Особенности сенсорного развития детей с ОВЗ
Панченко Алена Витаутасовна,
студент кафедры Педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
Мамедова Лариса Викторовна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального обучения ТИ (Ф) СВФУ имени М.К. Аммосова г. Нерюнгри E-mail: [email protected]
В настоящее время специалистами используется широкое разнообразие методов и приемов сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ: пальчиковые игры и пальчиковая гимнастика, песочная терапия, дидактические игры, упражнения в сенсорной комнате, игры, направленные на развитие тактильных ощущений и другие виды деятельности. Использование данных методов и приемов позволяет не только развивать сенсорное восприятие, но и сформировать у ребенка дошкольного возраста с ОВЗ творческое мировоззрение, координацию движений, чувство эстетики, художественный вкус, индивидуальность, мышление и логику.
В статье было отражено проведенное исследование, направленное на выявление уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ. На основании полученных данных была разработана программа, направленная на сенсорное развитие детей с ОВЗ.
Ключевые слова: сенсорное развитие, сенсорные ощущения, дети с ОВЗ, методы сенсорного развития, формирование чувственного восприятия детей с ОВЗ.
Успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья выходит на новый уровень, и система инклюзивного образования должна реализовать эту задачу на законодательном уровне [1]. Характер представлений ребенка с ОВЗ о мире несколько отличается по причине наличия определенных ограничений жизнедеятельности, однако, формирование сенсорных навыков у таких детей является одной из ключевых ролей в адаптации к окружающему миру и освоению других навыков [5].
Научная новизна исследования состоит:
1) в обобщении и систематизации психолого-педагогического опыта специалистами РФ и РС (Я) по сенсорному развитию детей дошкольного возраста с ОВЗ;
2) в составлении психолого-педагогической программы «Волшебство вокруг нас», направленной на развитие сенсорного восприятия у детей дошкольного возраста с ОВЗ. Практическая значимость: составленная психолого-педагогическая программа «Волшебство вокруг нас» может быть использована для сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ, психологами, педагогами специальных образовательных учреждений и студентами при прохождении практики.
В процессе исследования были использованы психолого-педагогическая научная и методическая литература, обобщение психолого-педагогического опыта, диагностический комплекс методик определения уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ (Е.А. Стребелева [4], Л.А. Венгер [2], М.И. Земцо-ва [3]).
Проведенная аналитическая работа в отношении существующей психолого-педагогической литературы, позволяет говорить о том, что термин «сенсорное развитие» описывает процесс развития и понимания свойств предметов: цвет, запах, фактуру, вкус и так далее [6].
Для изучения развития сенсорной сферы детей дошкольного возраста с ОВЗ было проведено эмпирическое исследование с участием 12 детей четвертого года жизни.
Цель исследования: выявить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ и спроектировать программу, направленную на сенсорное развитие данных детей.
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе «Республиканского центра комплексной реабилитации для детей и взрослых с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья г. Нерюнгри», с помощью сочетания следующих диагностических заданий:
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
1) методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) [2],
2) методика «Сложи разрезную картинку (Е.А. Стребелева) [4],
3) адаптированный вариант методики М.И. Зем-цевой [3].
В рамках представленной работы в качестве основного диагностического метода выступает тестирование, выполненное в игровой форме, позволяющее оценить поведение и деятельность детей в рамках его же выполнения.
Для того, чтобы определить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья, были предложены диагностические задания, направленные на получение комплексной оценки специфических особенностей при формировании и освоении сенсорными эталонами.
1. Первая методика предложена Л.А. Венгером [2] под названием «Группировка игрушек». Благодаря ей можно выявить уровень развития навыка восприятия формы предмета, а также умения использовать (применять) в практической деятельности геометрические эталоны при определении формы, актуальной для предметов.
2. Вторая методика предложена Е.А. Стребеле-вой [4] под названием «Сложи разрезанную картинку».
Таблица 1. Количественный анализ уровня сенсорного развития детей
3. Третья методика предложена М.И. Земцовой [3] под названием «Какой предмет на ощупь?». Благодаря данному заданию можно определить уровень развития тактильных навыков при изучении предметов детьми.
В рамках реализации процесса по выполнению диагностических заданий за детьми велось наблюдение, фиксировались все результаты. Благодаря этому, можно сделать вывод о том, что дети активно и с интересом взаимодействуют со взрослыми, стараются понимать задания, могут находить ошибки в собственных действиях, демонстрируют довольно специфические эмоции в случае неправильного выполнения задания, не соглашаются, проявляют особый интерес к результативной составляющей выполненной ими деятельности.
Благодаря предложенным заданиям, можно определить наиболее проблемные зоны в сенсорном развитии детей, а также подобрать наиболее оптимальные задачи коррекционно-развивающей направленности в групповом и индивидуальном порядке. В данном случае стоит более подробно рассмотреть результативную составляющую проведенного диагностического исследования в отношении сенсорного развития детей в группе (таблица 1).
Ф.И. Задания Баллы Уровень сенсорного
ребенка Методика Л.А. Венгера Методика Е.А. Стребе-левой Методика М.И. Зем-цевой развития
Айсен М. + + + 5 высокий
Дарина В. + - + 4 средний
Снежана У. + + - 4 средний
Лена М. - + + 3 средний
Арчылан М. - + + 3 средний
Саида Р. + - + 4 средний
Никита Г. + - - 1 начальный
Римма К. - - - 1 начальный
Влада П. + - - 1 начальный
Тумэн О. - + - 1 начальный
Ваня Е. + - + 4 начальный
Костя Б. + - - 1 начальный
Остановимся подробней на анализе результатов проведения каждого диагностического задания.
1. Методика «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) [2].
В ходе диагностического исследования по методике Л.А. Венгера было выявлено, что у дошкольников с ОВЗ по восприятию формы 66,7% 5 детей находятся на высоком уровне, они понима-1 ют и правильно выполняют задание, группируют Я игрушки по форме: Айсен М. справился со все° ми заданиями с первого раза, остальным ребя-г! там задание пришлось повторить, после чего они
правильно его выполнили; 25% дошкольников находятся на среднем уровне: Арчылан М. выбирал игрушки, не всегда ориентируясь на образец - эталон, после обучения начал соотносит форму с образцом. Римма К. не ориентировалась на образец, после обучения продолжала выполнять задания без учета основных принципов. 8,3% детей имеют начальный уровень развития данного сенсорного эталона: Тумэн О. так и не понял выполнение задания даже после многократного объяснения с показом, удачное соотнесение форм было скорее случайным, чем осознанным (рис. 1).
Рис. 1. Результаты диагностики уровня сенсорного
развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по методике «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) 25.01.2023 г.
2. Методика «Сложи разрезную картинку» (Е.А. Стребелева) [4].
По восприятию предметного изображения на картинке (методика Е.А. Стребелевой) 39,4% дошкольников показали высокий уровень, они справились с заданием, смогли сложить картинку: Айсен М. смог сложить картинку, опережая словесную инструкцию к заданию; 52,3% дошкольников показали средний уровень, они пытались соединить части в целую картинку, но без помощи взрослого не справились с задачей. Са-ида Р. приняла задание, но не поняла, что части нужно соединить в единое целое, в условиях обучения действовала адекватно, 8,3% детей показали начальный уровень: Влада П. не поняла задание, действовал в условиях обучения неадекватно, складывал части картинки друг на друга (рис. 2).
Рис. 2. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по методике Е.А. Стребелевой 02.02.2023 г.
3. Адаптированный вариант методики М.И. Зем-цевой [3].
По умению тактильно обследовать предметы (методика М.И. Земцевой) 26% детей показали высокий уровень: они смогли тактильно обследовать предметы методом проб, были заинтересованы в конечном результате, 57,4% детей показали средний уровень: Снежана У. и Никита Г. выполнили задание способом перебора вариантов, после обучения смогли самостоятельно выполнить задание. Влада П. стремилась обследовать предметы, но не смогла все назвать правильно, даже при помощи взрослого, 16,6% детей показали начальный уровень: Тумэн О. не понял задание, и не стремился его выполнить (рис. 3).
Рис. 3. Результаты диагностики уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по методике М.И. Земцевой 09.02.2023 г.
Обобщение полученных результатов позволяет определить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья на начальном этапе опытно-экспериментальной работы (рис. 4).
Рис. 4. Уровень сенсорного развития детей
дошкольного возраста с ОВЗ на начальном этапе опытно-экспериментальной работы, февраль, 2023 г.
В целом по итогам выполнения всех заданий выявлено, что максимальный результат продемонстрировали 1 ребенок (Айсен М.) он самостоятельно выполнил все 5 заданий. Низкий результат показали 5 детей (Никита Г., Римма К., Влада П., Тумэн О., Костя Б.), которые смогли самостоятельно выполнить всего по 1 заданию при помощи педагога. Они не понимали и не принимали задание, действовали неадекватно, не выполняли задания даже после обучения.
Таким образом, было выявлено, что у дошкольников с ОВЗ преобладает начальный и средний уровень развития сенсорных эталонов. Высокий уровень наблюдается только у 8,3% детей. Это говорит о необходимости целенаправленной работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ экспериментальной группы по сенсорному развитию.
После проведения исследования была разработана психолого-педагогическая программа «Волшебство вокруг нас», направленная на развитие сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ.
Цель программы: скорректировать воздействие на эмоционально-волевую и сенсорно-перцептивные сферы детей дошкольного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Представленная программа включает в себя 31 занятие, которое будет длится не более 30 минут.
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о т О от
З
и о со
Проведение заданий должно быть систематичным - приблизительно 2-3 раза в неделю.
Составленная психолого-педагогическая программа «Волшебство вокруг нас», будет способствовать развитию сенсорного восприятия детей дошкольного возраста с ОВЗ.
После проведения цикла коррекционно-развивающих занятий была проведена итоговая диагностика уровня сенсорного развития детей с ограниченными возможностями здоровья по аналогичным методикам. Рассмотрим ее результаты более подробно (таблица 2).
Таблица 2. Количественный анализ уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ
Ф.И. Задания Баллы Уровень сенсорного
ребенка Методика Л.А. Венгера Методика Е.А. Стребелевой Методика М.И. Земцевой развития
Айсен М. + + + 5 высокий
Дарина В. + + + 5 высокий
Снежана У. + + - 4 средний
Лена М. + + + 5 высокий
Алексей М. - + + 4 средний
Саида Р. + + + 5 высокий
Никита Г. + + - 3 средний
Римма К. - + - 2 начальный
Влада П. + - - 2 начальный
Тумэн О. - + - 2 начальный
Ваня Е. - + + 4 начальный
Костя Б. + + + 5 начальный
о с
и
см и?
В представленной таблице задания, которые были выполнены ребенком самостоятельно отмечены знаком «+», другим же знаком отмечены те упражнений, которым для их выполнения пришлось привлекать помощь взрослых.
Рис. 5. Динамика результатов уровня сенсорного
развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по методике «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) март, 2023 г.
В данном случае стоит более подробно остановиться на проведении аналитической работы в отношении абсолютно каждого диагностического упражнения. На основании методики «Группировка игрушек» под авторством Л.А. Венгера [10], было выявлено, что более 78% детей транслируют высокий уровень развития навыка восприятия формы предметов. То есть у них не возникает никаких сложностей в понимании и правильном разложении игрушек в соответствии с их формой. Средний уровень актуален для чуть более чем 13% детей - до этого они выбирали игрушки, не акцен-
тируя внимание на образце, а уже после обучения стали выполнять задание правильно.
Сравним результаты первичного и итогового исследования по данной методике и представим их в виде рисунка 5.
По восприятию предметного изображения на картинке (методика Е.А. Стребелевой) 91,7% детей показали высокий уровень, они справились с заданием, смогли сложить картинку, 8,3% детей показали средний уровень: Злата П. пыталась соединить части в целую картинку, после дополнительной словесной инструкции у нее это получилось.
Сравним результаты первичного и итогового исследования по методике «Группировка игрушек» (Л.А. Венгер) и представим их в виде рисунка 6.
М
Начальный Средний Высокий
Рис. 6. Динамика результатов уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по методике Е.А. Стребелевой, март 2023 г.
На основании методики под авторством И. Земцевой, стоит выделить, что высокий уро-
вень развития навыка тактильно обследовать предметы - актуален для более, чем 58% детей, они не испытывали никаких сложностей в выполнении заданий, которые вызывали у них интерес. Средний уровень актуален для 25% детей - они перебирали варианты выполнения заданий, однако, уже после обучения смогли с ними справиться самостоятельно. 16, 7% детей показали начальный этап развития соответствующего навыка, что говорит о том, что выполнение заданных упражнений поддалось им только при участии педагога (взрослого).
Сравним результаты первичного и итогового исследования по методике М.И. Земцевой и представим их в виде рисунка 7.
Рис. 7. Динамика результатов по методике М.И. Земцевой, март 2023 г.
Обобщение полученных результатов позволяет определить уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ исследуемой группы на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы (рис. 8).
■ Начальный
■ Средний
■ Высокий
Рис. 8. Уровень сенсорного развития детей дошкольного возраста на итоговом этапе опытно-экспериментальной работы
На основании всех выполненных заданий, стоит сделать вывод о том, что лишь 5 детей показали наиболее высокий результат, то есть все представленные задания были выполнены без ошибок. После того, как взрослые разъяснили им правила, эти дети быстро включились в процесс и не испытывали никаких сложностей в работе с формами, их соотношением в пространстве. Они легко шли на контакт с педагогом и остальными помощниками.
Средний уровень был актуален для 4-х детей, который смогли выполнить без ошибок только 4 задания. Они не испытывали сложности в названиях предметов, однако, путались в обозначении
контрастных цветов, также не смогли самостоятельно сложить разрезанную картинку.
Начальный уровень сенсорного развития оказался актуальным для троих детей, которые смогли сами выполнить лишь одно из предложенных им заданий, суть которых им была не ясна, поэтому они нуждались в постоянном сопровождении со взрослыми.
В данном случае стоит обратить внимание на сведения, представленные на рисунке 9, где все показатели уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ сравнены между собой.
45,0% 40,0% 35,0% 30,0% 25,0% 20,0% 15,0% 10,0% 5,0% 0,0%
■ Начальный этап
■ Итоговый этап
Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень
Рис. 9. Динамика результатов уровня сенсорного развития детей дошкольного возраста с ОВЗ по итогам опытно-экспериментальной работы
Таким образом, учитывая вышеизложенное, стоит сделать вывод о том, что в рамках активно проведенной работы с детьми дошкольного возраста, имеющими ограниченные возможности здоровья на формирующем этапе исследования, удалось оптимизировать их уровень сенсорного развития. Однако, есть и те дети, которые не показали положительных результатов, с ними в дальнейшем будет проводиться индивидуальная педагогическая работа.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (действующая редакция от 29.12.2022 г.).
2. Венгер Л. А., Э.Г. Пилюгина. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение. - 2014. - 144 с.
3. Земцова М.И. Основы компенсации дефектов у аномальных детей // Основы обучения и воспитания аномальных детей. - М.: Просвещение. - 1995. - С. 101-122.
4. Психолого - педагогическая диагностика развития детейраннего и дошкольного возраста / Е.А. Стребелева. М.: Просвещение. - 2005. -313 с.
5. Сенсорное воспитание детей раннего возраста: учебно методическое пособие / под ред. Ю.М. Хохрякова. - М.: Издательство «ТЦ Сфера», 2014. - 128 с.
6. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб.посо-бие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. образование». - М.: ВЛАДОС, 2015. - 119 с.
о о 00 "О
А
о ^
о т О оп
З
со о
00 А
PECULIARITIES OF SENSOR DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH DISABILITIES
Panchenko A.V., Mamedova L.V.
TI (F) NEFU named after M.K. Ammosov Neryungri Currently, specialists use a wide variety of methods and techniques for the sensory development of preschool children with disabilities: finger games and finger gymnastics, sand therapy, didactic games, exercises in the sensory room, games aimed at developing tactile sensations and other activities. The use of these methods and techniques allows not only to develop sensory perception, but also to form a creative worldview, coordination of movements, a sense of aesthetics, artistic taste, individuality, thinking and logic in a preschool child with disabilities.
The article reflected a study aimed at identifying the level of sensory development of preschool children with disabilities. Based on the data obtained, a program was developed aimed at the sensory development of children with disabilities.
Keywords: sensory development, sensory sensations, children with disabilities, methods of sensory development, the formation of sensory perception of children with disabilities.
References
1. Federal Law of December 29, 2012 No. 273-FZ "On Education in the Russian Federation" (current version of December 29, 2022).
2. Wenger L. A., E.G. Pilyugina. Raising the sensory culture of a child from birth to 6 years. - M.: Enlightenment. - 2014. -144 p.
3. Zemtsova M.I. Fundamentals of compensation for defects in abnormal children // Fundamentals of training and education of abnormal children. - M.: Enlightenment. - 1995. - S. 101-122.
4. Psychological and pedagogical diagnostics of the development of children of early and preschool age / E.A. Strebelev. M.: Enlightenment. - 2005. - 313 p.
5. Sensory education of young children: teaching aid / ed. Yu.M. Khokhryakova. - M .: Publishing house "TC Sphere", 2014. - 128 p.
6. Smirnova E.O. Pedagogical systems and programs of preschool education: textbook for students of ped. schools and colleges studying in the specialty 0313 "Doshk. education". - M.: VLADOS, 2015. - 119 p.
o d
u
CM