Научная статья на тему 'Совершенствование системы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения мегаполиса на базе модели риск-ориентированного надзора'

Совершенствование системы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения мегаполиса на базе модели риск-ориентированного надзора Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
137
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ / HEALTH RISK ASSESSMENT / ЖИТЕЛИ МЕГАПОЛИСА / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / HYGIENIC CHARACTERISTICS / САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING / РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ НАДЗОР / MEGAPOLIS CITIZENS / RISK-ORIENTED SURVEILLANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Андреева Елена Евгеньевна

Применение риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, базирующейся на вероятностном анализе связи частоты нарушения санитарного законодательства с риском потенциального вреда здоровью населения в условиях мегаполиса, позволило сформулировать рекомендации для федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенциями. Выполнение предложенных рекомендаций позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с учетом особенностей городских агломераций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Андреева Елена Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGY WELFARE PROVIDING FOR THE METROPOLIS POPULATION WHEN USING THE RISK BASED MODEL

An applying the risk based model in the supervision activities of Rospotrebnadzor, based on probability analysis for the interaction of normative sanitary legislation disturbance frequency and potential health risk for the metropolis population has permitted to develop the recommendations for the federal and local executive authorities according to their competence. Implementation of the recommendations will allow to improve the supervision activities of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare when considering the special aspects of metropolitan area as well.

Текст научной работы на тему «Совершенствование системы обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения мегаполиса на базе модели риск-ориентированного надзора»

4

ЗНиСО ДШШ N42 (20Е)

УДК 614.3

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ НАСЕЛЕНИЯ МЕГАПОЛИСА НА БАЗЕ МОДЕЛИ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО НАДЗОРА

Е.Е. Андреева

Управление Роспотребнадзора по г. Москве, г. Москва, Россия

Применение риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, базирующейся на вероятностном анализе связи частоты нарушения санитарного законодательства с риском потенциального вреда здоровью населения в условиях мегаполиса, позволило сформулировать рекомендации для федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенциями. Выполнение предложенных рекомендаций позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с учетом особенностей городских агломераций.

Ключевые слова: оценка риска здоровью, жители мегаполиса, гигиеническая характеристика, санитарно-эпидемиологическое благополучие, риск-ориентированный надзор.

E.E. Andreeva □ DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF SANITARY AND EPIDEMIOLOGY WELFARE PROVIDING FOR THE METROPOLIS POPULATION WHEN USING THE RISK BASED MODEL □ Moscow Regional Office of Rospotrebnadzor, Moscow, Russia.

An applying the risk based model in the supervision activities of Rospotrebnadzor, based on probability analysis for the interaction of normative sanitary legislation disturbance frequency and potential health risk for the metropolis population has permitted to develop the recommendations for the federal and local executive authorities according to their competence. Implementation of the recommendations will allow to improve the supervision activities of the Federal Service for Supervision of Consumer Rights Protection and Human Welfare when considering the special aspects of metropolitan area as well. Key words: health risk assessment, megapolis citizens, hygienic characteristics, sanitary and epidemiological well-being, risk-oriented surveillance.

Проблемы разработки риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности в системе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека нуждаются в научно-методической поддержке с использованием базовых принципов анализа риска, оценки эффективности и результативности деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом обоснованной ее минимизации [3]. К настоящему времени была сокращена продолжительность, установлена периодичность плановых проверок, внедрена процедура согласования отдельных видов внеплановых проверок с органами прокуратуры, сформирована нормативная и методическая база повышения качества и предоставления (исполнения) государственных и муниципальных услуг (функций). При этом устранение административных барьеров для хозяйственной деятельности ни в коем случае не должно привести к снижению надежности и эффективности системы надзора за соблюдением санитарного законодательства и обоснованности мер, направленных на снижение уровня смертности, заболеваемости, увеличение продолжительности жизни и создание благоприятных условий проживания граждан [1, 2, 4].

В ходе решения поставленных задач был предложен алгоритм риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора, базирующийся на вероятностном анализе связи частоты нарушения санитарного законодательства с риском потенциального вреда здоровью населения, что дает возможность совершенствования системы обеспечения сани-

тарно-эпидемиологического благополучия населения. Разработанная на примере г. Москвы модель риск-ориентированного надзора основана на базовых принципах, предусматривающих поэтапный анализ риска, его оценку по определенной шкале, дифференцированность регулирующих воздействий и их приоритетность в отношении объектов высокого риска причинения потенциального вреда здоровью, экономическую эффективность и оптимальность ресурсного обеспечения.

Проведенная систематизация объективных характеристик качества объектов среды обитания мегаполиса на базе экстраполяции, пространственно-временного и сравнительного анализа позволила выявить устойчивые тенденции сохранения условий воздействия негативных факторов на человека, что подтверждается превышением гигиенических нормативов содержания токсичных компонентов в атмосферном воздухе по бенз(а)пирену (до 6,6 ПДКсс. - в 2014 г.), азота оксиду и азота диоксиду, взвешенным веществам, формальдегиду (до 1,1-2,7 ПДКсс. -в 2014 г.), существенным (до 65,8 %) ростом доли источников централизованного водоснабжения, качество воды которых не соответствует гигиеническим нормативам, а также стабильным уровнем доли нестандартных проб питьевой воды (по содержанию железа и тетра-хлорметана) и почв (по ряду санитарно-хими-ческих и микробиологических показателей). В условиях интенсификации хозяйственной деятельности без изменения регулирующих приоритетов надзора можно прогнозировать сохранение выявленных тенденций и формирование угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населения мегаполиса.

1

декабрь №12 (285) ЗНивО

с

—- Наличие угроз санитарно-эпидемиологическому благополучию населения мегаполиса под-1—Ф тверждено установленными выше приемлемых

I_ значений уровнями канцерогенного и неканце-

г*— рогенного риска при хроническом воздействии загрязнителей атмосферного воздуха и питье-^^ вой воды. Многокомпонентное загрязнение атмосферного воздуха обусловило при хроническом воздействии показатели риска (Н1) нарушений со стороны органов дыхания (до 9,58) ^^ выше приемлемых значений. При хроническом многосредовом поступлении загрязнителей атмосферного воздуха и питьевой воды индексы ^^ опасности свидетельствуют о риске для системы крови (до 3,7), иммунной системы (до 6,30). Суммарный индивидуальный! канцерогенный риск составляет до 1,47 х 10, популяционный канцерогенный - более 2 174 ожидаемых слу-^^ чаев новообразований, в том числе за счет атмосферных (формальдегид, бензол), водных — (хром, мышьяк) факторов экспозиции. Определены уровни дополнительной смертности при остром и хроническом (до 2 187 сл./год, ЮЗАО) 1= воздействии частиц РМ10. Моделирование эволюции риска позволило ожидать сокращение прогнозируемой продолжительности жизни населения до 0,17 года, в основном, за счет нарушения санитарных требований к атмосферному воздуху. Ведущая роль санитарно-эпидемиологических факторов в формировании ассоциированных с качеством среды обитания дополнительных случаев нарушений здоровья населения в условиях благоприятных социально-экономических показателей мегаполиса подтверждена результатами кластерного анализа.

Анализ результатов контрольно-надзорной деятельности за соблюдением санитарного законодательства по г. Москве показал, что ежегодно при охвате субъектов надзора на уровне 14 % (1 раз в 7 лет) общее число выявленных правонарушений возросло на 10 % и составило 73 % от числа проверок. Установлено, что вероятность нарушения законодательства наиболее высока в отношении статей 19-22 Федерального закона № 52-ФЗ [5]. Так, вероятность нарушения ст. 19 составила 0,9 и была связана с несоблюдением требований к микробиологическому составу воды, органолептическим качествам и содержанию ряда примесей (соли жесткости, железо и др.). Наиболее часто нарушались требования ст. 20 к качеству атмосферного воздуха; вероятность нарушений составляла до 0,88; от населения поступали жалобы. Неудовлетворительное качество атмосферы на 52 % связано с функционированием крупных производственных объектов (в том числе в условиях отсутствия производственного контроля, несоблюдения режима санитарно-защитных зон), объектов транспорта и удаления отходов. Законодательные требования к обеспечению нормативного качества почв в соответствии со ст. 21 нарушались с вероятностью 0,1, в основном, за счет деятельности промышленных предприятий.

Углубленный статистический анализ показал, что нарушение обязательных требований санитарного законодательства создает условия для возникновения дополнительных случаев

нарушения здоровья населения мегаполиса. В среднем нарушение статей 19-22 Федерального закона № 52-ФЗ [5] вероятностно связано с возникновением дополнительных случаев заболеваний различной тяжести у детей (29,6 %) и взрослых (17,6 %); статьи 25 - у работающих (8 % дополнительных случаев заболеваемости и смертности по причине болезни системы кровообращения, органов дыхания, нервной системы) при нарушении санитарных требований к условиям труда. Установлено, что в мегаполисе в условиях высокой плотности населения под негативным воздействием отдельных хозяйствующих объектов, осуществляющих различные виды деятельности с нарушением обязательных требований санитарного законодательства, продолжают находиться порядка сотен тысяч человек, при этом риск потенциального вреда, причиненного здоровью населения вследствие этих нарушений, с учетом его тяжести достигает 1 х 10.

Показано, что в соответствии с принципами риск-ориентированной модели организация систематического целенаправленного контроля и надзора требуется в отношении 50,9 % объектов по производству пищевых продуктов и общественного питания, 32,7 % промышленных и водоснабжающих предприятий, 14,8 % крупных лечебно-профилактических учреждений, 7,7 % детских и подростковых организаций. Все объекты структурированы по шести категориям риска. Особенностью мегаполиса при прочих равных условиях является более высокая категория риска объектов надзора, расположенных на территории административных округов с высокой плотностью населения. С учетом выявленных особенностей и результатов кластеризации на ближайший прогнозируемый период плановой контрольно-надзорной деятельности в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия потенциально будут подлежать 9 645 ЮЛ и ИП, из них 24,9 % - I и II категории риска, 74 % - III и IV категории. Субъекты низкого риска (VI - 21 %) выведены из-под планового надзора, поскольку они формируют не более 0,000085 % всех рисков потенциального вреда здоровью. Анализ годового фонда рабочего времени специалистов Управления Роспотребнадзора по г. Москве и доли плановых контрольно-надзорных мероприятий показал, что ежегодно может быть осуществлено порядка 1 418 проверок. Запланированы проверки 532 субъектов надзора I категории, 877 - II категории, 9 - III категории. Доля риска причинения вреда здоровью населения вследствие нарушения обязательных требований санитарного законодательства, охваченная надзором, составит 95,31 % от суммарного риска.

Проведенные исследования позволили на основе комплекса методов гигиенического анализа доказать оптимальность и перспективность перехода на риск-ориентированную модель надзора и разработать научно обоснованные гигиенические рекомендации по совершенствованию системы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения мегаполиса. С учетом межведомственного характера задач анализа риска здоровью, кон-

с

ЗНивО декабрь №12 (20с)

кретные рекомендации даны для федеральных и региональных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенциями.

Так, рекомендации Федеральным органам исполнительной власти включают: дальнейшее развитие методологии риск-ориентированного надзора за организациями, деятельность которых может быть связана с риском причинения вреда здоровью населения вследствие нарушения обязательных требований санитарного законодательства; дальнейшее развитие методологии социально-гигиенического мониторинга в сопряжении с научно-методическими основами риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности; закрепление концептуальных положений анализа риска здоровью в базовых законодательных документах РФ и отраслевых нормативно-методических разработках, касающихся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствование информационно-аналитического обеспечения федерального реестра хозяйствующих субъектов РФ для системной организации учета подконтрольных организаций и планирования контрольно-надзорной деятельности с учетом риск-ориентированного подхода; мониторинг результативности и экономической эффективности риск-ориентированной модели контрольно-надзорной деятельности по предотвращенным потерям от заболеваемости и смертности населения, связанным с качеством среды обитания и частотой нарушения обязательных требований санитарного законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; совершенствование методических подходов к доказательности факта и тяжести причинения вреда здоровью гражданина вследствие нарушения объектом надзора требований санитарного законодательства к качеству среды обитания.

Региональным органам исполнительной власти в соответствии с их компетенциями в сфере природопользования рекомендовано разработать комплекс мер, направленных на снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха с учетом источников и факторов риска здоровью, а также зон его повышенных значений в отдельных административных округах, обратив особое внимание на роль транспорта и промышленных предприятий, а также комплекс мер по предотвращению возрастающего химического и микробиологического загрязнения водотоков - источников централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения населения и почв селитебных зон административных округов.

Региональным органам исполнительной власти в соответствии с их компетенциями в сфере общественного здоровья и здравоохранения рекомендовано проанализировать результаты исследования причин возникновения дополнительных случаев заболеваний детского и взрослого населения, обусловленных качеством среды обитания; информировать медицинское сообщество о проблемах и факторах риска нарушений состояния здоровья населения, связанных с нарушением нормативных требований

к качеству среды обитания, обратив особое внимание на динамику первичной заболеваемости, болезней органов дыхания, новообразований; разработать комплекс медико-профилактических мероприятий по диагностике, коррекции и предотвращению возникновения дополнительных случаев нарушений здоровья по приоритетным для мегаполиса заболеваниям населения, связанным с качеством среды обитания.

На локальном уровне муниципальным органам исполнительной власти в соответствии с их компетенциями в сфере административно-территориального управления рекомендовано проанализировать перечень организаций I—III классов опасности по риску причинения вреда здоровью населения, осуществляющих свою хозяйственную деятельность на территориях административных округов; использовать результаты исследований, выполненных в рамках развития и внедрения риск-ориентированной модели надзора, при проектировании генпланов развития округов; учитывать риск причинения потенциального вреда здоровью и численности населения, находящегося под воздействием хозяйствующей организации с низким уровнем правовой культуры, при проектировании и строительстве объектов инфраструктуры; информировать население о рисках причинения потенциального вреда здоровью, источниках и причинах их возникновения, объектах с высокой частотой правонарушений и зонах их влияния.

Выполнение предложенных рекомендаций позволит оптимизировать контрольно-надзорную деятельность Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в том числе с учетом особенностей городских агломераций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анализ риска здоровью в стратегии государственного социально-экономического развития: Монография / Г.Г. Они-щенко, Н.В. Зайцева, И.В. Май [и др.]. Под общ. ред. Г.Г. Онищенко, Н.В. Зайцевой. Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехи. ун-та, 2014. 738 с.

2. Зайцева Н.В. и др. Методические подходы к оценке результативности и экономической эффективности риск-ориетированной контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора / Н.В. Зайцева, И.В. Май, П.З. Шур [и др.] // Анализ риска здоровью. 2014. № 1. С. 4-13.

3. Концепция повышения эффективности контрольно-надзорной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления на 2014-2018 годы: проект [Электронный ресурс]. - URL: ar.gov.ru/ .../450_koncep-ciya_revised_as_of_8_26_2013_ (2).doc-d (дата обращения: 03.04.2014).

4. Онищенко Г.Г. и др. Анализ риска здоровью в задачах совершенствования санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации / Г.Г. Онищенко, А.Ю. Попова, Н.В. Зайцева [и др.] // Анализ риска здоровью. 2014. № 2. С. 4-13.

5. О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (с изменениями и дополнениями): Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ.

Контактная информация:

Андреева Елена Евгеньевна, тел.: +7 (495) 687-40-35, e-mail: andreva_vao@mail.ru Contact information: Andreeva Elena, phone: +7 (495) 687-40-35, e-mail: andreva_vao@mail.ru

i

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.