Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ СХЕМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ'

ОСОБЕННОСТИ СХЕМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОБСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА / АМОРТИЗАЦИЯ / КРЕДИТ / ЛИЗИНГ / ЗАЕМ / ОБНОВЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ / АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжова А.С.

Важнейшим ресурсом автотранспортного предприятия являются его производственно техническая база - автотранспортные средства. Стоимость основных средств для предприятий автотранспортной отрасли составляет значительную доли в имуществе автотранспортных предприятий. Поэтому способы обновления производственных фондов автотранспортных предприятий занимают важное место. Эффективность инвестиций в обновление основных средств предприятий принято проводить самостоятельно каждым предприятием. Отсутствие простой и доступной методики такой оценки, особенно актуальной для малых и средних предприятий, зачастую приводит к некорректному выбору способа воспроизводства основных средств. Необходимо создание методики к управлению обновлением основных фондов. В статье рассмотрены особенности основных применяемых в настоящее время схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий, проанализированы их преимущества и недостатки. Рассмотрены схемы приобретения производственных фондов за счет собственных средств (амортизация и чистая прибыль), привлечение заемных денежный средств посредством займа, кредита, финансового лизинга, заем и оперативный лизинг. С учетом представленных особенностей схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий возможно смоделировать потоки платежей, с учетом применяемых налоговых режимов, бухгалтерского учета, расчета налоговых отчислений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF REPRODUCTION SCHEMES OF THE INDUSTRIAL AND ECONOMIC BASE OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES

The most important resource of a motor transport enterprise is its production and technical base - vehicles. The cost of fixed assets for enterprises of the motor transport industry is a significant share in the property of motor transport enterprises. Therefore, ways to update the production assets of motor transport enterprises occupy an important place. The efficiency of investments in the renewal of fixed assets of enterprises is usually carried out independently by each enterprise. The lack of a simple and accessible methodology for such an assessment, which is especially relevant for small and medium-sized enterprises, often leads to an incorrect choice of the method of reproduction of fixed assets. It is necessary to create a methodology for managing the renewal of fixed assets. The article discusses the features of the main currently used schemes for updating the production and economic base of motor transport enterprises, analyzes their advantages and disadvantages. The schemes for acquiring production assets at the expense of own funds (depreciation and net profit), attracting borrowed funds through a loan, credit, financial leasing, loan and operational leasing are considered. Taking into account the presented features of the schemes for updating the production and economic base of motor transport enterprises, it is possible to simulate payment flows, taking into account the applicable tax regimes, accounting, and the calculation of tax deductions.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ СХЕМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ БАЗЫ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ»

ния с конкурентами бренда, что может оказаться для компании еще одной головной болью. У штатных сотрудников все силы направлены на один проект, поэтому производительность компании выше.

Таким образом, проведенный расчет позволяет сделать вывод о том, что сотрудника экономически эффективнее иметь в штате, чем на аутсорсинге. Сегодня основные вызовы для ритейла - это увеличение объема данных, которые приходится обрабатывать, увеличение требований со стороны клиентов к качеству обслуживания и высокая конкуренция на рынке. Все это обуславливает необходимость быстрых, своевременных и качественных изменений в бизнес-процессах компании.

Источники:

1. Официальный сайт ООО «Лента» для инвесторов - [Электронный ресурс] - URL: https://corp.lenta.com/ru/ (Дата обращения: 15.03.2023).

2. HeadHunter - вакансия product-менеджера в федеральную розничную сеть «Лента» - [Электронный ресурс] - URL: https://spb.hh.ru/vacancy/52265168 (Дата обращения: 11.03.2023).

References:

1. The official website of Lenta LLC for investors - [Electronic resource] - URL: https://corp.lenta.com/ru / (Date of formation: 03/15/2023).

2. HeadHunter - vacancy of a product manager in the federal retail chain "Lenta" - [Electronic resource] - URL: https://spb.hh.ru/vacancy/52265168 (Accessed: 03/11/2023).

EDN: AN^XSXD

А.С. Рыжова - к.э.н., доцент кафедры «Эксплуатация автомобильного транспорта», Тихоокеанский государственный университет, Хабаровск, Россия, chefra@mail.ru,

A.S. Ryzhova - candidate of economic sciences, associate professor of the department operation of motor transport of the «Pacific National University», Khabarovsk, Russia.

ОСОБЕННОСТИ СХЕМ ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРОИЗВОДСТВЕННО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ БАЗЫ

АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ FEATURES OF REPRODUCTION SCHEMES OF THE INDUSTRIAL AND ECONOMIC BASE

OF MOTOR TRANSPORT ENTERPRISES

Аннотация. Важнейшим ресурсом автотранспортного предприятия являются его производственно техническая база - автотранспортные средства. Стоимость основных средств для предприятий автотранспортной отрасли составляет значительную доли в имуществе автотранспортных предприятий. Поэтому способы обновления производственных фондов автотранспортных предприятий занимают важное место. Эффективность инвестиций в обновление основных средств предприятий принято проводить самостоятельно каждым предприятием. Отсутствие простой и доступной методики такой оценки, особенно актуальной для малых и средних предприятий, зачастую приводит к некорректному выбору способа воспроизводства основных средств. Необходимо создание методики к управлению обновлением основных фондов. В статье рассмотрены особенности основных применяемых в настоящее время схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий, проанализированы их преимущества и недостатки. Рассмотрены схемы приобретения производственных фондов за счет собственных средств (амортизация и чистая прибыль), привлечение заемных денежный средств посредством займа, кредита, финансового лизинга, заем и оперативный лизинг. С учетом представленных особенностей схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий возможно смоделировать потоки платежей, с учетом применяемых налоговых режимов, бухгалтерского учета, расчета налоговых отчислений.

Abstract. The most important resource of a motor transport enterprise is its production and technical base - vehicles. The cost of fixed assets for enterprises of the motor transport industry is a significant share in the property of motor transport enterprises. Therefore, ways to update the production assets of motor transport enterprises occupy an important place. The efficiency of investments in the renewal of fixed assets of enterprises is usually carried out independently by each enterprise. The lack of a simple and accessible methodology for such an assessment, which is especially relevant for small and medium-sized enterprises, often leads to an incorrect choice of the method of reproduction of fixed assets. It is necessary to create a methodology for managing the renewal of fixed assets. The article discusses the features of the main currently used schemes for updating the production and economic base of motor transport enterprises, analyzes their advantages and disadvantages. The schemes for acquiring production assets at the expense of own funds (depreciation and net profit), attracting borrowed funds through a loan, credit, financial leasing, loan and operational leasing are considered. Taking into account the presented features of the schemes for updating the production and economic base of motor transport enterprises, it is possible to simulate payment flows, taking into account the applicable tax regimes, accounting, and the calculation of tax deductions.

Ключевые слова: собственные средства, амортизация, кредит, лизинг, заем, обновление основных средств, автотранспортное предприятие, оценка эффективности.

Keywords: motor transport enterprise, own funds, depreciation, credit, leasing, loan, renewal of fixed assets, efficiency assessment.

Рынок постоянно ставит вызов хозяйствующим субъектам - за одним кризисом следует другой, периоды стабильности крайне редки и недолговечны. Предприятия находятся в постоянной конкуренции друг с другом за клиентов, особенно это присуще в среднем и малом бизнесе, к которым относятся автотранспортные перевозки. Конкурентную гонку на автотранспорте подстегивает большое количество предприятий - в сфере грузового автотранспорта возможен заход на рынок с небольшим капиталом большого количества предпринимателей, отсутствие дополнительных требований и регулирований со стороны государства. Для сектора грузовых перевозок давно отменено лицензирование - практически, для начала деятельности по перевозки грузов необходимо зарегистрировать предприятие (или ИП, или стать самозанятым), иметь в собственности или аренде подвижной состав и можно искать клиентов.

Важнейшим ресурсом автотранспортного предприятия являются его производственно техническая база - автотранспортные средства, которые постоянно нуждаются в обновлении. Стоимость основных средств для предприятий автотранспортной отрасли составляет значительную доли в имуществе АТП. Поэтому на важное место занимают способы обновления производственных фондов автотранспортных предприятий (АТП). Все АТП имеют огромный интерес сохранить и расширить свою производственно-техническую базу. Для этого в настоящее время имеется несколько механизмов.

Эффективность инвестиций в обновление основных средств предприятий принято проводить самостоятельно каждым предприятием. Отсутствие простой и доступной методики такой оценки, особенно актуальной для малых и средних предприятий, зачастую приводит к некорректному выбору способа воспроизводства основных средств. Необходимо создание методики к управлению обновлением основных фондов.

Цель статьи - рассмотреть особенности основных применяемых в настоящее время схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий, проанализировать их преимущества и недостатки.

Некоторые авторы предлагают даже закрепить алгоритм управления основными средствами предприятия в официальном документе предприятий - «Амортизационной политике предприятия» [1]. По нашему мнению это не целесообразно. Во-первых амортизационная политика предприятия как часть учетной политики предприятия - нормативный документ, составляющийся на следующий налоговый период и действующий весь год. В ситуации меняющегося рынка, различных кризисах зачастую имеется необходимость принятия решений, которые невозможно было предугадать и прописать в таких нормативных документах, поэтому принятие такого нормативного правила снизит мобильность предпринимательской деятельности - не позволит адекватно отреагировать на кризис, ограничит предприятие в выборе механизмов адаптации. Во-вторых она в мало зависит от предприятия, но в большей степени от государства - нормативного регулирования действующего в определенный период времени, и хотя, конечно, диспозитивные нормы, остающиеся на выбор предприятия имеются, но по большей части все же это императивные нормы - не подлежащие изменению и учитывающие амортизационную политику государства. В-третьих для предприятий находящихся на упрощенных режимах механизм амортизации вообще не предусмотрен. Хотя наличие методики, не закрепленной в нормативных положениях предприятия, а использующейся для принятия управленческих решений по реновации основных средств было бы огромным подспорьем для выбора способов инвестирования в производственные фонды.

Приведем возможные способы реновации основных средств.

1. Самым первым способом рассмотрим обновление за счет собственных средств. К ним относят прибыль организации и амортизационные отчисления.

Амортизация. Механизм амортизации закреплен законодательно и был создан как раз для целей формирования «собственных источников финансирования на расширенное воспроизводство предприятий» [2]. Во многих источниках указано, что амортизация - главный источник реновации основных средств и при эффективной амортизационной политике способна обеспечить воспроизводство основных фондов [3, 4, 5].

Но этот подход довольно спорный. Амортизационные отчисления - это способ отнесения на расходы стоимости ранее приобретенных основных средств. Амортизируются не только средства труда (основные фонды) но нематериальные активы (патенты, товарные знаки, лицензии и т.д.). Основными целями амортизационной политики предприятия, в том виде, в котором она действует в настоящее время - это увеличение амортизационного фонда - накопление начисленных в него платежей и снижение налоговых отчислений (в частности налога на прибыль) за счет снижения налогооблагаемой базы за счет начисленных сумм амортизации.

При начислении амортизации согласно установленным способам и нормам, которые закреплены в ФСБУ [6] амортизационные отчисления производятся:

- не зависимо от результатов деятельности предприятия;

- не приостанавливаются (за рядом исключений);

- начинается с даты его признания в бухгалтерском учете;

- прекращается с момента его списания с бухгалтерского учета;

- способ начисления амортизации выбирается организацией для каждой группы основных средств из установленных ФСБУ (линейный способ, способ уменьшаемого остатка, пропорционально количеству продукции (объему работ в натуральном выражении).

Начисленные согласно ФСБУ амортизационные отчисления не оказывает воздействие на налоги. Для расчета налога на прибыль действуют совершенно другие правила налогового учета, закрепленные в Налоговом кодексе РФ (НК РФ). Согласно налогового учета действуют следующие условия начисления амортизации [7]:

- метод начисления амортизации выбирается организацией самостоятельно, отражается в учетной политике для целей налогообложения, меняется не чаще одного раза в пять лет (линейный и нелинейный);

- начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации;

- прекращается с 1 -го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям;

- имеется возможность применения повышающих / понижающих коэффициентов.

Таким образом, можно говорить о «бухгалтерской» и «налоговой» амортизации, которые на самом деле не совпадают, из-за разницы в методах, сроках и первоначальной стоимости основных средств.

Но при этом оба вида амортизации представляют собой начисление денежных потоков. При этом механизм преобразования начисленных сумм амортизации в реальные денежные средства, которые можно было бы направить на инвестиции, отсутствует.

Различный срок службы для основных средств ведет к неравномерному накоплению амортизационных сумм, а необходимость в их обновлении может возникнуть в разное время. Так для транспортных средств действуют различные сроки полезного использования, в зависимости от классификации основных средств, для определения амортизационной группы используются ОКОФ. В основном транспортные средства относятся к 3-5 амортизационным группам.

Из-за временной разницы в механизме накопления и использования на реновации сумм амортизации возможность простого воспроизводства снижается из-за неучета фактора времени и ценовой инфляции. В общем случае сумм, отложенных и накопленных по механизму амортизации в течении 3-7 лет не хватит на покупку такого же нового оборудования из-за повышения стоимости транспортных средств.

Но помимо общей системы налогообложения (ОСН) законодательно закреплены специальные упрощенные режимы, которые гораздо более лояльны и проще по бухгалтерскому и налоговому сопровождению, но имеют ряд существенных ограничений, в частности по выручке и среднесписочной численности работников, и применяются в основном для мелких и средних предприятий. Услуги автоперевозки попадают под возможность использования таких специальных режимов.

При применении специальных систем налогообложения механизм амортизации отсутствует. При применении упрощенной системы налогообложения (УСН) его заменяет списание стоимости имущества, если объект налогообложения доходы минус расходы: для имущества сроком полезного использования от 3 до 15 лет - в течение второго календарного года с момента начала списания стоимости объекта при расчете единого налога при УСН - 30% стоимости объекта (подп. 3 п. 3 ст. 346,16, подп. 4 п.2 ст. 346,17 НК РФ). На УСН при объекте доходы, при патентной системе налогообложения (ПСН) и при применении режима налога на профессиональный доход (НПД, самозанятые) - стоимость приобретенных основных средств не списывается на расходы, так как сами расходы не учитываются.

Прибыль. Возможность инвестировать часть прибыли предприятия в обновление собственных средств выделяется как основной источник расширенного воспроизводства основных средств. При этом речь идет, конечно, о чистой прибыли предприятия - той части прибыли, которая остается в распоряжении у предприятия после уплаты всех обязательных платежей и налогов. Т. е. до обновления производственной базы при общей системе от валовой прибыли необходимо заплатить:

- при ОСН - налог на прибыль в размере 20 % налогооблагаемой прибыли;

- при упрощенных режимах: УСН 6 % дохода или 15 % доходы минус расходы, стоимость патента при ПСН, и 4 или 6 % дохода при НПД.

Не смотря на наличие положительного финансового результата, имеющегося по данным бухгалтерского баланса, это не гарантируют наличие денежных средств. Здесь возникает разница между начисленными и принятыми согласно бухгалтерских и налоговых правил сумм дохода и расхода организации, и реальным движением денежных средств, которые могут не совпадать.

Так же может оказаться, что необходимой суммы прибыли на закупку основных средств может просто не хватить.

Так же, единовременное инвестирование больших сумм может негативно сказаться на ликвидности предприятия, на его возможности рассчитаться по текущим обязательствам и на невозможности инвестирования свободных денежных средств в другие проекты.

К положительным моментам покупки за собственные средства относится то, что предприятие получает основное средство в собственность, учитывает на балансе и увеличивает долю активов АТП.

2. К обновлению основных фондов за счет заемных средств относятся заем, кредит и лизинг.

Заем подразумевает заимствование денежных средств у коммерческих предприятий, юридических и физических лиц, для которых предоставление средств в долг не основная деятельность. Обычно такие коммерческие займы могут давать партнеры, или группы компаний друг другу. Заем может быть как платным так и безвозмездным, т.е. не предполагающим выплату вознаграждения. Размер процентов за пользование займом может быть установлен в договоре с применением ставки в процентах годовых в виде фиксированной величины; с применением ставки в процентах годовых, величина которой может изменяться в зависимости от предусмотренных договором условий, в том числе в зависимости от изменения переменной величины; либо иным путем, позволяющим определить надлежащий размер процентов на момент их уплаты (ст. 809 ГК РФ) [8]. Но к бесплатным займам налоговая не слишком хорошо относиться.

Кредит это вид займа, у специального участника рынка - банковской организации, имеющей лицензию. Имущество, приобретенное по договорам займа и кредита становиться собственностью заемщика. Как и при покупки за собственные средства основное средство находится в собственности, учитывается на балансе и увеличивает долю активов АТП.

С 2015 года в законодательстве были закреплены новые положения для учета кредитов и займов:

- проценты учитываются отдельно от основной суммы долга;

- имеется возможность возместить проценты, исчисленные исходя из фактической ставки по кредиту, займу и иным заимствованиям (за исключением контролируемых сделок) - т.е. вся сумма начисленных процентов по кредитам и займам относиться на расходы и снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль предприятия на ОСНО, и единого налога при УСНО доходы минус расходы, при прочих специальных системах налогообложения - не учитываются;

- время отражения в учете для организаций на ОСН - на дату возврата заемных средств или на последнюю дату каждого месяца на протяжении всего периода пользования заемными средствами; для УСН - в периоде оплаты процентов (подп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

- основная сумма долга не уменьшает налогооблагаемую базу по налогам с прибыли - выплачивается за счет чистой прибыли как и при покупке за собственные средства.

Так же к недостаткам можно отнести появление долгосрочной кредиторской задолженности в балансе предприятия перед банком или займодавцем.

Лизинг. Как особый инструмент финансирования, имеющий характерные только для этого механизма льготы можно выделить именно финансовый лизинг. При финансовом лизинге происходит покупка имущества лизингодателем - лизинговой компанией специально под пользователя. Сделка всегда трехсторонняя: лизинговая компания, лизингодатель, лизингополучатель - АТП. Собственником за время действия договора остается лизингодатель, а за лизингополучателем закрепляется право пользования [9].

При финансовой аренде (лизинге) срок амортизации оборудования и срок лизинга сопоставимы, во время действия договора в цене сделки возмещается стоимость приобретенного объекта лизинга и все понесенные лизинговой компанией расходы, например, такие как налог на имущество, и выплачивается вознаграждение лизингополучателя.

Имеется возможность применения ускоренной амортизации с коэффициентом 3 - что ведет с одной стороны к увеличению себестоимости продукции на величину повышенной амортизации, а с

другой приводит к экономии за счет снижения выплат налога на прибыль, еще называемую «амортизационным щитом».

Вся сумма лизинговых платежей относиться на себестоимость услуг, завышая себестоимость с одной стороны и снижая налог на прибыль с другой. Так же имеется возможность возврата НДС, уплаченных в составе лизингового платежа. А в некоторых случаях еще и субсидирование части лизинговых платежей.

Также законодатель предусматривает возможность разнообразия условий лизинговых сделок. С одной стороны это повышает гибкость данного механизма, а с другой запутывает лизингополучателя, который фактически не может провести сопоставимое сравнение условий договоров как организационно, так и экономически .

Под лизинговыми платежами ними понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия договора, в которую входит возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. Если договором лизинга предусмотрены какие-либо дополнительные услуги (техническое обслуживание, транспортировка и т.д.), то при сравнении такого варианта лизинга с остальными способами реноваций суммы, необходимые на эти услуги и рассчитанные из имеющихся предложений, должны быть приплюсованы к расходам, которые несет предприятие, используя другие схемы. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена предмета лизинга, если договором предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю [10].

Две существенные разновидности лизинговых условий, распространенных в настоящее время: финансовый лизинг с учетом имущества на балансе лизингодателя или лизингополучателя, предусматривает разный состав лизингового платежа.

При применение механизма лизинга появляется долгосрочная кредиторская задолженность в балансе предприятия перед лизинговой организацией.

3. Аренда оборудования.

Аренда. При необязательном условии наличия основных средств в собственности, можно рассмотреть возможность их использования. Некоторые авторы считают аренду менее рискованной для предприятия [1]. Срок аренды более короткий, чем при кредитных и лизинговых схемах обновления, что интересно для предприятий с сезонным характером работы и с фиксированным сроком договоров обслуживания клиентов, выигранных на определенный период тендеров.

Существенный недостаток - сложность оценки технического состояния арендованного транспортного средства. Согласно Гражданскому кодексу предусмотрена аренда с экипажем и без экипажа, для ведения хозяйственной деятельности предприятие зачастую нуждается в увеличении мощности и провозных возможностей парка на определенный период оказания услуг. Для этого есть два основных решения - аренда непосредственно только самого автомобиля, на котором работают сотрудники АТП. Второе - аренда автомобиля с водителем. При первом способе необходимо оценить техническое состояние автомобиля как и при покупке техники, бывшей в употреблении. При втором -первоочередной проблемой становиться обеспечение соблюдений требований к подвижному составу, выпуск автомобилей на линию, допуск водителей.

Отсутствие долгосрочной кредиторской задолженности предприятия делает более привлекательной отчетность предприятия для последующего кредитования. Существует возможность досрочного расторжения договора аренды (возможно с применением различных дополнительных выплат как штрафных санкций).

На ОСН и УСН доходы минус расходы арендные платежи относятся к затратам, производимым в рамках договоров аренды. На прочих налоговых режимах - не учитываются.

Оперативный лизинг выделяется как отдельный вид лизинга, согласно законодательства, но при этом не имеет каких либо отличий с точки зрения отражения в бухгалтерском учете, предоставления налоговых льгот, по сути это аренда транспортных средств без экипажа. Лизинговые платежи по операциям оперативного лизинга приравниваются к арендным платежам для бухгалтерского и налогового учета. Срок договора короче экономического срока службы оборудования, поэтому его еще называют лизингом с неполной окупаемостью, лизингополучателем выплачивается только часть стоимости оборудования, размеры платежей гораздо выше, чем в финансовом лизинге, лизинговая компания сдает его во временное пользование несколько раз, как правило, разным пользователям, объекты лизинга заранее приобретаются лизингодателем по своему усмотрению.

На основании представленных особенностей схем обновления производственно-хозяйственной базы автотранспортных предприятий в дальнейшем необходимо смоделировать потоки платежей, с учетом применяемых налоговых режимов, бухгалтерского учета, расчета налоговых отчислений. Так же для корректного сравнения различных схем обновления учесть принципы оценки инвестиций.

Существующие в настоящее время источники реинвестирования достаточно разнообразны и повсеместно распространены. Но все еще остается проблема доступности финансовых механизмов финансирования за счет привлеченных денежных средств. Постоянно развивается сектор лизинга, как финансового, так и оперативного, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса, которые в условиях очередного кризиса подтвердили свою заинтересованность в обновлении основных фондов. Лизинговые компании постепенно развивают и увеличивают долю оперативного лизинга. Растет доступность кредитования, особенно для субъектов малого и среднего бизнеса. При обеспечении большей доступности этих механизмов, снижение ставок по кредиту и лизингу, арендных платежей, у предприятий появиться реальная возможность обновлять производственные фонды на постоянной основе. Данное обновление будет инициироваться самим предприятием для получения конкурентных преимуществ.

Источники:

1. Маслова Т. Н., Нечеухина Н. С., Черненко А. Ф. Выбор источника финансирования реновации основных средств // Социум и власть. 2021. №2 (88). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/vybor-istochnika-finansirovaniya-renovatsii-osnovnyh-sredstv (дата обращения: 12.03.2023).

2. Конципко Н. В. Развитие концептуальных подходов к амортизационной политике как собственному источнику финансирования корпорации // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2017. N° 37. С. 153-168.

3. Бычков В. П. Экономика автотранспортного предприятия : учебник / В. П. Бычков. - М. : ИНФРА-М, 2006. - 384 с.

4. Горфинкель В. Я. Экономика предприятия : учеб. для вузов / В. Я. Горфинкель; под ред. проф. В. Я. Горфинкеля, проф. В. А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 670 с.

5. Денисов Г. Г. Формирование затрат на автомобильном транспорте: (методические и правовые аспекты): электронный учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров направление 23.03.01 «Технология транспортных процессов». Издание 3-е пересмотр. (учебно-методическое пособие). / Г. Г. Денисов, В. В. Ланских, А. С. Рыжова, А. В. Рязанова. - Хабаровск: ТОГУ, 2016. Регистрационное свидетельство ФГУП НТУ «Информрегистр» № 44514 от 27 мая 2016 г. - 1 СD.

6. Об утверждении федеральных стандартов бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» и ФСБУ 26/2020 «Капитальные вложения»: Министерство финансов Российской Федерации Приказ от 17 сентября 2020 г. n 204н.

7. Налоговый кодекс РФ, часть 2. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федераци 19 июля 2000г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2000 г. [Электронный ресурс] // Гарант URL: https://base.garant.ru/10900200/a9a754f9362cc6d9 13de8ff6886b8c4c/ (дата обращения: 14.03.2023).

8. Гражданский кодекс РФ часть 2. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федераци 22 декабря 1995 г. : [Электронный ресурс] // Консуль-тантПлюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (дата обращения: 14.03.2023).

9. О финансовой аренде (лизинге) : федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ. принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федераци 11 сентября 1998 г. : одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 14 октября 1998 г. [Электронный ресурс] // Консультант-Плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (дата обращения: 14.03.2023).

10. Мельниченко А.С. Определение зоны максимальной эффективности потребления лизинговых услуг : дис. ... канд. экон. наук. Хабаровск ; 2007. 192 с.

References:

1. Maslova T. N., Necheukhina N. S., Chernenko A. F. Selection of a source of financing for the renovation of fixed assets // Socium and power. 2021. No. 2 (88). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vybor-istochnika-finansirovaniya-renovatsii-osnovnyh-sredstv (date of access: 03/12/2023).

2. Kontsipko N. V. Development of conceptual approaches to depreciation policy as a corporation's own source of financing // Bulletin of the Tomsk State University. Economy. 2017. No. 37. P. 153-168.

3. Bychkov V.P. Economics of a motor transport enterprise: textbook / V.P. Bychkov. - M. : INFRA-M, 2006. - 384 p.

4. Gorfinkel V. Ya. Economics of the enterprise: textbook. for universities / V. Ya. Gorfinkel; ed. prof. V. Ya. Gorfinkel, prof. V. A. Shvan-dar. - 4th ed., revised. and additional - M. : UNITI-DANA, 2004. - 670 p.

5. Denisov G. G. Formation of costs in road transport: (methodological and legal aspects): an electronic educational and methodological complex for the preparation of bachelors, direction 23.03.01 "Technology of transport processes." Edition 3rd revision. (educational manual). / G. G. Denisov, V. V. Lanskikh, A. S. Ryzhova, A. V. Ryazanov. - Khabarovsk: TOGU, 2016. Registration certificate of FSUE NTU "Informregister" No. 44514 dated May 27, 2016 - 1 CD.

6. On approval of federal accounting standards FSBU 6/2020 "Fixed Assets" and FSBU 26/2020 "Capital Investments": Ministry of Finance of the Russian Federation Order of September 17, 2020 n 204n.

7. Tax Code of the Russian Federation, part 2. adopted by the State. Duma Feder. Sobr. Ros. Federation July 19, 2000 : OK Federation Council Feder. Sobr. Ros. Federation July 26, 2000 [Electronic resource] // Garant URL: https://base.garant.ru/10900200/ a9a754f9362cc6d913de8ff6886b8c4c/ (date of access: 03/14/2023).

8. Civil Code of the Russian Federation part 2. adopted by the State. Duma Feder. Sobr. Ros. Federation December 22, 1995: [Electronic resource] // ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/ (date of access: 03/14/2023).

9. On financial leasing (leasing): federal law dated October 29, 1998 No. 164-FZ. accepted by the State Duma Feder. Sobr. Ros. Federation September 11, 1998: Approval. Federation Council Feder. Sobr. Ros. Federation October 14, 1998 [Electronic resource] // ConsultantPlus URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20780/ (date of access: 03/14/2023).

10. Melnichenko A.S. Determination of the zone of maximum efficiency in the consumption of leasing services: dis. ... cand. economy Sciences. Khabarovsk; 2007. 192 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.