Научная статья на тему 'Обзорный анализ изменений полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции'

Обзорный анализ изменений полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY-ND
383
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ НАДЗОР / ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ДЕКЛАРИРОВАНИЕ И СЕРТИФИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осауленко Л. Н., Чалых Ю. Н., Романов П. М., Дагадина Светлана Геннадьевна, Южина А. В.

Раскрыты вопросы объема полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Осауленко Л. Н., Чалых Ю. Н., Романов П. М., Дагадина Светлана Геннадьевна, Южина А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

General review of the shift of authority of the federal office for inspectorate in the field of customers and human well-being protection under the control and supervision over the quality and safety of products

This article dwells upon the issues of the scope of authority of the Federal office for inspectorate in the field of customers and human well-being protection in terms of execution of federal state sanitary and epidemiological supervision and federal state supervision in the field of consumers’ rights protection.

Текст научной работы на тему «Обзорный анализ изменений полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции»

4

ЗНиСО О»4 №10 (235)

обзорный анализ изменений полномочий федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в рамках контроля и надзора за качеством и безопасностью продукции

Л.Н. Осауленко1, Ю.Н. Чалых2, П.М. Романов2, С.Г. Дагадина2, А.В. Южина2

general review of the shift of authority of the federal office for inspectorate in the field of customers and human well-being protection under the control and supervision over the quality and safety of products

L.N. Osaulenko, Yu.N. Chalykh, P.M. Romanov, S.G. Dagadina, A.V. Yuzhina

'Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2ФБУЗ «Федеральный центр гигиены и эпидемиологии» Роспотребнадзора, г. Москва

Раскрыты вопросы объема полномочий Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в части осуществления федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Ключевые слова: санитарно-эпидемиологический надзор, защита прав потребителей, декларирование и сертификация.

This article dwells upon the issues of the scope of authority of the Federal office for inspectorate in the field of customers and human well-being protection in terms of execution of federal state sanitary and epidemiological supervision and federal state supervision in the field of consumers' rights protection.

Keywords: sanitary and epidemiological supervision, protection of consumers' rights, declaration and certification.

en

Мощные интеграционные процессы, повлекшие создание единой таможенной территории таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, которое осуществляется на основании решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 24, существенно повлияли на состояние нормативного правового регулирования в сфере экономических отношений.

Важнейшим вопросом, требующим тщательного изучения и принятия безотлагательных мер реагирования со стороны государств — участников интеграционных структур, создаваемых на постсоветском пространстве, является необходимость формирования правовой базы по обеспечению продовольственной безопасности и защите потребительских прав граждан на межгосударственном уровне [1].

В связи с этим активно осуществляется процесс имплементации международных (т. е. установленных международными договорами государств — членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств — членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза) норм, регулирующих вопросы безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, в национальное санитарно-эпидемиологическое законодательство.

Изменяется нормативная правовая база, регулирующая администрирование в обозначенной сфере, а, следовательно, необходимо пересмо-

треть объем полномочий представителей государственных органов.

Так, на сегодняшний день Роспотребнадзор, как уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в т. ч. на железнодорожном транспорте) в целях охраны здоровья населения и среды обитания, а также федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей [2].

Разграничение осуществляемых мероприятий на контрольные и надзорные реализуется не на понятийном, а на функциональном уровне, и, соответственно, имеет немаловажные правовые последствия.

Так, в соответствии с теорией права, надзор (в отличие от контроля) предусматривает наличие у субъекта надзора административных полномочий, т. е. возможность самостоятельного рассмотрения определенных дел и применения мер административного принуждения в случаях обнаружения правонарушений.

Иными словами, законодатель, предоставляя Роспотребнадзору полномочия по надзору в сфере защиты прав потребителей, вверяет указанному федеральному органу исполнительной власти полномочия по самостоятельному применению к правонарушителю мер административного воздействия.

Правительством Российской Федерации определен комплекс мер, практическая реализа-

ОШШ №10 (235) ЗНиСО

5

ция которых осуществляется в настоящее время и направлена на выведение законодательных основ правового регулирования отношений с участием потребителей на качественно новый уровень, отвечающий современным тенденциям, в целях дальнейшего укрепления национальной системы защиты прав потребителей.

Так, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 612 внесены соответствующие изменения в Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322, в части следующего:

— подчинения Роспотребнадзора непосредственно Правительству Российской Федерации;

— наделения Роспотребнадзора функциями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере защиты прав потребителей.

В Федеральный закон Российской Федерации от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» введено понятие федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, который включает в себя [3]:

— организацию и проведение проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее — юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований санитарного законодательства, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, предписаний должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— организацию и проведение проверок соответствия продукции, реализуемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, требованиям технических регламентов, государственный надзор за соблюдением которых возложен на федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор;

— организацию и проведение в порядке, установленном в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

— применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер по пресечению выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и (или) устранению последствий таких нарушений, выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений требований санитарного законодательства, технических регламентов и привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения [4].

Кроме того, соответствующие изменения произошли в Законе Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», положениями которого введено понятие федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, включающего в себя [5]:

— организацию и проведение проверок соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) требований, установленных международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей (далее — обязательные требования), предписаний должностных лиц органа государственного надзора;

— организацию и проведение проверок соответствия товаров (работ, услуг) обязательным требованиям, обеспечивающим безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителей, окружающей среды, предупреждение действий, вводящих потребителей в заблуждение, и предотвращение причинения вреда имуществу потребителей, установленным в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

— применение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, мер пресечения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, совершивших такие нарушения;

— систематическое наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ и прогнозирование состояния исполнения обязательных требований при осуществлении изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) своей деятельности;

— статистическое наблюдение в области обеспечения защиты прав потребителей, учет и анализ случаев причинения вреда жизни и здоровью потребителей, окружающей среде и имуществу потребителей, связанного с приобретением и использованием товаров (работ, услуг) с недостатками, опасных товаров (работ, услуг), либо с предоставлением потребителям несвоевременной, неполной, недостоверной и вводящей в заблуждение информации о товарах (работах, услугах).

Порядок осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей определен в «Положении о федеральном государственном надзоре в области защиты прав потребителей», утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 мая 2012 г. № 412.

6

ЗНиСО О»4 №10 (235)

Одновременно с этим Роспотребнадзор входит в состав ряда экспертных и рабочих групп Таможенного союза по гармонизации санитарно-эпидемиологических требований, оценки соответствия в Таможенном союзе и унификации методов испытаний для оценки соответствия единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к товарам.

Кроме того, международными нормами закреплена ответственность Изготовителя (Продавца) за качество продукции. Например, в соответствии с положениями решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299 «О применении санитарных мер в Таможенном союзе» ответственность за соответствие подконтрольных товаров Единым санитарным требованиям несут Изготовитель и лицо, осуществляющее ввоз подконтрольных товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Аналогичные нормы прописаны и в национальном законодательстве Российской Федерации. К примеру, Федеральный закон Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в качестве форм обязательного подтверждения соответствия предусматривает сертификацию и декларирование соответствия. Перечень товаров, подлежащих декларированию, существенно расширился в связи с созданием единой таможенной территории Таможенного союза. Таким образом, изготовитель обеспечивает соответствие продукции установленным требованиям (за исключением необходимости использования доказательств, полученных с привлечением третьей стороны). В случае если продукция подлежит обязательной сертификации, то данная процедура осуществляется аккредитованным в установленном порядке органом по сертификации продукции.

Роспотребнадзор, как уполномоченный государственный орган, обеспечивает надзор за товарами, подлежащими государственной регистрации, т. к. их обращение возможно только при наличии документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), по части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, выданного по результатам проведенных лабораторных исследований (испытаний).

Одновременно с этим постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2012 г. № 866 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном осуществлять государственную регистрацию товаров, и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации по вопросам государственной регистрации отдельных видов продукции», Роспотребнадзор определен как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять государственную регистрацию товаров, включенных в раздел II Единого перечня товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза, а также в случаях, предусмотренных техническими регламентами Таможенного союза. Причем государственная регистрация будет осуществляться

Роспотребнадзором с целью оценки соответствия подконтрольных товаров не только Единым сани- ^ тарным требованиям, но и техническим регламентам Таможенного союза в случаях, предусмотрен- 5 ных этими регламентами. ^

Такое институциональное расширение пол- н— номочий Роспотребнадзора в сфере санитарно- ■— эпидемиологического надзора одновременно ^ усиливает роль Роспотребнадзора на потреби- ст тельском рынке, чем достигается синергичный с= эффект обеспечения и защиты соответствующих <-у потребительских прав граждан.

Очевидной является универсальность опреде- ^ ленного законодательством Российской Федерации ^ механизма защиты прав потребителей, который в процессе соединения экономических потенциалов государств приобретает новый ракурс, позволяющий рассматривать данный феномен — как пока единственный на постсоветском пространстве, наиболее оптимальный пример государственного управления в указанной сфере.

Представленный анализ явно свидетельствует о том, что перечисленные функции и полномочия Роспотребнадзора позволяют в полной мере говорить о вполне сформированном органе, способном полноценно осуществлять контроль и надзор за качеством и безопасностью продукции на единой таможенной территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

В связи с этим, одним из важных направлений деятельности государств — членов ЕврАзЭС в целях дальнейшей оптимизации осуществления полномочий по контролю и надзору за качеством и безопасностью продукции становится обмен практическим опытом, наработанным в Российской Федерации по организации администрирования в указанной сфере, а также разработка механизмов и моделей взаимодействия уполномоченных органов, что требует всесторонней проработки и обсуждения в рамках соответствующих Советов и Комиссий при Интеграционном Комитете ЕврАзЭС.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Осауленко Л.Н. Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан на пространстве Содружества Независимых Государств. Оценка состояния, перспективы развития //Актуальные аспекты реализации потребительских прав граждан, перспективы развития национальных систем защиты прав потребителей в современных условиях глобальной общественно-экономической интеграции: Материалы междунар. науч.-практ. конф., 5—6 апреля 2012 г. М.: ФЦГиЭ Роспотребнадзора, 2012. 255 с.

2. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 322 (ред. от 19.06.2012) «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

3. Федеральный закон от 18.07.2011 г. № 242-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Октябрь №10 (235) ЗНиСО

7

4.

5.

Ст. 44, Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ (ред. от 25.06.2012 г.) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Ст. 40, Закон РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 (ред. от 25.06.2012) «О защите прав потребителей».

Контактная информация:

Дагадина Светлана Геннадьевна, тел.: 8 (495) 954-05-75 Contact information: Dagadina Svetlana, phone: 8 (495) 954-05-75

ел

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.