РУССКАЯ КЛАССИКА КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Л.А. Трубина, В.Ф. Чертов
Аннотация. В статье рассмотрена структура курса литературы в школе, показаны связи русской и зарубежной литературы, литературы и других видов искусства. Особое внимание уделено использованию потенциала литературной классики и проблемам литературного образования на современном этапе.
Ключевые слова: русская классика, литература как учебный предмет, структура, цели и задачи литературного образования, виды деятельности, федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
Summary. The article deals with the structure of a course of literature at school. It shows the connections of Russian and foreign literature, literature and other art forms. The special attention is given to use of potential of literary classics and problems of literary education at the present stage.
Keywords: Russian classics, literature as subject, structure, purposes and problems of literary education, kinds of activity, federal state standards of the general education.
174
Россия является страной литерату-роцентричной. Дав мировой культуре блестящую плеяду художников слова, она создала систему литературного образования, позволяющую сформировать у всех обучающихся фундаментальные филологические знания и навыки.
Особенности литературного образования в России во многом связаны с той исключительной ролью, которую исторически играет художественная литература в общественном сознании россиян. Литература в России никогда не была только лишь искусством слова (при всей важности ее специфической художественной природы), средством только наслаждения и отдыха (как это порой пытаются утверждать сегодня). Являясь особым способом постижения мира и сущности человека, она всегда
Преподаватель XX
выполняла роль общественной трибуны, «учебника жизни», а писатели по праву носили звание «властителей дум», духовных наставников. Они ставили в своих произведениях серьезные общественные и философские вопросы, довольно часто опережая в своих размышлениях научное знание. В произведениях фольклора, древнерусской литературы и русской классики нашел яркое воплощение формировавшийся тысячелетиями нравственно-этический кодекс народа, богатый опыт российской истории как части мировой цивилизации. Это определяет особое внимание к темам, мотивам, образам, конфликтам, которые имеют национальную окрашенность: историческая судьба России и живущих в ней людей, народный характер, духовные поиски
-4 / 2012
человека, идеалы, нравственная проблематика и др. Утверждаемые классикой ценности труда, добра, любви, семьи при всех особенностях национального колорита являются по сути своей общечеловеческими.
Знакомство с произведениями словесного искусства народов многонациональной России расширяет представления учащихся о богатстве, многообразии, духовно-нравственном потенциале культуры родной страны, способствует осознанию своей принадлежности к своей национальной культуре как части российской и мировой культуры.
Приобщение российских учащихся к культуре зарубежных стран способствует пониманию общности духовно-нравственных и эстетических ценностей мировой культуры, помогает получить представления о жизни и творчестве людей разных стран. Это является необходимым условием становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно относиться к себе и к окружающему миру.
Курс литературы в средней общеобразовательной школе, как и все другие учебные предметы, содействует решению комплекса воспитательных задач. Использование воспитательного потенциала классической литературы, ее приверженности «вечным» ценностям, высоким образцам человеческих взаимоотношений для формирования ценностно-мировоззренческих ориентиров молодого поколения является одним из важнейших направлений школьного литературного образования.
Характеризуя задачи литературы как учебного предмета, необходимо учитывать, что литература являет собой особый способ познания жизни. Созданная ею художественная модель мира облада-
ет высокой степенью эмоционального воздействия, метафоричностью, многозначностью, ассоциативностью, незавершенностью, предполагающей активное сотворчество воспринимающего. Кроме того, литературное творчество как своеобразная игра со словом - это и одно из проявлений игрового начала, присутствующего в самых разных сферах нашей деятельности.
Перед средней общеобразовательной школой ставится задача подготовки учащихся к жизни, практической деятельности. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни. Чтение, комментарий, анализ и интерпретация произведения как основные навыки, формируемые в процессе литературного образования, являются неотъемлемой частью всякой знаковой деятельности, используются во всех науках. При этом художественный текст, с которым школьники имеют дело на уроках литературы, обладает более сложной, чем подавляющее большинство иных текстов, закодированностью. Овладение возможными алгоритмами постижения смысла художественного текста (или любого речевого высказывания), а затем и создания собственного текста необходимо школьникам для последующей деятельности в любой сфере.
Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения) , которая изучает это искусство. Художественная картина жизни, нарисованная в литератур-
175
ВЕК
176
ном произведении при помощи слов, языковых знаков, осваивается не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально).
Все сказанное определяет место литературы как одного из ведущих, обязательных для изучения всеми учащимися гуманитарных предметов в российской школе.
Поставленные цели реализуются в целостной системе литературного образования, которая имеет несколько уровней, обусловленных возрастными особенностями детей, конкретными задачами их обучения, воспитания и развития.
На раннем этапе, предшествующем обучению в школе, обязательной частью принятой в России программы дошкольного образования является чтение художественной литературы. Оно направлено на формирование первоначального интереса и потребности в чтении и восприятии художественных текстов, создание предпосылок учебной деятельности, развитие интеллектуальных и личностных качеств. Первичные ценностные представления детей, навыки литературной речи, эстетический вкус целенаправленно формируются при восприятии фольклора (считалок, загадок, песенок, позволяющих детям играть со словом, ритмом), народных и литературных сказок, произведений для малышей русских и зарубежных писателей. В течение недели проводится 1-2 специальных занятия для малышей, на которых педагог читает вслух, а дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение о прочитанном, рисуют услышанное, разучивают и читают стихи наизусть. Кроме того, чтение как часть досуга сопровождает ребенка постоянно -как в детском саду, так и дома.
В системе обязательного общего среднего образования выделяются уровни начального образования, основного общего среднего образования и общего среднего полного образования. Цели и задачи литературного образования на каждом из этих уровней определены федеральными государственными образовательными стандартами. Содержащиеся в них общие требования конкретизирован в примерных, а затем и в рабочих программах по каждому школьному предмету, в том числе по литературе.
В начальной школе (1-4 классы) одним из основных в учебном плане является предмет «Литературное чтение», на который отводится 4 часа в неделю. Особая значимость этого этапа обучения определяется тем, что именно в начальной школе ребенок учится читать самостоятельно. Умение работать с различными типами текстов необходимо для изучения всех школьных предметов, а также для общего развития и воспитания ребенка. Поэтому формирование читательской компетентности является приоритетной целью обучения литературному чтению. Первостепенное внимание учитель начальных классов уделяет скорости и выразительности устного чтения детей, чтению наизусть, а также навыкам работы с текстом: пониманию, первичному анализу, пересказу, творческой деятельности на основе литературных произведений (чтение по ролям, инсценирование, иллюстрирование, создание собственных текстов по аналогии). В современных программах и учебниках по начальному литературному образованию введена теоретико-литературная часть (некоторые литературоведческие понятия для практического использования при доступном возрасту эстетическом анализе), расширен круг авторов, в основном за счет произведе-
Преподаватель век
4 / 2012
ний зарубежной литературы (сказки, приключения, путешествия, фантастика). Изучение литературы как искусства слова неотделимо от изучения русского языка, анализа языковых средств выразительности. В начальной школе постепенно вводится оценка полученных учеником знаний, умений и навыков. В целом, с точки зрения этапов литературного образования, обучение на начальном уровне носит пропедевтический характер и направлено прежде всего на формирование осмысленных навыков устной и письменной речи, работу с полученной информацией.
На уровне основного общего среднего образования1 в учебном плане школы появляется специальный предмет «Литература». Количество часов в неделю, отводимых на его изучение, составляет 3 часа в 5, 6 и 9 классах, 2 часа в 7-8 классах. Такой объем времени является обязательным для всех школ Российской Федерации, однако в республиках и регионах дополнительно вводятся часы на изучение разных аспектов литературы за счет национально-регионального и школьного компонентов.
В 5-8 классах курс литературы строится на основе сочетания концентрического, историко-хроноло ги че ско го и проблемно-тематического принципов. Литература изучается в тесной взаимосвязи с историей, русским языком, изобразительным искусством, музыкой. В общеобразовательных школах основное внимание уделяется чтению, обсуж-
дению и анализу отдельных (вершинных) произведений русской и мировой литературы, при этом используются сведения из теории и истории литературы (впервые - в достаточно систематизированном виде). В классах и школах гуманитарного профиля (гимназиях, лицеях) осуществляется углубленное изучение литературы с учетом общих задач и особенностей этого этапа.
На уровне основного общего среднего образования особо следует выделить 9-й класс. В нем не завершается изучение литературы (в отличие от ряда других школьных предметов), а открывается новый этап литературного образования. Именно в 9-м классе начинается изучение курса литературы на историко-литературной основе: в программу обучения последовательно входят древнерусская литература, литература XVIII в., литература первой половины XIX в. (в обзорах и монографических темах, посвященных крупнейшим писателям). Такое изучение предполагает более серьезное овладение теоретико-литературными понятиями как необходимой базой для понимания конкретных литературных явлений и закономерностей историко-литературного процесса.
Историко-литературный курс продолжается на старшей ступени школы. В 10-11 классах изучается русская литература второй половины XIX и ХХ вв. и современная литература. На этом этапе в учебных планах есть не только обяза-
177
1 Авторы статьи являются разработчиками программы по литературе для 5-11 классов и учебно-методических комплектов по литературе для 5-9 классов, материалы которых положены в основу статьи // Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (базовый и профильный уровни) / Под ред. В.Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2007; Литература. Рабочие программы. 5-9 классы / Под ред. В.Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2011. Учебно-методические комплекты по литературе для 5-9 классов включают рабочие программы, учебники, фонохрестоматию, пособия для учителей (издательство «Просвещение», 2008-2012 г.г.). Предметная линия учебников создана на основе федеральных государственных образовательных стандартов и рекомендована Министерством образования и науки для использования в школах Российской Федерации.
178
тельный предмет «Литература», но и, в зависимости от профиля школы, дополняющие его элективные курсы, которые школа определяет сама (например, «Зарубежная литература», «Поэтика», «Филологический анализ литературного произведения», «Современная литература» и др.). Поэтому программы старшей школы формулируют цели, задачи, направления работы, конкретный изучаемый материал для двух уровней -базового (обязательного для всех выпускников средней школы) и профильного (углубленного). Количество часов, отводимых на изучение литературы, составляет на базовом уровне минимум 3, на углубленном - 5 часов в неделю. Для особо заинтересованных литературой школьников обязательное обучение дополняют литературные кружки, творческие студии и другие формы внешкольной работы, которые он выбирает (или не выбирает) по собственному усмотрению.
Основное содержание литературного курса в школе составляет русская литература с учетом всех ее разновидностей и этапов развития - от фольклора до современности. В то же время важное место в программе литературного образования отводится зарубежной литературе. Выявление в произведениях русской и зарубежной литературы, литератур народов России черт национального своеобразия, сходств и различий, сквозных сюжетов, образов, проблем и своеобразия их художественного решения является одной из важных задач литературного образования в школе.
Начиная с дошкольного возраста русская народная сказка соседствует со сказками народов мира, литературная сказка Ш. Перро, ГХ. Андерсена, Р. Киплинга - с литературными сказками Пушкина и других российских авторов.
Произведения зарубежной литературы включены в программы всех классов средней школы. Представление об основных этапах истории отечественной литературы, развитии литературных направлений, жанров, стилей формируется в сопоставлении с процессами, происходившими в других странах с сильными литературными традициями, прежде всего европейских. К примеру, изучению русского фольклора в 5 классе предшествует знакомство с античной мифологией как одним из главных художественных языков мирового искусства. В 6 классе античная литература представлена эпосом («Илиада» и «Одиссея» Гомера), в обзоре ученики знакомятся также с героическим эпосом других народов мира («Калевала», «Песнь о Роланде», «Песнь о Нибелунгах») и на этом фоне изучают русский эпос.
Сопоставительный аспект является важнейшим в историко-литературном курсе основной и старшей школы. На этом этапе в практическом плане рассматривается вопрос об общих закономерностях мировой культуры, сходстве и различиях в развитии литератур разных стран, о влиянии зарубежной литературы на русскую - и, наоборот, о художественных открытиях русской культуры, получивших отклик и продолжение за рубежом. К примеру, при изучении классицизма рассматриваются традиции Мольера и новаторство произведений русских авторов. Творчество Байрона и байроническая традиция важны для понимания особенностей романтизма в русской литературе. С учетом опыта мировой культуры изучаются отдельные жанры, образы, художественные приемы. Так, «вечные» образы и сюжеты в литературе постигаются на примере рыцарских романов М. де Сервантеса, пьес У. Шекспира, «Божествен-
ной комедии» Данте Алигьери. Басня в русской литературе изучается в сопоставлении с художественными открытиями Эзопа («эзопов язык»), сонет - в контексте произведений Петрарки, У. Шекспира и Ш. Бодлера, рассказ и новелла - на фоне творчества П. Мери-ме, Э. По, О. Генри, Р. Брэдбери. Антиутопия в литературе 20-х годов ХХ в. (Е. Замятин) представлена в сопоставлении с более поздними произведениями Дж. Оруэлла, А. Хаксли. В последние годы круг зарубежных авторов значительно расширен и в школьной программе, и в программе внеклассного чтения, что обеспечивает большую открытость опыту других стран. Влияние выдающихся зарубежных писателей (У. Шекспир, Данте, Э.Т.А. Гофман, И.В. Гете, Г. Гейне) на русских художников наглядно демонстрируют интерпретации литературных произведений различными видами русского искусства (музыка, кино, театр, живопись, графика).
Программа литературного образования в школе не может (и не должна) ставить задачу изучения систематического курса литературы (это задача высшего образования). Тем более это справедливо по отношению к русской литературе, представленной множеством замечательных авторов, творчество которых признано всем миром. Поэтому в школе детально изучаются лишь вершинные или характерные с определенной точки зрения произведения выдающихся авторов (им посвящены монографические темы), доминантные явления истории литературы (обзорные темы, характеризующие отдельные периоды, литературные направления, темы, жанры).
Формирование списка произведений для обязательного изучения является важной и одной из самых дискуссион-
ных проблем современной методики и в целом школьного образования. Вплоть до 90-х гг. ХХ в. в школах СССР существовал единый, обязательный для всех список произведений для чтения, который был в немалой степени идеологизированным. Он не включал многих талантливых, но «сомнительных» с точки зрения официальной идеологии произведений. Последующие десятилетия характеризовались «эффектом маятника» -практически полным отторжением прежнего круга обязательных произведений (особенно созданных в советский период). Это привело к не менее серьезным пробелам в представлениях о многообразии, сложности и реальных достижениях литературного процесса в России. В настоящее время в дополнение к федеральным стандартам разработаны примерные программы по литературе для каждого уровня общего среднего образования, которые содержат перечень имен основных авторов и произведений для чтения (как правило, уже ставших классическими). Программы эти носят рекомендательный характер, конкретные произведения для подробного текстуального изучения отбираются учителем с учетом многих факторов: требованиями нормативных документов (часть их названа выше), традициями, эстетической и нравственной ценностью произведений, их жанровым и проблемно-тематическим многообразием, доступностью для восприятия школьников определенного возраста, читательскими предпочтениями детей. Свобода выбора конкретных текстов для изучения в современной российской школе стала реальностью.
Структура курса литературы не ограничивается перечнем литературных произведений, предназначенных для чтения и изучения в классе. В совре-
179
180
менной методике осуществлен деятель-ностный (в других переводах - компе-тентностный) подход в обучении литературе. Это означает, что изучение литературы направлено не только на получение знаний о литературном процессе и художественном произведении, но прежде всего на обучение конкретным видам деятельности, формирование филологических компетенций.
Для каждого класса сформулированы ключевые теоретико-литературные проблемы, задающие основные направления работы с художественным текстом, диктующие выбор аспектов анализа и видов деятельности по освоению литературных произведений и сведений по теории и истории литературы:
5 класс - художественный образ в литературе;
6 класс - образ человека в литературном произведении;
7 класс - сюжет как метафора жизни;
8 класс - художественный мир; направление; литературные жанры;
9 класс - художественный мир; направление; композиция;
10 класс - литературный процесс; литературное произведение в историко-культурном контексте;
11 класс - литературный процесс; традиции и новаторство; интертекстуальные связи литературного про-из ве дения.
Основные виды деятельности учащихся определены с учетом возрастных возможностей детей, целей и задач конкретного этапа литературного образования, логики формирования читательских умений и навыков. К примеру, в 5 классе это работа над техникой чтения и его выразительностью, составление плана, аннотации, отзыва о произведении, пересказы разного вида, устные и
письменные ответы на вопросы, связанные с анализом отдельных аспектов художественного текста. В 6 классе особое внимание уделяется устной и письменной характеристике персонажей, прежде всего портрету и речевой характеристике, образам античной мифологии, фольклора, их использованию в литературных произведениях, повседневной речи. В 7 классе в центре изучения - сюжет литературного произведения, анализ образа события в эпических, драматических и лирических произведениях. Основными видами деятельности являются задания, связанные с анализом сюжета, конфликта, эпизодов, определением их роли в раскрытии нравственно-философского смысла произведения. В числе творческих заданий важная роль принадлежит подготовке материалов о биографии писателя в ее связи с творчеством, написанию сочинений, рецензий на самостоятельно прочитанные произведения, иллюстрации текстов, театральные постановки, экранизации.
В 8 классе при изучении художественного мира произведения (писателя) преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, такие как заглавие, эпиграфы и др. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики. В видах деятельности появляются стилизации в жанре оды, послания, эпиграммы, сочинения, раскрывающие отдельные аспекты художественного мира произведения.
В 9 классе усиливается историко-литературный аспект изучения. Вершинные явления классической русской литературы (от древности до первой половины трети XIX в.) подробно рассматриваются в контексте эпохи и закономерностей литературного процесса
(«Слово о полку Игореве», драма А.С. Грибоедова «Горе от ума», лирика и роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова, «Мертвые души» Н.В. Гоголя). Закрепляются навыки анализа жанра и стиля произведения. На этом этапе большое внимание уделяется сочинениям, посвященным целостному анализу небольшого по объему произведения (драматического, эпического и лирического). Важное место в системе письменных работ отводится также сочинениям по «сквозным» темам в литературе (тема России, природы, дружбы и любви и др.), сочинениям-эссе на нравственно-философские и публицистические темы, рецензиям на самостоятельно прочитанные произведения (с использованием приемов сопоставительного анализа), конспектированию литературно-критической статьи. Связующим звеном между основной и старшей ступенью общего среднего образования являются в 9 классе обзорные и обобщающие темы («Байроническая традиция в русской литературе», «Образ Пушкина в русской литературе», «Традиции смеховой культуры в литературе» и др.).
В 10 классе литературное произведение рассматривается в разных контекстах: творчества писателя, духовно-нравственных и эстетических исканий эпохи, литературной полемики, социально-историческом и историко-культурном контекстах. Усиливается внимание к индивидуальному стилю, что позволяет рассмотреть особенности творчества выдающихся писателей второй половины XIX в.: Тютчева, Некрасова, Островского, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова и др. Особое внимание уделяется оценке и критическому осмыслению литературоведческих ин-
терпретаций литературных произведений, формированию и мотивированному изложению собственной позиции школьника по поводу прочитанного. В числе работ творческого характера значительное место занимают сочинения-рассуждения с постановкой дискуссионных проблем, сочинения на литературоведческие темы, подготовка рефератов, литературные экскурсии, в классах гуманитарного профиля - исследовательские проекты, учитывающие способности и интересы школьников.
В 11 классе обобщаются сведения о доминантах литературного процесса в ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм), о роли традиций и новаторстве в литературном творчестве, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования анализируются художественные открытия самых значительных представителей русской литературы ХХ в.: Блока, Бунина, Горького, Ахматовой, Есенина, Маяковского, Цветаевой, Шолохова, Булгакова, Пастернака, Твардовского, Шукшина, Солженицына, Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно, а в классах гуманитарного профиля - более подробно) с современной литературой. Важнейшее значение приобретают задания, направленные на установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и образов, понимание гуманистической традиции как основной в развитии русской литературы. В учебной деятельности выпускников школы усиливается теоретико-литературная и творческая составляющая. Акцент делается на задания литературоведческого характера, направленные на разные аспекты анализа произведения, творчества писате-
181
182
ля, литературного процесса, литературной и общественной полемики. Для обучения на старшей ступени школы особенно актуальны владение навыками публичного выступления с презентацией результатов собственного исследования, использованием примеров и цитат из художественной литературы, дополнительных источников, наглядного материала; умение организовать работу в группе, реализующей исследовательский или творческий проект, готовящей дискуссию на литературную или иную тему. В эстетической сфере работа ведется над навыками создания творческих проектов, художественных интерпретаций, опытов в стихах и прозе, стилизаций, подражаний. Формированию этих филологических компетенций способствует написание и защита рефератов, выполнение исследовательских и творческих проектов, рецензии на научные и художественные интерпретации литературных произведений, создание собственных литературно-критических статей и эссе на литературные, публицистические, нравственно-этические темы. Такое разнообразие методов изучения текста привело к изменениям в средствах и шкале оценивания: пятибалльная система соседствует с более гибкой стобалльной, оцениваются не только ответы на уроке, сочинения и другие письменные работы, но и работа за пределами класса и школы. В результате составляется портфолио, рейтинги, которые позволяют оценить успешность овладения филологическими компетенциями.
Литературное образование, как и образование России в целом, в настоящее время столкнулось с целым рядом сложных проблем, вызывающих необходимость реформ. Телевидение, видео, интернет вытесняют чтение как
познавательную и художественно-эстетическую деятельность. Само по себе появление новых источников информации - процесс объективный и в основе своей положительный, однако нельзя не видеть ряда существенных отрицательных последствий. Понижение культуры чтения, устной и письменной речи сказывается на развитии логического мышления и воображения, что негативно отражается на всей интеллектуальной деятельности человека.
В этой связи особенно усиливается роль школы в побуждении ребенка читать, обучении читать целенаправленно, осмысленно, творчески, в формировании его эстетического вкуса, стимулировании творческой деятельности. Поиск методов решения этих проблем современного литературного образования привел к появлению новых форм и видов учебной деятельности, использованию методов работы, стимулирующих активную деятельность, сотворчество. В их числе - посещение мест в России и за рубежом, связанных с жизнью и творчеством выдающихся писателей. Такие экскурсии (очные или заочные, проведенные с использованием аудиовизуальных средств и печатных материалов, издаваемых музеями) приближают читателя к писателю, обеспечивают личностно переживаемое чувство сопричастности творчеству художника и ушедшей эпохе, делают современными классические произведения.
Новые возможности создают электронные средства обучения, обеспечивая доступность для любого школьника фотографий, документов архивов, рукописей, раритетных изданий, других незаменимых при изучении литературы источников.
Одним из современных методов литературного образования является срав-
нительное изучение художественных интерпретаций произведений литературы. Важно обращать особое внимание на то, что каждый род искусства говорит на своем языке, создает новую художественную реальность. Просмотры, обсуждения, рецензирование художественных фильмов, живописных полотен, спектаклей, в том числе созданных самими школьниками, наглядно демонстрируют живую современность классики, развивают представления о специфике литературы в ряду других искусств.
Проблемы изучения литературы отчасти заложены в самом предмете, ибо основу его содержания составляют произведения классической литературы, не всегда органично вписывающиеся в картину стремительно меняющегося, прагматичного (нередко откровенно циничного) мира и ему во многом противоречащие. Раздаются мнения о том, что классика устарела, что литературу не надо изучать вообще или изучать только произведения современных авторов. Между тем изучение вершинных произведений русской и зарубежной классики справедливо осознается в российском обществе как насущная потребность, необходимый опыт общения с подлинным искусством, заставляющий остановиться, задуматься о вечных, непреходящих жизненных ценностях, опыте предшествующих поколений и соотнести с ними нашу противоречивую реальность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 23 ноября 2009 г. № 655 // Официальный портал Министерства образо-
вания и науки Российской Федерации. -URL: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/ d_09/m655.html
2. Примерная программа по литературному чтению // Официальный сайт Федерального государственного образовательного стандарта. - URL: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?CatalogId=2627
3. Учебно-методический комплект по литературе для общеобразовательной школы (в соавторстве с В.Ф. Чертовым, Н.А. Ип-политовой и др.): Программы общеобразовательных учреждений. «Литература», 5-11 классы (базовый и профильный уровни); Рабочие программы. «Литература», 5-11 классы; Учебники для общеобразовательной школы «Литература», 5-8 классы; Учебные пособия для учителя «Уроки литературы», 5-8 классы. - М.: Просвещение, 2007-2012.
4. Трубина Л. Русская литература ХХ века / Учебное пособие. - М.: Инфомедиа Па-блишерз, 2008.
5. Воздействие литературы на формирование личности современного читателя: Материалы XVI Шешуковских чтений / Под ред. Л. Трубиной; МПГУ - М.: ООО АВАНГЛИОН-ПРИНТ, 2011.
6. Трубина Л. Этический потенциал русской литературы // Этика в современном мире. Материалы Российско-немецкого симпозиума по преподаванию этики в вузах. -Аугсбург; Оренбург, 2007-2008.
7. Чертов В. Литература // Фундаментальное ядро содержания общего образования. Проект. - М.: Просвещение, 2009.
8. Чертов В. Литература как метафора мира. О новой программе общеобразовательных учреждений // Литература в школе. - 2007. - № 4.
9. Чертов В. История литературного образования в российской школе. Хрестоматия. - М.: Академия, 1999.
10. Чертов В. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XIX века. 10 класс. Книга для учителя. 4-е изд. - М.: Просвещение, 2004.
11. Чертов В. Тесты, вопросы, задания по русской литературе XX века. 11 класс. Книга для учителя. 2-е изд. - М.: Просвещение, 2001. ■
183
ВЕК