Научная статья на тему 'Педагогические технологии XXI В. : опыт образовательного центра «Сириус»'

Педагогические технологии XXI В. : опыт образовательного центра «Сириус» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"СИРИУС" / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЛИТЕРАТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОЕКТ / ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ / «SIRIUS» / PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / LITERARY EDUCATION / PROJECT / OLYMPIAD OF SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучина Татьяна Геннадьевна

Образовательный центр «Сириус» был открыт в Сочи в 2015 г. В нем на четыре программы «Наука», «Искусство», «Спорт» и «Литературное творчество» собираются каждую смену от 600 до 800 школьников из всех регионов страны. Это победители олимпиад, участники творческих конкурсов, научных конференций, исследовательских проектов. По сути, в «Сириусе» создается образовательное пространство нового типа. Во-первых, оно вариативно: у школьников есть обязательные занятия по профилю смены и общеобразовательные лекции и мастер-классы, которые они выбирают по собственному усмотрению; поэтому, например, в программе у математиков есть занятия по литературе, а у литераторов лекции по естественно-научным дисциплинам. Во-вторых, в нем доминируют «неформатные» способы обучения мастерская, работа в проекте, свободная дискуссия и т. п. В-третьих, итогом участия в смене а в «Сириусе» школьники находятся 25 дней является самостоятельно выполненная научная или творческая работа в рамках основной темы. Кроме того, специальные программы готовятся для участников олимпиадных смен: в них, наряду с углубленным изучением основного предмета, большое внимание уделяется расширению горизонтов культурных, научных, деятельностных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational center «Sirius» was opened in Sochi in 2015. Every month from 600 to 800 schoolchildren come to “Sirius” from all regions of Russian Federation. Everyone of them takes one of four directions: «Science», «Art», «Sport» and «Literary Creativity». The participants of each programme are the winners of olympiads, young researches manifested themselves in creative competitions, scientific conferences and projects. A new type of educational space is created in «Sirius». Firstly, it is variable: schoolchildren have compulsory classes in the main profile and optional lectures and master classes, which they choose at their own discretion; for example, mathematicians have classes in literature, and the participants of the «Literary Creativity» have lectures on natural science. Secondly, the «informal» ways of teaching dominate in educational process workshop, project work, free discussion, etc. Thirdly, the result of participation (since schoolchildren stay in «Sirius» for 25 days) is a scientific or creative project performed by oneself according to the main theme of the session. In addition, special programmes are being prepared for the participants of the Olympiad sessions: in addition to the in-depth study of the main subject, much attention is paid to the expansion of schoolchildren’s horizons in culture, science, activity.

Текст научной работы на тему «Педагогические технологии XXI В. : опыт образовательного центра «Сириус»»

УДК 008.009

Т. Г. Кучина

Педагогические технологии XXI в.: опыт образовательного центра «Сириус»

Образовательный центр «Сириус» был открыт в Сочи в 2015 г. В нем на четыре программы - «Наука», «Искусство», «Спорт» и «Литературное творчество» - собираются каждую смену от 600 до 800 школьников из всех регионов страны. Это победители олимпиад, участники творческих конкурсов, научных конференций, исследовательских проектов. По сути, в «Сириусе» создается образовательное пространство нового типа. Во-первых, оно вариативно: у школьников есть обязательные занятия по профилю смены - и общеобразовательные лекции и мастер-классы, которые они выбирают по собственному усмотрению; поэтому, например, в программе у математиков есть занятия по литературе, а у литераторов - лекции по естественно-научным дисциплинам. Во-вторых, в нем доминируют «неформатные» способы обучения - мастерская, работа в проекте, свободная дискуссия и т. п. В-третьих, итогом участия в смене - а в «Сириусе» школьники находятся 25 дней - является самостоятельно выполненная научная или творческая работа в рамках основной темы. Кроме того, специальные программы готовятся для участников олимпиадных смен: в них, наряду с углубленным изучением основного предмета, большое внимание уделяется расширению горизонтов - культурных, научных, деятельностных.

Ключевые слова: «Сириус», педагогические технологии, литературное образование, проект, олимпиада школьников.

T. G. Kuchina

Pedagogical technologies of the XXI century: the experience of the educational center «Sirius»

The educational center «Sirius» was opened in Sochi in 2015. Every month from 600 to 800 schoolchildren come to "Sirius" from all regions of Russian Federation. Everyone of them takes one of four directions: «Science», «Art», «Sport» and «Literary Creativity». The participants of each programme are the winners of olympiads, young researches manifested themselves in creative competitions, scientific conferences and projects. A new type of educational space is created in «Sirius». Firstly, it is variable: schoolchildren have compulsory classes in the main profile - and optional lectures and master classes, which they choose at their own discretion; for example, mathematicians have classes in literature, and the participants of the «Literary Creativity» have lectures on natural science. Secondly, the «informal» ways of teaching dominate in educational process - workshop, project work, free discussion, etc. Thirdly, the result of participation (since schoolchildren stay in «Sirius» for 25 days) is a scientific or creative project performed by oneself according to the main theme of the session. In addition, special programmes are being prepared for the participants of the Olympiad sessions: in addition to the in-depth study of the main subject, much attention is paid to the expansion of schoolchildren's horizons in culture, science, activity.

Keywords: «Sirius», pedagogical technologies, literary education, project, Olympiad of schoolchildren.

Детальный анализ специфики образовательного процесса в центре для одаренных детей «Сириус» (г Сочи), открытого в 2015 г, - пока еще дело будущего. Но, проводя в «Сириусе» примерно по неделе в течение каждой смены (для ребят смена 25 дней) и работая с детьми разных возрастных групп, обучающимися по разным программам и на разных направлениях, я могу рассказать об учебном процессе изнутри, в мозаике отдельных событий, хотя, вероятно, вряд ли охвачу его как единое целое.

Начнем с того, что в образовательном центре собираются действительно лучшие, самые талантливые и самые заинтересованные дети. Они проходят довольно жесткий отбор (у математиков даже действуют специальные отборочные комиссии в разных регионах страны); среди важнейших достижений, являющихся основанием для попадания в «Сириус», - победы в олимпиадах (всероссийских, мировых, специализированных) и научных конкурсах / конференциях. В такой аудитории вести занятия - настоящее счастье для преподавателя: это всегда живой обмен идеями, постоянная включенность детей в работу, высокий темп и столь же высокая эффективность учебной деятельности.

Учебные занятия в «Сириусе» идут по четырем основным направлениям: «Наука», «Искусство», «Спорт».

«Литературное творчество». В одной смене встречаются ребята из десятков регионов России (порядка 50-60), при этом проезд и пребывание в образовательном центре для них являются полностью бесплатными. Приехав в «Сириус», уже через пару часов всякий начинает чувствовать себя счастливчиком. Парк с пальмами, солнце, море, пляж в ста метрах - это раз. Отличный современный учебный и жилой комплекс - это два. Оборудование учебных аудиторий и залов - в прямом смысле продолжение руки преподавателя: по очень удобным плазменным панелям можно пальцами, как на планшете, гонять тексты, задачи, рисунки и не быть привязанным к компьютеру. Занятия проходят как в аудиториях самого «Сириуса», так и в медиацентре (который был построен к олимпиаде 2014 г и сейчас активно используется как научный парк) - там находится необходимое оборудование для естествоиспытателей (химиков, биологов) и есть мастерские для художников (помещения подбирались с учетом особых требований к свету).

Отдельно стоит сказать о библиотеке: она находится в полностью открытом доступе, в ней множество отлично подобранных книг (в основном классика XIX и XX вв.) - но нет библиотекаря. Само пространство библиотеки - тоже открытое: это не отдельное помещение, а стеллажи вдоль части стен холла (напротив ресторана и

© Кучина Т. Г., 2017

Педагогические технологииXXI в.: опыт образовательного центра «Сириус»

403

рядом со входом; место, которое в просторечии определяют как «проходной двор»). Книги можно просто взять почитать - рядом со стеллажами есть кресла и комфортная зона для чтения со столиками и поперечными стеллажами. Работает библиотека в буквальном смысле на честном слове: взял книгу - верни, прочитал - поставь на место. Рядом - целая сеть компьютеров с открытым доступом в электронные библиотеки; если не нашлось нужной книги на полке - всегда можно получить цифровой аналог из сети.

Теперь - о том, что и как мы читали на занятиях. Самой сложной (и «тугой» к восприятию поэзии) оказалась аудитория спортсменов (у меня были хоккеисты). Однако такой опыт для всякого преподавателя ценен -объяснить другим то, что самому ему представляется давно очевидным. Убедить в том, что это хорошо. За первые 2-3 минуты «пристрелки» к слушателям найти (по сути - мгновенно придумать) тот язык, который будет пригоден для коммуникации. А главное - расширять горизонты, шаг за шагом. (Было бы любопытно поработать теперь с шахматистами - в последние месяцы они тоже приезжают в «Сириус».)

Очень порадовали математики - победители и призеры олимпиады имени Эйлера (направление «Наука»). С ними весело и легко можно говорить о границах художественной условности и литературного текста, о его структурных и ритмических законах. И о стихах тоже. Попробовали вместе почитать стихотворения Всеволода Некрасова и Льва Лосева - на схватывание основных смыслов этим ребятам потребовалось минут десять. Вот уж поистине прав был Пушкин, когда говорил, что «вдохновение нужно в поэзии, как и в геометрии» и что «вдохновение есть расположение души к живейшему принятию впечатлений, следственно к быстрому соображению понятий» - именно мгновенное «принятие впечатлений» и «соображение понятий» и продемонстрировали мне мальчишки-математики. Кажется, с ними вообще получилось одно из самых веселых занятий в «Сириусе».

Занятия с химиками и биологами (у меня была двухчасовая лекция примерно на 150 человек о природе смеха и видах комического) показали, что чувством юмора эти ребята точно не обделены - но самым главным было их удовольствие от нового знания, острая радость интеллектуального открытия. И отдельное наслаждение для филолога - видеть, как точно химики и биологи помнят детали из прозы Гоголя, сюжетные повороты в текстах Пушкина, характеристики, которые дает своим персонажам Булгаков. Установка на расширение кругозора, на разносторонность общеобразовательного и культурного «фона» собственно научных программ -одна из главных в работе направления «Наука», именно поэтому в расписании математиков и естествоиспытателей постоянно появляются лекции и мастер-классы по литературе, истории искусства, психологии и когнити-вистике.

Есть занятия по литературе и в программе направления «Искусство» (музыканты, художники, танцоры).

Если бы мне раньше сказали, что стихи Бродского отлично можно разбирать в аудитории шестиклассников и семиклассников, я бы вряд ли поверила. Оказалось - не только можно: музыканты потрясающе чутко реагируют на интонационный строй стиха, точно фиксируют эмоциональные доминанты, внятно формулируют те смыслы, которые улавливают по ходу чтения. Ради эксперимента попробовала взять «К Урании» (обычно это стихотворение Бродского анализируем с магистрантами на 6 курсе) - дети откликаются и реагируют живее, чем студенты; незашоренность сознания, счастливое незнание методик анализа - и на занятиях получаешь свежее, незамутненное понимание текста в его ключевых идеях.

С 1 сентября 2016 г в «Сириусе» начало работу и направление «Литературное творчество». Программа подготовлена учеными из Санкт-Петербургского государственного университета под руководством профессора Е. И. Казаковой. Наполнение программы от смены к смене варьируется; в октябре, например, школьники (по выбору) детально изучали «Капитанскую дочку», «Преступление и наказание» и «Мастера и Маргариту» (затем писали итоговое сочинение по предложенным руководителями семинаров темам), были заняты проектной работой в рамках «Литературного института НИИ ЧАВО». В декабре их ждали мастерские по научной фантастике, поэзии, прозе (рассказу, эссе), литературной критике; результатом работы должны были стать самостоятельно написанные художественные и литературно-критические произведения. Среди письменных заданий - написание репортажа, отзыва о встрече с ученым, рецензии на сочинение другого участника программы. Февральская программа включала также несколько модулей. Во-первых, это разработка проекта, заказчиком которого является Государственный музей Л. Н. Толстого (речь идет о контенте для мобильного приложения, посвященного роману Л. Н. Толстого «Война и мир», о создании тематического сайта, концепции интерактивного выставочного пространства, также посвященных толстовскому роману, и даже о разработке квеста по его мотивам; кроме того, планируется презентация видеоблогов, посвященных классической литературе); руководители проекта - Фекла Толстая (журналист, телеведущая) и Екатерина Зенович (шеф-редактор телевизионных проектов, сценарист).

Во-вторых, это модуль «Текст порождает текст»: ребята занимаются в семинарах, посвященных сказке, научно-фантастическому рассказу, поэзии, научной журналистике, художественному переводу. Итогом работы является написание произведения соответствующего жанра и представление лучших в рамках «Большой дискуссии». Отработка умения писать рецензии также не забыта: на произведения своих коллег-писателей каждому участнику семинара нужно написать короткий критический отлик.

В-третьих, это модуль «Мастерские новых текстов» - он целиком посвящен текстам новой природы (изотекстам, инфографике, текстам-мультфильмам и т. д.).

404

Т. Г. Кучина

В-четвертых, это лекции по литературе, встречи с учеными и писателями, решение олимпиадных заданий по русскому языку и литературе.

Конечно, смена в «Сириусе» - это не только занятия; у ребят есть выходные дни, в которые они совершают экскурсии (в Большой Сочи, в Красную Поляну), но в целом время пребывания в образовательном центре очень плотно расписано и чрезвычайно насыщенно. Подготовка достаточно большого количества самостоятельных письменных работ тоже требует времени - а уклониться от них невозможно, поскольку все задания оцениваются в баллах (некоторые задания оцениваются по 30-балльной шкале, некоторые по 10-балльной).

Помимо постоянно действующего направления «Литературное творчество», для юных филологов в 2016 г была устроена специальная короткая смена: в осенние каникулы ребята приехали в Сочи на неделю, чтобы пройти курс подготовки к олимпиадам по литературе (для всех участников литературно-олимпиадной смены пребывание и проезд также были бесплатными). Программа смены была подготовлена образовательным центром «Сириус» совместно с Гильдией словесников [1]. Занятия вели руководители и организаторы олимпиад-ного движения из разных городов России - Москвы, Нижнего Новгорода, Челябинска, Новосибирска, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Ярославля, Твери, Казани. Основываясь на материалах олимпиад разных уровней и разных этапов, преподаватели смены стремились показать логику решения олимпиадных заданий, комментировали основные типы заданий, принципы применения критериев оценки. Тематика лекций и мастер-классов не ограничивалась исключительно литературой: опыт показывает, что не бывает победителей и призеров финального этапа олимпиады без культурного бэкграунда, без эрудиции в области живописи, музыки, кино, без умения видеть анализируемое произведение в широком культурном контексте и в разных его структурных срезах. Поэтому в программе смены появились такие «экзотические» мастер-классы, как «Джазовая поэтика И. Бродского» (М. Ю. Борщевская, Нижний Новгород), «Восточные мотивы и образы в русской поэзии» (С. Л. Каганович, Великий Новгород), «Анимация и литература» (М. А. Павлова, Москва), «Литература и живопись (голландская живопись и русская литература» (А. А. Скулачев, Москва), «Литературные сюжеты в оперной классике» (Т. Г. Кучина, Ярославль). Естественно, что и все виды работы с лирическим и эпическим текстом не были забыты - школьникам была прочитана лекция о принципах нарративного анализа текста, в работе целого ряда мастер-классов в центре внимания были поэтические произведения.

Восторженные отклики ребят получил тренинг по подготовке к устному туру финального этапа олимпиады по литературе. Преподаватели потока работали в парах, дети - в группах по 4-5 человек. Каждая группа получала одну тему для подготовки устного выступления, обсуждала ее, выставляла спикера, которому остальные участники из других групп задавали вопросы

(в соответствии с регламентом реального устного тура олимпиады). Кроме того, у ребят на руках были критерии оценки выступления и ответов, которыми руководствуются члены жюри; тем самым участники тренинга получали возможность взглянуть на свою работу с «той стороны» стола. Живой диалог, доброжелательные советы, улыбки преподавателей - оказывается, наши дети так по этому соскучились! В их отзывах именно возможность прямого и открытого разговора с членами жюри оценивалась очень высоко.

Дополнительная возможность для общения была создана и тренировочной аналитической работой, которую участники смены выполняли самостоятельно. Им было предложено несколько художественных произведений («Красавица» В. Набокова, «Снегопад»

Б. Ахмадулиной», «Гусь» С. Кржижановского и др.), и целостный анализ одного из них школьники писали в специально отведенное для этого время. Затем все работы проверялись преподавателями и делался подробный разбор заданий (ребята расходились по разным аудиториям в соответствии с выбранным текстом). Помимо коллективного разбора проводились и индивидуальные консультации с каждым ребенком - и это были, пожалуй, самые ценные мастер-классы для всех участников программы.

Все основные материалы литературно-олимпиадной смены находятся в открытом доступе - они были выставлены на сайте Гильдии словесников [2]. И последнее: «Сириус» - это место, где царит самая доброжелательная атмосфера, где правят простые максимы - не «ты должен» (и уж тем более не «туда нельзя»), а «можно» и «все получится.

Библиографический список

1. Литературная смена в центре «Сириус» [Электронный ресурс]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/Uteraturnaya-smena-v-tsentre-sirius.html

2. Материалы занятий смены на ноябрь 2016 [Электронный ресурс]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/Uteraturnaya-smena-v-tsentre-sirius/materialy-zanyatij-smeny-na-noyabr-2016.html

Bibliograficheskij spisok

1. Literaturnaja smena v centre «Sirius» [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/literaturnaya-smena-v-tsentre-sirius.html

2. Materialy zanjatij smeny na nojabr' 2016 [Jelektronnyj resurs]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/literaturnaya-smena-v-tsentre-sirius/materialy-zanyatij-smeny-na-noyabr-2016.html

Reference List

1. Literary change in the Sirius center [An electronic resource]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/literaturnaya-smena-v-tsentre-sirius.html

2. Materials of lessons for session in November, 2016 [An electronic resource]. - URL: https://slovesnik.org/proekty/literaturnaya-smena-v-tsentre-sirius/materialy-zanyatij-smeny-na-noyabr-2016.html

405

Педагогические технологииXXI в.: опыт образовательного центра «Сириус»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.