СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ SOCIAL PSYCHOLOGY
УАК 159.9
ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
© П. П. Ярыгина © Е. Л. Чернышева
Ярыгина Полина Петровна магистрант программы «Социальная психология» факультет психологии и специального образования Самарский государственный социально-педагогический университет
e-mail: [email protected]
Чернышова Евгения Леонидовна кандидат психологических наук
доцент кафедры обшей и социальной психологии факультет психологии и специального образования Самарский государственный социально-педагогический университет e-mail:
В статье прелставлена интерпретация результатов «Теста личностных ценностей». Респонлентами выступили стуленты исторического факультета Самарского госуларственного социально-пелагогического университета. Система личностных ценностей рассмотрена в соответствии с их уровнем внутри той или иной сферы леятельности. Анализ результатов провелен с учетом возрастных особенностей тестируемых и их половой приналлежности.
Ключевые слова: личностные ценности, система, студенты.
Личностные ценности — это интериоризиро-ванные и принятые человеком внутренние критерии должного, выступающие для индивида в роли своеобразной системы координат, предназначенной для структурирования образов реальности, наделения событий «внутренней» и «внешней» жизни оценочными компонентами (маркерами) [9, с. 36].
Решающую роль в формировании аксиологической сферы М. С. Каган отводит среде [5, с. 6]. А. В. Капцов отмечает: «Из большого количества существующих ценностей личность присваивает себе только определенные ценности, которые образуют ценностную сферу и могут находиться в различных соотношениях между собой (согласованными, противоположными, взаимосвязанными, независимыми, доминирующими, амбивалентными» [6, с. 22].
Личностные ценности образуют иерархическую систему, являющуюся регулятором по-
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2018. No 1 (23)
ведения человека. Изучая их, можно сформировать представление о системе ценностей той или иной социальной группы.
Современное российское общество переживает капитальную трансформацию, охватывающую все сферы жизни и все социальные группы. Сущностные изменения происходят, в том числе, и в аксиологической сфере. Личностные ценности, лежащие в основе оценок внутреннего и внешнего мира, пространства оценок добра, истины, порядочности, честности и т. д., являются отражением психологического облика человека, его индивидуальной культуры, степени нравственности. В связи с этим, мы считаем актуальным и своевременным диагностику системы личностных ценностей студентов педагогического вуза, которые в будущем, в роли педагогов, станут осуществлять в учебных заведениях не только образовательный, но и воспитательный аспекты.
По мнению А. Я. Данилюка, важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России [3].
Целью нашего исследования является выявление особенности в системе личностных ценностей студентов педагогического вуза.
Методика исследования
В тестировании приняли участие студенты 1 курса направлений подготовки: «История и археология» (31 респондент), «История, право и методика обучения» (21 респондент) исторического факультета СГСПУ. В качестве инструментария использован «Тест личностных ценностей» А. В. Капцова и Л. В. Карпушиной [7]. Данная методика предназначена практическим психологам, педагогам, студентам, которые интересуются изучением аксиологической сферы личности; диагностика предполагает последующую разработку и совершенствование методики обучения и воспитания, профессионального отбора и мотивации персонала, психокоррекционных программ.
Тест предполагает изучение 8 шкал ценностей по 5 жизненным сферам. Общие показатели ценностей в сферах жизнедеятельности представлены средними арифметическими значениями, что отличает данное исследование от ранее опубликованных, в которых приводятся данные либо отдельно личностных ценностей, либо ценностей сфер жизнедеятельности [8]. Следует отметить, что ценности в сферах выражены в сырых баллах в интервале от -6,0 до +6,0. Тестирование проведено в 2018 г.
Результаты исследования
Начнем рассмотрение полученных результатов с данными всей выборки студентов исторического факультета СГПУ, приведенных в таблице 1.
Как следует из таблицы 1 самую низкую позицию в иерархии ценностей занимает «ценность престижа». Престиж — «мера признания обществом заслуг индивида; результат соотнесения социально значимых характеристик субъекта со шкалой ценностей, сложившейся в данной общности» [2]. Показателями престижа, в зависимости от особенностей социальной группы, выступают: высокая должность, востребованная, «красивая» профессия, общественное поло-
жение, материальный успех и роскошь, интеллектуальный капитал, совокупность духовно-нравственных качеств и др.
Таблица 1
Личностные ценности в сферах жизнедеятельности студентов первого курса исторического факультета (п = 52)
Ценности/сфера Проф. Образ. Семья Общ.деят. Увлеч.
Саморазвитие 3,962 4,481 3,327 3,25 3,635
Духовное удовлетворение 3,846 3,519 4,769 3,904 4,077
Креативность 2,692 2,712 2,654 2,346 2,327
Взаимоотношения 3,308 3,154 4,615 3,904 3,442
Престиж 2,096 1,731 0,654 -0,462 0,077
Достижение 4,250 3,654 3,769 3.000 2,788
Материальное благополучие 3,173 3,077 2,577 2,25 2,135
Сохр. индивидуальности 3,423 3,462 3,154 3,308 2,692
Низкий уровень «ценности престижа» для студентов объясним по-разному в зависимости от сфер деятельности. Нулевые показатели в сферах «Семья» и «Увлечение» обусловлены безразличием к высокому признанию себя в этой деятельности. Это связано с тем, что в семье индивид ценит «Духовное удовлетворение» и «Взаимоотношения» (наивысшие показатели), ищет поддержки, стремится прийти к эмоциональному равновесию, получить некую разрядку от «мира вне дома». Так как респондентами выступили первокурсники, в данном случае закономерна крепкая связь с родственниками: студенческая жизнь сопровождается рядом социальных изменений и личностных трансформаций, повышается уровень самостоятельности и ответственности, но семья по-прежнему остается твердой почвой для вчерашних школьников.
В занятии хобби студенты также высоко ценят духовное удовлетворение как способ психологической разрядки, гармонизации внутренних переживаний, а также «Саморазвитие» как возможность развития интеллектуальных и творческих способностей, быть более многогранной личностью.
В «Профессии» (2,096) и «Образовании» (1,731) показатель «ценности престижа» все-таки выходит в положительные значения. Самые высокие результаты в этих сферах: «Саморазвитие», «Духовное удовлетворение», «Достижение»; остальные показатели находятся на достаточно усредненной отметке.
Таким образом, можно отметить весьма устойчивые и развитые ценности в этих сферах. Подобная ситуация вполне логична, т. к. образование и идущая параллельно с ней профессиональная деятельность формируют фундамент для дальнейшей жизни, предполагают освоение профессиональными и общими социальными знаниями, умениями, навыками, позволяют создать базу для успешного трудоустройства, либо движения по карьерной лестнице и т. д. В связи с этим «Престиж» выходит за рамки безразличия, т. к. влияет на реализацию ценностных ориентаций личности. Например, представим банальную ситуацию трудоустройства — конкурс на собеседовании. Работодатель скорее отдаст предпочтение потенциальному сотруднику, обладающему показателями престижа.
Таким, образом показатели престижа весьма низки. Это во многом объяснимо особенностями возраста респондентов: М. В. Гамезо считает, что человек в возрасте 18-25 лет (автор относит его к первой ступени зрелости) наиболее
подвержен активной перестройке мыслительных процессов [1, с. 228]. Это период стремительного накопления жизненного опыта, оформления самостоятельных зрелых суждений [7, с. 229].
Наиболее низкие показатели ценностей отмечены в сфере «Общественная деятельность». Подобные результаты уже были отмечены у студентов других факультетов и курсов [10]. Такая иерархия обусловлена целой цепочкой событий, таких как изменение устройства государства, а также устройства быта, трансформация деятельности социальных институтов. Сейчас мы наблюдаем развитие качественно нового поколения, расцвет информационного общества. Столь динамичные и фундаментальные изменения не могли не повлиять на систему ценностей современной личности.
Итак, удалось отметить наиболее существенные аспекты общих результатов исследования системы личностных ценностей студентов исторического факультета, однако нами также были выявлены некоторые различия в ценностной системе тестируемых в зависимости от их половой принадлежности. В таблице 2 приведены результаты исследования ценностей девушек, а в таблице 3 — юношей.
Таблица 2
Личностные ценности в сферах жизнедеятельности девушек первого курса исторического факультета (п = 33)
Ценности/сфера Проф. Образ. Семья Общ.деят. Увлеч.
Саморазвитие 4,121 4,485 3,576 3,212 3,727
Духовное удовлетворение 3,909 3,606 4,788 4,455 3,788
Креативность 3,000 2,758 2,788 2,333 2,606
Взаимоотношения 3,212 3,121 4,758 4,091 3,182
Престиж 1,939 1,879 0,788 -0,606 -0,333
Достижение 4,212 3,697 3,939 3,485 2,879
Материальное благополучие 3,091 3,000 2,333 2,333 1,727
Сохр. индивидуальности 3,394 3,576 2,727 3,151 2,788
Таблица 3
Личностные ценности в сферах жизнедеятельности юношей первого курса исторического факультета (п = 19)
Ценности/сфера Проф. Образ. Семья Общ.деят. Увлеч.
Саморазвитие 3,684 4,474 2,895 3,316 3,474
Духовное удовлетворение 3,736 3,368 4,737 2,947 4,579
Креативность 2,157 2,632 2,421 2,368 1,842
Взаимоотношения 3,474 3,211 4,368 3,579 3,895
Престиж 2,368 1,474 0,421 -0,211 0,789
Достижение 4,316 3,895 3,474 2,158 2,632
Материальное благополучие 3,316 3,211 3,000 2,105 2,842
Сохр. индивидуальности 3,474 2,737 3,895 3,579 2,526
Личностные ценности в сферах жизнедеятельности у мужчин на 33 % ниже, чем у женщин. Наиболее яркие отличия обнаружены в сфере деятельности «Семья». Одинаково высокий уровень выявлен у ценности «Духовное удовлетворение», остальные показатели разнятся. У мужчин выше развиты ценности «Материальное благополучие» и «Сохранение индивидуальности». Такое положение дел обусловлено исторически сложившимися социальными ролями мужчины и женщины. Мужчина как настоящий или будущий глава семейства заинтересован в сохранении своей индивидуальности, кроме того, традиционные устои общества предъявляют к мужчине повышенные требования, в частности, с точки зрения материальной обеспеченности и ответственности за содержание семьи. Исследование С. А. Ильиных также подтверждает, что современному молодому человеку по-прежнему присуще доминирование гендерных стереотипов, утверждающих главенство мужчины в семье, сопровождающееся присущими ему традиционными обязанностями [4, с. 227].
В свою очередь у женщин более развиты ценности, являющиеся показателями благополучной атмосферы в семье. Причины таких результатов также обусловлены исторически сформировавшимися социальными ролями относительно женщин: мать, супруга поддерживают домашний очаг, организуют благоприятный эмоциональный климат в семье. В связи с этим «Взаимоотношения», «Креативность», «Саморазвитие», «Престиж», «Достижения» выше, чем у мужчин. Женщина во многом реализует себя в семье, поэтому для нее важно признание способностей и действий в особенности в этой сфере деятельности.
Вышоды
Таким образом, общие показатели свидетельствуют о положительно развитой системе личностных ценностей в сферах жизнедеятельности студентов исторического факультета педагогического вуза. Так, «Престиж» в иерархии ценностей находится в самом конце, что обусловлено юношеским противопоставлением себя обществу, незначительным социальным опытом, несформиро-ванностью личных убеждений.
В свою очередь, самыми высокими ценностями оказались «Духовное удовлетворение», обеспечивающее комфорт и релаксацию, и «Взаимоотношения», которые также способствуют эмоциональной разрядке с одной стороны и выступают деятельностным мотивом с другой.
Прослеживаются вполне логичные различия в ценностной системе представителей мужского и женского пола в семье. Традиционно мужчина — добытчик, глава семьи, в связи с этим вполне объяснимы более высокие показатели «Материального благополучия» и «Сохранения индивидуальности». У женщин более развиты ценности, направленные на созидание комфортного микроклимата в семье.
На основе полученных результатов можно предположить тенденцию зависимости системы личностных ценностей от возраста и половой принадлежности. В продолжении исследования планируется увеличить выборку и набор статистических методов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гамезо М. В., Петрова Е. А., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология : учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. Москва : Педагогическое общество России, 2003. 512 с.
2. Головин С. Ю. Словарь практического психолога. Москва, 1998.
3. Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Москва : Просвещение, 2009.
4. Ильиных С. А. Семейные ценности молодежи: традиции и трансформации // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 4 (20). С. 220—232.
5. Каган М. С. Теоретические проблемы философии: избранные труды в VII томах. Том II. Санкт-Петербург : Петрополис, 2006. 600 с.
6. Капцов А. В. Роль ценностной сферы в развитии личности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2017. Т. 17. С. 22—25.
7. Капцов А. В., Карпушина Л. В. Тест личностных ценностей: Руководство по применению. Самара, 2010. 40 с.
8. Карпушина Л. В., Капцов А. В. Психология ценностей российской молодежи. Самара : Изд-во СНЦ РАН, 2009. 252 с.
9. Каширский Д. В. Психология личностных ценностей: автореф. ... докт. психол. наук. Москва : ИП им. Л. С. Выготского РГГУ, 2014. 58 с.
10. Ярыгина П. П. Сопоставление системы ценностей студентов педагогического вуза // Общественные и гуманитарные науки: материалы XLIV-й Самарской обл. студ. научн. конф. Самара, 2018. С. 158—159.
REFERENCES
1. Gamezo M.V., Petrova E.A., Orlova L.M. Vozrastnaya ipedagogicheskayapsihologiya: Ucheb. posobie dlya studentov vsekh special'nostej pedagogicheskih vuzov [Age and pedagogical psychology: Studies. a grant for students of all specialties of pedagogical higher education institutions]. Moskva: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2003. 512 p. (in Russian).
2. Golovin S.YU. Slovar' prakticheskogo psihologa [Dictionary by the practical psychologist]. Moskva, 1998. (in Russian).
3. Danilyuk A.YA. Koncepciya duhovno-nravstvennogo razvitiya i vospitaniya lichnosti grazhdanina Rossii v sfere obshchego obrazovaniya:proekt/A.YA. Danilyuk, A. M. Kondakov, V. A. Tishkov [The concept of spiritual and moral development and education of the identity of the citizen of Russia in the sphere of the general education: project / A.Ya. Danilyuk, A.M. Kondakov, V.A. Tishkov]. Moskva: Prosveshchenii, 2009. (in Russian).
4. Il'inyh S.A. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk state university]. 2012. No 4 (20). Pp. 220-232. (in Russian).
5. Kagan M.S. Teoreticheskie problemy filosofii: izbrannye trudy v VII tomah. Tom II [Theoretical problems of philosophy: the chosen works in the VII volumes. Volume II]. Sankt-Peterburg: ID «Petropolis», 2006. 600 p. (in Russian).
6. Kapcov A.V. Izvestiya Samarskogo nauchnogo centra Rossijskoj akademii nauk [News of the Samara scientific center of the Russian Academy of Sciences]. 2017. V.17. Pp. 22-25. (in Russian).
7. Kapcov A.V. Karpushina L. V. Test lichnostnyh cennostej: Rukovodstvo po primeneniyu [Test of personal values: Application guide]. Samara, 2010. 40 p. (in Russian).
8. Karpushina L.V., Kapcov A.V. Psihologiya cennostej rossijskoj molodezhi [Psikhologiya of values of the Russian youth]. Samara: Izd-vo SNC RAN, 2009. 252 p. (in Russian).
9. Kashirskij D.V. Psihologiya lichnostnyh cennostej: avtoref. ... dokt. psihol. nauk [Psychology of personal values: abstract ... doct. of psycho. sciences]. Moskva: IP im. L.S. Vygotskogo RGGU, 2014. 58 p. (in Russian).
10. Yarygina P.P. Obshchestvennye i gumanitarnye nauki: materialy XLIV-j Samarskoj obl. stud. nauchn. konf [Public and humanities: materials XLIV Samara regional. student's scientific conference]. Samara, 2018. Pp. 158-159. (in Russian).
FEATURES OF THE SYSTEM OF VALUES OF STUDENTS OF DEPARTMENT OF HISTORY OF PEDAGOGICAL HIGHER EDUCATION INSTITUTION
P. Yarygina, E. L.Chernyshova
Interpretation of results of «The test of personal values» is presented in article. Students of department of history of the Samara state social and pedagogical university acted as respondents. The system of personal values is considered according to their level in this or that field of activity. The analysis of results is carried out taking into account the age features tested and their sex.
Key words: personal values, system of personal values, students.