Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВОК ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ'

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВОК ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / УСЛОВИЯ ПРОЖИВАНИЯ / ПРЕДПРИЯТИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / САНИТАРНО- ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ НОРМИРОВАНИЕ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE / LIVING CONDITIONS / CATERING ESTABLISHMENTS / DESIGN / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL RATIONING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мозжухина Н.А., Метелица Н.Д., Еремин Г.Б., Сутормина Е.С., Носков С.Н.

Проанализированы с применением методов логического анализа нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, размещению объектов общественного питания в жилых зданиях. Проведен анализ результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов размещения и перепланировок объектов общественного назначения в жилых

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Мозжухина Н.А., Метелица Н.Д., Еремин Г.Б., Сутормина Е.С., Носков С.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL EXPERTISE OF RE-PLANNING PROJECTS OF PUBLIC CATERING FACILITIES LOCATED IN RESIDENTIAL BUILDINGS

Regulatory legal acts that establish sanitary and epidemiological requirements for living conditions in residential buildings and premises, the placement of catering facilities in residential buildings were analyzed with the use of logical analysis methods. The analysis of the results of the sanitary and epidemiological examination of projects for the placement and redevelopment of public catering facilities in residential buildings was carried out. The deviations from the current standards revealed during the examination of redevelopment projects relate to both the provision of sanitary and epidemiological requirements at the facility itself and, to a greater extent, to living conditions in residential premises. The necessity of improving sanitary regulation, providing the possibility of optimizing design solutions while ensuring the sanitary standard is noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВОК ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ»

2017:618:142-150.

12. Ghada Zaki, Tamer Shoeib Concentrations of several phthalates contaminants in Egyptian bottled water: Effects of storage conditions and estimate of human exposure. Science of the Total Environment 618 (2018) 142-150.

13. Jeddi, M.Z., Rastkari, N., Ahmad khaniha, R., Yunesian, M., 2015. Concentrations ofphthalates in bottled water under common storage conditions: do they pose a healthrisk to children? Food Res. Int. 69, 256-265.

14. Grob, K., Biedermann, M., Scherbaum, E., Roth, M., Rieger, K., 2006. Food contamination with organic materials in perspective: packaging materials as the largest and least controlled source? A view focusing on the European situation. Crit. Rev. Food Sci.Nutr. 46 (7), 529-535.

15. Qiong Luo, Ze-Hua Liu, Hua Yin, Zhi Dang, Ping-Xiao Wu, Neng-

Wu Zhu, Zhang Lin, Yu Liu.Migration and potential risk of trace phthalates in bottle d water: A global situationj.watres.2018.10.002. Epub 2018 Oct.

УДК:613.5:613.2:725.71

Мозжухина Н.А.2, Метелица Н.Д.1, Еремин Г.Б.1, Сутормина Е.С.2, Носков С.Н.12

ОСОБЕННОСТИ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТОВ ПЕРЕПЛАНИРОВОК ОБЪЕКТОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ, РАЗМЕЩЕННЫХ В ЖИЛЫХ ЗДАНИЯХ35

гФБУН «Северо-Западный научный центр гигиены и общественного здоровья», Санкт-Петербург, Россия; 2ФГБОУ ВО «Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова», Санкт-Петербург, Россия,

Natalya.Mozzhukhina@szgmu. ru

Резюме. Проанализированы с применением методов логического анализа нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, размещению объектов общественного питания в жилых зданиях. Проведен анализ результатов санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов размещения и перепланировок объектов общественного назначения в жилых

35 Mozzhukhina N.A., Metelitsa N.D., Yeremin G.B., Sutormina E.S., Noskov S.N. Features of sanitary and epidemiological expertise of re-planning projects of public catering facilities located in residential buildings.

427

зданиях. Выявленные при экспертизе проектов перепланировки отступления от действующих нормативов, относятся как к обеспечению санитарно-эпидемиологических требований на самом объекте, так и в большей мере к условиям проживания в жилых помещениях. В статье отмечена необходимость совершенствования санитарного нормирования, предоставления возможности оптимизации проектных решений при обеспечении санитарного норматива.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологическая экспертиза, условия проживания, предприятия общественного питания, проектирование, санитарно -эпидемиологическое нормирование.

Summary. Regulatory legal acts that establish sanitary and epidemiological requirements for living conditions in residential buildings and premises, the placement of catering facilities in residential buildings were analyzed with the use of logical analysis methods. The analysis of the results of the sanitary and epidemiological examination of projects for the placement and redevelopment of public catering facilities in residential buildings was carried out. The deviations from the current standards revealed during the examination of redevelopment projects relate to both the provision of sanitary and epidemiological requirements at the facility itself and, to a greater extent, to living conditions in residential premises. The necessity of improving sanitary regulation, providing the possibility of optimizing design solutions while ensuring the sanitary standard is noted.

Keywords: sanitary and epidemiological expertise, living conditions, catering establishments, design, sanitary and epidemiological rationing.

Введение. Размещение объектов общественного назначения в цокольных и первых этажах многоэтажных жилых зданий является одним из магистральных направлений современного градостроительства [1-2]. Одним из наиболее часто размещаемых в многоэтажных жилых зданиях объектов являются предприятия общественного питания. Не вызывает сомнения, что наиболее эффективным решением, способным предотвратить нарушение условий проживания граждан и требований санитарно-эпидемиологической безопасности на предприятии общественного питания является устранение нарушений на стадии проектирования (многочисленность этих нарушений подтверждается анализом результатов контрольно-надзорной деятельности [3-5]) результатами экспертизы проектов перепланировок встроенных объектов). Проекты перепланировки не подпадают под требования ст. 49 Градостроительного Кодекса36, исключающей

36 «Градостроительный Кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ.

428

другие виды экспертиз проектной документации, кроме государственной (а также в ряде случаев экологической) экспертизы. Таким образом, применительно к проектам перепланировки возможны как негосударственная экспертиза, так и санитарно-эпидемиологическая экспертиза. К сожалению, отсутствуют федеральные нормативно-правовые акты, требующие обязательно или даже рекомендательно проведения такого рода экспертизы. Однако, несмотря на отсутствие обязательных требований, значительная часть заказчиков, предполагая перепланировку встроенных объектов, проводят экспертизу проекта перепланировки, справедливо полагая, что устранение несоответствий на этапе проекта будет наиболее экономичным и эффективным.

Материалы и методы. Применены методы санитарно-эпидемиологической экспертизы, оценки и обследования, системного и контент-анализа. Объектом исследования являлись нормативно-правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях, размещению объектов общественного питания в жилых зданиях; проекты размещения и перепланировок объектов общественного питания в жилых зданиях.

Результаты. Проектированию предприятий общественного питания, в том числе встроенных в многоэтажные жилые дома, посвящено значительное количество работ [6-14]. Надо отметить, что для предприятий общественного

37 "

питания37 отсутствует специализированный свод правил, проектирование ведется по своду правил устанавливающему требования к общественным зданиям и сооружениям38, в соответствии с которым при проектировании общественных зданий, кроме настоящего свода правил, следует также применять нормативные требования на отдельные типы зданий, в том числе санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания (п.4.29)39. Применение данного пункта на обязательной основе обеспечивает соблюдение требований технического регламента о безопасности зданий и сооружений40, в соответствии с перечнем национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований

37 ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования».

38 СП 118.13330.2012* «Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009».

39 СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».

40 Федеральный закон от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

технического регламента о безопасности зданий и сооружений 41.

Надо отметить, что есть ряд сложных вопросов экспертиз, которые являются общими как для негосударственной экспертизы, так и для аккредитованных на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз органов инспекции, которые могут возникать как при рассмотрении проекта жилого дома со встроенным объектом общественного питания, так и при рассмотрении проекта перепланировки объекта общественного питания, размещенного в жилом здании.

К числу вызывающих дискуссии проблем относится требование размещения предприятий общественного питания только на нежилых этажах жилых зданий, проистекающая как из требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях42 , так и санитарных правил к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Критическая оценка связана с тем, что отсутствует легальное определение «нежилого этажа». В современных многосекционных домах, в которых секции изолированы, жилым оказывается в одних секциях второй, а в других первый этаж, поскольку квартиры расположены различно. Анализ судебной практики по правомочности размещения объектов общественного питания на жилых этажах свидетельствует о разных позициях судов, однако в решении Верховного Суда РФ43 подчеркивается правомочность данного требования санитарных правил.

Еще одна проблема, связанная с размещением объектов общественного питания в жилых домах, станет достаточно актуальной в связи с принятием Федерального закона о внесении изменений в статью 16 закона о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и

41 Постановление Правительства РФ .№985 от 4 июля 2020 г. «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».

42 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях».

43 Решение Верховного Суда РФ от 20.02.2018 N АКПИ17-1116 <Об отказе удовлетворении административного искового заявления о признании частично недействующим пункта 2.2 "СП 2.3.6.1079-01. 2.3.6. Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. Санитарно-эпидемиологические правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 06.11.2001 и введенных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.11.2001 N 31.

44

спиртосодержащей продукции44, вносящего изменения в закон о государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции (ст.16)45 , в соответствии с которым розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в объектах общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и (или) на прилегающих к ним территориях, допускается только при наличии зала обслуживания посетителей общей площадью не менее 20 кв. метров. Для Санкт-Петербурга ситуация может стать особенно острой, поскольку в Думе рассматривается проект закона, увеличивающего требуемую площадь зала до 50 кв. метров.

Среди проблем размещения предприятия общественного питания в жилом доме занимает особое место проблема возможности организации загрузки. В соответствии с действующей редакцией санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (п. 3.7) санитарно-эпидемиологических требованиях к организациям общественного питания (п.2.2) прием продовольственного сырья и пищевых продуктов со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается, а загрузку следует выполнять с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей со стороны магистралей при наличии специальных загрузочных помещений. Очевидна нереальность реализации данного требования в связи с конструктивными особенностями зданий, но, ведь даже если на фасаде отсутствуют оконные проемы, то предприятие общественного питания может располагаться только в торцевой части здания, а устройство подземного тоннеля или дебаркадера для загрузки небольшого кафе слишком не рационально. Оба указанных выше документа не предлагают альтернатив, а тем не менее они есть. Например, загрузку можно было бы разрешить размещать под окнами нежилых помещений (кухонь, окон лестнично-лифтового блока), под выступающими конструктивными элементами верхнего этажа (навесами и пр.). Так повсеместно и проектируется, причем в проектной документации описывается доставка на обрезиненных тележках в дневное время и другие, не

44 Федеральный закон №145-ФЗ от 24.04.2020 «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

45 Федеральный закон №171-ФЗ от 23.11.1995 «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

имеющие отношения к реальной жизни решения, которые с трудом проходит экспертизу, т.к. не вписывается в жесткие нормативы санитарных правил. Действительно, загрузка является одной из проблемных операций, вызывающих многочисленные обращения граждан, однако пока нормативные требования не нашли последовательной и системной реализации в нормативных документах.

Проведенный анализ существующих документов и применения их на практике показывает, что при размещении предприятий общественного питания в заданиях согласно требованиям, к организациям общественного питания (п. 2.4) необходимо руководствоваться действующими строительными к зданиям жилым многоквартирным в которых говорится о возможности загрузки со стороны не только магистралей, но и улиц (п. 4.12). В данном случае «утеря» ключевого слова в санитарных нормах (СП 2.3.6.1079-01, СанПиН 2.1.2.2645-10) «улиц» создает правовую коллизию при организации загрузки в условиях населенных мест.

К числу достаточно часто встречающихся проблем относятся проблемы размещения контейнерных площадок. В соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях контейнерная площадка может быть расположена на расстоянии 20 м от жилого дома, в то время как для объекта общепита в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания (п.2.6) это расстояние должно быть не менее 25 м. Кроме того, в соответствии с этим же пунктом для объектов общественного питания для сбора мусора и пищевых отходов на территории следует предусмотреть раздельные контейнеры. Эта проблема будет достаточно острой при перепланировке и наличии существующей контейнерной площадки, на которой на договорной основе планируется размещение отходов, приближенных к ТКО, образующихся в объекте общепита.

При размещении предприятий общественного питания в подвальных этажах (чаще при реконструкции зданий в центральной части города) возникают проблемы, связанные с системой канализации.

Согласно санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (п. 3.7) "помещения с наличием сливных трапов, моечных ванн, раковин, унитазов не размещаются ниже уровня внутриплощадочной канализации, примыкающей к пищевому объекту".

Подобное требование имеется только в санитарных правилах и отсутствует в сводах строительных правил. Проектировщики и эксперты по инженерным

432

разделам пытаются оспаривать эти требования, предлагают применение повысительных насосов, салолифтов и пр. Однако санитарными нормами не предусмотрены такие варианты или компенсирующие мероприятия. Чаще всего из этой ситуации выходят так: заглубляют сети внутриплощадочной канализации, примыкающей к зданию со стороны общепита (что безусловно влечет излишние затраты при строительстве).

Определенные проблемы связаны с отсутствием в санитарных правилах запретов и ограничений:

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (п.4.6) необходимо устройство шахт вытяжной вентиляции предприятий общественного питания на высоте не менее 1м над кровлей. Однако, если общепит встроен в малоэтажный корпус, а здание имеет остальные корпуса значительно выше, то при формальном соблюдении данного требования санитарных правил жители верхних этажей будут вынуждены "наслаждаться" запахами кухни (можно представить "ароматы" МакДональдса), хотя санитарные правила при этом нарушены не будут.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях (п. 4.8) вентиляция объектов, размещенных в жилых зданиях должна быть автономной. Допускается подсоединение к общедомовому каналу вентиляции объектов не имеющих вредных выбросов. Объекты общественного питания, технологический процесс которых не имел вредных выбросов (по проекту), при эксплуатации (фактически) может характеризоваться значимыми источниками, например, «шаверма» или «мини пекарня». Во избежание таких случаев при отсутствии отдельных автономных каналов вытяжной вентиляции, необходимо устройство внешних вентиляционных каналов.

Согласно этим же требованиям (3.7). "загрузочные помещения допускается не устраивать при площади встроенных общественных помещений до 150 м". Этим пунктом нормативы разрешают загружать и через зал, но при этом -загрузка запрещена ото всюду в соответствии с этим же пунктом документа и санитарно-эпидемиологическими требованиями к организациям общественного питания (п.2.2).

Следует отметить, что санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях и требования к организациям общественного питания не содержат ограничения размещения под жилыми помещениями жилого дома производственных помещений объекта

433

общественного питания, в которых размещены холодильные установки, в отличие от санитарно-эпидемиологических требований к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья46, которые определяют, что «не допускается оборудовать машинные отделения, холодильные камеры, грузоподъемники непосредственно под (рядом с) жилыми помещениями» (п.5.1). Это положение является существенным, потому что согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях требование о размещении при условии соблюдения гигиенических нормативов по шуму, инфразвуку, вибрации, электромагнитным полям, не является абсолютно гарантирующим, например, когда идет речь о структурных шумах, источником которых становится холодильное оборудование (п.3.2).

При перепланировке, зачастую, имеют место нарушения стандартных требований, которые вполне решаемы и вызывают проблемы только если при проектировании общепит не был учтен и для него не предусмотрены отдельные инженерные системы:

-автономная вентиляция, отдельные выпуски хоз.-бытовой канализации, наличие производственной канализации, исключение прохождения канализационных стояков с верхних жилых этажей через нормированные помещения и их прохождение в технологических каналах только в туалетах и в коридорах;

- вопросы защиты жилых помещений от шума (вентиляция, холодильное оборудование, звуковое сопровождение, ударный шум).

Если говорить о проблемах, встающих перед экспертом, то необходимо отметить, что Постановление №8747 в пп.22 Подраздел «Технологические решения» в графической части требует наличия технологических планировок по корпусам (цехам) с указанием мест размещения основного технологического оборудования, транспортных средств, мест контроля количества и качества сырья и готовой продукции и других мест для объектов производственного назначения, каковым предприятие общественного питания не является. Соответственно проектировщик имеет право представить эту информацию только в описательной части, а эксперт вынужден проводить экспертизу по представленным документам. Такое положение вещей крайне затрудняет оценку

46 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»

47 Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 №87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»

на соответствие санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания размещения технологического оборудования с обеспечением свободного доступа к нему и соблюдение правил техники безопасности (п.5.3).

Обсуждение результатов.

В публикациях последних лет широко обсуждаются инновационные направления развития общественного питания [15-19], в которых рассматриваются новые решения. Современные новейшие технологии в системе управления предприятием общественного питания могут различаться по концепции (предоставление котов на время трапезы- кафе «Республика кошек»; ресторан " Dans Le Noir?" (обслуживание в темноте слепыми официантами); приготовление блюд на глазах у клиента; заведения с меню, основанном на принципах здорового питания; заведения, созданные под целевую аудиторию), по технологиям, используемым в обработке продуктов (технология Sous Vide; механическая; тепловая; Аль-денте; CapKold). Например, технология Sous Vide, позволяющая приготовить блюда под вакуумом, на сегодняшний день является одной из главных инноваций в технологии приготовления блюд.

Однако, согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к организациям общественного питания в организациях общественного питания "не осуществляются услуги, не связанные с деятельностью организации питания, а также не содержаться домашние животные и птицы" (п.2.5). Это устаревшее в корне требование. Получается, что "интернет-кафе" или питерское "Кото-кафе" по самой концепции не соответствуют санитарным правилам. Безусловно, основополагающим требованием этого документа является то, что объемно -планировочные и конструкторские решения помещений должны предусматривать последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала. Вместе с тем, наверное, целесообразно предложить обсуждение положения требований этого документа, предусматривающего однозальную планировку только при работе на полуфабрикатах высокой степени готовности и при использовании одноразовой посуды (п.5.4). Современные технологии и современное малогабаритное оборудование, являясь экономически эффективными, позволяют решить многие вопросы санитарно-эпидемиологической безопасности. Однако мы видим лишь единичные работы, в которых дается гигиеническая оценка новым технологиям и новым проектным

435

решениям.

Совершенствование нормирования требует в качестве основы значительного объема обосновывающих исследований, обсуждения проблемных вопросов [20-21]. Закрепление «жестких» норм в санитарном законодательстве, предлагающих единственное, к тому же мало выполнимое решение затрудняет работу как проектировщика, так и эксперта, не способствуя рациональному решению объективных санитарно-эпидемиологических проблем. В качестве примера еще раз сошлемся на надзорную и судебную практику по загрузке встроенных объектов.

Как показал анализ надзорной практики [22], применительно к таким объектам, как встроенные магазины продовольственной и непродовольственной торговли, наиболее частыми нарушениями являются осуществление загрузки-выгрузки со двора, куда выходят окна жилых квартир, особенно в ночное время, а также превышение уровней шума в жилых помещениях квартир, источником которого является технологическое оборудование и вентиляция встроенного объекта. Вместе с тем, анализ судебной практики показывает, что суды, в ряде случаев, признают невозможность исполнения требований санитарных нормативов в действующем объекте (например, рациональную организацию загрузки, если магазин находится в центре этажа и граничит с другими объектами) [22].

В условиях «регуляторной гильотины» необходимо отказаться от ряда «жестко» прописанных, уже устаревших норм санитарного нормирования, оставив только наиболее значимые, принципиальные позиции, не ограничивающие вариативность решения при их достижении.

Выводы.

1. При выполнении санитарно-эпидемиологической экспертизы проектов перепланировки встроенных в жилые здания объектов общественного назначения необходимо руководствоваться не только санитарно-эпидемиологическими нормативами, но и нормативно-правовыми актами, обеспечивающими выполнение технического регламента о безопасности зданий и сооружений

2. Выявляемые при экспертизе проектов перепланировки объектов общественного питания отступления от действующих нормативов, относятся как к обеспечению санитарно-эпидемиологических требований на самом объекте, так и в большей мере к условиям проживания в жилых помещениях.

Список литературы

1. Цайдлер Э. Многофункциональная архитектура /Пер. с англ.-М.: Стройиздат, 1988.-150с.

2. Котлярова Е.В., Дверников Ю.Я. Принципы проектирования городской аритектурной среды. -Ростов-на-Дону. 2014. 98 с.

3. Карманова А.Е. Основные нарушения в деятельности предприятий общественного питания: обзор и пути оптимизации // В сб.:Качество в производственных и социально-экономических системах. Сборник научных трудов 5-й Международной научно-технической конференции. 2017. С.153-156.

4. Белова Л.В., Федотова И.М., Пилькова Т.Ю. О качестве пищевой продукции общественного питания //Здоровье-основа человеческого потенциала. 2015. Т.10 №2 С.831-833.

5. Бойко М.Н., Ерофеев Ю.В. Организация общественного питания населения: проблемы и пути решения //ЗНиСО. 2008. №2(179). С.38-39.

6. Колубков А.В., Авакян Ю.С. Проектирование систем обеспечения микроклимата предприятий общественного питания //АВОК. 2019.№4. С.10-17.

7. Колубков А.В., Авакян Ю.С. Устройство сети воздуховодов и организация воздухораспределения в горячих цехах предприятий общественного питания // АВОК. 2019.№7. С.38-49.

8. Галиев Д.С., Тинчук Е.Г. Современное освещение на предприятиях общественного питания //News of Science and Education. 2019. Т.1. №5 с.045-050.

9. Смоленцева А.А., Несмелова С.В. Проектирование чистых помещений в заготовочных предприятиях общественного питания //В сб.: «Современные проблемы товароведения, экономики и индустрии питания». Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Саратовский социально-экономический институт. 2016. С.243-249.

10. Халилова В.К. Проектирование предприятий общественного питания с помощью компьютерных технологий //В сб.: Информационные технологии: Старт в науке. 2016. С.67-40.

11. Зарева Л.Н., Прокопьева В.В. Степанова Н.В., Кудряшова Н.К. Вопросы проектирования предприятий общественного питания // В сб.6 Актуальные социальные проблемы здорового образа жизни и питания. Сб. мат. Всерос. Науч.-практ. Конф. 2015 С.73-74.

12. Щетинин М.П., Пасько О.В., Кочетова Н.В. Проектирование предприятий общественного питания //Международный журнал прикладных и

437

фундаментальных исследований. 2010. №6 С. 92-93.

13. Кукушкина Г.А., Дягилев Г.С. Особенности проектирования предприятий общественного питания //Строительство уникальных зданий и сооружений. 2012 №4(4) С.77-83.

14. Соломонова Л.В. Особенности осуществления проектирования предприятий общественного питания //Молодой ученый.2011. №11-1. С.161-164.

15. Карманова А.Е. Инновационные технологии в общественном питании //Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2017. №1. С.134-141.

16. Худолеева О.Е., Логинова В.А. Современные иннновационные тенденции российского общественного питания //Сборник научных трудов SWORLD. 2014. Т.25. №3. С.16-19.

17. Орлова А.И. Состояние и перспективы развития предприятий общественного питания.//Экономика и предпринимательство. 2015.№1954). С.702-705.

18. Валевич Р.П., Белова С.О. Инновации в общественном питании: необходимость, реальность, перспективы //Потребительская кооперация. 2011. №4(35). С.41-48.

19. Ильина О.В., Михайлова Г.В. Оценка современного состояния и тенденций развития сервисной деятельности с учетом региональных особенностей г. Санкт-Петербурга. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2016. № 4. С. 20-27.

20. Горбанев С.А., Мозжухина Н.А., Еремин Г.Б., и др. Об основании предложений по изменениям и дополнениям санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях // Гигиена и санитария. 2019. 98(7). С. 707-711.

21. Метелица Н.Д., Еремин Г.Б., Носков С.Н., Мозжухина Н.А. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению объектов общественного назначения в жилых зданиях // В сб. «Анализ риска-2020 совместно с международной встречей Rise-2020 и круглым столом по безопасности питания. Материалы Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Пермь.: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та. 2020 -Т.1.-С.91-95.

22. Магазин в жилом доме: соблюдаем санитарные правила // Санэпидконтроль. Охрана труда. 2015. №2. С.13-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.