Научная статья на тему 'Государственный надзор в области защиты прав потребителей'

Государственный надзор в области защиты прав потребителей Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2575
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР / ЗАЩИТА / ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джамбулатов Сераждин Исаевич

Задача: задача, стоявшая перед автором статьи, состояла в анализе деятельности органов государственной власти в области обеспечения защиты прав потребителей. Особая роль в этой сфере принадлежит органу, осуществляющему ведомственный контроль Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Именно исследование предоставленных указанному органу государственной власти полномочий в сфере защиты прав потребителей позволяет установить эффективность деятельности Роспотребнадзора в рассматриваемой области. Модель: при написании работы были применены методы научного исследования, такие, как: диалектический, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм, использование которых позволило автору изучить интересующие его объекты в их взаимосвязи, целостности, способствовало проведению всестороннего и объективного исследования. Выводы: проведенное исследование позволило сделать вывод, что государственный надзор в сфере прав потребителей выступает одним из направлений общей государственной политики, а государственная защита в данной области является приоритетной формой защиты. Подчеркивается, что основная роль в осуществлении рассматриваемого вида государственного надзора возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данная Служба реализует свои полномочия путем проведения проверок, дачи рекомендаций, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и т.д. Кроме того ею реализуются функции государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка. Ценность: работа может быть полезна студентам юридического факультета, в первую очередь при рассмотрении ряда тем по курсу «Конституционное право Российской Федерации», пол спецкурсам «Права человека», «Защита прав потребителей», а равно по иным дисциплинам учебного процесса, которые затрагивают проблемы реализации прав граждан в сфере потребления товаров, работ, услуг и порядок их защиты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Джамбулатов Сераждин Исаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION OF CONSUMERS ''RIGHTS

The task: the task facing the author of the article was to analyze the activities of public authorities in the field of ensuring the protection of consumers' rights. A special role in this sphere belongs to the body that carries out departmental control the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare. It is the study of the powers conferred on the specified government authority in the field of consumer rights protection that makes it possible to establish the effectiveness of Rospotrebnadzor in the area under consideration. Model: methods of scientific research, such as: dialectical, formal-logical, system-structural, method of studying the effectiveness of the operation of legal norms, the use of which allowed the author to study the objects of interest to him in their interrelation, integrity, contributed to the comprehensive and objective research. Conclusions: The conducted research led to the conclusion that state supervision in the field of consumer rights is one of the directions of the general state policy, and state protection in this area is a priority form of protection. It is emphasized that the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare is the main role in the implementation of this type of state supervision. This Service realizes its authority by conducting inspections, giving recommendations, issuing orders to stop violations of consumer rights, etc. In addition, it implements the functions of state supervision in the sphere of ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and in the consumer market. Value: the work can be useful for students of the Faculty of Law, especially when considering a number of topics on the course "Constitutional Law of the Russian Federation", the floor of special courses "Human Rights", "Protection of Consumer Rights", as well as in other disciplines of the educational process that affect the problems realization of the rights of citizens in the sphere of consumption of goods, works, services and the procedure for their protection.

Текст научной работы на тему «Государственный надзор в области защиты прав потребителей»

2.3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Джамбулатов Сераждин Исаевич, канд. юрид. наук, доцент. Должность: доцент. Место работы: Кисловодский гуманитарно-технический институт. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected]

Аннотация

Задача: задача, стоявшая перед автором статьи, состояла в анализе деятельности органов государственной власти в области обеспечения защиты прав потребителей. Особая роль в этой сфере принадлежит органу, осуществляющему ведомственный контроль - Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Именно исследование предоставленных указанному органу государственной власти полномочий в сфере защиты прав потребителей позволяет установить эффективность деятельности Рос-потребнадзора в рассматриваемой области.

Модель: при написании работы были применены методы научного исследования, такие, как: диалектический, формально-логический, системно-структурный, метод изучения эффективности действия правовых норм, использование которых позволило автору изучить интересующие его объекты в их взаимосвязи, целостности, способствовало проведению всестороннего и объективного исследования.

Выводы: проведенное исследование позволило сделать вывод, что государственный надзор в сфере прав потребителей выступает одним из направлений общей государственной политики, а государственная защита в данной области является приоритетной формой защиты. Подчеркивается, что основная роль в осуществлении рассматриваемого вида государственного надзора возложена на Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Данная Служба реализует свои полномочия путем проведения проверок, дачи рекомендаций, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и т.д. Кроме того ею реализуются функции государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка.

Ценность: работа может быть полезна студентам юридического факультета, в первую очередь при рассмотрении ряда тем по курсу «Конституционное право Российской Федерации», пол спецкурсам «Права человека», «Защита прав потребителей», а равно по иным дисциплинам учебного процесса, которые затрагивают проблемы реализации прав граждан в сфере потребления товаров, работ, услуг и порядок их защиты.

Ключевые слова: права потребителей, защита; государственный надзор, ведомственный контроль, органы государственной власти, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

STATE SUPERVISION IN THE FIELD OF PROTECTION OF CONSUMERS 'RIGHTS

Dzhambulatov Serazhdin Isaevich, PhD at law, Associate Professor. Position: associate professor. Place of employment: Kislovodsk state humanitarian technical Institute. Department: state-and-law disciplines chair. E-mail: [email protected]

Annotation

The task: the task facing the author of the article was to analyze the activities of public authorities in the field of ensuring the protection of consumers' rights. A special role in this sphere belongs to the body that carries out departmental control - the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare. It is the study of the powers conferred on the specified government authority in the field of consumer rights protection that makes it possible to establish the effectiveness of Rospotrebnadzor in the area under consideration.

Model: methods of scientific research, such as: dialectical, formal-logical, system-structural, method of studying the effectiveness of the operation of legal norms, the use of which allowed the author to study the objects of interest to him in their interrelation, integrity, contributed to the comprehensive and objective research.

Conclusions: The conducted research led to the conclusion that state supervision in the field of consumer rights is one of the directions of the general state policy, and state protection in this area is a priority form of protection. It is emphasized that the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare is the main role in the implementation of this type of state supervision. This Service realizes its authority by conducting inspections, giving recommendations, issuing orders to stop violations of consumer rights, etc. In addition, it implements the functions of state supervision in the sphere of ensuring the sanitary and epidemiological welfare of the population and in the consumer market.

Value: the work can be useful for students of the Faculty of Law, especially when considering a number of topics on the course "Constitutional Law of the Russian Federation", the floor of special courses "Human Rights", "Protection of Consumer Rights", as well as in other disciplines of the educational process that affect the problems realization of the rights of citizens in the sphere of consumption of goods, works, services and the procedure for their protection.

Keywords: consumer rights, protection; state supervision, departmental control, public authorities, the Federal Service for Surveillance on Consumer Rights Protection and Human Wellbeing.

В условиях рыночной экономики государство осуществляет защиту прав потребителей, формируя нормативно-правовые основы и организационный механизм действий в данном направлении.

Как отмечает А. Нариньни: «Создание в России эффективной системы защиты прав потребителей является одной из основных задач государственной потребительской политики» [10, c.14]. Данный вид политики, в свою очередь, выступает важнейшей составляющей социально-экономической политики любого государства, затрагивает интересы как всего населения страны в целом, так и каждого гражданина в частности. Поддерживает подобную точку зрения и О.В. Лепешкина, утверждающая, что ориентиры на государственную защиту прав потребителей сохраняют свое приоритетное значение, в связи с чем государственная политика в данной области является ключевым элементом в структуре общей государственной политики, а ее фор-

мирование и реализация должны признаваться одним из главных направлений деятельности государственных и общественных структур [7, с.47].

Можно согласиться с О.В. Моисеевой, что последовательная и эффективная потребительская политика может рассматриваться как важнейшая составляющая в развитии рынка, оказывающего воздействие на повседневную жизнь граждан, способствующего повышению их благосостояния и формирующего благоприятные условия осуществления предпринимательской деятельности для добросовестных производителей товаров, работ и услуг [9, с.167].

Таким образом, актуальность рассмотрения проблем защиты прав потребителей состоит в том, что гражданин, который выступает в правовых отношениях в роли потребителя, неизменно является более слабой и менее защищенной стороной по отношению к организации (индивидуальному предпринимателю), реализующему ему свои товары, работы (услуги) [8, с.248]. Потребитель не обладает значительной информацией о действительных потребительских свойствах, качестве, месте происхождения и иными сведениями о приобретаемых им для своих нужд товарах, работах (услугах). Как правило, у гражданина и гораздо меньше возможностей на получение юридической поддержки, а в случае спора - на обеспечение защиты своих прав.

Осуществление эффективной защиты прав потребителей невозможно без функционирования в этой сфере специальных уполномоченных органов. Деятельность уполномоченных органов реализуется в порядке административного производства, поскольку граждане, права которых нарушены, направляют свои требования не в суд, а именно в специальные органы, наделенные полномочием осуществления защиты прав потребителей (территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, органы внутренних дел, прокуратуру).

На отношения, связанные с реализацией федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей, организацией и проведением проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций либо уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортеров), распространяются нормы Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 года №96-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [1]. Последний относит указанный надзор к одному из видов государственного надзора, осуществляемого в Российской Федерации уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Такой орган исполнительной власти, наделенный полномочием осуществлять федеральный государственный надзор в сфере защиты прав потребителей определен Правительством РФ. Им выступает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнад-зор). Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека была создана на основании указа Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314 (ред. от 7 декабря 2016 года №656) [3]. Руководство деятельностью Службы на сегодняшний день осуществляет Правительство РФ.

Исходя из Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-1 (ред. от 3 июля 2016 года №265-ФЗ) «О защите прав потребителей» федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей на сегодняшний день включает в себя, среди иных правомочий, возможность применения в закрепленном законом порядке способов предупреждения нарушений обязательных требований, выдачу предписаний о прекращении нарушений прав потребителей, о прекращении нарушений обязательных требований, о ликвидации установленных нарушений обязательных требований, привлечение к ответственности лиц, которые совершили подобные нарушения [2].

Например, под данным Роспотребнадзора в 2016 г. в территориальные органы Роспотребнадзора поступило 332 179 обращений по вопросам защиты прав потребителей, что по сравнению с 2015 годом (329 829 обращений) больше на 0,7 %; с 2014 годом (308 902 обращения) увеличилось на 7,5%; с 2013 годом (321 665 обращений) возросло на 3,3%; с 2012 годом (280 587 обращений) больше на 18,4% и по сравнению с 2007 годом (153 568 обращений) увеличилось в 2,2 раза [5, с.7]. По итогам рассмотрения обращений по вопросам защиты прав потребителей, направленных в территориальные органы Роспотребнадзора в 2016 г., последними в рамках их компетенции принимались различные меры, целью которых было восстановление и/или защита нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина. За 2016 г. было рассмотрено 325 958 обращений, по 230 652 из них (что составляет 70,8 %) заявители получили соответствующие разъяснения; 18,2% направлено на рассмотрение в иной государственный орган, орган местного самоуправления либо другому должностному лицу, исходя из их компетенции (59 337); 11,8 % стали основанием для проведения проверок (38 609); 2,6% обращений стали основаниями для проведения административных расследований (8 426).

К полномочиям Роспотребнадзора закон относит также осуществление проверки деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по исполнению ими требований законодательства Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей, а равно технических регламентов.

Так, согласно данному направлению деятельности в 2016 г. территориальными органами Роспотребнадзо-ра была проведена 77 571 внеплановая проверка (в

2015 г. - 78 276).

В сфере защиты прав потребителей 18 536 проверок (23,9 %) проведены на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного во исполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ (в 2015 г. - 14 902 проверки; 19,0 %); 480 проверок (0,6 %) - на основании распоряжения руководителя органа государственного контроля (надзора), изданного на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (в 2015 г. -706 проверок; 0,9 %).

Всего при осуществлении территориальными органами Роспотребнадзора федерального государственного надзора в сфере защиты прав потребителей в отчетном году проведено 96 663 проверки (в 2015 г. -121 297 проверок). Сокращение количества проверок в

2016 году по сравнению с 2015 годом на 20,3 % обусловлено главным образом снижением числа плановых проверок на 55,6 % (в 2016 г. проведено 19 092

плановые проверки, в 2015 г. - 43 021), что связано с реализацией риск-ориентированного подхода при планировании контрольно-надзорных мероприятий.

Следует так же учитывать, что на Роспотребнадзор, в соответствии с утвержденным Положением, наряду с федеральным государственным надзором за соблюдением законов и других нормативно-правовых актов Российской Федерации, направленных на регулирование отношений в сфере защиты прав потребителей, возложены полномочия по реализации функций государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка.

Например, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю в 201 6году в рамках Федерального закона №294-ФЗ проведено 3935(60,9%) проверок по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения, 1288 (19,9%) составили проверки по вопросам защиты прав потребителей и 1238 (19,2%) комбинированных проверок [4].

В соответствии со ст.42.1 Закона о защите прав потребителей высшему органу исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации вменено осуществление мероприятий по реализации, обеспечению и защите прав потребителей и принятие, в рамках своей компетенции, предусмотренных законом мер. Защита прав потребителей - важная социальная и экономическая функция исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Закон не позволяет данным органам самоустраниться от проведения мероприятий по реализации, гарантированному исполнению и защите прав потребителей.

На региональном уровне наиболее результативной формой выполнения государственной политики в области защиты прав потребителей выступает разработка, внедрение и последующее исполнение региональных программ по защите прав потребителей, которые способствуют и объединению усилий всех заинтересованных органов и организаций по исследуемой проблеме, и решению характерных для того или иного региона аспектов и проблем в этой области. Вместе с тем лишь в пяти субъектах Российской Федерации в 2016 году осуществлялась реализация региональных программ по защите прав потребителей: Республике Карелия, Белгородской, Кемеровской, Иркутской и Саратовской областях.

Для реализации функции защиты прав потребителей в рамках муниципального образования органам местного самоуправления предоставлено право:

осуществлять рассмотрение жалоб потребителей, консультирование их по вопросам защиты их прав;

направлять в суды иски в защиту прав неопределенного круга потребителей [11, с.425].

В случае, если при рассмотрении жалобы потребителя будут обнаружены товары (работ, услуг) ненадлежащего качества, а равно опасные для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды органы местного самоуправления незамедлительно извещают об этом органы исполнительной власти федерального уровня, на которые возложена обязанность осуществления контроля за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг).

В муниципальные органы исполнительной власти в 2016 году поступило 426 600 обращений, затрагивающих проблемы связанные с осуществлением защиты прав потребителей, что на 6 600 обращений больше

по сравнению с 2015 г., из них письменные обращения составляют 43% (183 400), а устные - 57% (243 200).

Закончить данную статью хотелось бы словами Президента РФ В.В. Путина, отражающим актуальность исследованных вопросов: «Задачи защиты прав потребителей невозможно решать раз и навсегда каким-то одним способом. Они тесно связаны с развитием экономики, появлением новых товаров и услуг. Поэтому мы должны уметь прогнозировать будущие риски и своевременно на них реагировать» [6].

Список литературы:

1. Федеральный закон от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ (ред. от 1 мая 2017 года №96-ФЗ) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч.1). - Ст.6249; Собрание законодательства РФ. - 2017. - №18. -Ст.2673.

2. Закона РФ от 07.02.1992 №2300-1 (ред. от 03.07.2016 №265-ФЗ) «О защите прав потребителей» // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1992. - №15. - Ст.766; Собрание законодательства РФ. - 2016. - №27 (Часть I). - Ст.4198.

3. Указ Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 года №314 (ред. от 7 декабря 2016 года №656) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - №11. -Ст.945; Собрание законодательства РФ. - 2016. - №50. - Ст.7077.

4. Доклад Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю об осуществлении государственного контроля (надзора) в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и об эффективности такого контроля (надзора) за 20146 год // http://26.rospotrebnadzor.ru/doc/doklad/doklad_goscontrol _16.pdf (дата обращения: 15.09.2017).

5. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2016 году: Государственный доклад.-М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2017.- 283с.

6. Из выступления Президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации 18 апреля 2017 г. // http://www.kremlin.ru/events/president/news/54328

7. Лепешкина О.В. Современные тенденции реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Лепешкина, Е.Б. Лепешкин // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - №4. (34). -С. 46-52. https://elibrary.ru/download/elibrary_21179995_ 44201486.pdf

8. Марченко В.А. Административная деятельность органов государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей / В.А. Марченко, В.Н. Бойко, О.А. Чернова // Ученые заметки ТОГУ. - 2014. -Т.5. - №4. - С. 247-253. https://elibrary.ru/download/ elibrary_22674670_20508096.pdf

9. Моисеева О.В. Основные направления формирования и реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей / О.В. Моисеева, О. Чурсина // Современное общество и власть. - 2016. -№2 (8). - С. 167-172. https://elibrary.ru/download/elibrary_ 27253822_77264840.pdf

10. Нариньяни А. Клиент всегда прав. Все о защите прав потребителей в России / А. Нариньяни, А. Довла-това. - М.: РИПОЛ классик, 2014. - 256с.

11. Наумова Р.Л. Защита потребительских прав: практическое руководство / Р.Л. Наумова. - М.: Московский финансово-промышле6нный университет «Синергия», 2013. - 480с. ISBN 978-5-4257-0093-3

Рецензия

на статью «Государственный надзор в области защиты прав потребителей»

Права потребителей являются неотъемлемой составляющей общих прав человека, а защита этих прав выступает одной из основных задач государственной потребительской политики. Именно государственная защита прав потребителей сохраняет свое приоритетное значение. Обращение граждан в административном порядке в органы государственной власти, наделенные полномочиями осуществления защиты прав потребителей, является для граждан наиболее простым и менее формальным способом защиты.

Автором проанализирована деятельность органов государственной власти в области защиты прав потребителей. Подчеркнута особая роль Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Установлено, что данная Служба реализует свои полномочия путем проведения проверок, дачи рекомендаций, выдачи предписаний о прекращении нарушений прав потребителей и т.д. Кроме того ею реализуются функции государственного надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и в области потребительного рынка. На примере приведенных статистических данных по количеству полученных, рассмотренных обращений, проведенных по ним проверок, принятых мерах защиты, показана эффективность деятельности как территориальных органов Роспотребнадзора, так и Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в целом.

Делается общий вывод о постоянной актуальности проблемы прав потребителей и поиск эффективных способов защиты.

Заведующий кафедрой Государственно правовых дисциплин КГТИ, кандидат юридических наук, доцент Л.С.Арутюнов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.