Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2016. № 2(20)
ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ PSYCHOLOGY OF PERSONALITY
УДК 159.9
СТРУКТУРА ЦЕННОСТНОЙ И РЕГУЛЯТОРНОЙ СИСТЕМ СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ*
© А. В. Капцов
Капцов Александр Васильевич кандидат технических наук, доцент
заведующий кафедрой психологии управления Самарская
гуманитарная академия e-mail: [email protected]
В статье прелставлены результаты исслелования взаимосвязи компонентов стиля саморегуляции (ме-толика ССПМ В. И. Моросановой) и личностных ценностей (метолика АНЛ4.5 Л. В. Капцова) стулентов технического вуза и учащихся срелней школы. Выявлена факторная структура ценностно-регуляторной системы стулентов и школьников. Показаны особенности линамики структуры ценностно-регуляторной системы за олин гол наблюления.
Ключевые слова: взаимосвязь, личностные ценности, саморегуляция, структура, факторная.
Психология саморегуляции как область психологического знания в настоящее время, по мнению В. И. Моросановой, находится в стадии становления [11, с. 14]. В. И. Моросановой и ее учениками исследованы условия и факторы осознанной саморегуляции субъектов деятельности [11], среди которых отмечается роль ценностных ориентаций как компонента самосознания. Исходя из теоретических предпосылок «регуляторная роль ценностных ориен-таций состоит в том, что их смысловые влияния устойчивы и постоянны. Они не исчезают при достижении цели и не зависят от потребностей носителя личностных ценностей» [11, с. 307]. О. А. Конопкин в контексте осознанной саморегуляции указывает, что «семантическая сторона используемой субъектом информации неотделима от аксиологической» [9, с. 35]. При этом
* Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ №15-06-10399
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2016. No 2 (20)
остается открытым вопрос: в психологии осознанной саморегуляции понятия «ценностные ориентации» и «личностные ценности» тождественны, как в подавляющем большинстве публикаций, посвященных ценностному подходу в психологии?
В наших исследованиях [5, с. 26] определены отличительные признаки ценностных ориентаций и для разведения этих понятий Л. В. Карпушина предложила понятие «аксиологическая направленность», синонимичное понятию «ценностные ориентации».
В эмпирическом плане эти понятия, скорее всего, тождественны, т. к. семантический анализ современных диагностических средств, кроме методики М. Рокича, не выявил отличительных диагностических конструктов [2].
Следовательно, можно констатировать, что личностные ценности, как убеждения в значимости (важности) окружающей социальной действительности [2, с. 7] выполняют важную роль в структурно-функциональном и содержательно-психологическом аспекте осознанной саморегуляции [9].
В работе Е. И. Колесниковой [8] показаны взаимосвязи личностных ценностей и компонентов саморегуляции. Дальнейшие исследования генезиса этих взаимосвязей выявили наличие сложных каузальных связей [1; 4], обусловленных различными как психологическими, так и социальными факторами (личностные качества, черты характера, пол, возраст, социально-психологические характеристики учебной группы, социально-экономические характеристики места проживания и т. д.). Например, в лонгитюдном исследовании взаимосвязи ценностей и компонентов регуляторной системы студентов установлено, что в первые годы обучения саморегуляция влияет на ценности, а на старших курсах, наоборот, ценности являются предикторами саморегуляции [4].
В то же время при исследовании роли ценностной сферы и регуляторной системы в развитии учебной мотивации или академической успеваемости студентов результаты оказались не столь однозначными. Это позволило сформулировать проблему настоящего исследования, заключающуюся в изучении структуры ценностно-регуляторной системы обучающихся.
Мы предположили, что личностные ценности и регуляторные компоненты в подавляющем большинстве случаев участвуют совместно либо как факторы единой ценностно-регуляторной системы личности [8], либо как отдельные факторы двух систем, хотя и взаимосвязанных.
Гипотеза исследования: ценностная и регуляторная системы находятся во взаимодействии и представляют собой общую ценностно-регуляторную систему.
Методика проведения исследования
Эмпирическое исследование проводились в 2015-2016 году на выборке студентов инженерных специальностей технического вуза. Первое измерение диагностируемых психологических характеристик проходило во 2 семестре 1 курса, второе измерение — во 2 семестре 2 курса в рамках психологического мониторинга учебного процесса. Выборка учащихся 6-8 классов школ Самарской области состояла из 635 учащихся [6; 7], обследованных в 2014-2016 годах.
Особенности структуры личностных ценностей студентов оценивались тестом аксиологической направленности личности (АНЛ, вариант 4.5 [2]),
а школьников — АНЛ4.4.2 [3]. Уровень личностных ценностей как отношения субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту оценивалась в баллах от 1 (категорически неприемлемо) до 7 баллов (очень важно), переводился в стандартную шкалу. В тесте, предназначенном для школьников, использовалась пятибалльная шкала. В тесте оценивались следующие восемь ценностей: коллективности Цколл, духовного удовлетворения Цдух уд, креативности Цкреат, жизнедеятельности Цжизнед, достижений Цдост, традиций Цтрад, материального благополучия Цмат бл и индивидуальности Цинд.
Для исследования уровня осознанной саморегуляции использовался опросник В. И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ) [10, с. 54—56]. Оценка осознанной саморегуляции включает оценку показателей планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств — гибкости и самостоятельности с вычислением общего уровня саморегуляции [10, с. 56]. Высокие показатели общего уровня саморегуляции свидетельствуют о большей самостоятельности, гибкости и адекватности реакций на изменение условий, более осознанном выдвижении и достижении цели. Человек легче овладевает новыми видами активности, увереннее чувствует себя в незнакомых ситуациях, стабильнее его успехи в привычных видах деятельности.
Для выявления ортогональной структуры ценностно-регуляторной системы личности студентов использовался факторный анализ методом главных компонент с варимакс нормализованным и косоугольным вращением факторов. Статистическая обработка полученных в исследовании данных проводилась с использованием пакета статистических программ STATISTICA 10.0.
Результаты исследования
Рассмотрим структуры ценностно-регуляторной системы студентов и ее динамику за один год исследований. В таблице 1 приведена ортогональная факторная структура студентов-юношей на первом и втором курсах.
Из таблицы 1 видно, что структура ценностно-регуляторной системы содержит по три ортогональных фактора на первом и втором курсах с общей дисперсией соответственно 56,6% и 66,2%.
На первом курсе первым фактором (факторный вес 3,12) является объединенный фактор, описывающий ценность достижения и развитость представлений об условиях их достижения. Если учесть, что достаточно высоким факторным весом в этом факторе являются гибкость и программирование, то можно утверждать, что данный фактор описывает мотивацию достижения и способы ее реализации.
Второй фактор (факторный вес 2,95) в большей степени отражает установки первокурсников на обучение в вузе, а именно приоритет коллективности и духовного начала юношей при высоком уровне активности студентов, т. е. он представляет собой характеристику только ценностной сферы личности.
Третий фактор (факторный вес 1,86) биполярный и на положительном полюсе представлен ценностью материального благополучия, а отрицательном — сформированностью планирования и программирования будущих ситуаций студентов.
А. В. КАПиОВ
СТРУКТУРА ШННОСТНОЙ И РЕГУАЯТОРНОЙ СИСТЕМ СТУЛЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ
Таблица 1
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности студентов
(юноши, 31 чел)
Компоненты ценностно-регуляторной сферы Первый курс Второй курс
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 1 Ф 2 Ф 3
Ц коллективности 0,078 0,861 0,043 0,824 -0,002 0,292
Ц дух.удовлетвор. 0,175 0,761 0,020 0,798 0,205 0,245
Ц креативности 0,434 0,367 0,169 0,720 0,203 -0,322
Ц жизнедеятельн. 0,116 0,766 0,357 0,784 0,400 -0,280
Ц достижения 0,706 0,292 0,289 0,690 0,446 0,037
Ц традиций 0,447 0,655 0,205 0,865 0,123 0,150
Ц матер. благопол. 0,407 -0,336 0,671 0,264 0,620 0,323
Ц индивидуальн. 0,567 0,323 0,366 0,619 0,307 0,109
Планирование 0,187 -0,331 -0,716 -0,003 0,142 0,801
Моделирование 0,787 -0,032 -0,105 0,310 0,344 0,668
Программирование 0,620 -0,006 -0,559 0,185 0,693 0,272
Оценка 0,439 0,189 -0,032 0,094 0,746 0,046
Гибкость 0,680 0,088 -0,021 0,144 0,801 0,090
Самостоятельность -0,035 -0,145 -0,388 -0,549 0,243 0,473
Вес фактора 3,119 2,948 1,855 4,589 2,813 1,863
Дисперсия 0,223 0,211 0,133 0,328 0,201 0,133
Однако результаты проведенного ортогонального факторного анализа не полностью отражают суть изучаемого явления, т. к. уровень общей объяснительной дисперсии незначительно превысил медианный порог.
На втором курсе содержание латентных факторов значительно изменилось. Так, первый фактор (факторный вес 4,59) практически полностью описывает ценностные предпочтения студентов, за исключением ценности материального благополучия, которая входит в состав второго фактора (факторный вес 2,81). Кроме ценностной компоненты в состав фактора входят компоненты регуляторной системы: программирование, оценка и гибкость. Причем следует обратить внимание, что на втором курсе эти характеристик согласованы и определяют один полюс.
Третий фактор (факторный вес 1,86) представляет собой способность студентов ставить перед собой цели и определять детали будущего. В состав фактора, хотя и с небольшим весом, входит самостоятельность, как способность быть автономным и проявлять активность.
Таким образом, юноши за один год обучения (лонгитюдное исследование): во-первых, сменили приоритеты с компонентов регуляторной системы на ценностную, а во-вторых, латентные факторы стали более гомогенными и представляют одну из рассматриваемых систем, в третьих, уровень объяснительной дисперсии ко второму курсу повысился с 56% до 66%.
Для повышения качества модели ценностно-регуляторной системы был проведен факторный анализ с косоугольным вращением, в результате которого в объединенный фактор вошли еще ценности креативности и индивидуальности, но и первый и второй факторы находятся в пространстве под углом около 59 градусов (таблица 2).
Таблица 2
Значения коэффициентов корреляции между косоугольными факторами ценностно-регуляторной системы студентов (юноши)
Первый курс Второй курс
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 1 Ф 2 Ф 3
Ф 1 0,512 0,302 0,436 0,225
Ф 2 0,512 0,182 0,436 0,559
Ф 3 0,302 0,182 0,225 0,559
Из таблицы 2 видно, что факторы 1 и 2 в действительности представляют собой совместное ценностно-регуляторное действие, которое подтверждается выделением из трех первичных факторов одного вторичного. При переходе анализа факторной структуры к студентам второго курса с косоугольным вращением (таблица 2) видно, что угол между первым и вторым факторами на втором курсе составляет 64 градуса, что говорит о совместности действия ценностей и регуляторных компонентов, хотя и более дифференцированному, чем на первом курсе. Это подтверждается наличием вторичного фактора, сочетающего переменные ценностно-регуляторной системы.
Переходя к рассмотрению структуры ценностно-регуляторной системы девушек на первом и втором курсах (таблица 3), обращает внимание, прежде всего, уменьшение количества факторов на втором курсе.
Состав первого фактора (факторный вес 3,66) в ценностно-регуляторной системе девушек тоже отличается от однокурсников-юношей приоритетом ценностей коллективности, индивидуальности и способности выделять значимые условия достижения целей. А второй фактор (факторный вес 2,25) биполярный и посвящен ценностям традиций, жизнедеятельности на одном полюсе и тогда несамостоятельности, либо развитой самостоятельности, игнорирующей коллектив и традиции, культивируемые им. Третий фактор (факторный вес 2,02) описывает развитость таких компонентов саморегуляции как оценка, планирование и программирование.
Таблица 3
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности студентов
(девушки, 27 чел)
Компоненты ценностно-регуляторной сферы Первый курс Второй курс
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 1 Ф 2
Ц коллективности 0,750 0,545 0,120 0,743 0,191
Ц дух.удовлетвор. 0,582 0,306 0,079 0,738 -0,052
Ц креативности 0,524 0,276 -0,403 0,065 0,666
Ц жизнедеятельн. 0,566 0,554 0,270 0,716 0,079
Ц достижения 0,760 0,024 0,188 0,738 -0,044
Ц традиций 0,122 0,834 -0,135 0,675 -0,079
Ц матер. благопол. 0,575 -0,431 -0,311 0,552 0,304
Ц индивидуальн. 0,728 0,021 -0,367 0,323 0,235
Планирование 0,055 -0,013 0,518 0,642 -0,158
Моделирование 0,614 -0,014 -0,047 0,069 0,505
Программирование -0,085 0,303 0,647 0,488 -0,401
Оценка 0,082 -0,006 0,811 0,045 -0,800
Гибкость 0,562 0,047 0,339 0,311 0,315
Самостоятельность -0,030 -0,707 -0,126 0,054 -0,258
Вес фактора 3,660 2,250 2,017 3,780 1,891
Дисперсия 0,261 0,161 0,144 0,270 0,135
При косоугольном вращении первый и второй факторы ортогональны. Они описывают ценностную сферу и объединенное влияние ценностей и регуляции. Зато третий фактор, описывающий регуляторную систему, составляет угол 71 градус к первому (ценностному) фактору, тем самым подтверждая взаимозависимость ценностей и компонентов регуляторной системы, объединенных в общую систему.
На втором курсе у девушек произошло не только упрощение факторной структуры ценностно-регуляторной системы, но и ее интеграция. Из таблицы 3 видно, что оба фактора наполнены как ценностями, так и регуляторными характеристиками, при этом сами факторы взаимно стали независимые, т.е. при косоугольном вращении не удалось получить вторичный фактор ценностно-регуляторной системы.
Таким образом, из приведенного анализа исследования структуры ценно-стно-регуляторной системы личности студентов можно сделать вывод, что как
на первом, так и на втором курсах она представляет собой общую систему личности, описывающую разные аспекты регуляторного процесса. Возможно, поэтому при традиционных корреляционных исследованиях ученым не удается обнаружить отдельно влияние ценностей и регуляторных составляющих на поведение личности.
Для сравнения приведем результаты аналогичных исследований по анализу ценностно-регуляторной системы учащихся 6-7 классов. Рассмотрение начнем с описания структуры системы юношей (таблица 4).
Таблица 4
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности учеников 6 и 7 классов (юноши)
Компоненты ценностно-регуляторно й сферы 6 класс (n = 309 чел.) 7 класс (n = 140 чел.)
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4 Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4
Ц колл. 0,794 0,090 -0,008 0,114 0,398 0,701 0,115 -0,021
Ц дух. уд. 0,824 0,051 0,104 0,044 0,592 0,458 0,120 0,155
Ц креат. 0,497 -0,149 0,390 0,094 0,680 0,241 -0,025 0,107
Ц жизнед. 0,773 -0,017 0,089 0,155 0,678 0,348 0,136 0,067
Ц дост. 0,499 -0,024 0,640 -0,017 0,393 0,572 -0,216 0,100
Ц трад. 0,785 0,005 0,233 0,015 0,100 0,800 0,019 -0,005
Ц мат. бл. -0,021 -0,050 0,781 -0,088 0,256 0,404 -0,381 -0,107
Ц индивид. 0,226 -0,085 0,707 0,125 0,846 0,013 -0,041 -0,105
Планиров. 0,147 -0,186 0,034 0,676 0,074 -0,035 -0,199 0,764
Моделиров. -0,034 0,818 -0,097 0,167 0,177 -0,110 0,766 0,087
Программ. 0,194 0,129 -0,159 0,705 0,141 -0,113 0,245 0,702
Оценка -0,054 0,786 -0,016 0,157 0,113 -0,046 0,655 0,398
Гибкость -0,024 0,232 0,144 0,679 -0,185 0,301 0,229 0,673
Самостоят. -0,201 -0,640 0,101 0,326 0,189 -0,319 -0,684 0,235
Вес фактора 3,175 1,846 1,813 1,645 2,515 2,232 1,877 1,822
Дисперсия 0,227 0,132 0,129 0,117 0,180 0,159 0,134 0,130
Как следует из таблицы 4, в 6 классе первый и третий факторы (факторные веса соответственно 3,175 и 1,813) описывают ценностную сферу школьников, а второй и четвертый факторы (факторные веса соответственно 1,846 и 1,645) — регуляторную сферу, т. е. юноши в двенадцатилетнем возрасте достаточно хорошо дифференцируют компоненты как ценностной, так и регулятор-ной систем. При этом ценностная сфера состоит из двух факторов аксиологической направленности: гуманистическая направленность (Ф1) и прагматичес-
кая направленность (Ф3). Регуляторная система описывается способностью выделять значимые внутренние и внешние условия с адекватной оценкой (Ф2), но зависимой от мнения окружающих (вероятнее всего, родителей или друзей), и способностью гибко ставить цели и продумывать способы их достижения (Ф4). Общая объяснительная дисперсия составляет 60,6%.
Особенностью факторной структуры ценностно-регуляторной системы школьников 6-х классов является гомогенность состава ортогональных факторов, т.е. каждый фактор наполнен либо компонентами ценностной, либо регуляторной сфер. Однако при переходе на косоугольное вращение (таблица 5) видно, что гуманистическая направленность юношей взаимосвязана (коэффициент корреляции 0,508 при р < 0,0001) с планированием жизненных целей (угол между факторам Ф1 и Ф4 составляет 59,5 градусов). Что касается ценностей прагматической направленности, то они никак не взаимодействуют у юношей с компонентами регуляторной сферы.
Из анализа результатов ценностной и регуляторной сфер юношей 7-х классов видно, что первый и второй факторы (факторные веса соответственно 2,52 и 2,32) описывают ценностную сферу школьников, а третий и четвертые факторы (факторные веса соответственно 1,88 и 1,82) — регуляторную сферу, т. е. юноши в тринадцатилетнем возрасте также достаточно хорошо, как и год назад, дифференцируют компоненты как ценностной, так и регуляторной систем. В то же время состав факторов ценностной сферы претерпел некоторые изменения, а именно, в первый фактор ценностей гуманистической направленности вошла ценность индивидуальности, а в состав ценностей прагматической направленности — ценность коллективности. Состав факторов регуляторной сферы остался в 7 классе тем же. Общая объяснительная дисперсия составила 60%. При косоугольном вращении факторов из таблицы 5 видно, что латентные факторы сочетают между собой как независимость, так и взаимозависимость. В результате выделяется из четырех косоугольных первичных факторов два вторичных.
Таблица5
Значения коэффициентов корреляции между косоугольными факторами ценностно-регуляторной системы учеников 6 и 7 классов (юноши)
6 класс 7 класс
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4 Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4
Ф 1 0,023 0,508 0,258 0,142 0,120 0,689
Ф 2 0,023 0,089 -0,144 0,142 0,248 -0,079
Ф 3 0,258 0,089 0,058 0,120 0,248 0,036
Ф 4 0,508 -0,144 0,058 0,689 -0,079 0,036
Из таблицы 5 видно, что взаимосвязь между первым и четвертым факторами у юношей 7-х классов возросла по сравнению с предыдущим годом обучения, т.е. гуманистическая направленность юношей еще сильнее взаимосвязана (коэффициент корреляции 0,689) с планированием жизненных целей. Одновременно появилась взаимосвязь ценностей прагматической направлен-
ности и способности адекватно выделять значимые внутренние и внешние условия (коэффициент корреляции 0,248 при p < 0,01), т. е. угол между латентными факторами Ф2 и Ф3 составил 75,7 градусов, что качественно характеризует изменения, произошедшие за один год. Особенность развития ценностно-регуляторной системы школьников заключается в том, что за интервал наблюдения в один год, но в разные периоды онтогенеза, происходят различные изменения. Для иллюстрации этого положения рассмотрим факторную структуру ценностно-регуляторной системы юношей 8-х классов (таблица 6).
Таблица 6
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности учеников 8 класса (юноши, п = 245 чел.)
Компоненты ценностно-регуляторной сферы Ф 1 Ф 2 Ф 3
Ц колл. 0,789 0,055 -0,040
Ц дух.уд. 0,805 0,001 -0,150
Ц креат 0,644 0,060 0,035
Ц жизнед. 0,802 0,077 -0,170
Ц дост. 0,809 0,059 0,177
Ц трад. 0,821 -0,010 -0,094
Ц мат. бл. 0,349 -0,073 0,570
Ц индив. 0,494 0,061 0,230
Планир. -0,023 0,586 0,466
Моделир. 0,094 0,724 -0,325
Програм. 0,087 0,753 0,173
Оценка 0,027 0,657 -0,398
Гибкость 0,033 0,789 0,035
Самостоят. -0,284 -0,028 0,706
Вес фактора 4,123 2,515 1,483
Дисперсия 0,295 0,180 0,106
Сравнительный анализ структур ценностно-регуляторной системы 7-х и 8-х классов показал, что в восьмом классе уменьшилось количество ортогональных латентных факторов, что, скорее всего, говорит о начале регрессивных тенденций в связи с приближающимся ценностным кризисом. Структура факторов также упростилась: первый фактор описывает ценностную сферу, а второй — регуляторную. Однако третий фактор в сознании юношей представлен
взаимодействие ценности материального благополучия и автономности в организации активности школьников. Общая дисперсия ортогонального решения составила 58%. При этом иерархический факторный анализ решения не дал.
Совершенно другие закономерности динамики структуры ценностно-ре-гуляторной системы получены на выборке девушек 6-х — 8-х классов. Рассмотрим сначала изменения факторной структуры за один год (6-е и 7-е классы), приведенные в таблице 7.
Таблица 7
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности учеников 6 и 7 классов (девушки)
Компоненты ценностно-регуляторно й сферы 6 класс (п = 295 чел.) 7 класс (п = 135 чел.)
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4 Ф 1 Ф 2 Ф 3
Ц колл. 0,732 0,103 -0,003 -0,009 0,781 0,179 0,082
Ц дух. уд. 0,770 0,120 0,059 0,111 0,819 0,233 0,003
Ц креат. 0,572 0,036 0,266 0,155 0,669 -0,066 0,231
Ц жизнед. 0,760 0,151 0,044 0,009 0,679 0,352 0,052
Ц дост. 0,650 0,025 0,450 0,126 0,613 0,111 0,455
Ц трад. 0,743 0,017 0,052 0,109 0,739 0,012 -0,185
Ц мат. бл. 0,049 -0,047 0,821 -0,210 0,130 0,001 0,698
Ц индивид. 0,270 -0,015 0,662 0,175 0,122 -0,124 0,617
Планиров. 0,078 -0,065 0,065 0,834 0,309 0,478 0,334
Моделиров. 0,093 0,779 -0,074 -0,019 0,149 0,621 -0,228
Программ. 0,291 0,310 -0,105 0,654 0,273 0,638 0,309
Оценка 0,103 0,797 0,050 0,118 0,058 0,671 -0,268
Гибкость -0,027 0,503 0,427 0,325 -0,032 0,692 0,039
Самостоят. -0,410 -0,498 0,271 0,324 -0,390 0,016 0,562
Вес фактора 3,363 1,895 1,673 1,487 3,491 2,192 1,820
Дисперсия 0,240 0,135 0,120 0,106 0,249 0,157 0,130
Из таблицы 7 видно, что первый и третий латентные факторы (факторные веса соответственно 3,363 и 1,673) описывают ценностную сферу школьниц 6-х классов, а второй и четвертый (факторные веса соответственно 1,895 и 1,487) — регуляторную. При этом состав факторов ценностной и регуляторной сфер девушек практически совпадает с аналогичным результатом, полученным на выборке юношей (таблица 4), что позволяет предположить об одинаковости структур ценностно-регуляторной системы юношей и девушек, обу-
чающихся в 6-х классах. Зато в 7-х классах видны изменения в структуре ценностно-регуляторной системы девушек (общая дисперсия 53,6%). Во-первых, уменьшилось количество латентных факторов до трех, во-вторых, состав третьего латентного фактора представляет собой синтез компонентов ценностной и регуляторной сфер, что примерно соответствует структуре, наблюдаемой у юношей в 8-х классах (таблица 6).
Особенностью результатов факторного анализа является то, что как в 6-х, так и 7-х классах у девушек получено иерархическое решение, т. е. при косоугольном вращении факторов (таблица 8).
Таблица 8
Значения коэффициентов корреляции между косоугольными факторами ценностно-регуляторной системы учеников 6 и 7 классов (девушки)
6 класс 7 класс
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4 Ф 1 Ф 2 Ф 3
Ф 1 0,327 0,391 0,351 0,419 0,062
Ф 2 0,327 0,053 0,241 0,419 -0,014
Ф 3 0,391 0,053 -0,005 0,062 -0,014
Ф 4 0,351 0,241 -0,005
Из таблицы 8 видно, что первый латентный фактор Ф1 тесно взаимосвязан с остальными факторами структуры (углы между факторами составляют от 67 до 71 градусов), а учитывая, что его факторный вес максимальный (3,63), то можно предположить, что ценности гуманистической направленности девушек 6-х классов играют роль «ценностного стержня» всей рассматриваемой системы. В 7-х классах ценностно-регуляторная система девушек также представляет единую систему (фактор ценностной сферы Ф1 коррелирует с фактором регуля-торной сферы Ф2 с коэффициентом корреляции 0,419 при р < 0,001), однако ортогонально к ним расположен третий фактор Ф3, характеризующий самостоятельных и независимых девушек с меркантильными взглядами и интересами, построенными на выгоде и расчете, что наблюдается у юношей 8-х классов (таблица 6). Скорее всего, данный факт свидетельствует о переживании девушками 7-х классов ценностного кризиса личности.
Рассмотрим изменения в структуре ценностно-регуляторной системы девушек 8-х классов (таблица 9).
Ортогональное решение дало четыре фактора при общей дисперсии 63,4%. Из таблицы 9 следует, что два фактора являются гомогенными и представляют собой ценностную и регуляторную сферы личности, за исключением двух ценностей, которые выделились в самостоятельные факторы. Фактор Ф3 (факторный вес 1,497 при дисперсии 10,7%) характеризует самостоятельных девушек предпочитающих комфорт и материальные блага, а фактор Ф4, хотя и описывает небольшую долю учащихся (факторный вес 1,321 и дисперсия 9,4%), но это творческие личности, стремящиеся проявить свою индивидуальность в различных видах деятельности.
Таблица 9
Факторная структура ценностно-регуляторной системы личности учеников 8 класса (девушки, 251 чел)
Компоненты
ценностно- регуляторной сферы Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4
Ц коллективности 0,820 0,055 -0,039 -0,095
Ц дух.удовлетвор. 0,830 0,136 -0,089 0,136
Ц креативности 0,534 0,000 -0,226 0,495
Ц жизнедеятельн. 0,766 0,194 0,022 0,228
Ц достижения 0,673 0,132 0,317 0,271
Ц традиций 0,804 -0,010 -0,031 0,043
Ц матер. благопол. 0,203 -0,079 0,769 -0,044
Ц индивидуальн. 0,202 0,041 0,175 0,852
Планирование -0,003 0,627 0,294 -0,247
Моделирование 0,112 0,686 -0,372 0,183
Программирование 0,140 0,744 0,082 -0,068
Оценка 0,174 0,724 -0,252 -0,013
Гибкость -0,017 0,676 0,009 0,215
Самостоятельность -0,305 -0,004 0,647 0,220
Вес фактора 3,570 2,482 1,497 1,321
Дисперсия 0,255 0,177 0,107 0,094
Таблица 10
Значения коэффициентов корреляции между косоугольными факторами ценностно-регуляторной системы учеников 8 классов (девушки)
Ф 1 Ф 2 Ф 3 Ф 4
Ф 1 0,225 -0,046 0,456
Ф 2 0,225 -0,128 0,085
Ф 3 -0,046 -0,128 0,285
Ф 4 0,456 0,085 0,285
Из таблицы 10 следует, что между гуманистическими ценностями девушек (Ф1) и ценностью творческой индивидуальности (Ф4) существует взаимосвязь (коэффициент корреляции 0,456 при p < 0,001), а также регуляторными способностями (Ф2) личности (коэффициент корреляции 0,225 при p < 0,01), что свидетельствует о тесном единении ценностной и регуляторной сфер личности девушек 8-х классов в единую ценностно-регуляторную систему. Вероятнее всего, такое объединение двух сфер личности может говорить о завершившемся ценностном кризисе девушек, достигших в большинстве своем пятнадцатилетнего возраста.
Анализ полученных результатов позволил сделать предположение, требующее дальнейшего исследования. Суть его заключается в том, что на результаты построения факторной структуры ценностно-регуляторной системы влияет степень сформированности ценностной сферы школьников. Использование теста аксиологической направленности личности АНЛ4.4 показало, что ценностная сфера учащихся среднего звена школы очень динамична и ей присуще не только наличие ценностного кризиса [6], но и структурные изменения, которые требуют отдельного исследования.
Выводы
1. По результатам факторного анализа (содержанию факторов, а также не ортогональности и взаимозависимости факторов с выделением вторичных факторов), можно утверждать, что ценностно-регуляторная система студентов и школьников среднего звена представляет собой общую систему, в которой ценностная и регуляторная системы находятся во взаимодействии.
2. Взаимодействие систем происходит либо на уровне первичных латентных факторов, состоящих из компонентов обеих систем, либо на уровне межфакторного их взаимодействия, которое характеризуется относительно гомогенными, но взаимозависимыми латентными факторами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Капцов А. В. Взаимосвязь личностных качеств и ценностей студентов вуза с различным уровнем саморегуляции / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. №1 (17). С. 96—116.
2. Капцов А. В. Психологическая аксиометрия личности и группы: методическое пособие / А. В. Капцов. Самара : СамЛюксПринт, 2011. 112 с.
3. Капцов А. В. Тест аксиологической направленности школьников АНЛ4.4: Руководство по интерпретации результатов диагностики. Самара : Самарская гуманит. акад., 2013. 20 с.
4. Капцов А. В. Ценностные предикторы осознанной саморегуляции студентов вуза / А. В. Капцов, Е. И. Колесникова // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2016. № 1 (19). С. 100—113.
5. Карпушина Л. В. Психология ценностей российской молодежи / Л. В. Кар-пушина, А. В. Капцов. Самара : Изд-во «Самарский научный центр РАН», 2009. 252 с.
6. Клюева Т. Н. Особенности саморегуляции учащихся 6-х классов школ Самарской области / Т. Н. Клюева, Ю. В. Генсецкая // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 1(17). С. 117—124.
7. Клюева Т. Н. Особенности саморегуляции учащихся 7-х классов школ Самарской области / Т. Н. Клюева, Ю. В. Генсецкая // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2015. № 2(18). С. 3—9.
8. Колесникова Е. И. Личностные и ценностные аспекты саморегуляции субъектов образовательного процесса в вузе // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия «Психология». 2012. № 1(11). С. 9—26.
9. Конопкин О. А. Структурно-функциональный и содержательно-психологический аспекты осознанной саморегуляции // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 1. С. 27—42.
10. Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова. Москва : Когито-Центр, 2015. 304 с.
11. Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И. Мо-росанова. Москва : Наука, 2012. 519 с.
REFERENCES
1. Kapcov A.V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2015. No 1 (17). Pp. 96116 (in Russian).
2. Kapcov A. V. Psihologicheskaja aksiometrija lichnosti i gruppy: metodicheskoe posobie [Psychological axiometry of individuals and groups: Handbook]. Samara: SamLjuksPrint, 2011. 112 p. (in Russian).
3. Kapcov A. V. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2016. No 1 (19). Pp. 100— 113 (in Russian).
4. Karpushina L. V. Psihologija cennostej rossijskoj molodezhi: monografija [The psychology values of Russian youth: monograph]. Samara: Izd-vo SNC RAN, 2009. 252 p. (in Russian).
5. Kljueva T. N. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2015. No. 2(18). Pp. 3—9 (in Russian).
6. Kolesnikova E. I. Vestnik Samarskoj gumanitarnoj akademii. Serija «Psihologija» [The Bulletin of Samara humanitarian Academy. Psychology Series]. 2012. No. 1(11). Pp. 9—26 (in Russian).
7. Konopkin O. A. Psihologija. Zhurnal Vysshej shkoly jekonomiki [Psychology. Journal of Higher school of Economics] 2005. V. 2. No. 1. Pp. 27—42 (in Russian).
8. Morosanova V. I. Diagnostika samoreguljacii cheloveka [Diagnostics of self-regulation of human]. Moscow: Kogito-Centr, 2015. 304 p. (in Russian).
9. Morosanova V. I. Samoreguljacija i individual'nost' cheloveka [Self-regulation and human individuality]. Moscow : Nauka, 2012. 519 p. (in Russian).
THE STRUCTURE OF VALUES AND REGULATORY SYSTEMS STUDENTS
A. Kaptsov
The article presents the results of a study of the relationship of the components of the style of self-regulation (methods SSPM V. I. Morosanova) and personal values (method АНЛ4.5 A. Century Kaptsova) technical University students and high school students. The identified factor structure of value-regulatory system of students. The features of the dynamics of the structure of value-regulatory system in one year of observation.
Key words: relationship, personal values, self-regulation, structure, factor.