13 См.: Сборник руководящих приказов НКАТ РСФСР за 1939 год. М., 1940.
14 См.: Рубин А.Д. История автомобильного транспорта России: Учеб. пособие для студ. вузов. М., 2003. С. 153.
15 См.: Ведомости Верховного Совета СССР. 1939. № 19.
16 См.: КондратьевВ.М. Проблемы совершенствования автотранспортного законодательства. Казань, 1990. С. 21.
17 См.: Рубин А.Д. История автомобильного транспорта России. С. 172.
18 См.: Дегтярёв Г.А. Централизованные перевозки грузов автомобильным транспортом. М., 1955. С. 43.
19 См.: Сборник законодательства по автомобильному транспорту. М., 1964.
20 Там же.
21 Положение о взаимной материальной ответственно сти автотранспортных организаций и клиентуры за выполнение плана перевозок и сохранность перевозимых грузов // СП СССР. 1956. № 1. Ст. 122.
22 См.: Министерство автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР упразднено Указом Президиума Верховного совета СССР от 31 мая 1956 г. // Ведомости Совета СССР. 1956. № 12. Ст. 248.
23 См.: Руководство по организации централизованных перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования. М., 1955; 1956.
24 См.: Сборник основных условий и типовых договоров на перевозку грузов автотранспортными организациями Министерства автомобильного транспорта и шоссейных дорог СССР. М., 1956.
25 Там же.
26 См.: Сборник правил перевозок и тарифов Минав-тотранспорта и шоссейных дорог РСФСР. М., 1959. № 2.
27 То же. № 6.
28 То же. № 1.
29 См.: Ведомости ВС СССР. 1961. № 50. Ст. 525.
УДК [351: 330.567.22] (470+571)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА КАЧЕСТВОМ И БЕЗОПАСНОСТЬЮ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
С.А. Шушпанов
Саратовский государственный университет, кафедра государственно-правовых дисциплин E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются административно-правовые проблемы контрольно-надзорной деятельности за качеством и безопасностью потребительских товаров и услуг в условиях современных реформ органов государственной власти. Рассмотрены основные контрольные полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере защиты прав потребителей. Представлены положения о проведении мер, направленных на укрепление взаимодействия структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека с органами местного самоуправления.
State Control and Quality and Safety Inspection of Consumer Goods and Services S.A. Shushpanov
The paper considers administrative and legal problems of inspection of the quality and safety of consumer goods and services in the conditions of the modern government reform. Principal inspection rights of government and local bodies in the sphere of consumer right protection are discussed. Some measures are suggested for better cooperation between the departments of the Federal Consumer Protection Agency and local bodies.
Государственный контроль и надзор являются основным административным средством предуп-
реждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции.
В юридической литературе выделяют три организационно-правовых способа обеспечения законности и государственной дисциплины субъектов организационных управленческих отношений в сфере административно-правового регулирования: государственный контроль, государственный надзор и государственная контрольно-надзорная деятельность1.
Контроль - это одна из функций в компетенции каждого и любого государственного и общественного органа. Контроль за исполнением Конституции, законов, других нормативных и индивидуальных предписаний - это всеобщая и универсальная функция2.
Профессор Н.М. Конин определяет контроль как организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины и специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов по систематическому наблюдению и присмотру за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий требованиям законности
© С.А. Шушпанов, 2007
85
и государственной дисциплины, включающие в себя три обязательных элемента: во-первых, проверку фактического результата деятельности подконтрольных субъектов (физических и юридических лиц) в сравнении с ожидаемыми, намеченными, прогнозируемыми показателями; во-вторых, проверку путей и средств достижения этого результата, соответствие использованных при этом методов требованиям права, морали, нравственности, деловой и служебной этики, хозяйственной целесообразности; в-третьих, принятие по результатам контроля соответствующих мер как позитивного организационно-побудительного характера (мер материального и морального поощрения и стимулирования), так и негативного свойства (различных мер служебно-дисциплинарного и административного принуждения, а также привлечение к различным видам правовой ответственности)3.
Существуют общегосударственный и функциональный виды государственного контроля. Первый вид контроля отличается тем, что он осуществляется в масштабах всего государства, от имени высших государственных органов и держит в поле зрения деятельность исполнительной власти, а в имущественно-финансовом отношении и других властей. Общегосударственная контрольная деятельность, имеющая глубокую историю в России, в настоящее время осуществляется Главным контрольным управлением Президента Российской Федерации, Счетной палатой Федерального Собрания, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации; второй вид контроля носит узкоспециализированный межотраслевой функциональный характер.
В сфере защиты прав потребителей государство осуществляет также и надзорную деятельность. Надзор как отличный от контроля, другой организационно-правовой способ обеспечения законности и государственной дисциплины в сфере административно-правового регулирования представляет собой особую специфическую форму деятельности соответствующих государственных органов, также направленную на систематическое наблюдение и постоянный присмотр за деятельностью субъектов управленческих административно-правовых отношений с целью проверки соответствия их решений и действий нормам действующего законодатель-ства4. По мнению М.С. Студеникиной, надзор -это своего рода суженный контроль, а различие между административным надзором и контролем проявляется в широте охвата обследованием сферы деятельности, а также в специфике методов и правовых форм воздействия5. Не случайно постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 322 в названии федеральной службы указано слово «надзор». Так, ст. 5.9. Положения о Федеральной службе
по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека устанавливает, что служба осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка, а также осуществляет в установленном порядке проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан по выполнению требований санитарного законодательства, законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных видов товаров. Следовательно, поднадзорность деятельности Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека состоит в том, что поднадзорные ей объекты могут быть не связаны друг с другом какими-либо общими ведомственными интересами, поскольку ее надзор распространяется на все юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную деятельность на потребительском рынке. Указанная служба выносит обязательные предписания о ликвидации нарушений, выдает указания и рекомендации о способах и сроках их устранения, что также характерно формам реагирования административного надзора6.
Следовательно, разновидностью государственного управления и регулирования в экономической сфере являются функциональный контроль и надзор7. По своему правовому характеру Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является контрольно-надзорным государственным органом, осуществляющим свою межотраслевую деятельность, направленную на защиту прав потребителей.
В сфере защиты прав потребителей Российское государство осуществляет контрольно-надзорную деятельность за выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы (далее именуются - нормативные документы) при разработке новой продукции, подготовке ее к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и реализации, оказании услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;
выполнением правил продажи отдельных видов товаров и правил оказания услуг в сфере потребительского рынка, бытового, транспортного обслуживания и общественного питания;
соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия продукции и услуг,
оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, требованиям нормативных документов;
выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека (далее именуются - болезни людей и животных).
Выполняя контрольно-надзорные полномочия, государство в лице уполномоченных органов осуществляет пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и применяет меры административного воздействия к лицам, допустившим такие правонарушения.
В сфере защиты прав потребителей государство осуществляет предварительный, текущий и последующий контроль: именно, органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием государственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам:
пищевой ценности пищевых продуктов; безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, парфюмерной и косметической продукции, средств гигиены, а также табачных изделий;
безопасности условий разработки, подготовки к производству и изготовления продукции, ее хранения, транспортировки, реализации и употребления (использования);
безопасности услуг, оказываемых в сфере розничной торговли и сфере общественного питания;
условий утилизации или уничтожения некачественной, опасной продукции;
организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) продукции; условий и качества питания населения8. Указанный орган также осуществляет государственный контроль за соответствием государственным стандартам качества, упаковки, маркировки, информации о продукции, реализуемой в торговле, качества услуг, оказываемых в сфере торговли и сфере общественного питания, а также за соблюдением правил продажи отдельных
видов товаров, правил оказания услуг в сфере общественного питания.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которой Указом Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» переданы функции по контролю и надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, осуществляет государственный ветеринарный и фитосанитарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нормам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:
безопасности в ветеринарном отношении пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясопродуктов, молока и молокопродук-тов сырых, яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства), а также продуктов растительного происхождения;
безопасности в ветеринарном отношении условий заготовки пищевых продуктов животного и растительного происхождения, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на территорию Российской Федерации, хранения, транспортировки и поставок;
безопасности условий реализации на продовольственных рынках пищевых продуктов животного и растительного происхождения непромышленного изготовления;
условий утилизации некачественных, опасных пищевых продуктов животного и растительного происхождения, в том числе их использования на корм животных, или уничтожения;
организации и проведения ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предотвращение болезней животных, общих для животных и человека.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии, который согласно ст. 15 Указ Президента Российской Федерации от 20 мая 2004 г. № 649 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» преобразован в Федеральную службу по техническому регулированию и метрологии, осуществляет государственный надзор и контроль в области стандартизации, метрологии и сертификации за соответствием государственным стандартам:
качества продукции (за исключением зерна), упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и поставке;
безопасности в техническом отношении технологического оборудования, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами;
технических документов, в соответствии с которыми изготавливается продукция;
производственного контроля за качеством и безопасностью продукции, методик ее исследований (испытаний) и идентификации;
организации и проведения подтверждения соответствия продукции установленным требованиям, а также систем управления качеством.
Государственный надзор и контроль осуществляется указанными органами посредством проведения:
проверок деятельности граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по изготовлению и обороту пищевой продукции, оказанию услуг в сфере торговли и сфере общественного питания, включающих в себя при необходимости:
обследование территорий, зданий, помещений, сооружений, транспортных средств;
рассмотрение документов, необходимых для оценки качества и безопасности продукции, условий ее изготовления и оборота;
проведение исследований (испытаний) продукции;
проведение экспертизы продукции (санитарно-эпидемиологической, токсикологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проектов нормативных и технических документов, по которым предполагается осуществлять изготовление новой продукции;
расследования и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей, обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;
анализа причин и условий возникновения и распространения болезней людей и животных, а также проведения мероприятий, направленных на их ликвидацию и профилактику9.
Проверки и расследования осуществляются должностными лицами и специалистами органов государственного надзора и контроля по вопросам, относящимся к их компетенции, в соответствии с методическими и инструктивными документами, утвержденными в установленном порядке органами государственного надзора и контроля. Упомянутые проверки подразделяются, в свою очередь, на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся, как правило, по комплексу вопросов обеспечения качества и безопасности продукции. При необходимости для проведения таких проверок образуются комиссии, в состав которых включаются представители заинтересованных органов государственного надзора и контроля. Внеплановые проверки проводятся при получении органами государственного надзора и контроля информации об аварийных ситуациях, изменениях или нарушениях технологических процессов изготовления, хранения, транспортировки и реализации продукции, связанных с ее употреблением (использованием), случаях заболеваний (отравлений) людей и других нарушениях законодательства Российской Федерации
в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Результаты проверок и расследований оформляются документами (актами, заключениями) установленного образца, оригиналы которых вручаются гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, и руководителям проверяемых организаций.
По результатам указанных проверок, в случае выявления нарушений в области защиты прав потребителей и обеспечения качества и безопасности продукции, должностные лица и специалисты органов государственного надзора и контроля в пределах своей компетенции применяют меры административного пресечения и воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В некоторых предусмотренных случаях органами, осуществляющими контрольно-надзорную деятельность в области защиты прав потребителей, проводится такая контрольная мера, как отбор образцов продукции. Отбор образцов продукции и иных материалов, необходимых для оценки ее качества, безопасности, условий изготовления и оборота, проведение исследований (испытаний) и оформление их результатов осуществляются в соответствии с нормативными документами, устанавливающими требования к отбору, методам и методикам исследований (испытаний) продукции и оценки полученных результатов.
Проведение исследований (испытаний) продукции и иных материалов осуществляется в лабораториях (испытательных центрах) органов государственного надзора и контроля, а при необходимости в других лабораториях (испытательных центрах), аккредитованных в установленном порядке.
В дальнейшем результаты проведенных исследований (испытаний) продукции своевременно доводятся до сведения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц.
Контроль за соблюдением прав потребителей также проводится уполномоченными государственными органами в форме рассмотрений отчетов по результатам деятельности подконтрольных объектов, всестороннего целевого инспектирования, целевых проверок по жалобам потребителей, сообщениям средств массовой информации, сообщениям различных правоохранительных органов; ревизий финансово-хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, можно выделить следующие основные функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека:
осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами
и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
В результате проведенной реформы образованы 34 федеральные службы, осуществляющие контрольно-надзорные полномочия в различных сферах деятельности. Действовавшая в России в период до проведения административной реформы 2003-2004 гг. система государственных контрольных органов подвергалась обоснованной критике как со стороны специалистов, осуществляющих этот контроль, так и со стороны «подконтрольных» объектов. Не составляли исключение и органы, осуществляющие государственный контроль в сфере защиты прав потребителей, а также за качеством и безопасностью потребительских товаров. Отмечалось, что за последнее время контрольный аппарат значительно вырос, и не всегда этот численный рост оправдан. Зачастую контрольные органы дублируют друг друга. Отсутствуют налаженные контакты и координация деятельности различных контрольных органов. Эти недостатки мешают использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.
Создание Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, объединившей в себе разнообразные функции Департамента государственного санитарно-эпидемиологического надзора Минздрава России, Департамента Государственной инспекции по качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли РФ (Госторгинспекции), стало важным этапом развития государственной защиты потребительских прав в России. Одной из основных целей создания данного ведомства было сокращение многочисленных инспекций и надзоров с дублирующими друг друга полномочиями в сфере защиты прав потребителей и отсутствием четкого взаимодействия и координации.
В настоящее время Роспотребнадзор является успешно функционирующим органом исполнительной власти с широким спектром контрольнонадзорных полномочий, имеющим эффективную организационную структуру и богатую материально-техническую базу. Однако следует отметить, что проведенная реформа системы и структуры исполнительной власти не в полной мере оправ-
дала ожиданий по эффективной реорганизации контролирующих органов, не устранила их множественности и сохранила частичное дублирование их функций и полномочий.
В настоящее время дублирование контрольно-надзорных полномочий в сфере защиты прав потребителей государственными органами наблюдается в контроле за рекламой. Необходимо отметить, что недобросовестная и недостоверная реклама низкокачественных и опасных для граждан товаров и услуг существенно нарушает права потребителя, ставит под угрозу здоровье населения, кроме того, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством имитации (копирования или подражания) общего проекта, текста, рекламных формул, изображений, музыкальных или звуковых эффектов, используемых в рекламе других товаров, либо посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.
Таким образом, в настоящее время контроль за рекламой осуществляют сразу два органа
- Федеральная антимонопольная служба и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Аналогичная ситуация сложилась в вопросе применения административной ответственности за правонарушение, предусмотренного ч. 2 ст. 7.8. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения). В соответствии с ч. 1 ст. 23.23 КоАП РФ дела об указанном административном правонарушении рассматривают органы, осуществляющие государственный контроль за использованием и охраной водных объектов. Однако в соответствии с Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 1 июня 2005 г. № 421 «Об утверждении Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.8 КоАП (самовольное занятие земельного участка зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственнобытового водоснабжения Российской Федерации) уполномочены составлять должностные лица Роспотребнадзора.
Необходимо отметить, что остаются нерешенными некоторые вопросы о порядке привлечения к административной ответственности нарушителей потребительских и смежных с ними прав. Например, сложилась неясная ситуация по
вопросу применения норм ст. 14.28 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. В последние годы тысячи граждан столкнулись с нарушениями своих прав при участии в долевом строительстве многоквартирных домов. Согласно разъяснениям Верховного Суда Российской Федерации на указанные правоотношения распространяются нормы Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей»10, а следовательно, протоколы по данному составу правонарушения должны составлять должностные лица Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Но, в то же время, не являясь уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, Роспотребнадзор не вправе осуществлять административное производство по ст. 14.28 и ч. 4 ст. 19.5 КоАП РФ11. Следует отметить, что специального органа, уполномоченного осуществлять административное производство по нарушениям в области долевого строительства, в настоящее время нет. Таким образом, сложилась ситуация, когда потребитель - участник долевого строительства - оказался фактически бесправным.
Решить данный вопрос можно только путем внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации, передающих полномочия по осуществлению административного производства по ст. 14.28, ч. 4 ст. 19.5 данного Кодекса Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
В качестве одной из главных проблем в организации защиты прав потребителей и благополучия человека следует отметить недостаточно четкое взаимодействие федеральных органов власти, в том числе Роспотребнадзора, с исполнительными органами субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, а также общественными объединениями потребителей. Особо необходимо четкое правовое регулирование взаимодействия органов местного самоуправления с территориальными подразделениями Роспотребнадзора в целях предотвращения возникновений чрезвычайных ситуаций эпидемиологического и иного характера. Эта необходимость обусловлена прежде всего тем, что в России немало отдаленных населенных пунктов, где защита прав потребителей фактически осуществляется исключительно органами местного самоуправления.
Представляется, что взаимодействие органов местного самоуправления с территориальными подразделениями Роспотребнадзора необходимо в первую очередь в вопросах:
- предоставления информации органами местного самоуправления об эпидемиологической обстановке, о количестве и предмете выявленных правонарушений ;
- выявления и установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных, паразитарных, профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно-эпидемиологических расследований, установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;
- проведения мероприятий, направленных на предупреждение, выявление и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе связанных с применением с террористической целью биологических, химических и иных факторов, представляющих чрезвычайную опасность для населения;
- проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение влияния вредных и опасных факторов среды обитания на здоровье человека.
Следует отметить, что существует необходимость в участии территориальных структурных подразделений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в проведении обучения и аттестации должностных лиц органов местного самоуправления, осуществляющих контрольные полномочия в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Обратим также внимание на то, что при органах местного самоуправления отсутствуют экспертные отделы (в то время как общественные объединения могут проводить независимую экспертизу качества и безопасности товаров, работ и услуг). В связи с этим должна быть четкая регламентация взаимодействия указанных органов при необходимости проведения подразделениями Роспотребнадзора санитарно-эпидемиологических и иных экспертиз.
Полагаем, что регламентация указанных вопросов взаимодействия структурных подразделений Роспотребнадзора и органов местного самоуправления позволит быстрее реагировать на выявленные нарушения.
Для решения указанных задач необходимо создание в структуре Роспотребнадзора информационных центров, предназначенных для сбора и анализа информации об эпидемиологической обстановке в каждом муниципальном районе субъекта Российской Федерации. С целью решения проблем взаимодействия указанных органов считаем целесообразным создание в структуре органов Роспотребнадзора Координационного совета местных органов власти по вопросам защиты прав потребителей и благополучия человека.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Г. Онищенко в своем интервью газете «Труд» отметил: «Система защиты прав потребителей уже существует, хотя ее, конечно, надо совершенствовать. Верхняя ступенька - наша Федеральная служба и ее территориальные управления в субъектах РФ, где есть специальные отделы защиты прав потребителей. Кроме того, эта работа немыслима без участия общественных организаций, с которыми мы успешно сотрудничаем. Например, налажено активное взаимодействие с Международной конфедерацией обществ потребителей, Всероссийской лигой защитников потребителей, целым рядом региональных объединений - Московским обществом защиты прав потребителей, ООП «Волгоградский городской центр защиты прав потребителей» и многими другими. Третий «эшелон защиты» - возможно, самый важный - это наша собственная грамот-ность»12.
В целях повышения уровня знаний потребителя о своих правах и организации по-треби-тельского просвещения необходим регламентированный порядок проведения органами Роспотребнадзора обмена актуальной информацией по вопросам защиты прав потребителей с органами местного самоуправления и объединениями потребителей, организации мероприятий (семинаров, совещаний, выступлений в средствах массовой информации) по вопросам защиты прав потребителей. Используя положительный опыт Германии в деле потребительского просвещения граждан, предлагается создать в структуре Роспотребнадзора сеть информационно-консультационных центров, которые создадут гражданам условия для более активного использования ими своего права на получение консультаций и информации по вопросам правильного потребительского поведения при выборе товаров и платных услуг, а также по правовым и социальным вопросам. Полагаем,
что функционирование данных информационноконсультационных центров в структуре Роспотребнадзора будет способствовать повышению уровня знаний жителей города, а также уровня их социальной и экономической защищенности. Следует отметить, что такие органы уже существуют и успешно действуют при мэрии г. Тольятти13.
Примечания
1 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право: Учеб. пособие. Саратов, 2000. С.180-183; Конин Н.М. Российское административное право. Общая часть. Курс лекций, Саратов, 2001. С. 326-327.
2 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Указ. соч. С. 12.
3 См.: Конин Н.М. Указ. соч. С. 326.
4 Там же.
5 См.: Студеникина М.С. Государственный контроль в сфере управления (Проблемы надведомственного контроля). М., 1974. С. 18.
6 См.: Рос. газета. 2004. 8 июля.
7 См.: Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Указ. соч. С. 182.
8 См.: Тихомиров Ю.А. Предприниматель и закон. М., 1996. С. 162.
9 О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов // Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 987. СЗ РФ 2001. № 1 (Ч. II). Ст. 123.
10 Письмо Минздрава РФ от 4 апреля 2001 г. № 2510/346101-12.
11 См.: ЖКХ. Журнал руководителя и главного бухгалтера. 2005. № 10.
12 Труд. 2005. № 066. 15 апр.
13 О проведении семинара в г. Тольятти на тему «Консультирование и информирование потребителей. Опыт Германии и России: Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 31.08.2005 № 0100/7071-05-32.