Научная статья на тему 'Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы'

Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
711
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGIC WELLBEING OF THE POPULATION / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Павлова Л.В.

В статье рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы как одной из мер реализации государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Автор предлагает разработать Административный регламент исполнения Федеральной службой исполнения наказаний государственной функции по проведению проверок выполнения требований санитарного законодательства на объектах уголовно-исполнительной системы в целях совершенствования процедуры в рассматриваемой сфере общественных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Павлова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On administrative responsibility for violation of the legislation in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in institutions and bodies of a penal correction system

In this article the author analyses administrative prosecution of violation of the law in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in institutions and bodies of a penal correction system as one of measures of realization of the state sanitary and epidemiological surveillance. The author suggests developing administrative regulations of execution of the state function by the Federal Penitentiary Service on conducting checks of implementation of requirements of the sanitary legislation on penal correction system objects for improvement of the procedure in the considered sphere of the public relations.

Текст научной работы на тему «Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы»

научный раздел

л. в. павлова начальник кафедры административного и финансового права

Академии ФСИН России, кандидат юридических наук, доцент, полковник внутренней службы

l. v. pavlova

Об административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического

благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы

On administrative responsibility for violation of the legislation in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in institutions and bodies of a penal correction system

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы как одной из мер реализации государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Автор предлагает разработать Административный регламент исполнения Федеральной службой исполнения наказаний государственной функции по проведению проверок выполнения требований санитарного законодательства на объектах уголовно-исполнительной системы в целях совершенствования процедуры в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Ключевые слова: административная ответственность, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, санитарно-эпидемиологический надзор.

Annotation. In this article the author analyses administrative prosecution of violation of the law in the field of ensuring sanitary and epidemiologic wellbeing of the population in institutions and bodies of a penal correction system as one of measures of realization of the state sanitary and epidemiological surveillance. The author suggests developing administrative regulations of execution of the state function by the Federal Penitentiary Service on conducting checks of implementation of requirements of the sanitary legislation on penal correction system objects for improvement of the procedure in the considered sphere of the public relations.

Keywords: administrative responsibility, sanitary and epidemiologic wellbeing of the population, sanitary and epidemiological surveillance.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды

обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности [1].

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в том числе посредством мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в данной области, осуществляющихся

при помощи санитарно-эпидемиологического надзора (санэпиднадзор), цель которого и заключается в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия. Указанная цель может быть достигнута путем решения основных задач государственного санитарно-эпидемиологического надзора в России: предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия человека.

Во ФСИН России предупреждение нарушения санитарного законодательства реализуется при помощи контроля за выполнением санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, контроля за санитарно-эпидемиологической обстановкой; проведения санитарно-эпидемиологических расследований по вопросу возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний.

Следует отметить, что в рамках мероприятий по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору законодательство предусматривает административную ответственность лиц, совершивших административное правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [2].

Федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (госсанэпиднадзор) осуществляют в пределах своей компетенции структурные подразделения ФСИН России, а также подведомственные им федеральные государственные учреждения и федеральные государственные унитарные предприятия, исполняющие свою деятельность в целях обеспечения государственного надзора (проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, расследований, исследований, испытаний и иных видов оценок). Это является составляющей единой федеральной централизованной системы государственного надзора.

Организацию госсанэпиднадзора во ФСИН России осуществляет руководитель структурного подразделения Федеральной службы исполнения наказаний, должностным регламентом которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора, -

главный государственный санитарный врач ФСИН России, который по своим функциональным обязанностям является заместителем главного государственного санитарного врача Российской Федерации.

Главный государственный санитарный врач ФСИН России и главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители, уполномоченные осуществлять госсанэпиднадзор, имеют право за нарушение санитарного законодательства выносить мотивированные постановления о наложении административных наказаний в виде предупреждений или штрафов согласно Федеральному закону от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [1].

Анализ ст. 23.13 КоАП РФ «Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор» позволяет сделать вывод, что рассматривать дела об административных правонарушениях, совершенных на объектах УИС, вправе главный государственный санитарный врач ФСИН России и его заместители, а также главные государственные санитарные врачи и их заместители территориальных органов ФСИН России.

Данное положение также закреплено в приказе Минюста России от 06.06.2006 № 205 «Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы» [3]. Указанные должностные лица ФСИН России вправе привлекать лиц, совершивших нарушение санитарного законодательства, к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.3-6.7, 6.24, 6.25, ч. 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), ст. 8.2, ст. 8.5 (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), ч. 2 ст. 8.42 КоАП РФ.

Гл. 6 КоАП РФ «Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность» закрепляет составы санитарных правонарушений. Обозначим статьи КоАП РФ, по которым уполномоченные лица имеют право привле-

научный раздел

кать лиц к административной ответственности в органах и учреждениях УИС:

- ст. 6.3 «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»;

- ст. 6.4 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта»;

- ст. 6.5 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде»;

- ст. 6.6 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения»;

- ст. 6.7 «Нарушение санитарно-эпидемиологических требований к условиям отдыха и оздоровления детей, их воспитания и обучения»;

- ст. 6.24 «Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах»;

- ст. 6.25 «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 «О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу» [4] определяет, что соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических, противоэпидемических правил и нормативов является обязанностью работников (сотрудников) учреждений, а установленная законодательством Российской Федерации ответственность за их нарушение распространяется в том числе на подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Соответственно, субъектами административной ответственности за нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства являются как физические, в том числе подозреваемые, обвиняемые и осужденные, так и должностные и юридические лица.

Однако стоит обратить внимание на то, что сотрудники уголовно-исполнительной системы являются специальными субъектами и в соответствии с ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ за админи-

стративные правонарушения, за исключением административных правонарушений, предусмотренных ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ, несут дисциплинарную ответственность. Следовательно, сотрудники УИС могут быть привлечены к административной ответственности за санитарные правонарушения только по ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения», за остальные санитарные правонарушения - к дисциплинарной ответственности. Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности регулируется Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [5].

Отметим, что законодательство предусматривает особый порядок привлечения к административной ответственности лиц, совершивших административное правонарушение, посягающее на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, а именно в рамках мероприятий по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Реагирование на нарушения санитарного законодательства требует быстрого, оперативного вмешательства. В связи с этим закон определяет особые процессуальные правила применения административной ответственности, связанные с упрощением производства.

Рассмотрим, что собой представляет особый порядок привлечения к административно-санитарной ответственности.

Приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764 «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров» закрепляет, что принятие мер по привлечению к административной ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения, осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [6].

В регламенте указано, что административная процедура проведения проверки деятельности

юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства включает следующие административные действия:

1) рассмотрение документов лиц, подлежащих проверке;

2) обследование используемых лицами, подлежащими проверке, территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств и перевозимых указанным лицом грузов, производимых и реализуемых им товаров, результатов выполняемых ими работ, оказываемых услуг;

3) отбор образцов (проб) продукции, объектов окружающей среды и производственной среды, проведение их исследований, испытаний;

4) проведение экспертиз и (или) расследований, направленных на установление причинно-следственной связи выявленного нарушения обязательных требований с фактами причинения вреда.

Проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

По результатам данной процедуры в случае выявления нарушений санитарного законодательства составляется акт. Его подписывают руководители (должностные лица) юридического лица или индивидуальные предприниматели, после чего уполномоченные должностные лица Роспотребнадзора или его территориальных органов составляют протокол об административном правонарушении в порядке, установленном гл. 28 КоАП РФ, и рассматривают дело об административном правонарушении в порядке, установленном гл. 29 КоАП РФ.

Согласно регламенту, в случае необходимости получения объективной информации о наличии или отсутствии нарушений требований санитарного законодательства Роспотребнад-зор и его территориальные органы проводят санитарно-эпидемиологические расследования, обследования, исследования, испытания и токсикологические, гигиенические и иные виды оценок. Эти действия, осуществляемые в рамках государственного санитарно-эпидемиологического надзора, исполняются на безвозмездной основе.

Необходимо отметить, что главный государственный санитарный врач ФСИН России и его заместители, а также главные государственные санитарные врачи территориальных

органов ФСИН России, их заместители не имеют в своем распоряжении такого регламента для исполнения рассмотренной государственной функции по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору.

Учитывая специфику деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, полагаем, что Минюсту России следует разработать и утвердить для Федеральной службы исполнения наказаний Административный регламент исполнения Федеральной службой исполнения наказаний государственной функции по проведению проверок выполнения требований санитарного законодательства на объектах уголовно-исполнительной системы в целях совершенствования процедуры в рассматриваемой сфере общественных отношений. ^

1. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения : федер. закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 28.11.2015) // СЗ РФ. 1999. № 14, ст. 1650.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Об утверждении Положения об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы : приказ Минюста России от 06.06.2006 № 205 // Российская газета. 2006. 29 июня (№ 138).

3. О Порядке организации медицинской помощи лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы и заключенным под стражу : приказ Минздравсоцразвития России и Минюста России от 17.10.2005 № 640/190 (ред. от 06.06.2014) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 14.11.2005. № 46.

4. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации : пост. Верховного Совета Рос. Федерации от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 28.11.2015) // Ведомости СНД и ВС РФ. 14.01.1993. № 2, ст. 70.

5. Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственной функции по проведению проверок деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров : приказ Роспотребнадзора от 16.07.2012 № 764. Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.