способностями, скоростно-силовой и подвижностью

в суставах, мы пришли к выводу, что на начальном этапе подготовки для студенток характерна тенденция к интенсивному развитию анализируемых качеств.

Таблица-2

Двигательная подготовленность студенток 18-21 лет до и по завершению эксперимента

№ Физические качества Возраст до эксперимента по завершению эксперимента

ЭГ КГ ЭГ КГ

1. Сила (скорост-но-силовые качества, быстрота и прыгучесть) 18 6,8 ± 1,2 6,6 ± 1,1 9,25 ± 0,35 8,0 ± 1,3

19 6.2 ± 1.0 6,4 ± 0,9 9,1 ± 0,37 8,0 ± 1,15

20 7,3 ± 1,0 7,2 ± 0,9 9,1 ± 0,45 8,2 ± 0,8

2. Координация и ловкость 18 6,7 ± 1,4 6,7 ± 1,1 8,9 ± 0,44 8,1 ± 0,95

19 5,8 ± 1,3 5,8 ± 1,3 8,95 ± 0,35 7,5 ± 1,95

20 7,3 ± 1,2 7,1 ± 1,0 9,1 ± 0,45 8,3 ± 0,85

3. Специальная выносливость 18 6,85± 1,5 6,5 ± 1,3 9,0 ± 0,4 8,1 ± 1,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 7,05± 1,0 6,75 ± 0,9 9,2 ± 0,35 8,2 ± 0,95

20 8,35± 1,1 8,0 ± 1,0 9,6 ± 0,25 8,8 ±0,85

4. Гибкость, подвижность суставов 18 7,9 ± 1,1 8.1 ± 0,7 9,25 ± 0,15 9.0 ± 0,15

19 8,2 ± 1,0 8,45 ± 0,9 9,35± 0,25 9.05 ± 0,25

20 8,5 ± 0,8 8,65 ± 0,5 9,25 ± 0,25 9.0 ± 0,25

Примечание: *уровень физической подготовленности оценивался по 10 балльной системе.

Специально подобранные подводяще-развиваю-щие и подготовительные упражнения, выполняемые студентками ЭГ у станка и на середине позволили повысить уровень двигательной подготовленности на бревне и вольных упражнениях. Об этом свидетельствуют и данные сравнения с результатами КГ, в которых объем и специально сформированные серии упражнений и соединений, а также специальные, плановые задания физической подготовке не использовались.

Дополнительным подтверждением эффективности предложенной программы хореографической подготовки явились результаты контрольных испытаний по физической подготовке. Так, согласно данным таблицы 2 по завершении эксперимента достоверно возросли все без исключения физические качества у студенток ЭГ. Тогда как прирост аналогичных данных в КГ незначительный. Наиболее существенные различия отмечены в показателях характеризующие координационные способности. На эффективность разработанной методики развития двигательных качеств указывает тот факт, что по завершению первого семестра исследуемые показатели у студенток ЭГ возросли на 8,2%, к концу второго уже на 26,1%, а третьего на 28%. В то же время в КГ прирост составил 5,9%, 13,8% и 12% соответственно.

Экспериментально проверенные и предложенные в практику комплексы хореографических упражнений позволят преподавателю целенаправленно, и грамотно проводит учебные занятия, используя средства хореографической подготовки, вне зависимости от раздела программы. Общепризнано, что только специалисты, обладающие достаточно объемным арсеналом двигательных действий, высокой культурой движения, способны последовательно обучать занимающихся упражнениям хореографии, а также профильным

см см о см

со

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

упражнениям на высоком техническом уровне, где можно оценить амплитуду движений, красоту линий, артистичность и выразительность исполнения.

Результаты математической обработки результатов исследования показали высокую эффективность предложенной программы хореографической подготовки студенток. Так, уровень теоретически осознанных и практически освоенных хореографических упражнений занимающимися ЭГ достоверно выше показателей студентов КГ: по упражнениям у станка на 32%: по специально-физическим на 37% и специально-двигательным на 38%. При достоверно высоком уровне различий (при Р <0,01). Одновременно студенты ЭГ освоили классификационные требования 1 взрослого разряда в пределах 8,5 - 9.0 баллов (оценка в пределах 4-5), тогда как уровень хореографической подготовки занимающимся в КГ был существенно ниже.

Выводы: Опираясь на вышесказанное, и с учетом приведенных в таблицах 1,2 и рисунке сопоставительных данных, полученных в процессе эксперимента, можно сделать заключение:

- выдвинутая в начале исследования гипотеза о возможности построения учебно-тренировочного процесса с целью обучения студенток 18-21 лет хореографическим упражнениям нашло свое практическое подтверждение;

- предложенные комплексы подводяще-развива-ющих упражнений позволяют целенаправленно развивать специально-двигательные качества в процессе учебных занятий;

- рациональное распределение средств хореографической подготовки, а также использование эффективных методов обучения программным упражнениям по семестрам и курсам позволяет не только успешно освоить большой объем хореографических упражнений, но и самое важное, сформировать профессиональные знания и умения у студенток курса "Специализация".

Литература:

1. Каримов М.К. Упражнения хореографии, художественной гимнастики и народные игры. Учеб. пособие - Ташкент, 2005. - 137 с.

2. Лисицкая Т.С. Хореография в гимнастике -М.; Физкультура и спорт, 1984.- 31с.

3. Рахматова Д.А. Хореография, как средство повышения специально-двигательной подготовленности гимнасток-художниц. Дисс. на соискание степени магистра педагогики. 2014. -163 с.

4. Сосина В.Ю. Хореография в гимнастике: учеб. пособие для студентов вузов /В.Ю.Сосина. - К.Олимп. л-ра, 2009. -135 с.: ил. - Биб-лиогр.: с 134-135.

5. Умаров М.Н., Федорова С.В. Хореографическая подготовка студентов, специализирующихся по спортивной гимнастике (методические рекомендации). Т.: Издат.-полигнафический отдел УзГИФК, Т.: 2009. - 76 с.

6. Шипилина И.А. Хореография в спорте /Серия "Образовательные технологии в массовом и олимпийском спорте" - Ростов н/Д: "Феникс", 2004. - 224 с.

7. Ярашев К.Д., Латфулина И.В. Методические особенности проведения учебных занятий по хореографии со студентами курса "Теория и методика гимнастики"// "Фан спортга" №2 2014. С 31-37.

Муаллиф билан богланиш учун:

qudratbek-mamadaliyev@mail.ru

Таянч докторант Ц.М. МАМАДАЛИЕВ1

1 Андижон давлат университети, Андижон шах,ри, Узбекистан.

ПЕДАГОГИК ЙУНААИШААРДА ТАЪАИМ ОАУВЧИ ТАААБАААРНИНГ КУНДААИК ФАОАИЯТИДА ЖИСМОНИЙ ТАРБИЯ ВА СПОРТНИНГ УРНИ

Аннотация

Annotation

О

СЧ

СО

со

U) t

0

CL

ф

1

с со

В статье на основании исследования показана роль физического воспитания и спорта в повседневной деятельности студентов, обучающихся по педагогическим направлениям. Установлено, что у студентов, не занимающихся физической культурой или спортом, показатели физических возможностей оказались не только значительно ниже, чем у студентов, занимающихся спортом, но и отмечено их снижение и в конце учебного года, и при переходе на последующие курсы.

Ключевые слова: студент, педагогика, образование, физическая возможность, физическое воспитание, спорт, интеллектуальной труд.

Маколада педагогик йуналишларда таълим олувчи талабаларнинг кундалик фаолиятида жисмоний тарбия ва спортнинг урни тадкикот асосида очиб берилган. Жисмоний тарбия ёки спорт билан шугулланмайдиган талабаларда жисмоний имкониятларни ифодаловчи курсаткичлар спорт билан шугулланувчи спортчиларникига нисбатан анча паст даражада кайд этилгани ва ушбу курсаткичлар укув йили якунида хам, курсдан-курсга кучганда хам янада сусайиб бориши аникланган.

Калит сузлар: талаба, педагогика, таълим, жисмоний имконият, жисмоний тарбия, спорт, интеллектуал мецнат.

Based on the research, the article reveals the role of physical culture and sports in the daily activities of students of pedagogical directions. It has been established that students who do not engage in physical culture or sports have indicators characterizing physical capabilities at a lower level than athletes engaged in sports, and these indicators decrease even more both at the end of the academic year and during the transition from course to course.

Key words: student, pedagogy, education, physical opportunity, physical education, sports, intellectual work.

Долзарблиги. Визуал ва расмий кузатувлар натижаларидан шу нарса кузга ташланадики, турли педагогик таълим йуналишларида та^сил олувчи аксарият талабаларнинг кундалик фаолия-ти интеллектуал жараёнлар (аудитория дарслари, компьютерда ишлаш, интернет сайтларида зарур

маълумотларни излаш, кутубхонада ишлаш, уйда ижод билан шугулланиш ва ^.к) устунлигида кечар экан. Уларда кундалик жисмоний ^аракат ^ажми ни^оятда чегараланган булиб, 70.0-78.9% талабалар муста^ил равишда ёки уюшган жамоа тартибида утказиладиган жисмоний тарбия, согломлаштириш

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.