Научная статья на тему 'Особенности школьного изучения литературного произведения в контексте творчества писателя'

Особенности школьного изучения литературного произведения в контексте творчества писателя Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2374
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ / ВЗАИМОСВЯЗЬ / ДИАЛОГИЧНОСТЬ / КОНТЕКСТ / КОНТЕКСТ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ / ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ / СИСТЕМНОСТЬ / СТАРШЕКЛАССНИК / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР / ЦИКЛ / ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Николаева Ольга Владимировна

Статья посвящена рассмотрению специфики изучения литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах средней школы. Автором выделяются соответствующие методические проблемы, определяется роль контекстного подхода к изучению произведения в школе, а также рассматриваются возможные направления анализа произведения в обозначенном аспекте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности школьного изучения литературного произведения в контексте творчества писателя»

ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ТВОРЧЕСТВА ПИСАТЕЛЯ

I О.В. Николаева

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению специфики изучения литературного произведения в контексте творчества писателя в старших классах средней школы. Автором выделяются соответствующие методические проблемы, определяется роль контекстного подхода к изучению произведения в школе, а также рассматриваются возможные направления анализа произведения в обозначенном аспекте.

Ключевые слова: анализ, взаимосвязь, диалогичность, контекст, контекст творчества писателя, литературное произведение, литературное развитие, системность, старшеклассник, художественный мир, цикл, читательская компетенция, мышление.

Summary. Article is devoted consideration of specificity of studying ofa literary work in a context of creativity of the writer in the senior classes of high school. The author allocates corresponding methodical problems, the role of the «contextual» approach to product studying at school is defined, and also possible directions of the analysis of product in the designated aspect are considered.

Keywords: аnalysis, interrelation, «dialogichnost'», a context, a context of creativity of the writer, literary work, literary development, sistemnost', the senior pupil, the art world, a cycle, the reader's competence, thinking.

99

Изучение литературы как целостного, социально и исторически обусловленного явления, а также отдельного произведения в его взаимосвязи другими творениями художника — одна из эффективных форм расширения кругозора учащихся, их эстетического образования и воспитания. Как известно, любое художественное произведение двунаправлено: с одной стороны, оно «замкнуто в себе и самоценно, с другой, — открыто в контекст творчества» [3, 184], поэтому важно на уроках литературы гармонично сочетать имманентный

и контекстуальный виды анализа произведений. При этом значительным показателем читательской компетенции является способность учащихся видеть особенности конкретного произведения в разных контекстах, в частности, в контексте творчества писателя. Под контекстом творчества писателя мы понимаем некое системное целое, состоящее из совокупности всех произведений автора, относительно законченное и способное определенным образом влиять на интерпретацию художественного произведения.

Таким образом, работа по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя направлена, в первую очередь, на формирование у школьников системных представлений о творчестве художника слова как о некой целостности. Обращение к данному аспекту анализа произведения представляется наиболее актуальным в старших классах средней школы, что обусловлено рядом причин. Это связано с психо-фи-зиологическими изменениями, происходящими в мышлении старшеклассников, которые во многом готовы к выполнению операций анализа, синтеза, классификации, обобщения изученного и изучаемого [1, 67]. Во многом это определяет и специфику методов, приемов и форм работы на уроках литературы, посвященных изучению произведения в указанном аспекте, а именно привлечение разнообразных заданий проблемного и творческого характера, различные лабораторные работы, работы исследовательского типа.

100 Наличие у старшеклассников определенного читательского опыта — немаловажная предпосылка, позволяющая осуществить анализ литературного произведения в контексте творчества писателя. На заключительном этапе литературного образования необходимо, опираясь на ранее изученные произведения того или иного писателя, сформировать у учащихся целостное представление о его творчестве, художественном мире и обобщить изученный ранее материал. Обращение к данному аспекту анализа произведения необходимо производить с учетом предшествующего читательского опыта старшеклассников

Преподаватепь

на основе принципа преемственности в обучении.

Чтобы подготовиться к изучению литературного произведения в контексте творчества писателя с опорой на ранее прочитанные тексты, следует выяснить уровень читательской подготовленности учащихся. Сделать это можно в форме тестирования, анкетирования, фронтального опроса. При этом важно проверить знание не только отдельных художественных текстов, но и характерных особенностей художественного мира того или иного писателя (например, своеобразие лирической героини А.А. Ахматовой, роль детали в произведениях А.П. Чехова и т. п.).

При организации работы по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя нельзя недооценивать важность формирования положительной мотивации и осознания школьниками целесообразности анализа произведения в выбранном аспекте. Сделать это следует на начальном этапе анализа произведения; необходимо подвести учащихся к пониманию того, почему учителем избран путь анализа произведения в контексте творчества писателя, в частности, в контексте цикла или в контексте произведений, написанных автором в определенный период творчества.

При организации уроков по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя важно учитывать такой фактор, как художественная самоценность всякого произведения искусства. Так или иначе контекстуальный анализ не должен «увести» или отвлечь учащихся непосредственно от самого произведения,

2 / 2009

напротив, он должен быть обоснован объективными причинами, позволяющими вести анализ именно в таком направлении. Целесообразность анализа литературного произведения в контексте творчества писателя прежде всего возникает тогда, когда обращение к контексту творчества писателя способствует «углублению интерпретации изучаемого произведения» [4, 86-87], расширению представлений о художественном мире писателя.

Контекст творчества писателя может привлекаться на уроках литературы как фон, необходимый для формирования общих представлений о творческой манере художника. Тогда «выход» на контекст творчества может осуществляться на самых разных этапах изучения той или иной литературной темы: при изучении обзорных тем, на вступительных занятиях, посвященных знакомству с жизнью и творчеством писателя, на заключительных занятиях, где подводится итог творчества писателя, на уроках внеклассного чтения. При этом важно учитывать, что анализ произведения в контексте творчества писателя сопряжен с обращением к контексту биографическому, историческому, культурному и т. п.

Исходя из того, что в старших классах при изучении монографической темы предполагается анализ одного (реже — двух) произведений одного писателя, можно выделить различные направления работы по изучению произведения в контексте творчества писателя.

Если изучаемое произведение входит в состав некоего художественного единства, то создаются объективные

предпосылки для анализа произведения в контексте цикла («Моцарт и Сальери» А.С. Пушкина в контексте цикла «маленьких трагедий», анализ стихотворения «Вхожу я в темные храмы...» А.А. Блока в контексте цикла «Стихов о Прекрасной Даме», стихотворение А.А. Ахматовой «Творчество» в контексте цикла «Тайны ремесла», стихотворение А.А. Ахматовой «Мужество» в контексте цикла «Ветер войны» и т. п.). Анализ литературного произведения в контексте цикла позволяет учащимся проследить развитие авторской мысли, увидеть многоплановый взгляд писателя и поэта на ту или иную проблему, осмыслить особенности поэтики того или иного художника.

Если школьниками в предыдущих классах уже изучались другие произведения автора анализируемого текста, то возникает еще одно направление анализа в контексте творчества писателя — анализ произведения с опорой на ранее изученные тексты (фактически в контексте всего творчества писателя или какого-либо пе- 101 риода его творчества). Так, на уроках литературы могут быть проанализированы в контексте творчества писателя роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», рассказ А.П. Чехова «Ионыч». Анализ произведения в заданном аспекте с опорой на ранее изученные школьниками произведения писателя способствует глубокому осмыслению проблематики анализируемого произведения, постижению особенностей индивидуального стиля автора, обеспечивает возможность проследить творческую эволюцию писателя и особенности

его художественного мира. Таким образом, ряд произведений отдельного писателя, изучаемых в разных классах, в сумме своей должны составить такое единство, которое и сможет сформировать в итоге «объективно верное представление о творчестве писателя» [5, 43].

Если творчество писателя изучается школьниками впервые, то анализ произведения в контексте творчества писателя возможен только с опорой на самостоятельное чтение учащихся. Так, роман И.А. Гончарова «Обломов», идейно связанный с двумя другими романами автора, может быть проанализирован в их контексте, пьеса А.Н. Островского «Гроза» — в контексте некоторых других драматических произведений писателя: «Свои люди — сочтемся», «Лес», «Бесприданница». Безусловно, при таком направлении анализа произведения требуется сопряжение уроков по основному курсу и уроков внеклассного чтения, работа по дифференциации уровня сложности заданий для школь-102 ников, сочетание групповой и индивидуальной работы, проведение нестандартных форм уроков: урок-консультация, урок-семинар. Все это позволит сформировать более целостные представления о художественном мире писателя, о пафосе его творчества.

Анализ произведения в контексте творчества писателя дает школьникам возможность не только более глубоко понять смысл изучаемого произведения, осознать место данного произведения в художественном мире писателя, но и, расширяя границы постижения художественного мира писателя, сформировать системные представле-

Преподаватепь

ния о его творческом пути [2, 35], о диалогичности, в которую вступают созданные им произведения. Кроме того, рассмотрение литературного произведения в контексте творчества писателя создает основу для необходимых в рамках изучаемой монографической темы обобщений. Наконец, уроки изучения литературного произведения в контексте творчества писателя являются уроками развития литературной зоркости учащихся, обучают их искусству вдумчивого чтения текста, побуждают прочитывать уже знакомые тексты на качественно новом уровне [6, 44].

Одной из задач при этом является определение уровня «включения» контекста творчества писателя в процесс анализа произведения. «Выход» на контекст творчества при анализе текста на уроках литературы может осуществляться на разных уровнях постижения смысла художественного произведения:

• тематика (осмысление «сквозных» тем в творчестве писателя);

• проблематика (определение пафоса и лейтмотива творчества);

• жанр (творческая эволюция в области жанра, жанровое своеобразие произведения);

• образ героя (определение типичного для писателя героя, «сквозной» герой в творчестве автора, новое в трактовке художественного образа героя);

• язык (рассмотрение языковых особенностей как отражения творческой эволюции писателя, определение индивидуального авторского стиля).

Выбор того уровня, на котором будет происходить сопряжение текста и контекста творчества писателя, будет

2 / 2009

продиктован целями и учебными задачами каждого конкретного урока литературы. Так, на уроке, посвященном рассмотрению жанрового своеобразия произведения, целесообразно, прибегая к анализу в контексте творчества писателя, обратиться к жанровым особенностям других произведений этого автора, а затем, определив жанровую специфику изучаемого произведения, привести учащихся к постижению жанровой эволюции в творчестве писателя.

Такое изучение литературного произведения будет способствовать более глубокому, многоаспектному осмыслению произведения, осознанию места данного произведения в художественном мире писателя, расширит границы постижения художественного мира писателя, создаст базу для необходимых в рамках изучаемой монографической темы обобщений, а также поможет прочитать ранее изученные произведения на качественно новом уровне.

В целом, характер работы по изучению литературного произведения в контексте творчества писателя носит вариативный характер и определяется художественной спецификой самого произведения, а также целями и задачами каждого урока, особенностями читательского опыта учащихся.

4. ГуковскийГ.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки по методике. — М.; Л., 1966.

5. Изучение творчества писателя в старших классах: Сб. научных трудов / Под ред. Е.В. Квятковского, Н.А. Ку-шаева. — М., 1981.

6. Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. — М., 1986. ■

103

ЛИТЕРАТУРА

1. Выготский Л. С. Проблемы развития психики. — М., 1983.

2. Гиршман М.М. Литературное произведение: Теория художественной целостности. — М., 2002.

3. Грехнев В.А.. Словесный образ и литературное произведение. — Н. Новгород, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.