Научная статья на тему 'ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С БОКСЕРАМИ 10-12 ЛЕТ'

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С БОКСЕРАМИ 10-12 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
БОКС / ОРГАНИЗАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ПРОЦЕСС / УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ / ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / НАГРУЗКА / УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чуринов Андрей Александрович

В статье приводится пример организации тренировочного процесса с юными боксерами 10-12 лет на разных уровнях и периодах подготовки. Рассматриваются виды физической нагрузки, приводятся примеры упражнений общей физической и специальной подготовки боксера. Даются рекомендации по психологической и воспитательной работе с начинающими боксерами.The article provides an example of the organization of the training process with young boxers 10-12 years old at different levels and periods of training. The types of physical activity are considered, examples of exercises of general physical and special training of a boxer are given. Recommendations for psychological and educational work with novice boxers are given.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С БОКСЕРАМИ 10-12 ЛЕТ»

УДК 37

Психолого-педагогические науки

Чуринов Андрей Александрович, старший преподаватель, Петрозаводский государственный университет, Россия, г. Петрозаводск

ПРИМЕР ОРГАНИЗАЦИИ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА С

БОКСЕРАМИ 10-12 ЛЕТ

Аннотация: В статье приводится пример организации тренировочного процесса с юными боксерами 10-12 лет на разных уровнях и периодах подготовки. Рассматриваются виды физической нагрузки, приводятся примеры упражнений общей физической и специальной подготовки боксера. Даются рекомендации по психологической и воспитательной работе с начинающими боксерами.

Ключевые слова: бокс, организация, физическое развитие, контрольные нормативы, тренировочный процесс, уровень развития, подготовленность, нагрузка, упражнения.

Abstract: The article provides an example of the organization of the training process with young boxers 10-12 years old at different levels and periods of training. The types of physical activity are considered, examples of exercises of general physical and special training of a boxer are given. Recommendations for psychological and educational work with novice boxers are given.

Keywords: boxing, organization, physical development, control standards, training process, level of development, fitness, load, exercises.

Все занятия спортом, в данном случае боксом, надо начинать с разрешения школьного или участкового врача (если есть спортивный диспансер, тогда после разрешения спортивного врача).

Далее, приступают к сдаче контрольных нормативов. Контрольные

нормативы проводятся с целью узнать общую физическую подготовку, а также какими навыками обладает тот или иной мальчик, необходимые для бокса. Во время проведения контрольных нормативов можно заметить, какими индивидуальными качествами обладает ребенок, которые помогут при овладении техникой бокса.

Контрольные нормативы включают: подтягивание на высокой перекладине; упражнение на мышцы брюшного пресса, на наклонной доске 45 градусов; метание теннисного мяча; прыжки через скамейку (за 30 секунд); прыжки через скакалку (показать умение прыгать, в течении 30 секунд); бег 800 м. (без учета времени); прыжок в длину с места; бег 30 метров на результат; отжимания от пола в упоре лежа. Результаты оценивались по контрольным нормативам для учащихся 1-4 класса [2].

Результаты контрольных нормативов накладывают свой отпечаток на построение тренировки. Тренеру приходится одновременно учитывать разный уровень физической и психологической подготовки, но со временем это не замечается.

Группа первого года обучения, как правило, только знакомится с боксом и поэтому все направлено на закладку фундамента техники, и конечно же физической подготовки. При хорошей физической подготовке и овладение техникой, а впоследствии и тактикой, происходит намного быстрей. Согласно данным Т.Г. Авдеевой [1] в пределах 9% скоростно-силовые качества наиболее интенсивно развиваются в возрасте с 8 до 9 лет. А с 9 до 13 идет снижение этих показателей. Поэтому в этом возрасте стоит уделять больше внимания на развитие именно этих качеств. На этом этапе главное не перегрузить, надо проводить так тренировочные занятия, чтоб ребенок хотел снова и снова приходить в зал, он должен ждать, когда ему снова надо идти на тренировку. Необходимо его заинтересовать, для чего необходимо использовать все доступные методы. Приводить примеры из жизни великих боксеров, показывать видео фильмы. Необходимо привлекать начинающих боксеров на спарринги (в качестве зрителей), на соревнования. Приглашать в спортивный

зал известных боксеров-мастеров бокса. Самое главное, чтоб ребенок уверовал, что это его вид спорта - правильный, для него.

Группа второго года обучения, здесь немного легче, но только на первый взгляд. Конечно, они себя уже считают боксерами, некоторые участвуют в учебных спаррингах, овладели какой-никакой техникой. Конечно же, у ребят улучшились физические показатели, к ним стали лучше относиться ребята во дворе, в школе. Учитель физической культуры стал чаще хвалить на уроке. Родители довольны, дети при деле и не болтаются на улице. Но это не для всех, есть и те, у которых после первых неудач, пропало желание тренироваться, пропал «блеск в глазах».

Никогда нельзя отворачиваться от ученика после его неудач. Необходимо его поддержать, окрылить, даже похвалить авансом. Тогда все встанет на свои места.

С этой группой начинаются более глубокое изучение основ технике, разъяснение тактики ведения боя, и все же главным остается физическая и психологическая подготовка.

По времени тренировка может занимать разное время, все зависит от типа тренировки и поставленных перед ней задач, и от года обучения. Примерно это от 50 до 120 минут.

Дозировка, зависит от цели, предъявляемой к тренировке, конечно и от уровня подготовленности. Если взять по годам обучения, тогда это будет выглядеть примерно следующим образом. Группа первого года обучения: при тренировке, где преследуется развитие физических качеств, как правило, используется кратковременное воздействие на те, или иные группы мышц.

Работа 1,5 мин., отдых 30сек., ЧСС 140-160;

Работа 2,0 мин., отдых 1 мин., ЧСС 150-165;

В случае, плохого восстановления, отдых увеличивается. При изучении технических приемов, спешить нельзя, поэтому при такой работе ЧСС 90-110; но обязательно менять задание, для того чтоб оно не надоело ребятам. Группа второго года обучения, уже успела адаптироваться к нагрузкам и поэтому, при

тех же видах тренировок ЧСС увеличивается на 10 ударов.

Работа 1,5 мин., отдых 30сек., ЧСС 150-170;

Работа 2,0 мин., отдых 1 мин., ЧСС 160-175;

Если распределить нагрузку и типы тренировок по периодам, тогда получится четыре периода, совпадающие с временами года.

В летний период идет плавное увеличение объемов тренировок, их интенсивность, темп. В этот период используются различные тренировки, которые поочередно меняются, в зависимости от воздействия на спортсмена: кросс по пересеченной местности; кросс на болотистой местности; кросс по песку, с использованием песочной горы высотой 100м; полоса препятствий; гребля на лодках; плавание на длинные дистанции; игровые тренировки; бег на стадионе с применением автомобильных покрышек; работа в парах с применением автомобильных покрышек в качестве отягощений; поход с несколькими ночевками; работа с камнями и использованием их в качестве препятствий. На этом, список тренировок используемых в летнее время не заканчивается, это лишь небольшая часть приведена для того, чтобы показать, что в этот период основной упор идет на физическую подготовку.

Второй период наступает в сентябре месяце, в этом периоде происходят изменения, как в нагрузках, так и в самих тренировках. Все также поддерживается объем, но все большее внимание уделяется специальной выносливости, уделяется внимание технике, идет постановка «школы бокса», начинается пора пробных турниров. Тренировки и нагрузки строятся несколько иным образом, увеличение в течении пяти дней, затем небольшой спад и снова увеличение. Увеличение происходит не только с помощью интенсивности, но и при изучении нового материала, в технике и тактике. А спад идет за счет применения упражнений на расслабление и тренировок на восстановление, бассейн, баня. В этот период у новичков идет становление, начинается выработка навыка у тех, кто занимался, у ребят разрядников идет становление автоматизма. При сложной технической работе не на минуту на забывается физическая подготовка.

Тренировки, используемые осенью: бег; большая полоса препятствий (1,5 км.); работа с камнями и вокруг них; работа с ускорениями вокруг автомобильных покрышек, зарытых в землю на половину; работа на тренажере подражающий колку дров; толкание камней; работа на боксерских снарядах, с отягощениями и без них; работа на технику в парах на месте и по стадиону.

С приходом первого зимнего месяца зимы наступает следующий этап подготовки. Увеличение нагрузок происходит в основном за счет поступления и отработки техники и тактики, с поддержание физической подготовки. Основная задача в этом периоде постановка техники, закрепление навыка, шлифовка автоматизма, но и как в любом периоде физическая подготовка. Самое главное идет выезд на основные соревнования.

Тренировки, используемые в зимний (соревновательный период): имитация в парах; отработка в парах; вольные бои в парах; спарринги; вольные бои по круговой системе; работа на снарядах.

Весна, это последний период в круглогодичной подготовке юных боксеров. На этом этапе идет автоматизация полученных до этого навыков в технике, а также поддержание набранной спортивной формы. В конце мая идет сдача контрольных нормативов и подведение итогов года. В этом периоде в основном работа в парах и на снарядах, а также тренировки на восстановление.

С каждым годом повышаются нагрузки и требования к выполнению общефизических упражнений и специальных упражнений, а также к технике и тактике.

Участие в соревнованиях юные боксеры начинают, только после года тренировок и на самом низком уровне. Такие соревнования называются «Открытый ринг», они проходят за один день и ребята проводят, только по одному бою. Это делается для того, чтоб не перегрузить и не разочаровать юных бойцов.

Но до этого, боксеры начинают участвовать в вольных поединках на тренировках и учебных спаррингах. Спарринги проводятся с целью выявить ошибки в технике, поправить и поддержать бойцовский дух, отличаются от

вольных боев большей психологической напряженностью, т.к. проводятся последовательно, отдельно для каждой пары и в ринге [3].

Далее, наступает более зрелый возраст, это группа второго года обучения, и они начинают участвовать в соревнованиях, но все еще не высокого уровня, не поднимаясь выше Республиканского уровня. Они проводят, как правило, до шести турниров в год. Эффективность приведенного примера организации тренировочного процесса, подтверждается хорошим выступлением юных боксеров на различных соревнованиях, многие из них впоследствии выполнили и выполняют нормативы первого разряда, кандидатов и мастеров спорта. Приобретенный исследовательский опыт поможет улучшить подход к построению тренировочного процесса юных боксеров, а также использовать количественные показатели в педагогической деятельности [3].

Библиографический список:

1. Авдеева Т.Г., Бахрах И.И. Детская спортивная медицина / авт.-сост. Т.Г. Авдеева [и др.]; под ред. Т.Г. Авдеевой, И.И. Бахраха - Издание 4-е, исправ. и доп. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. - 320 с. - (Медицина для Вас).

2. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания учащихся:1 - 11 классы / В.И. Лях, А.А. Зданевич // Физкультура в школе. -2004. -№1- 8.

3. Осколков В.А.Бокс: Обучение и тренировка: Учебное пособие. -Волгоград: ВГАФК, 2003. - 116 с.

4. Чуринов, А.А. Повышение уровня личной безопасности юных боксеров10-12 лет в тренировочном процессе [Текст] / А.А. Чуринов // НАУКА БЕЗ ГРАНИЦ. № 10 (38). 2019 . - Россия, 2019. - С.70-73.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.