А. ЛОУЖЕЦКА (Университет им. Матея Бела, Банска Быстрица, Словакия)
УДК 316.654-057.875:82.95 ББК С562.1
СОВРЕМЕННАЯ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА В РУССКОЙ И СЛОВАЦКОЙ ЛИТЕРАТУРНОЙ КРИТИКЕ
Аннотация. Цель статьи - проанализировать отношение студентов по специальности русский язык и литература к русской литературе и литературной критике. В форме вопросника студентам задавали такие вопросы, как: Читаете ли Вы современную русскую литературу? Читаете ли Вы обзоры или критику произведений современных русских авторов? Если это так, влияют ли они на Вас каким-либо образом? Литературная критика влияет на ваш выбор литературы для чтения? В каком порядке вы читаете: сначала литературная критика, а затем само произведение или наоборот? Считаете ли вы, что критика является неотъемлемой частью литературы? Знаете ли вы современных российских или словацких литературных критиков?
Вопросник заполнялся студентами четырех словацких университетов, а также студентами, в основном филологами, из двух российских университетов.
Ключевые слова: современная русская литература, литературная критика, студенты, вопросники.
Практическое исследование, проведённое в виде анкеты, было задумано в качестве дополнительного материала к изучаемой нами проблеме о месте литературной критики в современном литературоведении России. Анкета состояла из 11 вопросов, которые должны были дать некоторый обзор восприятия современной русской литературы студентами словацких и российских университетов, а также её отражения в литературной критике.
Мы искали ответы на следующие вопросы:
1. Читаете ли вы современную русскую литературу?
2. Знаете ли вы творчество современных авторов - Владимира Сорокина и Людмилы Улицкой? Если да, то какие из их произведений вы читали?
3. Интересуют ли вас проблемы, которые волнуют современных русских авторов?
© Лоужецка А., 2017
111
4. Объясните, чем они вам интересны? Какие из ими затрагиваемых тем привлекают ваше внимание?
5. Читаете ли вы рецензии или критику произведений современных русских авторов?
6. Если да, влияют ли они на вас? Как?
7. Влияет ли литературная критика на ваш выбор конкретных произведений художественной литературы?
8. В каком порядке вы читаете: сначала критическую статью, а потом сам текст или наоборот?
9. Как вы считаете, является ли критика неотъемлемой частью литературы? В чём видите её значение?
10. Знаете ли вы современных российских или словацких литературных критиков? Если да, то кого?
11. Согласны ли вы с включением текстов современной русской литературы в учебные программы средних школ и университетов? Да? Нет? Почему?
Анкета была предназначена для студентов словацких и российских университетов, в которых изучается русский язык и литература. Все респонденты внезависимости от пола были в возрасте от 18 до 25 лет. В анкете принимали участие студенты словацких университетов (50 человек), а именно: студенты из Университета имени Матея Бела (Банска Быстрица), Прешовского университета (Прешов), Университета имени св. Кирилла и Мефодия (Трнава) и Католического университета (Ружомберок), а также студенты, в основном филологи, из России (109 студентов из Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова, г. Чебоксары, Чувашская Республика; 31 студент из Уральского государственного педагогического университета, г. Екатеринбург).
На первый вопрос, читают ли студенты современную русскую литературу, из 50 опрошенных респондентов из словацких университетов ответило: 45% - да, а 55% - не читает и не интересуется ею. Учитывая учебные программы словацких университетов, такой результат нам кажется довольно удивительным и неожиданным.
Российские студенты ответили на этот вопрос по-другому: 74,3% из опрошенных студентов активно читают современную русскую литературу, а только 25,7% студентов ответило отрицательно. На наш взгляд, это всё-таки относительно высокий процентнечитающей аудитории.
На вопрос о популярности творчества двух одних из популярных современных русских писателей - Владимира Сорокина и Людмилы Улицкой, 25% словацких студентов ответили, что им известно творчество обоих писателей. Относительно произведений Владимира Соро-
кина большинство из них прочитало, например, «День опричника», «Очередь», «Лёд», а также сборник рассказов «Заплыв». Несмотря на то, что имя Людмилы Улицкой знакомо словацким студентам, никто из респондентов не прочитал ни одного её произведения.
75% из опрошенных российских студентов не только знает, но и читает произведения Людмилы Улицкой и Владимира Сорокина. В основном это такие произведения Людмилы Улицкой, как «Сонечка», «Казус Кукоцкого», «Дочь Бухары», «Зеленый шатер», «Лестница Якова», «Медея и её дети», «Девочки», «Весёлые похороны», «Даниэль Штайн, переводчик», «Перловый суп», «Детство 45-53: А завтра будет счастье», «Люди нашего царя», «Сквозная линия», «Настя», или произведения Владимира Сорокина: «Голубое сало», «Моя трапеза», «День Опричника», «Роман», «Норма», «Метель», «Теллурий», «Очередь», «Лёд» и «Сахарный Кремль».
Однако мы встретились и с такими ответами, как: «знаю о творчестве, но произведений не читал/а», а также 25% российских студентов ответили, что они не знакомы с творчеством этих писателей. Из этого можно сделать вывод, что Людмила Улицкая и Владимир Сорокин, безусловно, относятся к самым популярным и читаемым писателям не только в России, но и за её пределами.
Следующий вопрос был связан с отношением студентов к задачам, которые ставят перед собой современные русские писатели, а также к темам, которые затрагивают авторы в своих произведениях. В Словакии интерес к содержанию произведения составляет 50%. Кажется, что студенты в основном интересуются вопросами политики, каково её влияние на поведение людей в обществе, а также обращают внимание на перспективы дальнейшего развития общества в целом.
Не менее интересными для студентов становятся авторский подход к решению актуальных проблем, специфика и роль ретроспективного сюжета, размывание временных границ, авторская точка зрения на социализм, на абсурдность режима, в частности осознание истории, которая как бы «повторяется», нахождение схожих моментов в действительности. Популярной среди студентов является также антиутопическая литература, научная фантастика и фантастическая литература вообще. В значительной степени читателей привлекают не только поведение героев в сложных жизненных обстоятельствах, вопросы морали, но и исследование человеческой психики в обострённых (экстренных) ситуациях.
69,3% опрошенных российских студентов интересуются темами, которые описывают в своих произведениях современные русские писатели. 30,7% не разделяют эту точку зрения. Те, кому интересно творчество современных русских писателей, положительно оценивают
в их произведениях вопросы, связанные с «обесцениванием культуры, образованности и интеллекта в целом». Они также реагируют на актуальность тем, на культуру в целом и популярность социальных сетей:
«Иногда, когда натыкаешься, привлекает добротная игра со словом или прецедентным текстом. Иногда современные авторы поднимают вопросы, актуальные именно для сегодняшнего дня. Иногда у них это даже очень здорово получается. Но есть и такие, кто пытается быть Львом Толстым или Достоевским, и ввиду того, что те уже существовали и писали, современных "мастеров" философской мысли читать не сильно хочется».
В произведениях современных авторов студенты находят «вопросы веры, потерянного поколения», а также им кажется, что авторы помогают современному читателю ориентироваться в мире, так как в их произведениях обосновывается «современный взгляд на прошлое и актуальные проблемы настоящего».
В дополнение можно добавить, что студентам действительно интересны: «Проблема старшего поколения и младшего, противоречивости прогресса, излишнего карьеризма, меркантильности, проблемы политики, современности, проблемы семьи и детства, которые раскрывает Улицкая, потому что они актуальны всегда, проблемы, которые волнуют современных русских авторов - наркомания и алкоголизм. Больше привлекает проблема молодёжи и проблемы человека и природы, тема власти, войны».
Из ответов респондентов мы обратили внимание на один из них, в котором описано творчество Людмилы Улицкой следующим образом:
«Особенно интересуют меня проблемы поиска себя, советского мира и ребёнка в нём, неустроенности быта. Я люблю читать романы Улицкой за то, что она максимально точно знакомит нас с характерами своих персонажей, показывает все их стороны, указывает на проблемы этих людей, которые, на самом деле, являются общественными. Книги Людмилы Евгеньевны я люблю за максимальную документальность. Особенно меня привлекают бытовые сцены, какие-то "приветы" из прошлого, которые нам, современным читателям, могут быть интересны с исторической точки зрения».
Однако мы столкнулись и с негативным (отрицательным) отношением к творчеству современных русских писателей.
Например, «Проблемы, затрагиваемые большинством современных русских авторов, далеки от широкого круга реальных проблем, сопутствующих читателям, не всегда раскрыты в произведениях должным образом».
В данном случае чувствуется разница в отношении словацких и российских студентов к проблемам (вопросам), которые затрагивают в своих произведениях современные русские писатели.
Что касается рецензий (критических отзывов) и самой литературной критики, то последняя является менее привлекательной для студентов. На вопрос, читают ли они рецензии или критические отзывы на произведения современных русских писателей, 80% словацких студентов ответили, что нет, а только 20% опрошенных утверждает, что для них важно прочитать и рецензию, и критический отзыв на то или иное произведение.
В русской среде этот процент отличается: мы видим, что 47,1% респондентов считают необходимым уделять внимание рецензиям и литературной критике в целом, но всё-таки для 52,9% литературная критика является бессмысленной и не нужной.
Для словацких читателей важным является интерпретация художественного текста, которая обычно даётся в рецензиях и критических отзывах. Несколько респондентов ответило, что рецензии и критические отзывы читают ради того, чтобы лучше понять данное произведение, а также определить выбор «хороших» книг. В Словакии 30% респондентов находятся под влиянием литературной критики в выборе художественной литературы.
Русским читателям рецензии и критические отзывы «помогают лучше понять произведение и авторские идеи».
А также «позволяют увидеть те пласты текста, которые по тем или иным причинам не удалось обнаружить/заметить при чтении. Тоже формируют более объективное мнение и помогают решить, что стоит читать, и что нет».
Мы столкнулись и с противоречивым мнением:
«Во многом моё собственное мнение о произведениях не меняется после прочтения критики. Я составляю своё мнение о прочитанном. Никаким образом не влияют, но мне очень интересно прочитать мнение других людей».
Несмотря на это, 41,4% из респондентов подтвердили, что литературная критика в значительной степени влияет на их выбор художественной литературы.
Следующий вопрос, который нас интересует, это порядок, в котором студенты читают художественную литературу и критику: сначала литературно-критический текст, а затем саму художественную литературу или наоборот? 57% словацких студентов считает, что более эффективно прочитать сначала произведение, а затем литературно-критический текст, потому что «в противном случае студенты могут
быть склонны к предрассудкам». У 43% студентов противоположное мнение.
В России 66% студентов предпочитает прочитать сначала произведение, а затем литературно-критический текст. 18% убеждено, что более эффективно делать это наоборот. 16% относится к этому вопросу «по-разному», в противном случае литературную критику вообще не читают.
Мы также попытались найти ответ на вопрос, каково мнение студентов о литературной критике в целом? Является ли она неотъемлемой частью литературы? Имеет ли она какое-нибудь значение? Если да, то какое? 75% словацких студентов убеждены в необходимости писать литературно-критические тексты. В качестве примера, мы приводим одно из мнений наших респондентов:
«Она имеет большое значение, но, к сожалению, в Словакии нет ни определённого пространства, ни финансов на её поддержку, критикой занимается не большое количество людей, она мало оплачиваемая, что в итоге ведёт к ухудшению её качества по сравнению с зарубежьем, где критике уделяется больше внимания, но в виде дополнительного заработка или ради интереса».
Некоторые студенты утверждают, что, если бы не было литературной критики как таковой, читатели бы так и не узнали, стоит ли читать ту или иную книгу.
«Литературная критика является частью литературы, она имеет своё значение и смысл. С моей точки зрения, могу сказать, что я бы скорее всего упустила много реалий, многое я бы вообще не поняла не быть литературно-критических отзывов, благодаря которым я обратила на это внимание. Благодаря рецензии я могу ближе ознакомиться с личностью самого автора, что тоже положительно влияет на прочтение произведения. Во многих случаях критика служит объективной и конструктивной обратной связью для самых авторов, и тем самым даёт им возможность их дальнейшего усовершенствования».
Однако мы встретились и с противоположным мнением. 25% студентов считают, что «люди часто используют Интернет, однако не всё, что там помещено, является достоверным. Мне кажется, что люди иногда не умеют высказать своё мнение, у них нет своей точки зрения, поэтому они придерживаются мнений других людей».
Они также думают, что: «Критика (литературная, театральная, в кино...) подсовывает обобщающую точку зрения тем, у кого нет собственного мнения. В результате всё же зависит от конкретного человека (читателя, зрителя), понравится ли ему художественное произведение или нет, не смотря на мнение критики. Поэтому, для
меня лично литературная критика не имеет значения. Это субъективная точка зрения критика, а не объективный подход к произведению».
77% российских студентов также считают, что литературная критика является неотъемлемой частью русской литературы. Подводя итоги, можно сказать, что аргументы студентов из России совпадают с аргументами словацких студентов. «Литературная критика - это наука, изучающая и комментирующая литературные произведения. Её связь с литературой очевидна, а основной задачей является анализ художественных текстов и их изучение» и «Критика - неотъемлемая часть всей творческой деятельности. Рост качества произведения или прекращение какой-либо творческой деятельности». Тем не менее, 14% не согласны с тем, что «критика - это предмет науки, литература - искусства. Критика не обязательно должна изучаться при чтении литературы», а 9% студентов не интересуется этим вопросом.
Так как предметом нашего исследования является, прежде всего, литературная критика, важным для нас стало выявить каково отношение студентов к этой части литературы. Знают ли они каких-нибудь литературных критиков? Читают ли они критические отзывы?
Самым известным среди словацких студентов является имя литературного критика Марии Кусы, но они также упомянули имена Тара-ненкова, Барякова и Заяц. Почти 90% студентов не знают других ни словацких, ни российских литературных критиков.
Российским студентам известно больше имён литературных критиков. Они, привели, например, даже имя словацкого литературного критика, что было для нас удивительным и неожиданным открытием. Они знакомы с критическими работами Яна Штевчека ^ап Stevcek).
К самым известным русским литературным критикам, по мнению студентов, относятся Дмитрий Быков, Андрей Немзер, Марк Липовец-кий, Татьяна Толстая, Валерия Пустовая, Виссарион Белинский, Лев Данилкин, Лев Оборин, Юрий Сапрыкин, Лев Гудков, Юлия Владимировна Асташова, Игорь Гулин, Ирина Богатырёва, Алексей Саломатин, Дмитрий Бак, Николай Добролюбов, Николай Чернышевский, В. Ит-кин, Я. Зеничев, Е. Дубянская и др.
В заключение анкеты мы задали студентам вопрос: следует ли включить современную русскую литературу в учебную программу средних и высших учебных заведений? 70% словацких студентов уверены, что современная русская литература должна быть в школьной или университетской программе.
Один из респондентов ответил: «Да, но я думаю, что не только современная русская литература, но и русская литература в целом мало представлена в школьной программе (для средних школ), но она
является составной частью русской культуры, поэтому в университетской программе она обязательно должна присутствовать».
Студенты рекомендуют выбрать только самые интересные и «ценные» произведения современной русской литературы, которые вошли бы в школьную программу не только российских, но и словацких средних и высших учебных заведений. Студенты также пришли к заключению, что они, как студенты-русисты почти не знают творчество современных русских писателей. Они настаивают на возможности ознакомиться с современной русской литературой.
30% опрошенных студентов возражают против выше сказанного. Это связано, прежде всего, с тем, что современная русская литература им кажется слишком радикальной, и не соответствующей моральным стандартам.
Они считают, что современная русская литература «в средних школах, конечно, она не должна изучаться, потому что в средней школе, студент только ищет самого себя, узнаёт, что ему нравится и в каком направлении он хочет двигаться, а если это движение будет в сторону литературы, то он сам найдёт нужную ему информацию, придерживаясь своей точки зрения. Русская литература довольно созерцательная сама по себе и предназначена для более требовательного читателя».
76% российских студентов с полной убеждённостью заявили, что современная русская литература должна быть включена в школьную программу средних и высших учебных заведений, потому что «современная литература является одним из важных аспектов изучения, позитивно влияет на обучение и люди должны знать не только классиков (Пушкина, Гоголя и др.), но и знать сегодняшних авторов». «Согласна, но только в старших классах. При знакомстве с понятием "постмодернизм", например, эта литература помогает лучше видеть современность и какие процессы в ней происходят».
24% респондентов, наоборот, против: «Не согласна, так как в них поднимаются проблемы, которые, на мой взгляд, школьникам будет сложно увидеть и осмыслить». «Я считаю, что современные писатели не привносят в свои произведения воспитательный, нравственный мотив».
Подводя итоги нашей анкеты, мы пришли к заключению, что словацкие студенты положительно относятся к современной русской литературе, им известны произведения современных русских писателей (в частности Людмилы Улицкой и Владимира Сорокина), им также интересны темы, которые эти писатели затрагивают в своих произведениях. Большинство из опрошенных студентов считает, что современная русская литература должна стать частью школьной программы,
но не средних школ, а университетов. Важнейшим из результатов анкеты стал тот факт, что студенты не обладают знаниями о литературной критике как науке и не знают практически никаких литературных критиков.
Для нас понимание и погружение в суть самого художественного произведения имеет решающее значение, потому что это и есть литература. В связи с этим мы хотели бы призвать словацких педагогов всё-таки обратить внимание, по крайней мере, на уроках русской литературы на литературную критику как составную часть литературы в целом.
Российские студенты по сравнению со словацкими студентами лучше знают творчество Людмилы Улицкой и Владимира Сорокина, а также современную русскую литературу и литературную критику, так как это их отечественная литература. Они читают произведения современных русских писателей, а также занимаются литературной критикой. Они уверенны в необходимости включения современной русской литературы в школьные программы средних и высших учебных заведений.
Проведённый опрос однозначно показал, что современная русская литература должна быть представлена в школьной программе средних школ и является необходимой частью университетских программ по специальности «Русский язык и литература». Это может положительно повлиять на способность учащихся ориентироваться в более широком социальном, политическом или историческом контексте и содействовать формированию их социально-идеологических представлений.
Это идеальное средство для укрепления навыков чтения и возможности ознакомиться с более сложными художественными произведениями. В то же время, мы уверены, что наше исследование способно побудить читателей (студентов) к более интенсивному наблюдению за литературным процессом в нашей стране и за рубежом, и, в частности, критически пересмотреть выше упомянутые произведения современной русской литературы, что в конечном итоге и было целью нашего исследования.
В заключение следует отметить, что, хотя результаты опроса относительные, это всего лишь один из примеров отношения студентов к современной русской литературе и литературной критике вообще. Предполагается, что при большем количестве респондентов результаты могли бы значительно измениться.
Науч. руководитель: Марта Ковачова - д.ф.н., доц.